Ребенок не разговаривает в 3 года что делать: мой опыт

Механизм формирования речи

Часто родители задаются вопросом о том, в каком же возрасте малыши начинают говорить? Процесс формирования речи начинается буквально с рождения и завершается примерно в 4 года, когда дошкольник уже умеет выговаривать все звуки родного языка, а также составлять слова и строить связные предложения.

В специализированной литературе выделяют следующие этапы формирования речи:

  1. Подготовительный (от рождения до года). Плач, которым ребенок привлекает внимание к себе и сообщает о своих потребностях, а также гуление, лепет направлены на тренировку артикуляционного аппарата и являются характерными для полугодовалого крохи проявлениями речи. В возрасте 10-12 месяцев большинство малышей радуют своих близких первыми короткими, но уже осмысленными словами.
  2. Преддошкольный этап (от года до трех лет) характеризуется активным усвоением артикуляции звуков, повторением слов за взрослыми. В этот период слова малышей еще неразборчивые, отрывистые. Тем не менее кроха двух-трех лет уже в состоянии донести до взрослого свои просьбы и выразить эмоции.
  3. Дошкольный (от трех до семи лет) этап. До четырех лет у большинства детей полностью формируется звукопроизношение. В этом возрасте малыши уже умеют составлять связные небольшие рассказы, активно общаются с другими детьми и взрослыми. К пяти годам словарный запас детей составляет от 4000 до 6000 слов. Если ребенок 3-5 лет не разговаривает, необходимо обратить на это внимание и проконсультироваться со специалистами.
  4. Школьный этап характеризуется усовершенствованием речи, углублением грамматических и морфологических знаний.

Что делать

Своевременное определение нарушений развития речи и оперативное принятие мер, если ребенок в 4 года не хочет общаться, способно помочь устранить проблему и её последствия. Для достижения максимального эффекта рекомендуется совмещать несколько методик, которые должны быть назначены после комплексного обследования малыша у невропатолога, психоневролога, дефектолога, логопеда и отоларинголога.

Поскольку задержка развития речи зачастую связана с нарушением мозгового кровообращения, то для устранения проблемы с применением медикаментозных средств используют ноотропные препараты, действие которых направлено на активизацию определенных участков мозга.

К таким препаратам относятся:

  • Актовегин;
  • Лецитин;
  • Кортексин;
  • Когитум и др.

Физиолечение

Если ребенок в 4 года не говорит, то для развития речи могут быть использованы:

  • магнитотерапия;
  • лазеротерапия;
  • электрорефлексотерапия.

Данные процедуры обладают способностью стимулировать центр мозга, отвечающий за интеллектуальные способности ребенка, его дикцию, активность речи, запас слов. Перед проведением данных манипуляций обязательной является проведение комплексной диагностики и консультации, так как существует ряд весомых противопоказаний.

Занятия с ребенком артикуляционной гимнастикой направлены на быстрое освоение движений языка, губ, гортани и твердого неба и должны быть ежедневными со средней продолжительностью 5-10 минут (больше не рекомендовано).

Основными упражнениями, которые можно выполнить без специальной подготовки, если ребенок не разговаривает или очень плохо разговаривает, являются:

  • улыбка – малыша необходимо рассмешить или рассказать ему веселую историю, чтобы он улыбнулся;
  • заборчик – учим улыбаться с сомкнутыми зубами;
  • прятки с губами – показываем малышу, как спрятать одну губу, потом другую, а затем и обе;
  • блинчик – язык должен быть плоским и лежать на нижней губе.

После успешного усвоения данных упражнений можно приступать к более сложным:

  • часики – язык передвигается по углам рта;
  • чистка зубов – язык передвигается по нижним зубам вправо-влево, вверх-вниз;
  • орешки – язык упирается то в левую, то в правую щеку.

Упражнения

Дыхательные упражнения:

  • с разной интенсивностью дуть на водичку;
  • дуть через тонкую соломинку в емкость с водой, чтобы получались пузырьки;
  • дуть на листочки деревьев или бумажное оригами, привязанное на нитке.

Упражнения на мелкую моторику рук:

  • пальчиковые игры (сорока, ладушки и др.);
  • упражнения для активности кистей рук.

Упражнения, совмещающие стихи и движение – каждая строчка стиха стимулирует к выполнению определенного действия.

Альтернативными методами развития речи могут послужить дельфинотерапия или иппотерапия, но эти процедуры могут быть рекомендованы только специалистом, исходя из состояния ребенка.

Меня часто просят поделиться опытом по поводу задержки речевого развития у ребенка. А я до сих пор не знаю – болезнь это или природная лень, или анатомическое строение языка, носоглотки, или недостаточные занятия с ребенком в раннем детстве, или какие–то другие причины, по которым ребенок не может или не хочет говорить.

Когда следует бить тревогу?

Многие родители, если их ребенок в 3 года не разговаривает, объясняют это тем, что ближайшие родственники крохи тоже поздно произнесли свои первые слова и «ничего, как-то выросли». К сожалению, такой факт свидетельствует только о том, что у малыша есть генетическая предрасположенность к ЗРР.

Поэтому раннее обнаружение симптомов и своевременное обращение к специалистам может непосредственно отразиться на дальнейшей жизни малыша. Если ребенок до 4 лет не разговаривает, причинами для обращения к врачу могут стать следующие факторы:

  • травма малыша (в том числе родовая);
  • обнаружение симптомов нарушения ЦНС, генетических заболеваний;
  • отсутствие у грудничка реакции на звуки, у полуторогодовалого малыша — словоподражания, у старших детей — слов и связной речи.
Предлагаем ознакомиться:  Календарь прививок детям до года и после года

Диагноз «задержка речевого развития»

Моя дочь поздно начала говорить… Листаю сейчас ее упитанную потрепанную медицинскую карточку, которая много лет пролежала у меня в шкафу. Записей много, каждый месяц – отчет патронажной сестры, в котором говорится, что девочка развивается в соответствии с возрастом.

Вот выдержка из записи в 9 месяцев: «Общее состояние удовлетворительное. Девочка активная. Ходит, держась за опору (самостоятельно она пошла в 1 год 2 месяца), говорит «ма-ма», ба-ба», «дай», «на», играет игрушками, самостоятельно пьет из чашки».

В годовалом возрасте – «говорит отдельные слова, гуляет достаточно. Массаж проводят, купают ежедневно».До трех лет лексикон ее почти не пополнялся, она продолжала говорить отдельные односложные слова. Ребенок не разговаривает в 3 года что делать?

В три года и 9 месяцев моей дочери поставили диагноз «задержка речевого развития».Нам даны рекомендации:

  1. Лечение у детского психиатра.
  2. Занятия с логопедом:
  •  развитие слухового и зрительного внимания, общей и речевой моторики,
    фонематического слуха;
  • подготовка артикуляционного аппарата к постановке звуков;
  • расширение импрессивной и экспрессивной речи;
  • повышение уровня представления об окружающем мире;
  • работа над грамматическим строением языка;
  • воспитание внимания, памяти, уверенности, усидчивости, работоспособности.

Ко всему этому прибавилось заикание в остром периоде. Я почему-то не очень встревожилась из-за диагноза «задержка речевого развития», так как была уверена в своем ребенке – с умственным развитием у нее все в полном порядке.

В это время у меня уже была еще дочь и мы ожидали третьего ребенка (они родились с разницей в один год), и я с ними уехала к бабушке в другой город. Папу оставили дома одного.

К какому врачу обращаться?

Родители обращаются с жалобой: «Ребенку 3 года — не разговаривает». Что делать в такой ситуации? В первую очередь необходимо определить причину состояния. Для этого потребуется обратиться к таким специалистам, как:

  • педиатр — он проведет общий осмотр, определит отклонения в развитии согласно возрасту;
  • отоларинголог проверит слух малыша;
  • дефектолог оценит развитие речевого аппарата;
  • логопед определит степень формирования звукопроизношения;
  • невролог сможет обнаружить нарушения ЦНС;
  • детский психолог поможет определить наличие страхов, замкнутости и других расстройств и внутренних проблем.

Если родители видят отставание от норм их «молчуна», стоит начать с педиатра. Возможно, он порекомендует обратиться к неврологу, отоларингологу, сурдологу, психиатру. Назначить лечение (ноотропные препараты, физиопроцедуры, оперативное вмешательство) может только врач.

Логопед — это педагог, а не доктор, и он не в силах установить причину проблем с развитием речи. К тому же весьма распространена практика, что логопеды занимаются с детками постарше. Случается, необходима совместная работа логопеда и медиков.

Избавление от фобии

В гостях у бабушки моя дочь без видимых внешних причин испугалась собственной тени. Дома невозможно было включить лампу, а на улице не должно быть солнца. Врачи отметили у нас синдром гипервозбудимости.

На руках или в коляске доченька вела себя весело и непринужденно, но при малейшей попытке поставить ее на землю начинала поджимать ноги и кричать. Невропатолог посоветовал смоделировать какое-то радостное событие для ребенка.

После не очень долгих размышлений мы вызвали нашего папу (пока нас не было, он успел сдать экзамены и поступить в институт). Договорились о времени приезда и ожидали его на улице, дочь была у меня на руках.

Мальчик молчит

Ей мы ничего не говорили о приезде папы, просто гуляли, как обычно. Когда она увидела папу, то сама выскользнула из моих рук и бросилась к папе. Больше она ни разу даже не вспомнила о своих страхах, которые не отпускали ее в течение двух недель.

Спецшкола?

Ребенок 3 года не говорит что делать? Дома мы перевели дочь в логопедический садик, и жизнь пошла своим чередом. Врачи беспокоились больше меня. Я не на шутку встревожилась, когда в пять лет мне предложили начать оформление в специальную школу для умственно отсталых детей.

Я водила всех детей  в детскую школу искусств, где они занимались танцами, рисованием и английским языком – школа нам нравилась. Дочь даже выучила небольшое четверостишие по-английски, которое впоследствии спасло нас от спецшколы.

Я пришла на одно из заседаний комиссии народного образования, и там мы договорились – чтобы освободиться от нападок врачей и педагогов, мне нужен был вердикт психиатра. К  психиатру мы сходили. К сожалению, у меня не сохранился текст его вердикта, но он был в нашу пользу.

Это  был первый человек, который выслушал меня,  а затем пообщался с дочерью. Довольно длительное время играл с ней, спрашивал по картинкам, а когда он попросил что-нибудь рассказать, если захочет, дочь выдала ему простейшее стихотворение на английском языке.

После этого он написал нам свой вердикт. Он так и не мог понять, для чего нас к нему направили. Нас должен наблюдать и лечить логопед. Эту бумагу мы с гордостью отнесли на комиссию. Больше нас не беспокоили.

Предлагаем ознакомиться:  Ребенок подвернул ногу и хромает 2 года

Домашние занятия

У логопеда мы прошли курс лечения, от заикания почти избавились. Но говорить предложениями так и не научились. Дома мы с ней занимались ежедневно. Стимулом к началу занятий был кусочек гематогена, который я давала дочери до и после занятий.

У нее уже выработался рефлекс: после гематогена – занятия. Занятия проходили в игровой форме. Играли мы во «времена года», играли в слова, читали цифры и делали много чего еще. Она все делала замечательно, полностью справлялась с заданиями, но говорить сложные слова или предложения отказывалась.

«Мама, дай гематоген»…  У меня брызнули слезы из глаз, и на мой немой вопрос она продолжила: «пожалуйста». Эту сцену дочь, естественно, помнит до сих пор. Видимо, у нее что-то щелкнуло, и она заговорила.

Правда, одна проблема все же осталась – дочь с задержкой отвечала на вопросы, то есть она долго не могла начать говорить. Что-то ей мешало, а ведь скоро в школу. Тогда я пошла к учительнице и поговорила с ней.

Занятия, направленные на развитие речи ребенка, проходят в игровой форме. Желательно сделать так, чтобы игра нравилась и взрослому. Так оба играют с удовольствием, и не создается ощущения, что вы «занимаетесь» специально.

Играть можно с крупой и макаронами, веревочками (нанизывать бусины, завязать бантик), рисовать пальчиковыми красками. Можно учить скороговорки, стихи, предлагать маленькому продолжить фразу, начатую взрослым.

Пальчиковые игры. В современном мире ладошки малышей получают мало полезной работы. А именно на пальцах находятся окончания, отвечающие за речевые центры головного мозга. Поэтому развитие мелкой моторики улучшит речь.

С самыми маленькими играем в «Ладушки», «Сороку-ворону», «Кулачок» (загибаем пальцы по одному, называя их).  С детьми постарше изображать пальцами и ладонями цветы, домик, птиц, собачку, имитировать движения волн и так далее.

Педагогические методы

У родителей возникает вопрос о том, как научить ребенка разговаривать в 3 года? Можно использовать педагогические методы коррекции. В первую очередь следует уделить внимание упражнениям для развития мелкой моторики.

Так как исследованиями была доказана взаимосвязь между движениями пальцев рук и активацией участков головного мозга, которые отвечают за речь. В коррекционной дошкольной педагоге применяют немало различных интересных игр, направленных на развитие мелких движений, например, такие как:

  • гимнастика для пальчиков;
  • массаж;
  • игры-вкладыши и сортеры;
  • занятия с песком, водой, крупами, различными на ощупь материалами;
  • пальчиковый театр;
  • лепка из пластилина, глины, соленого теста;
  • театр теней.

Кроме упражнений для развития мелкой моторики, к педагогическим методам относятся следующие:

  • театрализованные игры;
  • инсценизация сказок (для старших дошкольников);
  • разучивание стихотворений, произведений народного фольклора;
  • составление рассказов по сюжетным картинкам и другие.

Родители жалуются: «Ребенку 3 года, плохо разговаривает. Что делать в такой ситуации?» В этом случае педагогические методы являются наиболее эффективными для решения такой проблемы. Но вот, если малыш произносит слова неразборчиво, то тут потребуется профессиональная помощь логопеда или дефектолога.

Образование

Со школой нам крупно повезло: учительница оказалась замечательной. Я очень ей благодарна за внимание и терпение к моему ребенку. Весь первый класс она задавала вопрос или давала какое-то задание дочери в начале урока, а в конце урока вызывала ее к доске и слушала ответ.

Начальную школу она закончила на «отлично». В старших классах у нее открылась тяга к чтению и заучиванию наизусть больших стихотворений. Первым было стихотворение Александра Блока «Скифы». Потом она уже искала стихотворения подлиннее и на уроках литературы выручала весь класс долгим красивым чтением.

После школы она пыталась поступить в университет на филологический факультет, но не прошла по конкурсу. Выучилась  в училище на оператора ЭВМ, затем в техникуме на бухгалтера. Проработала несколько лет, а вот учебе в институте помешало рождение детей.

Думаю, она все-таки поступит в институт, потому что очень любит вкладывать силу, деньги и время в обучение. У нее уже три красных диплома (музыкальная школа, училище, техникум и много всяких свидетельств). Она их коллекционирует.

Предлагаем ознакомиться:  Признаки дцп у детей после года

Итог истории с задержкой речи

С детских лет моя дочь была очень самостоятельная. В три года она сама ходила в детский садик, пока я кормила и одевала ее сестренку. Садик был во дворе. Из соседнего дома у подруги окна выходили во двор и она комментировала каждый шаг дочери.

Ребенок не разговаривает в 3 года что делать: мой опыт

В 4 года она ходила сдавать кровь из пальчика в детскую поликлинику. В 5 лет она уже  самостоятельно водила сестру и брата для сдачи крови. Детская поликлиника была в пристрое к соседнему дому. В первом классе она записалась в музыкальную школу по классу гитары, успешно ее закончила. В 20 лет приняла решение бросить все и уехать в Эстонию.

Сейчас у нее семья: любимый муж и четверо маленьких детишек – два мальчика и две девочки. Она очень любит с ними заниматься. С речью у них все в порядке. Играет на гитаре и выступает со сцены вместе с мужем.

Нормы развития речи малышей

Нормативы — с одной стороны, спорная вещь, а, с другой, они объективно существуют, созданы на основе исследований, наблюдений за детьми. Здесь мы предложим данные Кафедры детской речи РГПУ им. А.И. Герцена.

3-6 месяцев — ребенок пробует артикуляционный аппарат в действии и произносит много звуков.

1 год — произносит первые слова «мама», «дай». В активном словарном запасе 1-10 слов, в пассивном — 30-60 слов.

2 года — конструирует простые фразы из 3-4 слов; словарный запас от 100 слов.

3 года — строит распространенные фразы, много и хорошо говорит, читает стихи наизусть.

4 года — использует для построения фраз грамматически верные конструкции, все части речи.

Девочка разговаривает с мамой

4-5 лет — речь приобретает форму короткого рассказа.

6 лет — речь сформирована.

В общем, когда ребенку год, и он плохо говорит, повода для сильного волнения быть не должно. Даже наличие одного слова в этом возрасте уже считается нормой. Впрочем, каждый родитель имеет право проверить свои опасения, посетив врача.

Несмотря на многообразие профессиональных методов, основную роль в развитии речи ребенка играет атмосфера в семье. Ежедневное общение близких взрослых с крохой, безусловно, значительно повысит эффективность специализированных средств коррекции. Вот несколько несложных рекомендаций для родителей:

  1. Еще до рождения крохи общайтесь с ним, пойте ему песенки, делитесь положительными эмоциями.
  2. Научитесь внимательно относиться к попыткам годовалого малыша выражать свои мысли словами, поддерживайте его в этом.
  3. Если ребенок в 3 года не разговаривает — больше рассказывайте ему сами, описывайте все, что видите, делаете, ощущаете.
  4. Провоцируйте ребенка к общению в любых ситуациях.
  5. Установите такие семейные традиции, как чтение сказки перед сном, разучивание прибауток во время умывания, проведение утренней гимнастики в стихах.
  6. Предлагайте малышу игры для развития мелкой моторики.
  7. Не ограничивайте контакты малыша с другими детьми.

Если ребенок не разговаривает в 3 года — это не приговор, а повод задуматься над причинами такого состояния. При своевременной организации коррекционной работы, а также благоприятном воздействии семьи, малыш вполне может догнать своих сверстников по уровню речевого развития, стать активным коммуникативным участником социума.

Работа над ошибками

Напоследок хочу обозначить  моменты, которые нельзя делать ни в коем случае, за которые мне сейчас стыдно, но я поняла это не сразу. Я это испытала на собственном опыте, все это пережила и может быть кому-то пригодятся мои советы, как нельзя вести себя с «проблемным» ребенком.

  1. Если ребенок испытывает трудности в разговоре, не нужно заставлять его говорить. Пример: Раньше мы жили в комнате площадью 11 м2, места мало, и игрушки можно было убрать только на шкаф. Их было видно детям, но достать невозможно. И когда дочь просила достать ей какую-то игрушку, показывая на нее пальчиком, я «не понимала» ее и заставляла произнести название игрушки. Она нервничала и, естественно, не повторяла.
  2. Таким детям не нужно ставить в пример других своих детей. Этим можно вызвать ревность, неуверенность в своих силах и т.д.
  3.  О негативных фактах в жизни таких детей нежелательно рассказывать посторонним людям в их присутствии (детский садик не исключение), хотя похвала приветствуется. Но хвалить нужно только за какое-то стоящее дело или поступок.

Вот такая моя история.

Буду очень рада, если  кто-то расскажет о своем опыте. Приглашаю к обсуждению темы в комментариях. Интересно все же, почему мой ребенок не говорил так долго…

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Про детей
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector