Ребенок не говорит в год лечение

Критические периоды в становлении речи

Многие специалисты не дают точного ответа, какой должна быть речь ребенка в 4 года. Каждый ребенок развивается индивидуально: если один в 4 года только начинает складывать слова в предложения, то другой уже вовсю болтает без умолку, способен разучивать и рассказывать детские стишки, описывать окружающую его действительность. Но и в том, и в другом случае принято считать, что ребенок развит нормально для своего возраста.

Критериев нормального развития ребенка в этом возрасте несколько. Ребенок в 4 года должен:

  • уметь быстро и логично излагать ход своих мыслей;
  • оперировать имеющимся словами и со смыслом вставлять их в предложения;
  • обладать повышенной внимательностью и концентрацией во время рассказов взрослых и уметь правильно отвечать на поставленные ими вопросы;
  • уметь составлять и употреблять в ежедневном общении и простые, и сложноподчиненные предложения;
  • определять и указывать на ошибки в речи, сделанные одногодками, при этом не замечать подобных ошибок у себя;
  • уметь рифмовать простые слова, которые складываются в маленькие стишки;
  • правильно произносить такие звуки, как «ш», «ж», «щ», «ц», «ч»;
  • уметь находить и называть отдельные звуки в словах;
  • осуществлять расстановку ударений не на те слоги, спутывать их между собой в словах, состоящих из 3 и более слогов.

В науке выделяется три этапа развития детской речи. В норме ребенок должен пройти их все:

  1. Доречевой этап. Возникает в первые месяцы жизни и длится до одного года. Формирование речи начинается с произношения определенных звуков, которые называются младенческим лепетом и гулениями.
  2. Дограмматический этап длится до двух лет. В это время закладываются основы словообразования.
  3. Грамматический этап начинается в три года. Ребенок учится говорить правильно, учитывая окончания, запоминает порядок слов в предложениях.

Возраст

 Что должен уметь произносить ребенок

1-й месяц

Формирование речевых зон тесно связано со слухом. На 14-15-й дни малыш должен реагировать на внешние звуки, особенное оживление вызывает голос мамы. Чуть позже он способен различать интонацию. На грубый, резкий голос он начинает кукситься, а на спокойное, ласковое обращение улыбается. Единственным способом общения на этом этапе является крик.

К концу первого месяца ребенок успокаивается под мелодичный напев. Здесь нужно и важно петь колыбельные.

2-4-й месяцы

Услышать гуления можно на 2-м месяце. Сначала ребенок начинает агукать. Чуть позже он уже может протягивать несколько гласных звуков — получается свирель. Лепет появляется ближе к 4-му месяцу. Важно, что агуканье наблюдается даже у частично или полностью глухих малышей.

5-6-й месяцы 

Ребенок внимательно наблюдает за движениями губ взрослых, пытается подражать. Многократные попытки закрепляют двигательный навык губами. К полугоду малыш говорит слогами короткие слова: ма-ма; ба-ба; тя-тя и т.п.

7-9-й месяцы

Процесс становится осмысленным. Ребенок начинает соотносить слова с окружающими предметами, действиями и явлениями. «Тик-так» означает часы, «бух» – падать. Также активно в лексикон входит слово «дай»! Ребенок запоминает не только новые слова, но и реакцию на них окружающих. Так начинают формироваться временные связи.

10-12-й месяцы

Речь в основном представлена существительными, которые ребенок употребляет только в единственном числе и именительном падеже.

1-1,5 года

В год возникают первые попытки составить короткое предложение в виде просьбы: «Мама, дай-дай!». Ребенок запоминает словесные обозначения частей тела, названия игрушек, имена взрослых. В этот период в речи появляются глаголы в форме повелительного– наклонения: «Иди!»

1,6 -2 года

Активные период развития самостоятельной речи. Ребенка интересует всё, что его окружает. Он постоянно задает вопросы и при этом многократно повторяет ответ, пытаясь заучить его. В этом возрасте он может односложно ответить на общий вопрос, понимает короткие вопросы, которые начинаются со слов «где», «что», «кто».

3 года

Появляется активное и пассивное слушание. Ребенок прислушивается к разговорам взрослых, любит слушать сказки, стихи. Это важный этап для формирования активного словарного запаса.

Важно! До 1,5 лет ребенок имеет пассивный словарь из 30-80 слов. Период резкого скачка в развитии речи происходит в возрасте 1,5-2 лет. В этот период ребенок знает уже около 300 слов. К трем годам количество слов увеличивается в четыре-пять раз.

Каждый педиатр интересуется, когда заговорил ребенок, так как это один из главных показателей психического развития. Если вовремя не заметить задержки речи и не обратиться к специалисту, то с течением времени справиться с этим будет все сложнее.

Нейронные связи, отвечающие за понимание и произношение слов, могут постепенно ухудшаться. Это неизбежно приведет к задержке не только речевого, но и умственного развития, лишит человека социальной адаптации, в результате могут возникнуть психические проблемы. Подробнее о задержке речевого развития→

Можно выделить предречевой и речевой периоды. Первый из них  начинается с момента рождения.

Уже в первый год жизни малыша мама должна контролировать, реагирует ли он на окружающий мир. В норме присутствуют следующие этапы:

  • 1-4 месяца – младенец издает короткие звуки, гулит, растягивая гласные;
  • 5 месяцев – в речи возникают согласные звуки;
  • 6-8 месяцев – повторяет за родителями слоги и простые слова;
  • 10 месяцев – можно услышать первое «мама».

Речевой этап начинается с 1 года. К этому времени кроха знает свое имя, 10-15 простых слов, пытается повторять новые слова, с которыми к нему обращаются взрослые.

С 1 года до 2 лет проходит очень важный период становления речи. Малыш учится говорить простейшими фразами, расширяет словарный запас до 200-300 слов, начинает употреблять в речи множественное число, глаголы, задает вопросы («что?»).

После двух лет он должен понимать содержание сказок, стихов, называть цвета, свойства предметов. В три года речь более развитая, используются падежи, времена, предлоги, местоимения.

В 4-5 лет малыш охотно вступает в диалоги, пересказывает увиденное или услышанное. В задаваемых взрослым вопросах акцент переносится на «почему?».

Участки коры головного мозга, ответственные за речь и движения пальцев рук, тесно взаимосвязаны. Чем больше у детей задействована мелкая моторика, тем лучше работает область головного мозга, которая обеспечивает дикцию, память.

Поэтому полезно вместе с малышом перебирать крупу, чистить вареные яйца. Эффект имеют совместные игры с использованием детского конструктора Лего, собирание мозаики, пазлов. Дети с удовольствием учатся шнуровать ботинки, завязывать узелки, раскрашивать картинки, лепить из пластилина.

Развитие речевых навыков идет поэтапно. Любой патологический фактор, воздействующий на определенный период речевого развития (болезнь, сильный стресс), может остановить его.

До года малыш переживает очень важный период формирования речи. Уже с 1 месяца мать должна ласково обращаться к нему, чаще называть по имени, стараясь вызвать ответный лепет. От отдельных звуков, лепета и гуления, характерных до 6-месячного возраста, к 1 году кроха переходит к произношению отдельных слогов.

Критическим можно назвать и годовалый возраст. Постепенно формируется речь, состоящая из одинаковых слогов, односложных слов. Ощутимые изменения происходят в возрасте 2-3 года: с двух лет малыш может выражать свои желания с помощью фраз, с трех лет – говорит предложениями. Если этапы становления речи не соответствуют возрастным нормам, стоит обратиться к специалистам.


Ознакомьтесь с ориентировочными показателями развития речи. При заметных отклонениях от сроков не медлите, обращайтесь к специалистам.

Особенности:

  • у большинства деток речь активно развивается к году. Если в 5–6 месяцев это было «агуканье», в 6–8 месяцев – отдельные слоги, то к 11–12 месяцам речь усложняется. Вначале слова состоят из повторяющихся слогов (ба – ба, ма – ма, би – би, па – па) или односложные (дай, на, ам, гав);
  • в 1,5–2 годика словарный запас расширяется, появляются слова из нескольких слогов, словосочетания, простые фразы. Карапуз уверенно называет знакомых людей, описывает некоторые явления, предметы и действия («Маша хочет кушать», «Дай мне чашку»). Заметная задержка развития речи должна насторожить, но паниковать не стоит. Лучший выход – визит к логопеду;
  • в 3 года речь неплохо развита, ребёнок должен описывать картинку простыми фразами, интересоваться окружающим миром, задавать вопросы взрослым. Чем подробнее (в разумных пределах, без нужных поучений и нотаций) родители отвечают, тем богаче кругозор у ребёнка;
  • в 4 годика дошкольник должен осмысленно строить сложные предложения, составлять рассказ по картинке, описывать предметы, явления, события, происходящие вокруг.

Односложные ответы не побуждают к новым вопросам, зачастую, это мягкий намёк: «Отстань», «Не спрашивай больше», «У меня нет желания тебе всё объяснять». Чем чаще вы будете отмалчиваться, сквозь зубы произносить малопонятные слова, фразы, тем реже сын или дочка будут задавать вопросы. Помните: недостаток общения с родителями зачастую делает отношения в семье более прохладными.

Предлагаем ознакомиться:  Как отучить ребенка от ночного кормления смесью в 1 год

Подготовительный этап (первый год)

С самого рождения у ребенка начинается формирование речи. 1 этапом овладения ею, можно считать первые звуки(гуление), крик и даже плач. Здоровый малыш издает громкий, чистый с коротким вздохом и протяжным выдохом крик.

Гулить начинает с двух месяцев. Такие голосовые проявления у малыша и есть начальный показатель развития речи.

К третьему месяцу гулениепереходит в лепет. Лепет представляет собой сочетание звуков. Складывать буквы в слоги ребенок начинает в возрасте полугода.

К 7 – 9 месяцам появляются более разнообразные звуковые сочетания, которые он повторяет за взрослым. Темп, тон и интонацию в дальнейшем он легко перенимает.

Когда идти к врачу и какие специалисты могут помочь?

Признаками ЗРР в этом возрасте является следующее:

  • ребенок общается потоком звуков, с интонацией, но разобрать, о чем идет речь, невозможно или почти невозможно;
  • ребенок не проявляет интереса к разговору, а когда с ним пытаются заговорить, общается при помощи жестов;
  • ребенок знает очень мало слов (меньше 20), не хочет повторять за родителями произнесенное ими слово или просто убегает в процессе обучения;
  • нет восприятия к простым поставленным задачам, состоящим из двух действий (например, «подойди к столу», «принеси мяч», «поставь кубик» и т.п.);
  • из произносимой речи «выпадает» много слов, поэтому понять ребенка очень сложно;
  • ребенок пытается повторять слова песен из любимых мультиков или фразы мультипликационных героев, но получается лишь набор звуков.

Может быть и так, что поначалу малыш нормально развивается, произносит звуки и слоги, но по достижении 4 лет так и не заговорил. Поэтому следить за развитием ребенка нужно постоянно.

Дефекты речи для детей 4 лет могут быть разнообразными: ребенок может не произносить ни звука или же наоборот говорить много, но абсолютно неразборчиво. Оба случая в таком возрасте должны стать поводом для обращения родителей к ряду специалистов, а именно: невропатологу, психоневрологу, дефектологу, логопеду или отоларингологу.

Основными признаками, по которым легко можно определить задержку речевого развития, являются:

  • ребенок говорит таким образом, что разобрать смысл предложений или даже отдельных слов порой сложно или вообще невозможно;
  • у малыша отсутствует интерес к общению, даже с самыми близкими людьми;
  • словарный запас очень ограничен (в некоторых случаях даже 20 словами);
  • ребенок не изъявляет желания повторять за родителями слова или же молча удаляется в процессе таких занятий;
  • малыш не воспринимает и не выполняет просьбы в которых заключено два действия, например, возьми игрушку и посади её на диван;
  • ребенок все понимает и выполняет элементарные просьбы, но процесс никогда не комментирует;
  • при произношении предложений теряется большинство слов.

Основными причинами того, что ребенок не говорит в 4 года, зачастую являются:

  • недоношенность, родовые травмы или кислородное голодание мозга из-за асфиксии;
  • инфекционные заболевания матери во время вынашивания ребенка;
  • созревание мозговых структур с существенной задержкой;
  • наследственность (если у кого-то из родителей была задержка развития речи, то у ребенка вероятность повторения ситуации возрастает в несколько раз);
  • синдромы Эдвардса или Дауна;
  • травмы головы, полученные в младенческом возрасте;
  • патологии слухового аппарата, из-за которых возможно снижение слуха или его полное отсутствие;
  • сильные стрессы или нервные потрясения (например, из-за скандалов и громких ссор между родителями);
  • отсутствие внимания родителей к ребенку.

К постановке диагноза ЗРР могут привести следующие причины:

  1. Родовая травма, которая привела к внутричерепному кровоизлиянию. При этом могут быть травмированы речевые зоны головного мозга, что впоследствии приведет к задержке речи у ребенка.
  2. Инфекционные, вирусные заболевания, перенесенные на сроке от четырех недель до четырех месяцев беременности. Развитие в этот период внутриутробной патологии способно вызвать грубое недоразвитие речи.
  3. Черепно-мозговые травмы, тяжелые заболевания в возрасте до трех лет могут дать осложнения на слух, зрение и речь.
  4. Задержка речевого развития часто связана с педагогической запущенностью или гиперопекой. В первом случае взрослые неохотно поддерживают общение с малышом, все попытки ребенка вступить в активный разговор пресекаются. При чрезмерной опеке все действия и желания ребенка предугадываются наперед. Это лишает малыша стимула к развитию коммуникативных навыков.
  5. Неполноценное речевое окружение, которое представлено глухонемыми родителями, родственниками с дефектами речи. В этом случае ребенок скопирует все недостатки речи у взрослых. К ЗРР приводит и ограничение социальных контактов вследствие болезни.
  6. Патологии в физическом развитии. Недоразвитие речевых зон, апраксия мышц лица, волчья губа, критически малый вес при рождении, незрелость плода при многоплодной беременности.
  7. Наследственность. Если кто-то из родителей имеет тугоухость, то есть риск рождения малыша с такой же патологией.
  8. Психические нарушения. Если к трем годам ребенок плохо разговаривает, то это может быть симптомом аутизма, олигофрении. К отказу от активной речи приводят травмирующие ситуации, длительный стресс, сильный испуг.

Диагноз ЗРР ставится только в раннем дошкольном периоде. Но обычно при своевременном обращении к специалистам этот дефект удается исправить.

Папа с ребенком

Первые тревожные звоночки можно заметить уже на первом году жизни ребенка. Отсутствие эмоционального отклика на игрушки или улыбку взрослого, замедленная реакция на происходящее вокруг могут говорить о неврологических проблемах.

В шесть-семь месяцев ребенок способен часами издавать различные звуки, он активно лепечет, а к году пародирует мимику родителей. Если вы не замечаете этого у своего ребенка, то следует проконсультироваться с врачом.

О проблемах в речевом развитии могут говорить еще и следующие признаки:

  • В 1,5 года малыш не откликается на свое имя, не понимает простейших просьб, не говорит «мама», «няня», «папа». Есть трудности с жеванием и проглатыванием твердой пищи.
  • К двум годам ребенок говорит лишь несколько простых слов, не пытается связать их в предложения. Малыш не запоминает новые названия предметов, имена.
  • В 2,5 года активный словарь состоит из 10-20 слов. При этом ребенок не может назвать частей своего тела, не понимает простых вопросов: «Кто это?», «Где мама?», «Как зовут собачку?». Вместо просьб малыш мычит и показывает пальцем.
  • В три года ребенок — редкий молчун или его речь очень неразборчива. Даже близкие люди понимают его с трудом. Малыш не умеет активно слушать, стихи и сказки его утомляют.
  • Растягивание слов, слишком замедленная речь. При этом в семье подобных нарушений ни у кого нет.
  • Общение происходит с помощью зеркальных фраз, которые он слышит от взрослых. Также речь ребенка представлена заученными фразами из мультиков, игр.
  • Независимо от возраста малыш постоянно держит рот чуть приоткрытым. Чрезмерное выделение слюны без челюстных патологий.

Не стоит принимать за ЗРР чрезмерную избирательность малыша в собеседниках. Если вы переживаете, почему ребенок не разговаривает в незнакомом месте, избегает контактов с малознакомыми людьми, включая детей на детской площадке, то обратитесь за консультацией к детскому психологу. Возможно, ребенок смущается или боится быть отвергнутым.

Причины нарушения формирования речи могут быть различными. На развитие этого навыка влияют внутренние и внешние факторы.

Дефицит внимания родителей пагубно сказывается на развитии речи. Например, с ребенком не разговаривают, мало играют, а живое общение заменяет постоянно работающий телевизор. В такой ситуации малыш не будет хотеть словесно контактировать, хотя может цитировать телевизионную рекламу, мультфильмы.

Взрослые заняты выяснением взаимоотношений, говорят на повышенных тонах, кричат друг на друга. Это пугает ребенка, у него нет желания общаться с родителями. Негативная реакция развивается, если близкие говорят быстро, не стараясь, чтобы он их понял.

Задержка в становлении речи часто наблюдается в двуязычных семьях. Малыш постепенно осваивает оба языка, но это занимает много времени. Чтобы не доставлять себе лишних тревог, родителям, общаясь дома, нужно говорить на одном языке.

Нельзя постоянно навязывать навыки правильной речи. Когда родители медленно, членораздельно говорят фразы и слова, а потом навязчиво требуют их повторить, это может обернуться отказом малыша разговаривать вообще.

речь ребенка

Сильный стресс, испуг, жестокое обращение, резкая перемена социальной среды (раннее начало посещения детского сада, переезд) часто вызывают психологические нарушения. Даже имея речевые навыки, ребенок отказывается вступать в словесный контакт, выражая протест против окружающей обстановки.

Задержка формирования речи может быть обусловлена физиологическими причинами. Чаще всего к этому приводят:

  • нарушения в работе центральной нервной системы (внутриутробное поражение головного мозга, родовая травма, последствия нейроинфекций и черепно-мозговых травм, перенесенных в раннем детском возрасте);
  • снижение или отсутствие слуха;
  • нарушение артикуляции из-за дефектов развития или повреждения мышц и нервов языка, лица, глотки, гортани, мягкого неба;
  • зрительные нарушения;
  • отставание в физическом развитии;
  • частые простудные заболевания;
  • наличие хронических болезней с частыми обострениями.
Предлагаем ознакомиться:  Ежедневное меню ребенка 1 год

Нужно учитывать наследственность, половую принадлежность (мальчики начинают говорить несколько позже), а также индивидуальные особенности.

Начинать всегда нужно с педиатрического осмотра. Далее, детский доктор определит, осмотр каких специалистов необходим.

Позже при отсутствии речи основными консультантами являются невролог, психолог, логопед. Результаты проведенных тестов на соответствие речевого развития возрастной норме крайне важны для определения лечебной тактики.

Если ребенок в 2 года не говорит, он должен быть обследован у дефектолога. С 3 лет при отсутствии речи обязательны осмотры психоневролога, стоматолога. В 4 года логопед поможет скорректировать неправильное произношение отдельных звуков.

  1. Стресс. Сильное потрясение, пережитое ребенком, может полностью остановить развитие речи. Разговорить его сможет только специалист, причем очень высока опасность возникновения заикания на почве испуга.
  2. Тяжелая психологическая атмосфера дома может также привести к задержке речи.
  3. Задержка психомоторного и психического развития, соответственно, тормозит и формирование речевых навыков. Поэтому крайне важно наблюдать за ребенком, особенно, плохоговорящим.
  4. Отдельным важным пунктом следует выделить неврологические причины как результат тяжелой беременности или сложных родов, травм головы или даже просто слишком частых падений ребенка. Специалисты на основе наблюдений пришли к выводу, что более чем в 50% случаев задержка формирования речи является следствием ММД (минимальной мозговой дисфункции).

Почему ребенок не разговаривает в 4-5 лет – разбираемся в причинах задержки речевого развития

С рождения до трех месяцев:

  • На звучание игрушки, голос не реагирует.
  • Не поворачивается в сторону источника звука.
  • Неестественно протекает доречевой период (редко агукает и гулит, мало звучность, однотипность произносимых звуков).

От 4 до 7 месяцев:

  • На звуки все еще не реагирует (нет лепета и гуления).
  • К издающим звуки игрушкам не проявляет интерес.
  • Практически не откликается на жестикулирование взрослых.

От 8 месяцев до 1 года:

  • Не произносит повторяющихся открытых слогов (ба-ба, ла-ла) и не пытается говорить наипростейшие слова из 2-3 букв.
  • На звук нет реакции.
  • На просьбы показать, где у деда ушки, нос, глазки и т. д., нет соответственного ответа.
  • Не проявляет реакции на свое имя, на вопрос: «Где папа?» в ответ не смотрит в его сторону.
  • Не радуется во время совместных игр, не играет в пальчиковые игры.

От 1 до 2 лет:

  • Неактивно повторяет и не произносит простых слов, не понимает их.
  • Ограниченный словарный запас.
  • На вопросы, например: «Как тебя зовут? Что тебе дать?» не поступает даже однозначного ответа.
  • Аморфное лепетание с использованием только односложных слов (ням, ля, па, биби).
  • На предложение указать некоторые детали у известных персонажей, не может этого сделать. Например: «покажи, где у медведя лапы?»

От 2 до 3 лет:

  • Не может строить словосочетания из 2 и больше слов, словарный запас ограничен 20 и меньше словами.
  • Может говорить только фразами из мультфильмов, часто повторяет слова взрослых.
  • Даже с родными неохотно идет на речевой контакт.
  • Не может указать: вверх, вниз, вперед, назад.
  • По-прежнему используются аморфные слова, а звукоподражания не воспроизводятся.
  • Просьбу: «Возьми мяч и брось маме» не может выполнить (берет другой предмет или бросает другому человеку).

Перечисленные признаки говорят о ЗРР, которую необходимо корректировать до пятилетнего возраста.

  • А когда заговорили вы и ваш муж? Поинтересуйтесь у своих родителей об этом. Если один из родителей поздно начал разговаривать, то это может передаться по наследству, и у ребенка будет наблюдаться задержка. Но если ему уже 3 года и больше, а он не может складывать слова в простые предложения, то лучше обратиться к врачу.
  • После тяжелой болезни или недоношенности организм ослабевает, формирование нервной системы замедляется, речь отстает в развитии.
    ребенок не говорит в 5 лет причины и лечение
  • Для постоянного пополнения словарного запаса нужно понимать речь тех, кто его окружает. Ослабленный слух затрудняет этот процесс. Нарушение слуха может привести к заторможенному интеллектуальному развитию, следовательно, и речи.
  • Проблемное протекание родов (гипоксия, родовая травма) также может привести к ЗРР.
  • Чрезмерное игнорирование ребенка приводит к тому, что он перестает говорить. Родители не помогают ему развивать речевую активность, очень редко разговаривают с ним. Однако при излишнем внимании к своему малышу, родители могут столкнуться с той же проблемой. У него нет надобности в разговорах, когда он может просто указать жестом на желаемую вещь.
  • Постоянные стрессы, неблагоприятные условия жизни, резкая смена места проживания, частые ссоры родителей могут нарушить психику, из-за этого он перестанет говорить.

Что делать, если ребенок не говорит или говорит плохо в 4 года?

ЗРР нужно лечить, причем комплексно. В зависимости от запущенности ситуации могут быть назначены медикаментозные средства, занятия у логопеда, проведение логопедических упражнений дома, физиотерапия.

Лечение препаратами

Назначение медикаментозных препаратов не исключается, но давать их ребенку нужно только с назначения врача, а не самостоятельно. Чаще прописывают ноотропы, активизирующие выработку нейронов мозга:

  • «Лецитин»;
  • «Энцефабол»;
  • «Кортексин»;
  • «Актовегин»;
  • «Нейромультивит».

Также прописывают «Когитиум» – препарат, который нормализует работу зон головного мозга, отвечающих за формирование речи человека.

Препараты в основном оказывают стимулирующее работу головного мозга действие, но это никоим образом не панацея от задержки речевого развития. Ребенку обязательно нужно пройти курс коррекции у логопеда и дефектолога.

Цель логопеда – научить ребенка правильному проговариванию звуков, слогов и слов, грамотному построению фраз. В основном этот специалист работает как раз с детьми от 4 лет.

Дефектолог старается повысить интеллектуальный и социальный уровень ребенка. Специалист применяет систематические корректирующие игры, которые устраняют негативные факторы развития и восстанавливают функцию речи.

Самыми эффективными упражнениями, которые можно проделывать и дома, считаются дыхательные:

  • налить в блюдце воду, ребенок должен дуть на нее с разной силой;
  • при помощи трубочки создавать пузырьки в воде;
  • привязать к ниткам небольшие бумажные фигурки, на которые ребенку нужно дуть.

Видимый результат приносят и упражнения для мелкой моторики рук, например, лепка из теста или пластилина, сборка мозаики, поделки из природных материалов.

Врач-дефектолог начинает работать с детьми в возрасте от 2 лет. Современные медицинские центры разрабатывают целые программы для детей с нарушением развития речи – как групповые, так и индивидуальные.

Физиотерапия

Процедуры физиотерапии направлены на улучшение работы отделов головного мозга, повышение умственных и коммуникативных способностей ребенка, улучшение дикции и четкости речи. К физиотерапевтическим методам при ЗРР относятся:

  • магнитотерапия;
  • электрорефлексотерапия;
  • лазеротерапия.

Артикуляционные упражнения направлены на освоение ребенком правильного использования во время речи губ, языка, твердого неба и гортани, которые способствуют четкой речи. Продолжительность гимнастики составляет не более 10 минут при условии ежедневного выполнения.

Самыми простыми гимнастическими артикуляционными элементами являются:

  • умение растягивать губы в улыбке, при этом не размыкая зубов;
  • простая улыбка или смех;
  • укладывание язычка на нижней губе так, чтобы он был плоским;
  • умение «прятать» губы – поочередно и вместе.

Освоив эти упражнения, можно переходить к следующим, чуть более сложным:

  • перемещение языка от одного уголка рта к другому;
  • передвижение языка вверх и вниз, вправо и влево по нижним и по верхним зубам;
  • перемещение языка от одной щеки к другой.

Хороший результат оказывают следующие методы, которые используются как вспомогательные к основным:

  • дельфинотерапия – посещение дельфинария и прямой контакт ребенка с этими животными (можно заменить на общение с другими животными – лошадьми, собаками);
  • арт-терапия – рисование кисточками и пальцами;
  • остеопатия – массаж тела ребенка, который стимулирует нормальную работу всего организма;
  • различные уроки развития, связанные с творчеством: лепка, сборка пазлов, конструирование и т.п.

Задержка развития речи в 4 года – частая причина обращения родителей к специалистам. Этому способствуют и собственные переживания, и давление со стороны окружающих, и сравнивание своего ребенка с его сверстниками.

Своевременное определение нарушений развития речи и оперативное принятие мер, если ребенок в 4 года не хочет общаться, способно помочь устранить проблему и её последствия. Для достижения максимального эффекта рекомендуется совмещать несколько методик, которые должны быть назначены после комплексного обследования малыша у невропатолога, психоневролога, дефектолога, логопеда и отоларинголога.

Поскольку задержка развития речи зачастую связана с нарушением мозгового кровообращения, то для устранения проблемы с применением медикаментозных средств используют ноотропные препараты, действие которых направлено на активизацию определенных участков мозга.

Предлагаем ознакомиться:  Чем лечить аденоидит у ребенка 3 лет

К таким препаратам относятся:

  • Актовегин;
  • Лецитин;
  • Кортексин;
  • Когитум и др.

Физиолечение

Если ребенок в 4 года не говорит, то для развития речи могут быть использованы:

  • магнитотерапия;
  • лазеротерапия;
  • электрорефлексотерапия.

Данные процедуры обладают способностью стимулировать центр мозга, отвечающий за интеллектуальные способности ребенка, его дикцию, активность речи, запас слов. Перед проведением данных манипуляций обязательной является проведение комплексной диагностики и консультации, так как существует ряд весомых противопоказаний.

Для полноценного речевого развития крайне важно создать эмоционально благоприятную обстановку. Активно побуждайте ребенка к проговариванию просьб, желаний. Всегда старайтесь слушать внимательно речь малыша, не перебивайте его и не торопите, не поправляйте без надобности, не критикуйте. Всё это будет положительно влиять на формирование речевых навыков.

Как научить ребенка разговаривать, если вы уже заметили отставание в речевой деятельности? Здесь важно уделять больше времени живому разговору, ведь телевизор и радио не дадут эмоционального подкрепления, которое очень важно для мотивации ребенка к разговору.

Ребенок не говорит в год лечение

Однако не проявляйте чрезмерной активности с разговорными просьбами: «Скажи, что это?», «Назови, что ты видишь?». Такой напор родителей зачастую приводит к обратной реакции. У ребенка может сформироваться речевой негативизм, когда малыш молчит,  выступая против чрезмерного внешнего давления.

В этом поможет использование ритмики. Подвижные игры со звуковыми или музыкальными эффектами, настольные групповые игры с живым активным общением позволяют ребенку стать более раскрепощенным, и слова сами будут срываться с губ.

Ежедневно используйте методики для развития и стимулирования мелкой моторики. Центры головного мозга, которые отвечают за движения руки и пальчиков (мелкая ручная моторика), и зоны артикуляции находятся в тесной взаимосвязи.

Если вы развиваете руки, речь может «подтянуться» автоматически. Хороший результат дают пальчиковые игры («сорока–белобока»), массаж подушечек пальцев, перебирание крупы, собирание пазлов, шнурование, игра на музыкальном инструменте.

Постоянно говорите с ребенком, проговаривайте все совместные действия, следите за правильностью и четкостью своей речи. Развивайте слух, внимание. Для этого играйте в игры «Узнай, кто говорит», «Сломанный телефон (узнать слово по шепоту)», «Какой инструмент сейчас проиграл?».

Для правильной постановки звуков обязательны занятия с логопедом. Если задержка речевого развития связана с психическими или неврологическими нарушениями, то нужно посетить невролога, дефектолога и психиатра.

При активных занятиях и своевременном лечении ЗРР полностью устраняется до школы. В старшем возрасте никаких отклонений не наблюдается. Самое главное не откладывать обращение к специалистам!

ребенок не говорит в год лечение

Фото: Рexels

Если ребенок в год не говорит, необходимо обследование у невролога, отоларинголога, окулиста. Родители должны больше общаться с ним, петь с ласковой интонацией однотипные слоги: ма-ма, ба-ба.

Если малыш не заговорил в два года – помогут занятия с дефектологом, активное стимулирование родителями речевых навыков. Ребенок не хочет говорить в 2,5 года – педагогическая и логопедическая коррекция должны быть продолжены.

Когда ребенок в 3 года не говорит, проводятся консультации невролога, отоларинголога, логопеда. Необходимы пальчиковые игры, ненавязчивая стимуляция общения, логоритмика, логомассаж, занятия по расширению словарного запаса.

Не решена проблема в 4 года – проводится полное обследование, чтобы выяснить, почему ребенок не говорит. Обязательным является использование комплекса психолого-педагогических и коррекционных мероприятий на фоне медикаментозного лечения.

Терапия зависит от результатов обследования и выставленного диагноза. Медикаментозное лечение включает препараты из различных лекарственных групп:

  • ноотропы (оптимально курсами 4 раза в год);
  • сосудистые препараты;
  • витамины группы B;
  • общеукрепляющие средства.

Из немедикаментозных средств эффективны: массаж, особенно головы и воротниковой зоны, иглорефлексотерапия, электропроцедуры, магнитотерапия. Важны занятия с дефектологом, логопедом.

В любом возрасте нельзя ограничивать ребенка в общении. Нужно больше разговаривать, употреблять простые, понятные слова. Задав вопрос, нельзя торопить с ответом, иногда полезно ответить за малыша, он запомнит и потом повторит.

Нельзя кричать, в грубой форме указывать на неверное понимание или произношение слов. Нельзя наказывать за плохую речь, нежелание говорить.

Обучать речи нужно поэтапно. Не форсировать процесс, стремясь, чтобы ребенок быстро преодолел отставание от сверстников. Родители должны двигаться от простого к сложному, переходить от рассматривания картинок в книжке к пальчиковым играм, занятиям с конструктором. Подробнее о конструкторе для детей разного возраста→

Стоит ли ждать у моря погоды?

Мнение специалистов — однозначно, нет! Несомненно, индивидуальный темп развития отрицать нельзя, но то, на что можно было бы «закрыть глаза» в 2 года, в 4 уже требует коррекции.

Все дело в том, что проблема, не решенная в более раннем возрасте, как снежный ком растет, создавая новые. Без общения ребенок не может правильно развиваться ни в интеллектуальном, ни в эмоциональном плане.

В возрасте до 3 лет речь у детей еще находится в процессе формирования, а значит, нагонять надо не так уж и много. Главное, вовремя найти причину и постараться ее устранить.

Что должно беспокоить родителей:

  • К 4-5 годам у ребенка полностью отсутствует связная речь. К этому возрасту ребенок уже должен полностью «перерасти» младенческий лепет и слоги вместо слов. 13 способов научить ребенка говорить.
  • Ребенок говорит, но словарный запас очень беден. Некоторые слова заменены одним или двумя слогами.
  • Слова не согласуются в предложении между собой.
  • Ребенок понимает все, что ему говорят и может выполнить просьбу, однако свою мысль при этом выразить не может.
  • В речи много ошибок как лексико-грамматического, так и фонетического характера.

Самым простым способом проверить, все ли у ребенка в порядке, является понимание его высказываний посторонним человеком. Часто в семье только мама понимает, что говорит ребенок. К пятилетнему возрасту это уже является поводом для обращения к специалисту.

Домашние занятия и игры

Для нормального речевого развития нужно постоянно заниматься с детьми дома.

Как происходит расширение речевой среды:

  1. На уровне роста малыша в квартире расклеить яркие картинки, рассказывать, что изображено. Стимулировать повторить сказанное или прокомментировать изображение. Картинки желательно менять каждые 7-10 дней, чтобы ребенок не потерял интерес.
  2. В процессе игры подтолкнуть к повторению за мамой слогов, добиваться имитации голосов животных, изображения которых рассматривает. Для детей старше 4-х лет подходят игры с диалогами и песенками.
  3. Общение с детьми, в том числе, старшими по возрасту и взрослыми.
  4. Чтение книг с выражением. Давать возможность выразить эмоции, повторить слово, закончить фразу, прочитанную мамой.

Большое значение имеет улучшение мелкой моторики. Важна доброжелательная обстановка в семье, нужно говорить с малышом ласково, вызвать ответную улыбку, смех.

Очень полезны дыхательные упражнения. Вместе с ребенком нужно выдувать мыльные пузыри, задувать горящую свечу, дуть на одуванчики. Это развивает органы речи.

Эффективна артикуляционная гимнастика: перед зеркалом малыш повторяет за взрослым различные мимические упражнения – высовывает язык, вытягивает губы трубочкой, надувает щеки, широко улыбается. Надо, чтобы процесс сопровождался звуками, попытками произнести слова.

Существуют книжки-ступеньки, которые помогут постепенно осваивать речевые навыки. Они прекрасно оформлены, яркие цвета привлекают внимание ребенка. Рассматривая картинки, мама должна называть предметы, потом ненавязчиво просить повторить название, прокомментировать изображение.

Некоторых детей занимает разглядывание фотографий. Это также поможет разговорить ребенка. Нужно спросить, кого он видит, что делает, где находится сфотографированный человек.

Очень полезны развивающие музыкальные игрушки. Помогает пение детских песенок, стишков. Лето – благоприятное время для улучшения общения, этому способствуют игры на свежем воздухе, знакомство с природой.

Мама наблюдает за ребенком

Если речь плохо развита в 4-5 лет, эффективны ролевые игры, разучивание скороговорок, пословиц. В интернете можно найти развивающие компьютерные игры, способные побудить детей говорить активнее.

Стимулирует речь общение с домашними животными. В любом случае важно заниматься тем, что интересно ребенку. Полезно вести дневник, в котором фиксируются достижения малыша.

Когда молчание не является золотом

Проблемы со звукопроизношением, четкостью и связностью речи напрямую влияют и на такие психические процессы, как память, мышление, внимание и пр. А значит, длительное неговорение приводит к более глубоким нарушениям.

В 4-5 лет неговорящему ребенку ставят диагноз ОНР — общее недоразвитие речи на фоне нормального интеллекта и слуха. ОНР может быть 4 уровней, однако любая из них является поводом для коррекции.Учитывая возраст детей, к этому времени отставание от сверстников уже довольно значительное, так что заниматься придется много и упорно.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Про детей
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector