Диагностика психического развития детей 1,5

11.1. Общие положения

Психолого-медико-педагогическая
консультация с диагностическим
стационаром [в дальнейшем — ПМПК(С)]
является диагностико-коррекционным
учреждением, деятельность которого
направлена на создание предпосылок для
адекватной социализации детей, лишившихся
попечения родителей, исходя из
индивидуальных особенностей каждого
конкретного ребенка и с учетом многообразия
и изменчивости условий местного и
регионального социумов.

ПМПК(С) создается по инициативе
региональных органов исполнительной
власти на основании Межведомственного
договора о взаимодействии заинтересованных
ведомств и находится в непосредственном
подчинении у соответствующих структур
региональных органов исполнительной
власти, финансируется и контролируется
ими.

ПМПК(С) активно взаимодействует с
государственными органами, общественными
объединениями, религиозными организациями,
благотворительными фондами и отдельными
гражданами.

ПМПК(С) в своей деятельности руководствуется
Конвенцией ООН о правах ребенка,
действующим российским законодательством
и Положением о ПМПК(С).

ПМПК(С) для обеспечения своей деятельности
может привлекать внебюджетные средства
в установленных законами РФ рамках.

ПМПК(С) является юридическим лицом,
имеет собственное имущество, самостоятельный
баланс, печать, штампы и бланки со своим
наименованием и другие реквизиты,
заключает договоры, открывает счета в
банке, в том числе отдельный счет для
поступления целевых внебюджетных
средств от организаций и частных лиц,
а также от собственной хозяйственной
деятельности.

Диагностика психического развития детей 1,5

Хозяйственная и финансовая деятельность
ПМПК(С) полностью открыта для контроля
как со стороны исполнительной власти
и учреждающих ведомств, так и со стороны
негосударственных организаций и частных
лиц, участвующих в финансовой и
хозяйственной поддержке деятельности
ПМПК(С).

Существуют региональные ПМПК(С) и
Федеральная ПМПК для детей-сирот и
детей, оставшихся без попечения родителей.

ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОБСЛЕДОВАНИЯ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА.

1. Лови шарик.

1 балл – ребенок не начал сотрудничать даже после обучения и ведет себя неадекватно (бросает шарик, берет в рот и т.д.).

2 балла – ребенок обучился и начал сотрудничать, пытается катить и ловить шарик, но это не всегда удается практически.

3 балла – ребенок самостоятельно начал сотрудничать, но поймать шарик не всегда удается из-за моторных трудностей; после обучения результат положительный.

4 балла – ребенок сразу начал сотрудничать со взрослым, успешно ловит и катит шарик.

Диагностика психического развития детей 1,5

2. Спрячь шарики.

1 балл – ребенок не понял задание, не стремится к цели; после обучения задания не понял.

2 балла – ребенок не понял задание; после обучения стремится к достижению цели, но у него нет соотносящих действий; к конечному результату безразличен; самостоятельно задание не выполняет.

3 балла – ребенок сразу принял задание, но трудности возникли при выполнении соотносящих действий (не мог соотнести уголки крыш ки с коробочкой); заинтересован в результате своей деятельности; после обучения задание выполняет.

4 балла – ребенок сразу понял задание; выполнил задание и при этом использовал соотносящие действия; заинтересован в конечном результате.

3. Разборка и складывание матрешки.

1 балл – ребенок не научился складывать матрешку; после обучения самостоятельно действует неадекватно: берет в рот, кидает, стучит, зажимает ее в руке и т.д.

2 балла – ребенок выполняет задание в условиях подражания дей ствиям взрослого; самостоятельно задание не выполняет.

Диагностика психического развития детей 1,5

3 балла – ребенок принял и понял задание, но выполняет его после помощи взрослого (указательный жест или речевая Инструкция); по нимает, что конечный результат достигнут; после обучения самосто ятельно складывает матрешку.

4 балла – ребенок сразу принял и понял задание; выполняет его самостоятельно; отмечается наличие соотносящих действий; заинтересован в конечном результате.

4. Разборка и складывание пирамидки.

1 балл – ребенок действует неадекватно: даже после обучения пы тается надеть колечки на стержень, закрытый колпачком, разбрасывает колечки, зажимает их в руке и т.п.

2 балла – ребенок принял задание; при сборке не учитывает размеры колец. После обучения нанизывает все кольца, но размер колец по-прежнему не учитывает; не определена ведущая рука: нет согласо ванности действий обеих рук; к конечному результату своих действий безразличен.

3 балла – ребенок сразу принимает задание, понимает его, но нанизывает колечки на стержень без учета их размера; после обучения задание выполняет безошибочно; определена ведущая рука, но согла сованность действий рук не выражена; адекватно оценивает результат.

Диагностика психического развития детей 1,5

4 балла – ребенок сразу самостоятельно разбирает и собирает пи рамидку с учетом размеров колец; определена ведущая рука; имеется четкая согласованность действий обеих рук; заинтересован в конечном результате.

Предлагаем ознакомиться:  Лечение поноса у детей 2 года народными средствами

5. Парные картинки.

1 балл — ребенок после обучения продолжает действовать неадек ватно: переворачивает картинки, не фиксирует взгляд на картинке, пытается взять картинку у взрослого и т.д.

2 балла – ребенок понимает задание, но выполнить сразу не может; в процессе обучения сличает парные картинки; к оценке своей дея тельности безразличен, самостоятельно задание не выполняет.

3 балла – ребенок сразу понимает условия задания; допускает одну ошибку, после обучения действует уверенно; понимает, что конечный результат достигнут.

4 балла – ребенок сразу понял задание и уверенно сличает парные картинки; заинтересован в конечном результате.

Диагностика психического развития детей 1,5

 6. Цветные кубики.

1 балл – ребенок не различает цвета даже после обучения.

2 балла – ребенок сличает два цвета, но не выделяет цвет по слову даже после обучения; безразличен к конечному результату.

3 балла – ребенок сличает и выделяет цвет по слову; проявляет интерес к результату.

4 балла – ребенок сличает цвета, выделяет их по слову, называет основные цвета; заинтересован в конечном результате.

7. Разрезные картинки.

1 балл – ребенок после обучения действует неадекватно: не пытается соотнести части разрезной картинки друг с другом.

2 балла – ребенок складывает разрезную картинку при помощи взрослого; к конечному результату безразличен, самостоятельно сло жить картинку не может.

3 балла – ребенок сразу понимает задание, но складывает картинку при помощи взрослого; после обучения складывает картинку самосто ятельно; понимает, что конечный результат положительный.

4 балла – ребенок понимает задание; самостоятельно складывает разрезную картинку; заинтересован в конечном результате.

8. Конструирование из палочек.

1 балл – ребенок после обучения продолжает действовать неадек ватно: бросает палочки, кладет их рядом, машет ими; безразличен к результату.

2 балла – ребенок после обучения пытается строить фигуру, но соответствие образцу не достигается; к конечному результату безраз личен.

3 балла – ребенок правильно понимает задание, но строит “моло точек” только после подражания действиям взрослого; заинтересован в конечном результате.

4 балла – ребенок правильно выполняет предложенное задание по образцу; заинтересован в конечном результате.

9. Достань тележку.

1 балл – ребенок не понимает задание; не стремится достичь цели.

2 балла – ребенок пытается достать рукой цель; после нескольких неудачных попыток отказывается от выполнения задания.

3 балла – ребенок пытается достать тележку за один конец тесемки; после двух-трех попыток достигает результата; понимает конечный результат своих действий.

4 балла – ребенок сразу находит правильное решение и выполняет задание; заинтересован в конечном результате.

10. Нарисуй.

1 балл – ребенок не использует карандаш для черкания по бумаге; ведет себя адекватно заданию; речевую инструкцию не выполняет.

2 балла – у ребенка есть стремление что-то изобразить (черкание); к конечному изображению безразличен; не выделена ведущая рука; нет согласованности действий обеих рук.

3 балла – ребенок понимает инструкцию; пытается нарисовать до рожку, изображая ее многократными прерывистыми линиями без оп ределенного направления; понимает конечный результат своих действий; определена ведущая рука, но нет согласованности действий обеих рук.

4 балла – ребенок выполняет задание соответственно речевой ин струкции; заинтересован в конечном результате (в большинстве случаев это прямая непрерывная линия); четко определена ведущая рука, наблюдается согласованность действий обеих рук.

Многолетний опыт нашей работы по обследованию детей раннего возраста с использованием представленных методик показывает, что различия между обследуемыми детьми состоят в основном в характере познавательной деятельности: в принятии задания, способах выполне ния (самостоятельно или при помощи взрослого), обучаемости, интересе к результату. В соответствии с этим обследуемых детей можно раз делить на четыре группы.

Первую группу (10–12 баллов) составляют дети, которые в своих действиях не руководствуются инструкцией, не понимают цель задания, а поэтому не стремятся его выполнить. Они не готовы к сотрудничеству со взрослым, не понимая цели задания, действуют неадекватно. Более того, эта группа детей не готова даже в условиях подражания дейст вовать адекватно.

Показатели детей этой группы свидетельствуют о глубоком небла гополучии в их интеллектуальном развитии. Необходимо комплексное обследование этих детей.

Во вторую группу (13–23 балла) входят дети, которые самостоя тельно не могут выполнить задание. Они с трудом вступают в контакт со взрослыми, действуют без учета свойств предметов. В характере их действий отмечается стремление достигнуть определенного искомого результата, поэтому для них характерными оказываются хаотические действия, а в дальнейшем – отказ от выполнения задания.

В условиях обучения, когда взрослый просит выполнить задание по подражанию, многие из них справляются. Однако после обучения самостоятельно выполнить задание дети этой группы не могут, что свидетельствует о том, что принцип действия остался ими не осознан. При этом они безразличны к результату своей деятельности.

Предлагаем ознакомиться:  Можно ли кипятить грудное молоко

Анализ данных детей этой группы позволяет говорить о необходи мости использования других методов изучения (обследования психо невролога и др.).

Третью группу (24–33) составляют дети, которые заинтересованно сотрудничают со взрослыми. Они сразу же принимают задания, по нимают условия этих заданий и стремятся к их выполнению. Однако самостоятельно во многих случаях они не могут найти адекватный способ выполнения и часто обращаются за помощью к взрослому.

Таблица 2

Результаты обследования детей с различным уровнем умственного развития

№ за да ния  

Наименование задания  

Первая группа  

Вторая группа  

Третья группа  

четвертая группа  

Оценка в баллах  

1  

2  

3  

4  

1  

2  

3  

4  

1  

2  

3  

4  

1  

2  

3  

4  

1  

Лови шарик  

 

 

 

 

2  

Спрячь шарики  

 

 

 

 

3  

Разборка и складывание мат решки  

 

 

 

 

4  

Разборка и складывание пи рамидки  

 

 

 

 

5  

Парные картинки  

 

 

 

 

6  

Цветные кубики  

 

 

 

 

7  

Разрезные картинки  

 

 

 

 

8  

Конструирование из палочек  

 

 

 

 

9  

Достань тележку  

 

 

 

 

10  

Нарисуй  

 

 

 

 

Итого  

12 баллов  

22 балла  

32 балла  

39 баллов  

Этих детей необходимо учить понимать элементарную инструкцию, выполнять действие в соответствии с речевой инструкцией, состоящей из одного слова, обозначающего действие. При этом надо учить детей понимать цель действия;

Кроме того, с этими детьми необходимо проводить физические уп ражнения, ориентированные на развитие всех основных движений, а также общеразвивающие упражнения, направленные на укрепление мышц спины, координацию движений, развитие равновесия.

При обучении детей этой группы основными методами являются совместные действия ребенка со взрослым, подражания действиям взрослого.

У другой группы детей, получивших 13–23 балла, необходимо формировать способы усвоения общественного опыта. Пер вым условием при этом является формирование сотрудничества ребенка со взрослым. Основой такого сотрудничества является, с одной стороны, эмоциональный контакт взрослого с ребенком, а с другой – правильное определение способа постановки перед ребенком образовательно-вос питательных задач.

11.2. Основные задачи региональной пмпк(с)

—       осуществление
комплексной социально-психолого-педагогической
экспертизы кризисной семьи;

—       разработка и
проведение программ по сохранению
ребенка в родительской семье и его
возвращению в родительскую семью из
интернатного учреждения;

—       медико-психологическая
помощь ребенку по адаптации в новых
условиях интернатного содержания;


—       социльно-психологический
и педагогический патронаж и дальнейшая
реабилитация сохраненных семей.

Подбор и психолого-педагогическая
подготовка замещающих семей.

—       выявление детей,
подлежащих переводу в замещающие семьи;

—       диагностика их
уровня психического развития, определение
состояния здоровья, в том числе
нервно-психического;

—       разработка для
замещающей семьи индивидуальной
программы психолого-медико-педагогической
коррекции выявленных нарушений;

—       подбор и
психолого-педагогическая подготовка
замещающих семей в соответствии с
индивидуальными особенностями ребенка;

—       психолого-медико-педагогическая
помощь ребенку и замещающей семье на
разных этапах взаимной адаптации.

Разработка и осуществление методической
помощи интернатным учреждениям в их
реорганизации в целях максимального
приближения условий содержания
детей-сирот к семейному типу.

Медицинская и психолого-педагогическая
диагностика в целях выявления детей-сирот
с отклонениями в психофизическом
развитии.


Разработка и осуществление индивидуальных
психолого-медико-педагогических программ
помощи детям при переводе их в интернатные
учреждения других категорий.

Разработка и осуществление
психолого-медико-педагогических программ
в целях контроля за состоянием и динамикой
психосоциального развития детей в
специальных интернатных учреждениях
и в инвалидных детских домах-интернатах,
выявление детей, неправомерно находящихся
в этих заведениях, и создание условий
для их реабилитации и перевода в
адекватную среду.

Предлагаем ознакомиться:  График прививок для детей — до года и после года

Разработка и осуществление
психолого-медико-социальных программ
помощи выпускникам интернатных учреждений
(психологическая и социальная адаптация,
профориентация, трудоустройство, быт
и др.).

Организация социально-юридического
консультирования для воспитанников и
выпускников интернатных учреждений, а
также для семей, принимающих детей-сирот.

Консультативная и методическая помощь
практическим работникам учреждений
для детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей.

ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОБСЛЕДОВАНИЯ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА.

1. Лови шарик.

2. Спрячь шарики.

5. Парные картинки.

 6. Цветные кубики.

9. Достань тележку.

10. Нарисуй.

Антропометрия

Длина тела

Масса тела

Окружность груди

Окружность головы

Большой родничок


Зубы

Психометрия

З.р. — зрительные реакции

Ср. — слуховые реакции

Эм. — эмоциональные реакции

Дв. — движения общие

Дв.р. — движения руки и действия с
предметами


Р.а. — речь активная

Р. п. — речь понимаемая

Н. — навыки в режимных процессах

Факторы риска

Наследственный анамнез

Биологический анамнез

Социальный

Фоновые состояния

Вскармливание,

Перенесенные заболевания

Аллергический анамнез

Режим

Воспитание

Прививки

Соматический статус. Поведение (по
показателям)

Заключение

Ф.р. — физическое развитие

Н.-п.р. — нервно-психическое развитие

Д. — диагноз: здоровью угрожающий (группа
риска) больной (врожденная и хроническая
патология)

Группы здоровья: I, IIА, IIБ, III, IV, V

Назначения

Р. — режим

П. — питание


Ф.в. — физическое воспитание

З.в. — задачи воспитания

П. — прививки

П.п.с. — профилактика пограничных
состояний

Д.к. — диспансеризация календарная

Д.ф. 30 — диспан. серизация по ф. 30

А. — анализы


Т. — терапия (симптоматическая)

Контакт: эмоциональный,
эмоционально-речевой, затруднен, вступает
(сразу, по мере осмотра, со знакомыми),
истощается (быстро, нет).

Поведение: состояние
возбудимости нервной системы
(уравновешенная, повышенная, пониженная),
преобладающее эмоциональное состояние
(эйфория, положительное, отрицательное,
малоэмоциональное).

Сон: засыпание (быстрое,
медленное, спокойное, неспокойное);
характер сна (глубокий, неглубокий,
спокойный, беспокойный); длительность
сна (соответствует возрасту, больше,
меньше); аппетит (хороший, неустойчивый,
плохой); характер бодрствования (активный,
пассивный).

Психомоторное развитие ребенка 1-го
года жизни(см. приложение 3).

Психосенсорные расстройства(см. приложение 3).

Окружность головы____см,окружность груди_____см.

Большой родничок(закрыт,_________см), края (плотные,
податливые).

Черепные швы(сомкнуты,
расходятся).

Венозная сеть выражена(умеренно, усилена в области висков,
усилена в области лба).

Общемозговые симптомы(нет).

Черепно-мозговая иннервация(очаговая патология не выявлена): лицо
(симметрично, асимметрично); косоглазие
(сходящееся, расходящееся, содружественное,
альтернирующее); глазные щели (равномерные,
симметричные);

слух (не нарушен, снижен);
голос (громкий, ослабленный, афония,
охриплость, носовой оттенок); глотание
пищи (нормальное, затруднено, попадание
жидкой пищи в нос, поперхивание при
еде); положение мягкого неба и язычка в
покое (симметричное, отклонение язычка
в сторону), при фонации (симметричное,
есть отклонение).

Рефлекс мягкого неба(живой,
снижен); глоточный рефлекс (живой,
снижен).

Поворот головыв сторону
(не ограничен, ограничен), наклон головы
вперед ( , —); поднимание руки выше
горизонтального уровня (да, нет,
ограничено).

Язык(по средней линии,
отклонен в правую сторону, отклонен в
левую сторону); вид языка (обычный);
наличие атрофии, фибриллярных подергиваний,
тремора; активные движения языка в
разные стороны (не ограничены, ограничены
в правую сторону, ограничены в левую
сторону).

Двигательная система: объем
пассивных движений (удовлетворительный,
снижен, избыточный); объем активных
движений (удовлетворительный, снижен,
избыточный).

Мышечный тонус: в руках
(физиологический тонус, снижен, повышен;
парез: по гипотоническому типу, по
гипертоническому типу, по экстрапирамидному
типу; дистоничный; в ногах (физиологический
тонус, снижен, повышен;

Сухожильные рефлексы: на
руках (нормальные, гиперрефлексия,
гипорефлексия, арефлексия, анизорефлексия);
на ногах (нормальные, гиперрефлексия,
гипорефлексия, арефлексия, анизорефлексия).

Безусловные рефлексы:
поисковый ( , —); сосательный ( , —);
хоботковый ( , —); ладонно-ротовой ( , —);
хватательный ( , —); рефлекс Моро (1-я
фаза, 2-я фаза, яркий, неяркий, нет); опоры,
автоматической походки ( , —);

Редукция безусловных рефлексов
(угасают, задерживаются, яркие).

Патологические рефлексы:
рефлексы орального автоматизма (нет);
на ногах (нет); на руках (нет).

Вегетативная нервная система: нарушений нет, дермографизм (красный,
белый, разлитой); мраморность кожных
покровов ( , —); акроцианоз ( , —);
повышенная потливость

Чувствительная сфера(нарушений
нет).

Заключение_______________________________________

Диагноз___________________________________________

Назначения________________________________________

Примечание. Знак » » обозначает
наличие, «—» — отсутствие.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Про детей
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector