Нервно психическое развитие детей до 1 года таблица для врачей

Примеры тестов рубежного контроля

1.
Какое из значений индекса отягощенности
генеалогического анамнеза следует
считать неблагоприятным?

а.
0.6

б.
0.4

*
в. 0.7

г.
менее 0.7

д.
более 0.5

2.
Какая группа нервно-психического
развития может встречаться у детей 2Б
группы здоровья?

*
а. 1,2,3.

Нервно психическое развитие детей до 1 года таблица для врачей


б.
2,4.

в.
2,3,4.

г.
3,4.

д.
4.

3.
Какая группа нервно-психического
развития может встречаться у детей 3
группы здоровья?

а.
1,2,3.

*
б. 2,3,4.


в.
1,3.

г.
1,4.

д.
1,2.

4.
С какого возраста определяется группа
нервно-психического развития детей?

а.
с 28 дней.

*
б. с 1 месяца.

в.
с 10 дней.

г.
с 2-х месяцев.

д.
с 1,5 месяцев.


5.
Назовите ведущие линии развития ребенка
в 2 месяца?

*
а. ЗА, СА, Э, ДО, РА.

б.
ЗА, СА, Э.

в.
ЗА, СА, ДО, РА.

г.
ЗА, СА, Э, ДО, Н.

д.
ЗА, СА, Н, ДО, ПР.

6.
Назовите ведущие линии развития ребенка
в 5 месяцев?


а.
Э, ДО, ДР, РА, Н.

б.
ЗА, СА, Э, ДО, Н.

*
в. ЗА, СА, Э, ДО, ДР, РА, Н.

г.
ЗА, СА, Э, ДО, ДР, РА, ПР, Н.

д.
ЗА, СА, Э, ДО, ДР, РА, ПР.

7.
К какой группе здоровья следует отнести
ребенка имеющего следующие оценки
критериев здоровья: Анамнез: отягощен
биологический.


Физическое
развитие: ниже среднее.

НПР:
3 группа, задержка 2 степени.

Резистентность:
низкая.

Функ.состояние:
плохое.

Нейродермит
с явлениями интоксикации.

а.
1 группа.

б.
2 группа.


в.
3 группа.

*
г. 4 группа.

д.
5 группа.

таблица нпр детей 1 года жизни

8.
К какой группе здоровья следует отнести
ребенка имеющего следующие оценки
критериев здоровья: Анамнез: отягощен
биологический.

НПР:
4 группа.

Цирроз
печени с выраженными явлениями портальной
гипертензии.

а. 1
группа.


б. 2
группа.

в. 3
группа.

г. 4
группа.

*
д. 5 группа.

Таблица физических параметров до года

Для оценки темпов роста, прибавки веса и физического развития малыша, стоит ознакомиться с усредненными общепринятыми показателями этапов развития ребенка до года. Однако нельзя забывать, что все детки обладают индивидуальными графиками развития, точное соответствие приведенным таблицам не является обязательным, допускаются незначительные отклонения от норм.

Не забывайте также, что мальчики и девочки немного различаются в своем нервно-психическом развитии, но если малыш долго не приобретает нормальные для своего возраста умения и показатели развития, необходимо обратиться к врачу.

Тема 8. Организация лечебно-профилактической помощи новорожденным в условиях поликлиники.


Организация
работы кабинета здорового ребенка
детской поликлиники. Антенатальная
профилактика, патронаж, определение
здоровья и групп направленного риска.

Самостоятельная
работа. Работа студентов на участке
(активные и первичные вызовы на дом,
работа на приеме участкового врача и
специалистов узкого профиля — по
индивидуальному графику). Выполнение
патронажа к новорожденным детям,
беременным женщинам.

Провести
самостоятельноIпатронаж
к новорожденному ребёнку. Оформить
запись в ф. 112. Выписать рецепты на
молочную кухню, в магазин на различные
виды пита­ния. Уметь оформить необходимую
документацию на ребёнка при направлении
на консуль­тацию к узким специалистам,
в стационар и консультативный центр, в
кабинеты: функ­циональной диагностики,
физиотерапевтический, УЗИ, рентгенологический,
ЭКГ, био­химическую лабораторию.

Антенатальная
охрана плода и диспансеризация
новорожденных детей являются одним из
основных разделов профилактической
работы участкового педиатра. Своевременное
выделение групп риска у новорожденных
детей позволяет проводить целенаправленное
диспансерное наблюдение за ними, что
способствует профилактике формирования
отклонений в развитии и состоянии
здоровья ребёнка.

знать:

  • Тактику
    диспансерного наблюдения за новорожденными
    детьми различных групп здоровья;

  • Патронаж
    беременной, новорожденного;

  • Группы
    риска новорожденных;

  • Оценку
    НПР и ФР;

  • Комплексную
    оценку состояния здоровья новорожденных.

  • Физиологические
    особенности новорожденных детей.

  • Вскармливание
    новорожденных детей, пищевой режим.

  • Основные
    правила ухода за новорожденными.

  • Пограничные
    состояния периода новорожденности:
    диагностика, клиника, лечение.

понимать:

  • Ведение
    детей из социально неблагополучных и
    экологически неблагополучных условий,
    детей из группы мигрирующего населения.
    Приказ N 60 от 14.03.95 г.

  • Антенатальную
    охрану плода: дородовые патронажи.
    Сроки, цели, задачи, оформление.

  • Диспансеризацию
    здоровых новорожденных детей в условиях
    поликлиники.

  • Врачебные
    и сестринские патронажи: цель, задачи,
    сроки, оформление.

  • Диспансеризацию
    детей из группы риска. Дифференцированное
    наблюдение и оздоровление в условиях
    поликлиники.

  • Тактику
    ведения на участке новорожденных с
    пограничными состояниями.

уметь:

  • дать
    рекомендации для родителей новорожденного
    (вскармливание, режим дня, сроки
    наблюдения педи­атра и узких
    специалистов);

  • выписать
    рецепты на молочную кухню, бесплатное
    питание, на медикаменты;

  • оформлять
    возрастные эпикризы с назначением
    рекомендаций;

  • интерпретировать
    лабораторные показатели (общий анализ
    крови, мочи, копрограмма, анализ кала
    на дизбактериоз, биохимический анализ
    крови) и функциональные исследования
    (АД, РS, ЧДД, ЭКГ, ФКГ, рентгенограммы).

  • Провести
    осмотр новорожденного ребёнка по
    органам и системам.

  • Дать
    индивидуальные рекомендации по режиму
    дня, вскармливанию, уходу за новорожденными
    детьми.

  • Провести
    дородовый патронаж, выделив женщин
    групп риска.

  • Провести
    патронаж к новорожденному, оценить
    состояние здоровья и группу здоровья,
    назначить лечебно-профилактические
    мероприятия.

  • Дать
    рекомендации по диспансерному наблюдению
    за здоровыми новорожденными и из групп
    риска.

Предлагаем ознакомиться:  Как лечу горло ребенку 2 лет

Вопросы
для самоподготовки:

  • Наблюдение
    за беременными женщинами в детской
    поликлинике. Сроки и задачи дородового
    патронажа.

  • Диспансеризация
    новорожденных детей в поликлинике.
    Врачебные и сестринские патронажи.
    Сроки и задачи.

  • Группы
    риска новорожденных. Дифференцированное
    наблюдение за ними на педиатрическом
    участке.

  • Особенности
    ухода за новорожденными.

  • Вскармливание
    новорожденных, пищевой режим.

  • Лечение
    и профилактика гипогалактии.

  • Пограничные
    состояния, встречающиеся у новорожденных
    после выписки из роддома (конъюгационная
    желтуха, половой криз, максимальная
    убыль первоначальной массы тела,
    токсическая эритема).

Нервная система – является ведущей физиологической системой организма.

К моменту рождения у здорового доношенного новорожденного ребенка достаточно хорошо развиты спинной, продолговатый мозг, ствол, гипоталамус. С этими образованиями связаны центры жизнеобеспечения, они обеспечивают процессы адаптации, выживаемости.

К рождению ГМ достаточно развит, масса ГМ составляет 1/9 массы тела. Крупные борозды и извилины выражены очень хорошо, но имеют малую глубину. Мелких борозд мало, они появляются только в первые годы. Размер лобной доли меньше, затылочная больше по отношению ко взрослым. Длина спинного мозга увеличивается несколько медленнее, чем рост позвоночника.

Мозговая ткань имеет гистологическую незрелость нервных клеток, они овальной формы, с одним аксоном, в ядрах зернистость, нет дендритов.

Кора ГМ относительно незрелая, незаконченная миелинизация пирамидных путей.

Мозжечок развит слабо.

2. Первые два года жизни

Интенсивный рост и развитие ГМ.

3. Первое полугодие

Заканчивается дифференцировка полосатого ядра, пирамидных путей, в связи с этим исчезает ригидность затылочных мышц, спонтанные движения заменяются произвольными.

4. Второе полугодие

Мозжечок интенсивно растет и развивается, заканчивает к 2 годам.

Основной формой деятельности нервной системы является рефлекторная. Все рефлексы принято делить на безусловные и условные.

Безусловные рефлексы— это врожденные, генетически запрограммированные реакции организма, свойственные всем животным и человеку.

Условные рефлексы— индивидуальные, приобретенные реакции высших животных и человека, выработавшиеся в результате научения (опыта).

Условные рефлексы формируется после рождения.

Основные безусловные рефлексы новорождённогои грудного ребёнка делятся на две группы: сегментарные двигательные автоматизмы, обеспечивающиеся сегментами мозгового ствола (оральные автоматизмы) и спинного мозга (спинальные автоматизмы).

Рефлексы в положении ребенка на спине: поисковый рефлекс Куссмауля-Генцлера, сосательный рефлекс, ладонно-ротовой Бабкина, рефлекс обхватывания или объятия (Моро), шейно-тонический асимметричный рефлекс, хватательный рефлекс (Робинсона), подошвенный рефлекс, рефлекс Бабинского.

Рефлексы в вертикальном положении: ребенка берут со стороны спины за подмышечные впадины, большие пальцы врача поддерживают голову. Рефлекс опоры или выпрямления; автоматическая походка или шаговый рефлекс.

Рефлексы в положении на животе: защитный рефлекс, лабиринтный тонический рефлекс, рефлекс ползания (Бауэра), рефлекс Галанта, Переса.

Начинает улыбаться в ответ на разговор взрослого (Э); сосредоточивает взгляд на неподвижном предмете и плавно прослеживает за движущимся предметом; прислушивается к голосу взрослого, слуховое сосредоточение (СА); лежа на животе пытается поднимать и удерживать головку (ДО).

Быстро отвечает улыбкой на обращение, разговор (Э); длительно следит за движущейся игрушкой или взрослым (ЗА); ищущие повороты головы при длительном звуке (СА); лежа на животе поднимает и непродолжительно удерживает головку (ДО); произносит отдельные звуки (АР).

«Комплекс оживления» в ответ на эмоциональное обращение (Э); ищет источник звука (СА); сосредоточивает взгляд на лице говорящего с ним или игрушке, находясь в вертикальном положении на руках взрослого (ЗА);

наталкивается руками на игрушки, висящие над грудью на высоте 10–15 см (ДР); лежит на животе, опираясь на предплечья и высоко подняв голову, при поддержке под мышки крепко опирается о твердую опору ногами; длительно удерживает голову в вертикальном положении (ДО).

Громко смеется в ответ на общение с ним (Э, СП); поворачивает голову в сторону источника звука и находит его глазами, по-разному реагирует на спокойную и плясовую мелодии (СА); узнает мать или другого близкого человека (ЗА);

рассматривает, ощупывает и захватывает висящие над грудью предметы (ДР); гулит (АР); во время кормления придерживает руками грудь матери или бутылочку. Совершенствуются навыки, приобретенные ранее (Н).

Предлагаем ознакомиться:  Как развивать ребенка в полтора года дома

Узнает голос матери или другого близкого человека; различает строгую и ласковую интонацию обращенной к нему речи (СА, СП); по-разному реагирует на лицо знакомого и незнакомого человека (ЗА, СП); четко берет игрушку из рук взрослого и удерживает ее (ДР);

долго лежит на животе, высоко подняв голову и опираясь на ладони выпрямленных рук; переворачивается со спины на живот; ровно, устойчиво стоит при поддержке под мышки (ДО); подолгу певуче гулит (АР); ест с ложки (Н), радуется ребенку, берет из его рук игрушку (Э).

Начинает реагировать на свое имя (СА, СП); свободно берет игрушку из разных положений и подолгу занимается ею (ДР); переворачивается с живота на спину; немного передвигается, начинает ползать (ДО); начинает лепетать (АР); хорошо ест с ложки, снимает пищу губами (Н).

Разнообразно и долго занимается игрушкой (ДР); хорошо ползает (ДО); на вопрос «где?» находит взглядом предмет, расположенный в определенном месте (ПР); подолгу лепечет, произносит одни и те же слоги (АР); пьет из чашки, которую держит взрослый (Н).

Игрушками занимается долго и разнообразно, при этом подражает действиям взрослого (ДР); встает, держась за барьер, стоит и опускается; сам садится, сидит и ложится; переступает, держась за опору (ДО);

смотрит на действия другого ребенка, смеется или лепечет (Э, СП); на вопрос «где?» находит несколько предметов, расположенных в определенных местах; по просьбе взрослого выполняет разученные движения «ладушки» и др. (ПР);

Передвигается, слегка придерживаясь руками за предметы (ДО); действует с предметами по-разному, в зависимости от их местоположения и свойств — катает, открывает, гремит, нажимает (ДР); на вопрос «где?

» находит знакомые предметы независимо от их постоянного месторасположения, знает свое имя, оборачивается на зов (ПР); подражает слогам, имеющимся в лепете (АР); пьет из чашки, слегка придерживая ее руками;

От рождения до 3 месяцев

НОВОРОЖДЕННЫЙ

Новорожденный рождается с развитым слухом и зрением. Наблюдается яркое проявление врожденных рефлексов: сосать, глотать, моргать и хватать ребенок умеет с первых минут жизни. Однако пока малыш не способен к переворачиванию.

1 МЕСЯЦ

Младенец в состоянии держать головку в течение нескольких секунд, пытается ее поднять, когда лежит на животике. В месяц возникает ответная реакция на звуки и резкие движения, выражающаяся в непроизвольном разведении ручек и последующем их прижимании к тельцу. Также можно наблюдать самопроизвольную имитацию ходьбы.

2 МЕСЯЦА

Грудничок поднимает и удерживает головку «стоя» 1 – 1,5 мин, а из положения на животике, приподнимать может не только головку, но и грудь. Обращает внимание на звуки и яркий свет поворотом головы и внимательным взглядом.

3 МЕСЯЦА

На 3 месяце малыш должен хорошо держать головку в течение 1 – 3 мин. Из лежачего положения на животе может приподняться, опираясь на локотки. Начинает переворачиваться, крутиться, изменять положение, но в движениях еще нет четкой координации.

Месяц Движения и навыки Зрение Слух
1 Ручки и ножки согнуты, движения плохо координируются. Все построено на безусловных рефлексах. Особенно выражены сосательный и хватательный рефлексы. К концу месяца может поворачивать голову. Может несколько минут удерживать лицо или игрушку в поле зрения. Может следить глазами за движущейся по дуге игрушкой (так называемое «автоматическое слежение»). Слизистая жидкость в барабанной перепонке постепенно рассасывается, вследствие чего улучшается и слух. Малыш прислушивается к голосу и погремушке.
2 Развиваются активные движения: отводит ручки в стороны, поворачивает головку. В положении на животе может на 5 сек. приподнять голову. Совершенствуются движения рук: 2-3 сек. удерживает погремушку, ударяет по ней. Плавно следит за движущимися объектами в течение 10-15 сек. Фиксирует взгляд на игрушке/лице на 20-25 сек. Способен воспринимать предметы трехмерно. Сосредотачивается на звуках 5-10 сек. и поворачивает голову в сторону звуков погремушки и голоса.
3 В течение 30 сек. удерживает головку а руках у взрослого, и в теч. 1 минуты – лежа на животе. В этом положении приподнимается на ручках, опираясь на локотки. Когда малыша держат под мышки, он упирается ступнями о поверхность, ножки при этом выпрямлены. Наблюдается общее двигательное «оживление»: может выгибаться, становясь «мостиком» и падать на кроватку. Хватательный рефлекс трансформируется в сознательный захват. Заинтересованно (а не автоматически) следит за движущейся по дуге игрушкой. Рассматривается около 5 мин. свои ручки. Ему интересны все близлежащие объекты (до 60 см. от глаз). Формируется «локализация» звука: сначала ребенок отводит глаза в строну звука, а потом поворачивает головку. Начинает плохо реагировать на громкие резкие звуки: замирает, морщится и затем плачет.
Предлагаем ознакомиться:  Как украсить торт на день рождения ребенка в домашних условиях
Месяц Эмоции Речь Интеллект
1 К концу месяца улыбается в ответ маме, успокаивается от ласковых интонаций. Прислушивается к голосам и сучит радостно ножками-ручками в ответ на громкую речь. Постепенно формируется «комплекс оживления» — реакция на близкого человека. Произносит гортанные звуки: э, к-х, гы. Вторая стадия сенсомоторного интеллекта. Малыш приспосабливается к окружающему миру, появляется интерес к предметам, развивается скоординированное движение ручек и глаз.
2 Ребенок отвечает улыбкой на обращение к нему, сучит ручками-ножками. В общении появляются звуки начального этапа гуления: аг-к-х, к-хх. Крик приобретает различные интонации. Интерес к внешним объектам увеличивается, улучшаются зрительно-ориентировочные реакции.
3 Комплекс оживления проявляется на все 100% -это первый сознательный акт поведения, попытка взаимодействия со взрослым «глаза в глаза». Комплекс оживления знаменует начало этапа младенчества. Появляются гласные звуки и их разные сочетания: ааа, аэ, ау, а-гу. Интерес к окружающему становится избирательным и сознательным.

Социальный анамнез

Полнота
семьи __________________ Возраст матери
______________ Возраст отца ______________

Образование
матери ____________________________ Место работы
____________________________

Профессия__________________________________
Профессиональные вредности ________________

Образование
отца ______________________________Место работы
____________________________

Профессия
_________________________________ Профессиональные
вредности _________________

Психологический
климат в семье
__________________________________________________________


Вредные
привычки матери ______________________________отца
_____________________________

Асоциальные
формы поведения________________ Жилищно-бытовые
условия __________________

Материальная
обеспеченность __________________
Социально-гигиенические условия
воспитания
ребенка_______________________________________________________________________________

Заключение
по социальному анамнезу (подчеркнуть)

-социальный
анамнез не отягощен

-отягощенность
социального анамнеза низкая, умеренная,
высокая

От полугода до 9 месяцев

4 МЕСЯЦА

7 МЕСЯЦЕВ

Малыш легко и быстро может ползать на четвереньках, свободно и долго сидеть. В сидячем положении выпрямляется и наклоняется. Держась за мебель, может встать на коленки, с поддержкой взрослых может стоять и переступать.

8 МЕСЯЦЕВ

Согласно календарю развития, на 8 месяце ребенок может самостоятельно сесть и даже встать на ножки (подробнее в статье: календарь скачков в процессе развития ребенка). Начинает играть в «ладушки», имитируя хлопки ладошками.

С легкостью находит интересующий его предмет и настойчиво пытается до него дотянуться. Много времени проводит в играх — подолгу может рассматривать игрушки, стучать ими, кидать.

9 МЕСЯЦЕВ

Становясь на ножки, отказывается от поддержки. Любит ходить, опираясь на мебель, старается вставать на ноги из любых положений. Начинает залазить на возвышенности — коробки, скамейки, подушки. На 9 месяце моторика становится более сложной, малыш может собрать мелкие части игрушек, перебирать конструктор, передвигать машинки.

Понимает и может выполнить несложную просьбу, типа «подай мяч», «помаши рукой». Для игр выбирает сидячее положение, легко и быстро запоминает новые слова. Нравится искать упавшие или спрятанные предметы.

Заключение по антенатальному анамнезу: (подчеркнуть)


генеалогический анамнез не отягощен


генеалогический анамнез отягощен по
моногенным и хромосомным заболеваниям



отягощенность генеалогического анамнеза:
низкая (10 = 0 – 0,2), умеренная (10=0,3-0,5),
выраженная (10=0,6-0,8), высокая(10=0,9 и выше)

Направленность
риска: предрасположенность к
______________________________________________


антенатальный анамнез не отягощен


отягощенность антенатального анамнеза:
низкая, умеренная, выраженная, высокая

Риск
гипогалактии (подчеркнуть): возможна
гипогалактия, прогноз сомнительный,
прогноз благоприятный.

Биологический анамнез

Беременность
по счету _______ Роды ________ Количество детей
в семье _______________________


Исходы
предыдущих беременностей
_______________________________________________________

Срок
между данной и предыдущей беременностью
(аборты, выкидыши)_________________________

Хронические
состояния или заболевания
___________________________________________________

Острые
заболевания, обострения хронических,
операции (с указанием срока беременности)
_______________________________________________________________________________________

Использование
медикаментов во время беременности
________________________________________

Течение
данной беременности (осложнения)
________________________________________________

Питание
во время беременности
___________________________________________________________


Соблюдение
режима дня _____________________ физическая
активность _______________________

Антенатальная
профилактика рахита
_______________________________________________________

Состояние
грудной железы (форма соска)
__________________________________________________

Мнение доктора Комаровского

Популярный сегодня доктор Комаровский доходчиво и интересно рассказывает о детках в своей книге «Начало жизни: ваш ребенок от рождения до 1 года», а также в своих видео-уроках. Конечно, основной акцент делается на педиатрических вопросах, однако помимо этого из книг и лекций можно узнать о:

  • принципах ухода за карапузом;
  • питании и кормлении детей (по ВОЗ, а также согласно авторской методике прикорма);
  • ключевых этапах роста и развития (когда малыш должен сидеть, ползать, стоять и ходить).
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Про детей
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector