Программа ребенок в дошкольные годы

Парциальные основные программы дошкольного образования

Все основные программы дошкольного образования можно разделить на два типа – комплексные (или общеобразовательные) и так называемые парциальные (специализированные, основные программы дошкольного образования с более узкой и ярко выраженной направленностью).

Основные программы дошкольного образования комплексного типа учитывают целостный подход к гармоничному и всестороннему развитию ребёнка. Согласно таким программам, воспитание, обучение и развитие происходят во всех направлениях в соответствии с существующими психолого-педагогическим нормами.

Парциальные основные программы дошкольного образования предполагают основной упор на какое-либо одно направление в развитии и воспитании ребёнка. В этом случае всесторонний подход к реализации дошкольного обучения обеспечивается грамотным подбором нескольких парциальных программ.

«Истоки» – программа, в которой должное внимание уделяется развитию личности ребёнка в соответствии с его возрастом. Авторы предлагают 7 базовых личностных характеристик, которые обязательно должны быть развиты у дошкольника.

«Радуга» — в этой программе вы обнаружите 7 основных видов деятельности, характерных для дошкольника. Они включают в себя игру, конструирование, математику, физическую культуру, изобразительное искусство и ручной труд, музыкальное и пластическое искусство, развитие речи и знакомство с окружающим миром. Развитие по программе происходит по всем вышеперечисленным направлениям.

«Детство» — программа разделена на 4 основных блока, каждый из которых является центрообразующим элементом в построении дошкольного обучения. Здесь есть разделы «Познание», «Здоровый образ жизни», «Созидание», «Гуманное отношение».

«Развитие» — это особенная программа дошкольного обучения, которая основана на принципе постепенного усложнения учебных, образовательных и воспитательных задач. Программа обеспечивает планомерный, последовательный подход в дошкольном обучении и развитии ребёнка.

«Кроха» — это комплексная программа, созданная специально для детей до 3-х лет. Она учитывает специфику раннего возраста и обеспечивает максимальную эффективность в решении воспитательных задач именно у детей этой возрастной категории.

«Паутинка», «Юный эколог», «Наш дом – природа» — данные программы разработаны в целях экологического воспитания дошкольников. Соответственно, они прививают детям любовь и бережное отношение к природе и окружающему нас миру, формируют экологическое сознание, что очень важно для детей дошкольного возраста.

«Природа и художник», «Семицветик», «Интеграция», «Умка – ТРИЗ», «Малыш», «Гармония», «Музыкальные шедевры», «Конструирование и ручной труд» — все эти программы дошкольного образования объединяет одно: они имеют ярко выраженную направленность на творческое развитие ребёнка и на художественно-эстетическое восприятие мира.

«Я, ты, мы», «Развитие у детей представлений об истории и культуре», «Я – человек», «Наследие», «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» — перечисленные основные программы дошкольного образования имеют направленность социально-культурного характера.

Они призваны стимулировать развитие духовности, нравственности, представлений о культуре и важных социальных навыков. Кроме того, некоторые программы ставят высшей целью воспитание патриотизма как ценной характеристики личности.

«Искорка», «Играйте на здоровье», «Старт», «Здравствуй!», «Здоровье» — в данных программах упор идёт на оздоровление, физическое развитие дошкольника и его двигательную активность. Приоритетами является привитие любви к спорту, активному и здоровому образу жизни.

Существуют ещё более специализированные основные программы дошкольного образования. К примеру, программа «Основы безопасности» предполагает подготовку дошкольников к возможным ситуациям опасности, стихийным бедствиям и чрезвычайным происшествиям.

Некоторые основные программы дошкольного образования вобрали в себя определённые достижения педагогики и психологии.

программа ребенок в дошкольные годы

К примеру, программа «ТРИЗ» основывается на постулатах Теории Решения Изобретательских Задач, разработанной Г. Т. Альтшуллером в 1945 году. Она представляет собой оригинальный подход к развитию воображения, фантазии, творчества и смекалки.

Программа «Педагогика Марии Монтессори» имеет оригинальную позицию относительно воспитания, обучения и образования ребёнка, основанную на твёрдой научной и философской базе. Кроме того, эта программа предполагает отступление от некоторых общепринятых педагогических стандартов, к примеру, отказ от привычной классно-урочной системы.

Автор — педагог-психолог Анна Макарова.

Предлагаем ознакомиться:  Почему новорожденный ребенок плачет когда писает

В контексте новой программы для детей от 2 до 7 лет «ДИТИНА»

Работа детского дошкольного учреждения № 279 осуществляется на основе программы воспитания и обучения — государственного документа, определяющего цели , задачи и содержание работы с детьми с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей .

Научно и методически обоснованная программа призвана синтезировать историческое наследие, новые достижения теории и практики дошкольного образования, актуальные общественные требования к ней, соответствовать особенностям познавательной деятельности детей, обеспечивать их гармоничное развитие .

В современной Украине дошкольные учреждения имеют право самостоятельно выбирать программу воспитания детей из комплекса вариантных программ , утвержденных Министерством образования и науки Украины , а также разрабатывать и внедрять собственные . В последние годы научные коллективы создали ряд современных программ.

Программа «ДИТИНА»направлена ​​на гуманизацию воспитательного процесса , согласование коллективных , групповых и индивидуальных форм и методов работы. Преобладает ориентация на индивидуальную работу с детьми всех возрастов .

При этом учитываются психологические знания о роли различных видов деятельности и их использование в работе с детьми разного возраста , прослеживается связь с традициями народной педагогики, фольклором, видами национального и мирового искусства. Учитывает «ДИТИНА» и принципы интеграции, системности, комплексности .

Программа воспитания и обучения детей от 2 до 7 лет «ДИТИНА» разработана в соответствии с требованиями современности. В ней представлена ​​информация оптимального объема и соответствующую возрастным возможностям детей дошкольного возраста , учтены современные тенденции развития дошкольного образования .

С учетом ввода дошкольного образования как обязательной насущной становится проблема подготовки детей к обучению в начальных классах . В связи с этим в разделе « Наши старшие дети » размещен дифференцированный содержание учебно — воспитательной работы для детей 6 года жизни и 7 года жизни , что позволяет воспитателям варьировать содержание учебно — воспитательной работы с учетом возрастных особенностей 6 -летних или 7 — летних детей , которые посещают эти группы .

Также в программе «ДИТИНА» был заложен с начала существования и усиленно сейчас направленность на развитие индивидуальности ребенка дошкольного возраста, отвечает современным тенденциям образования вообще и дошкольного образования в частности .

Это отражено во введении, принципах работы по программе , задачах , содержании всех разделов , показателях успешного развития детей, нацеливают воспитателя на формирование ценностей , чувств , учета индивидуальных различий ребенка, развитие его самоуважения , самооценки , личностных свойств и т.д. .

Также это отражено в специально посвященном этому вопросу разделе « Растет личность» , где выделены базовые личностные свойства и обозначены основные факторы и средства их развития . Усиленно представления принципа индивидуального подхода к воспитанию и обучению детей дошкольного возраста, более подробно раскрывается в методических рекомендациях к программе.

В разделе « Игра — источник радости , мудрости и добра» заложены основы компетентностного подхода, показано, каким образом игровая деятельность как ведущая должна влиять на развитие ключевых компетенций ребенка.

Кроме этого , в «Показатели успешного развития ребенка», которые определены к каждому из подразделений, определено, по каким признакам воспитатель может установить результативность своей работы с детьми.

Девочки и педагог рассматривают поделку

Программа обеспечивает осуществление интегрированного подхода к учебно — воспитательной работы с детьми, поскольку в сформулированных задачах , показателях успешного развития и других рубриках показано , какая именно через содержание определенного раздела происходит оптимизация различных форм активности детей , предложенных в «Базовом компоненте дошкольного образования в Украине ».

Среди важных моментов следует отметить разработку нового раздела «Дети раннего возраста», в котором раскрыто содержание работы с детьми от 2 до 3 лет в такой же логической последовательности отдельных подразделений, и по другим возрастным группам.

Содержание информации , представленной в данном разделе , обстоятельно раскрывает содержание воспитания и обучения детей указанного возраста, обеспечивать целостный гармоничное развитие детей третьего года жизни с учетом физической , коммуникативно — речевой , познавательной , сенсорной , художественно — эстетической , математической и других сфер развития .

Предлагаем ознакомиться:  Как правильно поставить свечку новорожденному ребенку

В начале данного раздела представлены основные характеристики психофизического развития детей третьего года жизни , сформулированы основные задачи воспитательной работы . В разделе «Организация жизнедеятельности детей » даются рекомендации по ориентировочного режима дня детей в осенне -зимний и весенне — летний периоды как в детском саду , так и дома. Определены показатели , по которым можно установить успешность работы воспитателей.

В соответствии с государственными стандартами подготовки воспитателей в программе «ДИТИНА» выделены раздел « Ребенок в окружающей среде » , где для каждой возрастной группы представлены доработанный содержание ознакомления детей с социальным и предметным окружающим , что составляет содержательную основу и компетентность речевого развития детей (знание конкретных жизненных фактов , представления об окружающей действительности стимулируют речевую деятельность , обогащают речь) и выступает источником обогащения игровой деятельности дошкольников .

По тематическому принципу освещены познавательные (система знаний об обществе , Родину , ее государственные символы , обычаи и традиции украинского народа , практические умения действовать в предметном среде ) , развивающие (развитие научного мировоззрения , стремление к активному познанию предметного и социальной окружающей среды , личностной культуры в окружающей среде , осознание собственного « Я» , места среди других людей) и воспитательные задачи (воспитание умеренного и бережного отношения к социальному и предметного пространства и др.).

Кроме этого , доработаны материалы ко всем других возрастных групп почти во всех подразделениях и рубрикам , выделенных в программе . Основное содержание доработок — добавлена ​​информация современного характера (обновленная тематика игр , занятий с детьми , литературных произведений , усиленные темы « Совесть», «Права ребенка», «Родина», « Семья», « Космос», «Киев — столица Украины» и другие).

Существенно доработаны все разделы программы с учетом современных тенденций развития дошкольного образования. в каждом разделе усилена содержательные линии, которые направлены на развитие у ребенка базовых личностных качеств, самооценки, самоуважения и самосознания, понимания прав и обязанностей, экологической и валеологической образованности , творчества , становления ценностного отношения к окружающей среде, людей, самого себя, деятельности.

Создан раздел « Художественная литература » , который появился на месте существенно доработанной рубрики «У нас в гостях книга» . В данном разделе сохранена задача ознакомления детей с книгой и значительно углубленно содержание работы из художественной литературы за счет формирования различных видов компетенций : когнитивно — речевой ( знания о писателях , их произведения в рамках программы , умение воспроизводить знаком художественное произведение , читать наизусть стихи , вспоминать название произведения и т.п.

) , поэтически эмоциональной (способность выразительно читать знакомые поэтические произведения , осуществлять их элементарный художественный анализ ) , оценочно — этической (умение сознательно анализировать поступки персонажей , высказывать собственные суждения ) , театрально -игровой ( разыгрывание содержания знакомых произведений ) .

Отметим , что материалы программы распределены в соответствии с ежегодно жизни дошкольника , отвечающей современным реалиям дошкольного образования , крайне важно и удобно для воспитателей , способствует повышению качества их работы.

Кроме этого , материал программы структурировано в соответствии с учебными планами вузов и современных отраслей наук — детской психологии , дошкольной педагогики , частных методик , что облегчает ее толкования преподавателями соответствующих кафедр и работу по ней воспитателями ДОУ, а также обеспечивает преемственность и логическую согласованность с учебными дисциплинами начальной школы.

Существенные обновления также представлены в методических рекомендациях к программе, значительно переработаны с учетом основных доработок самой программы. Полностью обновлены почти все разделы методических рекомендаций , дополнен новый раздел по работе с детьми раннего возраста , где раскрываются рекомендации по работе с детьми 3 года жизни в соответствии с рубриками данного раздела;

добавлены новые материалы по развитию личности , содержащие рекомендации по вопросу развития личностных свойств через создание воспитательных психологических ситуаций , которыми должно быть насыщено повседневную жизнь детей дошкольного возраста ;

приведены рекомендации по демократизации стиля общения с детьми как важного условия развития самоуважения дошкольника ; приведены обновленную информацию об организации жизнедеятельности дошкольника в условиях ДОУ, организацию кружков с детьми дошкольного возраста , представлены рекомендации по созданию развивающей предметной среды , по каждому разделу добавлены материалы , раскрывающие обновленное содержание программы .

Предлагаем ознакомиться:  Развивающие игры для детей 2–3 лет

Отметим , что практика использования программы воспитания и обучения «ДИТИНА»подтверждает ее высокую результативность и качество работы известных ученых , специалистов по вопросам физического , эстетического, естественного , коммуникативно — речевого , музыкального и других сфер развития детей.

Значение занятий по программе «Детство» в детском саду

Темы занятий

Работа по программе может планироваться отдельными темами для каждой недели, соответствующими основному событию конкретного периода. Названия темы педагог подбирает сам. В таком планировании можно использовать следующие примеры:

  • «Здравствуй, осень золотистая!». Тема предполагает не только рассмотреть особенности поры года, но и поговорить о начале нового учебного года в детском саду. Поэтому может включать в себя как беседы о проведённом лете с родителями, так и повторение правил поведения в ДОУ.
  • «Моя семья. Мой дом. Моя страна». Тема патриотического воспитания детей, пробуждения в их душах любви к родному дому, окружающей природе, народным истокам является составляющей воспитательного процесса в учреждениях образования. Программа «Детство» придаёт этому направлению ещё большее значение.
  • «Неделя безопасности». Изучение правил безопасного поведения — одна из важнейших задач ДОУ. Работа с детьми в этом направлении проводится постоянно, но тематическая неделя ещё раз покажет важность знаний ОБЖ детям и их родителям. Такую неделю можно посвятить, например, Дню пожарного (30 апреля).
  • «Рассказы и сказки К. Д. Ушинского для детей». Вся деятельность известного педагога и писателя проникнута любовью к детям, к родной природе и полностью соответствует гуманистической направленности программы «Детство». На неделе с такой тематикой воспитатели читают детям произведения Константина Дмитриевича, проводят беседы, занятия по его рассказам.

Диагностика результатов работы по программе «Детство»

Согласно требованиям программы, 2 раза в год (в начале и конце) проводится диагностика достижений детей по разным направлениям развития. Для проведения мониторинга за основу рекомендуется взять работы педагога-психолога Н. В.

Верещагиной, посвящённые диагностике педагогического процесса. Автор предлагает методы организации мониторинга для всех возрастных групп детского сада по всем направлениям работы. Пример организации исследования во второй младшей группе ДОУ можно посмотреть здесь.

После проведения диагностического обследования воспитатель составляет аналитическую справку, в которой отражаются изменения в развитии группы в целом. Проведённые исследования также иллюстрируют индивидуальные особенности каждого ребёнка, показывают сильные и слабые стороны в его развитии, умения, требующие индивидуального подхода или доработки.

Перспективное планирование по программе «Детство» в ДОУ

Перспективный план работы группы разрабатывается педагогом, на основе принятой образовательной программы ДОУ, имеющейся материально-технической базы и собственного опыта. Прекрасный пример перспективного планирования по программе «Детство» представлен в статье педагога из Санкт-Петербурга Марины Птицыной.

Как можно выполнить ежедневное планирование по программе «Детство» для подготовительной группы, показано на сайте «Инфоурок». Основная цель занятий: выработать эмоционально положительное отношение к обучению в школе, пробудить интерес к школьной жизни и желание занять активную позицию в школьной социальной среде.

Работу учреждений образования родители часто оценивают по отзывам знакомых о коллективе работников (какой имеют опыт работы, как относятся к детям), а также по наличию материально-технической базы. На программу обучения мало кто из родителей обращает внимание.

Ведь любая программа выполняет требования ФГОС по подготовке дошкольников к дальнейшему обучению и любой детский сад нацелен на выполнение этой задачи. Преимущество программы «Детство» в её ориентации на эмоциональное развитие детей, на формирование умения понимать и сопереживать окружающим, в первую очередь близким людям.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Про детей
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector