Особенности развития детей раннего возраста – Ребенок в детском саду

В чем же заключаются особенности раннего возраста в развитии малыша?

В первую очередь, данный возраст связан с очень большой подвижностью ребенка. Ребенок уже не только ползает, он пытается или уже встал на ноги и пошел. И очень быстро пошел. Чаще всего, дети, делая первые шаги, не идут медленно, а просто молниеносно начинают бегать.

Долго же они сидели на одном месте, теперь им хочется как можно быстрее освоить все рядом и далеко находящееся от них пространство.

Перемещение по комнате доставляет им огромное удовольствие. По пути ребенок пытается ухватить все, что плохо, и даже хорошо лежит. И все это моментально летит во все стороны. Тут нужен глаз да глаз, чтобы малыш не навредил себе любимому такой двигательной активностью.

https://www.youtube.com/watch?v=IV7PpuUb1Sg

Да, кстати, я неспроста употребила эту фразу «себе любимому», ведь, забегая вперед, скажу, что в этом возрасте начинается становление самооценки ребенка. Именно теперь он требует к себе особой любви и заботы.

Но вернемся к тому, что, ухватив любой предмет, ребенок рефлексивно тянет его в рот. И не потому что он чрезвычайно голоден и готов съесть любую вещь. А потому что таким образом ребенок знакомиться с предметами и их свойствами.

Руками ребенок ощупывает предмет, и его головной мозг получает важную информацию о предмете. Ощущая предмет во рту, ребенок также узнает о вкусовых свойствах той или иной вещи.

Такая информация очень нужна ребенку, чтобы он, хоть и неосознанно, но понимал, что можно брать, что съедобно, а что вредно. Первые ощущения закладывают в мозговой деятельности малыша первичные знания и представления о разных предметах.

Зачастую ребенку в руки попадаются очень опасные вещи. Это могут быть острые, горячие или другие штучки. Понятно, что ребенок должен узнать и о таких свойствах, но лучше этот процесс сопровождать. Например, чтобы ребенок знал горячие предметы, можно слегка повысив температуру утюга (чуть-чуть теплее температуры тела ребенка), дать ему притронуться.

Такая «горячесть» не критическая, ребенок не обожжется, но он почувствует разницу в температурном режиме, и это даст ему на будущее рефлекс отдергивания. Скорее всего, он не будет иметь желание в дальнейшем прикасаться к таким вещам, так как они неприятны на ощущение.

С острыми предметами также лучше познакомить заранее. Легонько покалывая ребенка чем-то острым, тем самым вызывая неприятные ощущения, мы предотвратим любопытство ребенка к таким вещам в дальнейшем.

Но все это нужно проделывать самим родителям. Не давать ребенку самостоятельно изучать свойства опасных предметов. А знакомить с ними надо обязательно!

Ну о полезных вещах говорить гораздо приятнее.

Например, первое знакомство ребенка с книгой. Красочные иллюстрации, множество картинок привлечет глаз ребенка. Разглядывая картинки у ребенка развиваются психические процессы. Ребенок запоминает героев сказок, он учится отличать красивые картинки от уродливых.

Если при этом книжку читать, то в памяти откладывается и сюжет истории.

С удивлением можно замечать, что к трем годам ребенок может наизусть знать стишки, рассказывать по памяти длинные сказки.

«Откуда он это знает?» — часто восклицают окружающие. А вот! Знает! Потому что память ребенка раннего возраста значительно крепче, чем у взрослого дяди!

Особенности развития детей раннего возраста с рождения

В промежутке от рождения до 3-х лет наиболее выраженные особенности развития детей раннего возраста выражаются в следующем: стремительно увеличивается подвижность ребенка, он начинает ползать и перемещаться по пространству, исследуя все, что попадается на его пути.

Развивается сенсорика – ребенок взаимодействует с предметами: переворачивает, бросает, опрокидывает их, старается все ощупать и попробовать на вкус. Также появляется интерес к книгам, но пока ещё просто как к объектам, а не как к источнику информации: ребенок внимательно разглядывает картинки и переворачивает страницы.

Наблюдается становление памяти. Ребенок понимает и запоминает все больше слов и реагирует на просьбы. В этом раннем возрасте дети не любят оставаться в одиночестве, тянутся к возможности установить контакт с объектом, отвечающим ему взаимодействием.

В этом возрасте очень важно дать ребенку ощущение заботы и теплоты.

Важно научить ребенка понимать и ощущать окружающий мир, так как полноценное развитие ребенка во многом зависит от воспитывающих его взрослых. Нужно как можно больше разговаривать с ним. Желательно делать это просто, но ясно.

Показывать картинки и задавать вопросы о том, что на них нарисовано. Также при помощи вопросов «Где?», «Что?» важно научить ребенка различать окружающие его предметы, начать можно с простого бытового окружения: стул, кровать, лампа, книга и прочее.

Особенно важно в этот период объяснить ребенку, что для него может быть опасным, и, конечно же, желательно прятать все предметы, которые могут нанести ему вред, для того чтобы он мог свободно и безопасно перемещаться по пространству. Научите его общаться с другими людьми и конечно же не оставляйте ребенка одного без присмотра.

Основные педагогические правила и условия воспитания детей раннего возраста в семье

Многие родители при воспитании детей 1-3 лет совершают ряд ошибок. Психологи выделяют некоторые ошибочные тенденции, которые часто наблюдаются при общении с малышами. Вот они:

  • разговор на равных;
  • вопросы;
  • публичные воспитательные действия.

Разговор на равных.

Гуманистически настроенные родители часто ориентированы на полное равенство в отношениях с ребенком и считают, по сути, унизительным и ограничивающим для ребенка руководство со стороны родителей. Это якобы подавляет свободную волю ребенка и препятствует его развитию.

Предлагаем ознакомиться:  Ребёнок часто плачет ночью, причины и что делать

Особенности развития детей раннего возраста – Ребенок в детском саду

К идее равенства с ребенком можно прийти и в результате собственного детского опыта, когда воля человека жестко ограничивалась. Результатом осмысления такого опыта у родителей может стать категорическое решение не давить на собственного ребенка и стараться с ним договориться по любому вопросу.

Вместе с тем с родителей никто не снимает обязанности социализировать детей (то есть передавать им правила, принятые в обществе, и настаивать на их исполнении) и обеспечивать их безопасность. А это требует отношений «ведущий-подчиненный».

Не зная об особенностях воспитания детей раннего возраста, пытаясь спрятаться от неприятной обязанности занимать роль ведущего в отношениях с ребенком, родители стараются постоянно договариваться с ребенком, пытаясь склонить его добровольно следовать правилам и предписаниям, добиваясь понимания того, почему родители хотят от него именно этого, а не другого.

Особенно это касается таких непопулярных «родительских мероприятий», как, например, отлучение от груди, дисциплинирование ребенка, введение правил поведения. Родители просто не чувствуют себя вправе командовать, однако отношения с ребенком в любом случае предполагают иерархию власти.

При раннем воспитании ребенка родители часто играют роль начальника, представителя власти. Это может быть разумная и защищающая власть или жестокая, бездушная или какая-то другая, но это в любом случае — власть.

Маленький ребенок не может быть равноправным партнером взрослому. Поэтому в ходе воспитания детей раннего возраста не стоит пытаться разделить с ними тяжесть принятия каких-то решений. На равноправные отношения с ребенком родитель, безусловно, может рассчитывать, но для этого ребенок должен подрасти. И тогда как двое взрослых вы можете построить действительно равноправные отношения.

Вопросы.

ребенок раннего возраста 3 года

Более половины всех сообщений, обращенных к детям, сформулированы в форме вопросов. В любом возрасте это вызывает нежелательные явления в отношениях с ребенком. Но особенно парадоксальным выглядит такое «общение вопросами», когда малыш еще плохо умеет говорить.

Понаблюдайте за людьми, разговаривающими с ребенком, и вы убедитесь, что это так. Взрослые задают детям бесчисленное количество вопросов:

  • Кто это к нам пришел?
  • Пойдем мыть ручки?
  • Сейчас мама придет и будем собираться гулять, да?
  • Ну что, будем домой собираться?

Хорошо, конечно, когда вопрос задан по делу и родителей действительно интересует, хочет ли ребенок, к примеру, гулять. Но, как правило, ответ на вопрос как раз меньше всего интересует родителей. Просто взрослые привыкли формулировать свои мысли ребенку вопросами.

В других случаях вопросы дают понять ребенку, что родители невнимательны к нему. Если, видя рисующего малыша, взрослый спрашивает его: «А что это ты тут делаешь, рисуешь?», то создается впечатление, что взрослый не видит ребенка.

Трудно определенно сказать, как и каким образом сложилась такая культурная практика, но факт остается фактом — взрослые общаются с детьми вопросами. Под градом таких допросов малыши чувствуют себя некомфортно; они всегда в ситуации, когда должны на что-то отвечать. Это создает ненужное давление на ребенка.

В процессе воспитания в семье ребенка раннего возраста, если вы решили, что что-то должно быть сделано (нужно ли вам вести малыша умываться, уводить из гостей или заканчивать вечерний ритуал укладывания в постель), говорите утвердительно. Вопрос же следует задавать только тогда, когда ответ вас действительно интересует.

Публичные воспитательные действия.

Еще одной распространенной ошибкой родителей при воспитании детей 1-3 лет можно назвать публичные воспитательные манипуляции. В ответ на неправильное поведение родители пытаются решить проблему с поведением прямо на месте, отчитывая ребенка, стыдя или успокаивая его.

В ряде случаев к решению проблемы подключаются окружающие, родственники или знакомые. Все наперебой стремятся утешить ребенка или как-то его дисциплинировать (в зависимости от обстоятельств). Это только усугубляет проблему.

Обычно чем больше свидетелей, тем сложнее справиться с проблемным поведением. Ребенок получает массу разнообразных посланий от разных людей вокруг. Он не в состоянии переработать эту информацию, что приводит к нагнетанию эмоций и еще большему срыву в поведении.

Чтобы справиться с любым проблемным поведением маленького ребенка, как правило, нужен только один взрослый человек; остальные же должны предоставить ему свободу действий и оставаться в тени. Учитывая возрастные особенности воспитания детей раннего возраста, лучше всего просто отвести малыша, который капризничает, скандалит или недоволен чем-то, от общества и один на один решить с ним проблему, а возвращаться только после того, как все успокоятся.

В ходе процесса воспитания детей раннего возраста в семье у родителей возникает ряд проблем и вопросов. Они относятся к самым разным областям развития ребенка, и объединяет их только то, что почти все родители вынуждены в какой-то момент решать, как им действовать в подобных обстоятельствах.

  • Вопрос: как правильно себя вести, когда речь ребенка еще несовершенна? Нужно ли говорить с ним грамотно или допустимо повторять его упрощенные слова и звуки для обозначения предметов?
Предлагаем ознакомиться:  Как давать солодку ребенку 3 года

Родителям не стоит смущаться, если они иногда используют слова ребенка при разговоре с ним. Это нормальная подстройка под ребенка, которая происходит автоматически. В то же время не нужно резко сужать свой речевой диапазон и общаться исключительно на детском языке, полагая, что иначе ребенок вас не поймет.

Важное условие воспитания детей раннего возраста – не исправлять малыша при посторонних, требуя от него исключительно правильного употребления слов. Та речь, которую вы наблюдаете от одного до трех лет, — естественный этап развития ребенка.

  • Вопрос: понимают ли маленькие дети, что о них говорят? Можно ли в процессе воспитания обсуждать проблемы детей 1-3 года жизни, или это лучше делать так, чтобы ребенок не слышал?

Как правило, дети понимают, что о них говорят, не всегда головой, но всегда интуитивно. И если у ребенка нет проблем со слухом, то он, естественно, слышит все, что говорят взрослые. Особенно внимательными дети становятся, когда взрослые понижают голос, чтобы сказать нечто тайное.

Поэтому одним из правил воспитания детей раннего возраста является запрет на обсуждение малыша в его присутствии. Если что-то при ребенке говорить, по вашему мнению, нельзя — найдите время, когда он будет в другом помещении.

Постоянное понижение голоса при ребенке создаст у него неприятное ощущение, что он окружен недомолвками и с ним что-то не так. С возрастом дети в таких семьях становятся также склонны к скрытности и лжи. Они как бы перенимают у взрослых манеру создавать тайны.

Большинство проблем, касающихся ребенка, тем не менее, может быть озвучены при нем. В этом нет ничего страшного: ребенок вправе знать, что какая-то часть его поведения волнует взрослого. Важное условие воспитания детей раннего возраста – не бесконечное обсуждение в семье или со всеми знакомыми существующих проблем, а их решение.

Постоянное «перетирание» с окружающими проблем ребенка (плохо ест, болеет, не слушается) со временем сформирует у ребенка соответствующий образ себя как источника проблем. Обсуждая на каждом углу проблемы малыша, вы закладываете прочную основу проблем с самооценкой ребенка, а также формируете его чувство неполноценности.

  • Вопрос: стоит ли заниматься с ребенком по методикам раннего развития?

Это один из самых популярных вопросов, волнующих родителей. Большинство современных психологов разделяют такую точку зрения, что раннее развитие не дает заметных преимуществ в дальнейшей судьбе человека, а издержки таких методик заметны в большинстве случаев.

Часто такие дети сопротивляются обучению в дальнейшем. Естественная мотивация к обучению у них нарушена.

Ранний возраст ребенка не приспособлен для изучения знаковых систем: обучение в этой области носит принудительный характер и не ведет к реальному увеличению интеллектуального потенциала. Ребенок раннего возраста настроен на усвоение чувственного опыта и опыта социальных отношений.

И опыт, полученный именно в этом возрасте, ничем нельзя заменить. Этот период ответственен за отработку жизненно важных навыков социального взаимодействия и обращения со своими чувствами. Искусственно (а никаких сомнений, что все обучение в этом возрасте искусственно;

оно не базируется на естественном интересе ребенка) втягивая ребенка в несвойственную ему деятельность, вы лишаете его возможности в полном объеме освоить те этапы, которые ему необходимы по возрасту.

Особенности раннего воспитания детей 1, 2 и 3 лет: ошибочные тенденции

Разговор на равных.

Вопросы.

Основные виды деятельности для ребенка до трех лет — лепка, рисование, все виды физической активности, наблюдения, разнообразный сенсорный опыт.

Руководствуясь педагогическими правилами воспитания и развития детей раннего возраста, не спешите учить их цифрам и буквам, лучше изучите то, что окружает малыша в жизни: животные, растения, звуки, запахи и т.д.

Умение считать до ста ничуть не более полезно для ребенка, чем знание названий растений, которые есть в вашем дворе. Возможно, вам будет льстить, что малыш умеет складывать слоги, но для него будет полезнее уметь по запаху различать продукты, из которых вы готовите обед. Это даст ему гораздо более важный опыт, соответствующий его потребностям.

До трех лет ребенка вообще не интересует, каков продукт его деятельности (картинка, фигурка из пластилина), он интересуется только процессом и тактильным опытом (размазывание краски, раздавливание пластилиновой массы).

Все попытки выжать из него именно продукт (заштрихованную елочку, слепленный мячик) насильственны и не способствуют его развитию. Естественно, путем направленного и упрямого воздействия можно научить его мазать кисточкой не там, где хочется ребенку, а там, где хочется взрослым (например, внутри контура елочки), но этот процесс никак не будет способствовать ускорению развития ребенка.

Для него, по-прежнему, цель деятельности — процесс размазывания краски, ощущение себя в качестве человека, влияющего на окружающее пространство, а не закрашенная елочка и не пластилин, скатанный в шарик.

С такой проблемой сталкиваются родители почти всех детей. У разных малышей разные по длительности периоды жадности. Ребенок может не давать свои игрушки, сильно переживать, когда их отбирают, вести себя агрессивно.

Руководствуясь основными правилами воспитания детей раннего возраста, важно понимать, что ребенок действительно сильно переживает, когда забирают его игрушки. Он только недавно научился понимать принадлежность вещей себе, зато он не понимает, почему должен делиться;

никакой выгоды от этого он пока не видит. А видит только, что все против него, родные родители заставляют отдать такое до боли «свое» и еще ругают, когда он делать это отказывается. А свое отдавать-то не хочется.

Ребенок не понимает до конца, что это только на время, ведь опыта такого социального обмена (ты мне, я тебе) у него нет. Возможно, ребенок испытывает что-то вроде того, что испытали бы вы, если бы чужой человек потащил из вашего дома любимое кресло, например, или компьютер.

Предлагаем ознакомиться:  Ребенок кашляет долго: причины и способы лечения

Чего не стоит делать в период, когда ваш ребенок часто проявляет жадность:

  • Насильно отбирать игрушки, чтобы отдать другим детям. Такие действия родителей усиливают негативные чувства ребенка (гнев, обиду) и делают его несчастным. В таком состоянии вы точно не добьетесь сотрудничества от ребенка и не склоните его прислушиваться к вашим словам.
  • Обзывать ребенка «жадиной» или присваивать ему подобные ярлыки. Такие действия будут способствовать закреплению у ребенка негативного образа себя, и он впоследствии будет только подтверждать этот образ поступками.
  • Не стоит не давать вещи ребенку, пытаясь показать ему, как это обидно. Таким образом, вы сами же моделируете то поведение, от которого хотите избавить малыша.
  • Одна из основ воспитания детей раннего возраста – не объясняйте ребенку того, что он пока понять не в состоянии. Не стоит увлекаться глубокими нравственными категориями. Скажите просто, что принято делиться своими игрушками, и будьте уверены, что малыш вскоре этому научится, как и всему остальному.

Основные педагогические правила воспитания щедрости у детей раннего возраста заключаются в следующем:

  • Читая книжки или смотря вместе мультфильмы, обращайте внимание ребенка на те эпизоды, когда герои делятся чем-то и весело совместно играют.
  • Всегда хвалите ребенка за любые проявления щедрости и вежливости, на кого бы они не были направлены и как бы редки они не были. Обращайте свое внимание на такие эпизоды.
  • Важное педагогическое условие воспитания детей раннего возраста – щедрость на похвалу. Отмечайте все случаи, когда ребенок вел себя как щедрый и добрый, рассказывайте о них важным людям. например, бабушке или отцу малыша.
  • Если к вам приходят гости, заранее оговорите с ребенком. какие игрушки вы можете предоставить гостям, а другие определите, как неприкосновенные и уберите подальше.
  • Просите ваших маленьких гостей приносить игрушки с собой, чтобы вашему ребенку было проще делиться своими в рамках обмена. Если ребенку свойственны серьезные «приступы жадности», лучше заранее предупредить об этом родителей других детей. Учитывая особенности воспитания детей 1, 2, 3 лет, попросите других не акцентировать внимание на некоторых проблемах характера своего ребенка.

Уходить из дома, несмотря на протесты ребенка, все же можно и даже желательно, чтобы не создавать неестественной ситуации, когда мать малыша старше года неотрывно сидит с ребенком, не позволяя себе даже пару часов прогуляться без него.

Рекомендации психологов по воспитанию детей раннего возраста, не желающих отпускать родителей, заключаются в следующем:

  • Скажите ребенку, что вы должны будете уйти. Место ухода значения не имеет. Вам необязательно придумывать уважительную причину типа срочной работы, чтобы уйти. Просто обозначьте для ребенка место, куда вы пойдете, чтобы у него была в этом отношении какая-то информация.
  • Скажите, когда вы вернетесь, используйте слова, понятные ребенку: после ужина, к обеду и прочее.
  • Обозначьте рамки — примерно пять минут (можно показать на часах), в течение которых вы посидите с ребенком перед уходом. Как только пять минут истекут, вставайте и уходите, несмотря на протесты. Никогда не продлевайте время пребывания с ребенком в ответ на его истерику. Таким образом вы даете ему информацию, что способ оставить маму при себе — громко кричать.
  • Если ребенок повышено тревожен, можете оставить ему какой-то знак, небольшую вещицу, обозначение себя (например, вашу заколку). Скажите ему, что, пока вас не будет рядом, с ним останется вот эта маленькая вещь, обозначающая вас.
  • Методика воспитания детей раннего возраста предполагает сохранение дружелюбия, нельзя показывать своего волнения по поводу поведения ребенка.
  • Не ругайте ребенка за то, что он капризничает, — ему действительно тяжело.
  • Никогда не убегайте от ребенка тайно, пока он играет. Ваше поведение должно быть как можно более понятным и предсказуемым. Не бойтесь встретиться с сильными эмоциями ребенка — они не причинят вам вреда.
  1. Не следует ограничивать пространство, в котором находится ребенок, так как обычно дети, находящиеся в одном и том же пространстве постоянно, заметно отстают в развитии.
  2. Соблюдайте режим, и будьте твердыми в требованиях дисциплины и правилах поведения, но не переусердствуйте, давайте ребенку понять, что он окружен заботой и вашей любовью.
  3. Помните, что игры способствуют развитию ребенка, поэтому следует как можно чаще играть с ним, правильно подыскивая игру под его настроение, которая будет учитывать его индивидуальную специфику и общие особенности развития детей раннего возраста.
  4. Когда малыш начнет приобретать социальные навыки, следует увеличить возможность общения со сверстниками.

Автор — педагог-психолог Анна Макарова

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Про детей
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector