Первый год жизни малыша. 52 самые важные недели для развития ребенка — Елена Сосорева

Введение

Первый год жизни ребенка – самый потрясающий, самый непростой, самый важный и самый необычный период и для самого малыша, и для его родителей.

Именно в течение первых двенадцати месяцев происходит стремительное развитие всех систем организма, и ребенок из беспомощного комочка превращается в веселого «годовасика», уверенно стоящего на крепких ножках.

Именно в течение первых месяцев родители знакомятся со своим малышом, а он – с ними. Родители начинают понимать, каковы темперамент ребенка, его предпочтения, любимые действия, песни, игрушки и т. п. Малыш же, в свою очередь, из множества лиц и людей начинает выделять «своих», радоваться им, демонстрировать свои успехи, выстраивать с ними взаимоотношения.

Именно в течение этих двенадцати месяцев у ребенка формируется базовое отношение к миру. Получая первый опыт взаимодействия с людьми (в первую очередь с родителями и близкими членами семьи), ребенок решает, как – с доверием или недоверием – он будет в дальнейшем относиться к окружающему миру.

В первый год жизни малыш меняется каждое мгновение. Каждый новый день приносит родителям приятные сюрпризы и поводы для восхищения их прекрасным младенцем. Вот, еще буквально вчера он лежал на спинке, а сегодня взял и перевернулся на животик!

Конечно, в первый год жизни ребенка ни одного родителя не минует тревога и беспокойство по поводу «а правильно ли и в нужном ли темпе развивается мой малыш».

Существуют определенные нормы физического и психического развития детей.

К показателям физического развития относятся рост, вес, окружности головы и груди ребенка. К показателям психического развития – умения и навыки, которым ребенок научился в течение того или иного месяца.

Эти нормы необходимы, потому что, в общем и целом, дают родителям возможность понять, в нужном ли темпе развивается их малыш. Но нужно учитывать, что, несмотря на средние показатели, у каждого ребенка – свой темп развития.

И совсем не обязательно, что ваш малыш будет тем «хрестоматийным» ребенком, у которого ровно в полгода прорежутся зубки, а в год он начнет ходить. Ведь даже у детей из одной семьи с большой вероятностью будет своя, уникальная схема развития.

В нашей книге мы хотим рассказать вам о том, как в течение первого года жизни меняется ребенок, проходя за пятьдесят две недели великий путь от беспомощного новорожденного до смышленого малыша.

Первый месяц

Первая неделя

Ваш малыш после рождения абсолютно беспомощен и поэтому беззащитен. Сейчас ваш кроха полностью зависит от вас. Вы будете для него всем – теплом, любовью, питанием, защитой, счастьем и источником информации.

Эту неделю вы с малышом, скорее всего, проведете в роддоме (если не рожали дома). Первые дни вы будете рассматривать друг друга, изучать, приспосабливаться друг к другу. Одни дети в первые дни жизни почти все время спят, другие могут бодрствовать небольшие промежутки времени.

Одни малыши спокойно переносят длительные перерывы между кормлениями, другим нужно принимать пищу чаще. Некоторые нуждаются в укачивании для того, чтобы заснуть. Постарайтесь сразу приложить малыша к груди и давайте ему возможность сосать столько, сколько он захочет.

Это важно!

Сейчас у вашего малыша помимо физиологических потребностей наиболее ярко выражена потребность в психологическом комфорте. Ребенку необходим тесный контакт с матерью, ощущение ее близости, уверенность, что она быстро отреагирует на его сигналы.

Максимальное удовлетворение этой потребности оказывает значительное влияние на последующее развитие новорожденного. Создание психологического комфорта для младенца является одной из самых главных основ его воспитания.

Самым благоприятным сейчас для ребенка будет положение лежа у вас на животе, в тесном контакте с вами. Ощущение тепла материнского тела, знакомый ритм биения сердца, звуки вашего голоса будут успокаивающе действовать на ребенка.

Предлагаем ознакомиться:  План наблюдения за ребенком до года

Никогда не оставайтесь равнодушной к плачу младенца. Бережно берите его на руки, нежно прижимайте его к себе, баюкайте. Ласково разговаривайте с ним, напевайте ему. Всегда с улыбкой приветствуйте его пробуждение.

Если малыш не спит и лежит спокойно, воспользуйтесь моментом и поговорите с ним. Можете быть уверены, что ваши ласковые слова будут им услышаны и пойдут на пользу. Все процедуры кормления, пеленания и другие занятия с малышом сопровождайте тихой медленной ласковой речью.

Пусть ребенок почаще видит ваше лицо. Самая удобная поза для него – когда малыш находится под грудью. Он еще не умеет сосредоточивать взор, его взгляд блуждает, но своим голосом вы поможете ребенку найти ваше лицо и выделить его из окружающего мира. Будьте уверены, малыш быстро научится это делать.

Если ребенок много спит и просыпается только для кормления, не беспокойтесь. Не стоит побуждать его к бодрствованию.

Что уже умеет малыш

Каким бы беспомощным ни выглядел новорожденный, он не приходит в этот мир без всякого жизненного опыта. Мудрая природа снабдила его программой со множеством жизненно важных рефлексов, обеспечивающих безопасность и выживание. Их наличие у новорожденного – одно из важнейших доказательств его здоровья.

Некоторые безусловные рефлексы можно обнаружить у ребенка уже спустя несколько часов после рождения, другие – через несколько дней.

Стоит учесть

С первых же дней жизни ребенку очень важно общение с папой. Чем раньше отец включится в заботы о малыше и общение с ним, тем гармоничнее будут в дальнейшем развиваться отношения в семье.

Основные два рефлекса, связанные с удовлетворением главной потребности ребенка – питания, – сосательный и глотательный . Если малышу вложить в рот пустышку, он крепко обхватит ее губами, даже будучи сытым.

Если вы проведете пальцем по внутренней поверхности ладони ребенка, то он с удивительной силой схватит вас за палец и сожмет его. Это –хватательный рефлекс . Правда, хватание в этот период еще ложное, и ребенок утрачивает его к 3 месяцам. Истинное умение захватывать у него разовьется позже – к 3–4 месяцам.

Возьмите малыша под мышки со стороны спины, поддерживая его голову указательными пальцами, и прикоснитесь его ступнями к какой-нибудь поверхности. Вы увидите, что сначала он отдернет ножки и подожмет их к животу, а затем выпрямит и полной ступней упрется в поверхность.

Выложите малыша на живот, так чтобы он стопами как бы уперся в ваши ладони, и чуть подтолкните его. Он начнет производить несогласованные плавательные движения руками и ногами и ползти вперед. Этот рефлекс можно обнаружить у ребенка на 3–4-е сутки после появления на свет.

Если выложить малыша на живот, то он сразу повернет голову в сторону. Иногда новорожденные делают попытки ее приподнять. Это защитный рефлекс , который сохраняет ребенку способность дышать без помех.

Есть у малыша и другие защитные реакции. Например, при громком шуме ребенок вздрагивает, моргает и выпрямляет ручки так, будто он хочет за что-то схватиться. Тот же самый рефлекс срабатывает, если ребенку грозит падение.

Если малышу надавить на середину подошвы, то у него сгибаются пальцы ног. Так проявляется подошвенный рефлекс .

Рефлекторные движения очень важны для двигательной активности ребенка и его психомоторного развития.

Взвешиваемся, измеряемся

Основными показателями состояния здоровья малыша являются длина и масса тела.

Средние показатели физического развития для новорожденных (доношенных) детей

Рост – 50–51 см.

Вес – 3,3–3,5 кг.

Окружность головы – 35–36 см.

Окружность груди – 33–34 см.

Учтите, что на эти показатели влияет множество факторов: наследственность, состояние здоровья матери, ее режим и питание во время беременности, возраст родителей и т. д. Вы должны знать, что в первые дни жизни происходит так называемая транзиторная, или физиологическая, убыль массы тела ребенка, что считается вполне нормальным явлением. Максимальная потеря массы наблюдается обычно на 2–4-й день и не превышает 6 % (примерно 200 г).

Предлагаем ознакомиться:  Диспансеризация ребенка на первом году жизни

Вторая неделя

Вот и закончилась 1-я неделя жизни вашего малыша. Она была самой трудной – ведь новорожденному пришлось затратить массу усилий, чтобы преодолеть переходные состояния и адаптироваться в новом для него мире.

Ваш малыш все так же много спит (до 20 часов в день). Иногда вы можете наблюдать легкое подрагивание уголков губ – это его первые сонные полуулыбки. Они сигнализируют о том, что малышу хорошо. Вы можете заметить, что ребенок «улыбается» в моменты облегчения (например, когда у него прекращаются колики), или в моменты удовлетворения (после еды), или когда его берут на руки и укачивают.

Внимание!

Не пеленайте туго малыша, одевайте его в кофточки и ползунки, которые не сковывают его движений. Сейчас важно предоставить ребенку возможность удовлетворить свою потребность в движении.

Второй месяц

Пятая неделя

С этого возраста ваш малыш станет расти и крепнуть «не по дням, а по часам». Он уже приспособился к новым условиям жизни: понемногу понимает, что вы – его семья, и привыкает к новому дому.

С этого времени зрительное восприятие становится одной из самых активных психических функций. Если еще недавно ребенок лишь скользил взглядом по вашему лицу, то теперь он его внимательно изучает. Отныне малышу всегда есть чем заняться – когда он не спит, он постоянно что-то рассматривает.

На этом возрастном этапе появляется новая психическая реакция, непосредственно связанная со зрительным восприятием, – малыш словно ищет, на что бы посмотреть: он может переводить глаза и поворачивать головку в разные стороны до тех пор, пока не найдет какой-либо предмет, достойный внимания. С каждым днем продолжительность зрительного сосредоточения возрастает.

Малыш проявляет огромный интерес к сменяющимся выражениям вашего лица, он уже пытается подражать мимике взрослых.

Итак, сейчас ваш ребенок вступает в период социального развития, он уже начинает проявлять себя как личность, становится более активным, изучает мир широко распахнутыми глазами. Успешно развиваться дальше ему поможет ощущение того, что его понимают, и доверие к вам, заложенные в первые недели его жизни.

Третий месяц

Девятая неделя

Начинается занимательный период – как для младенца, так и для родителей. Мозг ребенка находится еще в процессе развития, но сенсорная система малыша и способность к обучению работают в полную силу. Ваш малыш все лучше чувствует и воспринимает окружающий мир.

Комплекс оживления

Внимание!

Часто именно в таком возрасте возникают деформации головки ребенка, которые обусловлены однообразным положением в кроватке. Старайтесь периодически менять расположение кроватки и положение малыша, чтобы он не смотрел постоянно в одну сторону.

Это важно!

Чтобы у ребенка развивалась инициатива, вы должны подкреплять ее своим поведением. Чутко реагируя на сигналы малыша, вы даете ему почувствовать, что его собственная активность очень важна: она меняет обстоятельства в желаемую сторону.

Теперь, когда малыш видит вас и слышит ваш голос, улыбка освещает все его личико, глаза блестят, он вскидывает ручки, дрыгает ножками, иногда выгибается «мостиком» и энергично шлепается обратно. При этом вы слышите и глубокие вздохи, и повизгивания, и громкие ликующие вскрики, и смех.

Такое поведение называется «комплексом оживления». Комплекс оживления – это не просто эмоциональная реакция ребенка на нечто приятное, но и действие, прямо адресованное взрослому. Если у вашего малыша комплекс оживления стал инициативным, то есть он начал использовать его для того, чтобы вызвать вас на общение, – это очень хороший показатель психического развития.

У вашего малыша продолжается развитие зрения. Он рассматривает людей и предметы гораздо дольше, чем раньше, уделяет внимание деталям, вместо того чтобы просто скользить по ним взглядом. На этом этапе развития ребенок видит не только лучше, но и дальше.

Находясь в состоянии сосредоточенного спокойствия, он может разглядывать потолок и люстру на нем, тени на стенах, деревья, находящиеся от него на расстоянии 5–6 м. Малыш чаще следит за вами глазами, когда вы проходите мимо, и при этом поворачивает за вами голову.

Предлагаем ознакомиться:  Стул ребенка в год сколько раз

Массаж и гимнастика

После массажа приступайте к новому гимнастическому упражнению, которое будет способствовать совершенствованию двигательных навыков вашего малыша.

Поворот со спины на живот. Ребенок лежит на спине. Дайте ему захватить ваш палец и начинайте тянуть малыша за руку, побуждая его поворачивать плечевой пояс, туловище и голову до поворота на живот. Одновременно другой рукой помогайте ему поворачивать ноги. Проделайте это по 2 раза в обе стороны.

Десятая неделя

Самая замечательная особенность этого периода – то, что прежде сжатые кулачки вашего малыша разжимаются. Его пальцы уже полураскрыты, а движения руками становятся более координированными.

Теперь вы можете наблюдать, как малыш с упоением занимается своими ручками. Кроха может подолгу играть ими: он может схватить одну ручку другой и держать в ладошке иногда весь кулачок, а иногда один-два пальца.

Чем раньше малыш разожмет кулачки, тем раньше он начнет играть со своими руками. Если ваш ребенок по-прежнему все время держит кулачки сжатыми, попробуйте помочь ему. Осторожно постучите по тыльной стороне ладони, чтобы стимулировать рефлекс, заставляющий разжать пальцы рук.

Это важно

Развитие двигательных навыков рук существенно зависит от того положения, в котором находится малыш. Горизонтальное положение препятствует игре ручками, вертикальное – способствует. Лежа на ровной гладкой поверхности, ребенок может свободно двигать и ручками и ножками, вытягивать их в разные стороны.

Но в этом возрасте срабатывает еще действующий рефлекс «отдыхающей шеи» – когда малыш лежит на спине, при повороте головы в ту же сторону откидывается ручка, а кулачки остаются сжатыми. Поэтому лучше держать ребенка в полувертикальном положении у себя на коленях или посадить его в специальное детское креслице.

В таком положении его лицо будет обращено вперед, он сможет смотреть прямо перед собой, при этом кулачки разожмутся, и ручки потянутся вперед. Такое полувертикальное положение способствует тому, чтобы ребенок начал играть с собственными ручками или занялся какой-то игрушкой, рассматривая ее перед собой.

Маленький хватайка

Ребенок в этом возрасте пытается дотянуться и схватить любой предмет, который его заинтересовал. Малыш любит хвататься за волосы, за очки, за отцовский галстук, за мамину кофточку. Эти первые хватательные движения – очень сильные, и если в кулачке ребенка оказались ваши волосы, то их не так-то просто будет вызволить.

Малыш уже старается дотянуться до подвешенной игрушки и схватить ее.

Рука малыша становится более сильной, поэтому, схватив какой-нибудь предмет, он удерживает его, вместо того чтобы сразу уронить, как было раньше. Вложенную в руку погремушку малыш сжимает пальцами, держит и изучает до тех пор, пока она ему не надоест.

Вкладывайте в ручку ребенка различные погремушки. При этом развивается хватательное движение, ребенок получает зрительную информацию, а также тактильную информацию о предмете – от соприкосновения с ним.

Стоит учесть

Какие погремушки давать ребенку?

• Безопасные погремушки, которые не причинят никакого вреда, по размеру не меньше 5 см, без острых углов и выступающих деталей.

https://www.youtube.com/watch?v=KYmnERGUz7I

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Про детей
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector