Особенности физического развития новорожденного ребенка в течение первого года жизни: этапы развития по месяцам

Оценка психомоторного развития ребёнка

До года протекает стадия интенсивного роста, изменяется скелет младенца, его внутренние органы. Это время чаще всего помогает обнаружить отклонения развития. Для этого педиатры ежемесячно осматривают кроху, проводят измерения, тестирование.

Развитие ребенка до года можно разделить на этапы:

  1. За первые два месяца младенец учится держать голову, поворачивать ее. Он начинает отзываться на голоса родителей, следит взглядом за подвижными объектами.
  2. В три месяца он переворачивается на спину, если выложить его на живот. На руках младенец отлично удерживает голову и верхнюю часть туловища. Вы можете заметить, что у грудничка позвоночник стал менее подвижным. Диагностические процедуры обязательно включают поддержку малыша под мышками. По нормативам он должен отталкиваться ногами от горизонтальной поверхности. К этому времени снижается тонус рук, кулачки крохи разжимаются, он начинает поддерживать во время кормления бутылочку или грудь мамы. Трехмесячный малыш
  3. К четвертому месяцу жизни малютка начинает подтягиваться, если его потянуть за ручки, когда он лежит на спине. К пяти месяцам он задерживается в положении сидя. Кроха начинает свободно поворачиваться на бок.
  4. Для периода с 6 по 8 месяц жизни характерен скачок физического развития. Дети начинают садиться, ползать или подтягиваться к интересным предметам, вставать у опоры или даже прогуливаться вдоль нее. Они держат в руках предметы, тянут их ко рту, пытаются кусать.
  5. До года малыш старательно обучается ходьбе. Он может лишь осторожно перемещаться у опоры или требовать, чтобы родители водили его за ручки. Некоторые малютки начинают делать первые шаги свободно.

Оценка физической формы состоит из проверки нормативных параметров, измерений. Показатели физического развития детей (рост, вес, окружность головы и груди) зависят от параметров, которые были при их рождении.

Основными показателями правильного питания детей является их физическое развитие, спокойное поведение, хорошее состояние здоровья.

Ребенок, получающий достаточное питание, имеет довольный вид после кормления, спокойно играет, легко и быстро засыпает, хорошо спит. Малыш ежемесячно хорошо прибавляет в весе и росте, показатели его нервно-психического развития соответствуют возрасту, зубы прорезываются своевременно.

Во время грудничкового периода младенец очень быстро растет и интенсивно прибавляет в весе. Чтобы родители могли правильно оценить физическое развитие детей первого года жизни, воспользуйтесь таблицей «Увеличение веса и роста ребенка в зависимости от возраста», в которой показано, на сколько увеличиваются его рост и вес за 1 месяц и за весь прожитый период.

Один месяц

Ребенок начинает активно двигаться и реагировать на окружающий мир. Развитие движений ребенка первого года жизни позволяет ему лежа на животе, он начинает приподнимать голову.

Два месяца

Удерживает голову более длительное время, отвечает улыбкой на разговор с ним, следит за движущимся ярким предметом. Прислушивается к различным звукам (голосу взрослых, звучанию погремушки и др.) и сам начинает произносить отдельные звуки,

Три месяца

оценка физического развития детей первого года жизни

Может долго лежать на животе, подняв голову и опираясь на ладони; при общении с ним оживленно двигает руками и ногами, улыбается, издает гулящие звуки. Особенности развития ребенка первого года жизни в этом возрасте – исчезновение напряжения мышц.

Четыре месяца

Малыш уже громко смеется, гулит, поворачивает голову в сторону звука, узнаёт мать. Он уже играет с висящими над ним игрушками, рассматривает, ощупывает их.

Пять-шесть месяцев

Лежа на животе, опирается на ладони выпрямленных рук, высоко поднимает голову и грудь. Развитие грудничка по месяцам до года таково, что он самостоятельно переворачивается со спины на живот, пытается ползать сначала на животе, а позднее — приподнимаясь на коленки;

при помощи взрослого может стоять. В это время ребенок уже способен сидеть с опорой. Но все-таки лучше не разрешайте ему долго сидеть — он может привыкнуть играть сидя и не будет стремиться ползать и вставать. А это задерживает развитие самостоятельных движений.

Семь-восемь месяцев

Начинает активно лепетать, часто умеет уже произносить отдельные слоги; активно интересуется окружающим, различает своих и чужих. Уверенно ползает на четвереньках, пытается вставать у барьера, позднее — передвигаться вдоль опоры.

Варианты оценки физического развития

Девять месяцев

Стоит при поддержке за одну руку, начинает свободно передвигаться, держась за опору, при поддержке за обе руки может ходить. В этом возрасте он уже быстро ползает, самостоятельно садится. У него совершенствуются движения рук, он хорошо захватывает мелкие предметы, манипулирует игрушками, перекладывает их из одной руки в другую. Он знает свое имя, играет «в прятки», натягивая на лицо пеленку или косынку.

Предлагаем ознакомиться:  У ребенка повышен АСТ: что это значит, причины, норма

Десять-одиннадцать месяцев

Может стоять без опоры, начинает учиться ходить самостоятельно, может пить из чашки, придерживая ее руками, сам ест из ложки густую пищу. Он с удовольствием выполняет различные поручения (принести куклу, покатать мяч и пр.), понимает значение слов «можно» и «нельзя».

Один год

К году жизни многие дети уже свободно ходят без опоры, хорошо знают 11-12 слов и уверенно их произносят, понимают настроение взрослых, пытаются активно с ними общаться.

Одним из показателей хорошего развития детей первого года жизни по месяцам является своевременное прорезывание молочных зубов. Обычно первые зубы (два нижних резца) появляются в 7 месяцев (реже — в 5-6 месяцев).

Затем прорезываются два верхних резца (обычно в 8 месяцев). К 9-12 месяцам у малыша появляются еще четыре резца — сначала верхние, затем нижние. Таким образом, к году жизни малыш имеет восемь зубов и может откусывать твердую пищу, хотя пережевывать ее еще не способен.

Важно отметить, что у детей, отстающих в физическом развитии, а также у больных рахитом, зубы появляются позднее, хотя и у здоровых детей зубы иногда прорезываются с опозданием.

Центильная таблица

Формирование
различных двигательных рефлексов и
возможностей в раннем возрасте
осуществляется в строгой связи с
созреванием определенных неврологических
структур. Поэтому спектр движений
ребенка очень наглядно говорит о степени
его неврологического развития.

Определение
состояния мышечного тонуса

Оценка
нервно-психического развития

Исследование
мышечной силы

Оценка
моторных навыков

Заключение
по моторному развитию Заключение по
нервно- психиче

скому
развитию

  1. Оцените
    нервно-психическое развитие ребенка.


Мальчик
С., 9 месяцев, рост 71 см, масса 9150,0. Родился
с массой 3100,0, длиной тела 50 см, от 3-й
беременности. быстрых родов, на 7 баллов
по шкале Апгар.

В
настоящее время произносит отдельные
слоги, повторяет их с различны-

ми
интонациями, знает своих близких,
выполняет несложные задания по просьбе
взрослого: ≪ладушки≫, ≪дай ручку≫,
≪до свидания≫. Не ползает. Пытается
встать в кроватке.

Ответ:
На фоне соответствующего возрасту
пропорционального физического развития
(долженствующий рост 71-71,5 см, долженствующая
масса 8950.0) отмечается отставание в
развитии статики и моторики.

  1. Оцените
    нервно-психическое развитие ребенка
    7 месяцев, имеющего следующие показатели:


сидит самостоятельно, поворачивается
с живота на спину, не ползает, бе-


пьет из чашки, которую держит взрослый,
берет пищу губами с ложки


при
кормлении.

Ответ:
Ребёнок имеет отставание нервно-психического
развития (нет понимания речи). Отмечается
задержка в развитии моторики (не умеет
ползать).

Влияние питания на физическое развитие детей

Оценка проводится по централизованным показателям, принятыми специалистами мировой медицины. У каждого врача для этого есть специальные таблицы, в которых приведены границы нормы основных измерений грудничка: роста, веса, окружностей головы, груди.

Родители часто не понимают, почему нет четких цифр, которым должны соответствовать реальные параметры. Это связано с тем, что исследования далеки от реальности. Врачи могут только предполагать, какими могут быть дети, исходя из наследственности, образа жизни семьи, среды ее обитания.

Благодаря своевременной диагностике обнаруживаются дети с особенностями психофизического развития. Для них составляется индивидуальная программа оздоровления. Рекомендации по укреплению здоровья получают все родители.

Многие мамы считают, что оценка физического состояния их малыша не нужна, так как он родился здоровым. Это совершенно напрасно, так как к нарушениям развития может привести:

  • несбалансированное питание;
  • плохая экология в районе проживания;
  • недостаток витаминов и микроэлементов;
  • гиподинамия.

Недостаток двигательной активности является большой проблемой, особенно для школьников. Большую часть дня взрослые проводят на работе или за компьютером, пытаясь заработать на жизнь, а дети берут пример со своих родителей или начинают бродить по всемирной паутине от безысходности.

Физическое развитие детей раннего возраста к трем годам взаимосвязано с интеллектуальным. Большую часть времени родители занимаются интеллектуальным развитием, забывая о том, что нужно прививать малышам физические навыки. Малыш развивается правильно, если к трем годам он умеет:

  • уверенность стоять на носочках;
  • уверенно держаться на одной ноге;
  • совершать прыжки вперед;
  • ловить с двух метров мяч и бросать его обратно
  • перемещаться на велосипеде;
  • одновременно выполнять несколько действий, например, топать и хлопать.

Навыки самообслуживания не имеют таких четких границ. Если взрослые дают достаточную свободу ребенку он может в три года полностью одеваться, включая завязывание шнурков и застегивание пуговиц. Другие же дети до 5-6 лет осваивают только простейшие навыки – вытирание рук, умывание, чистка зубов.

Предлагаем ознакомиться:  Можно ли мазать йодом ребенка до года

Не стоит бросать ребенка на произвол судьбы, найдите в процессе обучения золотую середину». Дайте ему возможность учиться на своих ошибках. Ведь умение застегнуть пуговицы или завязать шнурки важно не только для физического развития. Оно помогает совершенствовать мелкую моторику, а положительный результат повышает самооценку.

Один месяц

Два месяца

Три месяца

Четыре месяца

Пять-шесть месяцев

Семь-восемь месяцев

Девять месяцев

Один год

Заключение по психомоторному развитию

  1. Оценка
    состояния мышечного тонуса:

Состояние
мышечного тонуса определяют при оценке
позы ребёнка и пассивных движениях
конечностей в различных суставах и
пальпации мышечных групп при пассивном
сгибании.

Провести
визуальную оценку позы.

У
здорового новорожденного руки согнуты
в локтях, колени и бедра притянуты к
животу.


сжатие пальчиков в кулак;


плавниковое положение рук – напряженно
расставленные пальцы при


слегка
согнутой кисти;


≪когтистая
лапа≫
– разгибание пальцев в плюснефаланговых
или

пястнофалагновых
суставах при их сгибании в межфаланговых;


атетозное
положение рук – пальцы выпрямлены,
напряжены и находятся

Трехмесячный малыш

в
разных плоскостях;


положение
опистотонуса – вытянутые и напряженные
конечности, голо-


ва
резко запрокинута.


расслабленная поза, руки и ноги раскинуты
в стороны.

Провести
сгибание и разгибание суставов ребёнка
(последовательно локтевых справа, слева,
коленных справа, слева).

Высокий
мышечный тонус приводит к невозможности
или затруднению провести сгибание и
разгибание в суставах.

У
новорожденных и детей первых 4 месяцев
жизни отмечается некоторое ограничение
движений в суставах, связанное с
физиологической гипертонией мышц.

При
пассивном сгибании и разгибании в
суставах провести пальпацию отдельных
мышечных групп.

При
высоком тонусе плотность мышц более
выражена.

При
низком тонусе — «тестоватая» консистенция
мышц.

  1. Исследование
    мышечной силы.

У
ребёнка раннего возраста можно
использовать сопротивление осмотру —
силу, с которой ребенок отдергивает
конечности.



попросить ребёнка согнуть конечность
и удерживать её с максимальным усилием
(мышечная сила оценивается по возможности
разогнуть согнутую конечность);


попросить разогнуть конечность и
удерживать её с максимальным усилием
(мышечная сила оценивается по возможности
согнуть конечность в суставе).

  1. Оценка
    моторных навыков:
    проводится
    с учетом способности в определённом
    возрасте удерживать головку,
    поворачиваться, садиться, вставать на
    ноги, ходить, бегать.

1
мес-Лежа
на животе,пытается поднимать и удерживать
голову.

2
мес-Лежа
на животе,поднимает и некоторое время
удерживает голову.

Обучение ходьбе

3
мес- Лежит
на животе несколько минут, опираясь на
предплечья и высоко подняв голову.
Удерживает голову в вертикальном
положении (на руках у взрослого).

5
мес
— Долго лежит на животе, подняв корпус
и опираясь на ладони выпрямленных ручек.
Переворачивается со спины на живот.
Ровно, устой-

чиво
стоит при поддержке подмышки.

6
мес
— Переворачивается с живота на спинку.
Передвигается, переставляя ручки или
немного подползая.

7
мес
— Хорошо ползает

8
мес
— Сам садится, сидит и ложится. Держась
за барьер, сам встает, стоит и опускается.
Переступает, держась за барьер.

9
мес
— Переходит от одного предмета к другому,
слегка придерживаясь

Развитие трехлетнего ребенка


за
них ручками.

10
мес
– Идёт вперёд с поддержкой взрослого.

11
мес
— Стоит самостоятельно. Делает первые
самостоятельные шаги.

12
мес
— Ходит самостоятельно (без опоры).

Старше
12 мес —
Быстро ходит и бегает.

  1. Заключение
    по моторному развитию:
    оценка
    даётся по наличию моторных навыков,
    соответствующих возрасту ребёнка.

За
нормальное моторное развитие на 1-м году
жизни принято принимать формирование
умений в пределах 15 дней от возраста,
принятого за норму.

В
заключении следует отметь особенности
мышечного тонуса и силы (если выявлены)
и указать отставание моторных навыков,
если у ребёнка они не сформированы в
соответствующем возрасте.

Общее
заключение делается на основании данных
по моторному и нервно -психическому
развитию.

Овладение
умениями с задержкой указывает на
замедленный темп развития, с опережением
– на опережающее развитие.

Формирование навыков самообслуживания


Овладения
умениями и моторное развитие в
долженствующие сроки указывает на
психомоторное развитие в соответствии
с возрастом.

Особенности развития школьников

Рост ребенка замедляется, но формирование его костей продолжается. Диагностика физического развития этого периода состоит из стандартных измерений (рост, вес), осмотра. Особое внимание уделяется осанке, стопам, полученным навыкам. К двум годам кроха уже должен уметь:

  • подниматься на носочки;
  • невысоко подпрыгивать на одном месте;
  • выполнять разнообразные упражнения с мячом (катать, подбрасывать, пинать, поднимать);
  • передвигаться по лестнице вверх или вниз.
Предлагаем ознакомиться:  Ребенок 2 года боится горшка

За заботу о физическом развитии ребенка на втором году жизни целиком ответственны его родители. В качестве профилактики отклонений опорно-двигательного аппарата, необходимо подбирать для малыша правильную обувь – изготовленную из натуральных материалов, с жестким задником, ортопедической стелькой со специальной подушечкой.

Родители к двум годам начинают приучать кроху к туалету. Они делают в этом процессе серьезную ошибку, высаживая заснувшего малютку на горшок. Лучше всего включить эту процедуру в ритуал перед укладыванием. Малютка учится терпеть к трем годам, к этому момент ночи должны быть сухими.

Физическое развитие детей школьного возраста также оценивается постоянно. Делается это во время сдачи нормативов по физической культуре. До 12 лет формируется скелет школьников, в связи с этим важно правильно организовать день ребенка, следить за его осанкой и весом.

Эту задачу помогает решить школьное образование, получаемое очно. Если нет показаний по здоровью, домашнее обучение выбирать не стоит, так как родители чаще всего не в силах отдавать полностью весь день на организацию правильного режима, занятия спортом.

Закаливание

Возраст с 9 до 14 лет наиболее сложен для оценки, так как для него нет норм по росту и весу ребенка. Медицинские показатели берутся усредненные. Это связано с тем, что в организме протекает гормональная перестройка.

У школьников скачок роста может проходить в разное время, это связано с индивидуальными особенностями у детей обоих полов. На рост влияет количество выбрасываемых в кровь гормонов. Наследственность в школьном возрасте становится все более заметной. Если родители не отличаются высоким ростом, то их чадо вряд ли преодолеет средний показатель.

Основными проблемами младших и средних школьников являются:

  • гормональные перестройки;
  • непропорциональный рост частей тела;
  • увеличение секреции сальных желез;
  • повышенная утомляемость;
  • появление запаха от тела.

К подростковому периоду эти проблемы только усиливаются и осложняются началом полового созревания. Оно стартует с 12 лет, вместе с ним изменяется поведение наследника. Родителям, начиная с первого класса, необходимо учитывать все перечисленные факторы.

Если своевременно не были начаты процедуры по закаливанию, то осложняться это время будет многочисленными вирусными и инфекционными заболеваниями. Чаще всего они встречаются у детей, ранее не посещавших детский коллектив.

Физическое развитие детей младшего школьного возраста оценивается по особым нормативам, которые изменяются после перехода в 5 класс. Наибольшее внимание в начальной школе отдается гигиене. Школьников регулярно проверяют на наличие вшей, родителям могут сделать замечание, если от них исходит неприятный запах.

Научите своего наследника следить за своей гигиеной, приучите к принятию водных процедур каждый день. Одной из распространенных проблем у младших школьников является запах изо рта и кариес. Раз в 6 месяцев необходимо посещать со своим чадом стоматолога, следить за тем, чтобы он чистил зубы.

Не стоит перекладывать ответственность за оценку физической формы ребенка на педагогов и врачей. Родители должны самостоятельно следить за режимом дня, весом, состоянием здоровья малютки в любом возрасте.

Папа с дочкой

Своевременно реагируйте на жалобы чада, посещайте с ним врачей. Не занимайтесь самолечением. Именно в детском возрасте можно непоправимо навредить здоровью. Если наследник посещает образовательные учреждения, узнавайте о результатах оценки от педагогов, чтобы своевременно скорректировать режим дня или посетить необходимого врача.

Один месяц

Два месяца

Три месяца

Четыре месяца

Дети старшего возраста

Пять-шесть месяцев

Семь-восемь месяцев

Девять месяцев

Один год

Старший дошкольный возраст

К четырем годам дети начинают посещать дошкольные учреждения. Там они будут получать гармоничное развитие. Диагностика физического развития будет проходить регулярно во время утренней гимнастики. Если чадо не будет справляться с заданиями инструктора, маму или папу поставят в известность.

Если ранее вы не уделяли внимания физическому развитию или укреплению иммунитета, то эта ошибка будет замечена в первые месяцы. Для этого периода характерно увеличение количества заболеваний. Многие родители сознательно решают не отдавать малыша в детский сад.

Чтобы развитие физических качеств было в пределах нормы, в старшем дошкольном возрасте необходимо проводить закаливание. В него включаются:

  • солнечные и воздушные ванны;
  • обтирания и обливания прохладной водой;
  • проветривание помещений
  • регулярные длительные прогулки;
  • отсутствие переохлаждения и перегревания.

Оценивают развитие ребенка этого возраста по усредненным нормативам. Проверяют физическую форму при помощи бега, прыжков, бросания мяча. Перед тем как провести диагностику, всегда проводится тщательное медицинское обследование.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Про детей
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector