Ребенок 4 лет плохо говорит причины

Нормы развития речи в 4 года

Многие специалисты не дают точного ответа, какой должна быть речь ребенка в 4 года. Каждый ребенок развивается индивидуально: если один в 4 года только начинает складывать слова в предложения, то другой уже вовсю болтает без умолку, способен разучивать и рассказывать детские стишки, описывать окружающую его действительность. Но и в том, и в другом случае принято считать, что ребенок развит нормально для своего возраста.

Критериев нормального развития ребенка в этом возрасте несколько. Ребенок в 4 года должен:

  • уметь быстро и логично излагать ход своих мыслей;
  • оперировать имеющимся словами и со смыслом вставлять их в предложения;
  • обладать повышенной внимательностью и концентрацией во время рассказов взрослых и уметь правильно отвечать на поставленные ими вопросы;
  • уметь составлять и употреблять в ежедневном общении и простые, и сложноподчиненные предложения;
  • определять и указывать на ошибки в речи, сделанные одногодками, при этом не замечать подобных ошибок у себя;
  • уметь рифмовать простые слова, которые складываются в маленькие стишки;
  • правильно произносить такие звуки, как «ш», «ж», «щ», «ц», «ч»;
  • уметь находить и называть отдельные звуки в словах;
  • осуществлять расстановку ударений не на те слоги, спутывать их между собой в словах, состоящих из 3 и более слогов.

Признаками ЗРР в этом возрасте является следующее:

  • ребенок общается потоком звуков, с интонацией, но разобрать, о чем идет речь, невозможно или почти невозможно;
  • ребенок не проявляет интереса к разговору, а когда с ним пытаются заговорить, общается при помощи жестов;
  • ребенок знает очень мало слов (меньше 20), не хочет повторять за родителями произнесенное ими слово или просто убегает в процессе обучения;
  • нет восприятия к простым поставленным задачам, состоящим из двух действий (например, «подойди к столу», «принеси мяч», «поставь кубик» и т.п.);
  • из произносимой речи «выпадает» много слов, поэтому понять ребенка очень сложно;
  • ребенок пытается повторять слова песен из любимых мультиков или фразы мультипликационных героев, но получается лишь набор звуков.

Может быть и так, что поначалу малыш нормально развивается, произносит звуки и слоги, но по достижении 4 лет так и не заговорил. Поэтому следить за развитием ребенка нужно постоянно.

Причиной родительской настороженности должны быть не только допускаемые ребёнком ошибки в согласовании и изменении слов, в произношении звуков. В этом возрасте речь – основное средство общения детей с близкими людьми.

Папа с ребенком

Сигналы неблагополучия, если ребёнок в 3 года плохо говорит:

  • он имеет ограниченный лексикон, состоящий в основном из существительных, реже глаголов, звукоподражаний, лепетных слов.
  • его разговоры похожи на речь иностранца, которого мало кто может понять.
  • при произнесении звуков наблюдается большое количество замен, искажений звуков. Например, вместо звука [к], говорит звук [т] (кот — тот), когда он говорит, его язык находится между зубами;
  • малыш разговаривает фразами, состоящими из 1–2 слов, с большой неохотой повторяет слова или предложения за взрослыми, или не делает этого совсем.
  • не может выполнить простую просьбу, не откликается на своё имя, не знает сколько ему лет;

Когда ребёнок молчит или плохо разговаривает в три годика, это может быть симптомом различных нарушений. Для начала следует обратиться к отоларингологу и невропатологу для обследования, получить консультацию логопеда, дефектолога, психолога.

  • моторная или сенсорная алалия;
  • темповая задержка речи;
  • общее недоразвитие речи (ОНР).

Каждая из этих патологий, несмотря на то, что проявляется схожими симптомами, требует разного коррекционного подхода. Своевременно выявленная проблема позволит подобрать индивидуальный план занятий с логопедом, психологом, педагогом-дефектологом.

Причинами недоразвития детской речи могут быть следующие:

  • хромосомные патологии, врождённые заболевания;
  • наследственность, когда в одной семье у нескольких поколений наблюдается позднее начало речи;
  • патологии беременности и родов;
  • педагогическая запущенность – бывает не только в асоциальных семьях, где на детей не обращают внимания, но и там, где его безумно любят и стараются выполнять все его прихоти и желания;
  • заболевания и травмы головного мозга в раннем возрасте.

Наиболее тяжёлые последствия несут поражения мозга во время внутриутробного развития, во время родов и в первый год жизни.

Когда ребёнок должен начать разговаривать

Если в 3 года ребёнок не говорит, это обстоятельство настораживает даже тех родителей, кто игнорировал подобное отставание в более раннем возрасте.

Норма развития детской речи в 3 года:

  • активный словарь (слова, употребляемые малышом) составляет от 250 до 1000;
  • знает и называет сколько ему лет, мальчик он или девочка, своё имя, фамилию;
  • начинает изменять, иногда с ошибками, слова в предложениях по родам, падежам и числам;
  • предложения, произносимые трёхлетним, состоят не менее чем из 3 слов;
  • малыш в состоянии выполнить многоступенчатую инструкцию типа «положи машинку в шкаф», «поставь конструктор на стол», «положи книги на тумбочку»;
  • в речи появилось большое количество прилагательных, местоимений, наречий;
  • понимает, что такое «один» и «много», пытаются считать предметы;
  • некоторые дети проговаривают то, что они видят или делают, когда играют или занимаются чем-то в одиночестве;
  • с интересом слушает доступные его пониманию литературные произведения, рассматривает картинки в детских книжках, запоминает понравившиеся стихотворения и сказки и с удовольствием их рассказывает близким людям.

Анализируя речь своего малыша, нужно помнить о том, что все дети развиваются по индивидуальному маршруту, и чем старше они становятся, тем шире диапазон умений, отличающий одного ребёнка от другого. Тем не менее, когда уровень развития детской речи значительно отличается от речи сверстников, следует провести диагностику с участием квалифицированных специалистов и понять в чём причины такого отставания.

Предлагаем ознакомиться:  Ребенок 1 год отрыжка после еды


Ознакомьтесь с ориентировочными показателями развития речи. При заметных отклонениях от сроков не медлите, обращайтесь к специалистам.

Особенности:

  • у большинства деток речь активно развивается к году. Если в 5–6 месяцев это было «агуканье», в 6–8 месяцев – отдельные слоги, то к 11–12 месяцам речь усложняется. Вначале слова состоят из повторяющихся слогов (ба – ба, ма – ма, би – би, па – па) или односложные (дай, на, ам, гав);
  • в 1,5–2 годика словарный запас расширяется, появляются слова из нескольких слогов, словосочетания, простые фразы. Карапуз уверенно называет знакомых людей, описывает некоторые явления, предметы и действия («Маша хочет кушать», «Дай мне чашку»). Заметная задержка развития речи должна насторожить, но паниковать не стоит. Лучший выход – визит к логопеду;
  • в 3 года речь неплохо развита, ребёнок должен описывать картинку простыми фразами, интересоваться окружающим миром, задавать вопросы взрослым. Чем подробнее (в разумных пределах, без нужных поучений и нотаций) родители отвечают, тем богаче кругозор у ребёнка;
  • в 4 годика дошкольник должен осмысленно строить сложные предложения, составлять рассказ по картинке, описывать предметы, явления, события, происходящие вокруг.

Односложные ответы не побуждают к новым вопросам, зачастую, это мягкий намёк: «Отстань», «Не спрашивай больше», «У меня нет желания тебе всё объяснять». Чем чаще вы будете отмалчиваться, сквозь зубы произносить малопонятные слова, фразы, тем реже сын или дочка будут задавать вопросы. Помните: недостаток общения с родителями зачастую делает отношения в семье более прохладными.

Почему ребёнок не говорит: вероятные причины

Если вы заметили, что дочка или сын мало разговаривают, подумайте: ребёнок не может произнести определённые звуки (слова) или просто не хочет общаться, предпочитает отмалчиваться. Возможно, существуют неврологические нарушения, требуется медицинская помощь.

Иногда детки комфортно себя чувствуют без произнесения лишних фраз, отвечают короткими словами. При отсутствии поощрения со стороны родителей малыши вряд ли будут произносить длинные тирады или размышлять о чём-то интересном.

Ребенок 4 лет плохо говорит причины

Основные причины:

  • родовые травмы. К сожалению, в процессе тяжёлых родов у крохи иногда повреждаются отдельные участки головного мозга. Такие детки требуют особого внимания со стороны родителей и врачей. В большинстве случаев отклонения заметны на первом году жизни. Обязательное условие – постоянное наблюдение за развитием новорождённого. Кроме педиатра, родители должны регулярно показывать кроху детскому неврологу для контроля мозговой деятельности;
  • проблемы со слухом. Внимательные родители уже с первого месяца жизни малыша обратят внимание на первые признаки нарушений. Врождённая глухота или частичное снижение слуха появляются из-за негативного воздействия на плод во время беременности. Иногда причиной патологии становится наследственная предрасположенность;
  • детский аутизм. С каждым годом деток, живущих в «своём мире», становится всё больше. Аутист, зачастую, – это нормальный ребёнок, но полностью погружённый в себя. Ему просто не требуется общение с окружающими, малыш не страдает, не торопится говорить. Проблемой аутизма занимается психолог, детский невролог и психотерапевт. Не менее важна роль родителей;
  • нехватка внимания, дефицит речевого общения. Некоторые родители не знают, что воспитали «молчуна» сами. Нежелание разговаривать с ребёнком, постоянные окрики, вредные слова и фразы «Помолчи, я устал», «Что за чушь ты говоришь», «Потом поговорим», «Не приставай с глупыми вопросами» и тому подобные высказывания отбивают у деток желание разговаривать. Ребёнок, тихонечко сидящий в углу, никому не мешающий – идеальная картина для многих родителей. На самом деле, психологи предупреждают об опасности «ухода в себя», задержке речевого развития, скованности, проблемах в будущем;
  • отказ от «живого» общения. Многие родители по причине усталости (лени/непонимания важности контактов с ребёнком) заменяют совместное чтение книг, разучивание стихов, песенок, душевный разговор телевизором, компьютером, планшетом. Современные гаджеты увлекают малыша, разгружают родителей, которым не нужно отвечать на бесконечные «Почему?» Психологи быстро «вычисляют» деток, с которыми мало занимались. Нехватка живого общения отрицательно сказывается на эмоциональном развитии малыша, задерживает речевое развитие.

Совет родителям! Вы нашли сходство с ситуациями, которые часто происходят у вас дома? Вы понимаете, что мало общаетесь с малышом? Главное: признать ошибки, понять, что проблема существует, как можно скорее обратиться за помощью к психологу и логопеду.

Диагностика

Если у четырехлетнего ребенка подозревается ЗРР, в первую очередь необходимо показать ребенка участковому педиатру. У него находится вся информация о ребенке, начиная с момента его рождения, поэтому он сможет определить предварительные причины ЗРР.

Затем педиатр направит ребенка на обследование к другим специалистам:

  • Отоларинголог проведет осмотр ребенка на наличие плохого слуха, внутренних воспалений и разрастание аденоидов. Все это может повлиять на отставание в развитие речи.
  • Логопед проведет тестирование ребенка на развитие его логопедических и психомоторных навыков.
  • Обязательно и посещение психолога. Специалист определит психоэмоциональное состояние ребенка, поскольку очень часто расстройства психики затормаживают процесс речи. Психолог также выявит активность общения родителей с ребенком, чтобы понять, как они влияют на его развитие.
  • Невролог проведет диагностические мероприятия: МРТ, эхо-энцефалограмму и электроэнцефалограмму.

Полезные советы родителям

Больше всего родителей волнует ситуация, если ребёнок совсем не говорит в 3 года. В такой ситуации важна своевременная помощь врача. Если вам не удаётся найти подход к молчуну, посетите опытных специалистов.

Для решения проблемы потребуется консультация у нескольких врачей:

  • отоларинголога;
  • логопеда;
  • психолога;
  • детского невролога;
  • психотерапевта.

Коррекция нарушений речевого развития зависит от факторов, спровоцировавших проблему. Если слабая речь – это последствие родовой травмы, доктор назначит специальные препараты для нормализации мозгового кровообращения, порекомендует терапевтические методики, снижающие негативное воздействие неврологических нарушений. Обязательны занятия с логопедом, психологом, посещение детского развивающего центра.

Если ребёнок не хочет говорить из-за «педагогической запущенности», придётся изменить отношение к общению. Чем скорее взрослые поймут важность общения с сынишкой или дочуркой, тем скорее наладится речь.

Предлагаем ознакомиться:  Как проявляются аденоиды у ребенка 2 лет

Взрослые должны искренне интересоваться делами малыша, побуждать к вопросам на любые темы и, конечно, находить ответы. Выгода от изучения нового, интересного материала есть для всех сторон – кругозор расширяется не только у деток, но и у родителей.

Полезные советы:

  • при недостатке общения родители должны пересмотреть отношения с малышом, понять, что ребёнку в любом возрасте требуется не только еда и уход, но и внимание, общение, возможность поделиться радостью и бедой;
  • телевизор, компьютер должны отойти на второй план. Не отбирайте гаджеты, старайтесь, чтобы с вами было интереснее, чем с виртуальным другом;
  • больше читайте книжек, обсуждайте различные темы, вместе изучайте окружающий мир. Водите карапуза в зоопарк, детский игровой центр, парк отдыха;
  • отличное решение – совместные занятия. Совершайте вылазки на природу, готовьте вместе несложные блюда. Логопеды и психологи рекомендуют развивающие игры для детей 2–3 лет;
  • учите скороговорки, короткие стихи, сочиняйте истории, приглашайте продолжить рассказ. Никогда не смейтесь над его версией: малыш вновь замолчит;
  • придумывайте игры, в которых нужно подобрать рифму к слову (Ёжик – Ножик, Мушка – Кружка, Рыбка – Улыбка и так далее). Предложите произнести слово, отличающееся одной буквой, например, Зайка – Майка, Рот – Кот, ноГа – НоРа;
  • просите окончить фразу. Мама: «На ужин я приготовлю ….». Малыш: «Кашу (котлету, сырники)». Другой вариант: «Сегодня мы идём….». Малыш: «В зоопарк (на прогулку, в гости к бабушке, на детскую площадку)»;
  • развитие мелкой моторики. Пользу приносят упражнения для активизации речевого центра в головном мозге. Подходящие занятия: перебирать пальчиками макаронные изделия, сортировать крупу, завязывать/развязывать шнурки, рисовать пальчиковыми красками, лепить из пластилина и солёного теста;
  • общение с малышами на детской площадке. Чаще водите «молчуна» в песочницу, детский парк, игровой центр. Среди сверстников ваш малыш будет меньше стесняться, от развлечений появятся яркие эмоции, захочется поделиться радостью, рассказать о впечатлениях.

Ещё несколько полезных советов:

  • стимулируйте развитие речевых навыков. Вместе смотрите мультики, читайте книжки, рассматривайте картинки, водите деток на выставки. Задавайте вопросы о прочитанном, увиденном, старайтесь добиться развёрнутых ответов, продолжайте логическую цепочку. Не давите на малыша, если он не настроен на обсуждение;
  • многие специалисты советуют отдать малыша в садик. Дошкольники в 3 годика всё повторяют друг за другом. В детском коллективе разговорится даже самый упрямый «молчун». Обязательно объясните воспитателю проблему, попросите не давить на ребёнка: пусть маленький человечек сам захочет общаться. Существует немало примеров, когда, буквально, через неделю-другую после начала хождения в садик, малыш начинал активно говорить. Для успеха «предприятия» обязательно узнайте, как подготовить ребёнка к посещению детского сада;
  • детки плохо произносят отдельные звуки? Малыш стесняется насмешек из-за неправильного произношения, предпочитает отмалчиваться или отвечает коротко: «Да», «Нет», «Хорошо» и так далее? Обратитесь к логопеду. Регулярные занятия со специалистом, закрепление полученных знаний дома постепенно устранят проблему. Если малыш поймёт, что он может чётко произносить слова и фразы, то стеснение уйдёт, улучшится речь.

Теперь вы знаете причины и методы решения проблемы, если ребёнок мало или плохо говорит в 3 года. Обязательно проконсультируйтесь у специалистов, измените стиль общения с дочкой или сыном. Терпение и любовь к ребёнку помогут исправить ситуацию.

Прежде всего, получить консультацию логопеда. Если вдруг ваш ребенок стал заметно хуже говорить, это сигнал – возможно, малыш не получает в семье чувство защищенности и безопасности.

  • Ребенка с анальным вектором нельзя поторапливать. Его нужно почаще хвалить. Для развития речи и мышления читайте ему книги, предлагайте строить из деревянных кубиков домик, что-то мастерить руками.
  • Для кожного ребенка важно соревноваться и стремиться к победе. Если такой ребенок плохо говорит, заинтересуйте его выгодным призом за работу над речью. Речь и мышление такого малыша лучше развивать в подвижных играх, связанных со счетом и логикой.
  • Орального ребенка нужно выслушивать до конца. Приучайте его выделять главное в речи. Оральника нельзя бить по губам, чтобы не спровоцировать заикание или не вырастить патологического лжеца.
  • На звукового ребенка нельзя кричать и унижать его. Звуковику рекомендуется слушать тихую классическую музыку и осваивать азы программирования.

По каким причинам ребенок плохо говорит и что делать обеспокоенным родителям, как научиться понимать векторальные особенности своего ребенка – на эти и другие вопросы приглашаем получить ответы на бесплатных онлайн лекциях по системно-векторной психологии Юрия Бурлана. Регистрация здесь.

Что делать, если ребенок не говорит или говорит плохо в 4 года?

ЗРР нужно лечить, причем комплексно. В зависимости от запущенности ситуации могут быть назначены медикаментозные средства, занятия у логопеда, проведение логопедических упражнений дома, физиотерапия.

Лечение препаратами

Назначение медикаментозных препаратов не исключается, но давать их ребенку нужно только с назначения врача, а не самостоятельно. Чаще прописывают ноотропы, активизирующие выработку нейронов мозга:

  • «Лецитин»;
  • «Энцефабол»;
  • «Кортексин»;
  • «Актовегин»;
  • «Нейромультивит».

Также прописывают «Когитиум» – препарат, который нормализует работу зон головного мозга, отвечающих за формирование речи человека.

Препараты в основном оказывают стимулирующее работу головного мозга действие, но это никоим образом не панацея от задержки речевого развития. Ребенку обязательно нужно пройти курс коррекции у логопеда и дефектолога.

ребенок 4 лет плохо говорит причины

Цель логопеда – научить ребенка правильному проговариванию звуков, слогов и слов, грамотному построению фраз. В основном этот специалист работает как раз с детьми от 4 лет.

Предлагаем ознакомиться:  Порок сердца у ребенка симптомы

Дефектолог старается повысить интеллектуальный и социальный уровень ребенка. Специалист применяет систематические корректирующие игры, которые устраняют негативные факторы развития и восстанавливают функцию речи.

Самыми эффективными упражнениями, которые можно проделывать и дома, считаются дыхательные:

  • налить в блюдце воду, ребенок должен дуть на нее с разной силой;
  • при помощи трубочки создавать пузырьки в воде;
  • привязать к ниткам небольшие бумажные фигурки, на которые ребенку нужно дуть.

Видимый результат приносят и упражнения для мелкой моторики рук, например, лепка из теста или пластилина, сборка мозаики, поделки из природных материалов.

Врач-дефектолог начинает работать с детьми в возрасте от 2 лет. Современные медицинские центры разрабатывают целые программы для детей с нарушением развития речи – как групповые, так и индивидуальные.

Физиотерапия

Процедуры физиотерапии направлены на улучшение работы отделов головного мозга, повышение умственных и коммуникативных способностей ребенка, улучшение дикции и четкости речи. К физиотерапевтическим методам при ЗРР относятся:

  • магнитотерапия;
  • электрорефлексотерапия;
  • лазеротерапия.

Артикуляционные упражнения направлены на освоение ребенком правильного использования во время речи губ, языка, твердого неба и гортани, которые способствуют четкой речи. Продолжительность гимнастики составляет не более 10 минут при условии ежедневного выполнения.

Самыми простыми гимнастическими артикуляционными элементами являются:

  • умение растягивать губы в улыбке, при этом не размыкая зубов;
  • простая улыбка или смех;
  • укладывание язычка на нижней губе так, чтобы он был плоским;
  • умение «прятать» губы – поочередно и вместе.

Освоив эти упражнения, можно переходить к следующим, чуть более сложным:

  • перемещение языка от одного уголка рта к другому;
  • передвижение языка вверх и вниз, вправо и влево по нижним и по верхним зубам;
  • перемещение языка от одной щеки к другой.

Хороший результат оказывают следующие методы, которые используются как вспомогательные к основным:

  • дельфинотерапия – посещение дельфинария и прямой контакт ребенка с этими животными (можно заменить на общение с другими животными – лошадьми, собаками);
  • арт-терапия – рисование кисточками и пальцами;
  • остеопатия – массаж тела ребенка, который стимулирует нормальную работу всего организма;
  • различные уроки развития, связанные с творчеством: лепка, сборка пазлов, конструирование и т.п.

Задержка развития речи в 4 года – частая причина обращения родителей к специалистам. Этому способствуют и собственные переживания, и давление со стороны окружающих, и сравнивание своего ребенка с его сверстниками.

Речь ребенка – это показатель уровня умственного и психического развития. Когда ребенок плохо говорит, это всегда беспокоит родителей и специалистов по речевому развитию.

Есть две причины, почему ребенок очень плохо говорит. Первая – органическая: внутриутробные нарушения центральной нервной системы, короткая уздечка, неправильный прикус, особенности строения артикуляционного аппарата.

Рассмотрим функциональные причины, опираясь на знания Системно-векторной психологии Юрия Бурлана, которые позволяют понять особенности психики разных детей. Для этого используется понятие вектор. Вектор – это комплект врожденных свойств и желаний, который определяет характер ребенка, его поведение, наклонности, способности, особенности мышления и речи. Всего векторов – восемь.

Рассмотрим, как проявляются нарушения речи у детей с некоторыми векторами, а также причины, почему ребенок плохо говорит.

Кожный вектор. Его обладатель – подвижный, шустрый ребенок. Он любит говорить «нет!» и брать без разрешения чужие вещи. Когда кожный ребенок плохо говорит в 3-4 года, его речь часто ускорена и смазана.

Малыш, экономя время, говорит быстро, прерывисто и кратко. Часто у него нарушена структура слова. Поэтому он может переставлять местами слоги («ка-ма-сат» — вместо «са-мо-кат»), или не договаривать окончания («катЯ» — вместо «котята»). Часто кожный ребенок очень плохо говорит шипящие звуки и «Л-Р».

Анальный вектор. Его «хозяин» медлителен, нерасторопен, долго собирается с мыслями, вздыхает во время разговора. «А-а-а сююп. Ка-а-сяя… какая… кас-я-я? … не ка-чю… ка-а-с-ю- …». Он, как и кожный ребенок, «ломает» структуру слова, только говорит в замедленном темпе.

Если ваш ребенок плохо говорит в 4-6 лет, при этом все вокруг устают от его болтовни, то, скорее всего, у вашего ребенка оральный вектор. Такой ребенок громко тараторит без остановки, часто прикасаясь руками к губам и щекам.

Его язык высовывается между зубов при произнесении звуков: «С, Сь, З, Зь, Ц, Ть, Дь». Он склонен говорить вместо «шуба» – «сюба», вместо «железо» – «зезЕза», вместо «кошелек» – «касылек». Часто он говорит с пришепетыванием, небрежно.

А вот еще один ребенок, который иногда тоже плохо говорит в 5-6 лет. Такой малыш может долгое время молчать, а потом заговорить целыми предложениями. Он обладает абстрактным умом и в потенциале способен обрабатывать большие объемы информации. Перед нами – ребенок со звуковым вектором.

Звуковой ребенок часто переспрашивает: «А?.. Что?.. Кто?..». Он может долго сидеть с отсутствующим взглядом. Он задает недетские вопросы: «А для чего люди живут?», «А кто все это создал?». Голос у звуковика тихий, ему нравится уединение.

Это ребенок, который плохо говорит в линейной последовательности. Его речь похожа на дорогу с ямами. Он скажет два слова и замолкает, словно проваливаясь. А через несколько минут говорит конец фразы. Часто эти дети вместо «С, З, Ц» – произносят звуки «Ш, Ж, Ч».

Звуковых детей окружающие считают странными, и порой им ошибочно ставят диагноз аутизм. В неблагоприятных звуковых условиях им на самом деле угрожает это расстройство, поэтому очень важно понимать особенности психики и развития такого ребенка.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Про детей
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector