Профилактика заболеваний детей первого года жизни

Представление о здоровье и здоровом ребенке. Группы здоровья, группы направленного риска детей первого года. Факторы, влияющие на здоровье детей

Эпидемии гриппа и повышенный риск заболеть ОРВИ характерны для ранней весны и поздней осени, когда температура окружающей среды оптимальна для размножения вирусов. Чтобы уберечь ребенка, используйте простые меры профилактики заболеваний у детей грудного возраста.

  • Поддерживайте температуру воздуха в детской на уровне 22 градусов Цельсия при влажности воздуха 60-70%. При таких параметрах слизистая носоглотки не пересыхает и хорошо выполняет барьерные функции.
  • Проветривайте квартиру минимум 2-3 раза в сутки в любое время года. Приток свежего воздуха облегчает дыхание и восполняет нехватку кислорода. На время проветривания грудничка необходимо теплее одеть или перенести в другую комнату.
  • Делайте влажную уборку со специальными гипоаллергенными средствами каждый день. Такая мера уменьшает количество пыли — идеальной среды для размножения вредных микроорганизмов.
  • Во время прогулки не прикасайтесь к лицу и ручкам младенца, после возвращения домой тщательно мойте руки с мылом.
  • По возможности ограничьте визиты родственников и походы в гости с ребенком. Вирусные заболевания проявляются не сразу, поэтому велик риск подхватить инфекцию от близких.
  • Не вводите новый прикорм во время эпидемии гриппа, так как всегда сохраняется вероятность аллергии. Нежелательные реакции могут ослабить защитные силы растущего организма и повысить восприимчивость к инфекциям.

Для укрепления естественной иммунной защиты грудничкам полезно закаливание:

  • ежедневные прогулки в любое время года,
  • купание при температуре 36-37 градусов,
  • обтирания прохладной водой с двухмесячного возраста,
  • воздушные и солнечные ванны.

Профилактика ОРВИ у грудничков поможет активизировать защитные силы организма и укрепить иммунитет. Перед началом процедур обязательно проконсультируйтесь с врачом.

Вопросы здоровья нации являются основополагающими в деятельности организации здравоохранения нашей страны (Баранов А.А., Щеплягина Л.А., Ильин. А.Г., 2003; Баранов А.А., Лапин Ю.Е., 2003).

В современных социально-экономических условиях России актуальной задачей является создание оптимальных условий для здорового материнства, обеспечения рождения и развития здорового ребенка (Савельева Г.М., 1997; Шабалов Н.П., 1997; Вельтищев Ю.Е., 1998; Баранов А.А., 2003).

В тоже время, экономические трудности последних десятилетий 20 века, снижение внимания со стороны государства к социальным проблемам, усложнение экологической ситуации, резкое ограничение финансирования здравоохранения и медицинской науки привели к значительному уменьшению числа здоровых детей — в разных регионах оно колеблется от 4% до 10% (Баранов А.А., 2003).

В настоящее время не более 30% детей новорожденных можно считать здоровыми, 12% детей родившихся живыми, являются недоношенными или имеют недостаточную массу тела (до 2,5 кг), почти 9% — рождаются с избыточной массой тела (4 и более кг).

Охрана здоровья матери и ребенка, предупреждение и снижение материнской, младенческой и детской заболеваемости, инвалидности и смертности являются важнейшими медико-социальными проблемами общества и государства (Савельева Г.М., 2004; Баранов А.А., 2003; Вельтищев Ю.Е., 2003;

Janus Ludwig, 2003; Inge Krens, 2003). В то же время, очевидно, что одной из ведущих причин прогрессирующего ухудшения здоровья является неэффективность многих профилактических и коррекционных мероприятий по сохранению, укреплению и восстановлению здоровья детей (Eden Т.

, 2000, Barton S., 2000). Кроме того, в последние годы крайне недостаточен уровень финансирования профилактических направлений системы охраны материнства и детства. Этим определяется необходимость внедрения имеющихся и разработки новых эффективных комплексных медицинских, психолого-педагогических и социальных технологий профилактики оздоровления, лечения и реабилитации детей (Баранов А.А., 2003; Peart N., 2000).

Учитывая это, в 1998 г. Научным центром здоровья детей РАМН совместно с другими научными коллективами и Минздравом России началась разработка программы «Здоровый ребенок». Проект был утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 октября 2002 г.

Подпрограмма «Здоровый ребенок» сформирована с учетом первоочередных задач по сохранению и укреплению здоровья детей, стоящих перед практической педиатрией и медицинской педиатрической наукой. Ее целью является создание условий для рождения здоровых детей, снижение показателей материнской и детской, в том числе младенческой смертности, сохранение и укрепления здоровья детей и подростков на всех этапах развития.

Осуществление подпрограммы, как ожидается, позволит повлиять на сложившиеся устойчивые негативные тенденции динамики состояния здоровья детей. Однако недостаточный объем финансирования и отсутствие ряда важнейших мероприятий в разделах «Совершенствование системы охраны здоровья матери и ребенка» и «Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы» не позволят в полной мере решить проблемы здоровья детей, снижения заболеваемости, инвалидности и смертности.

Предлагаем ознакомиться:  Ребенок в 2 года сильно капризничает

Требуется безотлагательное внедрение ряда эффективных профилактических, лечебных и реабилитационных технологий, в том числе: …многоуровневая система просвещения в области здоровья (здоровое питание, школы по формированию здорового образа жизни)… …

Растущая осведомленность о сложном характере показателей здоровья привела к появлению нового подхода к его укреплению, основанному на многофакторной концепции здравоохранения. Этот подход был четко изложен в основополагающем докладе канадского правительства 1974 года под названием «Новый взгляд на здоровье канадцев».

В этом исследовании, часто называемом в честь его руководителя докладом Лейлонда, излагается концепция «поля здоровья», согласно которой состояние здоровья рассматривается как продукт образа жизни, влияния окружающей среды, биологии человека и здравоохранения.

Этот подход положен также в основу общей стратегии европейского здравоохранения, принятой ВОЗ десять лет спустя, в 1984 году, а также Оттавской хартии здравоохранения, принятой в 1986 году, в которой указываются пять направлений деятельности: разработка общественной политики укрепления здоровья, создание благоприятной окружающей среды, усиление общественной активности, развитие личных умений и знаний, переориентация служб здравоохранения.

Эти принципы служат укреплению роли охраны общественного здоровья и могут быть использованы в развитии профилактической педиатрической службы медицины. (Солтман Р.Б., Фигейрас Д.Н., 2000; Langley J.M., Halperin S.A., Mills E.L., 1998).

Существует большое количество определений здоровья и понятия «здоровый ребенок». О здоровье человека Сократ сказал: «Здоровье — не все, но все без здоровья — ничто». В настоящее время рекомендуется использование определения здоровья в интерпретации ВОЗ и ведущих отечественных педиатров Ю.Е. Вельтищева, Н.П. Шабалова, И.Н. Усова, А.А. Баранова.

Здоровье — состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. Здоровье — свойство человека выполнять свои био-социальные функции в изменяющейся среде, с перегрузками и без потерь, при условии отсутствия болезней и дефектов (Баранов А.А., Щеплягина Л.А., 2000; Адо А.Д., 1985; Макаренко Ю.А., 1989; Анохин П.К., 1975).

Здоровье применительно к детству должно включать в себя и наличие условий для обеспечения последующего оптимального развития ребенка (Paula M.S. Ingalls, USA, 2001). Главная особенность в определении здоровья ребенка — оценивать его с учетом развития организма (Halt. D. 1991; Усов И.Н., 1984; Маковецкая Г.А., Захарова Л.И., Стуколова Т.И., 1997).

Здоровый ребенок — это оптимальный уровень физического, психического, интеллектуального развития для каждого возраста, это способность к адаптации и адаптированию, способность сопротивляться, приспосабливаться к изменяющимся условиям внешней среды. Здоровье — это адаптивная норма (Шабалов Н.П., 1997; Вельтищев Ю.Е., 1998; Баранов А.А., 2003).

Коллективное здоровье принято характеризовать не по показателям общего развития, выносливости, тренированности или одаренности, а по заболеваемости и болезненности детей. При индивидуальной оценке здоровья ребенка учитываются рост и физическое развитие, гармоничность физического и психического развития, показатели полового развития, устойчивость метаболизма, адаптационные возможности и другие параметры.

Здоровье определяется совокупностью факторов. К ним относятся биологические, генетические, этнические, социально-гигиенические факторы, включая микросреду обитания; характер питания, социально-экономические условия, включая долю затрат общества на здравоохранение в валовом продукте и доступность медицинской помощи;

Под нормой или здоровьем понимают такую форму жизнедеятельности организма, которая обеспечивает ему наиболее совершенную деятельность и адекватные условия существования (Петленко В.П., 1977).

Норма, как и здоровье, не представляет собой ничего абсолютного, застывшего и неизменного для каждой отдельной популяции и каждого отдельного человеческого индивидуума. Норма изменяется вследствие изменчивости видов и популяций, она различна для отдельных индивидуумов внутри вида, популяции, возраста и пола.

Она детерминирована генетически и в тоже время существенно зависит от окружающей среды, то есть норма — не только генотип, но и фенотип в самом широком смысле этого слова (Адо А.Д., 1985; Jon RG., TroyaG.N., Turner 2001).

Сравнение показателей здоровья детей в возрасте одного года в трех группах исследования, имевших различно организованное профилактическое наблюдение

Обсуждая проблему здоровья и его нарушения, В. Г. Филимонов и И.С. Цыбульская (1999) ввели понятие «жизненного коридора». Адаптационные реакции, укладывающиеся в пределы гомеостатических параметров, характеризуют «жизненный коридор», по иному — здоровье.

При недостаточности адаптационных механизмов развиваются пограничные состояния, промежуточные между здоровьем и болезнью. Болезнь — это исход дезадаптации, ухудшение приспособительных возможностей. Из этого состояния возможен возврат в «жизненный коридор» или дальнейшее развитие болезни.

В каждом возрасте пределы жизненного коридора различны. Наименьшими они считаются в раннем неонатальном периоде, на первом году жизни, в 15 лет и при старости. В это время расширяется поле пограничных состояний, труднее осуществляется «выход из болезни», легче идет хронизация патологического процесса.

Предлагаем ознакомиться:  Разводят ли если ребенку нет 1 года

Для характеристики состояния здоровья детей принято их делить на группы, которые представляют собой «договоренность внутри врачебной корпорации» (Румянцев А. Т., 1999). Критерии оценки здоровья и деление их на группы подробно разработаны С. М.

Громбахом, дополнены Ю. Е. Вельтищевым (1994). Они включают в себя следующие показатели: отсутствие или наличие хронического заболевания, гармоническое физическое и психическое развитие, состояние реактивности, нормальное функционирование органов и систем, уровень резистентности.

Дети во всех трех группах были подобраны идентично. В нашем исследовании все дети были рождены в семьях со средним уровнем достатка, исключались семьи с высоким уровнем достатка, асоциальные семьи, исключались недоношенные новорожденные, дети, имевшие при рождении оценку по Апгар меньше 6, все новорожденные имели группу здоровья II А или II Б.

Идентично сформированные три группы пациентов имели основное различие в способе медицинского сопровождения диады «Мать и ребенок». Сравнение методики лечебно-профилактического, медико-психологического наблюдения за пациентами, вошедшими в наше исследование, представлено в таблице.

Как видно из представленных данных, способ профилактического наблюдения основной группы отличался от контрольных групп ранним началом взаимодействия врача-неонатолога с диадой «Мать и ребенок» (во время беременности с женщинами, посещавшими занятия школы «Современные родители»).

Профилактические осмотры детей в основной и контрольной группе I продолжались в течение первого года жизни ребенка, а обследование детей в контрольной группе II проводилось однократно в годовалом возрасте ребенка.

Все дети параллельно наблюдались участковыми врачами детской поликлиники. В течение исследования шло выбывание участников. В основной группе до конца исследования осталось 45 детей, 94%, в контрольной группе 1-39 человек, 65%.

Сравнение различных характеристик женщин, влиявших на показатели здоровья детей. Средний возраст женщин основой группы составил 24,8±4,6 с индивидуальными колебаниями от 19 до 38.

Средний возраст женщин контрольной группы I составил 24,79±4,5 с индивидуальными колебаниями от 19 до 34.

https://www.youtube.com/watch?v=4xX0zm3_6fI

Средний возраст женщин контрольной группы II составил 25,9±5,4 с индивидуальными колебаниями от 17 до 44.

Характеристика женщин в трех группах исследования проводилась с использованием сравнения социального статуса, включавшего полноту семьи, уровня образования матерей.

Статистически значимо оказалось отличие основной группы от обеих контрольных по количеству зарегистрированных браков. Если принять показатель официальной регистрации отношений супругов как признак, характеризующий благополучные отношения в семье, то мы отметили, что в основной группе таких случаев было достоверно больше.

Зарегистрированный брак свидетельствовал о более доверительных отношениях между будущими родителями, что отражалось в их отношении к беременности и в возникновении потребности в пренатальном образовании.

Одним из важных показателей социального статуса являлся образовательный уровень будущих матерей. Мы обнаружили, что женщин с высшим и незаконченным высшим образованием в основной группе было достоверно больше, чем в обеих контрольных группах (таблица 3).

Анализ акушерского анамнеза, осложнений в течение беременности, уровня заболеваемости экстрагенитальной патологией проводился на основании заключений акушеров-геникологов, терапевтов и узких специалистов, а также лабораторно-диагностического обследования, которые регистрировались в обменных картах беременных, сигнальных листах женской консультации, выписках из стационаров при госпитализации, результатах скрининга пренатального центра.

Изучение акушерского анамнеза показало, что по-прежнему сохраняются тенденции иметь в семье одного ребенка, в нашем исследовании в 3,8 раза больше было первородящих женщин по сравнению с повторнородящими.

В основной группе появление III группы здоровья было обусловлено диагностикой врожденной патологии, которая была диагностирована в разном возрасте детей в течение первого года жизни (два случая врожденных пороков сердца и врожденный гепатит с минимальной степенью активности).

Для оценки динамики состояния здоровья детей мы использовали методику анализа показателей здоровья, предложенную Осиным А.Я. (1988) и дополненную Ашаниной Н.М. и Полуниной Н.В. (1993), в соответствии с которой определялись средние группы здоровья (СГЗ).

Для более глубокого анализа мониторинга состояния здоровья детей мы изучили изменение группы здоровья в течение первого года жизни ребенка с выделением положительной динамики группы здоровья, стабильного состояния здоровья, отрицательной динамики группы здоровья.

Показатель СГЗ для однородных групп определялся, как частное от деления суммы произведений группы здоровья и соответствующего числа лиц каждой группы на общее количество обследованных по следующей формуле: СГЗ = [(1 х N1) (2 х N2) (3 х N3) (4 х N4)] / En.

Предлагаем ознакомиться:  Болит горло у ребенка? Первая помощь и эффективные методы лечения

где 1-1-я группа здоровья, 2 — 2-я группа здоровья, 3 — 3-я группа здоровья, 4 — 4-я группа здоровья. N 1 -число лиц 1-ой группы здоровья, N 2-число лиц 2-ой группы здоровья, N 3-число лиц 3-ей группы здоровья, N 4-число лиц 4-ой группы здоровья. En.

— общее число обследованных детей. Если величина показателей находится в пределах от 1,6 до 1,9, то он оценивается как средний, иными словами удовлетворительный, при величине показателя ниже 1,6 уровень здоровья характеризуется как высокий, в том случае, если показатель выше 1,9, уровень здоровья оценивается, как неудовлетворительный.

Для детей в возрасте от 0 до 1 года показатель СГЗ = 1,74 ± 0,03 считается удовлетворительным. В нашем исследовании этот показатель в основной группе равнялся 1,60, в контрольной группе I — 1,64, в контрольной группе II — 1,69.

Таким образом, мониторинг здоровья детей показал значимое различие в основной и контрольной группе II. В основной группе достоверно больше детей улучшило свое здоровье, чем в контрольной группе II. Контрольная группа I заняла промежуточное положение, статистически достоверного отличия от других групп мы не обнаружили.

При оценке физического развития детей использовалась методика оценки и стандарты физического развития детей г. Самары и Самарской области 1998 года. Наиболее значимо для оценки физического развития соотношение показателей длины тела и массы.

Оно позволяет косвенно судить о состоянии питания ребенка. Если масса находится в том же центильном коридоре, что и длина тела — можно говорить о пропорциональности физического развития. Если номера коридоров отличаются — о диспропорциональности, причем указывается, чем обусловлена диспропорциональность — избытком или дефицитом массы.

В МКБ 10 болезни эндокринной системы, расстройство питания и обмена объединены в один IY класс, сюда же входит дефицит витамина D, поэтому мы сравнили не только физическое развитие, но и общий уровень заболеваемости по данному классу болезней.

Такой подход полнее отражал состояние физического здоровья детей. Мы обнаружили, что достоверно лучше физически развиты были дети в основной группе по сравнению с контрольной группой I, и отмечалась тенденция улучшения показателей физического развития этой группы детей в сравнении с детьми контрольной II (при Pi,2 0,05 и %»- критерий Пирсона ==5,00, при pi 3 0,05).

Следующим критерием эффективности профилактической программы являлось сравнение нервно-психического развития детей в возрасте одного года в трех группах исследования.

Объективная оценка нервно-психического развития ребенка представляла собой сложную и трудоемкую задачу. Она включала рутинное исследование неврологического статуса, оценку нервно-психического развития по разработанным методикам (в нашем исследовании шкала Гриффитса, Фрухт, Журбы), использование диагностических игр (Кат/Кламс), результатов наблюдения за взаимоотношениями родителей с ребенком во время игры, итогов наблюдения за взаимоотношениями ребенка с врачом в процессе выполнения тестовых или нетестовых заданий, анализ лабораторных и инструментальных исследований.

Для объективности результатов учитывалась также оценка активности, ритмичности психосоматических проявлений, степени адаптивности, реагирования на новизну, порогового уровня раздражителей, интенсивности реакций, качества настроения, отвлекаемости и объема внимания.

Кроме того, необходимо было принимать во внимание формирующиеся детско-родительские отношения (материнскую привязанность, взаимоотношения в семье между родителями), педагогические способности матери.

Исследование нервно-психического развития с использованием шкалы Гриффитса, Кат/Кламс проводилось с раздельной оценкой двигательной активности (моторики), речевого развития, игровой деятельности ребенка.

Оценка двигательных навыков детей в возрасте одного года в трех группах показала достоверно значимое различие между основной и контрольной группой II. Отставания в формировании двигательных навыков в основной группе было меньше, чем в контрольной группе II, контрольная группа I заняла промежуточное положение (таблица 17).

Аптечные средства в помощь маме

Профилактику заболеваний у детей грудного возраста с разрешения врача можно проводить и аптечными средствами. Выбирать препарат нужно осторожно, чтобы не навредить здоровью малыша. Для профилактики ОРВИ у младенцев с первых дней жизни специалисты советуют использовать Деринат в соответствии с инструкцией. Назальные капли действуют сразу в нескольких направлениях:

  • способствуют уничтожению инфекционных агентов — болезнетворных вирусов,
  • укрепляют иммунную систему грудничка,
  • восстанавливают слизистую оболочку носоглотки благодаря репаративному эффекту, снижая риск инфицирования.

Закаливание, соблюдение правил гигиены и использование назначенных врачом аптечных средств — простые и доступные всем меры профилактики заболеваний у детей грудного возраста. Помогите ребенку остаться здоровым и не болейте сами!

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Про детей
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector