Ребенок плохо говорит в 2 года

Норма развития речи в 2 года и 5 месяцев

Хотя развитие речи у каждого малыша проходит по индивидуальному маршруту, существуют общие для всех нормы речевого развития и среднестатистические сроки появления тех или иных языковых единиц. К 2,5 годам малыши произносят простые фразы из двух слов, в словаре детей этого возраста содержится от 50 до 250 словесных единиц.

Готовность общаться со знакомыми и незнакомыми взрослыми и детьми – основное качество детской речи в этом возрасте. Хотя ребёнок говорит простыми предложениями, он легко может рассказать об увиденном, спросить о том, что его интересует.

Слабость мышц губ и языка, неумение выполнять тонкие движения органов артикуляции приводят к тому, что многие звуки малыш пока не может произносить точно. Овладение шипящими и сонорными согласными (л, р) ещё впереди.

Ребёнок 2,5 лет активно интересуется окружающим, часто спрашивает о предметах и явлениях, доступных его пониманию: «Что это?», «Зачем?», «Почему?». Эти вопросы нельзя игнорировать, потому что не получив несколько раз ответ, дети просто перестают обращаться ко взрослым.

Как развивается речь у ребенка

Когда на втором году жизни малыш не говорит либо мало произносит слов, родители нервничают и начинают искать причину возможных нарушений. Взрослым нужно понимать, что развитие речи ребенка – это сложный и длительный этап, который может не соответствовать общепринятым нормам.

Одни дети овладевают речевыми навыками очень рано, другим нужно время. Поэтому, если в знакомых, ребёнок такого же возраста уже произносит фразы из 2-3 слов, а ваш «карапуз» молчит, значит нужно уделить больше внимания активному общению.

Перед начальным проявлением связной речи должно пройти несколько этапов:

  • от рождения до года – в первые два месяца мама и папа из уст младенца слышат только плач. После трех-четырех месяцев ребенок начинает агукать и гулить. Способность осваивать речь и вести диалог появляется после полугода. Малыш внимательно следит за общением родителей, копирует артикуляцию, движения губ и пытается воспроизводить некоторые несложные звуки.
  • от 1 года до 3 лет – к году начальная стадия формирования речевого аппарата завершается. Ребенок понимает значение многих слов, умеет правильно формировать связь между предложениями и конкретными объектами. Например, завидев собачку, он будет показывать пальчиком и протяжно лепетать «ав-ав», на бабушку, говорит слог «ба» и прочее.
  • от трех до семи лет – реже пропускает предлоги и отдельные слоги. В этот период ребенок учится хорошо говорить простыми предложениями. Развитие речевого общения можно улучшить с помощью игр и частых разговоров в кругу семьи.

Если малыш часто задает вопросы, старайтесь на них отвечать, даже когда устали после рабочего дня. В 4-5 лет кроха очень любознателен, он активно изучает язык и быстро усваивает полученную информацию.

С момента появления на свет до года начинается подготовительная стадия развития речи. Чтобы в скором времени ребенок мог хорошо разговаривать, необходимы такие элементы:

  • эмоциональная близость с родителями для возможности копирования и подражания;
  • сенсорное восприятие мира;
  • физическая активность.

Начальным проявлением речи считают рефлекторный плач младенца. Уже к 2-4 месяцам он пытается агукать, а позже гулить. Эти звуки не несут никакого смысла. Интересно, что гулить могут и детки, глухие с рождения. Это говорит о природной способности человека осваивать речь.

С 5 месяцев кроха уже слышит и различает звуки, следит за движениями маминых губ и инстинктивно им вторит. Многоразовое воспроизведение конкретного движения закрепляет определенный двигательный навык.

К 7-9 месяцам ребенок учится сочетать звуки, и с каждым разом они становятся более интересными и сложными. Слышится лепет, протяжный напев слогов, что говорит о возрастном развитии речи. Так формируется взаимосвязь между речевым аппаратом и слухом, что содействует развитию голоса.

К году подготовительная стадия завершается. Ребенок уже владеет 5-12 словами. Он хорошо усвоил гласные буквы и знает согласные. Для общения с взрослыми он пока пользуется жестами, но может сопоставлять слова с конкретными предметами. К примеру, увидев собаку, он говорит «ава» или, завидя кошку, торопливо лепечет «кись-кись» и пр.

У некоторых полуторагодовалых детей словарный запас насчитывает около 50 слов. Здесь нужно научить карапуза сопоставлять свои слова с действиями. Он должен научиться безошибочно понимать и выполнять элементарные просьбы: «иди», «возьми», «отнеси» и пр.

Важно постоянно стимулировать его произносить однословные предложения, к примеру, «дай», «пойдем», «забери», а чуть позже, обыгрывая игрушки или листая книжку с картинками, составлять в разговоре несложные предложения: «собачка кушает», «птичка поет», «машина едет».

От 3 до 7 лет происходит развитие речевого общения. Ребенок активно учит язык при помощи игр и познавания окружающего мира. Взрослым нужно часто говорить с малышом, даже если они устали на работе и разговаривать совсем не хочется.

Признаки проблемы речевого развития

Педиатры рекомендуют не волноваться раньше времени, если ребенок не говорит в 2 года. Вначале необходимо определить причины задержки развития речи (ЗРР) и только после этого принимать меры. Для этого необходимо посмотреть за поведением малыша. Ведь кто как не мама лучше знает своего младенца и может понять, есть ли отклонения от нормы.

Рассмотрим ситуации, которые потребуют медицинской консультации:

  1. Грудничок никак не хочет реагировать на шум и громкий звук, а также голоса родителей.
  2. В три-четыре месяца малыш не гулит и не проявляет физическую активность на общение (отсутствует улыбка, реакция и повороты в стороны на звуки голосов).
  3. 9-12 месяцев, наблюдается низкая вербальная активность либо кроха не лепечет.
  4. В годик ребенок не способен показать на названные предметы на картинках, иллюстрациях.
  5. 1,5 года, отсутствует реакция на имя, когда его зовут, не умеет произносить несложные слова (мама, папа).
  6. В 2 года ребенок неохотно говорит односложные предложения или произносит речь невнятно.
  7. На третьем году словарный запас насчитывает не более 30-ти односложных слов, ребенок неправильно проговаривает окончания.

Педиатры советуют молодым мамам не пропускать графика плановых осмотров детей. Ведь чем раньше выявлена патология речевого развития, тем проще начать адекватное лечение, либо  составить для малыша методику интеллектуального обучения (при отсутствии неврологических расстройств).

Часто причиной отставания речи являются неврологические проблемы со здоровьем. Малыш плохо говорит в 2 и более года, а иногда и вовсе хранит молчание. В таких случаях малютка нуждается в медицинской помощи, и чем скорее это произойдет, тем легче вылечить патологию.

К основным причинам задержки речевого аппарата входят:

  • хронические болезни мамы, поражение ЦНС (центральной нервной системы) возникшие в ходе внутриутробного развития плода либо в послеродовой период;
  • пагубные привычки (курение, алкоголь, употребление наркотических, психотропных средств);
  • употребление лекарственных препаратов, противопоказанных в период лактации и беременности;
  • поздний токсикоз (гестоз) и угроза потери плода;
  • прием запрещенных антибиотиков;
  • недоношенность или продолжительность родов;
  • кислородное голодание (гипоксии плода);
  • черепно-мозговые травмы при родах;
  • инфекционные болезни (скарлатина, краснуха, корь, коклюш и пр.), перенесенные ребенком в столь раннем возрасте;

Отмечают также и физиологические причины, из-за которых ребенок не хочет говорить либо очень плохо разговаривает, это могут быть:

  • поражение слуха (тугоухость, глухота), в результате чего у детей ухудшается восприятие звука и процесс становления речи. Если в три года младенец не говорит, хотя раньше подавал позывы к разговору, следует посетить отоларинголога. Возможно у крохи врожденная либо приобретенная патология органов слуха;
  • недостаточное развитие речевого аппарата – отмечается обильное слюноотделение, открытый ротик. При патологии челюстных и лицевых мышц ребенку тяжело воспроизводить звуки, он не может глотать твердую пищу, появляется тошнота и рвота;
  • наследственные болезни или генетическая предрасположенность (например, замедленный рост нервных клеток у одного из родителей), также могут послужить причиной задержки речи у детей;
  • инфекционные болезни, которые поразили плод еще в период вынашивания ребенка. В итоге, у крохи нарушается процесс становления речевой деятельности, что отрицательно сказывается на его развитии и общении между людьми;
  • патология головного мозга или «аутизм». Такое болезненное состояние оборачивается тем, что кроха не может внятно говорить либо стремится уйти от контакта с окружающими.
Предлагаем ознакомиться:  Сколько лет у кристины орбакайте детям

Если по медицинским показателям все в норме, однако, ребенок в 2 года еще не говорит, либо плохо называет словосочетания из 2-3 слов, причины могут иметь социальный характер, а именно:

  1. Взрослые не уделяют внимания детям. Дефицит общения и запущенность – отбивают речевую активность, ребёнок закрывается, отсутствует интерес к окружающему и появляется устойчивое нежелание разговаривать.
  2. Стресс, частые ссоры в семье, испуг. Такие психологические нарушения замедляют появление речи. Чтоб выявить психологическую травму, следует обратить внимание на поведение малыша. Если он во время кормления часто вздрагивает ручками или ножками, кричит при появлении постороннего человека, либо у него имеются проблемы с недержанием мочи, следует побеспокоиться и проконсультироваться с врачом.
  3. Чрезмерная опека. Младенцу крайне необходимо общение и близость мамы и папы. Однако если переусердствовать с опекой, выполняя по первому требованию все желания и прихоти ребенка, то у него отпадет потребность разговаривать. А зачем? Ведь можно просто указать на интересующий предмет, немного покапризничать и получить желаемое.

Ребенок не разговаривает в 2 года

Не все родители одинаково относятся к темпу освоения их чадом родной речи. Кто-то удручён, что малыш не читает в 2 года наизусть детские стихи, а кто-то беспечно относится к тому, что на третьем году жизни ребёнок не говорит, или общается на «тарабарском» языке, и его никто, кроме мамы, не понимает.

Признаки отставания от возрастной нормы:

  • малыш не может выполнить простую инструкцию из 2 этапов: «Сначала поставь стул, потом посади туда мишку».
  • его словарный запас гораздо беднее, чем лексикон сверстников (от 20 до 50 слов).
  • он не обращается ко взрослым с просьбами и вопросами.
  • ему безразлично, понимают ли близкие люди то, что он говорит.
  • он не может показать знакомый предмет, принести по просьбе взрослого то, чего нет в зоне видимости.
  • в речи малыша нет фраз, предложений даже из двух слов.
  • его не привлекает чтение ему художественных произведений, рассказывание стихов и сказок.
  • он не повторяет или самостоятельно не рассказывает небольшие стихотворения.

Эти симптомы могут наблюдаться в комплексе или по отдельности. Они сигнализируют о темповой задержке речевого развития – состоянии, которое можно компенсировать регулярными занятиями, или об общем недоразвитии речи – более сложной патологии, коррекции которой придётся уделить гораздо больше времени.

Основные различия:

  • Темповая задержка речи, или задержка речевого развития (ЗРР) – органических поражений нет, интеллект и эмоциональное развитие в норме, «он все понимает, но не может сказать».
  • Общее недоразвитие речи (ОНР) – патология, в основе которой лежит поражение центральной нервной системы, но наряду с речевой аномалией очень часто вторично страдают и другие психические процессы (внимание, мышление, память).

Нужно знать, что в большинстве случаев речевое развитие мальчиков на 4–6 месяцев отстаёт от достижений девочек того же возраста. Причина такого несоответствия в том, что у мальчиков связь между двумя полушариями, обеспечивающая их согласованную работу, формируется с некоторой задержкой.

Им труднее, чем девочкам оформить грамматически правильно своё высказывание. С течением времени этот диссонанс устраняется, и именно чаще мужчины обладают яркой и образной речью, успешны на литературном поприще.

«Запаздывание речи» могут происходить по следующим причинам:

  • физическое истощение из-за соматических заболеваний;
  • патологии ушей и носоглотки;
  • поражения центральной нервной системы;
  • недостатки воспитания из-за невнимания к ребёнку, когда с ним не занимаются.

Патологии ЦНС ребёнка могут возникнуть по причине родовой травмы, асфиксии в родах, перенесённой нейроинфекции, травмы черепа, генетически обусловленных заболеваний. При посещении специалиста родителям малыша с задержкой речевого развития нужно, не скрывая, рассказать о возможных проблемах со здоровьем ребёнка, чтобы в дальнейшем получить эффективную помощь от него.

На каждой стадии формирования речи необходимо следить за поведенческим фактором малыша.

Что должно вызвать тревогу у заботливых родителей:

  • младенец не реагирует на шумы и звуки, и не поворачивается на мамин голос;
  • ребенок не гулит в 4 месяца, не проявляет радостного возбуждения при появлении родителей;
  • с 9 до 12 месяцев он не лепечет, у крохи отмечается низкая активность речи;
  • к году он не выполняет простейших словесных просьб (к примеру, не способен показать заданные предметы на картинках);
  • в 1,5 года ребенок не выговаривает легких слов и не реагирует на свое имя.
  • ребенок не может или неохотно говорит односложные слова в свои полных 2 года;
  • трехлетний карапуз не составляет односложных предложений, знает меньше 30 слов, произносит их неправильно и невнятно.

Любой тревожный признак является серьезным поводом для визита к врачу. Это даст возможность быстрей выявить расстройство и начать адекватное лечение.

Как помочь ребёнку заговорить

Существуют различные методики коррекции общего недоразвития речи и её темповой задержки, которыми владеют логопеды и дефектологи. В сочетании с необходимой медикаментозной коррекцией они дают прекрасные результаты.

Очень полезно развивать мелкую моторику, делать артикуляционную и пальчиковую гимнастику. Для развития мышц органов артикуляции можно делать массаж губ, языка, нижней челюсти. Различными тренажёрами типа каучукового мячика, мячика-ёжика, массажными кольцами массировать пальчики, ладошки, сопровождая это проговариванием весёлых стихов и потешек.

Что делать если ребенок не говорит

Появление речи у ребенка индивидуально и зависит от многих факторов – физиологических, психологических и социальных. При обнаружении задержки интеллекта многие родители не знают, что делать и какие специалисты работают с такими детишками.

Что советует врач Комаровский? Во-первых, призывает не паниковать, так как в большинстве случаев медицинская помощь не нужна. Во-вторых, чтоб научить малыша хорошо говорить, нужно создать благоприятную атмосферу в семье:

  • ограничить либо вовсе исключить просмотр телевизора, компьютера, планшета в присутствии детей;
  • больше уделять внимания двигательной активности, специальным логопедическим упражнениям и общению с малышом;
  • заниматься развитием мелкой моторики, которая напрямую зависит от работы речевого аппарата.

Старайтесь создать такие ситуации, при которых ребенок станет активнее разговаривать. Никогда не озвучивайте и не подталкивайте к произношению слов. Такие действия только усугубят ситуацию.

По статистике, большинство современных детей позже начинают говорить, чем их сверстники, родившиеся в конце 90-х годов. Логопеды и неврологи объясняют это тем, что современные детки больше времени проводят за играми в телефоне либо подолгу сидят у телевизора, при этом они меньше общаются.

Если у ребенка отсутствуют серьезные патологии, в силах каждого родителя помочь своему малышу начать разговаривать. Ниже приведены рекомендации специалистов, которые помогут разговорить самого молчаливого карапуза.

Советы логопедов

  1. Побуждайте ребенка к общению. Старайтесь больше разговаривать с малышом. Называйте предметы, которые видите вокруг, старайтесь проговаривать ребенку слова медленно и четко.
  2. Старайтесь общаться с ребенком правильно, не коверкая слова.
  3. Поощряйте и хвалите малыша за любые звуки, и пробы произнести слова.
  4. Задавайте открытые вопросы: кто нарисован на картинке? Как зовут эту куклу? Какого цвета эта машина?
  5. Не торопите его с ответом. Дождитесь ответа малыша, не перебивайте его, опережая с ответом на заданный вопрос.
  6. Старайтесь больше читать малышу книги и рассказывать сказки. Это обогатит его словарный запас и будет способствовать речевому развитию.
  7. Пойте простые песенки. Напевание песен вместе с малышом также положительно скажется на развитии его речи.
  8. Занимайтесь артикуляционной гимнастикой. Старайтесь уделять упражнениям ежедневно 10-15 минут. Этого времени будет достаточно для того, чтобы малыш научился управлять своими губами и язычком.
  9. Учите малыша правильно дышать. Правильное речевое дыхание поможет ему научиться верно произносить звуки, а затем слова.
    Речевой вдох нужно производить носом, речевой выдох – ртом.
Предлагаем ознакомиться:  ТТГ у детей: норма и отклонение

Эти упражнения помогут сформировать правильное речевое дыхание.

«Подуй на снежинку»

Скатайте из бумаги или салфетки несколько шариков. Предложите малышу представить, что это снежинки. Положите из на ладонь ребенку и предложите подуть на снежинки, так чтобы они слетели с ладошки малыша.

Ребенок плохо говорит в 2 года

«Бабочка»

Вырежете из бумаги или салфетки бабочку и закрепите ее на нитку. Держите нитку в руке и дуйте на бабочку, так, чтобы она «летала». Попросите малыша подуть на бабочку самостоятельно.

«Кораблики»

Сделайте кораблик из бумаги. Налейте воды в таз или детскую ванночку. Дуйте на кораблик, создавая на воде волны.

  • Упражнение на развитие артикуляционного аппарата

«Заборчик»

ребенок плохо говорит в 2 года

Широко откройте рот, растягивая губы в улыбке, таким образом, чтобы были видны сомкнутые челюсти. Зафиксируйте губы в таком положении на несколько секунд.

Попросите малыша повторить за вами. Чтобы упражнение было веселее выполнять, читайте такой стишок.

Зубки ровно мы смыкаемИ заборчик получаем,А сейчас раздвинем губы –Посчитаем наши зубы.

«Слоненок»

Вытяните губы трубочкой, изображая хобот слоненка. Челюсти при этом должны быть плотно сжаты. Задержите губы в таком положении на 5 секунд. Попросите малыша повторить за вами. Покажите ему, как должен быть правильно сомкнут рот и вытянуты губки.

Пока малыш выполняет упражнение, читайте ему стишок.

Подражаю я слонуГубы хоботом тяну…Даже если я устану,Их тянуть не перестану.Буду долго так держать,Свои губы укреплять.

  • Игры на развитие моторики

Простые упражнения на развитие двигательной активности в сочетании с произнесением стишков также хорошо стимулируют речевую активность.

Мы идем по кругу, посмотри,И шагаем дружно: раз, два, три.Мы скачем по дорожке, меняя часто ножки.Поскакали, поскакали: скок, скок, скок,А потом, как аисты встали – и молчок.

Итак, если ребенок в возрасте 2 лет не говорит, родителям в первую очередь следует выяснить, есть ли у малыша тяжелые речевые патологии, физиологические или психологические причины нарушения речи. Если таковые имеются, важно обратится к специалистам: логопеду, дефектологу, детскому неврологу.

Если малыш лишь незначительно отстает в речевом развитии от сверстников родителям важно обеспечить карапузу развивающую среду и всячески стимулировать его речевое развитие при помощи занятий.

Посмотрите видео, где логопед подробно рассказывает о том, почему ребенок может не разговаривать в 2 года и как ему помочь начать говорить.

Многие врачи старой закалки утверждают, что ребенок в 2 года должен уметь говорить предложения из 2-3-х слов, выговаривать союзы в предложениях. Если этого умения у ребенка нет, значит, они торопятся ставить диагноз «задержка психического развития».

  • Но современные педиатры не такие категоричные, ведь они берут во внимание индивидуальные особенности ребенка.
  • Например, доктор Комаровский уверен, что если ребенок в 2 года не разговаривает, то родители должны уделить больше внимания своему малышу. Важен не просто результат, а тенденция к нормальному развитию.
  • Если ребенок в 2 года знает 10-15 слов, и в 3 года он также знает всего 15 слов, то это повод для волнения. Если ребенок к 3-м годам повторяет уже 30 слов, хоть это и мало, но у него есть тенденция к развитию, значит, волноваться не стоит.

Что делать родителям, если их малыш не разговаривает либо говорит неохотно и плохо:

  • Для того чтобы развивать речь малыша, важно придерживаться чёткого режима дня. Это означает, что должно присутствовать правильное питание, чередование сна и отдыха. Это будет способствовать его полноценному развитию и здоровью. В бодром состоянии и в хорошем расположении духа он будет активнее и легче идти на контакт. И соответственно делать первые шаги в речевом развитии.
  • Чаще разговаривайте с грудничком и ребёнком постарше. Обращайтесь к нему, рассказывайте об окружающем мире, о себе. Делитесь переживаниями или радостными моментами. Это будет не только развивать его речь, но и учить пониманию себя и своих реакций. А также создавать более близкую и глубокую связь в отношениях. Такой малыш будет расти, ощущая внимание и принятие близких, что будет способствовать его нормальной самооценке и собственной значимости для других.
  • Если малыш не разговаривает либо говорит неохотно и плохо – проводите больше времени вместе, качественно и активно. Устраивайте чаще совместный отдых на природе или вместе занимайтесь домашними делами. Принимая участие в помощи взрослым, ребёнок будет стараться быть похожим на них, что очень мотивирует развивать  речевые способности.
  • Играйте в различные игры с ним, направленные на развитие. Всяческие лёгкие пазлы, карточки с животными либо предметами будут пополнять его словарный запас и стимулировать повторять за вами верное произношение. Главное, не давите на него, не заставляйте, чтобы избежать негативизма. Увлечённый игрой, он сам будет пытаться выговаривать слова.
  • Предлагайте окончить вашу фразу. Подходит в тех случаях, когда ребёнок понимает, но ему нет смысла говорить о своих желаниях, потому что взрослый их предугадывает. К примеру, «Сегодня после сна мы пойдём…», «Ты хочешь скушать…». Это также помогает распознавать свои потребности и понимать, что родители прислушиваются к его мнению и желаниям.
  • Мелкая моторика играет очень значимую роль в активизации речевого центра. Можно делать вместе поделки из теста или пластилина. Продаётся кинетический песок, который может увлечь даже взрослых. Пусть перебирает крупу и макаронные изделия. Подготовьте пространство и одежду, чтобы порисовать пальчиковыми красками. Развивают моторику и сосредотачивают внимание различные шнуровки, когда карапуз пытается продеть кончик в дырочку. Рассыпьте в миску разноцветных пуговиц и бусинок. Расскажите про их размеры по отношению друг к другу и формы.
  • Читайте сказки, рассказывайте стишки, потешки и частушки. Это развивает, пополняет словарный запас двух или трёхлетнего ребёнка. И что немаловажно, создаёт радостное настроение. А колыбельные песенки расслабляют и вызывают ощущение комфорта и безопасности.
  • Если малыш плохо говорит, посещайте чаще детские площадки, парки и игровые центры. Когда он заиграется с малышом, который уже говорит, то будет пробовать копировать его,  делать как он. Это родители привыкли понимать и угадывать потребности своего ребёнка без слов. А незнакомые люди, тем более детки будут провоцировать скорейшее подключение речевого центра.
  • Если «молчуну» уже три года, а он почти не говорит, то психологи рекомендуют отдать его в садик. В компании таких же дошкольников он сможет разговориться. Главное, подготовить его к саду. Объяснить воспитателям, что малыш пока не говорит и что не следует давить на него или требовать.  И со временем, пройдя адаптацию к новым условиям, карапуз сам проявит желание делать как остальные детки.

Подробно о том, как развивать речь у дошкольников, вы можете узнать из статьи по ссылке. А также вам могут быть полезны упражнения по развитию речи, в статье по ссылке.

Чем раньше вы начнёте коррекционную работу, тем проще вашему малышу будет заговорить. В 2015 году психологи и логопеды одного из ДОУ Москвы проводили исследования с детьми трёхлетнего возраста, у которых были задержки в речевом развитии.

Родители этих десятерых малышей придерживались вышеупомянутых рекомендаций. В основном задача была делать подделки и прочее для развития мелкой моторки. А также много читать книг, стихов и потешек. Через год 9 из 10 детишек догнали по речевому развитию своих одногодок.

Ребенок не говорит в 2 года, только мычит, но все понимает: причины

Часто родители 2-х летнего малыша не обращают внимание на то, что их кроха не разговаривает. Но, если у него хорошо развит интеллект, он понимает взрослых и выполняет их просьбы, поддерживает контакт с родителями, активно общается жестами и нет проблем со слухом, но при этом ребенок в 2 года не разговаривает — это не норма. Такое состояние называется расстройством экспрессивной речи.

Педиатры и логопеды выделяют два вида причин, почему ребенок не говорит в 2 года, а только мычит, но все понимает:

  1. Социальные
  2. Физиологические

С этими двумя видами проблем могут быть связаны такие причины, почему малыш не разговаривает:

  • Внешние причины. У крохи нет мотивации. Он чувствует большую заботу и поэтому нет стимула к речи. С малышом нужно разговаривать. Если он будет только слышать голоса из телевизора или планшета, то разговаривать такой ребенок не будет.
  • Внутренние причины. Сюда следует отнести наследственный фактор, неврологические проблемы и нарушение развития органов артикуляции. Если кто-то из родителей в детстве начал поздно говорить, то и их сын или дочь может повторить ситуацию, но с каждым поколением проблема может усугубляться. Поэтому будьте настороже. Ребенок не сможет произносить звуки, если у него короткая уздечка языка, сниженный тонус мышц лица или были перенесены травмы в раннем возрасте.
Предлагаем ознакомиться:  Гидроцефалия головного мозга у детей до и после года: симптомы и лечение

Обучающие методики произношения звуков

Неврологические причины недоразвития речи

Существует ряд простых методик, способных научить кроху говорить слова и звуки, а также сложные конструкции речи:

  • Озвучивание предметов – изображений на картинках, иллюстрациях. Ребенок хорошо улавливает слова и пытается повторять за мамой. Здесь очень важна интонация и четкость произношения («это птичка», «здесь кошка»). Не настаивайте, если он что-то забыл, либо отказывается отвечать. Лучше повторить еще раз название изображенного объекта. Основная задача – это подтолкнуть упрямого малыша к разговору.
  • Чтение потешек, сказок, стишков, использование кукольных спектаклей. Следите за речью, чтоб ребенок отвечал правильно, просите повторять те слова, которые он не смог произнести или плохо выговаривает.

Советы логопедов

Данные специалисты работают с детьми, у которых нарушена или отсутствует речь. Они рекомендуют всем родителям малышей, у которых задерживается развитие речи выполнять следующие упражнения:

  • Показывать пальцем на какой-либо предмет, произнося четко его название. Затем взять руку ребенка и дотронуться до этого объекта, опять повторив слово. Крохе будет намного легче усвоить название предмета, если у него создастся какая-нибудь ассоциация с ним, например, что он холодный, гладкий и так далее.
  • Сесть напротив малыша, чтобы он видел лицо, и воспроизводить слова. При этом важно усиливать артикуляцию, шире открывая рот, сильнее вытягивая губы. Ребенок будет смотреть на родителя и пытаться повторить то, что он делает и произносит. Такое занятие придется всем детишкам по душе.
  • Изучать животных можно немного упростив задачу. Не следует учить полные слова, можно сначала попробовать изучить звуки, которые произносят звери. К примеру, показывать собачку и проговаривать «Ав-ав», кошку «Мяу, мяу» и так далее.
  • Петь простые песенки, написанные специально для маленьких деток. Нужно подобрать такое музыкальное произведение, в котором часто звучат одни и те же слова. Необходимо при этом активно артикулировать. Важно, чтобы ребенку 2 года была небезразлична эта песня, иначе он не захочет подпевать вам. Благодаря пению слова намного проще запоминаются и произносятся.

Проводя такие занятия ежедневно, нужно проявить терпение. Положительный результат обязательно будет, но не так скоро, как бы этого хотелось.

Почему многие современные дети в 2 года плохо говорят? Отсутствие прогресса в общении может свидетельствовать о несовершенстве артикуляционной системы – короткой уздечке языка, пониженном тонусе мышц.

Для того чтоб ребенок быстрее освоил первые слова и начал говорить, с ним необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой. Для этого мама показывает упражнения, а кроха повторяет:

  • высунув язык, водит слева-направо, прикасаясь к уголкам рота;
  • «широкая улыбка» – на 2-3 секунды широко открывает рот, затем смыкает верхние и нижние зубки»
  • «рисование» – проводит язычком по зубам и вокруг мягкой части неба;
  • «трубочка» – складывает губы в трубку и дует, меняя темп (слабо или сильно).

Обучающие музыкальные игры и мультфильмы помогут научить малыша произношению звуков и слов, а также развитию правильной дикции. Ведь ребенку всегда интересней смотреть на любимых персонажей и проговаривать вслух их высказывания, чем общаться со своими родителями.

В сети интернет можно найти много детских игр для развития наблюдательности, творческого мышления, обогащения словарного запаса и формирования у крохи навыков членораздельной речи.

В 2 года у малыша отличное представление об окружающем мире, но не все дети в этом возрасте используют свой словарный запас. Как говорилось выше, у многих детей могут быть проблемы с речью как внутренние, так и внешние.

  • Игра с карточками. Сделайте карточки и нарисуйте или наклейте на них животных или транспорт. Попросите ребенка достать одну карточку и назвать, что изображено на ней. Пусть малыш подумает, не торопите его. Если ребенок растерялся и не может назвать слово, то через 15 секунд назовите слово сами, четко выговаривая по слогам.
  • Детские стихи-прибаутки. «Ладушки-ладушки» и другие стишки помогают отлично развить речь. Можно использовать любые интересные стихи из любимой детской книги ребенка.
  • Игра «Кто как говорит». Попросите ребенка повторить звуки животных. Сначала спросите его: «Как говорит собачка?», «Как говорит киска?». Если ребенок сам не произносит слова, тогда через 10-15 секунд нужно произнести правильные ответы.
  • Глупый взрослый. Если ваш ребенок жестами или отдельными звуками показывает, что хочет, к примеру, яблоко, то вы сделайте вид, что не понимаете, и спросите у него: «Ты хочешь лопатку? Нет? А может тебе дать ведерко?» Долго ребенка не мучайте, 3 «неправильных» ответа будет достаточно, иначе малыш может расплакаться.
  • Кто сидит в мешке? В небольшой тряпичный мешок сложите несколько любимых игрушек-животных ребенка. Чуть приоткрывая мешок, показывайте только голову одной игрушки, и попросите кроху назвать животное.
  • Кто как разговаривает? Для двух лет нормально, если малыш будет не называть животное или предмет, а будет повторят звуки, которые они издают. Вы можете только спрашивать: «Как капает дождик? — Кап-Кап», «Как звенит колокольчик? — Дзинь-дзинь» и так далее.
  • Упражнения для развития мышц лица. Артикуляционная гимнастика поможет развить речь. Но маленького ребенка сложно заставить делать какие-либо упражнения. Самый лучший вариант — это кривлянье перед зеркалом. Попросите малыша показать обезьянку и высунуть язык или пусть он изобразит льва и покажет зубы.
  • Развиваем мелкую моторику рук. В области подушечек пальцев расположены рецепторы, которые влияют на мозговой центр моторики. Он расположен рядом с речевым отделом мозга. Для развития мелкой моторики подходят все игры с перебиранием небольших предметов, а также лепка или обычный массаж пальцев. Только выбирайте игры с не слишком мелкими предметами, иначе малыш их может засунуть в рот, нос или ухо.

Моторная алалия у детей

Многие родители отмечают, что после того как они отдали своего ребенка в детский сад, малыш начал говорить. Находясь вместе с другими детьми, ребенок быстро учится всем жизненным навыкам, в том числе и речевым.

Развитие мелкой моторики

Научить ребёнка хорошо говорить можно с помощью пальчиковых игр. Педиатры советуют начинать обучение мелкой моторики рук с самого раннего возраста. Детям нравится изучать мир касательными движениями. Например, можно предложить считалку.

Мама перечисляет названия животных на картинках и поочередно зажимает крохе пальчики.  Для начала достаточно нескольких занятий в день. С каждым последующим  месяцем, изучайте новые, более увлекательные игры.

Помните, что лепки из пластилина, перебирания бусинок, собирание пазлов, завязывание шнурков и прочие игровые занятия, должны соответствовать возрасту вашего ребенка.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Про детей
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector