Развитие новорожденного ребенка по месяцам до года (календарь)

Мифы о раннем развитии малышей до года

Педагоги, педиатры, психологи и опытные родители разделились на два лагеря. Одни — за применение методик в семейном воспитании, другие безоговорочно против. У обеих сторон достаточно веские аргументы, поэтому вас самим придется решать, следовать ли вам популярным педагогам или ждать, когда младенец сам начнет осваивать необходимые навыки.

«Против»

  1. Малыш сам научится всем требуемым навыкам, когда придет время, поэтому не нужно торопить природу.
  2. Раннее развитие может нанести вред младенцу, вмешиваясь в естественный ход его формирования и адаптации.
  3. Большинство методик построено на интеллектуальном и физическом развитии крохи, но при этом они оставляют «за бортом» эмоции, социализацию и психику грудничка, поскольку на темпы их развития повлиять никак нельзя. У подросшего ребенка со временем накапливается дисбаланс между умениями и психо-эмоциональной сферой, который может помешать ему общаться с другими детьми и осваиваться в коллективе.
  4. Только комплексное и ежедневное следование методикам позволит вам добиться хороших результатов, а это — тяжелая и долгая работа с ребенком, требующая большой теоретической подготовки. Кроме того, такое обучение требует полной вовлеченности хотя бы одного из родителей, а ведь мамам, как правило, нужно работать.
  5. Упор на интеллектуальное развитие лишает ребенка детства, вместо того, чтобы постепенно познавать мир и свойства предметов на собственном опыте и играть, малыш вынужден учиться по картинкам и карточкам чтению и счету.
  6. Пожалуй, самый главный аргумент противников раннего развития — это несвоевременность полученных знаний. Зачем двухлетнему ребенку уметь читать, если его мозг не готов еще перерабатывать слова в образы, и к чему четырехлетнему крохе знать наизусть таблицу умножения? Полученные знания в итоге «законсервируются» до того, момента, когда пригодятся ему в школе, и таким образом дитя все равно интеллектуально сравняется с обычными ровесниками.
  7. Даже если ваш ребенок пойдет до конца и будет продолжать развиваться прежними темпами, это грозит ему проблемами с социализацией. Чрезмерно умных детей не любят и не принимают в обществе.
  1. Наш мир постоянно изменяется, и, чтобы ребенок успевал осваивать необходимые знания, его нужно развивать с младенчества.
  2. Последователи раннего развития считают, что не отнимают детство у малышей, а отнюдь, делают его насыщенным и разнообразным. Методики не призывают заменить простые игры на обучающие занятия, наоборот, они сливают эти виды деятельности воедино, и малыш получает образовательные прогулки и развивающие игры.
  3. Расширенные методики, всесторонне развивающие кроху, позволяют выявить у малыша яркие склонности к определенным занятиям, чтобы в дальнейшем развивать именно их.

В первый год организм грудничка претерпевает колоссальные изменения, а развитие его идет быстрыми темпами. В этот период младенец активно познает мир, набирает пассивный словарный запас, строит свои первые логические связи.

Считается, что первые год-два являются «некомпенсируемыми»: если ребенок не узнает что-то вовремя, то в дальнейшем ему будет сложно освоить это. Раннее развитие не дает младенцу «упустить шанс» и дает малышу максимум информации в этот период, закладывая надежный интеллектуальный фундамент.

Но все же следование развивающим методикам требует аккуратности и внимательности от родителей, поскольку их неосторожное и навязчивое применение может иметь обратный эффект.

  • Если младенцу не понравилось занятие, он протестует и плачет, — остановитесь и займите кроху чем-то другим;
  • не нужно отрывать грудничка от того, чем он занимается, ради обучения. Если дитя увлеченно играет с обычными кубиками, правильно будет дождаться, когда он закончит;
  • все занятия, которые рекомендует выбранная вами методика, должны быть понятны вам и вызывать ваше доверие, а ваши действия должны быть адекватными;
  • развитие ребенка должно проходить комплексно, нельзя делать упор только лишь на физические или интеллектуальные занятия, вы должны активно социализировать кроху и развивать его эмоционально.

Решая заниматься с грудничком, используя методики раннего развития, знайте, что подготовка и непосредственное обучение будут занимать у вас массу времени, а результат своего труда вы сможете оценить спустя года.

Не забывайте о естественных потребностях крохи, ведь ему намного важней адаптироваться к миру, вовремя освоить необходимые по возрасту навыки и посредством игр постепенно познавать свойства предметов, нежели научиться в полгода плавать, а в год — читать.

Предлагаем ознакомиться:  Сколько необходимо молока грудному ребенку

Подбирая методику раннего развития, которая должна подойти малышу до года, помните, что из них ни одна не универсальна, и каждая имеет ряд недостатков. Не нужно слепо следовать рекомендациям известных педагогов, все занятия должны применяться по отношению к ребенку обдуманно и объективно.

  1. Развивает эмоциональную сферу и раскрывает творческие наклонности малышей посредством занятий музыкой, выполнению ритмических упражнений.
  2. Согласно вальдорфским педагогам, ребенка должны окружать только натуральные предметы, игрушки следует делать из природных материалов.
  3. Эта методика в первую очередь формирует духовно-эмоциональный мир ребенка, а интеллектуальное развитие должно откладываться на довольно поздние сроки — на 11-12 лет.

Метод Монтессори

Это одна из популярнейших методик раннего развития, несмотря на довольно «преклонный возраст» (ей более 100 лет), педагоги до сих пор активно внедряют наработки Монтессори в свои практические занятия с детьми.

  1. Ребенок до года должен быть помещен в «развивающую среду», его должны окружать предметы, способствующие его познанию.
  2. Детям предоставляется свобода, малыши должны сами определять, когда, чем и сколько они будут заниматься. Но подобная демократия зачастую оборачивается определенными проблемами, у ребенка отсутствует понятие авторитета и он может перестать слушаться взрослых. И если в семье такое поведение еще может быть принято родными, то в детском саду и школе подобное свободолюбие будет строго наказываться.
  3. Методика, созданная Монтесори, рассчитана на детей от трех лет, хотя ее последователи опускают возрастную планку, занимаясь и с младенцами.
  4. Занятия, стимулирующие мелкую моторику, действуют на речевой центр и способствуют тому, что ребенок будет раньше и четче говорить.
  5. Изучение окружающего мира происходит с помощью пособий и разработанных педагогом игр на основании сенсорного опыта малышей.
  6. Подготовка к занятиям будет требовать от вас много времени и трат из-за многочисленности методических материалов и приспособлений.

Метод Домана

Американский врач Г. Доман на протяжении нескольких лет проводил исследования и пришел к выводу, что рост мозга ограничен временными рамками — он увеличивается до 7 лет, а затем происходит развитие его отделов.

Считается, что именно в этот семилетний период происходит основное обучение ребенка, поэтому важно сделать его насыщенным, обучая малыша языкам, письму, счету, чтению и занимаясь с ним разными видами спорта.

Предлагаем ознакомиться:  Стишок для детей 3х лет

Методика основывается в основном на визуальном воздействии на малыша, и требует от родителей и детей полной отдачи. С помощью карточек с изображениями объектов, животных, растений, написанными на ними словами и нарисованными точками ребенку в голову словно «загружается» информация.

Метод Лупан

Сесиль Лупан немного доработала методику Домана и создала свою.

  1. Ребенка нужно постоянно обеспечивать новой информацией, так его мозг будет развиваться.
  2. Информацию, которую вы будете давать малышу до года, должна быть тщательно отобрана, вы должны сообщать ему только о самом ярком, интересном и важном.
  3. Помимо визуального воздействия, согласно этой методике, ребенку нужно предоставлять возможность тактильного и слухового познания, так его развитие будет проходить гармоничней.
  4. Карточки, которые родители должны показывать своему крохе, рассортированы по отраслям, и их, в отличие от рекомендации Домана, можно, и даже нужно, давать малышу до года в руки.

Методика Никитиных

Многодетные советские родители-педагоги, семья Никитиных, создали замечательную методику развития детей, которая позволяет вырастить физически и нравственно сильного человека. Их научные труды в 80х годах распространялись в «Самиздате» — перепечатывались на машинках и переписывались вручную, — пожалуй, это самый яркий знак родительского признания.

  1. Никитины провозглашают важность раннего развития, но границы «точки невозврата» значительно смещаются. Признанные педагоги считают, что правильно будет обучить ребенка всему необходимому и выявить его способности до 3 лет.
  2. Ребенку должна предоставляться определенная свобода действий в выборе занятий, но при этом родители должны мягко направлять дитя, чтобы он гармонично сочетал физические и интеллектуальные занятия.
  3. Разработанные Никитиными игры прекрасно развивают логику и стимулируют абстрактно-пространственное мышление.
  4. Их методические материалы рассчитаны именно на домашнее индивидуальное обучение, в отличие от методики Монтессори, которая создана для групповых занятий.
  5. Занятия по методике Никитиных выявляют в малышах склонность к точным наукам, но совершенно не развивают их «гуманитарную» сторону.
  6. Игры с кубиками предполагают активное участие родителей, если оставлять детей до года наедине с обучающим материалом — ничего из занятий не получится.

Метод Зайцева

Методика Зайцева направлена в основном на раннее обучение детей родному языку и счету. Для дошкольников педагог создал наглядные таблицы и карточки, а для малышей — интересные кубики. Посредством игры дети изучают алфавит и быстро учатся читать по слогам, благодаря тому, что именно слоги написаны на гранях его кубиков.

Техника обучения счету также стала революционной и помогает малышам быстро освоить данный навык. Материалы, которые подготовил Зайцев, подходят для разновозрастных детей, поэтому вы можете начинать заниматься даже с годовалым ребенком.

Методика Даниловой

  1. Деткам до года сложно донести какую-либо информацию, поэтому какие-то занятия и методики просто бессмысленны.
  2. Это в корне неверно! Да, дети первого года жизни больше основываются на чувствах, а не на разуме, но их вполне можно научить многим вещам. Занятия будут отлично способствовать психомоторному развитию, что, в свою очередь, прекрасно скажется на физических и интеллектуальных навыках ребенка.
  3. Раннее развитие опасно для детей, не достигших полуторагодовалого-двухлетнего возраста.
  4. Это опять же не совсем верно. Любая опасность может быть связана с фанатичным желанием мамочки любыми средствами развить своего ребенка и дать ему энциклопедические знания. Перегрузки, действительно, могут быть опасны для крохи. Но если занятия не навязываются малышу силой и не занимают много времени, то ничего, кроме пользы, они не принесут.
  5. Раннее развитие – это очень сложно.
Предлагаем ознакомиться:  Режим кормления ребенка до года по месяцам

Нормы развития двигательной активности у ребёнка до года

Не секрет, что существует календарь развития ребёнка до года по месяцам – ознакомившись с ним, вы можете понять, как идут дела у вашего ребёнка.

  • Razvitie dvigatel`noi` aktivnosti rebyonka do godaВ первый месяц жизни малыш ещё не управляет собственным телом и не даст этого сделать вам – пока она ещё весь во власти рефлексов.
  • Второй месяц своей жизни ребёнок тратит на осознание собственного тела – он пробует управлять окрепшими мышцами, но выходит пока плоховато.
  • В три месяца малыш уже умеет протягивать ручки, поднимать головку, пробует переворачиваться на бочок.
  • В четыре месяца в жизни ребёнка наступает новая эпоха – он уже умеет держать игрушки и вполне осознанно ощупывает их.
  • На пятом месяце своей жизни ребёнок уже готовится научиться садиться, он становится активным и подвижным.
  • В полгода ребёнок напоминает ртуть – он активно переворачивается в любом направлении и уже учится ползать.
  • Семимесячный ребёнок умеет ползать во всех направлениях, он отлично координирует движения рук, ног и глаз.
  • В восемь месяцев малыш много времени проводит сидя и уже старается самостоятельно встать, если найдёт подходящую опору.
  • Если 9-месячный ребёнок не трусит, то наверняка уже пробует ходить с опорой. Конечно, он часто падает, но зато он упрям.
  • 10-месячные дети уже готовы самостоятельно залезать и слезать с дивана. Кроме того, на передний план выходит развитие мелкой моторики.
  • В 11 месяцев шагающий с опорой малыш способен перешагнуть препятствие. А в свободной руке он вполне может крепко держать любимую игрушку.
  • Годовалый ребёнок умеет ходить, наклоняться и выпрямляться, приседать. Он очень любознателен и почти не видит преград.

Конечно, вышеизложенный план развития двигательной активности у ребёнка весьма приблизителен. Детки бывают разными, но не стоит пускать дело на самотёк, если вы замечается, что малыш ленится осваивать новые навыки. Вы вполне можете ему помочь!

Для того чтобы помочь своему ребёнку до года в развитии двигательной активности вовсе не нужно обладать специальными навыками. Просто запомните несколько вещей, которые вам пригодятся.

  • Отнеситесь с пониманием к тому, что малыш может опасаться прикосновений – прежде чем взять на руки, поговорите с ним.
  • Следите за тем, чтобы ваши руки были тёплыми – ребёнку должно быть комфортно и уютно от ваших прикосновений.
  • Не пренебрегайте гимнастикой и массажем – включите эти процедуры в ваш привычный распорядок дня.
  • Никогда не запрещайте ребёнку двигаться. Если вы хотите, чтобы он сменил направление – просто отвлеките его.
  • На ребенке должна быть удобная одежда, которую предлагает магазин Все в дом.

И в завершении очень хочется сказать, что каждый малыш лучший для своей мамы. Мы смотрим на деток влюблёнными глазами, а потому часто бываем необъективны – время от времени обращайтесь к специалисту за объективной оценкой развития двигательной активности ребёнка до года как минимум.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Про детей
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector