Сенсорное развитие ребенка от 1-3 лет

Основные понятия для раннего возраста

Ранний возраст — это период развития малыша от 1 года до 3 лет. И в каждый промежуток этого времени ребенок должен получать новые знания и навыки.

Маленькие дети до двух лет должны различать основные цвета, уметь собирать и разбирать пирамидку, уметь проводить карандашом простые линии.

Детки постарше в возрасте 2-3 лет должны распознавать больше цветов, знать простые фигуры – квадрат, круг, треугольник. Также они должны собирать пирамидку побольше, складывать кубики и разрезанную картинку с простым рисунком, рисовать линии в разных направлениях.

К 3-4-летнему возрасту малыши должны научиться различать следующие основные цвета, размеры предметов, звуки музыкальных инструментов (барабан или дудочка), основные звуки и запахи.

Период от рождения до 1 года является своеобразным фундаментом или зачатком, от которого зависит дальнейшее развитие органов восприятия.

Зрение

Развитие зрительного восприятия у детей представляет собой сложный процесс, зависящий даже от течения беременности и правильности проведенных родов.

опасноЕсли ребенок перенес родовую травму, гипоксию головного мозга, различные неврологические заболевания, связанные с кислородным голоданием внутриутробно, а затем получал более суток кислородную терапию, то существует вероятность развития у малыша такого грозного осложнения, как ретинопатия – различная степень несостоятельности сетчатки и даже ее отслойка.

Кислород обладает токсическим воздействием на зрение, но иногда лечение им рассматривается по жизненным показаниям и отказаться от него невозможно.

Сенсорное развитие ребенка от 1-3 лет

Выявление подозрения на ретинопатию требует обязательной консультации офтальмолога с рассмотрением вопроса о лечении глазок вашего карапуза.

У здоровых малышей зрение также имеет ряд особенностей:

  1. В первые дни жизни малыш редко открывает глазки, потому что яркое освещение для него не очень приятно.
  2. Затем он начинает воспринимать мир в виде размытой картинки, где существуют только три-четыре цвета: желтый, красный, синий и зеленый. Ближе к полугоду он различает еще черный, коричневый и белый.
  3. Предметы и образы воспринимаются плоско, а не в виде объемной картинки.
  4. Также для детей до 3 месяцев характерна физиологическая близорукость (они видят предметы только на небольшом расстоянии), затем острота зрения улучшается и к году ребенок видит на расстоянии одного метра.
Предлагаем ознакомиться:  Новорожденный ребенок после родов

Слух крохи до годика также несовершенен. Он нечувствителен к восприятию фоновых звуков, плохо слышит тональности, но достаточно хорошо воспринимает речь. Со временем, ближе к году, малыш становится более чувствительным и тонко слышащим.

Вкус и обоняние также искажены. Есть предположения, что малыш приписывает вкусовые качества еде благодаря ее цвету, а запахи улавливает только те, которые идут от матери и молока, но ближе к году восприятие становится более полномасштабным.

Как происходит сенсорное развитие ребенка

Сенсорные способности (зрение, обоняние, слух) развиваются постепенно. Малыши с удовольствием наблюдают за движением мобиля над кроваткой, делают хватательные движения, реагируют на яркие игрушки и громкие звуки.

От года до трех дети начинают различать игрушки, называть их. У малышей появляются любимые продукты и предметы одежды. С 4-летнего возраста ребенок уже может понимать, как связаны вещи и события, за что его ругают или хвалят.

К сенсорному восприятию относятся зрительные, обонятельные, слуховые, вкусовые и осязательные ощущения.

Сенсорное развитие дошкольников

информацияОт 2 до 4 лет ребенок направляет свой интерес на изучение формы, объема, размера, свойств, соотношения между собой предметов и явлений.

Это маленький почемучка, которого интересует абсолютно все, что происходит вокруг, с обязательным приставанием к маме или папе с расспросами «почему?», «зачем?», «где?» и т.п.

Зрение

Зрительное восприятие у малыша все больше зависит от подачи образов взрослыми, характеристик и эмоциональной составляющей. Тогда чадо понимает, что именно он видит и уже знает, что от него хотят родители.

В 4 года ребенок уже знает названия всех цветов, умеет их отличать, а особо развитые детки отличают еще и оттенки. Более правильной становится координация движений, привязанная к зрению, благодаря чему ребенок может складывать легкие паззлы, башни из кубиков, конструкторы и пирамиды.

Слуху трехлетки уже подвластны и тональность, и голоса, и фоновость. Он с удовольствием разучивает песенки, узнает любимые мелодии, подпевает, подтанцовывает, выбивает в ладоши ритм.

Сенсорное развитие детей дошкольного возраста представляет собой закрепление ранее полученных знаний с дальнейшим их качественным улучшением.

дополнительноДети полноценно воспринимают цвета, звуки, вкусовые характеристики, запахи, но осязание еще продолжает развиваться, так как не все дети аккуратны и скоординированы в своих движениях.

Предлагаем ознакомиться:  Вес ребенка в 1 год 3 месяца

Ближе к 7 годам сенсорные системы ребенка уже практически не отличаются от таковых у взрослых. Но обязательно следить за гигиеной всех анализаторов, чтобы не вызвать их заболевания.

Игры с малышами от 1 до 2 лет

Для занятий с самыми маленькими следует подготовить яркие кубики, шары, пирамидки, желательно однородные по цвету и простые по форме.

Вместе с ребенком надо раскладывать предметы, называя их цвет и форму, а потом просить малыша выбрать определенный предмет.

Медленно собрать и разобрать пирамидку и предложить малышу сделать то же самое.

Для занятий по осязанию можно дать крохе потрогать кубик, мягкую игрушку, мочалку, камень, а потом с закрытыми глазами угадать эти предметы на ощупь. Разные игрушки можно сложить в непрозрачный пакет или наволочку и вместе с ребенком на ощупь искать нужный предмет.

Используют и мешочек из яркой ткани. В него кладут несколько мягких и резиновых игрушек, другие предметы. Малыш должен засунуть руку в мешочек и определить не глядя, что там лежит. Потом достаем игрушку из мешочка и смотрим, угадал ребенок или нет.

Детям первого года жизни полезно массировать стопы для того, чтобы кровь приливала к ним, ребенок быстрее научится ходить. Для малышей от 10 месяцев используются небольшие коврики с разной шершавой или мягкой меховой поверхностью.

Развивать слух помогут игрушечные музыкальные инструменты: дудочка, барабан, ксилофон. Ребятам очень нравится издавать новые музыкальные звуки. Дети в 1,5 года уже могут дуть в дудочку, это полезно и для активизации органов речевого аппарата.

Возможные нарушения

Не стоит забывать, что нарушения функционирования анализаторов – частая проблема детей, которая может коснуться любого.

важноЕсли вы заметили, что ваш малыш имеет отклонения от тех стандартов развития, о которых было упомянуто выше, незамедлительно стоит обратиться за помощью к специалистам.

Предлагаем ознакомиться:  Как уложить ребенка трех лет спать

Ведь заблаговременная ликвидация источника заболевания и связанных с ним проявлений патологии – залог успешного разрешения многих проблем. Так, при развивающемся у ребенка косоглазии проблему можно кардинально скорректировать в очень сжатые сроки, если вовремя заметить «плавающий» глазик.

Игры и упражнения для развития способностей к осязанию

Самый распространённый в учебных заведениях и домашних условиях вид обучения детей — развивающие игры. С энтузиазмом воспринимаемые детьми, они являются основой успешного роста.Игр, позволяющие детям рост способностей сенсорики, существует достаточно много, что позволяет выбрать развивающую игру для каждого ребёнка.

Для развития осязания, зрения, умения отличать и сравнивать ребенку предлагается нанизывать на стержень кольца различного размера:

  • дети до 2 лет собирают такие пирамидки непоследовательно;
  • дети от 3 лет на дно укладывают более широкие кольца, а на верхушки те, которые меньше по диаметру;
  • детям 4 лет не составляет труда нанизывать колечки в виде цветов радуги, при этом они называют, какой цвет идет следом за каким.

Можно также выбирать игрушки с наполнителями в виде мелких шариков, песка и т.п. – это массирует пальчики малыша и вызывает его интерес к познанию.

  • Зрение, образность мышления, осязание развивает также раскладывание по кучкам сходных и отличающихся предметов, вещей взрослого и ребенка.
  • Слух поможет развивать чтение сказок с акцентом на смену интонаций, голосов, а также прослушивание музыки и песенок.
  • Отличать вкусы малышу поможет забавная игра с закрыванием глаз и угадыванием на вкус, какой продукт мама положила в рот. То же самое касается и обоняния.

Развитие восприятия каждого ребенка – это индивидуальный процесс и мудрый подход родителей к этому долгому его становлению гарантирует гармоничность развития малыша без ограничений в его жизнедеятельности.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Про детей
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector