Симптомы и признаки ДЦП у детей до 1 года

Когда можно диагностировать ДЦП у ребенка?

Детский церебральный паралич, как диагноз, может быть поставлен уже в возрасте одного месяца, но такое бывает очень редко. Это объясняется тем, что клинические признаки патологии развиваются параллельно с развитием нервной системы человека.

Поэтому диагноз ДЦП, как правило, требует нескольких визитов к педиатру и детскому неврологу, которые по динамике моторного развития ребенка могут заподозрить отклонения. Кроме того, для различных типов церебрального паралича часто нужны диагностические временные рамки.

В большинстве случаев ДЦП у новорожденных (первые 4 недели жизни) выявить невозможно, а замечают патологию уже у грудничков (дети до года).

Часто родители первыми замечают признаки детского церебрального паралича у ребенка до года. На сомом деле в 70-80 % случаев первоначально на отклонения в развитии обращают внимание сами родители. Тем не менее, врачи должны делать регулярные и соответствующие осмотры всех младенцев и детей младшего возраста.

Если есть какие-либо подозрения, что мозг ребенка перенес кислородное голодание, которое может быть вызвано проблемами с плацентой, заболеваниями матки, инфекционными заболеваниями, длительным, стремительным или тяжелым родовым процессом, то МРТ следует проводить вскоре после рождения, чтобы оценить любое потенциальное повреждение головного мозга.

Формы и их характеристика

При детском церебральном параличе наблюдаются самые разнообразные двигательные нарушения. В максимальной степени поражаются мышечные структуры, в первую очередь выявляются нарушения координации движений.

Нарушения двигательной активности формируются вследствие поражения структур мозга. Причем объем и локализация поражений головного мозга определяют характер, форму и тяжесть проявлений мышечных нарушений.

Объем и конкретная область поражения мозга у человека с ДЦП определяет формы мышечной патологии, которые могут быть единичными или сочетанными. Основные мышечные нарушения при детском церебральном параличе представлены следующими вариантами:

  • напряжение мышц;
  • спастическое сокращение мышц;
  • разнообразные движения непроизвольного характера;
  • нарушения походки;
  • ограниченная подвижность.


Кроме нарушений двигательной активности, детский церебральный паралич может сопровождаться патологиями

, слуха и речевой деятельности. Очень часто ДЦП сочетается с различными формами

и нарушениями умственного и психического развития. Также дети имеют нарушения восприятия и ощущений. Вследствие перечисленных нарушений, у людей с детским церебральным параличом имеются определенные проблемы в процессе еды,

и выделение кала, трудности с процессом дыхания вследствие неправильного положения тела, формирование пролежней и трудности в восприятии информации, которые отражаются на обучении.

Детский церебральный паралич не прогрессирует, поскольку повреждение структур мозга является точечным и ограниченным — оно не распространяется и не захватывает новые области нервной ткани. В процессе роста и взросления ребенка может казаться, что паралич прогрессирует, однако это не так.

Впечатление прогрессирования детского церебрального паралича обусловлено взрослением ребенка, трудностями с обучением и более явственным обозначением симптоматики, которая меньше видна, пока малыш не ходит, не ест самостоятельно и т.д.

дцп у ребенка

ДЦП (детский церебральный паралич)– патология, которая возникает вследствие поражения областей головного мозга, отвечающих за двигательную активность ребенка.

Заболевание развивается во внутриутробном периоде, когда головной мозг только формируется.

На протяжении первых лет после появления ребенка на свет, при наличии определенных негативных причин, заболевание прогрессирует, приобретает все новые и новые проявления.

Однако, по мере взросления малыша развитие патологии приостанавливается, то есть поражение мозга не усугубляется. А двигательные нарушения поддаются частичной коррекции.

Поражение головного мозга может проявляться в 2 вариантах:

  • нервные клетки изначально здорового головного мозга претерпевают патологические изменения;
  • нарушается строение самого органа.

Проявления ДЦП весьма разнообразны, у одних детей нарушается двигательная активность ног (наиболее частый вариант развития событий), у других – рук, у третьих страдает координация движений.

Такие различия зависят от того, какие именно повреждения головного мозга имеют место, и в какой период времени они произошли (при воздействии негативных факторов наибольшим образом страдает тот отдел головного мозга, который активно формировался на момент возникновения неблагоприятных условий).

Это самая тяжелая форма детского церебрального паралича. Она возникает вследствие поражения ствола головного мозга, обоих полушарий или шейного отдела позвоночника. Наиболее вероятными причинами являются внутриутробная гипоксия плода, механическая асфиксия при обвитии шейки пуповиной, кровоизлияние в мозг (при поражении токсинами, например, или при инфекции мозга).

Смешанная

При такой форме патологии дисфукнция мозга может наблюдаться в самых разных структурах и участках, так что вероятность сочетания нарушений двигательного аппарата является вполне реальной. Чаще всего выявляется сочетание спастической формы и дискинетической.

Неуточненная

О такой форме болезни говорят в том случае, если поражения настолько обширны, что установить конкретные отделы мозга, в которых произошла аномалия (порок развития или травматическое воздействие), не представляется возможным.

Более поздние признаки ДЦП

  1. Нарушена общая двигательная функция.

Ограничение степени подвижности в целом, возможность приподнимания, ползания, стояния, балансировки тела.

  1. Нарушение мелкой моторики.

Ребенок не может хватать мелкие предметы и удерживать их между указательным и большим пальцем. Держать и пользоваться карандашами, перелистывать страницы.

  1. Умственное отставание (характерно не для всех форм ДЦП).
  2. Нарушение речи (из-за не слаженной  работе мышц рта, языка и мимических мышц).
  3. Контрактуры суставов (неполное сгибание или разгибание).
  4. Потеря слуха
  5. Нарушение дефекации и мочевыделения.

Спутники заболевания

Ранняя (до 5 месяцев).

Начальная резидуальная (с полугода до 3 лет).

Поздняя резидуальная (старше 3 лет).

Согласно стадиям проявления ДЦП, выделяют ранние симптомы и поздние признаки заболевания. К ранним симптомам детского церебрального паралича относят:

  • Задержка развития ребенка (не держит головку, не переворачивается, не тянется руками к различным предметам, не сидит самостоятельно, не ползает, не ходит).
  • Хватательный и прочие детские рефлексы, сохраняющиеся в возрасте старше полугода.
  • Преимущественное пользование только одной верхней конечностью, что связано с ненормальным тонусом мышц на второй руке, которая не используется в играх.

Данные ранние симптомы детского церебрального паралича могут иметь различную степень выраженности – от практически незаметных до бросающихся в глаза. Степень выраженности нарушений зависит от объема пораженной ткани головного мозга.

симптомы дцп у ребенка после года

Например, патологический мышечный тонус может проявляться в чрезмерном напряжении или, напротив, расслаблении. Напряжение – повышенный мышечный тонус, выражается в принятии конечностями вынужденного, неудобного положения (например, скрещенные ножки по типу ножниц).

Расслабление – пониженный мышечный тонус — напротив, приводит к болтанию конечностей и неспособности удерживать позу. Вследствие патологического мышечного тонуса движения ребенка с детским церебральным параличом характеризуются следующими признаками:

  • избыточная резкость;
  • внезапность;
  • медленные и червеобразные;
  • неподконтрольные;
  • совершенно бесцельные.

– характеризуется укорочением конечности на стороне поражения. Если оставить проблему без внимания, то впоследствии развивается

и искривление тазовых костей.

– симптом характеризуется тугоподвижностью и ограниченным объемом движений. В этой ситуации происходит неравномерное сдавление сустава вследствие разницы в тонусе и силе различных мышц, окружающих его.

– частный симптом, который проявляется в первые месяцы жизни, или через некоторое время после развития самого ДЦП. Часто судороги трудно отличить от патологической двигательной активности.

развивается вследствие неполноценной работы, и отсутствия правильного и сочетанного взаимодействия различных мышц, принимающих участие в этом процессе. Ребенок плохо сосет, имеет проблемы с приемом пищи и питья, а также не способен контролировать слюноотделение.

Предлагаем ознакомиться:  Что делать, если новорожденный ребенок не пьет воду

выражено в том, что ребенок не воспринимает разнообразные окружающие звуки, что сильно влияет на задержку развития речевых навыков.

– формируется вследствие невозможности скоординировать точные и тонкие движения губ, языка и горла. Тонус мышц нарушен, и дети не в состоянии контролировать работу губ, языка и горла, поэтому не способны воспроизводить нормальные звуки, что сильно затрудняет речь.

выражается в развитии

выражены в подверженности к

, патологии положения отдельных зубов, проблемами с чисткой и патологическим строением эмали.

может быть не у всех детей, страдающих детским церебральным параличом. Инвалидизация человека зависит именно от уровня интеллектуального развития. Чем выше умственные способности человека, страдающего детским церебральным параличом, тем ниже степень его

признаки ДЦП

обусловлены бесконтрольной работой различных мышц, вовлеченных в выполнение данных физиологических действий.

Все движения ребенка кажутся совершенно неуклюжими, неловкими, разболтанными, выполняются толчкообразно и дискоординированно. Все движения выполняются медленно, и выглядят червеобразно. Кроме того, детский церебральный паралич проявляется следующими нарушения мышечных движений у ребенка:

  • судороги различной степени выраженности;
  • мышцы имеют очень напряженный или расслабленный вид;
  • отсутствие рефлекса моргания в ответ на доносящиеся громкие звуки;
  • старше 4 месяцев не поворачивает голову по направлению к источнику доносящегося звука;
  • старше 4 месяцев не дотягивается рукой к игрушкам;
  • старше 7 месяцев не в состоянии сидеть самостоятельно;
  • в 1 год и старше не произносит отдельных слов;
  • выраженное использование преимущественно правой или левой руки до 12-летнего возраста;
  • косоглазие;
  • походка затрудненная, шаги даются с трудом, видна тугоподвижность;
  • при ходьбе ребенок встает только на пальчики, а не на всю стопу.

ДЦП у ребенка может проявляться не только в нарушении двигательной функции, или ее полном отсутствии. Возможно наличие и других неприятных моментов, таких как:

  • непроизвольные судороги;
  • гидроцефалия (образование патологической жидкости в области головного мозга);
  • снижение зрения и слуха;
  • нарушения речи (сложности в произношении звуков, отсутствие речи, заикание);
  • сложности в обучении письму, счету, чтению;
  • нарушения поведения, эмоциональные расстройства.

Причины возникновения

Почему ребенок родился с ДЦП? Первопричина – нарушение работы головного мозга, в частности, его отделов, отвечающих за возможность двигаться.

К такому поражению могут привести самые различные неблагоприятные факторы, которые возникают как во внутриутробном периоде, так и в момент появления на свет и в первые месяцы жизни малыша.

Внутриутробные факторы

Причины на момент рождения

Причины в первые месяцы жизни

  1. Длительный и интенсивный токсикоз.
  2. Преждевременное старение и отслойка плаценты.
  3. Угроза прерывания беременности.
  4. Заболевания почек будущей мамы.
  5. Травмы плода во внутриутробном периоде развития.
  6. Кислородная недостаточность.
  7. Фетоплацентарная недостаточность.
  8. Инфекционные и вирусные заболевания в период беременности.
  1. Узкий таз женщины. При прохождении через родовые пути ребенок нередко получает серьезные травмы.
  2. Ослабление родовой деятельности.
  3. Рождение ребенка раньше положенного срока.
  4. Большой вес плода.
  5. Стремительная родовая деятельность.
  6. Тазовое предлежание на момент родов.
  1. Нарушение работы органов дыхательной системы, приводящее к гипоксии новорожденного.
  2. Попадание околоплодных вод в ротовую и носовую полость ребенка, что так же способствует развитию удушья.
  3. Гемолитическая болезнь – патология, возникающая вследствие резус-конфликта, сопровождающаяся повышенной скоростью распада эритроцитов.

Факторов, способствующих возникновению заболевания достаточно много, и определить, какая причина привела к заболеванию в конкретном случае довольно непросто. Самыми распространенными истоками появления этого недуга у детей являются:

  1. Неправильное развитие коры головного мозга под влиянием различных факторов. Кислородное голодание мозга у плода (гипоксия). Чаще всего оно связано с патологиями беременности (нарушение плацентарного кровообращения, поздний токсикоз, инфекционные заболевания), из-за которых структуры мозга ребенка не развиваются в полном объеме.
  2. Родовые травмы, вызывающие поражение головного мозга. Они возникают при акушерских патологиях (затяжные либо скоротечные роды, пониженная родовая деятельность, узкий таз, неправильное предлежание, длительный безводный период).
  3. Хронические либо острые заболевания матери ребенка (анемия, пороки сердца, гипертония, ожирение, сахарный диабет).
  4. Заражение плода вирусной инфекцией, особенно герпесом и вирусом краснухи.
  5. Острая печеночная недостаточность, либо резус-конфликт крови ребенка и его матери, следствием которого является ядерная желтуха новорожденного.
  6. Интоксикация плода.
  7. Ошибки медицинского персонала при родовспоможении.
  8. Недоношенностьи низкий вес у ребенка, преждевременные роды.

Согласно статистике, у 40 – 50 % детей с ДЦП причина возникновения – недоношенность, что также определяет и другие симптомы. Такие малыши, органы и системы которых еще недостаточно развиты для самостоятельного существования, часто страдают от гипоксии, что способствует развитию данной болезни.

Возникновению детского церебрального паралича могут способствовать и другие факторы. Вероятность заболевания повышается, если возраст матери ребенка выходит за границы периода 18 – 40 лет либо она имеет проблемы со щитовидной железой.

Способствует появлению недуга также употребление алкоголя и наркотиков родителями во время зачатия и в период вынашивания ребенка. Иногда ДЦП может быть не врожденным, а приобретенным, если ребенок в первые 2 года своей жизни перенес тяжелую травму головы либо переболел инфекционным заболеванием, связанным с поражением мозга.

Понятие и характеристика

Спастическая форма ДЦП (спастическая тетраплегия, диплегия, гемиплегия).

Дискинетическая форма.

Атаксическая форма.

Смешанные формы ДЦП.

Неуточненная форма.

Спастическая тетраплегия представляет собой тяжелую форму детского церебрального паралича, в основе которой лежит повреждение структур головного мозга в период беременности и родов вследствие кислородного голодания.

В головном мозгу наблюдается процесс частичного отмирания нейронов и, образно выражаясь, разжижение нормальной структуры нервной ткани. Половина детей, страдающих этой формой детского церебрального паралича, имеет сочетанную патологию (как правило, эпилепсию).

Вовлечение в процесс большого количества структур головного мозга приводит к развитию псевдобульбарного синдрома, который выражается в нарушении процессов глотания, говорения, звукообразования и т.д. В данный симптомокомплекс входят явления насильственного плача или смеха, которые могут развиваться в ответ на любые действия (например, прикосновение ложкой к зубам и др.).

Спастическая тетраплегия проявляется парезом мышц рук и ног, нарушением зрения, речи, внимания, умственного развития. Из-за сильного пареза мышц рук и ног часто происходит образование своего рода стяжек, которые ведут к деформации нормального положения тела, верхних и нижних конечностей.

Повреждение структур головного мозга часто затрагивает черепные нервы, что влечет за собой косоглазие, атрофию зрительного нерва с развитием слепоты и нарушение слуха. Задержка умственного развития и нормальных мышечных рефлексов влечет развитие микроцефалии (маленький размер черепной коробки).

Спастическая диплегия представляет собой самую распространенную форму детского церебрального паралича, на которую приходится до 75% от всех остальных форм заболевания. Данную форму ДЦП часто называют по имени впервые описавшего ее английского врача,

Предлагаем ознакомиться:  Можно ли бананы при грудном вскармливании в первый месяц, можно ли кормящей маме бананы, бананы при ГВ

. Характерно большее поражение мышц нижних конечностей, по сравнению с руками и лицом, причем в процесс вовлечены обе ноги. Несмотря на более слабое вовлечение в процесс мышц лица и верхних конечностей, у детей с болезнью Литтля в раннем возрасте происходит формирование контрактур, которые приводят к нарушениям нормальной анатомической формы

и суставов.

Болезнь Литтля чаще всего выявляется у детей, родившихся недоношенными. А основными причинами данной формы ДЦП являются кровоизлияния в желудочки мозга, «разжижение» нервной ткани и ряд иных факторов.

Преобладающим симптомом является мышечный парез нижних конечностей, который сопровождается задержкой умственного развития, речи и психики ребенка, частичные проявления псевдобульбарного синдрома (парез голосовых связок, нарушение звукообразования).

Дети с болезнью Литтля вполне обучаемы, поэтому при более или менее нормальном функционировании верхних конечностей такие люди способны выполнять посильную работу и жить в социуме. Адаптация к жизни в социуме происходит тем успешнее, чем меньшие у ребенка нарушения деятельности рук.

Гемиплегическая форма детского церебрального паралича характеризуется вовлечением в процесс мышц конечностей только с одной стороны – правой или левой. Причем чаще более выраженные нарушения наблюдаются в руках, чем в ногах.

Наиболее частыми причинами формирования гемиплегической формы ДЦП являются инфаркты головного мозга и кровоизлияния. Дети с гемиплегической формой ДЦП способны научиться выполнять различные движения, но скорость развития мышечных навыков медленнее, чем у здоровых сверстников.

ДЦП в 3 месяца

Ребенок с гемиплегической формой ДЦП имеет характерную походку, внешне сходную с позой Вернике–Манна. Наиболее точно и емко поза Вернике–Манна описывается следующей фразой: «Нога косит, рука просит». Пораженная нога выпрямлена в бедре и колене, согнута в области стопы, ребенок идет на носочках, перенося вперед абсолютно прямую ногу.

Рука на пораженной стороне имеет характерную позу просящего человека. Помимо двигательных нарушений, при гемиплегической форме ДЦП наблюдается задержка умственного развития и психической сферы ребенка, а также речи. Довольно часто ДЦП сочетается с эпилептическими приступами.

Данная форма ДЦП чаще всего формируется у детей, переболевших гемолитической болезнью новорожденных. Больные дети страдают от непроизвольных мышечных движений, которые могут развиваться в любой части тела.

Именно такие непроизвольные движения и называются гиперкинезами или дискинезами. При данной форме ДЦП гиперкинезы проявляются в виде медленных, тягучих, червеобразных движений и судорог с сокращением мышц.

Гиперкинезы чередуются с параличами и парезами. Дети и взрослые имеют нарушение нормальной позы туловища, рук и ног. Парезу подвержены мышцы голосовых связок, что влечет за собой нарушение речи и звукообразования.

Умственные способности таких детей — как правило, нормальные, и интеллектуальное развитие проходит нормально. Поэтому дети с дискинетической формой ДЦП вполне обучаемы и способны к нормальной жизни в социуме.

Атаксическая форма

Атаксическая форма детского церебрального паралича проявляется пониженным мышечным тонусом и сильными сухожильными рефлексами. Очень часто встречаются различные нарушения речи, вызванные парезом голосовых связок и мышц гортани, трахеи и т.д.

классификация по МКБ

Признаки атаксической формы ДЦП — довольно четкие:

  • сниженный тонус мышц;
  • дрожание конечностей;
  • нарушение произвольных движений и речи.

Такие дети, как правило, страдают умеренной умственной отсталостью.

Смешанные формы

Смешанные формы детского церебрального паралича проявляются сочетанием нескольких вариантов заболевания, которые вызваны повреждением различных структур головного мозга. Наиболее часто выявляется сочетание спастической и дискинетической форм ДЦП, гемиплегической и спастической диплегии.

Особенности детей с ДЦП

Ведущая причина детского церебрального паралича – это изменение нормальной структуры головного мозга, а основными симптомами являются различные расстройства двигательной сферы. Расстройства движений основаны на нарушении передачи сигнала от головного мозга к мышцам, и на сопутствующем патологическом состоянии мышечных групп (повышенный или пониженный тонус).

Сложности развития детей с детским церебральным параличом обусловлены большими трудностями при выполнении ими координированных и сложных движений. Особенности детей с ДЦП обусловлены двумя основными факторами:1.

Любые движения ребенка с ДЦП являются замедленными. Это создает почву для формирования диспропорций между развитием мышления и представлением об окружающем пространстве. Дело в том, что абстрактные знания и навыки логического мышления могут формироваться у ребенка с ДЦП вполне нормально, без каких-либо задержек.

гиперкинетическая и гимипленическая формы

А вот представления об окружающем пространстве могут формироваться правильно только в условиях постоянного совершения ребенком движений, в ходе которых вырабатывается мышечная память и стереотипы, а также развиваются определенные функции мозга.

Другая особенность детей с ДЦП заключается в измененной умственной работоспособности, то есть даже на фоне нормального интеллекта ребенок способен заниматься меньший промежуток времени, усваивает меньший объем информации в единицу времени, по сравнению со здоровым сверстником.

Из-за данной особенности дети с ДЦП в 70% случаев имеют задержку психического развития. Интеллект таких детей может быть разным — как нормальным, так и резко сниженным, вплоть до выраженной дебильности.

Эмоциональная сфера детей с ДЦП имеет следующие особенности: ранимость, сильная впечатлительность, привязанность к опекунам и родителям. Основная причина задержки и нарушений психического развития детей с ДЦП — в недостаточности мышечной работы (невозможность участия в подвижных играх и т.д.

) и ограничении контактов со сверстниками из-за трудностей речевого общения. Дети с ДЦП имеют расстройства речи, обусловленные нарушением тонуса мышц, принимающих непосредственное участие в произношении звуков.

Некоторые формы ДЦП настолько «деформируют» личность, что ребенок может стать замкнутым, озлобленным, агрессивным (без видимых на то причин). Однако неверно было бы списывать все только на форму болезни.

Очень важную роль в формировании характера ребенка играют его родители. Если они настроены позитивно, беззлобно, поощряют достижения чада, то вероятность получить агрессивного ребенка сведена к минимуму.

Стадии болезни

В медицине выделяют три стадии недуга. Первая (ранняя) начинается примерно в возрасте 3-5 месяцев, начальной стадией называют болезнь, выявленную в возрасте от полугода до 3 лет, о поздней стадии говорят, если ребенку уже есть 3 года.

Задачи лечения и реабилитации

грудничок с дцп

Лечение ДЦП направлено на устранение двигательных нарушений, речевых дефектов и коррекцию психического развития ребенка. Двигательные расстройства ребенка с детским церебральным параличом подвергаются коррекции за счет постановки правильного мышечного стереотипа, закрепления позы и т.д.

Помимо симптоматических методик, направленных на развитие двигательных навыков и ускорение психического и умственного развития, в лечении обязательно применяется терапия основного заболевания, которое и привело к ДЦП.

На сегодняшний день не существует универсальных методов лечения ДЦП. Прекрасные результаты дают следующие методы:

  • лечебная физкультура;
  • сеансы массажа;
  • медицинские препараты, направленные на нормализацию мышечного тонуса (например, Баклофен, Мидокалм, Диспорт и т.д.).
  • метод Войта;
  • Бобат–терапия;
  • нагрузочные костюмы «Адели» и «Гравистат»;
  • пневмокостюм «Атлант»;
  • логопедические методики;
  • вспомогательные устройства (например, ходунки, кресло, вертикализаторы, велосипеды, тренажеры и т.д.).
Предлагаем ознакомиться:  Перегрев ребенок 1 год

Если патологические изменения структуры мышц не удается исправить вышеперечисленными методами, то прибегают к хирургическому лечению. Хирургические вмешательства обеспечивают выполнение пластики сухожилий и мышц, что возвращает тканям нормальную форму и структуру.

Также хирургически удаляют контрактуры. Если есть возможность исправить нарушения в тканях нервной системы, то проводятся нейрохирургические вмешательства, например, стимуляция спинного мозга, удаление пораженных участков и т.д.

Совместно с вышеперечисленными методиками можно применять санаторное лечение и анималотерапию — использование животных в лечении (например, лошадей). Это позволяет улучшить эффективность предпринимаемых мер.

В России часто применяют для лечения ДЦП медикаменты, которые улучшают кровообращение в головном мозгу (например, Церебролизин, Актовегин, Глицин и т.д.). Также используются антиоксиданты, биологически активные добавки, препараты, влияющие на тонус сосудов, и даже стволовые клетки. Все эти препараты и методы не имеют доказанной эффективности для лечения ДЦП.

ДЦП необходимо начинать лечить как можно раньше, поскольку состояние ребенка может ухудшаться из-за постепенного развития ортопедической патологии. Это могут быть искривления позвоночника (кифозы, сколиозы), дисплазия бедренного сустава, плоскостопие и т.д.

В итоге приходится лечить не только ДЦП, но и исправлять приобретенные ортопедические нарушения, надевая лангеты, шины и распорки. Дисплазия бедренного сустава чревата развитием хронических вывихов и подвывихов, которые можно устранить только путем хирургической операции.

Правильно подобранная терапия направлена на решение следующих задач:

  1. Необходимость побудить маленького пациента к развитию навыков передвижения, самообслуживания, движения рук и ног;
  2. Предотвращение развития контрактур (сгибания конечностей), нарушения осанки;
  3. Создание необходимых условий для психического развития ребенка, приобретения им речевых, письменных и социальных навыков.

Терапия, позволяющая частично восстановить двигательную активность, должна быть комплексной, включающей в себя различные способы лечения и коррекции. Выбор того или иного метода осуществляет врач.

Питание

Признаки ДЦП у новорожденного в первые 3 месяца

Правильное питание очень важно для ребенка с ДЦП, поскольку у многих малышей с таким диагнозом имеются сопутствующие патологии внутренних органов, полости рта. Наиболее часто страдает пищеварительная система.

Из рациона детей с таким диагнозом полностью устраняют кофе и газированные напитки, копченую рыбу и колбасу, консервы и маринованные продукты, а также острые и соленые блюда.

Другие методы

Очень хорошие результаты показывает лечение детей с ДЦП с помощью домашних животных. Анималотерапия (это международное название метода, не всегда используемое в России) позволяет ребенку быстрее социализироваться, стимулирует интеллектуальные и умственные функции.

Если у родителей и детей нет возможности пообщаться в живую с такимим животным то на помощь придет иппотренажер, на котором все движения монотонны, одинаковы.

Работа с детьми с ДЦП

С детьми, больными ДЦП, необходимо работать педагогам и врачам, для достижения максимальных положительных результатов. Работа начинается с раннего возраста. Дети от 1 года до 3 лет посещают занятия, на которых они обучаются говорить, выполнять повседневные простые действия, получают навыки самообслуживания и развивают способы взаимодействия со сверстниками.

В работе с детьми, больными ДЦП, огромное внимание уделяется развитию речи и стереотипам поведения в социуме. Каждый ребенок с ДЦП нуждается в индивидуальном подходе, который учитывает форму патологии, возраст, имеющиеся навыки и т.д.

Обучение детей проводится в форме игры, которой руководит взрослый человек, направляя действия ребенка в нужное русло. При этом за движениями ребенка тщательно наблюдают, неправильные и патологические останавливают, а правильные и нужные — напротив, поощряют.

Для развития правильных моторных навыков у детей с ДЦП применяются специальные устройства, предназначенные для поддержки головы в нужной позе, удержания туловища, рук и ног. В этом случае ребенок тренирует и развивает артикуляцию, зрительную коррекцию движений и реакции в ответ на изменения в окружающем пространстве.

Массаж и ЛФК

Курсы

при ДЦП начинают проводить детям с возраста 1,5 месяцев. Успешно применяются классический массаж, сегментарный, точечный, с жидким азотом (криомассаж) и методика по Манакову. Массаж должен проводить только специалист, который может адекватно оценивать тонус мышц, степень воздействия, частоту сеансов и т.д. Родителям не рекомендуется самостоятельно делать массаж ребенку с ДЦП.

Лечебная физкультура при детском церебральном параличе обязательно включается в комплекс терапии, причем она должна быть систематической и регулярной. Комплекс упражнений и их сложность устанавливается для каждого ребенка индивидуально, с учетом всех его особенностей, возраста, уровня умственного развития и течения заболевания.

Дети с ДЦП обязательно должны выполнять следующие физические упражнения:

  • растяжка;
  • расслабление мышц и уменьшение тонуса;
  • увеличение амплитуды и диапазона мышечных движений различных частей тела;
  • укрепление мышц, участвующих в движениях различных частей тела;
  • упражнения на выработку выносливости мышц;
  • тренировка нормального мышечного стереотипа для постановки правильной ходьбы;
  • тренировка равновесия путем хождения по наклонным плоскостям;
  • упражнения на увеличение силы мышц.

Методики лечения ДЦП

Совместно с сеансами массажа, применяются методы лечебной физкультуры. Например, ходьба на беговой дорожке перед зеркалом, в котором отражаются все движения, позволяет корректировать их, исправлять и формировать правильный мышечный навык.

Правильные движения нижних конечностей вырабатываются на специальном велосипеде, в ходе занятий на котором ребенку фиксируют руки, спину и ноги в нужном положении. Если ребенок очень плохо двигается, то ему помогают ходунки. Вестибулярный аппарат тренируется прыжками на батутах.

Рефлексы новорожденных в норме

Также успешно применяется бальнеотерапия, то есть водолечение в бассейнах. В воде вес тела становится меньше, ребенку легче двигаться. Сначала он вырабатывает мышечный стереотип ходьбы в бассейне, после чего ему относительно легко начать ходить и по земле.

Очень часто дети с ДЦП научаются плавать, а только после этого становятся в состоянии ходить. Водные процедуры и купание завершается процедурой гидромассажа, которая эффективна, полезна и доставляет удовольствие ребенку.

Хорошими эффектами в лечении ДЦП обладает грязелечение, которое позволяет оказывать стимулирующее воздействие на нервные клетки, улучшая чувствительность ребенка. Теплые грязевые обертывания отлично помогают снять повышенный мышечный тонус.

Гипертонус эффективно понижается и нормализуется при помощи электрофореза. В принципе приемы физиотерапии оказывают хорошие лечебные эффекты, и позволяют достичь прекрасных результатов у детей с ДЦП.

Для создания условий для нормального психического развития необходимо пройти курс логопедического массажа, и пропить соответствующие препараты. Помощь логопеда ребенку с ДЦП — жизненно необходима, потому что повышенный тонус мышц языка и голосовых связок не дает малышу произносить звуки и, соответственно, разговаривать.

Вышеперечисленные методики используются регулярно, в среднем по 2 – 3 раза в год. Курс состоит из 35 – 40 занятий.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Про детей
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector