Развитие годовалого ребенка в домашних условиях

Развитие логики.

8. Задание на усложненную классификацию по типу «найди большой желтый кружок», «найди маленький синий квадрат» (такие задания больше подойдут детям ближе к двум годам, при условии, что ребенок уже хорошо различает предметы по форме и цвету и освоил простейшую сортировку) .9. Игры со всевозможными сортерами.

Игры с обычными игрушками

Все эти предметы не только развлекают кроху, но и развивают координацию, пространственное мышление, обогащают тактильные и звуковые ощущения, учат различать цвета, размеры и формы.

Примерно с годовалого возраста дети становятся способны принимать участие в простейших сюжетно-ролевых играх. Попробуйте вместе с малышом посадить мягкого зайца на горшок, покормить куклу с ложки или перевозить в грузовичке детали от конструктора.

Все действия обязательно следует сопровождать подробными комментариями. Во время игры необходимо помочь крохе развить чувство сопереживания и доброты, например, можно вместе пожалеть заболевшего пупса или объяснить, что нельзя бить мишку, потому что ему больно.

Развитие внимания.

  1. Игра в «Найди пару» — с носочками, варежками, карточками (лото).
  2. Игра «Что в этой комнате?» — по заданию мамы искать «что в этой комнате красное, твердое, мягкое и т.п.».
  3. Игра «Где в этой комнате»? (найди, где в этой комнате белый медвежонок, твоя любимая кукла и т.п.).
  4. «Найди по звуку» — мама прячет в комнате играющую музыкальную игрушку – малыш должен найти ее по звуку.
  5. «Найди маму» — игра в прятки (мама прячется так, чтобы найти ее было очень легко, иногда подсказывает – зовя малыша к себе).
  6. «Найди похожий узор» — разновидность игры «найди пару» — найди предметы (платочки, варежки, шапочки) с одинаковым узором (обычно для этого используют нарисованные или распечатанные пособия).

Занятия от года

Все материалы должны быть изготовлены из безопасных нетоксичных материалов и соответствовать возрасту маленького художника.

Одним из самых полезных занятий для раннего возраста является рисование. Не нужно требовать от него аккуратности и четких линий, пусть сначала познакомится с красками и карандашами. Постепенно можно учить кроху изображать длинные линии, зигзаги, точки и пятна.

Развитие годовалого ребенка в домашних условиях

В процессе лепки необходимо показать крохе, как разминать пальцами пластилин и делать простейшие фигуры: шарики, колбаски, блинчики. Не стоит расстраиваться, если поначалу он будет просто размазывать массу для лепки и не сможет изобразить ничего стоящего, ведь мелкая моторика развивается при абсолютно любых действиях с пластилином или тестом.

Примерно с года можно попробовать заняться аппликацией. Для этого необязательно покупать дорогие материалы для творчества, достаточно нарисовать или распечатать простую картинку и совместно наклеить на нее элементы из пластилина, бумаги или ваты.

Рисование с детьми – новый и захватывающий процесс, который позволяет познавать необычное и развивать воображение. Деткам больше интересен сам процесс творчества, нежели полученный результат.

Для комфортной работы подготовьте рабочую зону: застелите стол клеенкой, приготовьте краски, воду, кисточку (при желании), салфетки. Малыши в этом возрасте крайне непоседливы, поэтому не стоит планировать раскрасить за раз больше одной картинки. На выбор ребенку давайте не больше трех цветов.

Прежде чем малыш начнет пробовать свои силы, покажите, как правильно обмакивать палец в краску. Сделайте это своей рукой, держа пальчик крохи, затем начните аккуратно раскрашивать картинку. Подбадривайте и хвалите малыша за успехи, так вы будете стимулировать в нем желание творить.

Лепка из пластилина

Занятия с годовалым ребенком

Может, этот материал еще рановато использовать для годовалых крошек? Разумеется, сложные взрослые поделки деткам такого возраста еще недоступны, но пластилин – отличное средство для развития мелкой моторики, поэтому начинать можно уже сейчас.

Лепка открывает перед ребенком огромный простор для творчества. Современный пластилин отличается от старых образцов, он более эластичный и совсем не липнет к рукам. Работать с таким материалом — сплошное удовольствие.

На первых порах лепите небольшие шарики, которые малыш должен будет давить пальчиком на выбранном месте картинки. Рисунки должны быть с простыми сюжетами: добавить конфет в вазочку, покормить собачку или изобразить дождик из тучки.

Научившись надавливать на шарик, чтобы его расплюснуть, ребенок может попробовать размазывать пластилин в разные стороны, чтобы получилась новая интересная картинка. Начать следует именно с простого действия – надавливания. Важные советы:

  • Шарики рекомендуется налепить заранее, чтобы ребенок не ждал «новой порции» работы, ведь ему сложно долго концентрироваться на чем-то одном.
  • Не оставляйте малыша без присмотра, а то он может попытаться попробовать пластилин на вкус.
  • После занятия уберите пластилин в недоступное для ребенка место.
  • В качестве альтернативы пластилину возьмите тесто, которое можно сделать самостоятельно из воды и муки.

Чтение книг

Выбирайте простые и яркие книги, где много красивых картинок, привлекающих внимание. Сопровождайте свое чтение играми и озвучиванием. Например, проиграйте историю с помощью любимых игрушек или изобразите как квакает лягушка, и как прыгает зайчик.

«Школа семи гномов» — отличный дидактический комплекс для развития детей разных возрастов. Все наборы делятся по возрасту (от рождения и до самой школы). В каждом годовом комплексе 12 книжек, где вы найдете большое количество интересных заданий, которые разработаны специалистами по детской психологии и воспитанию, а значит будут полезны вашему малышу.

После 1 года дети с удовольствием играют с кубиками. Предложите ребенку самые простые действия: сделать башенку из двух-трех кубиков, постепенно увеличивая количество кубиков.

Развитие годовалого ребенка в домашних условиях

Используйте развивающие сортеры (кубики с отверстиями разной формы и фигурками, соответствующими форме этих отверстий). Простая на первый взгляд задача является очень сложной для ребенка, но очень хорошо развивает его мозг.

Пирамидка – одно из самых любимых занятий малыша в 1 годик. С помощью пирамидки ребенок освоит такие понятия как «больше-меньше» и научится составлять целую конструкцию из отдельных частей.

Такие игры в 1-2 года – самое лучшее решение. Для занятий выбирайте большие яркие предметы. Задания могут простыми и активными: собрать предметы в корзинку, бросить мячик, отвести куклу в детский сад.

Занятия могут быть с развивающим уклоном: мама просит взять и принести какой-либо предмет. Все малыши обожают трогать, мять и пробовать предметы на вкус – дайте ему возможность реализовать свои желания.

Пальчиковые игры

Продолжайте развивать мелкую моторику рук с помощью простых и интересных движений, сопровождающихся озвучкой. Не забывайте — чем больше вы будете разминать детские пальчики, тем больше вероятность, что ребенок скоро заговорит.

Большое количество игрушек в доме не исключает тяги маленьких деток к повседневным вещам. Они стремятся повторять взрослые действия и делать все как мама. Игры с посудой – любимая забава для детей. Здесь открывается большой простор для фантазии: ставить лоточки друг в друга, спрятать что-то в кастрюльку, перекладывать овощи из миски в кастрюлю.

Годовалые дети очень любят такие занятия. Подобные упражнения стимулируют развитие чувственного восприятия. Пальчики будут становиться все более ловкими и послушными. Для занятий выберите любые сыпучие материалы и крупы: рис, гречку, манку, пшено.

Затем маме нужно высыпать тонким слоем на поднос крупу и показать, как можно рисовать этим материалом. Для работы желательно выбрать поднос с высокими бортиками, хотя и он не гарантирует отсутствие на полу рассыпанной крупы. Малышу наверняка захочется сначала изучить крупу – не препятствуйте такому знакомству.

В следующий раз можно попробовать показать выполнение простых рисунков (кругов, квадратов). Раз за разом ребенок будет пытаться нарисовать все новые и новые рисунки (зигзаги, волны, полоски). Такие занятия с крупами отлично подходят для развития мелкой моторики у малышей в возрасте 1,2 и 3 лет.

Изучение свойств предметов:

  1. Большой-маленький.
  2. Названия цветов (как базовых – синий, красный и т.п. так и нетипичных – салатовый, розовый и т.п.).
  3. Изучение геометрических фигур (круг, квадрат и т.п.).
  4. Один-много.
  5. Горячий-холодный.
  6. Высокий-низкий.
  7. Вверх-вниз.
  8. Предлоги.
  9. Грустный-веселый.

Развитие годовалого ребенка в домашних условиях

10. Твердый-мягкий.11. Грязный-чистый.12. Спереди-сзади.13. Сухой–мокрый.14. Колючий.15. Гладкий.16. Шершавый.17. Легкий –тяжелый.

Развитие музыкального слуха, чувства ритма.

Знакомство с книгами необходимо начинать задолго до достижения ребенком годовалого возраста. Для начала следует отдать предпочтение коротким стихам и рассказам детских классиков и русским народным сказкам.

Обязательно нужно включать малышу музыку хотя бы на несколько минут в день. Это может быть классика, детские песенки или даже короткие сказки в аудио-формате. Потанцуйте или покружитесь по комнате, сделайте вместе гимнастику под музыку.

  1. Логоритмика — танцы под музыку (например Железновых).
  2. Игра на детских музыкальных инструментах (в том числе самодельных).
  3. Знакомимся с понятиями «громко – тихо» (играем на ложках, барабане громко-тихо).
  4. Знакомимся с понятиями «быстрая — медленная музыка».
  5. «Прислушайся! (прислушиваемся к разным звукам – как капает вода из крана, чирикают птицы, шумят деревья, едет машина и т.п.).
  6. Знакомимся с понятиями «шум – тишина».
  7. Прослушивание классической музыки фоном.
  8. Активное слушанье  классической музыки – обсуждение («вот это быстрая и веселая музыка, она расказывает нам как быстрые птички летают по небу, мы вот так быстро и весело танцуем под нее. А вот грустная, спокойная музыка, это кошечка скучает —  мы вот так медленно танцуем под нее» – ребенок вслушивается в музыку, интуитивно начинает понимать, что у каждой музыки свой характер и особенности).
  9. Просить ребенка выполнять просьбы шепотом (развивает слух – «принеси куклу, дай мячик»).
Предлагаем ознакомиться:  Прогревание при кашле для детей и взрослых: можно ли прогреть грудную клетку и как прогреть

Лексические темы:

  1. Посуда.
  2. Рыбы.
  3. Растительность (деревья, кусты, трава, цветы, листья).
  4. Машины.
  5. Кораблик.
  6. Домики.
  7. Цветы.
  8. Грибы.

9. Мой дом (кухня, ванная, туалет, прихожая, гостиная, спальня, детская, шкафы).10. Город (улицы, дома, дворики, проезжая часть, общественный транспорт, парки).11. Овощи, фрукты.12. Продукты, еда.13. Животные домашние.14.

Домашние дела

Некоторые дети любят играть с бытовыми предметами намного больше, чем с игрушками. Им все в новинку, и даже самая простая вещь, например, кастрюля или щетка, может вызвать неподдельный интерес. К тому же после года большинство малышей начинают повторять различные действия за взрослыми.

развитие годовалого ребенка в домашних условиях

Не запрещайте карапузу помогать вам, даже если после такой «помощи» требуется генеральная уборка. Лучше всего выделить ему тряпочку, маленький тазик и щетку, пусть протирает стол, стирает свои носочки и подметает пол.

Конечно, не стоит забывать о правилах безопасности: не допускать карапуза к огню, не давать острые и мелкие предметы, не оставлять без присмотра.

Творчество.

  1. Рисование: восковыми мелками, красками, фломастерами (лучше брать на водной основе (“washable”) – они хорошо отстирываются). Карандашами в этом возрасте деткам рисовать как правило трудновато – нужно делать сильное усилие, чтобы оставить след на бумаге, кроме того они быстро ломаются.
  2. Учить пользоваться красками – мыть  кисточку после каждого цвета, смачивать кисточку в воде.
  3. Рисование пальчиками.
  4. Рисование губкой (полосочками и штампиками, вырезанными из губки для мыться посуды, для рисования губкой используется гуашь или пальчиковые краски).
  5. Рисование силуэтов: из листа бумаги делается трафарет — внутри листа вырезается простой силуэт — например, елочка, домик, грибочек. Трафарет накладывается на чистый лист бумаги, малыш разукрашивает окошко трафарета (силуэты елочки, грибочков и т.п.). В конце работы трафарет удаляется и на нижнем листе бумаги остается симпатичное детское творчество.
  6. В игровой форме начинать учиться рисовать линии (вертикальные, горизонтальные), ближе к 2 годам – кружки. Важно – навыки рисования линий и кругов в этом возрасте очень индивидуальные, кто-то учится этому позже, кто раньше, обязательно нужно учитывать интерес и способности малыша.
  7. Ближе к двум годам можно начинать осваивать раскрашивание (тоже очень индивидуально — все — таки большая часть детей успешно осваивают это умение где-то после двух). Учиться раскрашивать лучше красками – такая техника намного легче для ребенка. Можно начинать обучение, раскрашивая вырезанные из бумаги силуэты рыб, грибочков и т.п.
  8. Лепка из пластилина, теста – учить отщипывать комочки, прикреплять их к бумаге (выполнять композиции «покорми курочку зернышками, сделай собачке котлетку» и т.п.), делать колбаски, лепешечки, прятать в пластилин/тесто предметы и находить их, резать тесто ножичком, раскатывать скалочкой, оставлять на тесте отпечатки, вырезать фигурки специальными формочками (похожими на формочки от печенья). В описанных навыках лепки все также индивидуально – что-то ребенок легко усвоит в 1,5 года, что-то «придет» уже после двух – у всех по-разному.
  9. Аппликация из бумаги (различной фактуры), аппликация из рваной бумаги, аппликация из «скомканной» бумаги.

10. Аппликация крупой.11. Аппликация на тесте (на тесто выкладываются различные предметы (фасоль, мозайка, желуди и т.п и вдавливаются в тесто — получаются интересные орнаменты).

12. Поделки, сочетающие в себе различные техники (лепка и моделирование, аппликация и лепка и т.п.).

Моделирование.

  1. Строить дорожки из кубиков, конструктора, книжек.
  2. Учиться делать аппликации из 2-3 элементов (например: домик (3 элемента) – крыша, дом, окно; дерево (два элемента) – ствол и листва). Важно: сначала ребенок должен хорошо научиться делать аппликации из одного элемента и аппликации из нескольких объектов.
  3. Строить домики из конструктора (квадратик и треугольная крыша).
  4. Играть в конструкторы по типу «Лего» (спонтанное моделирование).

Игры с годовалым ребенком на улице

На прогулке следует поощрять физическую активность малыша, разрешая вдоволь побегать по детской площадке и покататься с горок. Самое полезное для развития ребенка занятие во дворе – игры в песочнице.Пусть он лепит куличики, насыпает песок в ведерко, просеивает его через ситечко или просто пропускает через пальцы.

В парке тоже можно проводить время с пользой. Покажите крохе разные виды растений, деревьев и птиц, покормите уток в пруду, соберите вместе листья, желуди и шишки и сделайте из них поделку.

Придумать развлечения на свежем воздухе для малыша не сложно. Есть развивающие игры в 1 год, которые можно использовать только в определенное время года, а есть игры, которые можно проводить в любой сезон.

  1. Если говорить о сезонных играх, то осенью можно предложить малышу вместе собрать небольшой букетик из опавших листьев. В это время года листья яркие и разноцветные, они привлекают внимание малышей, поэтому большинству детей такое занятие придется по вкусу.
  1. Зимой деткам очень нравится кататься на санках. Можно попробовать найти около хотя бы небольшую горку и покататься.
  1. Весной тает снег, бегут ручьи… Вот ручьи и следует использовать для игр: сделайте бумажный кораблик и отправьте его в плаванье.
  1. Самое лучшее время для прогулок – лето. Тут уж и думать не придется, чем занять малыша! Мячик, цветные мелки для рисования на асфальте, песочница, горки, качели и еще куча других развлечений!

А вот покормить хлебом птичек можно в любое время года в любом ближайшем парке.

Развитие мелкой моторики в 1,5 года.

  1. Развивать моторику, занимаясь творчеством – лепкой, рисованием, аппликацией.
  2. Рвать бумагу.
  3. Развертывать «сюрпризы» (предметы завернутые в фольгу или несколько слоев бумаги).
  4. Пересыпать крупу  – ложкой, руками, стаканчиками, искать в ней спрятанные предметы, готовить суп куклам.
  5. Игра с сортерами, рамками-вкладышами.
  6. Учиться собирать губкой воду со стола.
  7. Учиться выжимать губку.
  8. Игры с пирамидкой (учиться нанизывать).
  9. Учиться нанизывать бусы (специальные детские).

16. Учиться складывать матрешки.

33.Учиться пищать пищащими игрушками.34.Брызгаться брызгалками в ванной.35.Массировать пальчики массажным мячиком (например в сопровождении с потешками).36.Игра с мелкими предметами (если соблюдены правила безопасности) – пуговицами, камушками, бусинами и т.п.

37. Застегивать-расстегивать липучки (на обуви, в специальных игрушках).

Развитие речи и артикуляции.

Зрение ребенка ближе к одному году становится острее, он четко видит предметы на расстоянии шести метров, неплохо различает мелкие детали. Начинает различать все больше цветов. У него укрепляются связи между зрительными образами и их значением.

Дети живо реагируют на мимику родителей, умеют показывать на предметы, услышав их название. Теперь малыш четко различает свои игрушки, особенно с контрастной расцветкой, воспринимает их не только в целом, но и по частям.

Дети в раннем возрасте прекрасные артисты, они еще не научились стесняться. Если развивать у них эти навыки, они будут намного лучше себя чувствовать среди сверстников и чужих взрослых. Годовалый ребенок уже реагирует на свое имя, выполняет простые просьбы. Оценивает не только на интонацию голоса родителей, но начинает понимать и знать все больше слов.

Ускоряется речевое развитие у ребенка в 12 месяцев. Он уже произносит 5-10 слов, во время разговора копирует интонации родителей. В этом возрасте дети очень любят разговаривать сами с собой. Они могут подолгу лепетать, с разной интонацией и произношением.

Их речь становится все время сложнее. Почти каждый день он учится выговаривать новые слоги, складывать буквы в простенькие слова, с легкостью повторяет их за взрослыми. Они прекрасно владеют языком жестом, могут с его помощью выражать свои потребности и эмоции.

Усиливается ближе к году и понимание речи. Дети выполняют по просьбе близких простенькие команды, показывают изображения на картинках, неплохо воспринимают слова «можно» и «нельзя». Следует помнить, что развитие речи у каждого ребенка очень индивидуальное.

Одни говорят уже в полтора года, другие начинают внятно объясняться в три. Мальчики начинают говорить позже, чем девочки. Хотя это не является золотым правилом. Если ваш малыш ближе к первому году еще не говорит, это не значит, что у него задержка речевого развития.

У годовалого ребенка необходимо развивать восприятие цвета. Лучше всего дети воспринимают яркие оттенки и контрасты. Потому игрушки следует выбирать соответствующие. Когда ребенок складывает пирамидку из разноцветных деталей или надевает колечки на палочку, следует называть все цвета.

Хорошо развивает цветовое восприятие рисование. Купите малышу безопасные детские краски, пусть учится рисовать пальчиками. Такое упражнение будет полезно и для мелкой моторики. Покажите малышу развивающее видео, 10-15 минут просмотра только укрепят его зрительный анализатор, научат воспринимать образы с экрана.

Обязательно купите книжку с рисунками в этом году. Увидите, как быстро он научится показывать в ней цветы, животных. Только картинки должны быть простыми, мелкие детали малышу еще трудно воспринимать.

Для развития слуха малышу следует приобрести музыкальные игрушки. Он уже научился «добывать» из них звук, теперь начинает экспериментировать с мелодиями. Многие родители берегут свои нервы и стараются не покупать малышу шумных инструментов.

Предлагаем ознакомиться:  Почему температура у ребенка поднимается только ночью. Почему у ребенка ночью поднимается температура

Не совершайте такую ошибку, потерпите и постарайтесь привыкнуть, без этого гармоничное развитие крохи невозможно. Включайте малышу ритмичную и веселую музыку, похлопайте, когда он под нее танцует. Попробуйте потанцевать вместе с ним, развлечь его детскими песенками.

Читайте ребенку книжки и стишки, возможно, самые простенькие он попробует повторить. Скорее всего у него получится произносить слова по-своему, но интонацию он может передать довольно точно. Вскоре он начнет «самостоятельно читать», потому страницы и обложки книга должна иметь твердые, картонные.

Переворачивая странички, он попробует читать стихи с той же интонацией, что и вы, стараясь повторять и слова. С годовалым ребенком постоянно нужно разговаривать, как и с малышом после рождения. Комментируйте все, что делаете. Почаще хвалите его за успехи. Тогда крошка будет с большим удовольствием осваивать взрослую речь.

Достигнув годовалого возраста, ребенок расстается с простейшими звуками речи типа «агу» и «гу-гу», и осознанно пытается произносить слоги и отдельные слова. При условии нормального развития он может порадовать вас 5-10 легкими словечками из собственного лексикона.

Кроме того, он правильно озвучивает то, что видит: мама у него будет «ма», а машинка «дыр» или «ши». Разбирается он и в тех словах, что говорят ему взрослые: на замечание о предмете, что это «кака», ребенок выбросит его из рук.

Увеличивается у малыша 1 года и потребность в эмоциональном выражении своих желаний и поступков. Речь дополняется слезами и смехом, испугом и радостью. Если малыш видит чужого, он может заплакать, а знакомый человек вызывает у него радостные эмоции. Хорошо реагирует на музыку, любит потанцевать под нее, если крепко стоит на ножках.

  1. Продолжать учиться звукоподражанию, учить как говорят животные (ква-ква, бум-бум и т.п.) — если малыш еще плохо говорит. Если развитие речи в норме – продолжаем осваивать те звукоподражания, которые еще не освоили – тренируем речевой аппарат (учимся произносить сложные звуки в простых звукосочетаниях).
  2. Учимся дуть (выдуваем мыльные пузыри, задуваем свечки, сдуваем ватные шарики и т.п.) – навык индивидуальный – у многих он развивается уже после двух лет.
  3. Выполнять пальчиковую гимнастику, развивать моторику.
  4. «Мама-радио» — стараемся много говорить с ребенком, сопровождать обсуждением большинство действий и дел (давай одевать шапочку, штанишки, сейчас будем кушать, смотри, какой цветочек и т.п.). Стараемся говорить с ребенком медленно и четко (чем медленнее и четче в обычной жизни говорит мама, тем легче, быстрей и правильней начинает говорить ребенок. Представьте себе учительницу китайского, которая бубнит себе под нос со скоростью 300 слов в минуту Улыбаюсь — как быстро вы заговорите на китайском? Улыбаюсь).
  5. Читать книги.
  6. Если ребенок говорит достаточное количество слов – совместно рассказывать стихи (мама начинает – «наша Таня громко…» ребенок продолжает– «плачет!») — обычно это возможно осуществить в среднем — к двум годам (у всех индивидуально).
  7. По возможности — побуждать ребенка к речи и звукоподражаниям (скажи «дай!», «скажи, что это», «скажи, как мяукает кошечка», и т.п.).
  8. Обыгрывать различные ситуации с игрушками, в процессе которых ребенок будет говорить простые слова и звукоподражания («давай покачаем куклу, спой ей «а-а», «побибикай машинкой — «би-би», «попроси у мишки чашку, скажи, «дай, мишка!» и т.п.).

Развитие сенсорики.

  1. Игра с разными материалами – кусочками ткани разной фактуры, клубочками, щеткой и т.п.
  2. Аппликация из материалов разных фактур (гофрированной, бархатной, наждачной бумаги, ваты, ткани и т.п.).
  3. Ощупывание различных предметов дома (диван мягкий, пол твердый, чашка с чаем теплая, кефир из холодильника холодный, кошечка пушистая, щетка колючая и т.п.).
  4. Ощупывание природных материалов на улице – кора деревьев шершавая, вода мокрая, листик гладкий, стебель тысячелистника, одуванчик, верба – пушистые, железная скамейка твердая и холодная и т.п.)
  5. Играть в игру «найди пару» с кусочками ткани.

Гимнастика и развитие координации.

  1. Логоритмика – танцы под музыку Железновых и др.
  2. «Пройди по комнате, не задевая предметов» — передвижение по комнате, загроможденной различными препятствиями.
  3. Учиться ходить по дорожке (из книжек, ленточек и т.п.).
  4. Перешагивать препятствия (высоко поднимая ноги).
  5. Катать мячики, машинки.
  6. Кидать мячики.
  7. Учиться прыгать на месте (можно учиться прыгать на фитболе или батуте).
  8. Бить по мячу ногой.
  9. Ползать по лабиринту (покупному или самодельному — из стульев и т.п.).

10. Лазать: на детской площадке (горки, стеночки и т.п.) и дома: на спорткомплексе, на диван — с дивана, забираться на стул и т.п.

11. Учиться переносить различные предметы на подносе.

12. На улице – побольше ходить (но не заставлять ребенка ходить, если он не хочет). Если ребенок отказывается идти – значит устал или не может! К трем годам малыш окрепнет и сам с удовольствием будет топать на значительные расстояния (проверено миллионами мам трехлетних детей ), если торопить события и «заставлять» ребенка ходить — это может негативно сказаться на развитии суставов и костей.

13. Ходить по наклонным поверхностям — в горку, с горки, по пандусу, по лестнице.

14. Толкать тележку, игрушечную коляску.15. Тянуть за собой предметы на веревочке.16. Играть с мамой в догонялки.17. Игры на фитболе по возрасту.18. Простая зарядка по возрасту, сопровождающаяся потешками.19.

Ходьба по массажным коврикам и массирующим поверхностям (камушкам, каштанам, песку, траве и т.п.).20. Учиться водить с мамой хоровод (ближе к 2 годам).21. Висеть на кольцах, перекладинах, ходить на руках.23.

Учиться катать машинку через “тоннель”.24. Играть в разные способы ходьбы (как мишка, широко расставив руки и ноги; как зайчик, подпрыгивая; как лошадка, поднимая ноги; как солдат, маршируя).25. Ловить выпущенные мамой мыльные пузыри и лопать их.

Как развивать физические навыки

Главный физический навык годовалого ребенка – умение ходить. Он настолько увлечен этим занятием, что может забыть о многом другом. Родителям стоит освободить побольше места в квартире, убрать опасные предметы, из-за которых карапуз может упасть.

Домашние дела с ребенком

На улице следует выбирать соответствующие места для гуляния, например, грунтовые дорожки в парке. Продумайте специальную одежду, которую легко стирать. Постарайтесь дать ребенку больше личной инициативы, удовлетворите его природное стремление самоутвердиться.

Иногда у родителей есть комплекс, что кроха упадет. Не беспокойтесь, без нескольких царапин и шишек на первом году жизни дети не обходятся. Если вы рядом и вовремя сможете помочь, карапузу ничего серьезного не грозит.

На прогулке и дома можно понемножку учить малыша взбираться на разные возвышения и спускаться с них. Учите его ходить по ступенькам, сначала за ручку, а потом только с подстраховкой. Установите дома большой куб или детский домик, на который малыш сможет вылезти.

Кладите сверху игрушку, которую он сможет забрать только, взобравшись на возвышенность. Таким образом ребенок сможет совершенствовать свои навыки и освоит новую веселую игру. Дети в конце первого года жизни очень любят манипулировать предметами, толкать собственную коляску, машинки, коробки.

Купите малышу игрушки, которые можно легко передвигать. Если ребенок не проявляет сам инициативы, покажите, как можно перемещать машинку, маленькую тачку или коляску. Он с удовольствием будет повторять все за вами.

Очень важны в этом возрасте упражнения на развитие мелкой моторики рук. Многие дети любят играть с сыпучими материалами – песком, крупами, сахаром. Доставьте им такое удовольствие. Только материал должен быть безопасным, желательно не оставлять малыша за такой игрой одного.

Ведь детки пока все засовывают в рот, губы и язык остаются важными сенсорными органами. Не забывайте об играх с пальчиками. Параллельно можно «учить» ребенка счету. Пускай он еще не запомнит в годик всех цифр, но они отложатся в его подсознании. Перебирайте пальчики, называйте их, пересчитывайте.

Хорошо мелкую моторику развивают игры с пирамидками и кубиками. Учите ребенка укладывать предметы друг в друга, подбирать соответствующие формы. Можно взять стаканчик, круглые шарики или деревянные яйца, и попросить ребенка сложить их в емкость.

Предложите ему упражнение с переливанием жидкости, оно приведет маленького карапуза в восторг. Неплохо если в конце игры он самостоятельно будет складывать свои вещи в ящик. Только для него это не должно быть принуждением, а игрой.

Итак, упражнения для раннего физического развития ребенка 1 года должны быть направлены на совершенствование следующих навыков:

  • Ходьбы
  • Карабканья на разные возвышения
  • Манипулирования с разными предметами
  • Мелкой моторики пальцев и рук.

Раннее развитие детей имеет своих сторонников и противников, хотя первых становится все больше. Если вы решили начать обучение своего малыша с раннего возраста, следует понять, как развивать ребенка правильно:

  • Занятия должны приносить ребенку радость
  • Нельзя насильно обучать ребенка, чтобы не отбить у него тягу к познанию нового
  • Если малыш капризничает, занятия прекращают
  • Нельзя делать перерывы на несколько дней, обучение должно быть регулярным
  • Выбирая ту или иную методику следует учитывать индивидуальные особенности крохи
  • До двух лет с ребенком желательно заниматься дома, хотя вы можете посетить школу сами, чтобы лучше ознакомится с тем или иным методом
  • Если вы выбрали метод обучения, следует максимально придерживаться его правил
  • Все занятия должны проходить днем, в виде игры и так восприниматься ребенком.

Существует несколько способов, при помощи которых родители могут учить малыша новым действиям и ускорить его развитие при необходимости.

Возьмите разноцветные тесемки и привяжите их к двум самым любимым игрушкам малыша. Положите игрушки на небольшом расстоянии от ребенка, чтобы он мог их достать, дернув за длинную ленточку. Попросите у малыша дать вам сначала одну игрушку, потом другую.

Предлагаем ознакомиться:  Почему ребенок плачет при кормлении грудным молоком

Чтобы привить желание ходить, дайте возможность походить ему по разной поверхности (например, по ковру или по травке).

Приучая к самостоятельности, не доставайте из пакета все продукты, которые принесли из магазина. Попросите малыша помочь вам, пусть малыш разложит оставшиеся покупки в холодильник сам. Расскажите ему про холодные предметы, дайте потрогать.

Игры на улице

Чтобы научить малыша наливать самостоятельно жидкость, дайте ему столовую ложку, миску и чашку. Покажите ему, каким образом нужно погружать ложку в миску и переносить воду в чашку. Чтобы увеличить интерес ребенка к такому занятию, можно положить в миску с водой 5-6 ягод. Несколько таких уроков помогут получить навык самостоятельного кормления.

Прививая интерес к творчеству или рисованию, предлагается следующее занимательное занятие: на гладкой поверхности рассыпьте тонким слоем муку, пальцем поводите по муке, показывая малышу, что можно делать кружочки, палочки и квадратики.

Чтобы развить речь ребенка, можно разговаривать с ним во время игры. Например, разложить на полу парные вещи (носочки, варежки, туфли) и учить его говорить слово «два». Складывать их и раскладывать, надевать на ручки и ножки и приговаривать «два»;

можно предложить ребенку помочь вам, он заинтересуется игрой и станет подражать. Для развития речи также хорош способ неожиданности: резкое появление новой игрушки и ее название (к примеру: «А вот и слоник!» обогатит опыт малыша и когда он увидит похожий предмет, попробует повторить сказанное ему ранее.

Махать «пока» или при встрече здороваться за руку, можно научить при помощи жестов. Таким же способом можно научить показывать малыша, сколько ему годиков.

как развивать ребенка дома в год

(Выполнять, исходя из способностей ребенка, значительную роль играет интерес малыша, если не интересно – ребенок может отказаться выполнять задания).

1. Учиться есть ложкой (у всех индивидуально, упор делаем на слово «учиться» — т.е. важен процесс, а не результат, не нужно форсировать события. Очень хорошо помогает освоить еду с помощью ложки игра «пересыпь крупу ложкой из мисочки в чашечку»).2.

Пить из трубочки, из чашки.3. Учиться соблюдать чистоту во время еды («учиться» — концентрироваться на процессе, а не на результате, показывать, что пролитое нужно вытереть, рассыпанное собрать, что лучше не проливать на одежду и т.п.

Не ругать за неопрятность, но учить опрятности.) 4. Учиться вытирать со стола.5. Учиться собирать губкой воду и отжимать губку.6. Переносить легкие, но крупногабаритные предметы («помоги поставить тазик на место»).7.

Поливать цветы (лучше всего из леечки летом на улице – не страшно облиться и залить все кругом).8. Помогать маме развесить белье (подать одежду, повесить одежду и прикрепить прищепкой).9. Помогать маме готовить кашу – насыпать крупу в кастрюлю, с помощью мамы открывать кран (клапан) и мыть крупу, наливать воду в кашу.10.

Снимать шапку, варежки (некоторым по силам снять носки и штаны).11. Помогать маме разбирать сумки после магазина (учить названия продуктов, запоминать места где они лежат, класть их вместе с мамой на место).

Положите игрушку в коробку и закройте крышкой. Спросите малыша: «Что там?», потряхивая коробкой и прислушиваясь к звукам. Дайте малышу открыть коробку. Научите его один за одним выкладывать разные предметы из коробки (выкладывайте их по порядку на пол, на диван или на стол перед малышом ).

Поиграйте с игрушками, которые Вы достали из коробки. Например, из разноцветных кубиков постройте поезд (ставьте кубики один рядом с другим).

Играем с рыбками.

В таз опустите игрушки (например, рыбки). Дайте малышу сачок (рекомендуемая длина ручки сачка 40-50 см, диаметр сачка 10-15 см). Научите малыша пользоваться сачком для вылавливания игрушек из воды. Это не так просто для него, как кажется на первый взгляд, потому что ему нужно научиться ловко пользоваться новым предметом — орудием!

Малыш в этом упражнении будет учиться действовать с матрешкой – открывать, вынимать, вкладывать, закрывать. Вам понадобится многоместная матрешка, из которой мы для игры возьмем две матрешки (остальные пусть постоят на полке и подождут пока ребенок чуть подрастет).

Первая — самая маленькая матрешка (которая находится в центре многоместной игрушки-матрешки и не разделена на половинки). Вторая — матрешка побольше (из тех матрешек, которые разъединяются на две половины).

Игра 1. Покажите малышу, как раскрыть матрешку, как вынуть из нее матрешку-малышку. Затем снова вложите маленькую матрешку внутрь большой. Сопровождайте все свои действия словами – называйте, что Вы делаете, называйте размер – «это маленькая матрешка», «это большая матрешка».

Затем возьмите руку ребенка в свои руку и рукой малыша откройте матрешку. Пусть он достанет сам маленькую матрешку, поиграет с ней. Сюжет  игры легко придумать самим. Матрешка может покататься на машине, поплясать, поиграть в прятки с малышом.

После игры пусть малыш спрячет матрешку —  вложит ее в большую.

Возьмите руки малыша в свои руки и помогите ему закрыть матрешку (действуйте рукой малыша).

Игра 2. Покажите малышу маленькую и большую матрешку и инсценировку с ними. Например, матрешки пошли гулять, матрешки прячутся от ребенка под платочек, ребенок «угощает» матрешек, ребенок пляшет с матрешками.

Дальше дайте малышу поиграть самому с матрешками как он хочет. 

Упражнение 1. Вам понадобится пирамидка с одним размером колец (4-5 колечек на стержне).

Если малыш не знаком с пирамидкой, то лучше начать заниматься с пирамидкой с одним размером колец. Дайте малышу возможность обследовать колечки пирамидки: проведите его ладошкой по кругу – вот какое колечко кругленькое!

Покажите, как колечко катается. Положите колечко от пирамидки на стол. Оказывается, колечко может не только кататься, но и лежать! Дайте колечко в руки малышу для игры – покажите как  брать колечко кончиками пальцев.

Как развивать умственные навыки ребенка

Все указанные ниже рекомендации очень индивидуальны, главный критерий обучения социальным навыкам в этом возрасте – большинство действий должны совершаться легко, а если есть затруднения – значит конкретно для вашего малыша еще не пришло время осваивать такие навыки.

  1. Здороваться и прощаться (ручкой или голосом).
  2. Жалеть (совершать действия по просьбе мамы – гладить, по настоящему сопереживать чужое горе ребенок научится позже).
  3. Делиться и меняться (не настаивать и не заставлять. Просто учить, показывать собственным примером). Не давить на ребенка, если он не хочет отдавать игрушку – уважать его право играть своими игрушками.
  4. Помогать маме (для мамы это будет шуточная помощь, для ребенка — настоящая) – вешать белье, приносить предметы и т.п.
  5. Показывать ребенку кукольный спектакль с использованием мягких игрушек, в котором небольшие короткие сценки учат доброте, сопереживанию, дружить, делиться, не драться и т.п.

Я лично была знакома с довольно развитыми детьми, мамы которых с ними почти не занимались или занимались мало. Секрет развития их ребенка был прост — мамы очень любили своих детей безусловной любовью, принимали их такими, какие они есть, много с ними общались, проводили достаточно времени на свежем воздухе и загородом, обеспечивали (вольно или невольно) хорошую развивающую среду (не ограничивая познавательный интерес ребенка, разрешали ему активно изучать окружающий мир (трогать, крутить, играть с множеством предметов). И результат не заставил себя ждать!

Добавлю, что все рекомендации о том когда, что и как развивать у детей стоит применять индивидуально. Здесь приведены примерные направления для обучения «среднестатистического» ребенка. У каждого конкретного малыша развитие идет своим ходом (иногда скачками), поэтому может случиться, что какие-то навыки ему будет освоить сложнее (но только пока, именно на данный момент), а какие-то, в отличие от большинства своих сверстников, он наверстает шутя.

Поэтому я рекомендую отнестись к данному списку как к рекомендации, а не как к руководству к действию.

Удачи вам в ваших развивающих занятиях!

Может этот список пригодится и другим мамам? Поделитесь с ними в социальных сетях! 

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Про детей
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector