Питание детей первого года жизни

Организация прикорма при естественном вскармливании

Наименование

продуктов

и блюд

Возраст в месяцах.

Примечание

5

6

7

8

9

10-12

Фруктовые

соки, мл.

40-50

50-60

60

70

80

90-100

с 5 мес.

Фруктовые

пюре мл

40-50

50-60

60

70

80

90-100

с 5,5 мес.

Творог. г

10-30

40

40

40

50

с 6 мес.

Желток, шт.

1/4

1/4

1/2

1/2

1/2

с 6 мес.

Овощное

пюре, г

10-100

150

150

170

180

200

с 5-5,5 мес.

Молочная

каша, г.

50-100

150

150

180

200

с 6-6,5 мес.

Мясное пюре, г

5-30

50

50-60

60-70

с 7-7,5 мес.

Кефир и другие кисломолочные продукты,
мл.

100

200

200-400

с 8 мес.

Хлеб

(пшеничный)

5-10

с 11 мес.

Растительное масло, мл.

1-3

3

3

5

5

6

с 5 мес.

Сливочное масло, г.

1-4

4

4

5

6

с 6 мес.

Введение качественно новых продуктов
в питание грудного ребёнка.

● пищевые добавки

● прикормы

Пищевые добавки

1. фруктово-ягодный сок

2. фруктово-ягодное пюре

3. желток куриного яйца


4. творог

● Добавки вводятся постепенно;

●даются после кормления грудью или
между кормлениями, за исключением
желтка, который дается в начале кормления.

В качестве первого прикорма используют овощное пюре или молочную
кашу. Предпочтительнее овощное пюре,
так как оно более богато витаминами,
минеральными веществами, пектинами,
клетчаткой. Пюре следует готовить из
какого-либо одного вида овощей, обладающих
нежной клетчаткой (кабачок, цветная
капуста, морковь, картофель, тыква,),
позднее можно поочередно вводить и
другие овощи (зеленый горошек, томаты
и др.

), а затем готовить пюре из 2—3 и
более видов овощей. При приготовлении
овощного пюре картофель не должен
составлять более половины блюда, так
как он содержит много крахмала, беден
кальцием. Желательно и после введения
полной дозы овощного пюре в это же
кормление продолжать давать ребенку
грудь (в конце кормления), чтобы лактация
у матери не угасала.

Молочная каша — второй вид прикорма
грудного ребенка. Ее дают ребенку
через 3—4 недели после введения первого
прикорма (овощного пюре). Предпочтение
отдают безглютеновым крупам — рисовой,
гречневой, кукурузной, поскольку считают,
что глютенсодержащие злаки могут
индуцировать у детей первых месяцев
жизни развитие глютеновой энтеропатии.

Кашу дают ребенку начиная с 1—2 чайных
ложек, постепенно доводя ее количество
до 120-150 г в день во 2-е или в 4-е кормление,
чтобы между приемами густой пищи было
одно кормление грудным молоком.

Вначале
готовят 5% кашу на овощном отваре пополам
с молоком, через 2 недели (после того,
как количество каши достигло 150 мл) ее
заменяют на 7%, а затем через несколько
дней — на 10% кашу, которую варят на ½
цельного молока.

Питание детей первого года жизни

После каши малышу дают
грудь или любой сок, фруктовое пюре. С
кашами ребенок получает растительный
белок, крахмал, клетчатку, витамины
группы В, широкий набор минеральных
веществ и приучаются к завтраку и ужину.

Мясной прикорм (третий) в рацион
ребенка рекомендуют вводить с7 месяцев.
Его дают в небольших количествах (10—20
гр, не более 30 гр.) мясного фарша. Затем
позднее заменяют фрикадельками (10 мес.)
и паровыми котлетами (к концу первого
года жизни).

Мясо является важным
источником животного белка и железа.
Детям первого года жизни рекомендуют
нежирные сорта мяса. Мясо, как и все
новые продукты, начинают давать ребенку
с небольших количеств (1/2—1 чайная
ложка).

Постепенно его количество доводят
до к году — до 70 г. Кроме мясных блюд,
приготовленных в домашних условиях,
можно использовать специальные детские
консервы из различных видов мяса. С 8—9
месяцев ребенку 1—2 раза в неделю вместо
мяса можно давать рыбу, печень.

Не следует грудным детям в период
введения прикорма добавлять в пищу
соль. Количество сахара, добавляемого
в пищу, рекомендуют ограничить до уровня,
обеспечивающего примерно 10% общей
калорийности рациона, что для 12-месячного
ребенка равноценно примерно пяти чайным
ложкам сахара без верха (25 г) в день.

Грудным детям нравится вкус сладкой
пищи, и важно, чтобы дети не привыкали
к тому, что всегда и вся пища будет
сладкой. Важно, чтобы рацион питания
обладал разнообразными вкусовыми
качествами и блюдами.

С 8 месяцев как самостоятельное блюдо
прикорма можно дать кисломолочный
напиток (кефир детский, бифи-кефир
и другие предназначенные специально
для питания детей первого года жизни
кисломолочные продукты).

Качественная
коррекция питания

Добавки фтора (0,25 мг/сут.) при
естественном вскармливании используют
в тех случаях, когда мать пьет родниковую
или колодезную воду и если содержание
фтора в водопроводной воде меньше 0,3
мг/л.

Дефицит витамина К в первые дни
жизни возникает вследствие низкого
содержания витамина в женском молоке
или по причине малого потребления. В
связи с этим рекомендуют всем новорожденным
детям, находящимся на грудном вскармливании,
введение витамина К — 1 мг внутримышечно
(при массе меньше 1500 г вводят 0,5 мг).

Дефицит железа. К 5-6-му месяцу даже
у здорового доношенного ребенка
происходит истощение депонированных
внутриутробно запасов железа. После
этого возраста поддержание запасов
железа должно осуществляться либо
медикаментозно (1 мг/кг по утилизируемому
железу), либо (это предпочтительнее) —
через введение прикорма (обогащенные
железом каши и пюре, а позже — мясные
продукты.

Детям лучше давать каши, приготовленные
в промышленных условиях и предназначенные
для грудных детей. «Сухие» каши для
детского питания обогащены комплексом
витаминов и минеральных солей, в том
числе железом.

Творогследует назначать
здоровым, нормально развивающимся детям
не ранее5—6 месяцев. Кроме белка,
творог является источником солей кальция
и фосфора. Используют творог, специально
предназначенный для детского питания,
приготовленный в условиях молочной
кухни или цеха детского питания молочного
завода.

Творог можно приготовить в
домашних условиях из свеже-прокипяченного
молока при строгом соблюдении правил
гигиены. Творог дают малышу перед одним
из кормлений грудным молоком, начиная
с минимальных доз — 1/4—1/2 чайной ложки,
которые надо хорошо растереть с грудным
молоком.

особенности питания детей первого года жизни

Желтоксваренного вкрутую
куриного яйца при естественном
вскармливании назначают с 6-го месяца
жизни. Он является источником липидов,
аминокислот, железа. Желток дают в
протертом виде, смешанным с небольшим
количеством грудного молока, начиная
с минимальных количеств (на кончике
ложки).

Основные рекомендации по введению
прикорма.

• Прикорм следует давать до кормления
грудью, когда ребенок голоден, лучше с
ложечки, а не через соску.

• Предлагайте малышу новые блюда в
первой половине дня.

• Будьте терпеливы — пробуйте дать
новую еду несколько раз.

• Начинайте вводить по одному виду
прикорма с интервалом в 3-5 дней и
внимательно следите за переносимостью
вводимых продуктов.


• Каждый новый прикорм надо вводить
постепенно, начиная с небольших количеств
(сок — с нескольких капель, пюре и кашу
— с 1/2 чайной ложки), постепенно увеличивая
порцию.

• Начинать прикорм следует с
однокомпонентных фруктовых соков
(яблоко, груша).

• Через две недели можно попробовать
однокомпонентные овощные пюре. Еще
через неделю — однокомпонентные
фруктовые пюре. И уже после этого — каши.

• Введение любого нового вида пищи
следует начинать с одного продукта,
постепенно переходя к смеси двух, а
затем и нескольких продуктов данной
группы. Это правило соблюдается при
введении соков, пюре и каш для выявления
возможных аллергенных эффектов того
или иного продукта.

• Каши следует выбирать безглютеновые
(гречневые, рисовые и др.)

• Лучше начинать с низкоаллергенных
— без молока, без сахара, без глютена.
Это значительно снизит риск пищевой
аллергии.

• Основу прикорма детей первого года
жизни должны составлять продукты
промышленного производства, которые
обеспечивают безопасность входящих в
них компонентов (ингредиенты проверены
на отсутствие вредных примесей).

1. Прикорм следует давать перед
кормлением грудью


2. Каждый вид прикорма надо вводить
постепенно, начиная с небольшого
количества (10-15 г) и увеличивая его до
нужного объема в течение 7-10 дней,
полностью замещая одно грудное кормление.

3. Нельзя одновременно вводить два или
несколько новых блюд. Переходить к
новому виду пищи можно только тогда,
когда ребенок привыкнет к предыдущему.

4. По консистенции блюда прикорма
должны быть гомогенными и не вызывать
затруднения при глотании.

5. Прикорм следует давать только с
ложечки.

6. Число кормлений с введением прикорма
сокращается до 5 раз (ребенок переводится
на режим № 7. Температура блюда должна
равняться температуре получаемого
материнского молока — 37° С.

  • отвечает
    функциональным потребностям растущего
    организма;

  • повышает
    устойчивость к неблагоприятным факторам
    внешней среды;

  • обеспечивает
    высокий уровень иммунологической
    защиты;

  • играет
    ведущую роль в профилактике инфекционных
    и неинфекционных заболеваний;

  • формирует
    доверие и преданность ребенка к матери;

  • оптимально
    обеспечивает ребенка всеми нутриентами;

  • способствует
    формированию здорового образа жизни;

  • повышает
    вероятность интеллектуального потенциала
    раскрытия и реализации;

  • обеспечивает
    дифференцировку органов и тканей в
    постнатальный период (факторы роста).

С 2 до 14 лет 11 месяцев 29 дней (приказ №770 от 30.05.1986)

  1. Экстракты чистеца и боярышника по 20
    капель 3 раза в день.

  2. Отвар крапивы (20 г сухих листьев на 1 л
    кипятка) настоять; приём: 1 столовая
    ложка 3 раза в день.

  3. Сбор по Д. Йорданову: плоды аниса, укропа,
    трава душицы по (25г) растолочь и
    перемешать: 1 чайную ложку сбора на 1
    ст. кипятка, настоять и принимать по по
    1 столовой ложке 3 раза в день.

  4. Чай «ХиПП» из лекарственных трав для
    кормящих матерей – 3 чашки напитка в
    день.

  5. Никотиновая кислота по 0,05 г 3 раза в
    день за 30 минут до кормления ребёнка
    (за 3-4 дня увеличить дозу до 0,1 г. 3 раза
    в день).

  6. Апилак по 0,01 г. под язык 2-3 раза в день.

  7. Глютаминовая кислота по 0,5 г. 3 раза в
    день (через 20 минут после еды)

  8. Витамин Е по 0,1-0,15 г. 2 раза в день.

  9. Аскорбиновая кислота по 1 г. в день.

  10. Млекоин (гомеопатическое средство), 5
    крупинок за 10 минут до еды, 1 раз в день.

  11. Лактогон (БАД) по 1-2 таблетки 3-4 раза в
    день.

  12. УФО молочных желез.

Предлагаем ознакомиться:  Размеры годовалого ребенка в см

Эр. 5,4 — 4,7 х 1012/л, Нв 145 -147 г/л, ц.п.
0,85 — 1,0, СОЭ –7-5 мм/час,

Лейк.8-10х109/л, нейтор.22 — 23%, лимф.67
— 68%

Эр.4,3 – 4,7 х 1012/л, Нв 116-120 г/л, ц п
0,85 – 1,0 СОЭ 8-7 мм/час,

Лейк. 6-8 х 109/л нейтр.33%, лимф. 57%.


Эр. 4,5-4,7х1012/л, Нв 120-128 г/л, ц. п.
0,85-0,9, Лейк. 8-9х109/л, нейтр.45%, лимф.
45, СОЭ 8-10 мм/час.

Возраст

Пед.

Хир.-орт

Офт.

Нев.

ЛОР

Стом.

Лог.

Псих.

Кровь

Моча

Я/г

АД

2 года

3 года

4 года

5 лет

Перед школой

1-2 класс

3 класс

4-5 класс

6 класс

7 класс

8 класс

Примечания.

а) с 7 лет ежегодно
измеряется артериальное давление;

б) с 13 лет —
флюорография;

в) с 8 класса —
определение группы крови и Rh.

г) с 1 года до 2
лет включительно здоровый ребенок
осматривается участковым педиатром
ежеквартально; с 2 до 3 лет — один раз в
полгода; старше 3 лет — один раз в год.

Здорового
ребенка — моча прозрачная, светло-желтая,
реакция кислая, относительная плотность
мочи 1010-1020.

Протеинурия
– отсутствует.

У девочек:
3-5, у мальчиков: 1-2;

При
пиелонефрите: моча мутная, светло-желтая,
реакция щелочная, относительная
плотность до 1005 до 1028.

Протеинурия
до 1 г в сутки. Лейкоцитурия от 5-10 до
большого количества (массы) в поле
зрения. Эритроциты — микрогематурия.
Бактериурия от ( ) до ( )

При
гломерулонефрите – моча красно-бурая
(цвет «мясных помоев»), от 1-до 2 г/сутки,
Эритроциты от микро- до макрогематурии,
лейкоцитурия- может быть.

Средства для повышения лактации (нижеперечисленные препараты принимать курсом 7-10 дней)

10.1. Тесты разных
уровней (крок-1, крок-2, ректорский контроль
и др.).

Питание детей первого года жизни

11.Тема следующего
занятия: согласно
учебного плана.

1.Тема занятия:
«Смешанное вскармливание детей первого
года жизни» — 2 часа.

2.Актуальнось
темы. Правильная
организация вскармливания детей первого
года жизни — это один из наиболее важных
факторов в системе всего комплекса
профилактических мер, направленных на
укрепление здоровья детей, снижение их
заболеваемости и смертности.

Своевременное
назначение рационального смешанного
вскармливания при недостатке грудного
молока у матерей помогает предупредить
развитии гипотрофии, снижение
иммунологической реактивности организма
ребенка.


Исходя из современных
концепций питания каждого ребенка,
независимо от вида вскармливания, должно
исходить из трех правил: быть
индивидуализированным, сбалансированным
и рациональным.

Питание детей первого года жизни

3.1.Общие цели:
повышение уровня теоретических и
практических знаний студентов по
вопросам питания новорожденных и детей
первого года жизни, находящихся на
смешанном вскармливании.

3.2.Воспитательные
цели:
ознакомить студентов с современными
подходами к вопросам смешанного
вскармливания; научить умению объяснить
матери методику проведения смешанного
вскармливания.

Основными принципами питания детей раннего возраста являются:

  • пища должна соответствовать анатомо-физиологическим особенностям ребенка данного возраста;
  • по энергетическому содержанию пища должна обеспечивать рост и созревание всех органов и систем детского организма;
  • пища должна быть сбалансированной по всем пищевым веществам: белкам, жирам, углеводам, витаминам и минеральным солям;
  • пища должна быть разнообразной;
  • технологическая и кулинарная обработка продуктов должна соответствовать возрасту ребенка.

Конечно, рациональное питание детей раннего возраста зависит от социальных факторов, в первую очередь от материального положения семьи и знакомства матери с основными вопросами питания детей различного возраста.

  • уход за глазами
    новорожденного
    ребенка заключается в ежедневной
    обработке их кипяченой охлажденной
    водой. Промывание глаз осуществляется
    стерильными ватными шариками по
    направлению от наружного угла глаза
    к внутреннему. Для каждого глаза
    используется отдельный ватный шарик.

При отсутствии
отделяемого из глаз для профилактики
гнойно-воспалительных заболеваний
слизистой оболочки глаз возможно после
промывания глаз кипяченой водой
закапывания материнского молока. При
наличии серозно-гнойного отделяемого
в углах глаз материнское молоко применять
нельзя, так как оно является прекрасной
питательной средой для микрофлоры.

Питание детей первого года жизни

В
данной ситуации уместнее промыть глаза
раствором фурациллина (1:5000),
свежеприготовленными отварами дуба,
ромашки, череды, крепко заваренным
чаем. Не рекомендуется применять борную
кислоту для обработки глаз новорожденного.

При отсутствии
эффекта в течение 2-3 дней — консультация
педиатра, окулиста.

  • Уход за слизистой носовой
    полости должен быть ежедневным и
    тщательным. Новорожденный ребенок
    дышит только через нос, поэтому чистота
    и проходимость носовых ходов определяют
    хороший, спокойный сон у ребенка и
    активный процесс сосания.

Туалет
носовой полости осуществляется
обязательно утром и в течение дня по
мере необходимости (перед каждым
кормлением ребенка, а при необходимости
и в промежутках между кормлениями).
Вращательными движениями прочистить
носовые ходы тугими ватными жгутиками,
смоченными в стерильном растительном
масле или кипяченой воде (для каждого
носового хода использовать отдельный
жгутик).

При наличии сухих корочек
допустимо для их размягчения использовать
несколько капель грудного молока. При
наличии серозно-гнойного отделяемого
из носовых ходов грудное молоко
использовать нельзя.

  • Уход за кожей новорожденного
    включает:

  1. утренний
    туалет

  2. подмывание
    после дефекации

  3. гигиеническую
    ванну

Утренний
туалет:

  • умыть
    ребенка промокательными движениями
    ватным тампоном, смоченным кипяченой
    водой;

  • обработать
    глаза ребенка;

  • прочистить
    носовые ходы;

  • вращательными
    движениями прочистить слуховые проходы
    тугими ватными жгутиками, смоченными
    в стерильном растительном масле или
    кипяченой воде, для каждого слухового
    прохода использовать отдельный жгутик
    (уши ребенку обрабатывать 1 раз в неделю
    или по мере необходимости);

  • обработать
    естественные складки кожи ватным
    тампоном, смоченным в стерильном
    растительном масле или специальных
    маслах для ухода за детской кожей
    малыша, обработка ведется в определенной
    последовательности: заушные, шейные,
    подмышечные, локтевые, лучезапястные,
    подколенные, голеностопные, паховые,
    ягодичные складки. Можно использовать
    детский крем и детскую присыпку, которую
    мать должна высыпать себе на ладонь и
    затем обработать ей кожу малыша.

Подмывание
новорожденного
ребенка производится после дефекации
и по мере необходимости (после каждого
мочеиспускания ребенка подмывать нет
необходимости). Снять с ребенка
запачканную одежду, положить его на
левое предплечье и кисть руки, подмыть
под проточной водой (температура 370С),
используя марлевые салфетки.

Девочек
подмывают только движениями спереди
назад с целью предупреждения попадания
инфекции в мочеполовую систему девочки
восходящим путем. Уложить ребенка на
пеленальный столик, полотенцем или
мягкой пеленкой промокательными
движениями осушить кожу, обработать
естественные складки.

Тщательно
вымытыми с мылом руками растянуть края
пупочной ранки указательным и большим
пальцами левой руки и внимательно
осмотреть её. При наличии корочки и
выделений капнуть из пипетки в рану
1-2 капли 3% раствора перекиси водорода,
удалить образовавшуюся в пане «пену»
стерильной ватной палочкой движением
изнутри кнаружи (сбросить палочку в
лоток).

Сохраняя растянутыми края
пупочной ранки, обработать её стерильной
ватной палочкой, смоченной 700 этиловым спиртом движением изнутри
кнаружи. Обработать кожу вокруг ранки
этиловым спиртом с помощью ватной
палочки движением от центра к периферии
(сбросить палочку в лоток).

Обработать
пупочную ранку (не затрагивая кожу
вокруг ранки) 5% раствором перманганата
калия или 2% спиртовым раствором
бриллиантовой зелени. В номе у
новорожденных детей пупочная ранка
закрывается к 7-10-14 дню жизни.

9.2.Купание
ребенка следует ежедневно (после 6
месяцев допустимо – через день). При
незажившей пупочной ранке купание
проводят в кипяченой воде (температура
воздуха в комнате не ниже 22-24 0С,
воды – 36,5-37 0С).

Распеленатого
и подмытого ребенка медленно погрузить
в воду, поддерживая одной рукой за спину
и затылок, другой ягодицы и бедра (вода
должна доходить до линии сосков).
Намыленной марлевой или фланелевой
салфеткой помыть ребенка в той же
последовательности, как при обработке
естественных складок кожи.

Детское
мыло можно использовать 2-3 раза в неделю.
Голову лучше вымыть в последнюю очередь
в направлении ото лба к затылку. Затем
приподнять ребенка над водой, перевернуть
лицом вниз и ополоснуть малыша водой
из кувшина, вымыть чистой водой лицо,
накинуть полотенце.

Основные моменты
пеленания новорожденного: на пеленальном
столе расстилают фланелевую пеленку,
затем тонкую хлопчатобумажную и
подгузник; одетого в распашонку ребенка
укладывают на подгузник.

Основные
моменты пеленания новорожденного:
нижний конец подгузника проводят между
ножками


Основные моменты
пеленания новорожденного: левый и
правый концы подгузника обертывают
вокруг туловища.

Основные моменты
пеленания новорожденного: вокруг
туловища обертывают правый конец тонкой
пеленки.

Основные моменты
пеленание новорожденного: вокруг
туловища обертывают левый конец тонкой
пеленки, нижний конец её расправляют,
загибая вверх

Питание детей первого года жизни

Основные моменты
пеленания новорожденного: нижний конец
тонкой пеленки завертывают назад.

Основные моменты
пеленания новорожденного: вокруг
туловища обертывают правый конец
фланелевой пеленки.

Основные моменты
пеленания новорожденного: вокруг
туловища обертывают левый конец
фланелевой пеленки, нижний конец ее
расправляют, загибают вверх.

Основные моменты
пеленания новорожденного: нижний конец
фланелевой пеленки, расправив, загибают
вверх и завертывают назад.

  1. Решать
    деонтологические задачи, связанные
    со сбором информации о состоянии
    здоровья ребенка, диагностикой, лечением
    и профилактикой заболеваний у детей

Деонтология
изучает принципы поведения медицинского
персонала, направленные на максимальное
повышение эффективности лечения,
устранение неблагоприятных факторов
в медицинской деятельности и вредных
последствий неполноценной медицинской
работы.

Предлагаем ознакомиться:  Ребенку 1 год ингаляции физраствором

Питание детей первого года жизни

К детям
любого возраста отношение должно быть
ровным, доброжелательным.

Следует
помнить, что дети нередко бурно реагируют
на приход медицинского работника, тем
более врача в палату.

Медицинские
работники всегда должны учитывать
психологические особенности больных,
их переживания, чувства.

Дети
старшего возраста, особенно девочки,
наиболее чувствительны и в первые дни
пребывания в стационаре нередко
замыкаются, «уходят в себя».

Важно
знать обстановку в семье, социальное
и должностное положение родителей.

При
общении с больными медицинским работникам
нередко приходится испытывать
эмоциональное напряжение, вызванное
неправильным поведением детей, их
капризами, необоснованными требованиями
родителей и т.п.

Тем не менее в таких
случаях любой медицинский работник
должен сохранять спокойствие, не
поддаваться сиюминутным настроениям,
уметь подавлять в себе раздражительность
и чрезмерную эмоциональность.

    1. .
      Анатомо-физиологические особенности
      кожи и подкожно жировой клетчатки:

  • в детском
    возрасте, особенно у новорожденных,
    базальная мембрана очень

Возрастная патология в различные возрастные периоды

  • кожа
    новорожденных и детей первого года
    жизни имеет хорошо развитую сеть
    капилляров;

  • сальные
    железы активно функционируют уже в
    период внутриутробного развития,
    обильно выделяя секрет, образующий
    творожистую смазку, которая покрывает
    тело ребенка при рождении;

  • потовые
    железы, сформированные к моменту
    рождения, в течение 3-4 мес. функционируют
    недостаточно, имеют недоразвитые
    выводящие протоки, закрытые эпителиальными
    клетками;

  • ногти
    развиты хорошо;

  • волосы
    на голове разной длины, густоты, цвета,
    но не имеют волосяного фолликула;

  • кожа,
    особенно на плечах и спине, покрыта
    пушковым покровом (лануго), более
    заметным у недоношенных детей;

  • брови и
    ресницы слабо развиты, в дальнейшем их
    рост увеличивается;

  • подкожно-
    жировой слой начинает формироваться
    на 5 месяце внутриутробной жизни, к
    моменту рождения более развит на лице
    (жировые тельца щек – комочки Биша),
    конечностях, груди, спине, слабее — на
    животе;

  • жировая
    ткань отличается большой плотностью;

  • у
    новорожденных и детей грудного возраста
    в подкожной клетчатке сохраняются
    участки ткани эмбрионального характера,
    обладающие как жиро накапливающей, так
    и кровообразующей функцией;

  • удетей раннего возраста подкожный
    жировой слой составляет в среднем 12%
    массы тела, у взрослых в норме – не
    более 5%;

  • к 5-7 годам,
    но в основном в период полового
    созревания, появляются скопления
    жировой клетчатки в грудной, брюшной
    полостях и в забрюшинном пространстве;

  • -слизистые
    розовые, чистые, гладкие, влажные.

Рис.1. Кожа
новорожденного (а) и
взрослого (б) человека.

Питание детей первого года жизни

К моменту
рождения завершается дифференцировка
слоев кожи. Однако, базальная мембрана
эпидермиса развита слабо, он содержит
мало слоев клеток; зернистый и блестящий
слои в основном отсутствуют, роговой
состоит из 2-3 слоев клеток

  • к моменту
    рождения ребенка диафизы трубчатых
    костей представлены костной тканью,
    эпифизы трубчатых костей и губчатые
    кости в основном состоят из хряща;

  • на первом
    году жизни происходит перемоделирование
    50-70% костной ткани. В эпифизах образуются
    точки окостенения. Совокупность
    имеющихся у ребенка точек окостенения
    представляет важную характеристику
    уровня его биологического развития
    (костный возраст). В 6 мес. формируется
    первое ядро, к 1 году – второе, затем
    каждый год (в среднем) прибавляется по
    одному ядру;

  • костная
    ткань содержит мало солей извести;
    вместо некоторых костей имеются хрящи
    (швы, роднички);

  • надкостница
    у детей более толстая, чем у взрослых,
    что определяет возможность возникновения
    перелома по типу «зеленой ветки» — под
    надкостничного перелома;

  • особенности
    строения скелета ребенка: череп к
    моменту рождения представлен большим
    количеством костей, швы (стреловидный,
    венечный, затылочный) открыты и начинают
    закрываться только с 3-4 мес. жизни. У
    доношенных детей боковые роднички
    закрыты, малый родничок открыт у 25%
    новорожденных и закрывается в 4-8 недель
    после рождения. Большой родничок,
    расположенный в месте пересечения
    венечного и стреловидного швов, открыт
    у всех новорожденных, его размеры от 3
    х 3 до 1,5 х 2 см. Время закрытия большого
    родничка индивидуально в норме – к 1
    году (от 9-10 мес. до 1,5 лет);

  • у грудных
    детей голова относительно велика, имеет
    округлую форму, грудная клетка короткая,
    имеет форму усеченного конуса, к концу
    года грудная клетка удлиняется,
    появляется физиологическое опущение
    ребер;

  • физиологические
    изгибы позвоночника появляются с
    возникновением и совершенствованием
    двигательных функций;

  • начинает
    держать голову, появляется шейный изгиб
    позвоночника;

  • в 6 месяцев
    (начинает сидеть) – грудной изгиб
    позвоночника;

  • к году
    (начинает ходить) – поясничный; у
    здорового ребенка лопатки плотно

прилегают к грудной клетке, имеются
только физиологические изгибы

позвоночника

  • прорезываются
    в 5- 6 месяцев;

20 молочных зубов к 2 годам;

количество
зубов равно n — 4,

где n-
число месяцев жизни;

Питание детей первого года жизни

где n-число лет, исполнившихся
ребенку

Рис.
2.
Последовательность
прорезывания молочных зубов у грудного
ребенка:

  • а — нижние
    центральные резцы (появляются примерно
    в 6 мес.),

  • б — верхние
    центральные резцы (появляются в 8 мес.),
    в — верхние боковые резцы (появляются
    в 10 мес.)

  • г — нижние
    боковые резцы (появляются в 12 мес.).

  • после 5
    лет смена молочных зубов на постоянные
    (5 – 7 лет);


число постоянных зубов, независимо
от пола ребенка равно—4n– 20,

где n-число лет,
исполнившихся ребенку

Формирование молочного и постоянного
прикуса у детей является важным
показателем биологического созревания
ребенка. Постоянный прикус в норме
должен быть слабоортогнатическим или
прямым.

  • ускорение
    роста (пубертатный скачок роста);

  • значительная
    перестройка эндокринного аппарата:
    усиление функции половых желез,
    щитовидной железы, гипофиза;

  • время
    полового созревания;

  • более
    развивается абстрактное мышление;

  • чаще
    выявляются эндокринные нарушения,
    нарушения осанки, ВСД;

  • значительно
    повышается мышечная сила, работоспособность;

  • для каждого
    ребенка характерен индивидуальный
    темп биологического развития.

  • быстрые
    темпы физического и психического
    развития, что требует более напряженных
    энергетических и обменных процессов,
    определяет нестабильность и легко
    наступающие нарушения, обмена у детей.

  • снижение
    специфической и неспецифической защиты
    в связи с физиологической недостаточностью
    иммунитета и функциональной незрелостью
    кожи, слизистых оболочек, ЖКТ, ферментных
    систем.

Внутриутробный этап

  • Эмбриопатии
    патология эмбрионального периода
    – с 16 – го дня беременности до 75 – го
    дня включительно. Эмбриопатии
    заканчиваются либо гибелью эмбриона
    и спонтанным абортом, либо формированием
    врожденных пороков развития.

  • Фетопатии
    патология фетального периода – с
    76 –го дня до окончания беременности.
    В этот период развитие плода зависит
    от состояния плаценты. При различных
    повреждениях плацента становится
    проницаемой для микробов, вирусов и
    других неблагоприятных агентов, которые
    могут привести к заболеванию плода,
    нарушить его развитие, вызвать
    преждевременные роды. Поздние фетопатии
    характеризуются развитием генерализованной
    внутриутробной инфекции с поражением
    ЦНС, внутренних органов, а также
    формированием хронических воспалительных
    процессов.

Винтранатальномпериоде может произойти нарушение
кровообращения в плаценте, что нередко
приводит к асфиксии плода, возможны
родовая травма, заражение плода,
условно-патогенной флорой из родовых
путей, а при наличии инфекции у матери
воспалительных заболеваний органов –
патогенными возбудителями.

Питание детей первого года жизни

Внеутробный период

Период новрожденности

  • Выявляются
    пороки развития, наследственные
    заболевания, болезни, обусловленные
    антигенной несовместимостью матери и
    плода (гемолитическая болезнь по резус
    – или групповой несовместимости),
    проявления асфиксии, травмы, внутриутробного
    инфицирования;

  • В первые
    дни жизни возникают гнойно-септические
    заболевания, пиодермия, бактериальные
    и вирусные поражения дыхательных путей
    и кишечника;

  • В позднем
    неонатальном периоде могут выявляться
    заболевания, связанные с патологией
    внутриутробного и раннего неонатального
    периодов.

Грудной
возраста.

  • Интенсивный
    рост и дифференцировка органов, большая
    напряженность обменных процессов
    становятся фоном, на котором легко
    развиваются: гипотрофия, паратрофия,
    анемия, рахит, острые расстройства
    пищеварения, диспепсии, диатезы.

  • Функциональная
    недостаточность дыхательного аппарата
    при нарушении режима и отсутствии
    закаливания способствуют возникновению
    воспалительных процессов в верхних
    дыхательных путях, бронхиты, пневмонии;

  • Пассивный
    иммунитет, полученный от матери,
    постепенно ослабевает, и во второй
    половине первого года жизни дети могут
    тяжело заболеть корью, ветряной оспой
    и другими детскими инфекционными
    заболеваниями;

Преддошкольный период.

  • Острые
    расстройства пищеварения, пневмонии,
    бронхит, анемия, диатезы встречаются
    часто, но протекают легче, чем у детей
    грудного возраста;

  • На фоне
    физиологической гиперплазии лимфоидной
    ткани развиваются тонзиллит, аденоиды,
    лимфаденит;

  • Наиболее
    частой патологией становятся ОРВИ,
    кишечные инфекции, острые детские
    инфекции (менингококковая, коклюш,
    краснуха, ветряная оспа, корь, скарлатина
    и др.);

Дошкольный
период.

  • Сохраняется
    высокая заболеваемость острыми
    респираторными и другими инфекционными
    заболеваниями с более легким течением
    и меньшим количеством осложнений

  • Появляются
    аллергические заболевания (бронхиальная
    астма, ревматическая лихорадка,
    геморрагический васкулит и др)

Младший школьный возраст.

  • Остается
    высокой частота инфекционных,
    желудочно-кишечных, аллергических
    болезней.

  • Появляются
    проблемы нарушения осанки, ухудшения
    зрения;

  • Обнаруживаются
    очаги хронической инфекции (кариес,
    тонзиллит).

Старший школьный возраст.

  • Часто
    встречаются функциональные расстройства
    сердечно-сосудистой системы, вегетативной
    нервной системы («юношеское сердце»,
    «юношеская гипертония», дисциркуляторные
    расстройства в виде акроцианоза и
    обморочных состояний);

  • Широко
    распространены расстройства питания
    (тучность, дистрофия) и заболевания ЖКТ
    (гастрит, дуоденит, язвенная болезнь);

  • Выявляются
    дефекты развития полового аппарата;

  • Могут
    обостриться инфекционно-аллергические
    заболевания, туберкулез;

  • Возможны
    отклонения в функционировании
    эндокринного аппарата (зоб, гипо- или
    гипертиреоз и др.).

Генеалогический
анамнез– сбор родословных, т.е.
прослеживание признака или болезни в
семье, в роду с указанием типа родственных
связей между членами родословной.

Антенатальный
период(раздельно о течении первой
и второй половин беременности):

  • Гестозы
    первой и второй половины беременности;

  • Угрозы
    выкидыша;

  • Экстрагенитальные
    заболевания у матери;

  • Профессиональные
    вредности у родителей;

  • Отрицательная
    резус-принадлежность матери с нарастанием
    титра антител;

  • Хирургические
    вмешательства;

  • Вирусные
    заболевания во время беременности;

  • Посещение
    женщиной школы матерей по психопрофилактике
    родов;

Предлагаем ознакомиться:  Ребенок выбил передний молочный зуб что делать

Искусственные молочные смеси в лечебном питании


● пищевые добавки

● прикормы

Пищевые добавки

4. творог

Питание детей первого года жизни

Искусственное вскармливание— питание смесями (заменителями
женского молока), даже при наличии
однократного прикладывания к груди или
суммарного объема материнского молока
до 50—100 мл и независимо от наличия или
отсутствия прикормов.

Вскармливание донорским молоком по
эффективности приближается к смешанному
вскармливанию, так как при пастеризации
женского молока неизбежно утрачивается
часть витаминов, иммуноглобулинов и
других важных нутриентов.

Молочные смеси, применяемые при кормлении
детей первого года жизни (физиологические),
подразделяют на простые смеси
(коровье молоко и его разведения
или молоко других животных) иадаптированные
смеси, качественный состав которых
максимально приближен к женскому молоку.
И те и другие смеси могут быть либо
сладкими, либо подвергнутыми кисломолочному
брожению.

Основным показанием для перевода
на смешанное вскармливание является
истиннаягипогалактияПри голодании ребенок беспокоится и
плачет сразу после кормления, не
выдерживает интервалы между кормлениями,
сосет кулачки, урежаются мочеиспускания,
уменьшается объем и кратность стула
(псевдозапоры) или, наоборот, стул
учащается («голодная» диспепсия), кривая
массы тела уплощается или «падает»,
отмечается отсутствие молока в грудной
железе у матери после кормления при
тщательном сцеживании.

1. Соблюдать режим дня: сон – 10 ч в сутки,
прогулки – не менее 2ч. в сутки.

2. Увеличить объем жидкости в питании
до 1,5 – 2 л в сутки (чай с молоком, жидкие
кисломолочные продукты, соки, отвары
сухофруктов без сахара, отвары трав –
см. ниже).

Питание детей первого года жизни

3. Чаще прикладывать ребёнка к груди,
не отказываться от ночных кормлений.

4. Проводить душ- массаж по Р. И. Зейтцу:
после кормления ребёнка и сцеживание
молока грудную железу (которой кормили
ребёнка) обливая горячей водой (45 С) из
душа, одновременно проводя массаж
круговыми движениями от соска к периферии
и сверху вниз, при этом сцеживая молоко.

5. За 30 мин до кормления выпивать чай с
молоком.

6. Принимать поливитамины для кормящих
матерей.


• Необходимо контролировать количества
молока у матери (с помощью контрольного
взвешивания) и недостающий объем
компенсировать смесями.

• При смешанном вскармливании докорм
следует давать после прикладывания
ребенка к обеим грудям, даже при
минимальном количестве молока у матери.

• Докорм лучше давать чайными ложками,
исключая соски, имитирующие материнскую
грудь. В случае большого объема докорма
возможно использование тугой соски с
одним маленьким отверстием.

• Даже при небольшом количестве грудного
молока у матери, его следует сохранять
как можно дольше.

• При смешанном вскармливании необходимо
оставлять не менее 3 грудных кормлений,
т.к. при более редком прикладывании к
груди лактация быстро угасает.

• Докармливать ребенка следует после
каждого кормления грудью, начиная с
небольших порций, и в последующем
ежедневно увеличивать количество
докорма до необходимого объема. Через
4-5 дней после привыкания ребенка к новой
пище отдельные кормления можно целиком
заменить молочными смесями.

• При искусственном вскармливании
детей первых месяцев жизни рекомендуется
6-7 разовое кормление — через 3 или 3,5 часа
с 6,5- или 6-часовым ночным перерывом;
после введения первого прикорма ребенок
может быть переведен на 5-разовое
кормление.

• Искусственное вскармливание детей
первых 4-6 месяцев должно проводиться
максимально адаптированными молочными
смесями!

• В первые 2 недели жизни, обычно
кисломолочные смеси не назначают. В
последующем их назначают в количестве
не более 1/2от
суточного. объема.

• При смешанном и искусственном
вскармливании необходимо контролировать
количество и калорийность пищи.

• Обязательно производить расчет
питания в зависимости от калорийности
смеси, массы тела и возраста ребенка.

• При использовании сухих молочных
смесей для искусственного вскармливания
очень важно точно соблюдать правила их
приготовления (восстановления).
Температура смеси, используемой в
качестве докорма, должна быть приближена
к температуре грудного молока — 37° С (35
— 40°). Смесь желательно готовить перед
употреблением.

естественное вскармливание

• После введения блюд прикорма
потребность ребенка в энергии и пищевых
веществах обеспечивается не только
заменителями женского молока, но и
продуктами прикорма, что необходимо
учитывать при организации питания
малышей.

• Введение продуктов и блюд прикорма
детям, находящимся на смешанном и
искусственном вскармливании, мало
отличается от схемы введения прикорма
при естественном вскармливании. При
необходимости, отдельные виды прикорма
могут быть введены в более ранние сроки,
так как дети на искусственном вскармливании
более адаптированы к «чужеродному»
питанию.

Каждая мама должна знать основные правила здорового питания, ведь это основа здоровья детей:

  • пища должна доставлять ребенку удовольствие, поэтому нельзя заставлять ребенка есть, тем более насильно кормить его;
  • рацион должен содержать достаточное количество основных пищевых веществ (белков, жиров и углеводов), витаминов и микроэлементов;
  • недопустимо систематическое превышение объема съеденной пищи;
  • следует употреблять больше фруктов и овощей, чтобы обеспечить организм растительной клетчаткой;
  • не надо увлекаться сладкими и солеными блюдами;
  • дети до 3 лет должны принимать пищу 4 — 6 раз в день небольшими порциями;
  • продукты питания для детей должны быть вкусными, разнообразными, соответствовать национальным традициям.

Значение питания для здоровья взрослого человека и маленьких детей сложно переоценить. С пищей организм получает энергию, которая должна обеспечить нормальный рост и развитие ребенка, а также затраты на физическую деятельность, активность которой после года значительно возрастает.

После года у детей сохраняется высокая интенсивность роста: за второй год жизни ребенок подрастает на 12-13 см, прибавляет в весе на 3-4 кг, за третий год рост увеличивается на 7-9 см, а вес возрастает на 2 кг. После трех лет скорость нарастания роста и веса снижается.

А как изменяется состояние желудочно-кишечного тракта? Значительно возрастает объем желудка: от 15 мл у новорожденного до 250 мл у ребенка к концу первого года жизни; к трем годам желудок имеет объем 500 мл, а к школьному возрасту емкость желудка составляет 1000 мл.

Нарастает активность пищеварительных ферментов, что положительно сказывается на переваривающей способности желудочно-кишечного тракта, повышается всасывающая функция стенки тонкого кишечника, совершенствуется деятельность печени. Поэтому питание детей первых трех лет жизни должно быть рациональным и обязательно здоровым.

Внутриутробный этап

Внеутробный период

Грудной
возраста.

Дошкольный
период.

    1. .
      Количество пищи необходимое ребенку
      на 1 году жизни:

При
условии нахождения ребенка на исключительно
грудном вскармливании достаточность
молока определяется по клинике и
объективным критерия: биологическое
развитие соответствует календарному
возрасту, гармоническое физическое и
нервно-психическое развитие, ежемесячная
прибавка в массе не менее 500 г и число
мочеиспусканий не менее 6-8 раз в сутки,
характеристика стула.

При искусственном вскармливании:
новорожденному первых 10 дней жизни
требуется молока (суточное количество):
2% от массы умноженное на п (число дней
жизни) (формула Зайцевой Г.А.);

— от 10 дней до 2-х месяцев —
1/5 часть от массы тела

— с 2-х до 4-х месяцев —
1/6 часть от массы тела


— с 4-х до 6 –ти месяцев —
1/7 часть от массы тела

— от 6 до 9-ти месяцев —
1/8 часть от массы тела

— к концу года —
1/8-1/9 часть от массы тела

1) констатация изменений за истекший
эпикризный срок;

2) заключение о состоянии здоровья и
развитии, включая комплексную


диагностику здоровья по всем критериям,
с определением группы

здоровья;

3) разработка плана диспансерного
наблюдения на следующий период;

а) по режиму в соответствии с группой
здоровья и развития;

б) по питанию;

в) по физическому развитию (массаж,
гимнастика, закаливающие

процедуры);

г) по воспитательному воздействию
(развитие и поведение);

искусственное вскармливание

д) уточнение сроков прививок,
лабораторных исследований и


консультаций специалистов;

е)медикаментозные и не медикаментозные
назначения (по показаниям);

  1. Первый
    совместный врачебно-сестринский
    патронаж новорожденного на 3-й день
    после выписки из роддома.

  2. Второй
    врачебный патронаж на 14-й день жизни.

  3. Третий
    врачебный патронаж (по приказу — второй)
    на 21-й день жизни.

  4. От 28-ого
    дня жизни до 1 месяца первое посещение
    здоровым ребенком поликлиники.

  5. На втором
    месяце жизни здоровый ребенок дважды
    посещает поликлинику — в 1,5 и 2 месяца.

  6. Если
    ребенок здоров, то со второго месяца
    жизни до года он посещает поликлинику
    ежемесячно (±5 дней относительно даты
    рождения).

  7. Текущие
    эпикризы пишутся в 1, 3, 6, 9 и 12 месяцев.

  1. Патронаж
    медицинской сестры.

  1. На
    первой неделе жизни — совместный первый
    врачебно-сестринский патронаж, далее
    активно, через один — два дня.

  2. На первом
    месяце жизни — еженедельно (всего 5-6
    посещений в течение первого месяца
    жизни).

  1. Наблюдение
    специалистами
    .

  1. Невропатолог
    — в первые три месяца жизни.

  2. Хирург —
    ортопед — в 2-3 месяца жизни и в 10-12 месяцев.

  3. Офтальмолог
    — после 10 месяцев жизни.

  1. Лабораторные
    исследования.

  1. В 1
    месяц — анализ ногтевых пластинок на
    хлориды.

  2. В 3 месяца:
    а) кровь на Hb, лейкоциты,
    эритроциты, СОЭ;

• Адаптированные

• Частично адаптированные (Малютка,
Малыш, Солнышко, Детолакт)

• Неадаптированные (Молоко, кефир,
биолакт)

• Сухие (порошок-инстантные,
быстрорастворимые)

• Жидкие (готовые к употреблению,
встречаются редко)

Индивидуальный выбор смеси

• Возраст ребенка — в первые
2-3 недели жизни предпочтительнее
назначать пресные смеси, поскольку
кисломолочные смеси в этом возрасте
могут вызывать (или усиливать) срыгивания,
метаболические нарушения и раздражать
слизистую кишечника.

Питание – основа здоровья человека: правила рациона для детей первых трех лет жизни

Полностью адаптированные (максимально)

Частично адаптированные

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Про детей
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector