Первичная сердечно-легочная реанимация у детей

4.При нарастании явлений стеноза (I-II степень, II-III степени):


  • оксигенотерапия;


  • ультразвуковые ингаляции при I-II степени
    — 3 раза в день, при II-IIIстепени — постоянно в паракислородной
    палатке: при отечной форме проводить
    ингаляции аэрозоля с кортикостероидами
    (гидрокортизон — 12,5-25 мг в ингалируемом
    составе); при обтурационной форме —
    ингаляции с гипертоническим раствором
    натрия хлорида, при отсутствии эффекта
    с химотрипсином;


  • преднизолон в дозе 2 — 3 мг/кг в сут внутрь;


  • при явно выраженном беспокойстве —
    0,5 % раствор седуксена 0,02 мл/кг (0,1 мг/кг)
    в/м.


  • оксигенотерапия в условиях паракислородной
    палатки;


  • преднизолон в дозе 5 — 7 мг/кг в/м или в/в;


  • вызов реанимационной бригады для
    проведения прямой ларингоскопии и
    интубации трахеи;


  • при отсутствии эффекта от вышеперечисленных
    мероприятий обеспечить ИВЛ.

Госпитализация
детей со стенозирующим ларинготрахеитом
обязательна после оказания неотложной
помощи: при I-II степени стеноза — в
инфекционное отделение, при III-IV степени
— в реанимационное отделение.

АНАФИЛАКТИЧЕСКИЙ
ШОК

Анафилактический
шок — остро развивающийся, угрожающий
жизни патологический процесс, обусловленный
аллергической реакцией немедленного
типа при введении в организм аллергена,
характеризующийся тяжелыми нарушениями
кровообращения, дыхания, деятельности
ЦНС.

Чаще
развивается в ответ на парентеральное
введение лекарственных препаратов
(пенициллин, сульфаниламиды,
рентгеноконтрастные вещества, сыворотки,
вакцины, белковые препараты и др.), а
также при проведении провокационных
проб с пыльцевыми и реже с пищевыми
аллергенами, при укусах насекомых.

Клиническая
диагностика


Выделяют
два варианта молниеносного течения
анафилактического шока в зависимости
от ведущего клинического синдрома:
острой дыхательной недостаточности и
острой сосудистой недостаточности.

При
анафилактическом шоке с ведущим
синдромом дыхательной недостаточностиу ребенка внезапно появляется и нарастает
слабость, чувство сдавления в груди с
ощущением нехватки воздуха, мучительный
кашель, пульсирующая головная боль,
боль в области сердца, страх.

Отмечается
резкая бледность кожи с цианозом, пена
у рта, затрудненное свистящее дыхание
с сухими хрипами на выдохе. Может
развиться ангионевротический отек лица
и других частей тела. В последующем, при
явлениях прогрессирования дыхательной
недостаточности и присоединения
симптомов острой надпочечниковой
недостаточности может наступить
летальный исход.

Анафилактический
шок с развитием острой сосудистой
недостаточноститакже характеризуется
внезапным началом с появлением слабости,
шума в ушах, проливного пота. Отмечаются
нарастающая бледность кожи, акроцианоз,
прогрессирующее падение АД, нитевидный
пульс, тоны сердца резко ослаблены.

Реже
анафилактический шок протекает с
постепенным развитием клинической
симптоматики.

Комплекс
лечебных мероприятий должен быть
абсолютно неотложным и проводиться в
четкой последовательности. Вначале
лечения целесообразно все противошоковые
препараты ввести внутримышечно, при
неэффективности терапии — пунктировать
вену.

1.
Уложить больного в положение с приподнятым
ножным концом, повернуть его голову
набок, выдвинуть нижнюю челюсть для
предупреждения западения языка, асфиксии
и предотвращения аспирации рвотными
массами. Обеспечить поступление свежего
воздуха или ингалировать кислород.

а)
при парентеральном введении аллергена:


  • обколоть «крестообразно» место инъекции
    (ужаления) 0,1 % раствором адреналина —
    0,1 мл/год жизни в 5,0 мл изотонического
    раствора натрия хлорида и приложить к
    нему лед;


  • наложить жгут (если позволяет локализация)
    проксимальнее места введения аллергена
    на 30 мин, не сдавливая артерии;


  • если аллергическая реакция вызвана
    введением пенициллина, ввести 1 млн ЕД
    пенициллиназы в 2,0 мл изотонического
    раствора натрия хлорида в/м;


б)
при закапывании аллергенного медикамента
носовые ходы и конъюнктивальный мешок
необходимо промыть проточной водой и
закапать 0,1 % раствор адреналина и 1 %
раствор гидрокортизона;

восстановление после реанимации ребенок 2 года

в)
при пероральном приеме аллергена промыть
больному желудок, если позволяет его
состояние.

3.
Немедленно ввести внутримышечно:


  • 0,1 % раствор адреналина в дозе 0,05 — 0,1
    мл/год жизни (не более 1,0 мл) и


  • 3% раствор преднизолона в дозе 5 мг/кг в
    мышцы дна полости рта;


  • антигистаминные препараты: 1 % раствор
    димедрола 0,05 мл/кг (не более 0,5 мл — детям
    до года и 1,0 мл — старше года) или 2 %
    раствор супрастина 0,1 — 0,15 мл/год жизни.
    Применение пипольфена противопоказано
    в связи с его выраженным гипотензивным
    эффектом! Обязателен контроль за
    состоянием пульса, дыхания и АД!

Предлагаем ознакомиться:  Насморк у ребенка 2 года как лечить

4.
После завершения первоначальных
мероприятий обеспечить доступ к вене
и ввести внутривенно струйно 0,1 % раствор
адреналина в дозе 0,05 — 0,1 мл/год жизни в
10,0 мл изотонического раствора натрия
хлорида.

5.
Ввести внутривенно глюкокортикостероиды:


  • 3% раствор преднизолона 2-4 мг/кг (в 1 мл
    — 30 мг) или


  • гидрокортизон 4 — 8 мг/кг (в 1 мл суспензии
    — 25 мг) или


  • 0,4 % раствор дексаметазона 0,3-0,6 мг/кг (в
    1 мл — 4 мг).

6.
Начать проведение в/в инфузионной
терапии 0,9 % раствором натрия хлорида
или раствором Рингера из расчета 20 мл/кг
в течение 20 — 30 мин.

В
дальнейшем при отсутствии стабилизации
гемодинамики повторно вводится коллоидный
раствор (реополиглюкин или полиглюкин)
в дозе 10 мл/кг. Объем и скорость инфузионной
терапии определяется величиной АД, ЦВД
и состоянием больного.

7.
Если АД остается низким, вводить α —
адреномиметики внутривенно через каждые
10 — 15 мин до улучшения состояния:


  • 0,1% раствор адреналина 0,05-0,1 мл/год жизни
    (суммарная доза до 5 мг) или


  • 0,2% раствор норадреналина 0,1 мл/год жизни
    (не более 1,0 мл) или


  • 1% раствор мезатона 0,1 мл/год жизни (не
    более 1,0 мл).

8.
При отсутствии эффекта в/в титрованное
введение допамина в дозе 8 — 10 мкг/кг в
мин под контролем АД и ЧСС.

Первичная сердечно-легочная реанимация у детей

9.
При бронхоспазме и других расстройствах
дыхания:


  • проводить оксигенотерапию;


  • ввести 2,4 % раствор эуфиллина 0,5-1,0 мл/год
    жизни (не более 10,0 мл) в/в струйно на 20
    мл изотонического раствора натрия
    хлорида;


  • удалять накопившийся секрет из трахеи
    и ротовой полости;


  • при появлении стридорозного дыхания
    и отсутствии эффекта от комплексной
    терапии необходима немедленная
    интубация, а в некоторых случаях по
    жизненным показаниям — коникотомия.


10.
При необходимости — проведение комплекса
сердечно-легочной реанимации.

Госпитализация
в реанимационное отделение после
проведения комплекса неотложных лечебных
мероприятий.


точно собранный аллергоанамнез личный
и семейный;


у больных с аллергическим анамнезом на
сигнальном листе истории болезни ставят
штамп «аллергия» и перечисляют
лекарственные препараты, вызывающие
аллергию;


после инъекций антибиотиков необходимо
наблюдать больного в течение 10-20 мин;


медперсонал процедурных, хирургических
кабинетов, медпунктов должен быть
специально подготовлен для оказания
неотложной медицинской помощи при
лекарственном анафилактическом шоке
и лечении подобных состояний.

Шок
— остро развивающийся, угрожающий
жизни патологический процесс,
характеризующийся прогрессирующим
снижением тканевой перфузии, тяжелыми
нарушениями деятельности ЦНС,
кровообращения, дыхания и обмена веществ.

1.
Уменьшение общего объема крови
(гиповолемический шок) вследствие
кровотечения или обезвоживания при
потерях из желудочно-кишечного тракта
(рвота, диарея), полиурии, при ожогах и
др. Основной патогенетический механизм
— недостаточность преднагрузки сердца
из-за дефицита венозного притока.

2.
Депонирование крови в венозных бассейнах
(распределительный или вазогенный шок)
при анафилаксии, острой надпочечниковой
недостаточности, сепсисе, нейрогенном
или токсическом шоке. Ведущий
патогенетический механизм — недостаточность
постнагрузки сердца.

3.
Малый сердечный выброс (кардиогенный
шок) вследствие несостоятельности
насосной функции сердца, а также в
результате обструкции венозного притока
к сердцу или сердечного выброса
(обструктивный шок) при заболеваниях
перикарда, напряженном пневмотораксе,
и др.

Предлагаем ознакомиться:  Поделки для детей 2 лет «Цветы» – три идеи для творчества.

Шок
любой этиологии характеризуется
фазностью развития расстройств
периферического кровообращения, однако,
конкретная причина шока накладывает
отпечаток на взаимоотношения между
стадиями и продолжительностью каждой
из них.

  • Ранняя
    (компенсированная) фаза шока проявляется
    у ребенка тахикардией в сочетании с
    нормальным или несколько повышенным
    АД, бледностью или «мраморностыо» кожи,
    холодными конечностями, пепельно-цианотичной
    окраской губ и ногтевых лож, диурез
    сохранен. Сознание ясное, нередко
    отмечаются состояние тревоги,
    психомоторное беспокойство.

  • Для
    фазы выраженного шока характерны
    заторможенность ребенка, систолическое
    АД менее 80 мм рт. ст., пульс нитевидный,
    тахикардия до 150 % от возрастной нормы,
    тахипное, резкая бледность кожи,
    отчетливый акроцианоз, олигурия.

  • Поздняя
    (декомпенсированная) фаза характеризуется
    снижением систолического АД менее 60
    мм рт. ст., распространенным цианозом
    кожи и слизистых оболочек, «гипостазами»,
    анурией. Больной находится в состоянии
    прострации, ко всему безучастен, возможны
    нарушения сознания вплоть до развития
    комы. В дальнейшем развивается клиника
    агонального состояния.

Тема 18. Проведение промежуточного контроля знаний и умений студентов по дисциплине «поликлиническая педиатрия».

1.При
какой степени тяжести стеноза гортани
показана экстренная трахеотомия?

а.
При 1 степени.

б.
При 2 степени.

в.
При 3 степени.

г.
При 3 и 4 степени.

*
д. При 4 степени.

2.С
какой степени тяжести стеноза гортани
противопоказана отвлекающая терапия?

а.
С 1 степени.


*
б. С 3 степени.

в.
С 4 степени.

Первичная сердечно-легочная реанимация у детей

г.
Со 2 степени.

д.
Показана при любой степени.

3.При
какой степени дегидратации у ребенка
с кишечной инфекцией возможно применение
оральных регидратантов в домашних
условиях?

а.
1 — 2 степени

*
б. 1 — 2 степени при отсутствии рвоты.

в.
2 — 3 степени

г.
3 степени


4.
Какой препарат из перечисленных не
применяется при астматическом статусе?

*
а. Эуфиллин

б.
Преднизолон

в.
Гидрокортизон

г.
Адреналин

д.
Применяются все перечисленные препараты.


5.
Что является первым действием при
ургентной терапии анафилактического
шока?

*
а. Прекращение доступа аллергена.

б.
Обкалывание места введения аллергена
р-ром адреналина.

в.
Введение кортикостероидов.

г.
Наложение жгута выше места введения
аллергена.

д.
Наложение жгута ниже места введения
аллергена.

Промежуточный
контроль
– в XII
семестре проводится в виде зачета по
результатам собеседования. Тестовый
контроль проводится в виде рубежного
контроля по итогам усвоения учебных
модулей. Контроль практических навыков
проводится на каждом клиническом
практическом занятии и по результатам
оценки кураторских листов.

Целью
преподавания
дисциплины является подготовка студентов
по основным вопросам оказания
лечебно-профилактической помощи детскому
населению в условиях поликлиники для
профессиональной деятельности в качестве
участкового врача-педиатра, врача общей
практики, семейного врача. Для реализации
поставленной цели выделены нижеследующие
задачи изучения дисциплины.

Задачей
изучения дисциплины является обучение
студентов принципам:

  1. организации
    лечебно-профилактической работы на
    первом этапе медико-санитарной помощи
    детскому населению (амбулаторное
    звено);

  2. организации
    профилактической работы с детьми
    различных
    возрастных групп;

  3. выделения
    групп здоровья и риска;

  4. диспансерного
    наблюдения за здоровыми и больными
    детьми;

  5. оказания
    первой
    врачебной помощи и реанимационных
    мероприятий при неотложных
    состояниях у детей на догоспитальном
    этапе;

  6. лечения
    и профилактики соматических
    и инфекционных, острых и хронических
    заболеваний у детей в условиях
    амбулаторного звена;

  7. медицинской
    и социальной реабилитации, решения
    медико-социальных
    проблем детей и их семей;

  8. санитарно-просветительной
    и санитарно-гигиенической работы в
    семье и в учреждениях здравоохранения.


В
результате освоения дисциплины студент
должен

Знать:

  • основы
    законодательства Российской Федерации,
    регламентирующие деятельность врача
    педиатра первичного звена здравоохранения;
    объемы и формы медицинского обслуживания
    детей на догоспитальном этапе; основные
    показатели здоровья детей в Твери,
    Тверской области, России и мире;

  • аспекты
    комплексной диагностики состояния
    здоровья, вопросы организации режима,
    питания и воспитания детей в условиях
    амбулаторно-поликлинического звена;

  • особенности
    организации противоэпидемической
    работы на педиатрическом участке, в
    детском дошкольном учреждении, школе;

  • задачи
    диспансеризации здоровых и хронических
    больных детей на догоспитальном этапе;

  • основные
    формы санитарно-просветительной и
    санитарно-гигиенической работы врача
    первичного звена;

  • содержание
    работы врача ДШО;

  • содержание
    лечебной и лечебно-профилактической
    работы врача-педиатра с детьми и
    подростками в поликлинике и на дому;

  • принципы
    питания здоровых детей раннего возраста;

  • принципы
    питания больных детей;

  • принципы
    назначения и методику проведения
    массажа и гимнастики для детей раннего
    возраста;

  • методы
    оздоровления, профилактики и реабилитации
    детей.

Предлагаем ознакомиться:  Лейкоцитарная формула крови расшифровка у детей

Уметь:

  • использовать
    в общении с детьми и их родными и близкими
    основные этико-деонтологические нормы
    и принципы;

  • осуществлять
    комплексную диагностику состояния
    здоровья здоровых и больных детей, с
    использованием полученных результатов
    для выработки оптимальных профилактических,
    оздоровительных или лечебных назначений;

  • работать
    с существующей медицинской документацией,
    формами статистической отчетности;
    производить анализ своей деятельности
    в качестве врача первичного звена;

  • составлять
    и выполнять на практике график
    профилактической иммунизации детей;
    организовывать работу в очаге
    инфекционного заболевания;

  • проводить
    санитарно-просветительную работу в
    семьях, детских дошкольных учреждениях
    и школах; обучать родителей и детей
    организации здорового образа жизни;

  • определять
    степень готовности детей к поступлению
    в школу;

  • уметь
    оценивать данные клинических, лабораторных
    и биохимических исследований;

  • уметь
    произвести расчет и коррекцию питания
    здоровых и больных детей различных
    возрастных групп;

  • уметь
    выписать рецепт на лекарственные
    препараты и в молочную кухню ребенку
    различного возраста;

  • владеть
    медицинскими манипуляциями, отраженными
    в перечне практических навыков студентов
    (см. Приложение 1);

  • владеть
    профессиональным алгоритмом решения
    практических задач диагностики и
    дифференциальной диагностики.

Владеть:

  • принципами
    врачебной деонтологии и медицинской
    этики.

  • методами
    ведения медицинской учетно-отчетной
    документации в лечебно-профилактических
    учреждениях системы охраны материнства
    и детства;

  • оценками
    состояния здоровья детского населения
    различных возрастно-половых групп;

  • методами
    общего клинического обследования детей
    и подростков;

  • интерпретацией
    результатов лабораторных, инструментальных
    методов диагностики у детей и подростков;

  • алгоритмом
    постановки предварительного диагноза
    детям и подросткам с последующим
    направлением их на дополнительное
    обследование и к врачам-специалистам;
    алгоритмом постановки развернутого
    клинического диагноза больным детям
    и подросткам;

  • алгоритмом
    выполнения основных врачебных
    диагностических и лечебных мероприятий
    по оказанию первой врачебной помощи
    детям и подросткам при неотложных и
    угрожающих жизни состояниях.

Перечень
практических навыков (умений), которые
необходимо освоить студенту(в
соответствии с ГОС и типовой учебной
программой дисциплины).

1.
Взвешивание, измерение роста, окружности
груди, грудной клетки.

2.
Выписать больничный лист родителям по
уходу за ребенком.

3.
Оформить справки родителям по уходу за
ребенком.

4.
Оформить мед.документацию на посещение
детских учреждений после болезни.


5.
Оформить мед.документацию для будущих
учащихся 1 класса, детского сада.

6.
Оформить экстренное извещение об
инфекционном больном.

7.
Оформить направления детей на консультацию
к специалистам.

8.
Оформить рецепты на бесплатное питание
и бесплатные медикаменты.

9.
Оформить направление на стационарное
лечение.


10.Оформить
направление в процедурный кабинет.

11.Вызвать
скорую помощь.

12.Взять
мазок из зева.

13.Обработать
пупочную ранку.

14.Провести
туалет новорожденного.

15.Сделать
лечебную ванну.

16.Снять
судороги.

17.Поставить
клизму.

18.Оказать
первую помощь при неотложных состояниях:

  • приступы
    бронхиальной астмы, гипертермические
    состояния,

  • диабетические
    и гипокликемические комы, обморожения,

  • утопления,
    судороги и др.


19.
Противопоказания для проведения
профилактических прививок.

20.
Побочные явления при проведении
профилактических прививок и оказание
при них первой врачебной помощи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Про детей
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector