Ведение ребенка первого года жизни

I.Наблюдение участкового педиатра

  1. Первый
    совместный врачебно-сестринский
    патронаж новорожденного на 3-й день
    после выписки из роддома.

  2. Второй
    врачебный патронаж на 14-й день жизни.

  3. Третий
    врачебный патронаж (по приказу — второй)
    на 21-й день жизни.

  4. От 28-ого
    дня жизни до 1 месяца первое посещение
    здоровым ребенком поликлиники.

  5. На втором
    месяце жизни здоровый ребенок дважды
    посещает поликлинику — в 1,5 и 2 месяца.

  6. Если
    ребенок здоров, то со второго месяца
    жизни до года он посещает поликлинику
    ежемесячно (±5 дней относительно даты
    рождения).

  7. Текущие
    эпикризы пишутся в 1, 3, 6, 9 и 12 месяцев.

  1. Патронаж
    медицинской сестры.

  1. На
    первой неделе жизни — совместный первый
    врачебно-сестринский патронаж, далее
    активно, через один — два дня.

  2. На первом
    месяце жизни — еженедельно (всего 5-6
    посещений в течение первого месяца
    жизни).

  1. Наблюдение
    специалистами
    .

  1. Невропатолог
    — в первые три месяца жизни.

  2. Хирург —
    ортопед — в 2-3 месяца жизни и в 10-12 месяцев.

  3. Офтальмолог
    — после 10 месяцев жизни.

  1. Лабораторные
    исследования.

  1. В 1
    месяц — анализ ногтевых пластинок на
    хлориды.

  2. В 3 месяца:
    а) кровь на Hb, лейкоциты,
    эритроциты, СОЭ;

б) скрининг-тест мочи на сахар,
пировиноградную кислоту, проба Сулковича
на кальций.

  1. В 12 месяцев:
    общий анализ мочи, клинический анализ
    крови, кал на яйца глист.

Схема
диспансерного наблюдения за здоровыми
детьми

Диспансеризации подлежат дети из группы
риска по развитию хронических заболеваний
из семей с отягощающей наследственностью.
Выявление болезней на ранних стадиях
и своевременно начатое лечение являются
фактором, способствующим повышению его
эффективности и профилактике развития
тяжелых форм.

Активное диспансерное наблюдение за
детьми с хроническими заболеваниями
(ХЗ) в условиях диспансерных кабинетов
и/или дневных стационаров (ДС) позволяет
не только повысить, но и уменьшить число
госпитализаций.

Диспансерное наблюдение за детьми с ХЗ
предусматривает проведение комплексного
и этапного лечения, а также дифференцированного
ведения больных в зависимости от формы,
тяжести и особенностей заболевания в
каждом конкретном случае.

Индивидуальный план лечебно-реабилитационных
мероприятий может полностью выполняться
на педиатрическом участке или частично
в детском учреждении и/или дневном
стационаре (диспансере).

В конце календарного года составляется
годовой эпикриз, отражающий динамику
болезни, эффективность лечения и
профилактики, выполнение
лечебно-реабилитационных мероприятий,
план следующего этапа лечения и график
повторных визитов.

Важным является
обеспечение четкого контроля эффективности
этапного лечения. Так, оптимальной
системой является следующая: кабинет
врача-педиатра и/или специалиста в
поликлинике — обследование в дневном
стационаре — постоянная связь с пациентом
посредством информационно-образовательных
программ — реабилитационные и
профилактические мероприятия в детском
учреждении, а летом в санатории и/или
санаторном лагере.

Кратность диспансерных осмотров, выбор
тактики лечения и реабилитационных
мероприятий основываются на состоянии
и особенностях течения болезни. Кратность
осмотра детей с тяжелыми формами ХЗ,
имеющих инвалидность, детей с частыми
обострениями заболеваний, как правило,
составляет 1 раз в 2 месяца, при среднетяжелом
течении болезни — 1 раз в 3-4 месяца, при
легком течении, стойкой ремиссии,
отсутствии клинической симптоматике
— 1 раз в 6 месяцев.

Ведение ребенка первого года жизни

Диспансерный метод включает:
первичный сбор анамнеза (генеалогический,
биологический, социальный), антропометрию,
психометрию, объективное обследование
с определением минимума функциональных
параметров и поведенческого статуса.

3. правила гигиены детей первого года жизни

умывание на 1 месяце проводится 1 раз в

день (утром);

на 2-3 месяце 2 раза в день (утром и

вечером) обязательно теплой кипяченой

водой.

С 5 месяца ребенка можно умывать


водопроводной водой (температура 1820°C).

Протирать ротовую полость грудному

ребенку нельзя т.к. можно травмировать

слизистую оболочку.

ушные раковины протирают во время

умывания,

наружные слуховые проходы очищают

сухими турундами из ваты только по

показаниям.


глаза при необходимости промывают

от наружного угла к внутреннему

стерильной марлей, смоченной чаем.

очищение носового хода –

на глубину 1-1,5 см вводится

стерильный ватный жгутик,

ведение ребенка первого года жизни


смоченный стерильным вазелиновым

маслом (в каждый ход отдельный

жгутик)и круговыми движениями

изнутри кнаружи ход очищается.

ногти обрезают 1 раз в неделю.

подмывание после каждого

мочеиспускания и дефекации

только проточной водой.

Девочек обязательно в направлении


спереди назад.

После этого кожу вытирают и

смазывают стерильным маслом или

детским кремом.

частота – первое купание делается на 2

Ведение ребенка первого года жизни

недели жизни (отпадает остаток

пуповины и заживает пупочная ранка)

I полугодие – каждый день;

II полугодие – через день;


в определенное время не раньше, чем

через 1 час после кормления или за 4050 минут до кормления, а также за 1-1,5

часа до сна.

Ведение ребенка первого года жизни

ванночку(пластмассовую или

эмалированную) перед каждым

купание хорошо вымываем и

ополаскиваем горячей водой.

первый месяц – 37,5-37°C;

Ведение ребенка первого года жизни


2-6 месяцев 37-36°C;

после 6 месяцев- 36,5-36 °C.

продолжительность постепенно

увеличивается от 3-10 минут.

до 6 месяцев лежа голова находится

несколько выше туловища (вода не должна

попасть в наружные слуховые проходы)

голову ребенку придерживаем на руке и


наливаем воду до уровня сосков ребенка

оставляя открытую верхнюю часть груди.

после 6 месяцев – положение сидячее.

водой (2-3 раза в неделю с детским

мылом) моем всю поверхность кожи ,

особенно складки (шеи, между

ягодицами, за ушами, подмышки,

Ведение ребенка первого года жизни

паховые складки и др.).

приподнимаем ребенка над водой,


сполоснув его чистой водой из

отдельной посуды.

быстро заворачиваем ребенка в пеленку

и аккуратными движениями

просушиваем всю кожу.

смазываем складки стерильным маслом.

пеленаем или одеваем ребенка.

С 2 до 14 лет 11 месяцев 29 дней (приказ №770 от 30.05.1986)

Возраст

Пед.

Хир.-орт

Офт.

Нев.

ЛОР

Стом.

Лог.

Псих.

Кровь

Моча

Я/г

АД

2 года

3 года

4 года

5 лет

Перед школой

1-2 класс

3 класс

4-5 класс

6 класс

7 класс

8 класс

Примечания.

а) с 7 лет ежегодно
измеряется артериальное давление;

б) с 13 лет —
флюорография;

в) с 8 класса —
определение группы крови и Rh.

г) с 1 года до 2
лет включительно здоровый ребенок
осматривается участковым педиатром
ежеквартально; с 2 до 3 лет — один раз в
полгода; старше 3 лет — один раз в год.

Календарь развития по месяцам

1. Особенности онтогенеза (данные
генеалогического, биологического,

социального анамнеза);

2. Физическое развитие;


3. Нервно-психическое развитие;

4. Уровень резистентности;

5. Уровень функционального состояния
организма;

6. Наличие или отсутствие хронических
заболеваний или врожденных пороков

развития.

Для оценки развития и состояния нервной
системы учитывают жалобы и результаты
расспроса матери.

  • При осмотре обращают
    внимание на крик, двигательную активность,
    мышечный тонус, безусловные рефлексы
    и патологические неврологические
    знаки.

  • Оценка психомоторного
    развития эмпирическим методом, который
    основан на определении у ребенка
    минимального количества навыков.

  • Моторное развитие
    предусматривает способность ребенка
    ко 2-му месяцу жизни хорошо держать
    голову, к 4-5 мес. – переворачиваться, к
    7-8 мес. – самостоятельно садиться, к 10
    мес. – вставать, к 1 году – ходить. К 2
    годам ребенок при подъеме по ступенькам
    пользуется приставным шагом, а 3 годам
    – чередующимся.

ребёнок 1 мес. начинает держать голову

  • Развитие тонкой моторики
    определяется к 4 мес. способностью
    ребенка к ощупыванию предметов, к 7 мес.
    удерживает предметы «ладонным» захватом,
    к 10 мес. «ножницеобразным» (наличие
    противопоставления большого пальца).
    К 1 году – «щипковым» захватом
    (координированные движения фаланг
    пальцев). К 2 годам ребенок рисует
    каракули, к 3 годам способен рисовать
    круг.

*вокализация
(издает звуки) – 1-3 мес.

*гуление (отчетливо
тянет гласные звуки) 2-4 мес.

*лепет (произношение
согласных звуков различной тональности)
– 3-5 мес.

Ведение ребенка первого года жизни

*понимание речи
к 1 году, произносит отдельные слова,
слоги

*2 года двусловные
предложения

*3 года –
многословные предложения

*время появления
осознанной улыбки – 1 – 1,5 мес.

*«комплекс
оживления» 3 – 4 мес.

*появление
примитивных игр («ладушки», «сорока-ворона»)
– 8 мес.

*навыки
самообслуживания (держит ложку) –1 год

*неплохо
самостоятельно ест твердую пищу – 1,5

Ведение ребенка первого года жизни

*частично снимает
и надевает одежду в 2 года

*самостоятельно снимает и надевает
одежду в 3 года


*формирование игровой деятельности в
3 года ролевая игра.

физиологические(примитивные) рефлексы исчезают по мере
созревания мозга:

  • мигания—при
    освещении глаз светом появляется
    мигание;

  • осветления
    – на яркий свет закрывает глаза;

  • сосания—при
    прикосновении к губам ребенка появляются
    сосательные

движения;

  • поисковый
    – штриховое раздражение губ приводит
    к поисковым движениям;

  • хоботковый—прикосновение
    пальцем к области круговой мышцы рта
    вызывает вытягивание губ трубочкой.

Хватательный (Робинсона) – прикосновение
к ладонной поверхности приводит к
тоническому сгибанию пальцев и ребенок
рефлекторно плотно обхватывает палец
– исследователя (до 2-3 мес.);

Ладонно-рото-головной
(Бабкина) – при надавливании на ладонную
поверхность рук новорожденный пригибает
голову к груди и раскрывает рот;

  • объятия
    (Моро) – возникает при быстром подъеме
    новорожденного из положения на спине,
    плечи его расправляются, руки отходят
    в сторону, а затем делают обхватывающее
    движение и соединяются на груди.

IIфаза

Рефлексы
туловища:

  • Галанта- при
    штриховом раздражении пальцем области
    вдоль позвоночника туловище изгибается
    в направлении раздражителя;

  • Переза
    — проведение пальцем по остистым
    отросткам позвонков и легкое надавливание
    области от копчика к шее, вызывает крик
    новорожденного, сгибание нижних и
    верхних конечностей приподнимание
    головы;

  • опоры –
    при поддерживании новорожденного под
    мышки в вертикальном положении ноги
    его упруго опираются на пеленальный
    стол;

  • автоматической
    ходьбы- при наклоне тела вперед из
    вертикального положения, новорожденный
    переступает как при ходьбе при этом
    он не держит равновесия и движения в
    верхних конечностях у него отсутствуют;

Рефлексы
положения:

  • ползания
    (Бауэра) – в положении на животе
    новорожденный сгибает и разгибает
    ноги. При создании опоры для стоп с
    помощью ладоней врача ребенок может
    отталкиваться и ползти.

Первый месяц

Сложный месяц для молодых мамочек. Первый месяц жизни новорожденного принято называть периодом адаптации. Практически 70% времени он спит. Сон весьма важен для младенца. Во сне он растет (в среднем в первый месяц ребенок вырастает на 2-3 см.

), а организм привыкает к новой обстановке. В период бодрствования  хаотично машет сжатыми в кулачки ручками и согнутыми в колено ножками. Ближе к концу первого месяца ребенок уже способен удерживать ненадолго голову, фокусировать свой взгляд на ярких игрушка, лицах взрослых, издавать гласные звуки и прислушиваться к разговору окружающих.

Педиатры считают важным прикладывание в первые два часа жизни ребенка к груди мамы. Как они полагают, в это время между ребеночком и мамой создается «эмоциональный контакт». Это когда мама начинает чувствовать ребеночка на расстоянии, его ощущения, потребности.

Немало важным в этот период жизни ребенка является питание. В среднем за первый месяц ребенок набирает в весе около 600-700 гр. Ни в коем случаи не стоит во время питания торопить ребенка. Ведь когда он питается молоком матери, он также наслаждается в этот момент теплой и заботой матери.

Ведение ребенка первого года жизни

При рождении у ребенка имеются врожденные рефлексы, благодаря которым он адаптируется в окружающей среде. Но в течение первых месяцев жизни часть из них пропадает. К таким рефлексам относятся рефлекс:

  • Сосательный (прикасания языка к предмету);
  • Плавательный (если положить его животом на воду, то он будет делать плавательные движения);
  • Хватательный (прикасаясь к его руке, он сжимает ее в кулачок);
  • Поисковый (поиск груди матери);
  • Рефлекс ходьбы (если придерживать ребенка, то он начинает передвигать ножками, как будто шагает) и многие другие.

Следующие рефлексы остаются с ребенком на всю его жизнь: моргание, чихание, зевота, вздрагивание и др.

Именно по рефлексам педиатры и детские психологи определяют состояние и развитие нервной системы ребенка. Основные врожденные рефлексы детей. Безусловные и условные рефлексы.

А мамам в первый месяц жизни ребенка нужно окружить его не только теплотой, заботой, безопасностью, но и также приучить его к концу первого месяца к режиму день-ночь.

В первые две недели не забывайте обрабатывать малышу пупочную ранку (как обрабатывать).

В первые месяцы (обычно до 3-х месяцев) 80% малышей испытывают боли в животике из-за коликов и газиков. Ребенок выгибает спинку, сучит ножками и истошно плачит. Настоятельно рекомендуем ознакомиться с публикациями на тему коликов и газиков.

  • Прибавка в весе примерно 600-700 грамм, в росте — 2-3 см.
  • Ест каждые 2 часа, в ночное время в среднем 3-5 раз.
  • Много спит, бодрствует 2-4 часа в сутки.
  • Действия пока рефлекторны.
  • Движения хаотичны, кулачки сжаты.
  • Когда ребенок лежит на животе, он старается поднимать голову.
  • Главный способ общения с миром — плач. Так ребенок дает понять, что голоден, что у него мокрый подгузник, что у него что-то болит или что он просто хочет внимания. Ребенок может хныкать или кряхтеть, так он тоже сообщает маме о дискомфорте.
  • Способен какое-то время фиксировать взгляд на неподвижных предметах — мамином лице или подвесной игрушке.
  • Реагирует на громкие и резкие звуки — звонка, игрушки, колокольчика. Он может прислушаться, вздрогнуть и даже заплакать.
  • Узнает мамин голос и запах, реагирует на них.
  • Если с ребенком все время общаются, то к концу 1 месяца начнет появляться его собственная «речь» — гуление, или агуканье.
Предлагаем ознакомиться:  Ребенок полтора года плохо кушает

Подробно Развитие в первый месяц

Второй месяц

Второй месяц развития ребенка можно назвать периодом «оживления». В этот период он уже не только смотрит на ваше лицо, но и также может различать ваше эмоциональное состояние. Улыбаетесь вы ему или наоборот разозлены, спокойны или грустны.

А когда вы подходите к его кроватке, то ребеночек начинает хаотично махать ручками и ножками. Во второй месяц жизни ребенок уже более уверенно держит голову. Ближе к концу второго месяца ребенок должен набрать в весе 800 гр, а рост его должен увеличиться еще на 3 см.

  • Вырос на 3 см, прибавка в весе составила от 700 гр до 1 кг.
  • Становится активнее — бодрствует в среднем по 15-20 минут в час. Может спутать день с ночью и захотеть играть и общаться, когда родители спят.
  • Способен поднимать и недолго держать головку.
  • Разводит руки в стороны, переворачивается с бока на спину.
  • Активно гулит, как бы пропевает звуки «а», «о», «у», сочетания «ага», «агу», «бу».
  • Демонстрирует «комплекс оживления». Он проявляется в широкой улыбке, протягивании к маме ручек и ножек и активном движении ими, гулении.
  • Успокаивается во время сосания и на руках.
  • Может провожать предмет взглядом, внимательно следить за приближающимися или удаляющимися объектами, поворачивать головку на источник звука.
  • Улучшается координация движений. Ребенок может раскидывать конечности в стороны, он уже нашел свои руки и с удовольствием их исследует — рассматривает, сосет пальчики.
  • Руки сжаты в кулачки, но можно расправить малышу ладошки и вложить туда погремушку, он попытается ее удержать.
  • Появляются первые попытки дотянуться до предмета.
  • Совершенствуется зрение, ребенок начинает различать цвета, появляется первое понимание, что мир полон красок.
  • Угасают рефлексы новорожденного.

Подробноо развитии в два месяца

Третий месяц

На третий месяц ребенок уже более уверенно держит голову. Может опираться на свои предплечья, если положить его на животик. Важно в этот период чаще переворачивать его на животик, это поможет ему избавиться от образовавшихся газов в животе и поможет укрепить мышцы шеи и спины. А также не позволяйте ему подолгу лежать на боку, это может привести к искривлению позвоночника.

В этот период ребенок уже более сосредоточенно смотрит на яркие игрушки. Может разговаривать с собой, издавать не только единичные гласные звуки, но также согласные. Становится более любопытным к окружающим его вещам и событиям. Сам высовывает соску изо рта, а потом пытается ее обратно засунуть.

Возрастная патология в различные возрастные периоды

Генеалогический
анамнез– сбор родословных, т.е.
прослеживание признака или болезни в
семье, в роду с указанием типа родственных
связей между членами родословной.

Антенатальный
период(раздельно о течении первой
и второй половин беременности):

  • Гестозы
    первой и второй половины беременности;

  • Угрозы
    выкидыша;

  • Экстрагенитальные
    заболевания у матери;

  • Профессиональные
    вредности у родителей;

  • Отрицательная
    резус-принадлежность матери с нарастанием
    титра антител;

  • Хирургические
    вмешательства;

  • Вирусные
    заболевания во время беременности;

  • Посещение
    женщиной школы матерей по психопрофилактике
    родов;

Интранатальный и ранний неонатальный
периоды (первая неделя жизни):

  • Характер
    течения родов (длительный безводный
    период, стремительные роды);

  • Пособие в
    родах;

  • Оперативное
    родоразрешение (кесарево сечение и
    др.);

  • Оценка по
    шкале Апгар;

  • Крик ребенка;

  • Диагноз
    при рождении и выписке из родильного
    дома;

  • Срок
    прикладывания к груди и характер
    лактации у матери;

  • Срок
    вакцинации БЦЖ;

  • Время
    отпадения пуповины;

  • Состояние
    ребенка при выписке из родильного дома;

  • Состояние
    матери при выписке из родильного дома.

Поздний
неонатальный период:

  • Родовая
    травма;

  • Асфиксия;

  • Недоношенность;

  • Гемолитическая
    болезнь новорожденного;

  • Острые
    инфекционные и неинфекционные
    заболевания;

  • Ранний
    перевод на искусственное вскармливание;

  • Пограничные
    состояния и их длительность.

Постнатальный
период развития:

  • Повторные острые
    инфекционные заболевания;

  • Наличие
    рахита;

  • Наличие
    анемии;

  • Расстройства
    трофики тканей в виде дистрофии типа
    гипотрофии или паратрофии;

  • Наличие
    диатезов.


Сведения о биологическом анамнезе
участковый врач-педиатр получает из
выписок родильного дома и других
медицинских учреждений, бесед с
родителями.

Ведение ребенка первого года жизни

При наличии одного и более факторов
риска:

  • В каждом
    из 5-ти перечисленных периодов онтогенеза
    следует говорить о высокой отягощенности
    биологического анамнеза;

  • В 3-4-х
    периодах – о выраженной отягощенности
    (
    группа высокого риска по биологическому
    анамнезу);

  • В 2-х периодах
    об умеренной отягощенности (группа
    рискапо биологическому анамнезу);

  • В одном
    периоде – о низкой отягощенности
    (
    группа внимания по биологическому
    анамнезу).

Если факторы риска отсутствуют во всех
периодах развития ребенка, то биологический
анамнез считается неотягощенным.

О степени неблагополучия в периодах
внутриутробного развития ребенка можно
косвенно судить по уровню его стигматизации.
В зависимости от силы повреждающих
факторов количества стигм дизэмбриогенеза
(малых аномалий развития — МАР), не
приводящих к органическим или
функциональным нарушениям определенного
органа, может быть различным. В норме
оно составляет 5-7.

Превышение порога стигматизации может
рассматриваться в качестве фактора
риска еще не проявившейся патологии.

    1. .
      Анатомо-физиологические особенности
      кожи и подкожно жировой клетчатки:

  • в детском
    возрасте, особенно у новорожденных,
    базальная мембрана очень


нежная и рыхлая, что определяет слабую
связь между эпидермисом и дермой;

  • кожа
    новорожденных и детей первого года
    жизни имеет хорошо развитую сеть
    капилляров;

  • сальные
    железы активно функционируют уже в
    период внутриутробного развития,
    обильно выделяя секрет, образующий
    творожистую смазку, которая покрывает
    тело ребенка при рождении;

  • потовые
    железы, сформированные к моменту
    рождения, в течение 3-4 мес. функционируют
    недостаточно, имеют недоразвитые
    выводящие протоки, закрытые эпителиальными
    клетками;

  • ногти
    развиты хорошо;

  • волосы
    на голове разной длины, густоты, цвета,
    но не имеют волосяного фолликула;

  • кожа,
    особенно на плечах и спине, покрыта
    пушковым покровом (лануго), более
    заметным у недоношенных детей;

  • брови и
    ресницы слабо развиты, в дальнейшем их
    рост увеличивается;

  • подкожно-
    жировой слой начинает формироваться
    на 5 месяце внутриутробной жизни, к
    моменту рождения более развит на лице
    (жировые тельца щек – комочки Биша),
    конечностях, груди, спине, слабее — на
    животе;

  • жировая
    ткань отличается большой плотностью;

  • у
    новорожденных и детей грудного возраста
    в подкожной клетчатке сохраняются
    участки ткани эмбрионального характера,
    обладающие как жиро накапливающей, так
    и кровообразующей функцией;

  • удетей раннего возраста подкожный
    жировой слой составляет в среднем 12%
    массы тела, у взрослых в норме – не
    более 5%;

  • к 5-7 годам,
    но в основном в период полового
    созревания, появляются скопления
    жировой клетчатки в грудной, брюшной
    полостях и в забрюшинном пространстве;

  • -слизистые
    розовые, чистые, гладкие, влажные.

Рис.1. Кожа
новорожденного (а) и
взрослого (б) человека.

К моменту
рождения завершается дифференцировка
слоев кожи. Однако, базальная мембрана
эпидермиса развита слабо, он содержит
мало слоев клеток; зернистый и блестящий
слои в основном отсутствуют, роговой
состоит из 2-3 слоев клеток

  • к моменту
    рождения ребенка диафизы трубчатых
    костей представлены костной тканью,
    эпифизы трубчатых костей и губчатые
    кости в основном состоят из хряща;

  • на первом
    году жизни происходит перемоделирование
    50-70% костной ткани. В эпифизах образуются
    точки окостенения. Совокупность
    имеющихся у ребенка точек окостенения
    представляет важную характеристику
    уровня его биологического развития
    (костный возраст). В 6 мес. формируется
    первое ядро, к 1 году – второе, затем
    каждый год (в среднем) прибавляется по
    одному ядру;

  • костная
    ткань содержит мало солей извести;
    вместо некоторых костей имеются хрящи
    (швы, роднички);

  • надкостница
    у детей более толстая, чем у взрослых,
    что определяет возможность возникновения
    перелома по типу «зеленой ветки» — под
    надкостничного перелома;

  • особенности
    строения скелета ребенка: череп к
    моменту рождения представлен большим
    количеством костей, швы (стреловидный,
    венечный, затылочный) открыты и начинают
    закрываться только с 3-4 мес. жизни. У
    доношенных детей боковые роднички
    закрыты, малый родничок открыт у 25%
    новорожденных и закрывается в 4-8 недель
    после рождения. Большой родничок,
    расположенный в месте пересечения
    венечного и стреловидного швов, открыт
    у всех новорожденных, его размеры от 3
    х 3 до 1,5 х 2 см. Время закрытия большого
    родничка индивидуально в норме – к 1
    году (от 9-10 мес. до 1,5 лет);

  • у грудных
    детей голова относительно велика, имеет
    округлую форму, грудная клетка короткая,
    имеет форму усеченного конуса, к концу
    года грудная клетка удлиняется,
    появляется физиологическое опущение
    ребер;

  • физиологические
    изгибы позвоночника появляются с
    возникновением и совершенствованием
    двигательных функций;

  • начинает
    держать голову, появляется шейный изгиб
    позвоночника;

  • в 6 месяцев
    (начинает сидеть) – грудной изгиб
    позвоночника;

  • к году
    (начинает ходить) – поясничный; у
    здорового ребенка лопатки плотно

прилегают к грудной клетке, имеются
только физиологические изгибы

позвоночника

  • прорезываются
    в 5- 6 месяцев;

20 молочных зубов к 2 годам;

количество
зубов равно n — 4,

где n-
число месяцев жизни;

где n-число лет, исполнившихся
ребенку

https://www.youtube.com/watch?v=61Q8xcY_Xxo

Рис.
2.
Последовательность
прорезывания молочных зубов у грудного
ребенка:

  • а — нижние
    центральные резцы (появляются примерно
    в 6 мес.),

  • б — верхние
    центральные резцы (появляются в 8 мес.),
    в — верхние боковые резцы (появляются
    в 10 мес.)

  • г — нижние
    боковые резцы (появляются в 12 мес.).

  • после 5
    лет смена молочных зубов на постоянные
    (5 – 7 лет);


число постоянных зубов, независимо
от пола ребенка равно—4n– 20,

где n-число лет,
исполнившихся ребенку

Формирование молочного и постоянного
прикуса у детей является важным
показателем биологического созревания
ребенка. Постоянный прикус в норме
должен быть слабоортогнатическим или
прямым.

  • ускорение
    роста (пубертатный скачок роста);

  • значительная
    перестройка эндокринного аппарата:
    усиление функции половых желез,
    щитовидной железы, гипофиза;

  • время
    полового созревания;

  • более
    развивается абстрактное мышление;

  • чаще
    выявляются эндокринные нарушения,
    нарушения осанки, ВСД;

  • значительно
    повышается мышечная сила, работоспособность;

  • для каждого
    ребенка характерен индивидуальный
    темп биологического развития.

Педиатрия имеет дело с развивающимся
организмом, постоянно меняющимся и
совершенствующимся. Все внешние вредности
и болезнетворные агенты вызывают в
детском организме различные реакции
вследствие его морфологического,
функционального и биохимического
своеобразия, при этом, чем моложе ребенок,
тем выраженнее особенности:

  • быстрые
    темпы физического и психического
    развития, что требует более напряженных
    энергетических и обменных процессов,
    определяет нестабильность и легко
    наступающие нарушения, обмена у детей.

  • снижение
    специфической и неспецифической защиты
    в связи с физиологической недостаточностью
    иммунитета и функциональной незрелостью
    кожи, слизистых оболочек, ЖКТ, ферментных
    систем.

Внутриутробный этап

  • Эмбриопатии
    патология эмбрионального периода
    – с 16 – го дня беременности до 75 – го
    дня включительно. Эмбриопатии
    заканчиваются либо гибелью эмбриона
    и спонтанным абортом, либо формированием
    врожденных пороков развития.

  • Фетопатии
    патология фетального периода – с
    76 –го дня до окончания беременности.
    В этот период развитие плода зависит
    от состояния плаценты. При различных
    повреждениях плацента становится
    проницаемой для микробов, вирусов и
    других неблагоприятных агентов, которые
    могут привести к заболеванию плода,
    нарушить его развитие, вызвать
    преждевременные роды. Поздние фетопатии
    характеризуются развитием генерализованной
    внутриутробной инфекции с поражением
    ЦНС, внутренних органов, а также
    формированием хронических воспалительных
    процессов.

Винтранатальномпериоде может произойти нарушение
кровообращения в плаценте, что нередко
приводит к асфиксии плода, возможны
родовая травма, заражение плода,
условно-патогенной флорой из родовых
путей, а при наличии инфекции у матери
воспалительных заболеваний органов –
патогенными возбудителями.

Возрастная патология в различные возрастные периоды

Догоспитальный
этап:

  • При
    возможности провести ингаляцию с
    бронхолитиком с помощью дозирующего
    аэрозольного ингалятора:

  • Дозирующий
    аэрозоль ß2-агонистов
    (беротек Н, сальбутамол, тербуталин,
    фенотерол);

  • Дозирующий
    аэрозоль ипратропиум бромида (атровент);

  • Дозирующий
    аэрозоль комбинированного

бронхоспазмолитика (ß2-агонистов и ипратропиума бромида)
(беродуал).


Вдыхается 1-2 дозы одного из препаратов.
У детей используется спейсер, аэрочамбер
или приспособление типа пластикового
стаканчика с отверстием в дне для
ингалятора;

Ингаляция 1-2 доз одного из бронхоспазмолитиков
с помощью дозирующего аэрозольного
ингалятора:

  • Дозирующий
    аэрозоль ß2-агонистов
    или бронхоспазмолитика (ß2-агонистов
    и ипратропиума бромида);

  • При
    неудовлетворительном эффекте — вызов
    бригады скорой помощи.

Ведение ребенка первого года жизни

Ингаляция 1-2 доз одного из бронхоспазмолитиков
с помощью дозирующего аэрозольного
ингалятора;

  • Дозирующий
    аэрозоль ß2-агонистов;

  • Дозирующий
    аэрозоль комбинированного

бронхоспазмолитика (ß2-
агонистов и ипратропиума бромида).

При отсутствии
дозирующего аэрозольного ингалятора
возможно введение эуфиллина 2,4% р-ра 4
мг/кг внутривенно струйно медленно в
течение 10- 15 минут на изотоническом
растворе хлористого натрия.

  • Оксигенотерапия

  • Оральная
    регидратация

Предлагаем ознакомиться:  Можно ли торт "Наполеон" при грудном вскармливании

Оценить эффект через 20 минут

  • При
    неудовлетворительном эффекте: добавить
    системные глюкокортикоиды парентерально
    или внутрь в дозе 1-2 мг/кг, повторить
    бронхоспазмолитик из дозирующего
    ингалятора.

  • При
    неудовлетворительном эффекте —
    госпитализация.

Догоспитальный
этап (обще врачебный уровень
оказания

бронхоспазмолитика (ß2агонистов и ипратропиума бромида).

  • Вызов
    бригады интенсивной терапии.

Используется одного из приведенных
ниже вариантов терапии:

  1. Ингаляция
    1-2 доз одного из бронхоспазмолитиков
    с помощью дозирующего аэрозольного
    ингалятора:


бронхоспазмолитика (ß2-агонистов
и ипратропиума бромида).

  1. При
    отсутствии дозирующего аэрозольного
    ингалятора введение эуфиллина 2,4% р-ра
    4 мг/кг внутривенно струйно медленно в
    течение 10-15 минут на изотоническом
    растворе хлористого натрия;

  • Системные
    глюкокортикостероиды парентерально
    или внутрь в дозе 1-2 мг/кг;

  • Оксигенотерапия;

  • Оральная
    регидратация;

  • Госпитализация
    в стационар и вызов бригады реанимации.

Специализированный уровень оказания
помощи

  • Внутривенно
    преднизолон 5-10 мг/кг

  • Адекватная
    оксигенотерапия

  • Решение
    вопроса об интубации

  • Госпитализация
    в отделение интенсивной терапии.

Ведение ребенка первого года жизни

1.Ингаляция
ß2- агониста короткого действия или
беродуала через небулайзер, одна доза
каждые 20 минут на протяжении первого
часа

2.Ингаляция
будесонида (Пульмикорт) через небулайзер

3.Ингаляция
кислорода до достижения SatO2
≥95%

4.Ингаляции
муколитиков противопоказаны

5.Обильное
питьё щелочных минеральных вод

Хороший
ответ

Неудовлетворительный
ответ

1.Ингаляция
β2 -агониста короткого
действия или беродуала через небулайзер,
одна доза каждые 6-8 часов

2.Ингаляция
будесонида (Пульмикорт) через небулайзер
1-2 р/сут

3.Ингаляции
муколитиков через небулайзер

4.Обильное
питьё щелочных минеральных вод

  • Ингаляция
    β2-агониста короткого
    действия или беродуала через небулайзер,
    одна доза каждые 6-8 часов

  • Внутривенное
    введение метилксантинов (эуфиллин)

  • Системные
    КГС (в/в, peros)

  • Инфузионная
    терапия

  • Ингаляция
    кислорода

Хороший
эфффект

Неудовлетворительный
эффект

  • Перевод
    в отделение реанимации

  • ИВЛ

  • уход за глазами
    новорожденного
    ребенка заключается в ежедневной
    обработке их кипяченой охлажденной
    водой. Промывание глаз осуществляется
    стерильными ватными шариками по
    направлению от наружного угла глаза
    к внутреннему. Для каждого глаза
    используется отдельный ватный шарик.

При отсутствии
отделяемого из глаз для профилактики
гнойно-воспалительных заболеваний
слизистой оболочки глаз возможно после
промывания глаз кипяченой водой
закапывания материнского молока. При
наличии серозно-гнойного отделяемого
в углах глаз материнское молоко применять
нельзя, так как оно является прекрасной
питательной средой для микрофлоры.

В
данной ситуации уместнее промыть глаза
раствором фурациллина (1:5000),
свежеприготовленными отварами дуба,
ромашки, череды, крепко заваренным
чаем. Не рекомендуется применять борную
кислоту для обработки глаз новорожденного.

При отсутствии
эффекта в течение 2-3 дней — консультация
педиатра, окулиста.

  • Уход за слизистой носовой
    полости должен быть ежедневным и
    тщательным. Новорожденный ребенок
    дышит только через нос, поэтому чистота
    и проходимость носовых ходов определяют
    хороший, спокойный сон у ребенка и
    активный процесс сосания.

Туалет
носовой полости осуществляется
обязательно утром и в течение дня по
мере необходимости (перед каждым
кормлением ребенка, а при необходимости
и в промежутках между кормлениями).
Вращательными движениями прочистить
носовые ходы тугими ватными жгутиками,
смоченными в стерильном растительном
масле или кипяченой воде (для каждого
носового хода использовать отдельный
жгутик).

При наличии сухих корочек
допустимо для их размягчения использовать
несколько капель грудного молока. При
наличии серозно-гнойного отделяемого
из носовых ходов грудное молоко
использовать нельзя.

  • Уход за кожей новорожденного
    включает:

  1. утренний
    туалет

  2. подмывание
    после дефекации

  3. гигиеническую
    ванну

Утренний
туалет:

  • умыть
    ребенка промокательными движениями
    ватным тампоном, смоченным кипяченой
    водой;

  • обработать
    глаза ребенка;

  • прочистить
    носовые ходы;

  • вращательными
    движениями прочистить слуховые проходы
    тугими ватными жгутиками, смоченными
    в стерильном растительном масле или
    кипяченой воде, для каждого слухового
    прохода использовать отдельный жгутик
    (уши ребенку обрабатывать 1 раз в неделю
    или по мере необходимости);

  • обработать
    естественные складки кожи ватным
    тампоном, смоченным в стерильном
    растительном масле или специальных
    маслах для ухода за детской кожей
    малыша, обработка ведется в определенной
    последовательности: заушные, шейные,
    подмышечные, локтевые, лучезапястные,
    подколенные, голеностопные, паховые,
    ягодичные складки. Можно использовать
    детский крем и детскую присыпку, которую
    мать должна высыпать себе на ладонь и
    затем обработать ей кожу малыша.

Подмывание
новорожденного
ребенка производится после дефекации
и по мере необходимости (после каждого
мочеиспускания ребенка подмывать нет
необходимости). Снять с ребенка
запачканную одежду, положить его на
левое предплечье и кисть руки, подмыть
под проточной водой (температура 370С),
используя марлевые салфетки.

Девочек
подмывают только движениями спереди
назад с целью предупреждения попадания
инфекции в мочеполовую систему девочки
восходящим путем. Уложить ребенка на
пеленальный столик, полотенцем или
мягкой пеленкой промокательными
движениями осушить кожу, обработать
естественные складки.

Тщательно
вымытыми с мылом руками растянуть края
пупочной ранки указательным и большим
пальцами левой руки и внимательно
осмотреть её. При наличии корочки и
выделений капнуть из пипетки в рану
1-2 капли 3% раствора перекиси водорода,
удалить образовавшуюся в пане «пену»
стерильной ватной палочкой движением
изнутри кнаружи (сбросить палочку в
лоток).

Сохраняя растянутыми края
пупочной ранки, обработать её стерильной
ватной палочкой, смоченной 700 этиловым спиртом движением изнутри
кнаружи. Обработать кожу вокруг ранки
этиловым спиртом с помощью ватной
палочки движением от центра к периферии
(сбросить палочку в лоток).

Обработать
пупочную ранку (не затрагивая кожу
вокруг ранки) 5% раствором перманганата
калия или 2% спиртовым раствором
бриллиантовой зелени. В номе у
новорожденных детей пупочная ранка
закрывается к 7-10-14 дню жизни.

9.2.Купание
ребенка следует ежедневно (после 6
месяцев допустимо – через день). При
незажившей пупочной ранке купание
проводят в кипяченой воде (температура
воздуха в комнате не ниже 22-24 0С,
воды – 36,5-37 0С).

Распеленатого
и подмытого ребенка медленно погрузить
в воду, поддерживая одной рукой за спину
и затылок, другой ягодицы и бедра (вода
должна доходить до линии сосков).
Намыленной марлевой или фланелевой
салфеткой помыть ребенка в той же
последовательности, как при обработке
естественных складок кожи.

Детское
мыло можно использовать 2-3 раза в неделю.
Голову лучше вымыть в последнюю очередь
в направлении ото лба к затылку. Затем
приподнять ребенка над водой, перевернуть
лицом вниз и ополоснуть малыша водой
из кувшина, вымыть чистой водой лицо,
накинуть полотенце.

Основные моменты
пеленания новорожденного: на пеленальном
столе расстилают фланелевую пеленку,
затем тонкую хлопчатобумажную и
подгузник; одетого в распашонку ребенка
укладывают на подгузник.

Основные
моменты пеленания новорожденного:
нижний конец подгузника проводят между
ножками

Основные моменты
пеленания новорожденного: левый и
правый концы подгузника обертывают
вокруг туловища.

Основные моменты
пеленания новорожденного: вокруг
туловища обертывают правый конец тонкой
пеленки.

Основные моменты
пеленание новорожденного: вокруг
туловища обертывают левый конец тонкой
пеленки, нижний конец её расправляют,
загибая вверх

Календарь развития по месяцам

день (утром);


водой.

умывания,

показаниям.

спереди назад.

детским кремом.


часа до сна.

отдельной посуды.

движения;

IIфаза

Здорового
ребенка — моча прозрачная, светло-желтая,
реакция кислая, относительная плотность
мочи 1010-1020.

Протеинурия
– отсутствует.

У девочек:
3-5, у мальчиков: 1-2;

При
пиелонефрите: моча мутная, светло-желтая,
реакция щелочная, относительная
плотность до 1005 до 1028.

Протеинурия
до 1 г в сутки. Лейкоцитурия от 5-10 до
большого количества (массы) в поле
зрения. Эритроциты — микрогематурия.
Бактериурия от ( ) до ( )

При
гломерулонефрите – моча красно-бурая
(цвет «мясных помоев»), от 1-до 2 г/сутки,
Эритроциты от микро- до макрогематурии,
лейкоцитурия- может быть.

Третий месяц

  • Рост — прибавка 3-3.5 см. Вес — прибавка 750 гр.
  • Удлиняется ночной сон, укорачивается дневной.
  • Лежа на животе, ребенок удерживает голову в течение 20-25 секунд, в вертикальном положении — до 15 секунд, легко поворачивает ее в разные стороны.
  • Поворачивается со спины набок, в положении на животе старается опираться на локти.
  • Улыбается, узнает близких, гулит, «поет» во время общения.
  • Становится более эмоциональным, умеет громко смеяться вслух, пародирует мимику родителей.
  • Умеет криком и плачем выражать недовольство и требовать внимания. Наблюдательные родители могут даже заметить первые проявления характера своего крохи.
  • Легко распознает источник света и звука.
  • Если мама держит ребенка над твердой поверхностью, он отталкивается от опоры и как бы «подпрыгивает» и сучит ножками.
  • Ладошки уже расправлены, малыш тянет ручки к предложенной игрушке и пытается ее схватить, пытается ударить по находящейся над ним погремушке. Попавшую в руки игрушку он обязательно потянет в рот.
  • Малыш уже нашел свои ноги, а руками старается исследовать личико.
  • Движения в целом приобретают произвольный характер.

Подробно Развитие ребенка в 3 месяца

Четвертый месяц

На четвертый месяц ребенок уже уверенно может держать свою голову. Реагирует и оборачивается на звук. Лежа на животике, может опираться на свои руки и выпрямлять их. Может самостоятельно тянуться к игрушке, хватать ее, близко рассматривать, пробовать ее на вкус. Определить свою маму от других людей.

  • Рост  2.5 см, вес  700 гр.
  • Переворачивается со спины на живот, хорошо держит голову и вертит ею в стороны, уверенно поддерживает тело на локтях, когда лежит на животе.
  • Предпринимает первые попытки сесть, приподнимает верхнюю часть туловища.
  • Ползает на животе в кроватке или на коврике.
  • Произвольно захватывает и держит игрушку одной или двумя руками, пробует ее на вкус.
  • У ребенка появляются любимые игрушки.
  • Совершает первые осознанные манипуляции с предметами: стучит, бросает.
  • При кормлении поддерживает грудь или бутылочку.
  • На смену гулению постепенно начинает приходить лепет, появляются первые слоги — «ма», «ба», «па».
  • Фиксирует взгляд и пристально следит за движущимися объектами.
  • Разглядывает свое отражение в зеркале.
  • Ребенок при общении отдает предпочтение маме, капризничает, даже если она отошла совсем ненадолго.
  • Различает своих и чужих, активно улыбается, смеется, может даже визжать от восторга.
  • Реагирует на музыку — затихает, когда ее слышит и внимательно прислушивается.
  • Реагирует, когда произносят его имя.

Подробно Развитие на 4 месяце жизни

Пятый месяц

Это новый скачок в развитии Вашего ребенка. В этот период он уже может самостоятельно переворачиваться. Некоторые в этом возрасте пытаются сидеть на попе. Ползать по полу или кроватке на животике. Пытаются встать на ноги.

Очень важно придерживать малыша за подмышки и учить его ходить. Для того чтобы натренировать мышцы ног и избавить его в дальнейшем от плоскостопия и «подпрыгивания» во время ходьбы. Ребенок уже четко может определить близких его людей от чужих.

Более уверенно издает звуки, правда еще не осознанные. Учите его произносить самые простые слова, такие папа, мама, деда, баба. В среднем за пятый месяц Ваш ребенок прибавит в росте около 2.5 см, а весе около 700 гр.

  • Рост 2.5, вес  700 гр.
  • Умеет переворачиваться со спины на живот и обратно, опирается на ладони, уверенно держит голову в вертикальном положении, смотрит по сторонам.
  • Может сидеть с опорой некоторое время.
  • Важным признаком нормального развития нервной системы является различение своих и чужих. Ребенок может насторожиться при появлении чужого человека, неохотно пойдет к нему на руки, может испугаться и громко заплакать. Он предпочитает находиться на ручках у родителей.
  • Сам побуждает родителей к общению, тянет ручки к маме, улыбается, лепечет, произносит первые слоги. Если общения не хватает, ребенок капризничает.
  • Охотно играет с предметами — подтягивает к себе, бросает, стучит, облизывает.
  • Играет во время еды.
  • Некоторые дети сосут пальцы на ногах.
  • С интересом разглядывает лица на картинках.
  • У большинства детей начинают прорезываться зубы.

ПодробноРазвитие в 5-ть месяцев

Шестой месяц

В этом возрасте ребенок уже может отличить свое имя от другого имени. Может без помощи сидеть на попе, хотя самостоятельно приседать еще не может. Уверенно держит игрушки в руках, перекладывает их из одной руки в другую.

Многие в этом возрасте начинают кормить ребенка разнообразной пищей. Только старайтесь не давать ему соленую и сладкую пищу, т.к. почки и кишечник для этого еще не достаточно развиты. Проконсультируйтесь с врачом, какую пищу можно давать ребеночку в этом возрасте.

  • Рост 2.5 см, вес 700гр.
  • Самостоятельно садится и сидит некоторое время.
  • Ползает «по-пластунски», способен доползти до игрушки, лежащей в 10-20 см от него.
  • Встает на четвереньки и покачивается взад-вперед. Это важный показатель — так ребенок готовится к полноценному ползанию.
  • Наклоняется и поворачивается в разные стороны.
  • Пьет из кружки, если ее придерживать, играет с едой.
  • Поднимает упавшие предметы, перекладывает игрушку из руки в руку или из одной коробки в другую.
  • С интересом изучает и может ломать окружающие предметы.
  • Формируются простые причинно-следственные связи: толкнул предмет — он упал, нажал на кнопку — включилась музыка.
  • Находит взглядом крупный объект, о котором говорит мама.
  • Ребенок очень эмоционален, у него постоянно меняется настроение, он кричит, когда недоволен и громко смеется, когда с ним играют.
  • С удовольствием играет в «ку-ку», может хлопать в ладоши.
  • Внимательно слушает человеческую речь и воспроизводит звуки и слоги, активно лепечет. Появляются согласные «з», «с», «в», «ф».
Предлагаем ознакомиться:  Как определить пол ребенка по датам рождения родителей?

ПодробноРазвитие в пол года

Седьмой месяц

На седьмой месяц ребенок уже становится непоседой. Он с легкостью может самостоятельно перекатываться со спины на животик или на бок. Различает предметы и если его попросить, к примеру, сказать, где находятся часы, он, немного покрутив головой по сторонам, покажет их.

С помощью поддержки посторонних может ходить, самостоятельно ползать преимущественно назад. Бьет игрушки друг об друга, бросает их и сосредоточенно смотрит, как они падают на пол или бьются об стену, часто при этом улыбается.

Дети в этом возрасте любят купаться, так как уже уверенно сидят и могут играть игрушками. Поэтому нужно в этот период приучать к купанию. Рассказывать какая часть тела как называется и потом просить, чтобы он их показывал и называл. Для того, чтобы он запоминал как они называются.

В плане рациона будет полезно давать ребенку в этом возрасте немного творога и мяса, чтобы восполнить запас кальция в организме, для дальнейшего его роста и ускорить процесс прорезывания зубиков. Калия, для нормальной работы сердца и белка, для роста мышц.

Старайтесь следить в этом возрасте за чистотой пола, игрушек и тех предметов, которые ребенок может схватить. Потому что в этом возрасте он будет их пробовать на вкус, т.е. все что попадется, будет засовывать в рот.

К концу седьмого месяца ребенок должен прибавить в весе в среднем около 550-600 гр и росте 2 см.

  • Рост 2 см, вес 600 гр.
  • Уверенно сидит, прямо держит спину, иногда опирается на руку.
  • Появляется или совершенствуется навык ползания, некоторые дети ползают задом.
  • Снимает пищу с ложки, пьет из кружки с поддержкой.
  • Сам встает у опоры, способен простоять некоторое время.
  • Любит «ходить», когда мама поддерживает его под мышки или за руки.
  • Совершенствуются хватательные движения, развивается мелкая моторика рук. Ребенок в восторге от пальчиковых игр — «Сорока-ворона», «Ладушки».
  • С удовольствием изучает свойства окружающих предметов: стучит ими, трясет, бросает на пол, разбирает, ломает, тянет в рот. Может держать по игрушке в каждой руке и стучать ими друг о друга.
  • Показывает, где у него находятся глаза, нос, рот, уши, изучает себя руками и при помощи рта.
  • Начинает копировать поведение взрослых.
  • Активно лепечет, пропевает звуки «та», «да», «ма», «на», «ба», «па», появляются звукоподражания «ав-ав», «ква-ква» и другие.
  • С удовольствием разглядывает картинки в книжках, листает страницы.
  • Определяет по тону голоса, что значит «нет».

Подробноо развитии в 7 месяцев

Восьмой месяц

В этом возрасте главное не оставлять одного ребенка на высоте. Так как он уже может самостоятельно передвигаться, садиться. С интересом рассматривает новые игрушки. Может по фотографии определить маму и папу от посторонних людей.

Может понимать игру «ладушки» или всем известную «ку-ку». Если его попросить помахать вслед рукой, он с удовольствием Вам помашет ее. Немного начинает понимать то, о чем его просят. Пытается кушать самостоятельно.

  • Рост 2 см, вес 600 гр.
  • Очень привязан к маме, даже недолгое расставание переживает очень болезненно, остерегается незнакомых людей.
  • Сам сидит, встает, ходит приставными шагами у опоры и вперед, держась за руки.
  • Свободно перемещается в знакомом пространстве.
  • Может выполнять несложные поручения — принести, показать.
  • Действия с предметами становятся соотносящими: ребенок накрывает баночки крышками, нанизывает кольца пирамидки.
  • Диапазон эмоций расширяется, можно заметить недовольство, удивление, радость, восторг, настойчивость.
  • Появляются первые осознанные слова — «мама», «папа», «дай».
  • Словарный запас активно растет, постоянно появляются новые лепетные звуки и слова.
  • Любит слушать музыку, танцевать под нее, хлопать ручками и топать ножками.

11. Вскармливание ребенка

Питание ребенка первого года жизни

называется — вскармливание.

основное требование к рациональному

количество и качество принимаемой

пищи соответствует потребностям

организма.

Вскармливание ребенка

Естественное вскармливание – такое


вскармливание, когда ребенок на первом

году жизни получает только материнское

молоко.

1. Цилиндрическая форма молочных желез

(только после первых родов).


2. Выраженная пигментация ареолы вокруг

соска.

3. Температура кожи под молочной железой

на 0,5-1,0°C выше, чем в подмышечной

области.

4. хорошо выраженная венозная сеть на коже

молочных желез.

5. После кормления молоко при легком


сцеживании вытекает не каплями, а

струйками.

Перед каждым кормлением моем

молочную железу.

Проводится в удобном, расслабленном

лежачем или сидячем положении.

Тело ребенка прижимаем к телу матери,

лицо направляем к материнской груди.


Поддерживаем снизу голову и тело

малыша они должны находится в одной

плоскости.

При каждом кормлении ребенок

прикладывается только к одной

молочной железе, чередуя их.

Сцеживаем несколько струек молока,

затем прикладываем ребенка к груди.

Малыш должен хорошо захватить ртом


сосок и большую часть ареолы, плотно

прижавшись к груди подбородком.

Рот ребенка должен быть хорошо

открыт, нижняя губа вывернута наружу.

После кормления на 1-2месяце

необходимо сцеживать из груди

оставшееся молоко (задержка молока

тормозит лактацию).

В дальнейшем стабилизируется


образование нужного количества

молока и сцеживание не проводится.

Продолжительность кормления≈ 20-30 минут.

Нельзя отнимать ребенка во время еды, т.к.

молоко отличается по составу в начале

кормления и в конце кормления.

Если по какой-то причине ребенок не сосет

грудь, необходимо сцедить грудное молоко.


чтобы продолжилась его секреция в

дальнейшем.

По необходимости, для выяснения степени

лактации проводят контрольное

взвешивание (на весах определяется

фактическая масса ребенка до кормления и

после него – разница между полученными


цифрами указывает на количество молока

принятого малышом за одно кормление).

При некоторых заболевания грудное

вскармливание запрещено полностью

(декомпенсированные состояния – ХПН, сердечная

недостаточность, злокачественные заболевания,

туберкулез, сифилис, столбняк, тяжелые


эндокринные);

Прием лекарственных средств (цитостатики,

радиактивные);

Острые воспалительные заболевания (дизентерия,

грипп, пневмония, корь и др.) – грудное

вскармливание отменяется на определенный срок;

Заболевания кожи;

Психические заболевания.


1. Некоторые патологические состояния (родовая

травма, нарушение мозгового кровообращения,

глубокая недоношеность.) – кормят смесями.

2. Гемолитическая болезнь новорожденного

(несовместимость по АВО-системе, Rh-фактору


крови матери и ребенка) – кормят смесями.

3. Некоторые врожденные заболевания

(фенилкетонурия, болезнь кленового сиропа и др.)

После нормальных родов ребенок

прикладывается к груди в роддоме.

В течении 1-2 месяцев ребенок получает

пищу через 3 часа, т.е. 7 раз в сутки: 6.00;


9.00; 12.00; 15.00, 18.00; 21.00; 24.00 –

ночной перерыв 6 часов.

К концу 2-3-4 месяца ребенок получает

пищу через 3,5 часа, т.е. 6 раз в сутки: 6.00;

9.30; 13.00; 16.30; 20.00; 23.30 – ночной

перерыв 6,5 часа.

К 4,5-5 месяцам до 1 года ребенок получает

пищу 5 раз в сутки: 6.00; 10.00; 14.00; 22.00


– ночной перерыв 8 часов.

Формула ТУРА. — до 7-10 дня

V=n*70 (масса тела ребенка менее 3200г)

V=n*80 (масса тела ребенка более 3200г)

V-суточный объем пищи;

n-возраст ребенка в днях


Формула Зайцевой – до 8 дня

V=2%массы тела ребенка при рождении *n

Объем молока на одно кормление

10 *n

Расчет объема молока (в мл) на 1 кормление, исходя из

функциональной вместимости желудка

3мл *n*массу тела (кг)

Расчет суточного объема пищи у детей старшего

Объемный метод Гейбнера и Черни

ВОЗРАСТ РЕБЕНКА

НЕОБХОДИМЫЙ

ОБЪЕМ ПИЩИ

ПРИМЕЧАНИЕ


ЧАСТЬ ОТ % МАССЫ ТЕЛА

7-10 дней2 месяца

2-4 месяца

4-6 месяцев

6-12 месяцев

Общий объем пищи

не должен

превышать

1литр


при нормальной массе тела все показатели

рассчитываются на фактическую массу тела ребенка

Калорийный метод Маслова

A*B*1000 A-возрастные потребности в ккал/кг

В-фактическая масса ребенка


С-калорийность 1л женского молока

Возраст

ребенка

Необходимое

количество

ккал/1кг массы тела


1-3 месяца

120 (125)

4-6 месяцев

7-9 месяцев

10-12 месяцев

100 (105)

Примечание

1л (=1000мл)


женского молока

в среднем

составляет 7000ккал

Применяется до введения прикорма

5. соки дают сразу или через 1-1,5 часа после еды

6. не рекомендуются давать одновременно


смешанные соки

введение сока начинают с одного вида фруктов (на

привыкание уходит 1-3 месяца)

затем вводят другие соки. После привыкания

рекомендуют в течении дня давать разные соки.

при отсутствии свежих фруктов используют

консервированные.


при склонности к поносам рекомендуют

вишневый, гранатовый, черносмородиновый,

лимонный

склонность к запорам – морковный,

апельсиновый, капустный, свекольный, сливовый


малиновый, клубничный, томатный –

рекомендуется употреблять с 1года.

10. через 2-4 недели после введения сока ребенку

вводят фруктовое пюре. Начинают с яблочного.

Постепенно количество пюре увеличивают с ½ -1


чайной ложки до 30-50 г (первое полугодие)

100г (1 год)

объем сока не относится к необходимому

суточному объему пищи.

Искусственное вскармливание – такой

вид вскармливания ребенка , когда он

совсем не получает материнского

молока или оно составляет 1/5 и менее

суточного объема пищи.


ребенок получает специальные смеси,

сладкие

кисломолочные

сладкие

кисломолочные

Приготовленную смесь ребенок получает из

бутылочки с соской. Держим бутылочку при


кормлении под наклоном, так чтобы воздух не

поступал в ротовую полость.

Отверстия на соске должны быть 2-3, чтобы

молочная смесь выходила каплями, а не текла

струей (в Европе рекомендовано кормить малыша


не бутылочкой, а маленькой ложечкой.)

Смесь должна быть стерильной и подогретой до

37°-38°С.

Смесь сохраняется при комнатной температуре не

более 2 часов, в холодильнике – до 24 часов.

6. Суточный объем пищи равен суточному объему

при естественном вскармливании.


7. Суточное количество кормлений на 1 меньше

(6 раз в сутки с 1 месяца).

8. Оптимальным является свободный режим. После

введения прикорма режим одинаков 5 раз в сутки.

Прикормы вводятся на 4 недели раньше, т.е.

I прикорм в 3,5-4 месяца;


II прикорм в 4,5-5 месяцев;

III прикорм в 6-7 месяцев.

Смешанное вскармливание – когда

ребенок на первом полугодии жизни в

течении суток получает материнское

молоко и искусственную смесь.

1. При каждом вскармливании после


кормления грудью ребенок получает

искусственную смесь (гипогалактия

или неполноценность грудного

молока).

2. Ребенок в течении дня 2-4 раза

получает искусственную смесь, а


остальные кормления – грудное

молоко( социально-бытовые случаи,

заболевания матери)

Докорм давать чайной ложечкой.

Как можно дольше придерживаться смешанного

вскармливания (даже при небольшом количестве

молока).

Правила (стерильности, температуры смеси, ее


хранения) аналогичны правилам искусственного

вскармливания.

Частота кормлений до прикорма может быть

уменьшена на 1 раз.

Прикорм вводится на 2-4 недели раньше, чем при

естественном вскармливании.

  • отвечает
    функциональным потребностям растущего
    организма;

  • повышает
    устойчивость к неблагоприятным факторам
    внешней среды;

  • обеспечивает
    высокий уровень иммунологической
    защиты;

  • играет
    ведущую роль в профилактике инфекционных
    и неинфекционных заболеваний;

  • формирует
    доверие и преданность ребенка к матери;

  • оптимально
    обеспечивает ребенка всеми нутриентами;

  • способствует
    формированию здорового образа жизни;

  • повышает
    вероятность интеллектуального потенциала
    раскрытия и реализации;

  • обеспечивает
    дифференцировку органов и тканей в
    постнатальный период (факторы роста).

4.1.1Исключительно
грудное вскармливание: когда ребенок
получает только грудь матери и ничего
другого.

    1. .
      Количество пищи необходимое ребенку
      на 1 году жизни:

При
условии нахождения ребенка на исключительно
грудном вскармливании достаточность
молока определяется по клинике и
объективным критерия: биологическое
развитие соответствует календарному
возрасту, гармоническое физическое и
нервно-психическое развитие, ежемесячная
прибавка в массе не менее 500 г и число
мочеиспусканий не менее 6-8 раз в сутки,
характеристика стула.


При искусственном вскармливании:
новорожденному первых 10 дней жизни
требуется молока (суточное количество):
2% от массы умноженное на п (число дней
жизни) (формула Зайцевой Г.А.);

— от 10 дней до 2-х месяцев —
1/5 часть от массы тела

— с 2-х до 4-х месяцев —
1/6 часть от массы тела

— с 4-х до 6 –ти месяцев —
1/7 часть от массы тела

— от 6 до 9-ти месяцев —
1/8 часть от массы тела

— к концу года —
1/8-1/9 часть от массы тела

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Про детей
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector