Ребенок не спит днем стоит ли бить тревогу?

Всегда ли необходим дневной сон ребенка после года?

  • Слишком долгий период ночного сна, который затягивается до полудня. 
  • Нарушения работы нервной системы. 
  • Элементарное несоблюдение режима дня и сна родителями. 
  • Смена часовых поясов в результате переезда. 
  • Нервное перевозбуждение, связанное с чрезмерно активными играми в первой половине дня. Эмоционально перенапряжение. 
  • Врожденная гиперактивность, связанная с перинатальными патологиями. 
  • Соматические заболевания, которые, возможно скрыты и проявляются беспокойством и нежеланием засыпать днем.

Суточные нормы сна для детей таковы: 

  • Новорожденные малыши должны спать не менее 15-16 часов в сутки. 
  • Дети от 1-года до 3-х лет – не менее 13-14-ти часов в сутки. 
  • Дети от 3-х до 7-ми лет — не менее 12-ти часов в сутки.

Малыши, которые только появились на свет, спят много и часто, их сон называют полифазным. Новорожденным положено засыпать до 10 раз в день, дети до полуторагодовалого возраста помимо ночного сна должны спать дважды в дневное время, и только после 2-х лет ребенку можно спать днем один раз не менее1,5 часа. То есть после каждых активных шести часов нужен полноценный отдых в виде сна.

Кроме того, что существует проблема с дневным засыпанием, когда ребенок плохо спит днем, также явным нарушениям является и чрезмерно длительный дневной сон. Безусловно, это в какой-то мере удобно для родителей, когда неугомонное чадо затихает на три-четыре часа, но последующее пробуждение часто сопровождается капризами, раздражительностью со стороны малыша и явным нежеланием засыпать вовремя, когда наступает вечер.

  • Нарушение дневного сна у совсем маленьких детей мало чем отличаются от ночных нарушений. Основные рекомендации по восстановлению сна новорожденных таковы: 
  • Нужно приучать маленького ребенка к определенным ритуалам, которые регулярно выполняются перед сном, будь он дневным или ночным. Это может быть колыбельная песня, укачивание, ласковая фраза. Постепенно, даже не осознавая смысла этих ритуалов, малыш привыкает к ним и у него формируется привычка засыпать при наличии этих сонных «мотиваторов». 
  • Нельзя за час до сна использовать активные формы игр, разговоров, также нужно по возможности исключить явные раздражители – громкую музыку, резкие запахи, яркий свет. 
  • Пробуждение также должно быть режимным, чтобы организм ребенка привыкал отдыхать за определенный период.

Результаты различных наблюдений и исследований педиатров и родителей однозначно указывают на то, что хороший дневной сон ребенка способствует более эффективной и длительной концентрации внимания, благотворно воздействует на психическое состояние малыша.

Выспавшийся ребенок спокоен, склонен развлекаться самостоятельно, нуждается в минимуме постороннего внимания. Столь благотворным воздействием отмечается не только лишь дневной сон в младенчестве, но также и дневной сон ребенка после года.

Бессмысленно надеяться, что ребенок, не спавший днем, легче заснет вечером или дольше проспит ночью. Скорее произойдет совершенно обратное: перевозбудившийся ребенок долго не может вечером уснуть, а ночью спит беспокойно, что объясняется результатом переутомления нервных клеток.

На самом деле, только в младенческом возрасте можно быть уверенными, что малыш спит столько времени, сколько он хочет. Буквально к 2 годам психика ребенка серьезно усложняется, и длительность и качество сна может сокращаться из-за беспокойства, возбуждения, страхов и других причин.

В случае постоянного недосыпания, вне зависимости от его причин, существенно снижается способность ребенка обучению, отрицательно сказывается на работе иммунной системы, а также на поведении – малыш становится раздражительным и капризным.

Все это ставит перед родителями важную задачу – организовать правильно дневной сон ребенка, что позволит обеспечить его нормальное интеллектуальное и физическое развитие, а кроме того, нормальную жизнь всем членам семьи, что немаловажно.

С одного до двух лет лучше все-таки сохранять наличие дневного сна в режиме малыша. После двухлетнего возраста, многие детки от дневного сна отказываются, а мамы зачастую видят в этом настоящую проблему.

Ведь тогда родители лишаются пары-тройки свободных часов в дневное время суток, позволяющих отдохнуть или заняться своими делами. Кроме того, беспокойство родителей вызвано капризностью и раздражительностью ребенка к вечеру, если он не поспал днем.

В дополнение ко всему этому, у многих из родителей имеется набор «правильных» установок, которых необходимо придерживаться в обязательном порядке. К примеру: «детки во сне растут» «сон – это здоровье», «маленькие детки должны днем спать».

Порой диву даешься, к каким только хитростям и приемам не прибегают мамочки, чтобы заставить своих шустрых двухлеток улечься днем в кроватку! И «зубы заговаривают», и торгуются с малышом, суля всевозможные блага, и на домашних качелях качают и на детской машинке «укатывают»!

Нормальные феномены

Прежде чем давать ответ на этот вопрос, следует коснуться нормальных феноменов, возникающих во время сна у детей.

Наиболее частым поводом для беспокойства родителей ночью является плач или «похныкивание» ребенка во сне. Служат ли эти звуки сигналом тревоги, следует ли немедленно подходить и успокаивать малыша? Врачи считают звуки во время сна вариантом нормы — это называется «физиологический ночной плач».

Предполагают, что таким образом находят выход дневные эмоции и впечатления малыша, вероятно, во время фазы сна со сновидениями. Кроме этого, физиологический плач несет «сканирующую» функцию: ребенок проверяет наличие родителей и возможность найти поддержку и успокоение.

Не получив подтверждения, он просыпается и плачет уже по-настоящему. Однако немедленное реагирование даже на негромкие ночные звуки со стороны ребенка может привести к ненужным сложностям. Малыш не получает возможности научиться справляться со своим ночным одиночеством самостоятельно, самоуспокаиваться, соответственно и в дальнейшем он каждую ночь будет требовать внимания родителей. Способность самоуспокоения развивается уже у 60-70% детей в возрасте 1 года.

Другим поводом для беспокойства родителей являются ночные пробуждения малыша, во время которых требуется участие взрослых. Пробуждение ночью относят к нормальным элементам сна, оно происходит при воздействии каких-либо стимулов во время пребывания в определенных стадиях сна (дремота или сон со сновидениями).

Предлагаем ознакомиться:  Симптомы сальмонеллеза у детей и взрослых первые призанки эффективное лечение

Поскольку эти стадии сменяются с определенной периодичностью, называемой циклами сна (у грудных детей это 50-60 минут), то и возможности для пробуждения возникают несколько раз за ночь. Дети в возрасте 1 года пробуждаются в среднем 1-2 раза за ночь, затем, в большинстве случаев, тут же засыпают.

Часто родители обращаются к врачу по поводу вздрагиваний ребенка во сне (при этом назначаются разнообразные обследования, не выявляющие никакой патологии). В настоящее время установлено, что вздрагивания при засыпании и во время поверхностных стадий сна являются естественным феноменом, связанным с изменением нервной возбудимости в переходных функциональных состояниях (от бодрствования ко сну и между стадиями сна), их называют «гипническими миоклониями».

Сколько должен спать ребенок?

Правильный ответ на вопрос «сколько должен спать ребенок» может дать только сам малыш, потому как все это строго индивидуально. Нормальным явлением может являться и длительный сон ребенка, и совсем не продолжительный.

Если вы уверены, что ваша кроха не голодна, не мокрая, на свежем воздухе бывает достаточно, а в комнате, в которой спит, прохладно и свежо, тогда не беспокойтесь на этот счет и позвольте спать ребенку столько, сколько ему хочется.

Согласно исследованиям доктора Е.Комаровского, современная педиатрия принимает за норму, следующую среднесуточную потребность деток во сне, согласно их возрасту. И так, сколько должен спать ребенок:

  • 1. до 3-х месяцев ребенок должен спать 16–20 часов в сутки;
  • 2. 6 месяцев – порядка 14,5 часов сна в сутки;
  • 3. после года – 13,5 часов в сутки;
  • 4. в 2 года – примерно 13 часов в среднем;
  • 5. в 4 года – около 11,5 часов;
  • 6. в 6 лет – суточная потребность ребенка во сне снижается до 9,5 часов;
  • 7. к 12 годам достаточно и 8,5 часов сна в сутки.

Детки младше 3-х лет, которые спят в сутки меньше 12 часов – достаточно редкое явление. Такой ребенок обычно компенсирует недостаточность дневного сна ночным или наоборот. Когда продолжительность сна вашей крохи до рекомендованных норм явно не дотягивает, а малыш в то же время остается веселым, бодрым и любознательным, – это означает, у него несколько иные нормы.

Здоровенькие и сытые новорожденные спят, как правило, от кормления до кормления. Чем взрослее малыш, тем все меньше он спит. Обычно, младенец начинает сначала бодрствовать более длительное время во второй половине дня, примерно с 16-17 часов.

Затем количество подобных периодов растет, а его дневной сон становится двухразовым, дневной сон ребенка после года, как правило, одноразовый и длится порядка 2,5 – 3 часов. Годам к 3-4 некоторые детки спать днем отказываются вообще, но большинство все-таки сохраняет привычку дневного сна до 6-7 лет включительно.

Типичные расстройства сна

Теперь познакомимся с наиболее часто встречающимися расстройствами сна у детей грудного и раннего возраста.

Распространенность нарушений сна в этом возрастном периоде по научным данным составляет 15% — в каждой шестой семье малыш плохо спит. Чаще всего наблюдаются инсомнии — трудности засыпания и/или поддержания непрерывного сна ребенка в течение ночи.

Врачи разделяют инсомнии на первичные, где расстройство сна является основной проблемой и развивается само по себе, и вторичные — проблемы сна, отражающие наличие каких-либо заболеваний, чаще неврологических, так как функцию сна организует именно нервная система.

Например, в отечественной детской неврологической практике у детей первого года жизни при обнаружении нарушений нервной регуляции (изменение мышечного тонуса, повышенная возбудимость) часто ставится диагноз «перинатальное поражение нервной системы», соответственно, наиболее часто нарушения сна у этих детей связывают именно с патологией нервной системы.

В практике американских педиатров такой диагноз ставится в десятки раз реже, соответственно, и нарушения сна, возникающие в этом возрасте, рассматриваются не как вторичные, из-за патологии нервной системы, а как первичные, чаще всего обусловленные неправильным установлением режима сна младенца.

Если говорить о первичных нарушениях сна детей грудного и раннего возраста, то к наиболее распространенным формам относятся поведенческая инсомния и расстройство пищевого поведения, связанное со сном.

К другой форме нарушений сна относится расстройство пищевого поведения, связанное со сном, когда для того чтобы уснуть во время ночных пробуждений, малышу требуется поесть или попить. Количество потребляемой таким образом жидкости или пищи может доходить до одного литра за ночь!

Проблема эта зачастую развивается, когда родители идут на поводу у собственной лени и вместо того, чтобы организовать сон ребенка так, чтобы у него вырабатывались правильные ассоциации засыпания, они предпочитают на каждое проявление его ночного плача или беспокойства предлагать бутылочку с питанием.

Достаточно быстро это входит в непременный атрибут хорошего засыпания для ребенка, неудивительно, что затем и в возрасте одного года и даже двух лет дети просыпаются ночью и требуют поесть. В настоящее время считается, что после 6-месячного возраста желудок ребенка вмещает достаточно пищи, чтобы обходиться без дополнительного питания в течение ночи.

Если отсутствуют проблемы с набором веса, никаких показаний к сохранению ночных кормлений в этом возрасте уже нет. Вред от пренебрежения этим правилом очевиден: получая молочное питание в течение ночи, ребенок подвергается риску развития кариеса, в горизонтальном положении возможен заброс молока из носоглотки через евстахиеву трубу (канал, соединяющий ухо и носоглотку) во внутреннее ухо, приводящий к его воспалению.

Ночные кормления нарушают гормональные циклы организма, так как в норме пищеварительная система должна отдыхать с вечера до утра. Еще раз повторим, что потребность в ночном питании с полугода отсутствует, и ночные пробуждения малыша с требованием еды являются либо «заученными», когда еда выступает главным регулятором сна и бодрствования (как у новорожденных), либо разновидностью неправильных ассоциаций засыпания, при которых важно не количество пищи или жидкости, а сам факт сосания бутылочки (груди), имитирующий условия вечернего засыпания.

Лечение

Важным шагом в лечении расстройства пищевого поведения, связанного со сном, является разнесение по времени моментов кормления и укладывания в постель (не менее чем на 30 минут). Кормление следует проводить не в постели, если ребенок-искусственник и уже может сидеть (примерно в 7-8 месяцев), при этом лучше использовать не бутылочку, а чашку или поильник.

Предлагаем ознакомиться:  Сколько должен выпивать ребенок в год

Где же место для лекарств, улучшающих сон детей грудного и раннего возраста? В проведенных исследованиях было доказано, что методы поведенческой терапии — изменение режима и условий сна, не менее эффективно улучшают сон, чем лекарственные препараты.

При этом действие лекарств в отношении сна прекращается почти сразу по окончании лечения, в то время как плоды нормализации режима сна семья продолжает пожинать и в дальнейшем. В случае вторичных нарушений сна (т.е.

развившихся на фоне каких-либо заболеваний), необходима коррекция патологии, которая стала первопричиной проблемы, и на это время возможно назначение успокаивающих средств, вплоть до снотворных. Однако даже в этом случае более важными являются мероприятия нормализации режима сна и поведенческой терапии.

Существенная роль в организации правильного режима сна и бодрствования грудного ребенка принадлежит участковым педиатрам и патронажным медсестрам. С первых дней жизни ребенка именно они общаются с родителями и могут дать правильный совет.

Если же у малыша развиваются стойкие нарушения сна, с которыми родители и педиатры не могут справиться, то помощь могут оказать более квалифицированные в этом отношении специалисты: невролог и (в идеале) детский врач-сомнолог.

В некоторых поликлиниках уже ведут прием специалисты по детскому сну. К ним можно обращаться, так сказать, напрямую или по направлению от других врачей. Сомнолог определит, нарушены ли нормальные показатели сна у ребенка, предложит методы лечения, сочетающие подходы различных специальностей (неврология, психотерапия, физиотерапия).

При необходимости более полной оценки структуры сна малыша будет назначено полисомнографическое исследование. Его можно проводить детям любого возраста, как в условиях стационара, так и на дому, в привычной обстановке.

Обычно полисомнография проводится в течение одной ночи. Вечером ребенок с родителями приезжает в лабораторию сна, медсестра накладывает на тело и голову специальные датчики, которые не ограничивают движения и не мешают сну, малыш спит, а на компьютер записывается необходимая информация.

Родители обычно остаются спать в той же комнате, где идет исследование. Наутро датчики снимают, врач просматривает результаты записи и определяет дальнейшую тактику. Использование этого специального метода оценки сна значительно повышает эффективность лечения.

Однако, поскольку диагностические и лечебные мероприятия не покрываются средствами обязательного медицинского страхования, консультации сомнолога и полисомнографические исследования пока остаются платными услугами.

Михаил ПолуэктовВрач-сомнолог, доцент курса сомнологииМосковской медицинской академииимени И.М. Сеченова, канд. мед. наук

Поведенческая инсомния

Как это видно из названия, проблема поведенческой инсомний кроется в неправильной организации поведения ребенка и родителей в период, связанный со сном. Наиболее часто это обусловлено нарушением ассоциаций засыпания.

Как это выглядит на практике? Ребенок часто просыпается ночью, плачет и не успокаивается до тех пор, пока его не возьмут на руки и не покачают. Другим вариантом является невозможность засыпать вечером самостоятельно — требуется обязательное присутствие взрослых в период засыпания, который может затягиваться на несколько часов.

Причиной развития таких нарушений является формирование неправильных ассоциаций засыпания — условий внешней среды, при которых ребенок чувствует себя комфортно, успокаивается и погружается в сон. Если с первых месяцев жизни он привыкает дремать на руках, при укачивании, соответственно, и в дальнейшем малыш будет «отстаивать» свое право на такую организацию сна — ведь иного он не знает.

Поэтому следует создавать условия для формирования «правильных» ассоциаций засыпания. Этому способствует соблюдение одного и того же ритуала укладывания: купание, кормление, небольшой период пребывания взрослого у кроватки ребенка и оставление его одного.

В настоящее время в связи с появлением многочисленных приспособлений для наблюдения (радионяни, видеокамеры) родители могут знать, что происходит в детской спальне, и не заходить туда лишний раз. К неправильным ассоциациям засыпания относятся: засыпание на руках у взрослых, в родительской постели, при укачивании, при перебирании волос, во время кормления с бутылочкой во рту, с пальцем во рту и т.д.

Почему к неправильным? Потому что, проснувшись ночью, малыш будет криком требовать создать те условия, в которых его научили засыпать. Интересно, что, строго говоря, нарушение ассоциаций засыпания не является расстройством сна у ребенка, так как при своевременном подходе количество и качество его сна не нарушается, однако для родителей такое поведение превращается в еженощный кошмар, который может продолжаться до 3-летнего возраста.

К правильным ассоциациям засыпания, помогающим ребенку уснуть, относится так называемый «предметный посредник». Это некая вещь, которая находится рядом в постели ребенка во время сна. Для грудничков это может быть пеленка, сохраняющая запах матери, ее молока, а для детей постарше — любимая игрушка.

Чего не следует делать, если ребенок не спит днем?

В качестве примера, можно привести пару ситуаций из жизни, которые покажут наглядно, чего не стоит делать, если ребенок отказывается от дневного сна, и что нужно делать, если ребенок не спит днем.

Случай первый: Будучи уверенной в том, что если малыш в 2,5 года днем не спит, это скажется плохо на его здоровье, мама терпеливо укачивала его днем в кроватке-маятнике часа по два, разрешала брать в постель с собой что-то «вкусненькое», не разрешала вставать, угрожала наказанием и лишением прогулок и игрушек.

Предлагаем ознакомиться:  Манту детям в год последствия

Мальчику доводилось-таки спать днем, но засыпал он часа через два «истязательств» – уговоров и укачиваний, примерно в четыре часа дня, а примерно через час, а то и меньше, просыпался.

На ночной сон при этом также стал мукой, отправлялся в кровать ребенок в двенадцать, а то и в час ночи, как правило, со скандалом, частыми походами «попить», «пописать» и прочее, и не мог уснуть долгое время.

Случай второй: Буквально к 3 годам ребенок отказался спать днем, но зато часов в 5-6 вечера стал буквально засыпать на ходу, где попало. Спал пару часов, а затем опять бодрствовал. Родители поначалу не стали вмешиваться в процесс, о чем впоследствии пожалели, ведь теперь малыша было сложно уложить в кровать вечером.

И ранее стабильный, привычный отход ко сну в 21.00 упорно сдвинулся на 23.00. Обеспокоившись таким неправильным режимом дня, родители попытались вернуть дневной сон ребенка на «круги своя», как говорится, что только усугубило проблему.

Ребенок плохо спит днем, причины нарушения дневного сна

Лечение нарушений ассоциаций засыпания сводится к замене «неправильных» ассоциаций «правильными». Необходимо приучать ребенка засыпать в своей кроватке, с минимальным участием взрослых. В ночное время не следует торопиться бежать к нему, а своим поведением подчеркивать разницу между ночным и дневным временем: свести к минимуму общение с ребенком во время подходов к кроватке.

Что делать, если неправильные ассоциации уже закрепились, ведь изменение условий сна будет вызывать активный протест со стороны малыша? В ходе исследований показано, что изменение условий сна не является «запредельным» стрессом для ребенка (скорее для других членов семьи) и через какое-то время, чаще около недели, он смиряется со вновь установленным режимом.

Для того чтобы облегчить переход к новым правилам, используются легкие успокаивающие средства на основе валерианы и пустырника. В сложных случаях требуется помощь врача. Существуют специальные методики поведенческой терапии расстройств сна, которые содержат конкретный план действий по изменению ассоциаций засыпания.

https://www.youtube.com/watch?v=iLH1BROBNHs

Например, одна из них, метод «проверки и выдержки», рекомендует: если ребенок проснулся, подходить на его зов, проверять, все ли в порядке, ждать, когда малыш снова уснет, затем уходить и не возвращаться до следующего пробуждения (т.е. сколько раз за ночь ребенок проснулся, столько и подходить).

К другой разновидности поведенческой инсомнии детского возраста относится расстройство установок сна. Эта проблема детей более старшего возраста, после года, которые уже могут вылезать из кроватки и устно высказывать свое недовольство.

Проявляется это нарушение сна тем, что ребенок отказывается ложиться в установленный срок, придумывает различные поводы, чтобы оттянуть время похода в постель, или устраивает истерики. Будучи уже в постели, он не смиряется с навязанным режимом, и начинаются бесконечные «походы» в туалет, просьбы дать попить, поесть, посидеть рядом и т.д.

Общение с родителями, таким образом, продлевается на 1-2 часа, после чего малыш засыпает). Еще одной формой нарушения установок сна являются ночные приходы в постель к родителям. В данном случае не выполняется установка на сон в определенном месте.

Конечно, большинству детей значительно комфортнее и слаще спать под материнским или отцовским боком. Качество сна самого ребенка при этом не страдает, чего нельзя сказать о родителях. Часто неправильные ассоциации засыпания и установки сна сочетаются.

В лечении этих видов расстройств сна главным является достижение внутреннего согласия ребенка с «навязываемым» ему режимом. Это достигается, во-первых, неуклонным соблюдением ритуала укладывания и места для сна.

Ведь часто бывает, что у родителей ребенок живет по одному распорядку, а у любящих бабушек — по другому. У годовалого ребенка еще нет понимания времени, соответственно, нужно сделать так, чтобы ритуал укладывания содержал понятные ему временные ориентиры, подсознательно подготавливающие его к моменту расставания.

Чаще всего это определение числа читаемых сказок (одна или две). Следует попытаться достичь с малышом и формальной договоренности, предложив ему укладываться на полчаса позже, но взамен не требовать потом внимания родителей.

Можно подкрепить эту договоренность обещанием неких благ в будущем при соблюдении этих договоренностей (это срабатывает лишь у более старших детей). Существуют способы поведенческой терапии, призванные облегчить переход к новому распорядку, например, методика «позитивного ритуала»: вначале ребенку позволяют укладываться спать, когда он сам хочет, а затем незаметно для него сдвигают время укладывания на 5-10 минут раньше, предупреждая таким образом протестное поведение.

Делаем выводы

  • • Не все малыши старше двухлетнего возраста нуждаются в дневном сне. Очень многое зависит от темперамента ребенка, типа нервной системы, от того, насколько сильно он устает, насколько много гуляет и двигается в течение первой половины дня.
  • • Если малыш спать днем не хочет, но при этом отлично спит ночью, родителям лучше не отстаивать дневной сон в режиме дня и не пытаться уложить ребенка насильно. Почитайте лучше взамен интересные книжки вместе с ребенком, или поиграйте во что-то более или менее спокойное. Малыш старше 2,5 лет может вполне и самостоятельно занимать себя чем-то некоторое время, лучше приучайте его к этому. Например, пусть рисует вместо тихого часа.
  • • К вечеру лучше не устраивать никаких шумных игр, не проводить телевизионных сеансов, чего-то будоражащего эмоции, чтобы ребенок не перевозбудился, чтобы лишние мысли не мешали ему заснуть. Ближе ко времени отхода ко сну, лучше устраивать вечерние ванны, почитать сказку на ночь, обсудить то, что интересного случилось за день.
  • • И последнее. Режим дня вашего ребенка неизбежно будет изменяться по мере его роста. Родителям просто необходимо внимательно наблюдать за ребенком, чтобы понять, когда пришло время отказаться от чего-то, и что можно предложить малышу взамен.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Про детей
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector