Самомассаж для детей — Играйте с детьми!

— Рекомендации к проведению самомассажа

______

Самомассаж – одно из средств профилактики и коррекции речи детей.

Под воздействием несложных массажных упражнений достигается нормализация мышечного тонуса, происходит стимуляция тактильных ощущений, а также под воздействием импульсов, идущих в коре головного мозга от двигательных зон к речевым, более благотворно развивается речевая функция.

Дети с речевыми нарушениями испытывают значительные трудности в овладении техникой письма. При переходе от устной речи к письменной явно видны недостатки развития речи, тонких дифференцированных движений рук, графомоторных навыков.

У детей дошкольного возраста еще недостаточно развиты мышцы кисти, еще не закончено окостенение запястья, фаланг пальцев, поэтому самомассаж необходимо проводить в это время, так как это наиболее благоприятный период для развития ручной умелости и графомоторных навыков, а мускульная память в этом возрасте очень цепкая.

Важно отметить, что самомассаж обеих рук благотворно влияет на развитие речевых зон в двух полушариях головного мозга, а это служит страховкой от потери речи в случаях травм черепа. Психоневрологи советуют всю интеллектуальную нагрузку ребенку давать только на фоне «разогретых рук».

При проведении самомассажа используют ряд приёмов: поглаживание, растирание, легкое поглаживание, надавливание, пощипывание, сгибание, разгибание пальцев.

Самомассаж рекомендуется выполнять 2-3 раза в день по 5-10 минут в старшем дошкольном возрасте, используя 3-5 упражнений, между которыми следует проводить расслабление мышц. Каждое упражнение выполнять 8 раз: 4 раза для правой и 4 раза для левой руки.

Выполняется самомассаж только чистыми, сухими теплыми руками, с коротко остриженными ногтями. Противопоказания: лихорадочные состояния, воспалительные процессы, конъюнктивиты, заболевания кожных покровов и головы, увеличенные лимфоузлы.

Очень много упражнений проводится с использованием нетрадиционных материалов. Используются упражнения: катание грецкого ореха, ребристого карандаша, прищепки, бигуди и т.д. Можно использовать аппликаторы Ляпко, Кузнецова, массажеры Су Джок. В качестве одного из приемов самомассажа используются комплексы артикуляционных упражнений.

Вас может заинтересовать статья о самомассаже шеи.

______

Использование детского самомассажа на физкультурных занятиях

Выбирая технологии здоровьесбережения для работы с детьми, основываясь на медицинских показаниях, возрастных особенностях и диагностике физического развития детей, я пришла к выводу, что игровой самомассаж вполне уместен в водной и заключительной части физкультурных занятий, а также между выполнением определенных основных движений для снятия напряжения.

Самомассаж позволяет усилить эффект занятия положительными эмоциями, вызвать интерес к заботе о личном здоровье, формировать привычку здорового образа жизни.Важно научить детей выполнять массирующие движения мягко, без усилий, слегка поглаживая, иди легко надавливая на части тела, в направлении от периферии к центру.

Приемы массажа

  • надавливание
  • поглаживание
  • постукивание
  • разминание
  • растирание
  • прищипывание

Образовательное направление

  • усвоение правил выполнения самомассажа
  • владение простейшими проемами самомассажа

Оздоровительное направление

  • улучшение кровообращения
  • улучшение обменных процессов
  • укрепление свода стопы
  • положительное влияние на центральную нервную систему
Предлагаем ознакомиться:  Истерики у ребенка 2 года по ночам

Воспитательное направление

  • побуждение активности
  • развитие творческих способностей
  • развитие положительных эмоций

Массаж стоп

  • сжимание и разжимание пальцев ног
  • ходьба по массажным коврикам
  • ходьба по ребристым дорожкам
  • ходьба на носках, на пятках

Массаж пальцев и ладоней

  • вытягивание каждого пальца с легким надавливанием
  • легкое растирание каждого пальца без скручивания (как бы надевая колечко)
  • различная пальчиковая гимнастика
  • растирание ладоней
  • хлопки в ладоши

Массаж рук

  • поглаживание рук от кистей к плечам
  • постукивание рук от кистей к плечам
  • растирание предплечий

Массаж ног

  • поглаживание от стопы к бедру
  • похлопывание от стопы к бедру

Массаж спины

  • при помощи гимнастической палки
  • используя дружескую помощь

Массаж тела

  • пощипывания за бока
  • поглаживание живота легкими круговыми движениями по часовой стрелке
  • поглаживание центральной линии груди движениями снизу вверх

Массаж головы

  • поглаживание головы руками сверху вниз

! Массаж лица на физкультурных занятиях недопустим, так как руки детей могут быть не чистыми.

Массаж рук, пальцев

Цель: научить детей самостоятельно согревать руки в холодное время года, снимать напряжение рук и пальцев, способствовать улучшению кровообращения, развивать мелкую моторику.Самомассаж «Добываем огонь»Каждому понадобится отшлифованная деревянная палочка, для детей младшего и среднего возраста палочки лежат на виду, для старших детей палочки спрятаны, их сначала надо найти;

энергично крутим палочку между ладонями, чтобы стало горячоВзяли палочку в ладоньБудем добывать огонь,Сильно палочку покрутим –И огонь себе добудем.Самомассаж «Мы погреем наши ручки»Младший и средний возраст просто растирают ладони, чтобы стало горячо, старший возраст начинают растирать ладони с мизинцев, постепенно включая все пальцы, затем растирают ладони, чтоб было горячо, затем разводят ладони, стараясь почувствовать между ними «теплый шар»Ой-ё-ёй, ой-ё-ёй!

Как же холодно зимой,Чтобы нам не заболетьНадо ручки растеретьСамомассаж «Колобок»Младший и средний возраст имитируют движения в плоскости, старшие дети начинают в плоскости, заканчивают кончиками пальцев, как будто колобок между ладонями, несколько раз меняя направление движенияТесто в руки мы возьмемИ катать его начнемПолучился КолобокКолобок – румяный бок

Самомассаж «Очень весело живем»Проводится в конце физкультурного занятия; руки подняты вверхКрепко кулачки сожмем,А потом их разожмемРазожмем и сожмемОчень весело живем!Самомассаж «Наши ручки отдохнут»Проводится после упражнений в метании, лазании по гимнастической стенке;

поддерживая в запястье одну руку другой, слегка ее потрястиОх, устали наши ручкиРучку ручкой мы возьмемЧтобы ручки отдохнулиРучкой ручку потрясемСамомассаж «Где же ручки»Проводится после упражнений в ползании, лазании;

Массаж спины

Цель: расслаблять мышцы спины, улучшать кровообращение, оказывать помощь друзьямСамомассаж «Веселый дождик»Дети встают в круг друг за другом, так, чтобы было удобно выполнять манипуляции на спине впереди стоящего.

Сначала похлопывают ладошками, потом постукивают пальцами, поколачивают кулачками, в конце поглаживаютДождик вышел на прогулкуКап, кап, кап,Побежал по переулкуКап, кап, кап,Дети дома посидитеКап, кап, кап,И гулять не выходитеКап, кап, капВот, когда уйду, тогаВыходите все сюда.

Предлагаем ознакомиться:  Чем занять ребёнка дома в 4 года

Самомассаж «Два веселых гуся»После подвижной игры «Найди себе пару», двое детей делают массаж спины друг другу по очереди, массаж выполняется одновременно двумя руками, дети младшей и средней группы просто тыкают пальчикам, дети старшей и подготовительной группы выполняют прищипы, что позволяет «массажисту», помимо мелкой моторики, развивать координацию движений.

Два веселых гусяВышли на лужокТравку щипалиВесело кричалиГа-га-га, га-га-гаС последними словами дети меняются местамиСамомассаж «Черепаха»Выполняется в парах, сначала легкое похлопывание ладонями по спине сверху вниз, потом энергичное пощипывание от поясницы вверх по спине

Шла купаться черепахаИ кусала всех со страха:Кусь-кусь-кусь,кусьНикого я не боюсь.С этими словами быстро повернуться и испугать партнёра «У!» и медленные вибрирующие движения кистями рук.Изобразить испугПоменяться местами

Самомассаж «Про лягушат»Выполняется из построения в круг, сначала похлопывание ладонями по спине вверх и вниз,затем пощипывание рук от локтевых суставов к плечам, после легкое постукивание кулачками по спине, в конце замирают, изображая крышу над головой.Дождик, дождикПуще, пуще,Будет праздник у лягушек,Грянул громБом-бом!Все лягушки быстро в дом.

Массаж стоп

Цель: осуществлять профилактику плоскостопия, укреплять свод стопы, улучшать кровообращение, развивать мелкую моторику пальцев.Самомассаж «Козленок»

Сначала дети младшего и среднего возраста подпрыгивают на месте, дети старшего возраста переступают не отрывая носков от пола на месте, затем младшие садятся на пол и поглаживают ноги ладонями от стопы вверх, старшие выполняют растирание из положения стоя, после поочерёдно вытягивают вперёд то одну, то другую ногу и вращают ступнями в стороны, младшие при помощи рук. В конце выполняют подскоки на месте.

Козлик быстро поскакалИ нечаянно упалПодвернул козленок ножкуСел и плачет на дорожкеЯ скажу вам всем известноБез игры не интересноНадо козлику игратьИ с козлятами скакать

Цель: усилить эффект занятия положительными эмоциями, вызвать интерес к заботе о личном здоровье, усилить кровообращение, улучшить обмен веществСамомассаж «Петушок»Дети строятся в круг, выполняют предложенные поглаживающие движения, в младшем и среднем возрасте повторяют за инструктором по физкультуре, в старшем- самостоятельно.

Мы слепили петушкаНе раскрашен он покаКраски яркие возьмемИ раскрашивать начнем.Золотым раскрасим гребеньЖелтым крылья и животКрасным спинку мы раскрасимВстав друг к другу в оборотВот дошло до ножек делоБудем красить ножки смелоА теперь нам надо хвостРазукрасить в семь полосВсе старались, не ленилисьВот какие получилисьУ ребяток петушкиЗолотые гребешки.

Самомассаж на физкультурных занятиях

______

______

______

1) Играем в «пуговичное море». Предлагаем ребенку опустить руки в коробку, поводить ладонями по поверхности пуговиц, захватить пуговицы руками, чуть приподнимая и разжимая руки.

2) Предлагаем малышу погрузить руки глубоко в «пуговичное море» и поплавать в нем, попробовать перетереть пуговицы между ладонями, набрать их в горсть и пересыпать их из ладошки в ладошку одной рукой, затем другой, потом обеими («переливать водичку»).

Предлагаем ознакомиться:  Меню и питание ребенка в 2 года

3) «Ищем ракушки». Предлагаем ребенку захватить «щепотку» пуговиц, отпустить, вытянуть самую большую, маленькую, круглую, квадратную и т.д.

4) «Ловим рыбку». Можно использовать пуговичный массаж и для стоп, выполняя круговые движения, глубоко погрузиться пошевелить пальцами, захватить пальцами и «выловить» из «пуговичного моря» красную или синюю «рыбку» и т.д.

5) «По дорожкам, по тропинкам» — хождение босыми ногами по пуговичным коврикам, дорожкам.

https://www.youtube.com/watch?v=DXC5ACACDHk

6) «Пуговки перебираем и стихи мы повторяем» — перебирать нанизанные на шнурок пуговицы пальцами с проговариванием стихотворений, чистоговорок и т.п.

Благодаря такому массажу мы активируем так называемый «мануальный интеллект», стимулируя кончики пальцев рук, ног, ладони и ступни. Таким образом, происходит активизация сенсорно-моторных функций, необходимых для успешного взаимодействия с окружающим миром. Массаж кистей и стоп также активизирует жизненно важные центры организма.

______

a) «Ушки – непослушки»Есть у нас ушки, ушки — непослушкиМы щипаем их и гладимНаши ушки – непослушки

b) «Щечки – мягкие комочки»А вот и щечки – мягкие комочкиИх похлопаем ладошкойВот так, вот такА потом погладимНаши щечки мягкие – комочки.

a) «Ручки – хватучки»У нас есть ручки, ручки – хватучкиВсе подряд они хватают, хватают, хватают –ручки – хватучки.

b) А следующие упражнения применяют в НОД по рисованию, лепке. Карандаш между ладонями, катаем вверх, вниз.Чтобы детям было интересно, это движение выполняем под любое детское стихотворение или потешку.

c) Руку на стол или на коленку, пощипываем тыльную сторону ладони под слова детской песенки:Вышла курочка гулятьСвежей травки пощипатьВот так, вот так – свежей травки пощипать.

d) Руки вытянуть вперед, сжимаем и разжимаем кулачки:Мы писали, рисовалиНаши пальчики усталиМы немножко отдохнемРисовать опять начнем.

e) С шишками: между ладонями круговыми движениями под детскую считалочку:Три медведя шли по лесуПапа, мама и сынокПапа, мама шли быстрееИх сынок догнать не мог.

1) Для тела:Дети встают парами, один ребенок поворачивается спиной.

a) Под слова:Дождь, дождь! Надо нам, расходиться по домам.(Хлопки ладонями по спине)

b) Под слова:Гром! Гром! Как из пушек!Нынче праздник у лягушек.(Поколачивание кулачками по спине)

c) Под слова:«Град! Град! Сыплет градВсе под крышами сидят»(Постукивание пальчиками по спине) .Затем пары меняются местами.

1) Для ног:Хождение по дорожкам из пуговиц, пробок; катание шишек; захват пальцами ног мелких предметов; покрутится на пяточках, на носочках и многое другое.

Возможно, вас заинтересует статья о принципах общения с детьми.

Материал подготовлен Дилярой специально для agydar.ru

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Про детей
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector