Первый год жизни ребенка по месяцам

По каким показателям оценивается развитие крохи?

Доказано, что каждый ребенок индивидуален, поэтому приведенные в календаре навыки малыш может освоить раньше или чуть позже. Наиболее важными критериями развития являются:

  • увеличение веса (от 350 до 1 килограмма в месяц);
  • рост, окружность грудной клетки, головы;
  • прорезывание зубов;
  • статические и двигательные функции.

Врачи стремятся вывести нормы для каждого критерия физического развития, но у них это не выходит. Ребенок развивается нормально, если его вес вдвое увеличился к 6 месяцам, а к году стал больше втрое. Увеличение роста также происходит ускоренными темпами по 3 сантиметра за 30 дней. К годовалому возрасту кроха становится выше на 25-30 сантиметров.

Не менее важными критериями развития, являются окружности головы, грудной клетки. К году грудь должна быть по замерам больше, чем голова. Зубы у каждого грудничка прорезываются по своему графику, к 12 месяцам их должно быть 6-10.

Педиатры чаще всего обращают внимание только на физические показатели развития ребенка, а неврологи задают вопросы о психоэмоциональных. Родителям стоит обращать внимание:

  • проявление эмоций;
  • развитие речи;
  • переход от рефлекторного хватания предметов к осознанным играм с ними;
  • понимание слов и интонации взрослых.

Остановится подробно стоит на речевом развитии. Новорожденный реагирует на неудобства криком, а позже начинает проявлять и положительные эмоции улыбкой. Первую улыбку родители могут увидеть во время сна ребенка, к 3 месяцам она появляется, когда он бодр.

Первый месяц жизни

Первый год жизни ребенка по месяцам

Период с рождения малыша до 1 месяца является адаптационным. У новорожденного продолжают развиваться его органы, значительно прибавляется вес. Большую часть дня он спит, просыпаясь только для кормления, при физических неудобствах. Плач появляется при раздражителях:

  • переполненном подгузнике;
  • боли;
  • голоде;
  • холоде или жаре.

Во время осмотра педиатры и неврологи проверяют наличие рефлексов у грудничка. На первом месяце жизни должны присутствовать рефлексы: ходьбы, сосания, плаванья, поиска, хватания. Со временем часть этих рефлексов замещается моторными навыками.

Для первых недель жизни наиболее важно наладить питание новорожденного. Он должен прибавить не менее 600 грамм. Для этого используется грудное или искусственное вскармливание. Не рекомендуется прикладывать кроху к груди или давать ему смесь по часам.

Среди навыков у малютки можно заметить попытки удерживать головку из положения на животе, задержку взгляда на неподвижных ярких предметах и реакцию на громкие звуки. Вы можете заметить, что ребенок прислушивается к вашей речи, пытается издавать гласные.

По этой причине мама рекомендуется петь колыбельные, проговаривать свои действия во время ежедневных процедур, обращаться к младенцу. Над кроваткой подвесьте яркие игрушки, чтобы он мог тренировать взгляд.

К концу первого месяца жизни важно приучить ребенка к режиму дня. Он не должен быть жестким, вгоняющим младенца в рамки. Нужно лишь соблюдать режим тишины ночью, использовать только приглушенный свет.

первый год жизни ребенка по месяцам

Просыпаясь малыш должен понимать, что сейчас время ночного отдыха, не лучшее для длительного бодрствования. Если вы не будете ночами сидеть за компьютером или смотреть телевизор, то малютка быстро уснет.

Воспитание — это вовсе не то, что обычно им называют. Большинство родителей убеждены в том, что знают, что и как должен делать «человек воспитанный».

Сообразуясь с этим знанием, они формируют определенный набор требований к своему ребенку и предъявляют его частями, по мере наступления подходящего, опять же с их точки зрения, времени. Результат чаще всего плачевный.

В принципе ведь всех учат одному — говорить правду, уважать старших, любить ближних и т. д., а вырастает чадо, и начинает врать, хамить и ненавидеть. Откуда он этому научился? Ответ очевиден: это результат вашего воспитания. Ведь больше никто не затратил столько усилий на него.

Первый вывод, который я предлагаю сделать: важно не чему мы учим ребенка, а чему он у нас научится в итоге.

Воспитательный процесс начинается еще в материнской утробе. Это неразрывно связано с общением. Как только поток информации устремляется в сторону выбранного нами объекта, начинается наше воздействие на него с целью преобразования по образу и подобию своему.

Естественно, что в ответ мы получаем то же самое. Дальнейшее не поддается никакому описанию. Можно лишь очертить границы процесса и его направленность. Чаще всего все наши действия направлены на снижение трансформирующего влияния на нас и одновременно на усиление собственного такого же влияния на объект взаимодействия.

Если объектом воздействия является наш ребенок, мы называем «это» воспитанием, если объект — взрослый человек (муж, жена, мать, отец, брат, сестра, сосед и т. д.), мы говорим, что «пытаемся найти общий язык» или достигнуть взаимопонимания.

Предлагаем ознакомиться:  Ребенок 1 год плохо засыпает ворочается извивается

Один из преподавателей военной психологии у нас в академии (ВМА им. С. М. Кирова) говорил в шутку, что «воспитание — это прежде всего питание«. Как мы тогда смеялись, думали, шутка. Сейчас я думаю, что этот мужик был просветленным.

Думаю, что готовые рецепты не помогут. Предлагаю разобраться вместе и по порядку.

Начнем с начала.

В воспитании есть две стороны: воспитуемая и воспитывающая. Воспитуемой является, понятное дело, ребенок, а вот насчет воспитывающей стороны меня лично давненько терзают смутные сомнения. Кто же воспитатель?

Нам кажется, что это, конечно же, мы и есть. Но вот какая штука. Некоторые наши действия, совершенные невзначай и однажды, кардинально меняют в ребенке все, а другие, часто и целенаправленно совершаемые с целью добиться хоть каких-нибудь сдвигов, вообще не оставляют следов. Почему так?

На мой взгляд, ответ может быть один: решающую роль в воспитательном процессе играет восприятие воспитуемого. Именно наше собственное восприятие и является главным нашим воспитателем с первых и до последних минут нашей жизни.

Я наблюдал за шестидневным младенцем, который внимательно смотрел за тем, как мать пьет воду из стакана. Это был не просто взгляд. Это было глубокое зондирование. Ребенок настраивался на материнское поле и одновременно с ней буквально проживал это событие всеми своими нервами, мышцами, сосудами.

Его мускулатура сокращалась в унисон материнской, мне даже показалось, что ребенок почувствовал прохладу напитка, его вкус на языке и то удовольствие, которое испытала мать при этом. Это был всепроникающий взгляд, но при этом практически незаметный, чистое восприятие без воздействия. Так смотреть умеют только дети до года и просветленные.

Это событие перевернуло мое мировоззрение. Я вдруг совсем по-другому взглянул на период новорожденности и на отношения между родителями и детьми в этот период и вообще. Оказывается, в начале знакомства мы являемся объектом изучения со стороны своих собственных отпрысков.

У нас они учатся пить, сопеть, бояться и радоваться, злиться и прощать и всему остальному, что мы делаем у них на глазах. Порой мне кажется, что даже во сне они наблюдают за нами. Это и есть истинное воспитание.

В таком воспитании есть и другая сторона. Мы с момента рождения ребенка приобретаем ответственность нового уровня. Ведь наше дитя научится всему, что сможет увидеть и почувствовать. Поэтому, если мы не хотим, чтобы наши дети научились у нас лицемерить и лгать, ненавидеть и завидовать и прочим подобным штукам, нам придется серьезно поработать над собой в определенном направлении.

Вы спросите: «Так все-таки как нам воспитать из наших детей достойных членов общества?» Не знаю. Ответ на этот вопрос ищут все, но не находит никто. А пока мы ищем, дети растут и, глядя на нас, становятся такими же, как мы.

И если родители жили в мире и согласии, если они были счастливы хоть иногда, взрослые уже дети благодарят их за то, что хорошо воспитали. А если было все по-другому, проклинают все эти языковые курсы и кружки, музыкальные школы и хореографии, школы риторики и ораторского искусства.

Тема питания очень тяжела для рассмотрения. Вот уж где хватает специалистов, так это в области кормления младенцев. На молодых родителей сваливается невесть какое количество информации. Опыт предыдущих поколений, советы педиатров, стоматологов, диетологов, псевдодиетологов из компаний МЛМ, старые и новые книжки по питанию новорожденных и море рекламы.

Предлагаем ознакомиться:  Завести ребенка в 40 лет — плюсы и минусы

Природа дала нам все, что нужно для жизни. Ребенок питается материнским молоком. Оно появляется у женщины на шестой день после родов и присутствует как потенциально возможная пища для ребенка до тех пор, пока востребовано.

Не кормите своего ребенка ничем другим, пока он сам не добудет себе это другое. И поверьте, если младенец что-то съел, это значит, что оно ему нужно. Молоко матери содержит базовые элементы для производства из них микрофлорой ребенка всех необходимых для его питания веществ. Если чего-то не хватает, виновато не питание, а состав микрофлоры кишечника.

Во время кормления грудью ребенок вместе с молоком получает необходимые энергоинформационные составляющие своего рациона. Это именно те энергия и информация, которые и делают грудное молоко универсальным питательным продуктом.

Иными словами, сцеживаться и поить ребенка из рожка нецелесообразно, поскольку в этом случае ваше молоко превращается в обычное заурядное молоко, в котором почти ничего нет, кроме белка и небольшого количества жиров и углеводов.

Тема докорма стоит отдельной строкой. Рекомендации медиков по докорму, на мой взгляд, являются чистой воды диверсией, направленной на подрыв грудного вскармливания. Да и потом, не лучше ли прислушаться к природе?

Когда ребенку не хватает того, что он получает от матери, у него начинают резаться зубы. Все сроки для прорезания зубов отслеживались на смешанных группах, в которые входили и грудники, и искусственники, и те, кто пил материнское молоко, но из рожка.

А ведь это совсем разные люди. Когда они вырастут, они будут отличаться друг от друга как существа с разных планет. Если дифференцированно подойти к этому вопросу, то выяснится, что у чистых грудников зубы прорезаются ближе к семи месяцам, а то и позже.

У остальных же это происходит раньше, но не от хорошей жизни, а совсем наоборот. Раньше всех зубы режутся у искусственников — в четыре месяца или даже раньше. Впоследствии этим выросшим уже детям будет не обойтись без стоматологов.

Будут брекет-системы, исправление прикуса и все остальные прелести стоматологии. Если же ребенок получал грудь по крайней мере первые 14 месяцев своей жизни, стоматологи его не дождутся, по крайней мере, им придется ждать как минимум лет сорок.

Второй месяц

На втором месяце можно заметить, что ребенок стал более бодрым. Он оживленно реагирует на появление матери: начинает дергать ручками, ножками. Младенец начинает внимательно рассматривать лицо мамы, учится считывать ее эмоции. Его могут напугать проявления:

  • злости;
  • раздражительности;
  • агрессии;
  • грусти.

У мамы может случится депрессия из-за нестабильного гормонального фона. Для того чтобы победить послеродовой недуг, помните, что маленькому человеку очень важно, чтобы рядом с ним была спокойная, веселая мама.

Если вы будете расстраиваться без причины, плакать и злиться, то кроха будет вести себя раздраженно. Эмоциональная связь с матерями дает детям возможность даже на расстоянии угадывать настроения друг друга.

Для этого возраста характерны: увеличение веса минимум на 700 грамм, прибавка роста около 3 сантиметров. Условные рефлексы новорожденного начинают затихать, а периоды бодрствования становится больше. Малыш может захотеть общаться ночью, а днем проводит без сна от 15 до 40 минут каждые 2-3 часа.

Третий месяц

Важной вехой развития ребенка является третий месяц. Чаще выкладывайте малыша на животик, чтобы он тренировал мышцы предплечий, груди, шеи. Он уже уверенно держит головку, начинает поднимать верхнюю часть корпуса для лучшего обзора.

Физические параметры

Положение лежа на животе является предпочтительным для младенца, так как оно помогает избавиться от лишних газов в кишечнике. Не позволяйте крохе долгое время лежать на боку, чтобы не допустить искривления позвоночника.

Если рождение грудничка пришлось на зиму или осень, то ближе к трем месяцам ему нужно начать давать раствор витамина D. Дозировку указывает педиатр, исходя из физического состояния ребенка. Летом, при регулярных длительных прогулках, необходимости в приеме витамина нет.

Предлагаем ознакомиться:  Мать-и-мачеха от кашля для детей: как заваривать и отзывы

Обратите внимание, что препарат может вызывать аллергию или стать причиной побочных действий. Передозировка его опасна. Давайте витамины и любые лекарственные средства детям до года только по рекомендации врача.

Промежутки между сном и бодрствованием могут составлять до полутора часов. В это время малыш:

  • активно лепечет, произнося нараспев разные звуки;
  • любопытно изучает окружающую его обстановку;
  • вытаскивает изо рта соску, делает попытки вернуть ее обратно;
  • поворачивает голову в положении лежа на животе;
  • начинает перекатываться на бок;
  • проявляет эмоции (смеется, улыбается);
  • кричит, когда ему необходимо внимание;
  • тянет в рот игрушки, делает попытки ударить по погремушке или дотянутся до нее.

Познание тела у ребенка продолжается: он изучает не только руки, ощупывает личико и ноги. Важно во время гигиенических процедур подстригать ногти малышу, чтобы он не оцарапал себя. Чтобы развитие крохи было гармоничным, проводите с ним как можно больше времени. Дарите свою любовь и занимайтесь.

На третьем месяце жизни рекомендовано делать ежедневно легкий массаж, базовую гимнастику. Продолжайте занятия с погремушками. Усложните задачу малышу, прячьте игрушку за бортом кроватки, а затем показывайте ее, привлекая внимание звуком.

Четвертый месяц

В этом возрасте грудничок продолжает развивать зрение, слух и реакцию. Из положения лежа на животе он уже вытягивает ручки, а ножками пытается оттолкнуться от опоры. Младенец умеет отличать мать от других людей.

Он начинает капризничать, если она исчезла из его поля зрения, среди всех взрослых отдает предпочтение именно ей. Для женщины этот возраст ребенка очень сложный, она начинает чувствовать сильную усталость, так как младенец просится на руки, часто бодрствует по ночам.

Педиатры рекомендуют на четвертом месяце жизни познакомить младенца с музыкой. Выбирайте классические произведения, они успокаивающе действуют на нервную систему. Звуки – важная часть этого возраста. Кроха пытается самостоятельно извлечь их из окружающих предметов. Для этого он трясет погремушкой, бьет ей об окружающие поверхности.

Он продолжает следить за движущимися объектами, с интересом знакомится со своим отражением в зеркале. Руки его двигаются более осознанно. Они хватают игрушки, тянут их в рот. Из положения лежа на спине кроха начинает пытаться сесть. Но не стоит присаживать его, до того как он сделает это самостоятельно.

Пятый месяц

Для этого возраста характерен скачок развития. Он начинает переворачиваться с живота на спину и пытается вернуться обратно. Чаще всего это получается. Родителям стоит предельно внимательными, так как кроха может упасть с кровати или пеленального стола.

К пятому месяцу жизни малыш:

  • уверенно осматривает мир из положения лежа на животе;
  • играет во время бодрствования и еды;
  • учится находить взглядом людей или крупные объекты;
  • охотно взаимодействует с предметами, хватает их, подтягивает к себе;
  • может сидеть с опорой несколько минут;
  • грудь или бутылочку во время еды держит руками.

Эмоционально груднички очень неустойчивы – у них может кардинально меняться настроение за считанные секунды. Плач становится ответом на недостаток внимания. Лепет становится активным, появляются согласные. Некоторые слоги заменяют простые слова.

Шестой месяц

Для возраста характерно развитие быстрыми темпами. Многие мамы утверждают, что груднички в течение шестого месяца каждый день показывают новые умения. Это действительно так, мышцы ребенка уже окрепли.

  • с удовольствием играет в «ку-ку»;
  • начинает пить из детской кружки с носиком;
  • осваивает прикорм (этот момент можно отложить, если пищевого интереса не возникло);
  • формирует причинно-следственные связи (ударил рукой по игрушке, она начала звенеть);
  • по-пластунски может преодолеть до 30 сантиметров;
  • встает у опоры;
  • поворачивается, с интересом наблюдая за окружающей обстановкой;
  • начинает разглядывать картинки.

Прикорм вводите строго по рекомендациям педиатра. В нем не должна присутствовать подсоленная пища и подслащенная. Не давайте вредных продуктов, так как они могут вызвать раздражение кишечника и желудка.

https://www.youtube.com/watch?v=vm3UREDJX8I

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Про детей
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector