Виды деятельности детей 3 лет

Структура и виды ведущей деятельности

Существует три признака, по которым можно определить ведущую деятельность:

  1. ведущая деятельность способствует возникновению новых для ребенка действий, которые он осваивает со временем;
  2. благодаря ей идет формирование и перестройка отдельных функций психики растущего человека;
  3. от нее зависят видимые изменения личности.

Психическое развитие малыша определяется соответствующим типом ведущей деятельности. Смена ее видов означает переход с одной ступени развития на другую, более совершенную.

Этапы психического развития человека от младенчества до старшего дошкольного возраста характеризуются определенной триединой структурой ведущей деятельности:

  1. сохраняющаяся – перешла с предыдущего этапа;
  2. непосредственная – характерная текущей стадии;
  3. нарождающаяся – та, которая только начинает развиваться и будет являться ведущей на следующей ступени.

Возрастная психология выделяет следующие виды ведущей деятельности на разных этапах:

  1. непосредственное эмоциональное общение ребенка и окружающих его взрослых (от 0 до 1 года);
  2. предметно-манипулятивная (от года до 3 лет);
  3. игровая (от 3 до 7 лет).

Рассмотрим подробнее наиболее значимый для дальнейшего развития человека возрастной период от 0 до 7 лет.

Что должен уметь 2-3-летний ребёнок?

Вполне очевидны те умения, которые 2-3-летние дети должны приобрести в плане физического развития. В этом возрасте они уже могут самостоятельно делать следующее:

  • аккуратно есть;
  • обуваться, одеваться и раздеваться, пользуясь лишь небольшой помощью взрослых;
  • пользоваться носовым платком;
  • контролировать свои физиологические отправления, вовремя садясь на горшок.

Если говорить о социальном и эмоциональном развитии, то дети этого возраста выглядят весьма активными. В общении с близкими они демонстрируют яркие эмоции, их интересуют игры, мультфильмы, музыка. Дети уже твёрдо усвоили значения таких слов, как «можно» и «нельзя», «хорошо» и «плохо».

К этому периоду относится характерный «кризис трёх лет» – малыши капризничают особенно сильно, не слушаются родителей, упрямятся при попытках как-то ограничить их свободу выбора и действий.Как правило, 2-3-летние дети могут:

  • выполнять простые просьбы взрослых;
  • использовать воображение для сюжетных игр;
  • лепить из пластилина, рисовать, собирать пазлы и кубики, пользоваться конструктором;
  • общаться на простейшем уровне с ровесниками;
  • распознавать качества предметов (цвет, форму, температуру, вес и т. д.).

В отношении навыков речевого развития можно отметить следующие успехи:

  • понимание и усвоение бытовых выражений;
  • разучивание простейших потешек, песенок и стишков;
  • уверенное складывание простых фраз, состоящих из 4-5 слов;
  • постепенное вытеснение облегчённых форм слов правильно произносимыми;
  • введение в речь местоимений и наречий, предлогов и прилагательных.

Ведущая деятельность раннего возраста

В младенческом возрасте ведущая деятельность сформировала психологические свойства ребенка, которые позволили ему перейти на более высокий уровень развития. Теперь определяющими становятся предметно-манипулятивные действия, посредством которых малыши познают окружающий мир, наполненный множеством разнообразных предметов. Весь этот процесс проходит под пристальным вниманием взрослых.

Особенность раннего возраста заключается в определенном разделении линий развития психики мальчиков и девочек. Для мальчиков достаточно значимой становится предметно-орудийная деятельность, а для девочек – коммуникативная.

Это происходит из-за специфики общения с ними: культурные образцы отношений в обществе ориентируют мальчиков и девочек на отличные друг от друга типы деятельности. Поэтому у первых сильнее развито абстрактное мышление, а у вторых – социальное.

Предлагаем ознакомиться:  Как правильно варить кашу ребенку

Ведущая деятельность в раннем возрасте формирует у малышей обоих полов следующие психологические новообразования:

  1. самооценка;
  2. наглядно-действенное мышление;
  3. узнавание с воспроизведением;
  4. развитие активной речи;
  5. формирование непроизвольного внимания;
  6. становление Я-концепции (Я – сам).

Ребенок требует большего доверия и предоставления ему значительной доли самостоятельности.

На этапе дошкольного детства развитие происходит в ситуации познания человеческих отношений под влиянием все более возрастающей потребности их имитировать. Поэтому ведущей для малышей 3-7 лет становится игровая деятельность. К концу возрастного периода она формирует очень важные новообразования в психике дошкольника:

  1. правильная речь;
  2. непроизвольная память;
  3. анализирующее восприятие;
  4. наглядно-образное мышление;
  5. творческое воображение;
  6. зачатки произвольной памяти;
  7. словесное мышление;
  8. эмоциональная регуляция поведения.

Все они имеют крайне важное значение для дальнейшего становления полноценной личности человека. Такое большое количество новообразований появляется в процессе последовательной смены видов игровой деятельности на протяжении 4 лет.

Игра для ребенка является способом выразить полученный жизненный опыт. Таким образом он старается войти в манящий мир взрослых, строя свою модель социальных отношений на основе подражания существующей. Игра в процессе развития личности малыша проходит вместе с ним несколько ступеней эволюции.

Игра предметная

В период раннего возраста значима предметная игра. Она не является ведущим видом деятельности, но очень важна для развития ребенка. Малыш активно пытается знакомые предметы опробовать в новых для них условиях.

Он одинаково увлеченно кормит с ложки всех подряд: маму, машинку, лошадку, куклу. А ложкой может быть обычная палочка от эскимо. Она же спустя пять минут станет расческой, или градусником для больного.

Любая баночка может превратиться в лодку, чайную чашку. В итоге все понарошку пьют чай из этой чашки, где в воображаемой воде помешивают воображаемой палочкой-ложкой такой же воображаемый сахар. Именно так, посредством предметной игры, карапуз учится логике действий.

К трем годам ребенок накопил достаточно опыта и впечатлений при познании окружающего материального мира, а также мира человеческих отношений. Ведущая деятельность в дошкольном возрасте на этом этапе – сюжетно-отобразительная игра.

Привычные куклы становятся мамами или детьми, врачами или пациентами. Ребенок неспособен еще выделить отношения между ними: не мама игрушечная кормит своего сыночка, а сам малыш-кукловод это делает для них обоих.

Но зато карапуз уже четко обозначает особенности поведения человека в реальности: игрушки у него капризничают, злятся, просят прощения. То есть, игра теперь имеет сюжет и отображает взаимоотношения между людьми.

Сюжетно-ролевая игра

Для старшего дошкольника наступает пора самого сложного вида ведущей деятельности в детстве – сюжетно-ролевой игры. Ее особенность и одновременно сложность: участниками становятся уже несколько детей.

Они не только отображают взаимоотношения в сюжете игры, но и в реальности обучаются им. Бывает так, что из игры вырастает конфликт, поэтому ребятам приходится учиться распределять и сменять роли, помогать друг другу, делиться, доказывать свою правоту.

Все ближе подходит пограничный возраст дошкольного детства, сюжетно-ролевая игра становится все более отвлеченной от окружающей обстановки: ребята, пользуясь воображением, отправляются в космос, спасают людей на необитаемом острове, тушат пожары и т.д. Им приходится устанавливать правила более жесткие, требующие детального и четкого исполнения.

Постоянно усложняющиеся виды игры требуют присутствия и внимания взрослых, которые должны будут руководить ею. Нет, менторские указания раздавать ни в коем случае не следует.

Предлагаем ознакомиться:  Примерное меню ребенка до года

Эмоциональное развитие

В два-три года ребёнок сильно эмоционален, но его эмоции пока ещё нестабильны, поэтому его довольно легко отвлечь от одного эмоционального состояния и переключить на другое. Эмоциональное равновесие можно восстановить с помощью ритмической стимуляции – так называются игры со взрослыми, состоящие из подбрасываний, ритмических покачиваний, поглаживаний и т. п.

С помощью этих игр можно также заниматься интеллектуальным развитием малышей.Ребёнок в этом возрасте легче учится тому, что ему интересно, и большим воздействием на него обладает человек, пользующийся его доверием.

Поэтому успех детского обучения сильно зависит от отношений, сложившихся у воспитателя с каждым его подопечным. По этой причине огромное значение имеет период адаптации малыша к дошкольному учреждению, и способность воспитателя установить в группе эмоционально комфортную атмосферу.

Детям в 2-3 года свойственна импульсивность, неосознанность мотивов, их чувства и желания зависят от ситуации. Малышам легко передаётся эмоциональное состояние других детей. Но в это же время начинает проявляться и произвольность поведения, развиться которой помогает речь и манипуляции предметами.

Развитие речи

Активная речь ребёнка интенсивно развивается. Дети осваивают к трём годам базовые грамматические структуры, выстраивают простейшие предложения и способны в разговоре употребить большинство частей речи.

Активный словарь малыша разрастается до 1000-1500 слов. К трём годам ребёнок общается со сверстниками в основном с помощью речи.Наблюдается прогресс и в понимании чужой речи: с малышом можно говорить, употребляя не только настоящее время, но и прошлое, и даже частично будущее.

Благодаря этому одно действие можно словесно прекратить, другое вызвать, третье предупредить.К трём годам малыши уже различают все звуки родной речи, однако, произносят их с искажениями, поскольку правильное их произношение ещё не отработано.

Они смягчают многие звуки, по-разному одни и те же звуки звучат в разных сочетаниях. В этом возрасте многим детям не удаётся выговаривать «л», «р», «ж», «ш», щ», «ч». Трудные звуки они часто пропускают, перестанавливают или заменяют.

В заключение

  1. Необходимо ребят водить на экскурсии, побольше рассказывать, читать с ними и обсуждать все, что они узнали и пережили. На основе свежих впечатлений у дошколят рождаются новые сюжеты для игр;
  2. Задача взрослых – конкретизировать персонажей, уточнить их роли, включая реплики и особенности поведения;
  3. Старшим, не обращая внимания на свой возраст, следует подключаться к игре, делиться идеями, предлагать образцы поведения и реплик. Необходимо поддерживать инициативу детей, передавать им демонстрируемые роли. Лишь тогда игра, как и любой другой вид ведущей деятельности, будет полезна и сыграет свою важную роль в развитии ребенка, формируя необходимые новообразования в психике дошкольника, готовя его к следующему этапу жизни.

Игровая деятельность

У 2-3-летних детей появляются новые виды деятельности: игры, конструирование, рисование.Главными в игре становятся действия, приближённые к реальности и совершаемые с игровыми предметами. Примерно в 2,5 года действия распространяются на предметы-заместители.

Детишки обожают играть со строительными материалами, им по плечу сделать довольно сложные объекты: гараж, забор, дорогу и после с ними играть. Желательно, чтобы у малыша были разные строительные наборы: из разных форм, тематические «Ферма», «Весёлый городок», крупные варианты «Лего».

https://www.youtube.com/watch?v=ongCXdLK4Zc

Предлагаем ознакомиться:  Как сделать лизуна — 15 способов изготовления лизуна в домашних условиях пошагово с фото

Ребёнку становятся доступными новые виды деятельности, такие как лепка и рисование. Он усваивает, что с помощью карандаша или пластилина можно многое изобразить, поэтому к трём годам у него получаются шарики, дождик, дорожки, он лепит лепёшки, колечки, палочки.

Воспитание детей 2-3 лет

Активизируется деятельность ребёнка, у него возникают свои желания, часто отличные от намерений родителей. Уговоры и, тем более, тактика принуждения оказываются уже неэффективными, в то время как желания малыша всё более очерчиваются.

Теперь от родителей больше требуется уважение к праву чада на выбор, предоставление ему больших возможностей для самовыражения. А «не те» интересы нужно умело поворачивать в нужное русло. У малыша просыпается самолюбие, появляется потребность в похвале, зарождается самостоятельность.

Он из кожи вон лезет, чтобы похвастаться своими умениями, хочет выглядеть достойным и способным в глазах взрослых.В этом возрасте очень важно поддерживать мотивацию познания и исследования окружающего мира, для чего нужно сформировать интересную среду для развития, отставив детям свободу деятельности в этой среде.

Нужно поддерживать попытки малыша наблюдать за чем-то интересным и помочь ему увидеть в этом самое существенное, а также ответить на неизбежно возникающие вопросы. Даже если от ребёнка нет вопросов, его к ним нужно ситуативно подталкивать.

Особый акцент следует сделать на развитие памяти и внимания, упорства в решении сложных задач, усидчивости. Всем известна непоседливость 2-3-летних детей, но если их, не принуждая, чем-то заинтересовать, то этим путём можно добиться впечатляющих результатов.

Направляя в нужное русло пока ещё бесцельную фантазию малыша, тем самым можно будет формировать навыки работы интеллекта. Научившись видеть в собственных действиях логику, малыш начнёт больше самого себя уважать.

Наглядно-действенная форма мышления становится основной – проблемные ситуации, возникающие перед ребёнком, он разрешает через реальное взаимодействие с предметами. Важно не «вдалбливать» в ребёнка факты, а воспитать в нём мотивацию для будущего самосовершенствования.

Поскольку 2-3-летние дети искренне открыты окружающему миру, то очень важно не отбить у них стремление познавать новое и учиться, наоборот, нужно всячески пестовать любовь к этому. Таким образом, взрослые могут подготовить плодородную почву для семян будущих знаний.

Навыки и способности малыша нужно активно формировать. В два года у ребёнка развивается логическое мышление и мелкая моторика. В три года важнее становятся развитие логики, освоение синтеза, причинно-следственной зависимости.

Каждый из этих навыков становится камешком в интеллектуальном базисе малыша, ведь гармоничная личность не должна развиваться в одном направлении. Если в этот период что-то упустить в воспитании ребёнка, то уже в школе у него могут возникнуть проблемы.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Про детей
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector