Примерное меню ребенка первого года жизни

Новые блюда для ребенка в 12 месяцев: рецепты

Эр. 5,4 — 4,7 х 1012/л, Нв 145 -147 г/л, ц.п.
0,85 — 1,0, СОЭ –7-5 мм/час,

Лейк.8-10х109/л, нейтор.22 — 23%, лимф.67
— 68%

Эр.4,3 – 4,7 х 1012/л, Нв 116-120 г/л, ц п
0,85 – 1,0 СОЭ 8-7 мм/час,

Лейк. 6-8 х 109/л нейтр.33%, лимф. 57%.

Эр. 4,5-4,7х1012/л, Нв 120-128 г/л, ц. п.
0,85-0,9, Лейк. 8-9х109/л, нейтр.45%, лимф.
45, СОЭ 8-10 мм/час.

Возраст

Пед.

Хир.-орт

Офт.

Нев.

ЛОР

Стом.

Лог.

Псих.

Кровь

Моча

Я/г

АД

2 года

3 года

4 года

5 лет

Перед школой

1-2 класс

3 класс

4-5 класс

6 класс

7 класс

8 класс

Примечания.

составление меню детям 1 года жизни

а) с 7 лет ежегодно
измеряется артериальное давление;

б) с 13 лет —
флюорография;

в) с 8 класса —
определение группы крови и Rh.

г) с 1 года до 2
лет включительно здоровый ребенок
осматривается участковым педиатром
ежеквартально; с 2 до 3 лет — один раз в
полгода; старше 3 лет — один раз в год.

Как правильно вводить новые блюда в рацион маленьких детей?

  • Новые продукты следует вводить в пищу малышей постепенно, начиная с небольших порций.
  • После употребления новых блюд наблюдают за реакцией малыша. Особенно осторожно следует вводить продукты детям с признаками аллергии.
  • Не рекомендуется одновременно вводить в рацион несколько новых продуктов. Это дает возможность выяснить, какой продукт не подошел ребенку, если такое случится.
  • При появлении хотя бы незначительных аллергических проявлений в виде сыпи или красных зудящих пятен на лице и теле, следует исключить продукт, вызвавший аллергию из питания ребенка.
  • Не огорчайтесь, что некоторые блюда не пришлись по душе вашему карапузу. Он тоже имеет свои вкусовые пристрастия и не все новые продукты может принять на «ура». Повторите попытку с введением этого блюда недели через две, может к этому времени оно понравится малышу.
  • Позвольте ребенку не съедать полностью порцию из новых продуктов, если он не проявил желание. Это для него новая еда, к которой нужно привыкнуть. А для этого требуется время и терпение.
  • Составляйте меню для ребенка, учитывая не только полезные свойства продуктов, но и учитывая вкусовые предпочтения карапуза. Тогда ребенок будет есть с аппетитом и съедать предложенные порции.

Суп с фрикадельками из мясного фарша и гречневой крупы

Новое блюдо для вашего малыша: мясные фрикадельки с гречневой крупой в овощной бульоне. Надеемся, что оно придется по нраву маленькому человечку.

Требуется взять:

  • фарш из филе телятины — 100 г
  • картофель — 1 шт.
  • морковь — 1 шт.
  • кабачок цукини — 50 г
  • лук — 0,5 шт.
  • гречка — 1 столовая ложка
  • укроп — 1-2 веточки

Примерное меню ребенка первого года жизни

Приготовление

  1. Отваривают гречку до готовности
  2. Картофель и кабачок цукини нарезают кубиками и бросают в кипящую воду.
  3. Морковь натирают на терке.
  4. Лук мелко нарезают и вместе с морковью опускают в кипящий бульон с картофелем и кабачком.
  5. Мясной фарш смешивают с гречкой и формируют небольшие фрикадельки.
  6. Через 10-15 минут после закипания овощей в кастрюлю добавляют фрикадельки, доводят до кипения и варят еще 10 минут. При необходимости суп немного подсаливают и добавляют мелко порезанный укроп.

Суп-пюре из телячьей печени

Такой суп придется по душе малышу и прекрасно подойдет в качестве первого блюда на обед.

Требуется взять:

  • печень телячья или куриная — 100 г
  • желток яйца — 1 шт.
  • белый хлеб — 100 г
  • молоко — 100 мл
  • овощной бульон или вода — 250 мл
  • сливочное масло — 1 чайная ложка

Приготовление

  1. Белый хлеб без корочек размачивают в молоке и перемешивают с желтком.
  2. Печень промывают и перемалывают в мясорубке.
  3. Хлеб смешивают с печенкой и массу перетирают через сито.
  4. Печеночную массу заливают овощным бульоном или водой.
  5. Печеночный суп доводят до кипения и варят 10 минут.
  6. Готовый суп-пюре заправляют сливочным маслом.

Салат свекольно-яблочный

Полезный салат можно предложить малышу на обед или во время ужина. Особенно он полезен детям, страдающим запором.

Требуется взять:

  • 1/2 среднего яблока
  • 1/2 маленькой свеклы
  • растительное масло — 0,5 чайной ложки

Приготовление

  1. Отваривают свеклу до мягкого состояния
  2. Половинку очищенной свеклы натирают на терке
  3. Яблоко очищают от кожуры и семечек.
  4. Половину яблока натирают на терке и перемешивают со свеклой.
  5. Салат заправляют растительным маслом.

Паровые котлеты из рыбы

Дети не особенно любят рыбу. Попробуйте приготовить им рыбные котлеты на пару.

Требуется взять:

  • рыбное филе — 200 г
  • яйцо — 1 шт.
  • лук — 1 небольшая луковица
  • морковь — 1 шт.
  • мука — 1 десертная ложка
  • соль

Приготовление

  1. Рыбное филе прокручивают с луковицей через мясорубку.
  2. К фаршу добавляют морковь, измельченную на мелкой терке, сырое яйцо.
  3. Массу как следует вымешивают и немного подсаливают.
  4. К фаршу добавляют муку и формируют котлеты.
  5. Рыбные котлеты готовят на пару в пароварке минут 20-30.
  6. Котлеты можно подавать с картофельным или другим овощным пюре.

Творожок с бананом и персиком

Ребенок не любит творог? Приготовьте его по следующему рецепту и кроха оценит этот сладкий и полезный десерт.

Требуется взять:

  • детский кефир — 500 мл
  • банан — 1/2 шт.
  • персик — 1/2 шт.

Примерное меню ребенка первого года жизни

Приготовление

  1. Кефир нагревают на водяной бане.
  2. Через 20 минут, получившийся творожок, откидывают на марлю для отделения сыворотки.
  3. Творожок протирают через сито.
  4. Банан и персик тщательно моют.
  5. Половинку банана очищают от кожуры.
  6. Половинку персика режут на кусочки.
  7. Фрукты и творог помешают в блендер и взбивают до пышной однородной массы.

Особенности приготовления еды для годовалых малышей

  • Пищу следует готовить методом варки, тушения, запекания, приготовления на пару.
  • В блюда малышей не добавляют специи, приправы, соусы, консервированные продукты для взрослого питания, зажарки.
  • Для овощных супов морковь и лук можно притушить в сковороде в небольшом количестве воды.
  • Годовалые малыши должны получать пищу в пюреобразном состоянии, но месяца через два рекомендуется измельчать пищу на небольшие кусочки. Позднее, когда появятся жевательные зубки, пищу можно измельчать до размера 3 см, предоставляя ребенку как следует разжевывать пищу самостоятельно.
  • Следите за чистотой рук во время приготовления пищи. Приучайте малыша мыть руки перед едой.

Рацион 1-летнего ребенка уже достаточно разнообразен. Ниже приводится таблица с примерным меню годовалого ребенка на неделю, рецепты которого достаточно просты в приготовлении. С помощью наших рекомендаций вы можете составить удобный для себя вариант блюд для вашего малыша.

Расписав, что приготовить ребенку в 1 год, вы сможете заранее купить необходимые продукты, сэкономив себе время, которое вы с удовольствием уделите своему малышу.

Полезные рекомендации

  • уход за глазами
    новорожденного
    ребенка заключается в ежедневной
    обработке их кипяченой охлажденной
    водой. Промывание глаз осуществляется
    стерильными ватными шариками по
    направлению от наружного угла глаза
    к внутреннему. Для каждого глаза
    используется отдельный ватный шарик.

При отсутствии
отделяемого из глаз для профилактики
гнойно-воспалительных заболеваний
слизистой оболочки глаз возможно после
промывания глаз кипяченой водой
закапывания материнского молока. При
наличии серозно-гнойного отделяемого
в углах глаз материнское молоко применять
нельзя, так как оно является прекрасной
питательной средой для микрофлоры.

В
данной ситуации уместнее промыть глаза
раствором фурациллина (1:5000),
свежеприготовленными отварами дуба,
ромашки, череды, крепко заваренным
чаем. Не рекомендуется применять борную
кислоту для обработки глаз новорожденного.

При отсутствии
эффекта в течение 2-3 дней — консультация
педиатра, окулиста.

  • Уход за слизистой носовой
    полости должен быть ежедневным и
    тщательным. Новорожденный ребенок
    дышит только через нос, поэтому чистота
    и проходимость носовых ходов определяют
    хороший, спокойный сон у ребенка и
    активный процесс сосания.

Примерное меню ребенка первого года жизни

Туалет
носовой полости осуществляется
обязательно утром и в течение дня по
мере необходимости (перед каждым
кормлением ребенка, а при необходимости
и в промежутках между кормлениями).
Вращательными движениями прочистить
носовые ходы тугими ватными жгутиками,
смоченными в стерильном растительном
масле или кипяченой воде (для каждого
носового хода использовать отдельный
жгутик).

При наличии сухих корочек
допустимо для их размягчения использовать
несколько капель грудного молока. При
наличии серозно-гнойного отделяемого
из носовых ходов грудное молоко
использовать нельзя.

  • Уход за кожей новорожденного
    включает:

  1. утренний
    туалет

  2. подмывание
    после дефекации

  3. гигиеническую
    ванну

Утренний
туалет:

  • умыть
    ребенка промокательными движениями
    ватным тампоном, смоченным кипяченой
    водой;

  • обработать
    глаза ребенка;

  • прочистить
    носовые ходы;

  • вращательными
    движениями прочистить слуховые проходы
    тугими ватными жгутиками, смоченными
    в стерильном растительном масле или
    кипяченой воде, для каждого слухового
    прохода использовать отдельный жгутик
    (уши ребенку обрабатывать 1 раз в неделю
    или по мере необходимости);

  • обработать
    естественные складки кожи ватным
    тампоном, смоченным в стерильном
    растительном масле или специальных
    маслах для ухода за детской кожей
    малыша, обработка ведется в определенной
    последовательности: заушные, шейные,
    подмышечные, локтевые, лучезапястные,
    подколенные, голеностопные, паховые,
    ягодичные складки. Можно использовать
    детский крем и детскую присыпку, которую
    мать должна высыпать себе на ладонь и
    затем обработать ей кожу малыша.

Подмывание
новорожденного
ребенка производится после дефекации
и по мере необходимости (после каждого
мочеиспускания ребенка подмывать нет
необходимости). Снять с ребенка
запачканную одежду, положить его на
левое предплечье и кисть руки, подмыть
под проточной водой (температура 370С),
используя марлевые салфетки.

Девочек
подмывают только движениями спереди
назад с целью предупреждения попадания
инфекции в мочеполовую систему девочки
восходящим путем. Уложить ребенка на
пеленальный столик, полотенцем или
мягкой пеленкой промокательными
движениями осушить кожу, обработать
естественные складки.

Тщательно
вымытыми с мылом руками растянуть края
пупочной ранки указательным и большим
пальцами левой руки и внимательно
осмотреть её. При наличии корочки и
выделений капнуть из пипетки в рану
1-2 капли 3% раствора перекиси водорода,
удалить образовавшуюся в пане «пену»
стерильной ватной палочкой движением
изнутри кнаружи (сбросить палочку в
лоток).

Сохраняя растянутыми края
пупочной ранки, обработать её стерильной
ватной палочкой, смоченной 700 этиловым спиртом движением изнутри
кнаружи. Обработать кожу вокруг ранки
этиловым спиртом с помощью ватной
палочки движением от центра к периферии
(сбросить палочку в лоток).

Примерное меню ребенка первого года жизни

Обработать
пупочную ранку (не затрагивая кожу
вокруг ранки) 5% раствором перманганата
калия или 2% спиртовым раствором
бриллиантовой зелени. В номе у
новорожденных детей пупочная ранка
закрывается к 7-10-14 дню жизни.

9.2.Купание
ребенка следует ежедневно (после 6
месяцев допустимо – через день). При
незажившей пупочной ранке купание
проводят в кипяченой воде (температура
воздуха в комнате не ниже 22-24 0С,
воды – 36,5-37 0С).

Распеленатого
и подмытого ребенка медленно погрузить
в воду, поддерживая одной рукой за спину
и затылок, другой ягодицы и бедра (вода
должна доходить до линии сосков).
Намыленной марлевой или фланелевой
салфеткой помыть ребенка в той же
последовательности, как при обработке
естественных складок кожи.

Детское
мыло можно использовать 2-3 раза в неделю.
Голову лучше вымыть в последнюю очередь
в направлении ото лба к затылку. Затем
приподнять ребенка над водой, перевернуть
лицом вниз и ополоснуть малыша водой
из кувшина, вымыть чистой водой лицо,
накинуть полотенце.

Основные моменты
пеленания новорожденного: на пеленальном
столе расстилают фланелевую пеленку,
затем тонкую хлопчатобумажную и
подгузник; одетого в распашонку ребенка
укладывают на подгузник.

Предлагаем ознакомиться:  Пиелонефрит у ребенка 3 года лечение

Примерное меню ребенка первого года жизни

Основные
моменты пеленания новорожденного:
нижний конец подгузника проводят между
ножками

Основные моменты
пеленания новорожденного: левый и
правый концы подгузника обертывают
вокруг туловища.

Основные моменты
пеленания новорожденного: вокруг
туловища обертывают правый конец тонкой
пеленки.


Основные моменты
пеленание новорожденного: вокруг
туловища обертывают левый конец тонкой
пеленки, нижний конец её расправляют,
загибая вверх

Основные моменты
пеленания новорожденного: нижний конец
тонкой пеленки завертывают назад.

Примерное меню ребенка первого года жизни

Основные моменты
пеленания новорожденного: вокруг
туловища обертывают правый конец
фланелевой пеленки.

Основные моменты
пеленания новорожденного: вокруг
туловища обертывают левый конец
фланелевой пеленки, нижний конец ее
расправляют, загибают вверх.

Основные моменты
пеленания новорожденного: нижний конец
фланелевой пеленки, расправив, загибают
вверх и завертывают назад.

  1. Решать
    деонтологические задачи, связанные
    со сбором информации о состоянии
    здоровья ребенка, диагностикой, лечением
    и профилактикой заболеваний у детей

Деонтология
изучает принципы поведения медицинского
персонала, направленные на максимальное
повышение эффективности лечения,
устранение неблагоприятных факторов
в медицинской деятельности и вредных
последствий неполноценной медицинской
работы.

К детям
любого возраста отношение должно быть
ровным, доброжелательным.

Следует
помнить, что дети нередко бурно реагируют
на приход медицинского работника, тем
более врача в палату.

Медицинские
работники всегда должны учитывать
психологические особенности больных,
их переживания, чувства.

Дети
старшего возраста, особенно девочки,
наиболее чувствительны и в первые дни
пребывания в стационаре нередко
замыкаются, «уходят в себя».

Важно
знать обстановку в семье, социальное
и должностное положение родителей.

При
общении с больными медицинским работникам
нередко приходится испытывать
эмоциональное напряжение, вызванное
неправильным поведением детей, их
капризами, необоснованными требованиями
родителей и т.п.

Тем не менее в таких
случаях любой медицинский работник
должен сохранять спокойствие, не
поддаваться сиюминутным настроениям,
уметь подавлять в себе раздражительность
и чрезмерную эмоциональность.

Недопустимо
разделять детей на «хороших» и «плохих»,
а тем более выделять «любимчиков». Дети
необыкновенно чувствительны к ласке
и тонко чувствуют отношение к ним
взрослых. Тон разговора с детьми всегда
должен быть ровным, приветливым.

Большое
значение при общении с ребенком имеют
чуткость. Нужно не только формально
выслушать жалобы больного ребенка, а
проявить теплое участие, соответственно
реагируя на услышанное. Поверхностный
расспрос, недостаточное внимание к
вновь поступившему в отделение ребенку
могут вызвать недоверие, повышенную
тревожность и настороженность у детей.

Родители,
особенно матери, в большинстве случаев
тяжело переживают заболевание ребенка.
Мать тяжелобольного в той или иной
степени психически травмирована, и её
реакции могут быть неадекватными.

Поэтому необходим индивидуальный
подход к матери со стороны всех
медицинских работников. Не следует
идти «на поводу» у родителей и стремиться
выполнять необоснованные требования.
Такового рода «отзывчивость» исключительно
вредна и не имеет ничего общего с
принципами гуманной медицины.

Во
взаимоотношениях медицинских работников
с родителями немаловажное значение
имеет форма обращения. Обращаясь к
родителям медицинский персонал должен
называть их по имени и отчеству, не
допускать фамильярности.

Медицинский
работник не имеет права разглашать
сведения о больном, полученные во время
обследования, лечения и наблюдения.

Не
следует вслух высказывать мнение о
состоянии больного, возможном прогнозе
заболевания, давать оценку проводимому
лечению и т.п. Особое значение в сохранении
врачебной тайны имеет правильное
хранение медицинской документации. Ни
один из документов не должен быть
источником разглашения врачебной
тайны.

    1. .
      Анатомо-физиологические особенности
      кожи и подкожно жировой клетчатки:

  • в детском
    возрасте, особенно у новорожденных,
    базальная мембрана очень

  • Малышу исполнилось 12 месяцев или 1 годик. Это важное и значимое событие как для малыша, так и для родителей. Маленький человечек продолжает расти, а значит для правильного его развития и здоровья, требуются сбалансированное и полноценное питание.
  • Теперь самое время пересмотреть режим кормления ребенка, состав и качество предлагаемых блюд. К этому времени малыш уже познакомился с некоторыми «взрослыми» продуктами питания, у него появились первые зубки, он становится все более активным физически и умственно.
  • Очень важно соблюдать режим питания. При соблюдении этого нехитрого правила, ребенок будет с удовольствием есть вашу еду, так как сам организм в определенное время будет того требовать.
  • Для годовалого ребенка очень важен ритуал приема пищи. Пусть на столе будут красиво разложены приборы, салфетки, хлеб. Разрешите малышу вам помочь в раскладывании этих предметов. Садитесь кушать вместе с ним, если он может кушать уже хоть что-то сам.
  • Разложите игрушки рядом с вашим малышом, и они тоже будут принимать участие в трапезе.
  • Не исключайте непонравившийся продукт из питания, только незаметно подмешивайте его в другие блюда, так вы не будете лишать его необходимых ему питательных веществ.
  • Ваш малыш в 1 год может показать вам, что он не голоден, отказываясь от еды. Не стоит паниковать, можно либо сдвинуть режим кормления, когда ребенок действительно проголодается. Либо уменьшить объем порции для ребенка. Или же убрать одно из кормлений.
  • Стоит учесть, что при кормлении, например, обедом, нужно подавать блюда поочередно, чтобы по окончанию первого блюда карапуз увидел второе, но не раньше, иначе переборов не избежать.
  • Перекусы хлебушком и печеньками — ничего хорошего не сулят. Сбитый аппетит и режим питания — настоящая головная боль родителей. Поэтому не позволяйте никому из близких подкармливать малыша между кормлениями.

Примерное меню ребенка первого года жизни

Здорового
ребенка — моча прозрачная, светло-желтая,
реакция кислая, относительная плотность
мочи 1010-1020.

Протеинурия
– отсутствует.

У девочек:
3-5, у мальчиков: 1-2;

При
пиелонефрите: моча мутная, светло-желтая,
реакция щелочная, относительная
плотность до 1005 до 1028.

Протеинурия
до 1 г в сутки. Лейкоцитурия от 5-10 до
большого количества (массы) в поле
зрения. Эритроциты — микрогематурия.
Бактериурия от ( ) до ( )

При
гломерулонефрите – моча красно-бурая
(цвет «мясных помоев»), от 1-до 2 г/сутки,
Эритроциты от микро- до макрогематурии,
лейкоцитурия- может быть.

Режим питания ребенка в 1 года по часам: схема

К годику у карапуза, как правило, имеется уже несколько зубов и жевательный аппарат способен справляться с более твердой пищей. Количество еды для годовалого карапуза должно составлять 1200-1250 мл в сутки. Рекомендуется распределять это количество еды следующим образом:

  • завтрак — 25%
  • обед — 35%
  • полдник (перекус) — 15%
  • ужин — 25%

Еда годовалого малыша должна обеспечивать ему нужные калории для полноценного развития. В годик ребенку требуется в среднем 100-102 ккал на 1 кг массы тела в день.

Так, карапуз весом в 10 кг, должен получать с едой не менее 1000-1020 ккал за сутки. Несмотря на то, что ребенок активно двигается и тратит много энергии, не следует превышать калорийность пищи, дабы избежать в дальнейшем возможного ожирения.

Примерное меню ребенка первого года жизни

Предлагаем примерную таблицу с меню для годовалого малыша на неделю.

  • Режим питания годовалого ребенка очень важен для правильного развития малыша. Схема питания не должна сильно отличаться от привычного приема пищи малыша до года.
  • Но учитывая то, что малыш стал больше времени проводить в состоянии бодрствования, следует скорректировать режим, постепенно переводя его на 4-5 разовое питание, отменяя кормление ночью.
  • 3-4 часа перерыва между приемами пищи дают возможность проголодаться ребенку и с аппетитом съедать предложенные порции еды. Такой режим питания поможет малышу в дальнейшем быстрее адаптироваться в дошкольном учреждении.
  • Рекомендуется соблюдать часы кормления ребенка. Временные отклонения не должны превышать 15-20 минут. Важно выработать у малыша привычку принимать пищу в определенное время.
  • Это способствует своевременному выделению пищеварительного сока, необходимого для качественного переваривания пищи, а также для выработки хорошего аппетита у карапуза. Желательно, чтобы годовалый ребенок завтракал в отрезке времени между 8-9 часами утра.

Следует избегать перекусов между основными приемами пищи. Бутерброды, печенье, бублики, некоторые фрукты могут перебить аппетит ребенка, что в последующем скажется во время основного приема пищи. Даже безобидный кусочек яблока может послужить поводом дальнейшего отказа от пищи в положенное время.

I.Наблюдение участкового педиатра

  • кожа
    новорожденных и детей первого года
    жизни имеет хорошо развитую сеть
    капилляров;

  • сальные
    железы активно функционируют уже в
    период внутриутробного развития,
    обильно выделяя секрет, образующий
    творожистую смазку, которая покрывает
    тело ребенка при рождении;

  • потовые
    железы, сформированные к моменту
    рождения, в течение 3-4 мес. функционируют
    недостаточно, имеют недоразвитые
    выводящие протоки, закрытые эпителиальными
    клетками;

  • ногти
    развиты хорошо;

  • волосы
    на голове разной длины, густоты, цвета,
    но не имеют волосяного фолликула;

  • кожа,
    особенно на плечах и спине, покрыта
    пушковым покровом (лануго), более
    заметным у недоношенных детей;

  • брови и
    ресницы слабо развиты, в дальнейшем их
    рост увеличивается;

  • подкожно-
    жировой слой начинает формироваться
    на 5 месяце внутриутробной жизни, к
    моменту рождения более развит на лице
    (жировые тельца щек – комочки Биша),
    конечностях, груди, спине, слабее — на
    животе;

  • жировая
    ткань отличается большой плотностью;

  • у
    новорожденных и детей грудного возраста
    в подкожной клетчатке сохраняются
    участки ткани эмбрионального характера,
    обладающие как жиро накапливающей, так
    и кровообразующей функцией;

  • удетей раннего возраста подкожный
    жировой слой составляет в среднем 12%
    массы тела, у взрослых в норме – не
    более 5%;

  • к 5-7 годам,
    но в основном в период полового
    созревания, появляются скопления
    жировой клетчатки в грудной, брюшной
    полостях и в забрюшинном пространстве;

  • -слизистые
    розовые, чистые, гладкие, влажные.

Рис.1. Кожа
новорожденного (а) и
взрослого (б) человека.

К моменту
рождения завершается дифференцировка
слоев кожи. Однако, базальная мембрана
эпидермиса развита слабо, он содержит
мало слоев клеток; зернистый и блестящий
слои в основном отсутствуют, роговой
состоит из 2-3 слоев клеток

  • быстрые
    темпы физического и психического
    развития, что требует более напряженных
    энергетических и обменных процессов,
    определяет нестабильность и легко
    наступающие нарушения, обмена у детей.

  • снижение
    специфической и неспецифической защиты
    в связи с физиологической недостаточностью
    иммунитета и функциональной незрелостью
    кожи, слизистых оболочек, ЖКТ, ферментных
    систем.

Внутриутробный этап

  • Эмбриопатии
    патология эмбрионального периода
    – с 16 – го дня беременности до 75 – го
    дня включительно. Эмбриопатии
    заканчиваются либо гибелью эмбриона
    и спонтанным абортом, либо формированием
    врожденных пороков развития.

  • Фетопатии
    патология фетального периода – с
    76 –го дня до окончания беременности.
    В этот период развитие плода зависит
    от состояния плаценты. При различных
    повреждениях плацента становится
    проницаемой для микробов, вирусов и
    других неблагоприятных агентов, которые
    могут привести к заболеванию плода,
    нарушить его развитие, вызвать
    преждевременные роды. Поздние фетопатии
    характеризуются развитием генерализованной
    внутриутробной инфекции с поражением
    ЦНС, внутренних органов, а также
    формированием хронических воспалительных
    процессов.

Винтранатальномпериоде может произойти нарушение
кровообращения в плаценте, что нередко
приводит к асфиксии плода, возможны
родовая травма, заражение плода,
условно-патогенной флорой из родовых
путей, а при наличии инфекции у матери
воспалительных заболеваний органов –
патогенными возбудителями.

Внеутробный период

Период новрожденности

  • Выявляются
    пороки развития, наследственные
    заболевания, болезни, обусловленные
    антигенной несовместимостью матери и
    плода (гемолитическая болезнь по резус
    – или групповой несовместимости),
    проявления асфиксии, травмы, внутриутробного
    инфицирования;

  • В первые
    дни жизни возникают гнойно-септические
    заболевания, пиодермия, бактериальные
    и вирусные поражения дыхательных путей
    и кишечника;

  • В позднем
    неонатальном периоде могут выявляться
    заболевания, связанные с патологией
    внутриутробного и раннего неонатального
    периодов.

Грудной
возраста.

  • Интенсивный
    рост и дифференцировка органов, большая
    напряженность обменных процессов
    становятся фоном, на котором легко
    развиваются: гипотрофия, паратрофия,
    анемия, рахит, острые расстройства
    пищеварения, диспепсии, диатезы.

  • Функциональная
    недостаточность дыхательного аппарата
    при нарушении режима и отсутствии
    закаливания способствуют возникновению
    воспалительных процессов в верхних
    дыхательных путях, бронхиты, пневмонии;

  • Пассивный
    иммунитет, полученный от матери,
    постепенно ослабевает, и во второй
    половине первого года жизни дети могут
    тяжело заболеть корью, ветряной оспой
    и другими детскими инфекционными
    заболеваниями;

Предлагаем ознакомиться:  Сколько капель зиртека давать ребенку 2 года

Преддошкольный период.

  • Острые
    расстройства пищеварения, пневмонии,
    бронхит, анемия, диатезы встречаются
    часто, но протекают легче, чем у детей
    грудного возраста;

  • На фоне
    физиологической гиперплазии лимфоидной
    ткани развиваются тонзиллит, аденоиды,
    лимфаденит;

  • Наиболее
    частой патологией становятся ОРВИ,
    кишечные инфекции, острые детские
    инфекции (менингококковая, коклюш,
    краснуха, ветряная оспа, корь, скарлатина
    и др.);

Дошкольный
период.

  • Сохраняется
    высокая заболеваемость острыми
    респираторными и другими инфекционными
    заболеваниями с более легким течением
    и меньшим количеством осложнений

  • Появляются
    аллергические заболевания (бронхиальная
    астма, ревматическая лихорадка,
    геморрагический васкулит и др)

Младший школьный возраст.

  • Остается
    высокой частота инфекционных,
    желудочно-кишечных, аллергических
    болезней.

  • Появляются
    проблемы нарушения осанки, ухудшения
    зрения;

  • Обнаруживаются
    очаги хронической инфекции (кариес,
    тонзиллит).

Старший школьный возраст.

  • Часто
    встречаются функциональные расстройства
    сердечно-сосудистой системы, вегетативной
    нервной системы («юношеское сердце»,
    «юношеская гипертония», дисциркуляторные
    расстройства в виде акроцианоза и
    обморочных состояний);

  • Широко
    распространены расстройства питания
    (тучность, дистрофия) и заболевания ЖКТ
    (гастрит, дуоденит, язвенная болезнь);

  • Выявляются
    дефекты развития полового аппарата;

  • Могут
    обостриться инфекционно-аллергические
    заболевания, туберкулез;

  • Возможны
    отклонения в функционировании
    эндокринного аппарата (зоб, гипо- или
    гипертиреоз и др.).

1) констатация изменений за истекший
эпикризный срок;

2) заключение о состоянии здоровья и
развитии, включая комплексную

диагностику здоровья по всем критериям,
с определением группы

здоровья;

3) разработка плана диспансерного
наблюдения на следующий период;


а) по режиму в соответствии с группой
здоровья и развития;

б) по питанию;

Примерное меню ребенка первого года жизни

в) по физическому развитию (массаж,
гимнастика, закаливающие

процедуры);

г) по воспитательному воздействию
(развитие и поведение);

д) уточнение сроков прививок,
лабораторных исследований и

консультаций специалистов;

е)медикаментозные и не медикаментозные
назначения (по показаниям);

  1. Первый
    совместный врачебно-сестринский
    патронаж новорожденного на 3-й день
    после выписки из роддома.

  2. Второй
    врачебный патронаж на 14-й день жизни.

  3. Третий
    врачебный патронаж (по приказу — второй)
    на 21-й день жизни.

  4. От 28-ого
    дня жизни до 1 месяца первое посещение
    здоровым ребенком поликлиники.

  5. На втором
    месяце жизни здоровый ребенок дважды
    посещает поликлинику — в 1,5 и 2 месяца.

  6. Если
    ребенок здоров, то со второго месяца
    жизни до года он посещает поликлинику
    ежемесячно (±5 дней относительно даты
    рождения).

  7. Текущие
    эпикризы пишутся в 1, 3, 6, 9 и 12 месяцев.

  1. Патронаж
    медицинской сестры.

  1. На
    первой неделе жизни — совместный первый
    врачебно-сестринский патронаж, далее
    активно, через один — два дня.

  2. На первом
    месяце жизни — еженедельно (всего 5-6
    посещений в течение первого месяца
    жизни).

  1. Наблюдение
    специалистами
    .

  1. Невропатолог
    — в первые три месяца жизни.

  2. Хирург —
    ортопед — в 2-3 месяца жизни и в 10-12 месяцев.

  3. Офтальмолог
    — после 10 месяцев жизни.

  1. Лабораторные
    исследования.

  1. В 1
    месяц — анализ ногтевых пластинок на
    хлориды.

  2. В 3 месяца:
    а) кровь на Hb, лейкоциты,
    эритроциты, СОЭ;

Примерное меню ребенка первого года жизни

б) скрининг-тест мочи на сахар,
пировиноградную кислоту, проба Сулковича
на кальций.

  1. В 12 месяцев:
    общий анализ мочи, клинический анализ
    крови, кал на яйца глист.

Схема
диспансерного наблюдения за здоровыми
детьми

Диспансеризации подлежат дети из группы
риска по развитию хронических заболеваний
из семей с отягощающей наследственностью.
Выявление болезней на ранних стадиях
и своевременно начатое лечение являются
фактором, способствующим повышению его
эффективности и профилактике развития
тяжелых форм.

Активное диспансерное наблюдение за
детьми с хроническими заболеваниями
(ХЗ) в условиях диспансерных кабинетов
и/или дневных стационаров (ДС) позволяет
не только повысить, но и уменьшить число
госпитализаций.

Диспансерное наблюдение за детьми с ХЗ
предусматривает проведение комплексного
и этапного лечения, а также дифференцированного
ведения больных в зависимости от формы,
тяжести и особенностей заболевания в
каждом конкретном случае.

Индивидуальный план лечебно-реабилитационных
мероприятий может полностью выполняться
на педиатрическом участке или частично
в детском учреждении и/или дневном
стационаре (диспансере).

В конце календарного года составляется
годовой эпикриз, отражающий динамику
болезни, эффективность лечения и
профилактики, выполнение
лечебно-реабилитационных мероприятий,
план следующего этапа лечения и график
повторных визитов.

Важным является
обеспечение четкого контроля эффективности
этапного лечения. Так, оптимальной
системой является следующая: кабинет
врача-педиатра и/или специалиста в
поликлинике — обследование в дневном
стационаре — постоянная связь с пациентом
посредством информационно-образовательных
программ — реабилитационные и
профилактические мероприятия в детском
учреждении, а летом в санатории и/или
санаторном лагере.

Рацион меню

Годовалый ребенок интенсивно растет, поэтому для нормального физиологического развития малыша требуется полноценное и разнообразное питание. На этом этапе взросления маленького карапуза материнское молоко не может заменить продукты, содержащие множество витаминов, биологически активных веществ, минералов.

Предлагаем примерное меню для годовалого ребенка.

  • Завтрак: 8.00 Молоко — 200 мл или каша — 150 мл, вареный куриный желток — 12 шт., пюре из фруктов — 50 г, слабый чай — 100 мл, белый хлеб — 20 г.
  • Обед: 12.00 Суп с куриными фрикадельками — 100/30 г, овощное пюре — 100 г, компот из сухофруктов — 100 мл, белый хлеб — 15-20 г.
  • Полдник: 16.00 Кефир, йогурт или молоко — 150 мл, творог — 50 г, фруктовое пюре — 50 г, печенье — 15 г.
  • Ужин: 20 00 Овощное пюре с мясным фаршем — 150/30 г, фруктовый кисель — 50 г, белый хлеб — 20 г.
  • Ужин перед сном: 22.00 Кефир, молочная каша или грудное кормление — 150-200 мл.

Несомненно, в рационе питания годовалого ребенка входят те же продукты, которые он кушал до 1 года. Меню малышей включает каши, овощи и фрукты, творог и кефир, мясо, а также рыбу. Питание ребенка от 1 года будет теперь сочетать вышеперечисленные продукты, в примерное меню на день для своего карапуза нужно включать несколько сочетаний готовых блюд — рацион ребенка теперь значительно расширяется.

  • В питании ребенка после года грудное молоко и смеси также присутствуют. Однако постепенно они заменяются другим полным кормлением — завтраком, обедом, полдником и ужином.
  • Объемы порций к годику увеличиваются, а консистенция пищи постепенно приближается к «взрослому» варианту.
  • Ребенок после года активно растет, также активно развиваются и его жевательные мышцы, и этому надо способствовать, приготавливая пищу более крупной консистенции, перемолотые пюрешки должны исключаться из рациона годовалого ребенка.
  • В рацион питания карапуза после 1 года смело можно вводить мясо: кролик, молодая говядина, постная свинина, курица. Нужно обратить внимание как на качество самого мяса и его свежесть, так и на поставщика.
  • Для малыша в 1 год, питающегося маминым молочком, очень важно сохранять прикладывания к груди, но их становится значительно меньше, также необходимо предлагать и кисломолочные продукты — детский кефирчик, творожок.
  • Супы в меню ребенка не зажариваются, а первый мясной бульон обязательно сливается после закипания.
  • Рацион питания ребенка складывается в основном из отварных, запеченных и тушеных продуктов, с небольшим содержанием сахара и малым содержанием соли.

Периодичность кормления малыша 1 года -1.5 лет — 6 раз в день, сохраняются ранние утренние кормления грудью или смесью, перед сном уже можно предложить кефир. Основными приемами пищи в меню годовалого ребенка на каждый день становятся завтрак, второй завтрак (ланч), обед, полдник и ужин.

Завтрак

В зависимости от того, во сколько просыпается ваш малютка, и прикладываете ли вы его к груди по пробуждению, планируется завтрак. Постепенно, когда первое грудное кормление или бутылочка со смесью заменяется полноценным завтраком, Это могут быть каши, на разведенном коровьем молоке, или же козьем.

Включаем каши: гречка и рис (обладают наименьшей аллергенностью), овсянка, кукурузная, пшенная. Варим каши в пропорции 200 г. жидкости (молоко, вода) и 2 ст. л. крупы. Развариваем минут 15. Манка менее полезна, так как помимо рафинированного глютена, на который у некоторых деток аллергия, полезного в ней очень мало.

Кашки украшаем кусочками фруктов, или же их натираем на терочку для разнообразия вкусов.

Дважды в неделю можно давать годовалому ребенку омлет из 1 яйца (куриное или 2 перепелиных) на пару, с добавлением молочка. В омлет можно пробовать добавлять свежий укроп для красоты и хорошей работы животика.

К каше можно предложить слабый чай или компот из фруктов, сухофруктов. Хлебушек также нужно предлагать за завтраком. Только учитываем свежесть и качество хлеба. Ржаной и рафинированно белый давать не стоит.

Вторым после завтрака кормлением пренебречь не удастся! Ваш активный ребенок будет просить кушать, и в этот прием пищи очень хорошо давать йогурт с фруктами, или же фруктовое пюре. Именно фрукты простимулируют пищеварительный тракт к приему пищи в обед, повысят содержание желудочного сока и просто повысят аппетит, с которым у многих деток бывают проблемы.

Очень полезно при этом запеченное яблоко. Только нужно следить за аллергической реакцией на красные яблоки, а лучше покупать желтые и зеленые.

Можно добавлять к ланчу печенье. Но не крекеры, а диетическое печенье, типа Марии. Или же любое детское,  несдобное нежирное печенье.

Часто второй завтрак попадает на время прогулки. Выхода два: либо брать с собой баночку с едой, что не всегда удобно, либо использовать покупные фруктовые и йогуртово-фруктовые пюре, упакованные специальным образом в герметичную упаковку, что особо важно в каких-либо поездках.

Пришло время, когда вы вернулись с прогулки, и настало время обеда. Накормить годовалого малыша днем можно как супчиком, так и сочетанием первого и второго блюда.

По опыту многих мам, есть рекомендации в приготовлении более густого и сытного супа на обед. Рецепт супа будет основываться на вашей фантазии и хорошей переносимости всех цветных овощей ребенком. Но если мы готовим суп на мясном бульоне, то, естественно, первый бульон сливается, а второй заправляется мясом и овощами, нарезанными мелкими кубиками, которые варятся вместе до готовности.

При варке овощного супа, в конце приготовления нужно добавить столовую ложечку постного масла — это может быть, как и оливковое масло, так и подсолнечное хорошего качества. Однако следует отметить, что бульон на костях ребенку в 1 год варить нельзя. Это ведет к повышенной секреторной выработке желудка и поджелудочной железы.

В качестве второго блюда выступают несладкие каши без молока и овощные пюре, в соотношении с мясными или рыбными блюдами, не забываем о печени (говядина, курица). Несомненно, в детском меню отсутствуют поджарки, специи и большое количество соли.

Летом разрешается давать ребенку на обед овощной салат. Если подать его, красиво украсив в виде детского персонажа, то такие салаты не только улучшат пищеварение ребенка, но и его настрой на кормление.

Полдник

Полдник малютки в один год постепенно вытесняет кормление грудным молоком или смесью на другие молочные продукты — молочную кашу, творог с фруктами, сырники или творожную запеканку. Также можно предлагать ребенку компотик, печенье с молоком.

Молоко цельное коровье вводится в рацион очень аккуратно. Реакция у деток на него индивидуальная, и если с переносимостью все нормально, то молоко сначала разводится водой, в чистом виде может вызывать колики в животике.

Придя с вечерней прогулки, (по прошествии 5-ти часов после обеда) планируется ужин. Соблюдая режим кормления и бодрствования ребенка в 1 год, следует учитывать, чтобы ужин не был слишком поздним. Примерное меню для ребенка на ужин чаще всего совпадает со вторым обеденным блюдом.

На ужин для малыша можно приготовить овощное рагу, кашу (без молока) с тефтелями или уже кусочками мяса или рыбы. Не следует забывать добавлять капельку растительного масла в овощное рагу, если это рагу варилось. Так мы избавим ребенка от запоров, и его кишечник будет работать как часы!

Второй ужин

При грудном вскармливании перед сном нужно предлагать ребенку мамино молочко. При искусственном — это будет смесь, а еще лучше кисломолочная смесь или простой детский кефир. Для болеющего малыша количество приемов пищи может быть увеличено на 1. Питание перед сном должно быть легким, но привычным.

Если ваш ребенок часто будит вас по ночам, просит покушать, то уже самое время отучать его от ночных кормлений, предлагая ему или молочко или водичку из бутылочки, так как пищеварительная система растет и перестраивается на «взрослый лад», что в будущем станет залогом успешной его работы и здоровья вашего малыша.

Предлагаем ознакомиться:  Симптомы аллергического насморка у детей – признаки ринита у ребенка и грудничка 2019

Возрастная патология в различные возрастные периоды

  • к моменту
    рождения ребенка диафизы трубчатых
    костей представлены костной тканью,
    эпифизы трубчатых костей и губчатые
    кости в основном состоят из хряща;

  • на первом
    году жизни происходит перемоделирование
    50-70% костной ткани. В эпифизах образуются
    точки окостенения. Совокупность
    имеющихся у ребенка точек окостенения
    представляет важную характеристику
    уровня его биологического развития
    (костный возраст). В 6 мес. формируется
    первое ядро, к 1 году – второе, затем
    каждый год (в среднем) прибавляется по
    одному ядру;

  • костная
    ткань содержит мало солей извести;
    вместо некоторых костей имеются хрящи
    (швы, роднички);

  • надкостница
    у детей более толстая, чем у взрослых,
    что определяет возможность возникновения
    перелома по типу «зеленой ветки» — под
    надкостничного перелома;

  • особенности
    строения скелета ребенка: череп к
    моменту рождения представлен большим
    количеством костей, швы (стреловидный,
    венечный, затылочный) открыты и начинают
    закрываться только с 3-4 мес. жизни. У
    доношенных детей боковые роднички
    закрыты, малый родничок открыт у 25%
    новорожденных и закрывается в 4-8 недель
    после рождения. Большой родничок,
    расположенный в месте пересечения
    венечного и стреловидного швов, открыт
    у всех новорожденных, его размеры от 3
    х 3 до 1,5 х 2 см. Время закрытия большого
    родничка индивидуально в норме – к 1
    году (от 9-10 мес. до 1,5 лет);

  • у грудных
    детей голова относительно велика, имеет
    округлую форму, грудная клетка короткая,
    имеет форму усеченного конуса, к концу
    года грудная клетка удлиняется,
    появляется физиологическое опущение
    ребер;

  • физиологические
    изгибы позвоночника появляются с
    возникновением и совершенствованием
    двигательных функций;

  • начинает
    держать голову, появляется шейный изгиб
    позвоночника;

  • в 6 месяцев
    (начинает сидеть) – грудной изгиб
    позвоночника;

  • к году
    (начинает ходить) – поясничный; у
    здорового ребенка лопатки плотно

прилегают к грудной клетке, имеются
только физиологические изгибы

позвоночника

  • прорезываются
    в 5- 6 месяцев;

20 молочных зубов к 2 годам;

количество
зубов равно n — 4,

где n-
число месяцев жизни;

где n-число лет, исполнившихся
ребенку

Рис.
2.
Последовательность
прорезывания молочных зубов у грудного
ребенка:

  • а — нижние
    центральные резцы (появляются примерно
    в 6 мес.),

  • б — верхние
    центральные резцы (появляются в 8 мес.),
    в — верхние боковые резцы (появляются
    в 10 мес.)

  • г — нижние
    боковые резцы (появляются в 12 мес.).

  • после 5
    лет смена молочных зубов на постоянные
    (5 – 7 лет);

число постоянных зубов, независимо
от пола ребенка равно—4n– 20,


где n-число лет,
исполнившихся ребенку

Формирование молочного и постоянного
прикуса у детей является важным
показателем биологического созревания
ребенка. Постоянный прикус в норме
должен быть слабоортогнатическим или
прямым.

  • ускорение
    роста (пубертатный скачок роста);

  • значительная
    перестройка эндокринного аппарата:
    усиление функции половых желез,
    щитовидной железы, гипофиза;

  • время
    полового созревания;

  • более
    развивается абстрактное мышление;

  • чаще
    выявляются эндокринные нарушения,
    нарушения осанки, ВСД;

  • значительно
    повышается мышечная сила, работоспособность;

  • для каждого
    ребенка характерен индивидуальный
    темп биологического развития.

Внутриутробный этап

Внеутробный период

Грудной
возраста.

Дошкольный
период.

Генеалогический
анамнез– сбор родословных, т.е.
прослеживание признака или болезни в
семье, в роду с указанием типа родственных
связей между членами родословной.

Антенатальный
период(раздельно о течении первой
и второй половин беременности):

  • Гестозы
    первой и второй половины беременности;

  • Угрозы
    выкидыша;

  • Экстрагенитальные
    заболевания у матери;

  • Профессиональные
    вредности у родителей;

  • Отрицательная
    резус-принадлежность матери с нарастанием
    титра антител;

  • Хирургические
    вмешательства;

  • Вирусные
    заболевания во время беременности;

  • Посещение
    женщиной школы матерей по психопрофилактике
    родов;

Интранатальный и ранний неонатальный
периоды (первая неделя жизни):

  • Характер
    течения родов (длительный безводный
    период, стремительные роды);

  • Пособие в
    родах;

  • Оперативное
    родоразрешение (кесарево сечение и
    др.);

  • Оценка по
    шкале Апгар;

  • Крик ребенка;

  • Диагноз
    при рождении и выписке из родильного
    дома;

  • Срок
    прикладывания к груди и характер
    лактации у матери;

  • Срок
    вакцинации БЦЖ;

  • Время
    отпадения пуповины;

  • Состояние
    ребенка при выписке из родильного дома;

  • Состояние
    матери при выписке из родильного дома.

Поздний
неонатальный период:

  • Родовая
    травма;

  • Асфиксия;

  • Недоношенность;

  • Гемолитическая
    болезнь новорожденного;

  • Острые
    инфекционные и неинфекционные
    заболевания;

  • Ранний
    перевод на искусственное вскармливание;

  • Пограничные
    состояния и их длительность.

Постнатальный
период развития:

  • Повторные острые
    инфекционные заболевания;

  • Наличие
    рахита;

  • Наличие
    анемии;

  • Расстройства
    трофики тканей в виде дистрофии типа
    гипотрофии или паратрофии;

  • Наличие
    диатезов.


Сведения о биологическом анамнезе
участковый врач-педиатр получает из
выписок родильного дома и других
медицинских учреждений, бесед с
родителями.

При наличии одного и более факторов
риска:

  • В каждом
    из 5-ти перечисленных периодов онтогенеза
    следует говорить о высокой отягощенности
    биологического анамнеза;

  • В 3-4-х
    периодах – о выраженной отягощенности
    (
    группа высокого риска по биологическому
    анамнезу);

  • В 2-х периодах
    об умеренной отягощенности (группа
    рискапо биологическому анамнезу);

  • В одном
    периоде – о низкой отягощенности
    (
    группа внимания по биологическому
    анамнезу).

Если факторы риска отсутствуют во всех
периодах развития ребенка, то биологический
анамнез считается неотягощенным.

О степени неблагополучия в периодах
внутриутробного развития ребенка можно
косвенно судить по уровню его стигматизации.
В зависимости от силы повреждающих
факторов количества стигм дизэмбриогенеза
(малых аномалий развития — МАР), не
приводящих к органическим или
функциональным нарушениям определенного
органа, может быть различным. В норме
оно составляет 5-7.

Превышение порога стигматизации может
рассматриваться в качестве фактора
риска еще не проявившейся патологии.

Норма мяса для ребенка 1 года

  • Мясные блюда важны в меню ребенка. Годовалому малышу требуется 60-80 г мяса в сутки. 1,5 годовалому ребенку следует увеличить эту норму до 100 г. Рекомендуется использовать в питании малыша нежирные сорта мяса курицы, индейки, крольчатины, нежирной говядины и телятины.
  • Мясные блюда желательно давать в первой половине дня, чтобы они успели усвоиться детским организмом. Маленькие дети обычно быстро привыкают к мясным продуктам и любят еду, приготовленную из мяса в виде: паровых котлет, фрикаделек, мясных паштетов, суфле, зраз, тефтелей.
  • Ассортимент животных белков можно расширить, используя в отдельные дни недели блюда из субпродуктов: печени, языка, сердца. 1-2 раза в неделю мясо можно заменить рыбными блюдами.

4.1 Грудное вскармливание

  • отвечает
    функциональным потребностям растущего
    организма;

  • повышает
    устойчивость к неблагоприятным факторам
    внешней среды;

  • обеспечивает
    высокий уровень иммунологической
    защиты;

  • играет
    ведущую роль в профилактике инфекционных
    и неинфекционных заболеваний;

  • формирует
    доверие и преданность ребенка к матери;

  • оптимально
    обеспечивает ребенка всеми нутриентами;

  • способствует
    формированию здорового образа жизни;

  • повышает
    вероятность интеллектуального потенциала
    раскрытия и реализации;

  • обеспечивает
    дифференцировку органов и тканей в
    постнатальный период (факторы роста).

4.1.1Исключительно
грудное вскармливание: когда ребенок
получает только грудь матери и ничего
другого.

    1. .
      Количество пищи необходимое ребенку
      на 1 году жизни:

При
условии нахождения ребенка на исключительно
грудном вскармливании достаточность
молока определяется по клинике и
объективным критерия: биологическое
развитие соответствует календарному
возрасту, гармоническое физическое и
нервно-психическое развитие, ежемесячная
прибавка в массе не менее 500 г и число
мочеиспусканий не менее 6-8 раз в сутки,
характеристика стула.

При искусственном вскармливании:
новорожденному первых 10 дней жизни
требуется молока (суточное количество):
2% от массы умноженное на п (число дней
жизни) (формула Зайцевой Г.А.);


— от 10 дней до 2-х месяцев —
1/5 часть от массы тела

— с 2-х до 4-х месяцев —
1/6 часть от массы тела

— с 4-х до 6 –ти месяцев —
1/7 часть от массы тела

— от 6 до 9-ти месяцев —
1/8 часть от массы тела

— к концу года —
1/8-1/9 часть от массы тела

1. Особенности онтогенеза (данные
генеалогического, биологического,

социального анамнеза);

2. Физическое развитие;

3. Нервно-психическое развитие;


4. Уровень резистентности;

5. Уровень функционального состояния
организма;

6. Наличие или отсутствие хронических
заболеваний или врожденных пороков

развития.

Для оценки развития и состояния нервной
системы учитывают жалобы и результаты
расспроса матери.

  • При осмотре обращают
    внимание на крик, двигательную активность,
    мышечный тонус, безусловные рефлексы
    и патологические неврологические
    знаки.

  • Оценка психомоторного
    развития эмпирическим методом, который
    основан на определении у ребенка
    минимального количества навыков.

  • Моторное развитие
    предусматривает способность ребенка
    ко 2-му месяцу жизни хорошо держать
    голову, к 4-5 мес. – переворачиваться, к
    7-8 мес. – самостоятельно садиться, к 10
    мес. – вставать, к 1 году – ходить. К 2
    годам ребенок при подъеме по ступенькам
    пользуется приставным шагом, а 3 годам
    – чередующимся.

ребёнок 1 мес. начинает держать голову

  • Развитие тонкой моторики
    определяется к 4 мес. способностью
    ребенка к ощупыванию предметов, к 7 мес.
    удерживает предметы «ладонным» захватом,
    к 10 мес. «ножницеобразным» (наличие
    противопоставления большого пальца).
    К 1 году – «щипковым» захватом
    (координированные движения фаланг
    пальцев). К 2 годам ребенок рисует
    каракули, к 3 годам способен рисовать
    круг.

*вокализация
(издает звуки) – 1-3 мес.

*гуление (отчетливо
тянет гласные звуки) 2-4 мес.

*лепет (произношение
согласных звуков различной тональности)
– 3-5 мес.

*понимание речи
к 1 году, произносит отдельные слова,
слоги

*2 года двусловные
предложения

*3 года –
многословные предложения

*время появления
осознанной улыбки – 1 – 1,5 мес.

*«комплекс
оживления» 3 – 4 мес.

*появление
примитивных игр («ладушки», «сорока-ворона»)
– 8 мес.

*навыки
самообслуживания (держит ложку) –1 год

*неплохо
самостоятельно ест твердую пищу – 1,5

*частично снимает
и надевает одежду в 2 года

*самостоятельно снимает и надевает
одежду в 3 года

*формирование игровой деятельности в
3 года ролевая игра.

физиологические(примитивные) рефлексы исчезают по мере
созревания мозга:

  • мигания—при
    освещении глаз светом появляется
    мигание;

  • осветления
    – на яркий свет закрывает глаза;

  • сосания—при
    прикосновении к губам ребенка появляются
    сосательные

движения;

  • поисковый
    – штриховое раздражение губ приводит
    к поисковым движениям;

  • хоботковый—прикосновение
    пальцем к области круговой мышцы рта
    вызывает вытягивание губ трубочкой.

Хватательный (Робинсона) – прикосновение
к ладонной поверхности приводит к
тоническому сгибанию пальцев и ребенок
рефлекторно плотно обхватывает палец
– исследователя (до 2-3 мес.);

Ладонно-рото-головной
(Бабкина) – при надавливании на ладонную
поверхность рук новорожденный пригибает
голову к груди и раскрывает рот;

  • объятия
    (Моро) – возникает при быстром подъеме
    новорожденного из положения на спине,
    плечи его расправляются, руки отходят
    в сторону, а затем делают обхватывающее
    движение и соединяются на груди.

IIфаза

Рефлексы
туловища:

  • Галанта- при
    штриховом раздражении пальцем области
    вдоль позвоночника туловище изгибается
    в направлении раздражителя;

  • Переза
    — проведение пальцем по остистым
    отросткам позвонков и легкое надавливание
    области от копчика к шее, вызывает крик
    новорожденного, сгибание нижних и
    верхних конечностей приподнимание
    головы;

  • опоры –
    при поддерживании новорожденного под
    мышки в вертикальном положении ноги
    его упруго опираются на пеленальный
    стол;

  • автоматической
    ходьбы- при наклоне тела вперед из
    вертикального положения, новорожденный
    переступает как при ходьбе при этом
    он не держит равновесия и движения в
    верхних конечностях у него отсутствуют;

Рефлексы
положения:

  • ползания
    (Бауэра) – в положении на животе
    новорожденный сгибает и разгибает
    ноги. При создании опоры для стоп с
    помощью ладоней врача ребенок может
    отталкиваться и ползти.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Про детей
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector