Психологические особенности развития детей 2 3 лет

Проявление личности

В 2 года ваша кроха становится более независимой и начинает воспринимать себя как личность, и от родителей требует того же. По мнению специалистов, именно в этом возрасте и начинает формироваться личность, а уже в три года ваш малыш имеет полноправное «Я», пусть и не совсем оконченное.

Поэтому важно не пропустить этот критический момент, иначе исправлять огрехи поведения потом, может быть невероятно тяжело. Это довольно сложный период для мам и пап, воспитание ребенка 2 лет требует большого терпения и ответственности.

Ребенок еще не умеет себя контролировать, мыслит не рационально и не дает ответ своим поступкам. Поэтому малыш все чаше начинает закатывать истерики, демонстрировать несогласие своим поведением и постоянно говорить «нет».

Конечно, это нервирует, возмущает, а иногда и выводит из себя. Но ведь мы взрослые люди, и в силах ситуацию поменять, причем не когда-то в будущем, а прямо здесь и сейчас. Мы должны понимать, где проявить твердость, где нужно уступить, где схитрить.

Не стоит пытаться сломить маленькому человечку характер, не нужно его под себя подминать! В этом возрасте особенно важно давать малышу право выбора, не давить на него. Составлять исключение могут только ситуации опасные для жизни, где достаточно твердо сказать «нельзя» и совершить какое-то запрещающее действие для ребенка. Не нужно кричать, гневаться – четко и твердо: «нельзя».

Ну а если имеется выбор, тогда почему бы нет? Что плохого в том, если малыш хочет обуть именно вот эти сандалии, а не какие-то другие? А вот если на улице идет дождь, а ребенок требует надеть сандалии, то нужно спокойно объяснить ему, почему другую обувь надеть лучше.

Объясните, что в сандалиях он промокнет и замерзнет, а в сапожках сможет гулять подольше. Не помогает, значит, скажите, что если он будет в сапожках, то мама разрешит пройтись ему по неглубокой лужице.

Если малыш упрямится, нужно чем-нибудь заинтересовать вашу кроху. Если не хочет, к примеру, ложиться спать, тогда, раздевая малыша, расскажите, чем вы будете заниматься после сна, что интересного будете делать, куда пойдете, когда он проснется.

Психологические особенности развития детей 2 3 лет

Двухлетка уже отчетливо понимает разницу между желаниями родителей и своими желаниями. Он видит, как родители требуют выполнения своих желаний. Пытаясь им подражать, малыш пытается добиться выполнения своих желаний.

Копирование поведения взрослых – основной компонент обучения детей практически с самого рождения. Через семью и поведение родителей они воспринимают мир. Подражая взрослым, дети приспосабливаются к внешнему окружению, гармонично встраиваясь в систему человеческих отношений.

Поэтому не удивительно, что в какой-то момент кроха начинает себя вести подобно родителям (требовательно и настойчиво). Чем строже у малыша родители, тем строптивее может стать его поведение после двух лет.

Поэтому многим родителям, которые жалуются на детское упрямство, можно посоветовать посмотреть на себя со стороны. Если они чересчур требовательны и бескомпромиссны в отношениях с малышом, возможно, в поведении двухлетки, как в зеркале, отражается их поведение.

Посмотреть на себя критически стоит многим родителям, ведь заставить малыша проще, чем понять. Пока ребенок маленький, родителям легко удается подчинить кроху своей воле. Но по мере взросления ребенок постепенно проявит свой сформировавшийся под натиском характер и отплатит родителям той же монетой. Он будет искренне верить, что поступает правильно, ведь он делает то же, что и родители.

Терпение и такт – главные помощники родителей при общении с маленьким упрямцем. Двухлетка уже все понимает и может ответить. С ним можно договориться, объяснив причины того или иного требования.

Хороший тест для родителей – это игра малыша в куклы. Обычно во время игры ребенок подробно имитирует поведение взрослых по отношению к нему. Если во время игры ребенок кричит на куклу и бьет ее, родителям стоит задуматься над методами воспитания своих детей.

Мамин помощник, папин друг.

Деятельность двухлетнего ребенка можно представить в виде знаменитой революционной фразы 1917 года: «когда низы не могут, а верхи не хотят». Дело в том, что ребенок в двухлетнем возрасте часто знает, что именно он хочет сделать, однако не имеет ни навыков, ни опыта, ни силенок, чтобы осуществить задуманное.

Ребенок в этом возрасте всячески стремится помогать всем и во всем, и главная ваша задача – предоставить ему такую возможность. Детки еще с годовалого возраста любят помогать – они просто учатся, глядя на вас, стараются понять и попробовать делать то же, что и родители.

Рвется помыть пол – пожалуйста! Расскажите, как лучше это сделать и пусть возится. Ничего страшного, если воды кругом пональет – вытрете потом. Главное сейчас ему не препятствовать. Он уже достаточно разумный, чтобы попробовать помочь папе, расфасовать шурупы по размерам и разложить их по отделениям ящичка.

Предлагаем ознакомиться:  Как лечить кашель у грудного ребенка народными средствами

Воспитание ребенка в 2-3 года уже подразумевает получение какого-то определенного результата. И если ребенок сделал что-то плохо, не до конца, уже сейчас нужно обращать его внимание на это. Не ругать ни в коем случае!

А подсказать, в тактичной мягкой форме, как сделать так, чтобы получилось лучше. Не нервничайте и не эмоционируйте, если он снова все напутал, и опять ничего не получилось – главное, не столько результат, сколько желание его добиться.

И, безусловно, не забывайте вашего непоседу хвалить. Обязательно отмечайте все его самые мелкие достижения. Но только делать это старайтесь искренне, и, конечно, по поводу. Если вы будете уделять воспитанию малыша, как можно больше внимания и времени, тогда он будет абсолютно готов к детскому саду к исполнению трех лет.

Как избежать капризов.

Уже в возрасте двух лет малыш может начать проявлять свою «твердость» характера и требовать удовлетворения своих желаний, демонстрируя непослушание. Именно в этом возрасте ребенок начинает проверять, что называется, родителей «на прочность», «прощупывать» границы дозволенного.

Ребенок может увидеть мультик и начать подражать понравившемуся герою, заметить сверстника, который закатит истерику маме и ему позволили сделать то, что он хотел. Малышу это может понравиться, он запомнит, и будет пробовать подобные новые методы на собственных родителях.

Можно выделить три самых главных, самых распространенных, самых пагубных ошибки родителей в воспитании ребенка в 2-3 года:

  • Первая — это идти у своего ребенка на поводу. Да, безусловно, каждый ребенок — личность, однако нужно понимать рамки дозволенного, нужно отдавать отчет к чему это приведет впоследствии.
  • Вторая ошибка — обсуждение всего при детях, в частности и его поведения. Если вы обсуждаете, значит, есть разногласия, а ребенок о них даже подозревать не должен, иначе в скором времени научится «играть» на этом.
  • Третья ошибка — кричать на ребенка. Во-первых, — это глупо, не красиво, плохой пример для подражания, во-вторых — это не поможет!!!

В данной ситуации главное правило воспитания ребенка в 2-3 года — не потакать капризам. Иначе это войдет у него в привычку. Если ребенок не слушается, закатывает истерику, требуя полного и немедленного удовлетворения его желаний, один из способов выйти из тупиковой ситуации – отвлечь малыша, увести от проблемы, чем-то заговорить его, или игнорировать истерику.

Главное – сохранять спокойствие, не срываться на проявление своих нервов, и не «носиться» над ним в панике. Схема вашего поведения должна быть примерно таковой: один раз учинит скандал — стоим стойко, не реагируем, второй раз – слез и криков будет гораздо меньше, а третьего раза вполне может и вовсе не быть.

Еще один нюанс – обоснованность его требований: если малыш, к примеру, захотел сам надеть колготки или завязать шнурки, без маминой помощи, а вы не даете ему сделать это – он имеет полное право отстаивать свое желание, а вы – точно неправы. Сделайте вывод на будущее и не провоцируйте больше подобных ситуаций.

Вам нужно понимать и еще кое-что о детях: они, как хамелеоны, в некотором смысле, у разных воспитателей одни и те же детки ведут себя совершенно по-разному. Возможно, вы замечали это и в своей семье – маму малыш не слушается, а пупу – беспрекословно. Поэтому делайте выводы, и применяйте, во благо.

Воспитание ребенка 2 лет без ошибок и последствий.

Вот несколько простых и результативных стратегий, которые помогут воспитание ребенка в 2 года сделать проще, облегчить вашу жизнь и жизнь вашего малыша в этот сложный период.

Постарайтесь обеспечить вашему ребенку постоянный режим дня. Малыш должен знать четко, что и за чем идет: сон, гигиена, игры, прием пищи и так далее. Это сможет сделать день ребенка несколько предсказуемым, что в свою очередь, обеспечит ему спокойствие, потому, что малыш будет знать, чего нужно ожидать.

Когда в распорядке дня предполагаются какие-то изменения, сообщите об этом малышу заранее. К примеру: «Сегодня в гости к нам придет бабушка», «Вечером ты с тетей побудешь, а мы с папой уйдем ненадолго».

Безусловно, вы уже хорошо знаете, что именно приводит вашего малыша к истерике. Основные причины — это сонливость, голод, и смена места. Значит, вам следует стараться планировать дела заранее, чтобы избежать каких-либо стрессовых ситуаций.

Предлагаем ознакомиться:  Как чистить уши новорожденному ребенку правильно

Не нужно брать с собой в магазин малыша, если вы знаете, что истерики там не избежать.Не стоит надолго ходить с малышом в гости. Детки достаточно быстро утомляются от переизбытка новых впечатлений, а потому начинают капризничать.

Старайтесь не заставлять его что-то делать, а если это необходимо, то увлечь его этим процессов, в крайнем случае, выторговать его согласие.

Детки — это не уменьшенная копия взрослых. Многих вещей они еще совершенно не понимают. То, что для нас само собой разумеющееся, к примеру, следование указаниям или соответствующее поведение, для них – абсолютно бессмысленные понятия.

Когда малыш отказывается реагировать на ваши замечания, делать что-то так, как требуете вы, просто отвлеките его и заинтересуйте чем-то другим. Вам необходимо постараться создать такую среду, которая способствует хорошему поведению ребенка в наибольшей степени.

Это один из наиболее действенных способов дисциплинировать ребенка в этом возрасте, однако использовать тайм-аут нужно разумно. Дайте ему подумать над своим поведением, осмыслить то, что вы сказали, время чтобы отвлечься от неприятных мыслей.

Конечно, не стоит называть данное время «тайм-аут», можете просто сказать малышу, что ему необходимо отдохнуть. Усадите его диван или кресло, чтобы ребенок провел там это время. Воспитание ребенка в 2-3 года подразумевает именно время для осмысления ребенком происходящего, которое естественно не должно проходить «в углу» в наказании.

Исправляя плохое поведение, важно не забывать хвалить хорошее. Иначе, не давая вашему ребенку похвалы, когда он хорошо себя ведет, он может начать вести себя плохо, чтобы просто привлечь к себе ваше внимание, когда скучно.

Лучше отдавать перевес в сторону похвалы, чем назидания. Когда вы хвалите за хорошее поведение своего малыша, то увеличиваете шансы, что кроха постарается снова его повторить, чтобы опять услышать похвалу, заслужить ваше внимание.

Безусловно, очень трудно сохранять спокойствие, когда вы находитесь в торговом центре, а ваш ребенок, катается по полу в истерике, на глазах у окружающих. Сделайте глубокий выдох, позвольте себе остыть, не торопитесь, просто возьмите себя в руки, чтобы не сорваться на ребенке.

Зачастую, лучшая тактика при детской истерике — не обращать никакого внимания на поведение ребенка. Лучше всего остановить такое поведение сможет его игнорирование. Но только не путайте игнорирование поведения и игнорирование ребенка – это разные вещи.

Не стоит разворачиваться и уходить, ожидая, что он пойдет за вами, подальше от злополучного прилавка с игрушками, так вы его только напугаете и вызовете еще большую истерику, а вот правильных выводов он так и не сможет сделать.

Лучше возьмите в руки, какой-нибудь товар и начните его якобы внимательно изучать, поройтесь в сумке с озабоченным видом, возьмите телефон и сделайте вид, что кому-то звоните, только не акцентируйте внимания на поведении ребенка.

Кое-какие вещи в жизни ребенка являются обязательными для исполнения: спать, есть, ездить в машине в автокресле и прочее. Малыш, конечно, должен знать, что щипаться и кусаться нельзя и так далее. Но есть вещи, не являющиеся обязательными, и в этих ситуациях можно смело идти на компромисс.

Не перебарщивайте с обязанностями и запретами. У малыша должно быть не больше 3-4 основных правил поведения, нарушая которые, он будет наказан. Во всем остальном можно уступать ребенку, конечно, смотря по ситуации.

Психологические особенности развития детей 2 3 лет

Когда малыш, к примеру, категорически хочет надеть, идя на 8 марта к бабушке в гости, свой новогодний костюм, не стоит ему запрещать. Не стоит эта мелочь, истерик ребенка и нервов родителя. А вот если уперся и холодным зимним днем отказывается надевать шапку, — наберитесь терпения, и постарайтесь до него достучаться, объяснить, почему этого делать нельзя.

Будьте логичны, последовательны в своем собственном поведении, оно не должно меняться в зависимости от вашего настроения. Ребенок должен четко понимать, если он совершит этот проступок – будет наказан.

Само наказание для ребенка, должно быть ограничением, лишением какого-то удовольствия, значимого для ребенка, а не водворение его в угол. Кроме того наказание ребенка за проступок должно совершаться по принципу «здесь и сейчас».

Если в какой-то ситуации вы уже сказали ребенку «нет» — не стоит идти на компромиссы, реагировать на уговоры, договариваться с ребенком, отменяя свое решение. Так мы попросту растим манипуляторов. Поэтому опять-таки – думайте прежде чем принимать решения, чтобы потом о сказанном не жалеть и не менять своих решений на ходу.

И не забывайте:
абсолютно все родители испытывают периодически стресс от общения с ребенком. Ни в коем случае, это не значит, что вы являетесь плохим родителем. Все мы люди и все не совершенны. Не стоит корить себя за это.

Анализируя психологические особенности детей 2-3 лет, понимая тонкости их поведения, взрослые могут наладить контакт и поспособствовать максимально гладкому протеканию кризиса, свойственного этому возрасту.

Предлагаем ознакомиться:  Советы психолога в воспитании трехлетнего ребенка

На третьем и четвёртом годах жизни главная особенность малышей — это повышенная эмоциональность. Ребёнок пока не способен до конца контролировать эмоциональные всплески, при этом он легко переключаются с одного состояния на другое, чем могут воспользоваться взрослые, желая отвлечь малыша.

Малыша, который чем-то расстроен, раздражен или опечален, можно легко отвлечь игрой, игрушками, покачиванием. Активные действия помогут малышам забыть о том, что их беспокоило, и зарядиться позитивными эмоциями.

Обучать детей в этом возрасте можно только при условии, что они будут проявлять интерес к тому, о чём идет речь во время занятия. Важно, чтобы малыш не только понимал материал, но и доверял человеку, который с ним работает.

У 2-3-летних детей механизмы саморегуляции несовершенны. Их настроение, равно как и способность усваивать новый материал, во многом связано с ощущением физического комфорта. Обычно дискомфорт вызывают:

  • голод;
  • повышенная или пониженная температура;
  • боли;
  • жажда;
  • сонливость и пр.

Если педагог планирует провести эффективное занятие с малышом, заручившись его вниманием, он обязательно должен проверить, насколько комфортно кроха в данный момент себя чувствует.

Общение малышей в таком возрасте имеет ситуативно-личностный характер, что говорит об острой потребности каждого из них в индивидуальном внимании и контакте со взрослыми. Именно поэтому, если речь идёт о занятиях или совместных играх с педагогами, необходимо, чтобы в них принимали участие небольшие группы детей, каждому из которых будет уделено достаточно времени и внимания.

Малыши в возрасте 2-3 лет способны учиться чему-то новому, причём как на

основе личного опыта, так и беря за начало опыт окружающих взрослых. Дети внимательно следят за поведением родителей или воспитателей и пытаются им подражать, не разделяя плохое и хорошее.

А вот что касается одногодок, то они для малышей в этом возрасте пока не интересны. Дети могут играть рядом друг с другом, наблюдая за действиями соседа, но не вступая с ним в контакт. Часто именно сверстники вызывают у малышей всплеск отрицательных эмоций.

Психологические особенности развития детей 2 3 лет

Мышление у детей этого возраста имеет наглядно-действенную форму и во многом зависит от условий. Память и внимание непроизвольны.

Освоив культурные способы действия с разнообразными предметами, дети осваивают и новый вид деятельности — предметный. Малыши переносят действия, которые им удалось подсмотреть у взрослых, на игрушки, пытаясь копировать их манеру поведения, голоса, действия. Дети с удовольствием «звонят» по телефону, кормят и одевают игрушки,

сооружают себе игрушечные машины из одеял и подушек, воображая себя за рулем настоящего папиного или дедушкиного авто.

К этому возрасту активная речь малышей переходит на новый уровень. К концу третьего года жизни дети осваивают новые грамматические структуры, общаются простыми предложениями, используя почти все части речи.

В активном словаре малышей этого возраста уже насчитывается порядка 1,5 тысячи слов.
К четырём годам это количество удвоится, и дети не будут испытывать проблем в общении как со взрослыми, так и со сверстниками.

Повышенная активность

Приобретенные умения дают детям новую степень свободы. В этом смысле умение ходить дарит крохе массу новых возможностей. Ему очень нравится ходить и бегать. Самостоятельное и быстрое передвижение позволяет малышу изучать новые предметы и познавать их свойства.

Он учится ориентироваться в пространстве и координировать свои действия. Постоянно падая, кроха постепенно учится избегать предметов, которые мешают передвижению. Он пытается падать так, чтобы нанести себе меньше урона.

Чрезмерное любопытство и активность малыша могут привести к беде, если не убрать все опасные предметы как можно дальше от детских ручек. Закрывая острые, режущие и другие опасные вещи в ящики, нужно понимать, что дети очень находчивы.

Они умудряются открывать хитроумные защелки, забираться на стулья и подоконники. Их любопытство не знает границ. Неуемное стремление достать тот или иной предмет заставляет детей творить чудеса. Лучше не оставлять двухлетних детей без присмотра на короткий срок даже в случаях, когда все уже, вроде, спрятано и закрыто.

На улице для безопасности детей нужно выбирать детские игровые площадки вдалеке от проезжей части.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Про детей
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector