Вид деятельности ребенок 1 год

Физиология

1 год. Ребенок неустойчиво стоит на широко расставленных ногах, при ходьбе раскачивается со стороны в сторону. У малыша относительно длинное туловище, большая голова (1/5 от общей длины тела), короткие ноги. Центр тяжести выше, чем у взрослого. Недостаточное развитие свода стопы.

С первой половины 2-го года малыш может начать проситься на горшок.

2 года. Основные приобретения за этот период: овладение прямой походкой; развитие предметной деятельности (манипулирует с предметами), овладение речью; намечаются необходимые изгибы позвоночника (шейный, грудной, поясничный).

2-2,5 года окончательно прорезываются молочные зубы (всего 20).

С 2 до 3 лет происходит быстрое окостенение конечностей, однако кисти рук еще сохраняют хрящевое строение.

Совершенствуется работа систем кровообращения и дыхания: замедляется частота пульса, увеличивается количество крови, которое сердце  выбрасывает в 1 удар, увеличивается объем легких; дыхание в возрасте 2-3 года частое, неровное, поверхностное.

Движения: ходьба, лазание, бег, метание.

Нервная система: повышается ее работоспособность, нервные клетки не так утомляются, поэтому малыш уже может бодрствовать до 6 часов без перерыва.

Глава 2

1.1 Исторические предпосылки возникновения игры

Игра – великое изобретение человека. В ней, как в зеркале отображалась история человечества со всеми его трагедиями и комедиями, сильными и слабыми сторонами.

При изучении развития детей, видно, что в игре эффективнее, чем в других видах деятельности, развиваются все психические процессы. Обусловленные игрой изменения в психике ребенка настолько существенны, что в психологии ( Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Запорожец и др.) утвердился взгляд на игру как на ведущую деятельность в дошкольный период.

1.2 Психология раннего детства

После периода младенчества – периода адаптации к миру, закладывающего стрежневые характеристики ребенка, в жизни ребенка начинается новый период развития – раннее детство (от 1 года до 3 лет) – период кардинальных изменений физических возможностей, двигательных, когнитивных и речевых навыков.

Основными достижениями раннего детства, которые определяют развитие психики ребенка являются: полное овладение телом, речью, развитие предметной деятельности. Эти достижения проявляются: в телесной активности, координированности движений и действий, прямохождении;

в бурном развитии речи; в развитии способности к замещению, символическим действиям и использованию знаков; в развитии наглядно-действенного, наглядно-образного и знакового мышления; в развитии воображения, памяти;

1.3 Предметная деятельность и игра

В раннем возрасте ребенок открывает для себя назначение многих предметов человеческой материальной и духовной культуры и начинает действовать с ними по-человечески. У ребенка формируется предметная деятельность.

Ее отличие от простого манипулирования окружающими предметами, характерного для детей младенческого возраста, состоит в том, что действия и способы обращения ребенка с предметами начинает подчиняться функциональному назначению данных предметов в жизни культурного человека.

Полуторагодовалый – двухлетний малыш с ложкой, мячом, книгой, стульчиком действует совершенно иначе, чем шести-восьми месячный ребенок, т.е. активность ребенка более старшего возраста с этими предметами носит более осмысленный характер, соответствующий их общекультурному назначению.

Представление о большинстве предметов домашнего обихода, способах их использования дети осваивают на втором году жизни. Возникающая на этой основе предметная деятельность постепенно заменяет собой естественные, природой и устройством организма обусловленные движения ребенка.

В отличие от младенца — ребенка раннего возраста начинают гораздо больше интересовать новые вещи. Если младенец, получив их в руки, начинает просто манипулировать ими, то ребенок двух-трех лет прежде всего приступает к детальному изучению, и только после этого обращается к использованию предмета в своей практической деятельности.

Ребенок раннего возраста сначала должен выяснить функциональное назначение вещи, прежде чем употреблять ее, поэтому он часто задает окружающим вопрос «что это?», рассчитывая в ответ получить как раз такую информацию.

С первого полугодия второго года жизни дети начинают выполнять с игрушками действия, которые они наблюдают у взрослых: куклу малыши укладывают спать, кормят ее, водят на прогулку, везет машинку, коляску, моет, чистит предметы домашнего обихода, готовит пищу, стирает и т.д.

В раннем возрасте возникает и получает развитие индивидуальная предметная, в том числе символическая игра. К концу этого периода времени дети много играют с различными предметами, прежде всего игрушками, причем не просто манипулируют ими, но и конструируют, строят из них что-либо новое. Появляются первые попытки обращения изобразительной деятельности, в форме рисования на бумаге.

На втором году жизни ребенок воспроизводит действия взрослых с предметами, у него появляются предметные игры – подражания. Они представляют собой первые шаги к символизации, связанной с усвоением норм и форм поведения взрослых, а далее – с формированием у ребенка определенных личностных качеств.

Детские игры предметного плана могут быть трех типов: игра – исследование, игра – конструирование и ролевая игра. Все виды игр имеют существенное значение для развития ребенка определяя его продвижение в когнитивном, личностном и социальном развитии.

В возрасте около восемнадцати – двадцати месяцев у детей возникают первые непосредственные взаимодействия с партнерами по игре. Начиная с этого возраста, дети стремятся больше играть друг с другом. Однако двухлетние дети еще не в состоянии играть вместе в игры с правилами.

Предлагаем ознакомиться:  Комфортная комнатная температура для новорожденного ребенка

Позднее появляется сюжетно – ролевая игра. Ее возникновение в жизнедеятельности детей связано с рядом обстоятельств: Во-первых, у ребенка к этому времени должна достичь высокого развития символическая функция, он должен научиться пользоваться предметами не только по их прямому назначению, но и в соответствии с замыслом игры;

В сюжетно-ролевой игре ребенок копирует способы обращения людей с предметами и способы обращения друг с другом в различных социальных ситуациях. Тем самым ребенок лучше усваивает предметные действия, формы и нормы общения, а так же ролевое поведение.

Сюжетно-ролевую игру с функциональной точки зрения можно рассматривать как подготовку ребенка к участию в общественной жизни в различных социальных ролях..Младшие дошкольники играют еще, как правило, в одиночку.

В своих предметных и конструкторских играх они совершенствуют восприятие, память, воображение, мышление и двигательные способности. Сюжетно – ролевые игры детей этого возраста обычно воспроизводят действия тех взрослых, за которыми они наблюдают в повседневной жизни.

Детские сюжетно – ролевые игры имеют различные темы, с которыми ребенок достаточно хорошо знаком по собственному жизненному опыту. Роли, которые воспроизводятся детьми в игре – это, как правило, или семейные роли (мама, папа, бабушка, дедушка, сын, дочь и т.п.

), или воспитательные (няня, воспитательница в детском саду) или профессиональные (врач, командир, пилот), или сказочные (козлик, волк, заяц, змей). Исполнителями ролей в игре могут быть люди, взрослые или дети, заменяющие их игрушки, например куклы.

С развитием ребенка игра изменяется. В первые два года жизни ребенок овладевает движениями и действиями с окружающими предметами, что приводит к возникновению функциональных игр. В функциональной игре перед ребенком раскрываются неизвестные для него свойства предметов и способы действия с ними.

Функциональные и конструктивные игры относятся к разряду манипулятивных, в них ребенок осваивает окружающий предметный мир, воссоздает его в доступных для него формах. Отношения между людьми осмысливаются в сюжетных играх.

Ребенок играет в » дочки — матери», в «магазин», принимая на себя определенную роль. Сюжетно – ролевые игры возникают в три – четыре года. До этого возраста дети играют рядом, но не вместе. Сюжетно- ролевые игры учат детей жить в коллективе. Постепенно в игры вводятся правила, накладывающие ограничения на поведение партнера.

1.4 Значение игры для психического развития детей от года до трёх лет

В игре формируются или перестраиваются и частные психические процессы. Значительно повышается в условиях игровой деятельности, острота зрения (исследование Т. В. Ендовицкой). В игре ребенок раньше и легче удерживает сознательную цель запоминать и, например, запоминает большее количество слов, чем в лабораторных условиях (3. М. Истомина и др.).

В игровой деятельности складываются благоприятные условия для развития интеллекта ребенка, для перехода от наглядно-действенного мышления к образному и к элементам словесно-логического мышления. Именно в игре развивается способность ребенка создавать обобщенные типичные образы, мысленно преобразовывать их.

В психологии установлено, что внутренние, умственные действия формируются на основе внешних, материальных действий путем их поэтапного изменения и «вращивания» в психику.

Итак, важная роль игры в развитии психических процессов ребенка объясняется тем, что она вооружает ребенка доступными для него способами активного воссоздания, моделирования с помощью внешних, предметных действий такого содержания, которое при других условиях было бы недосягаемым и не могло бы быть по-настоящему освоено.

Игра как бы создает «зону ближайшего развития ребенка». Л. С. Выготский писал: «В игре ребенок всегда выше своего среднего возраста, выше своего обычного повседневного поведения; он в игре как бы на голову выше самого себя.

Игра в конденсированном виде содержит в себе, как в фокусе увеличительного стекла, все тенденции развития; ребенок в игре как бы пытается сделать прыжок над уровнем своего обычного поведения».Основным развивающим видом деятельности ребенка двух-трех лет является игра.

Если в предыдущем возрастном периоде ребенок играл только с теми предметами, которые находились в поле его зрения, то теперь он может играть по предварительному замыслу, подбирая в соответствии с ним игрушки или какие-то предметы.

Предлагаем ознакомиться:  Почему новорожденный ребенок показывает язык

Например, ребенок задумал построить из кубиков гараж, куда он будет ставить машинку, а выезжая из гаража, машина будет перевозить какие-то грузы и т. д. Игра теперь состоит из ряда связанных между собой событий, то есть она имеет сюжет. Это становится возможным и благодаря развитию воображения, фантазии, абстрактного мышления.

Развитие психики

Овладение прямой походкой.Овладение ходьбой развивает способность ориентироваться в пространстве. Мышечное чувство становится мерой отсчета расстояний и пространственного расположения предметов. Приближаясь к предмету, на который смотрит ребенок, он начинает понимать направление и удаленность.

Развитие предметных действий – овладение способами обращения с предметами как это принято в обществе. Ребенок учится у взрослых постоянному назначению вещей. Предметы, окружающие малыша (мебель, одежда, посуда, игрушки и т.д.

) имеют определенное значение в мире людей. Это значение вещей малыш постигает в раннем детстве. Соотнося предметы между собой, орудуя ими, ребенок наибольшим образом способствует развитию психики. Начинают появляться новые виды деятельности: игра и продуктивные (рисование, лепка, конструирование). Малыш накапливает впечатления, что способствует развитию речи.

Память

В начале 2-го года малыш узнает знакомых людей, даже если он их не видел несколько недель, хорошо вспоминает события недельной давности, хорошо ориентируется в расположении комнат в квартире и предметов в них. Выходя на улицу сам, подходит к месту, где недавно играл.

К концу 2-го года узнавание более совершенно.  Помнит события трехмесячной давности.

На 3-м году жизни малыш может вспомнить события, происходившие с ним 6 месяцев назад (например, летом вспоминают зимние события).

Заключение

В связи с вышеизложенным можно сделать заключение о том, что игра – это форма деятельности в условных ситуациях, направленной на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах осуществления предметных действий, в предметах науки и культуры.

В игре как особом исторически возникшем виде общественной практики воспроизводят нормы человеческой жизни и деятельности, подчинение которым обеспечивает познание и усвоение предметной и социальной действительности, интеллектуальное и нравственное развитие личности.

Игра дает умение ориентироваться в реальных жизненных ситуациях, проигрывая их неоднократно и как бы понарошку в своем вымышленном мире. Игра дает психологическую устойчивость. Вырабатывает активное отношение к жизни и целеустремленность в выполнении поставленной цели.

Ведущая деятельность – такая форма поведения ребенка, в связи, с развитием которой развивается психические качества, подготавливающие переход ребенка к новой ступени его развития. В рамках ведущих типов деятельности возникают новые виды занятий.

Ведущая деятельность формирует и перестраивает отдельные психические процессы. Только в игре возникает способность к активному воображению, формируется произвольное запоминание и многие другие психические качества.

Ведущая деятельность также определяет важнейшие перестройки и формирование новых качеств личности. Игра учит, формирует, изменяет, воспитывает. Игра, как писал выдающийся советский психолог Л.С.Выготский, ведет за собой развитие.

Это позволяет сделать вывод – игровая деятельность имеет большое значение и играет огромную роль в психическом развитии дошкольника. 

 Литература

  1. Возрастная и педагогическая психология: Тексты. Эльконин Д.Б. / Сост. и коммент. Шуаре Марта О. – М.:1992. – 272с.
  2. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В.Давыдова. – М.: Педагогика,1991. – 480с.
  3. Дьяченко О.М., Лаврентьева Т.В. Психическое развитие дошкольников. – М.: Педагогика, 1984. – 128с.
  4. Ительсон Л.Б. Лекции по общей психологии: Учебное пособие. – Мн.: Харвест; М.: 2000. – 896с.
  5. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов ВУЗ. – М.:ТЦ Сфера,2004. – 464с.
  6. Популярная психология для родителей / Под ред. Бодалева А.А.– М.: Педагогика, 1988. – 256с.
  7. Сенсорное воспитание в детском саду: Пособие для воспитателей / Под ред. Поддьякова Н.Н, Аванесовой В.Н. – М.: Просвещение, 1981. – 192с.
  8. Спиваковская А.С. Игра – это серьезно. – М.: Педагогика, 1981. – 144с.

Внимание

Особенности нервной системы ребенка таковы, что он не может долго концентрировать свое внимание на одном виде деятельности. Однако по сравнению с более ранним возрастом внимание становиться более устойчивым.

В 1 год может удерживать внимание на одной игрушке 10 минут, в 3 года – примерно 30 минут, а если сильно заинтересовался, то может быть трудно отвлечь и через полчаса. Трудно привлечь внимание к предмету, который малыша не интересует.

Очень важно в этом возрасте побуждать ребенка чем-то заняться, вызывать его интерес, но не принуждать. В возрасте 1-3 года активно развивается воображение (например, малыш скачет на палке, как на лошади).

Предлагаем ознакомиться:  Почему после кормления рождения у новорожденного хрипы

Восприятие

В этом возрасте восприятие крайне несовершенно. Ребенок в 1 год неспособен последовательно рассматривать предмет и выяснять его свойства. Обычно малыш выделяет только один признак, который бросается в глаза.

К концу 3-го года ребенок  усваивает 5-6 форм (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник, многоугольник), 8 цветов (красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый, белый, черный).

Наибольшее влияние на развитие интеллекта  оказывают действия с предметами (орудиями): соотнесение предметов между собой (например, складывание пирамидки), употребление орудий (например, кушает ложкой). Малышу свойственна повышенная эмоциональность.

Мышление

Развиваются наглядно действенное и наглядно образное мышление. Зарождаются обобщения. Ребенок начинает усваивать знаки, однако они  пока разобщены, не связаны между собой.

В возрасте 1-2 лет ребенок начинает активно экспериментировать методом проб и ошибок, использовать разные способы действия с предметами. Например, заметив направление, в котором упал предмет, малыш его будет бросать снова и снова разными способами и смотреть на результат.

В раннем возрасте слово взрослого может содействовать развитию наглядно-действенного мышления. Взрослый может подсказать ребенку выход из ситуации не только действием, но и словом. Например, если малыш настойчиво тянет коробку через прутья кровати, взрослый может дать только словесную инструкцию: «Поверни коробочку, тогда она пройдет».

Речь

С 11 месяцев начинается переход от дофонемной к фонемной речи. Этот процесс продолжается на 2-м, 3-м и даже 4-м годах жизни.

До 1,5 лет речь развивается медленно (ребенок усваивает от30-40 до 100 слов) и употребляется редко. После полутора лет – резкий перелом: малыш начинает требовать называть предметы, произносит слова, которые эти предметы обозначают.

2-й и 3-й годы жизни ребенка – период усвоения речи. Развитие происходит в двух направлениях: совершенствуется понимание малышом речи взрослых; 2) складывается собственная активная речь. Если в этот период происходит задержка в развитии речи, то позже наверстать упущенное очень сложно.

Вторая половина 2-го года – переход к активной, самостоятельной речи, направленной на управление поведением окружающих людей и на овладение собственным поведением.

К концу 2-го года начинается развитие двухсловных, а затем и многословных предложений, внутри который с 2-х лет начинается согласование всех слов предложения. К 3-м годам малыш в основном правильно применяет падежи.

На 3-м году жизни у ребенка меняется понимание речи взрослого человека. Малыш к этому возрасту не только понимает отдельные слова и способен выполнить действие по просьбе взрослого, но и начинает слушать любые высказывания взрослого, которые не направлены непосредственно на него.

Ребенок начинает слушать и понимать сообщения, которые выходят за рамки ситуации его общения со взрослым. Это дает малышу  возможность использовать речь, как средство познания мира, недоступного непосредственному опыту ребенка.

1 год – 10-20 слов;

1,5 года – 30-40 слов;

2 года – до 300 слов;

3 года – 1200-1500 слов.

С появлением речи становятся шире возможности общения малыша со взрослыми. Появляются отношения сотрудничества.

Возраст 1-3 года — критический, потому что в этом возрасте на основе овладения речью происходит переход от естественного к социальному типу развития и создаются предпосылки для формирования личности.

Игра

В 2-3 года заметное место начинает занимать игра. Примерно в год и 3 месяца малыш в игре выполняет не только показанные взрослым действия, но и те, которые наблюдал ранее сам: прижимает куклу, целует ее, мое , укладывает спать; начинает «есть» из пустой чашки, пишет палочкой на столе, «читает».

Приблизительно в полтора года  происходит скачок: ребенок начинает делать из предметов заместители. Например, хочет умыть куклу, а мыла нет, малыш делает мылом кубик.

После 1 года, ближе к полутора лет ребенок делает свои первые рисунки: каракули. Причем малыш их как-то называет. К 3-м годам ребенок рисует человека в виде «головонога» (голова, шея, 2 ноги). Рисование хорошо развивает воображение и творчество.

У ребенка 1-3 лет сильно развит интерес к окружающему миру. Желание знать «что это такое» должно замечаться и поощряться родителями.

В возрасте от одного года до трех лет развитие психики и мозга ребенка не просто быстрое, а стремительное.  От  того, сколько времени, внимания и возможностей для развития предоставляют родители зависят интеллектуальные способности малыша в  дальнейшем. немаловажную роль здесь играют развивающая среда и правильно подобранные игрушки.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Про детей
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector