Восприятие у детей 3 лет

Связь восприятия с действиями

Ребенок в возрасте 1-3 года выделяет для себя предметы яркие, подвижные, необычные для него запахи, звуки одним словом он выделяет все, что вызывает определенные эмоциональные и ориентировочные реакции.

Связь ребенка с предметами, запахами и действиями характерная необходимость, новый предмет с которым сталкивается дитя, непременно привлекает его внимание. Ребенок берет его в ручки, рассматривает, трогает и начинает воспринимать предмет с его особенностями.

Так, например мальчики воспринимают машинку по мере ее условного разделения, колесики, кабина и прочие. Девочки воспринимают куклу таким же образом, ножки, ручки, голова и все в целом воспринимается как кукла.

Вследствие небольшой практики двигательной и зрительной связи дети младшего возраста воспринимают предметы с неточностью. Особенно часто ребенок ошибается с восприятием предмета, который находится на некотором удалении.

Для того чтобы научить малыша воспринимать окружающие предметы, психологи рекомендуют прибегать к специальным упражнениям. Упражнения касаются практически всех видов восприятия. Абстрактное, то которое направлено на узнавание геометрических форм, квадраты, круги, треугольники.

После изучения ребенок сможет понимать некоторые фигуры, ассоциируя их с предметами. Так например он сможет воспринимать телевизор, и знать, что внешне это может быть квадрат или прямоугольник. Колесо это круг и так далее.

Немаловажно, что упражнения касаются самого сложного вида восприятия это времени. Возраст с 2 лет и до 4 самый трудный для того чтобы время воспринималось правильно, обычно в этом возрасте само понятие для ребенка недифференцированное и очень смутное.

Уникальные сдвиги развития восприятия возникают под полным влиянием речевого общения с людьми старшего возраста, обычно в роли этих людей выступают родители или бабушки с дедушками. Взрослые помогают детям, объясняя предмет, выделяя его функционал и отвечая на вопросы малыша. Все это помогает в развитие восприятия у детей.

Особенности методов формирования восприятия в дошкольном возрасте

Для игры необходимо использовать и игрушки. В этом возрасте для развития зрительного и слухового восприятия необходимо использовать яркие погремушки, кольца, мячики, которые ребенок может хватать ручками, трясти, кидать, стучать ими.

Твердые игрушки (резиновые кольца, пластмассовые погремушки) предназначены для того, чтобы их «жевать». Это тренирует десны и зубы, когда последние «прорезаются». Дети с года уже нуждаются в игрушках, с которыми можно совершать более сложные действия.

В ведерко можно насыпать песок или наливать воду, машинку можно возить и нагружать ее кубиками, с помощью формочек делать «куличики», совочком копать и т. д. Важно, чтобы игрушки были гигиеничны, экологичны, без мелких деталей, которые дети могут отломить, взять в рот и т. п.

Внимание к безопасности детей должно быть на первом месте. Игрушки должны быть яркие, эстетически привлекательны. Как показывают исследования, для детей этого возраста необходимы самые простые игрушки и предметы.

Они доставляют больше радости, чем сложные, современные игрушки, и в большей степени способствуют саморазвитию ребенка и пробуждению его фантазии. Игрушками необходимо играть и совместно с ребенком, позволять ему определенную свободу и самостоятельность в их использовании.

Дети года – полутора любят играть с окружающими их предметами. Они любят рвать бумагу, стаскивать свои ботиночки, стучать ложкой по столу, возиться руками в тарелке с кашей, мять пальчиками ткань, мех и т. д.

То, нетерпимое часто для нас, взрослых, упорство, с которым дети производят при своих играх шум, сами от него не страдая, следует объяснить более слабой чувствительностью ребенка к внешним раздражителям.

Надо позволять детям удовлетворять свою познавательную потребность, но контролировать их, чтобы это не наносило вреда самому ребенку и ущерба семье.

Игры сложной деятельности детей с 2–3 лет

К двум годам предметные игры ребенка становятся все более сложными. Игра в песок («куличики»), катание машинки, складывание пирамидок из кубиков – это довольно типичные игровые занятия таких детей. Они еще не способны играть в совместные игры, но им доставляет удовольствие «игра рядом», т. е. когда рядом играют другие дети или взрослые.

В основе игры маленьких детей часто лежат иллюзии. Вначале они охотно забавляются собственными ручками и ножками, а затем другими предметами, которые выступают символами того, что они воображают. Ребенку для игры в этом возрасте необходима помощь взрослого. Сам он еще не всегда умеет приспособить игрушку для игры, придумать сюжет.

Самые элементарные игры для детей в возрасте 2–3 лет связаны с использованием простых игрушек.

Игра «Что везет машинка»

В игрушечную машинку ставят кубик, и малыш его возит. Затем предлагают ребенку заменить кубик в машинке на что-то другое: «Что еще ты можешь увезти на машинке?». Это могут быть другие игрушки: мишка, другие кубики, мячик. Или это может быть неигровой предмет: ботиночек, варежка, мамина щетка и т. д.

Он узнает, что большой ботинок или круглый мячик не «влезают» в кузов машинки, а предмет со сложной формой (например, кукла) следует поместить в кузов определенным образом, чтобы он не выпал из него во время движения.

Восприятие у детей 3 лет

Задачи: развивать пространственные представления, мышление и воображение детей, слуховое и зрительное восприятие, умение узнавать предметы по заданным признакам, находчивость и сообразительность.

Материал: две чашки, вода, кубик, мячик, ширма (низкая), игра-головоломка «Колумбово яйцо» на каждого ребёнка, по 3—4 круга жёлтого, зелёного, красного цвета на каждого ребёнка, полоски бумаги на каждого ребёнка, образцы (3—4 шт.), лист с пятью схематичными рисунками на каждого ребёнка.

Приветствие.

Педагог-психолог и дети стоят в кругу. Педагог предлагает детям поприветствовать друг друга разными способами без слов (за руку, взяв под руку, положив руку на бок, положив руку на плечо, коленками, локтями, мизинцами, большими пальчиками и т.д.).

Цель: развивать слуховое восприятие.

Дети закрывают глаза, слушают, а потом говорят, что каждый из них услышал.

Игра «Чей голос».

Цель: определить по звуку, какой «голос» издаёт тот или иной предмет.

Материал: две чашки, вода, кубик, мячик, ширма (низкая).

восприятие у детей 3 лет

Педагог-психолог предлагает определить «голос» каждого предмета. Проделывая за ширмой манипуляции с предметами, ведущий спрашивает у детей, что так может звучать.

Переливая воду из кружки в кружку, капая, уточнить понятия у детей — «льётся», «капает».

Цель: развивать умение узнавать предметы по заданным признакам, находчивость и сообразительность.

Ведущий предлагает узнать по описанию: «Она бывает чистая и грязная, солёная, сладкая, пресная и безвкусная, прозрачная и мутная, цветная; мягкая и жёсткая. Она умеет бежать, течь, мыть, утолять жажду, поить, заливать и т.д.» (Вода.)

Предлагаем ознакомиться:  Характеристика на опекаемого ученика - Характеристика на ученика

Цель: развивать пространственные представления, мышление.

Материал: наборы фигурок из игры-головоломки «Колумбово яйцо», образцы «капельки».

Наложить на образец фигурки так, чтобы получилась «капелька».

Цель: снятие психомышечного напряжения.

Детское творчество

Дети выполняют движения в соответствии с текстом.

Раз, два, три, четыре, пять —

Выше дождик погулять.

Шёл неспешно по привычке,

А куда ему спешить?

«По газону не ходить».

И ушёл.

Газон засох. (О. Бундур)

Цель: развивать зрительную память, внимание.

Материал: по 3—4 круга жёлтого, зелёного, красного цвета на каждого ребёнка, полоски бумаги на каждого ребёнка, образцы (3—4 шт.).

Ведущий показывает полоску с чередующимися кругами («капельками»)  в количестве 5 шт., дети в течение 3—4 секунд запоминают, а потом выкладывают у себя на полосках. Повторить 3—4 раза.

Цель: развивать внимание, мышление детей.

Ведущий предлагает детям внимательно слушать его высказывания. Если они согласны с утверждением, говорить «Верно», если нет: — «Неверно».

Вода — это жидкость.

Вода имеет определённую форму.

Пар — это тоже вода.

Вода имеет цвет.

В воде растворяются все вещества.

Лед — это тоже вода.

Человек не может жить без воды.

В пустыне очень много воды.

Так как воды очень много, её не нужно беречь.

Цель: развивать воображение.

В. Вода может принять любую форму. И мы с вами сейчас, как вода, превратимся в… (круг, квадрат, треугольник, вазу, кружку…).

Дети через позу изображают предмет.

Цель: развивать воображение детей.

Материал: лист с пятью схематичными рисунками на каждого ребёнка.

Каждый ребёнок выбирает себе лист с пятью схематичными рисунками. Требуется дорисовать каждый из них и назвать получившийся предмет. По окончании дорисовки дети рассматривают изображения, оценивают их с точки зрения содержания и сходства с реальными объектами.

Л. Козловская

Добавлено 18.06.2014

1 МЕСЯЦ

«Приглушенный»  фонарик

Прикройте фонарик  красным или желтым полиэтиленом или тканью. Плавно водите им из стороны  в сторону перед ребенком на расстоянии 50 см. Постепенно малыш будет всё  дольше и дольше задерживать свой взгляд на фонарике.

Красная и желтая игрушка

Новорожденный различает красный, желтый, черный и  белый цвет. Покажите ему сначала  красную игрушку, а потом желтую. Он будет дольше смотреть на новую  игрушку, что говорит о развитии зрительной памяти.

Игрушка

На расстоянии примерно в 30 см от глаз покажите крохе  красную или желтую игрушку. Малыш  должен будет заметить игрушку и  зафиксировать на ней взгляд. Медленно переместите игрушку вправо или  влево.

В дальнейшем водите игрушкой вверх-вниз, медленно вращайте по кругу, приближайте игрушку к  малышу и снова удаляйте. Выполняйте эти упражнения, пока малыш сам  не отведет взгляд.

Таким образом, ребенок будет учиться фиксировать  взгляд.

Черно – белые рисунки

Прикрепите к  стенкам кроватки листы бумаги с  черно – белыми рисунками: линиями, геометрическими формами, буквами, схематичными изображениями лиц. Это  поможет малышу фокусировать свой взгляд.

Разношерстное панно

Повесьте ребенку  в кроватку или на стену панно  с наклеенными или пришитыми  лоскутками цветных тканей, разных материалов – кусочки меха, шелка, мешковины, бархата, вельвета и т.п., кусочков фольги, фантиков от конфет, цветной  бумаги, тесемок и т.п.

Мамино  личико

2 МЕСЯЦА

Музыкальная каруселька

Включайте малышу музыкальную карусельку, прикрепленную к кроватке. Он будет следить глазами за двигающимися игрушками.

Смотрю  и трогаю

Повесьте над  ребенком на расстоянии вытянутой руки игрушку. Привлеките внимание малыша к  игрушке, слегка покачивая её. Возьмите руку малыша в свою и дотроньтесь ею до игрушки.

Носки на ручки?

Наденьте яркий  носочек на одну руку ребенка, затем  на другую, а, в последствии, и на две сразу. Малыш будет двигать руками и наблюдать за цветными носочками.

Слежу глазками

Оформляем квартиру

По стенам квартиры развесьте разные картинки, плакат с буквами, воздушные шарики, цветные  ленты, новогоднюю мишуру, мягкие игрушки  и т.п. Подносите к ним малыша для разглядывания. Сменяйте и обновляйте время от времени экспозицию.

Слуховое восприятие

Тактильное восприятие

Взрослый человек, входя в темную комнату первое, что ищет это маленький кусочек пластика, нажав на который в комнате будут светло. Это и есть тактильное восприятие. Не стоит объяснять на сколько важно это восприятия для ребенка.

Тактильное восприятие является кирпичиком в фундаменте общего развития малыша. Кроме того именно тактильное восприятие способствует правильному становлению речи. Связано это с особенностью мозга. Известно, что зоны развития мелкой моторики и речевая зона находятся рядом, соответственно они связаны между собой.

Становление тактильного восприятие происходит с момента рождения, так ребенок реагирует на то, какая ему сейчас подложена пеленка, теплая или холодная, прикосновение мамы все это воспринимается ребенком.

По мере подрастания малыш начинает уже самостоятельно развивать восприятие посредством ощупывания предметов. В этот момент родителям непременно нужно прощать ребенку разные мелочи, так например рассыпанная по дому мозаика, может убраться, но именно этот процесс очень важен для тактильного восприятия.

Заниматься тактильным восприятием можно везде и дома и на улице во время прогулки. Дайте возможность ребенку поучаствовать в процессе приготовления еды, к примеру, пусть перекладывает кухонные принадлежности вилки и ложки, конечно, внимательно следите за безопасностью ребенка ведь вилка предмет достаточно опасный.

На улице дайте возможность ребенку почувствовать камень, веточку дерева и прочие. Играйте в игры, которые помогают развить тактильные восприятия. Игра мешочек с сюрпризом. Положите в мешок маленькие предметы и игрушки, по мере того как ребенок опускает в мешок руку он для начала должен определит что за предмет попал к нему, и только потом доставать его.

Упражнения и игры по развитию детского цветовосприятия

https://www.youtube.com/watch?v=azHFTVTcTKI

Предлагаем ознакомиться:  Почему не отпадает пупок у новорожденных

Психическая деятельность взрослого человека во многом подчинена разуму, регулируется рациональной сферой нашего сознания. А вот ребенок полностью открыт миру, он живет чувственным восприятием. Именно оно является для него основным, и малыш как губка впитывает все внешние воздействия: свет, звуки, запахи, зрительные образы, тактильные ощущения и, конечно, цвет, который оказывает на развитие ребенка огромное влияние.

Мир ребенка – мир непосредственных, чувственных образов, и цветовые впечатления, пожалуй, самые яркие впечатления детства. Свет и цвет – это одни из первых явлений действительности, на которые обращают внимание дети.

Если реакция на свет, особенно у новорожденного, в значительной степени рефлекторна, то выделение цвета требует сосредоточенности и возникновения чувства интереса. За яркую игрушку или занавеску малыш словно цепляется взглядом.

Цвет – это тот же свет, только разной длины волны. Отражаясь от предметов, он попадает на сетчатку глаза, вызывает нервный импульс, который рождает в зрительном отделе головного мозга цветовой образ. И развитие зрительного восприятия малыша во многом связано с его цветовым окружением. Ведь цвет новорожденный начинает различать раньше, чем узнавать форму предметов.

И именно они оказывают наибольшее позитивное воздействие на формирование детской психики. Известный исследователь психологии цвета Б. А. Базыма назвал эти оттенки цветовыми витаминами, необходимыми для развития малышей.

А вот темные оттенки дети не любят, и их воздействие может носить негативный характер.

Влияние цветового окружения на детей настолько велико, что длительный недостаток «разноцветных витаминов» может привести к проблемам в развитии и состоянии детского организма в целом:

  • ухудшается общее самочувствие;
  • появляется тревожность, раздражительность, капризность;
  • возникает задержка психического развития;
  • снижается общая активность.

В отличие от взрослых, детей не раздражают яркие краски, они стимулируют их физическую и умственную активность, благотворно влияют на настроение и реакцию на окружающее.

Цвет и эмоции детей

Сильнее всего цвет оказывает влияние на эмоциональную сферу. Это замечают даже взрослые, не говоря уже о детях. У малышей неустойчивая нервная система, они еще пока не умеют управлять своими чувствами и чутко реагируют на все происходящее вокруг них.

Контролировать с помощью волевых усилий свои эмоции они тоже пока не могут – плохо у них развита волевая сфера. Это не недостаток, а объективный факт, особенность их возраста, с которой взрослому нужно считаться.

Вот как раз цветовое окружение детей во многом и выступает как регулятор их эмоционального состояния. Правда, с точки зрения эмоциональной, цветовосприятие детей отличается от взрослого. То, что красный и оранжевый возбуждают, а синий и фиолетовый успокаивают – общеизвестный факт. Но если говорить о детях, то здесь все не так просто.

Особенности цветового воздействия, характерные для взрослых, нельзя механически переносить на детей.

  • Например, в некоторых популярных изданиях или на сайтах интернета можно встретить советы оформлять детские комнаты чрезмерно возбудимых, гиперактивных детей в холодных сине-голубых тонах. Однако психологи, серьезно занимающиеся вопросами воздействия цвета на детей, не рекомендуют злоупотреблять в окружении малышей такими цветами, как синий и фиолетовый. Ведь они угнетают их чувствительную нервную систему и даже могут привести к депрессии.
  • А вот красный и оранжевый, возбуждающе действующие на взрослых, детей часто успокаивают, несут ощущение тепла и уюта.

Как считает ведущий специалист в области психологии цвета Б. А. Базыма, нервная система здорового ребенка «объективно нуждается в энергетическом воздействии длинноволновой части спектра (красный, оранжевый и желтый цвета);

Цвет влияет не только на эмоциональную, но и на интеллектуальную сферу малышей. Это влияние связано с двумя факторами:

  • Во-первых, есть оттенки, которые связаны с интеллектуальной деятельностью и взрослого человека и стимулируют ее даже на психофизиологическом уровне. К этим цветам относится зеленый, синий и фиолетовый. Детям они тоже необходимы, но в виде более мягких, светлых, нежных, «разбелённых» оттенков: желто-зеленого, салатового, светло-изумрудного, нежно-голубого, светло-сиреневого.
  • Во-вторых, цвет настолько привлекает внимание малышей, что стимулирует все их познавательные процессы. Развитие образного мышления и воображения, памяти, способности сравнивать и анализировать трудно представить вне цветового восприятия ребенка. Какого цвета апельсин, а какого цвета яблоко? Почему летом листочки зеленые, а осенью оранжевые и желтые? Зеленая лягушка прячется под зеленым листочком, а белого зайку незаметно зимой на снегу. Все познание окружающего мира, его связей, взаимозависимостей идет в тесном контакте с цветовосприятием. Именно цвет делает это познание предметным, живым, реалистичным.

Поэтому в детские развивающие игры рекомендуется включать упражнения по цветовосприятию. И поэтому так важно постепенное формирование у детей правильного представления о цветах.

От рождения до 3 лет

Это очень ответственный возраст не только в плане физического развития, но и в плане познания малышами окружающего мира. Мозг такого крохи получает и перерабатывают огромную массу разнообразной информации.

В первые месяцы жизни восприятие младенца еще очень несовершенно. Например, зрительное восприятие формируется постепенно в течение 6–8 месяцев. Это связано не с несовершенством органов зрения, а со способностью мозга анализировать образы.

  • яркие игрушки;
  • погремушки;
  • красочные обои на стенах детской комнаты;
  • занавески;
  • одежда.
Предлагаем ознакомиться:  Меню на неделю для годовалого малыша

Все это привлекает взгляд крохи, заставляет его сосредотачиваться, рассматривать, развивать свое зрительное восприятие.

Однако до 3 лет малыш еще не использует свое зрение в полную силу, цвет привлекает его внимание, но не связан с предметами, которые ребенок различает по форме, а не по окраске. Да и видит кроха пока немного цветов, преимущественно оттенки желтого, оранжевого и красного. А другие цвета он научится выделять из многоцветья мира только к 5 годам.

3–4 года

Это возраст активных игр, в которых малыш осваивает предметный мир. Именно в этом возрасте цвет становится важной характеристикой вещей и частью представлений о мире. Правда, пока для ребенка яркость оттенка важнее реалистичности.

Однако именно в этом возрасте должны закладываться правильные представления о цветовой гамме объектов. Потому что это важный период формирования сенсорных эталонов — выработанные человечеством устойчивые представления о характеристиках и свойствах вещей и явлений. Это имеет отношение и к цветам.

К 3–4 годам ребенок способен различать 5–6 цветов и начинает обращать внимание на цветовые характеристики объектов. Поэтому «неправильную» окраску объектов на своем рисунке может объяснять очень оригинально, с фантазией: зеленая лошадка такая, потому что валялась в травке, а голубая пила водичку;

В этом возрасте малыши интересуются цветом игрушек («Не хочу зеленую машину, а хочу красную!»), с удовольствием рассматривают цветные картинки в книжках, радуются яркой одежде. А разрисовывая фломастерами стены или свои ручки и ножки, дети искренне хотят, чтобы вокруг было все красиво.

Хорошо различая цвета, дети тем не менее могут путать их названия, особенно если это касается похожих цветов, например, красного и оранжевого или желтого и оранжевого. Да и в самих цветах, бывает, путаются.

Так, для большинства детей младшего дошкольного возраста красный и оранжевый – это один цвет. А темно-синий и голубой – совершенно разные. Первый воспринимается как темный, не вызывает положительных эмоций и редко используется в рисовании.

У некоторых детей до 5 лет возникают сложности с запоминанием цветов. До трех лет малыши часто не связывают название цвета с ним самим. И красным могут назвать синий или зеленый мячик. Да и нередко слово «красный» для малышей становится синонимом «красивый», а то и вообще «приятный», «хороший».

5–7 лет

К 5–6 годам познавательная сфера ребенка уже достаточно развита, он много знает, умеет анализировать информацию, сравнивать, делать выводы. Недаром детей этого возраста называют маленькими мыслителями и фантазерами.

Неистощимая любознательность ребятишек проявляется во всем, в том числе и в желании знать цвет предметов, причины его изменения, особенности смешивания цветов. Так, дети приходят в восторг от открытия, что смешав голубую краску и желтую, они получают зеленую.

Кроме основных цветов, ребенок 6–7 лет различает множество оттенков и стремится знать их названия. Ведь процесс познания тесно связан с речевой деятельностью.

Наряду с познавательной, цвет начинает выполнять в этом возрасте и функцию эстетическую. Он становится важной частью представлений о красоте окружающего мира. Это заметно и в рисунках детей, и в выборе одежды, и в речи.

Наш мир удивителен и ярок именно многообразием цветов и оттенков. Умение видеть это многообразие не только наполнит жизнь ребенка красками, но и будет способствовать развитию его восприятия, интеллекта и творческих способностей.

Развитие восприятия музыки детьми

Особенности данного вида восприятия, по мнению специалистов, самый сложный процесс, который необходимо освоить ребенку. Музыка способна развить ассоциации живого характера, сенсорные ощущения и многое другое.

Красивая музыка развивает помимо восприятия музыки детьми фантазию и отражает настоящий момент, который переживает малыш. Восприятие этого элемента зависит от взаимоотношений в семье, отношения родителей к своему чаду.

Для развития музыкального восприятия рекомендуется использовать вокальную музыку, так как такая музыка более понятна ребенку. Классическая музыка уже элемент сложнее, но классика позволяет развить у ребенка чувство прекрасного.

Для того чтобы малыш с легкостью воспринимал музыку, ежедневно преимущественно в вечернее время рекомендуется ставить произведения данных жанров, лучше всего если музыка будут приглушена. Идеально сочетать музыкальное восприятие с некоторыми другими видами.

Развитие пространственного восприятия у детей

Процесс пространственного восприятия у детей происходит в тесном взаимодействии с познанием окружающего мира. Определение расстояния до предмета достаточно сложно воспринять, не только малышу, но и нередко взрослым людям.

Тут может быть применена только средняя степень восприятия. Для начала стоит пробовать развить у малыша оценку размеров предметов. В этом активно используются игрушки, но не машинки и куклы, лучше всего использовать кубики, мячики и прочие.

https://www.youtube.com/watch?v=Z91Z4Jd8e54

Также отлично работает для развития пространственного восприятия иллюстрированная книга. Наверное, родители замечали, ребенок рассматривает картинки, при этом книга перевернута, но он различает и видит знакомые ему персонажи.

Малыш способен воспринимать картинку даже в таком виде, это и есть развитие восприятия ребенком. Максимум восприятия пространства достигается в возрасте 10 лет, в этом возрасте ребенок способен адекватно видеть все то, что его окружает, приблизительно оценивать расстояние до предмета.

Развивать ребенка можно используя простые вещи. Расставьте кубики по комнате, так, чтобы они были видимы угловым зрением. Воспринимая расставленные предметы, малыш будет проводить воображаемую линию между ними. Тем самым активно развивая пространственное восприятие.

Моделирование, еще один уникальный метод развития пространственного восприятия. Для этого подойдет самый обычный конструктор. Позвольте ребенку самостоятельно моделировать, его мышление подскажет, как должно выглядеть в пространстве то, что он хочет смастерить.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Про детей
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector