Нервный ребенок 1 год

Негибкость внимания

Эту очень свойственную маленьким детям особенность психологи еще называют ригидностью внимания, или застреванием. Родители же порой всерьез считают своего ребенка вредным, с плохим характером и даже делающим нечто им назло.

Вот вы сидите в песочнице, а теперь нужно встать и пойти домой. Ребенок не то чтобы не хочет идти вместе с вами, но совершить этот переход — оторваться от того, чем занят сейчас, — он не может. И это не плохо, это не направлено лично против вас и не является личным качеством ребенка.

Это возрастная особенность: ему трудно переключиться с одного на другое, у него «реле заедает». Это нельзя изменить, это перерастется само собой. Где-то к двум с половиной годам с переключением становится значительно легче.

А к особенностям этого возраста — от года до двух с половиной, иногда до трех — можно только приспособиться. Знать, что ребенку свойственно застревать. Знать моменты, в которых это случается конкретно у вас.

Обычно ситуаций «застревания» считанное количество, они повторяющиеся, и в течение месяца-другого они примерно одни и те же. Разумно эти трудные моменты вычленить и «не наступать на одни и те же грабли»: знать эти ловушки — т.е.

в какие моменты ваш ребенок склонен орать из-за того, что ему сложно переключиться. Да, это нормально, что он орет, когда он не может переключиться, а вы его заставляете. Его физически «клинит», когда вы предлагаете ему быстро перестать делать одно и начать делать другое.

Физиологически эта «переключалка» должна созреть к двум с половиной, к трем годам. Бывают частичные отставания от этих сроков. Но если «застревание» продолжается и дальше, скорее всего, это не возрастное свойство, а какое-то свойство темперамента, которое очень похоже — есть люди с плохой переключаемостью. У маленького ребенка это все обострено до невозможной степени.

Итак, вы знаете, какие именно моменты перехода для вас особенно сложны, — теперь можно их всячески смягчать. Хорошо, если хватает сил и фантазии смягчать с помощью игр, «отвлекалочек». Имейте в виду: вы не прогибаетесь под ребенка в этот момент, вы не теряете своего достоинства, своих принципов жизненных.

Вы только лишь говорите с ним на его языке. Вы знаете, что малышу трудно уйти из песочницы, и вы играете с ним: вот он уже полетел, как будто он — самолетик. Или побежал за мячиком. Вы пытаетесь каким-нибудь способом снять зацикленность с этого действия.

Уйти просто так сложно, а побежать за собачкой, которая мимо идет, или догонять друга, или догонять маму, — это проще. Негибкость внимания сохраняется довольно долго. И как раз у детей спокойных сохраняется дольше и серьезнее.

Следующий момент — большая истощаемость. То есть время рабочего диапазона ребенка, время, на которое он может концентрировать свое внимание, сосредотачиваться, очень мало. Длительность концентрации внимания ребенка раннего возраста равна календарному возрасту плюс-минус одна минута.

Если ребенку два года, он может сосредоточиться на три минуты; довольно часто, но на три минуты. Это неплохо. Если ребенок готов сконцентрироваться на чтении книжки или на рисовании только на две-три минуты, значит, вам нужно большое количество подходов по три минуты.

Нервный ребенок 1 год

А произвольное внимание — когда ребенок хочет и может сосредоточиться — появляется довольно поздно. Это наработка конца дошкольного возраста. Произвольное внимание созревает к шести с половиной — семи годам, когда ребенок может довольно долго, путем сознательных усилий удерживать свое внимание на каком-то предмете.

У маленького ребенка внимание полевое. Его что-то привлекло, пусть даже дольше, чем на три минуты, он с этим играет. Потом его привлекло что-то другое, перетянулось внимание, как магнитное поле, — он не может вернуться, он не может сознательно переключиться туда.

Предлагаем ознакомиться:  Как успокоить новорожденного ребенка во время истерики и когда он плачет

Очень часто родители недовольны качеством внимания детей. А на самом деле просто запросы у родителей неимоверные. Если ваш ребенок готов часами слушать книжки, вам просто повезло. А если он подбежал, четыре строчки послушал, и его унесло, то это нормально. Другое дело, что по четыре строчки вы должны читать много раз за день.

Показатели развития ребенка в год

Необходимо сказать, что хотя у младенца нервная система относительно незрелая, она хорошо обеспечивает новорожденного безусловными врожденными рефлексами. С одной стороны, эти рефлексы служат ребенку для обеспечения питания, контакта с окружающей средой, защиты, с другой же стороны, они являются основой для формирования более сложных форм деятельности в дальнейшем.

Уже с первых дней жизни у младенца функционируют все органы чувств, но особенностью новорожденного является недифференцированный характер всех реакций, которые склонны к генерализации. Поэтому раздражение какого-либо рецептора вызывает разлитую реакцию а не локальную.

Нервная система малыша развивается тем быстрее, чем он младше. Самое быстрое развитие протекает в течение первых 3 месяцев жизни ребенка. К 3 годам дифференцировка нервных клеток заканчивается, а к 8 – кора головного мозга ребенка практически ничем не отличается от коры взрослого человека. Миелинизация нервных волокон завершается по достижении ребенком 5 лет.

В возрасте одного года ребенок уже узнает на фотографии знакомые лица, например, матери. Умеет различать две контрастные формы предметов, протягивает игрушку другому ребенку, сопровождает свои действия смехом или лепетом.

Ребенок умеет искать спрятанную другим ребенком игрушку. Затем уже умеет выполнять самостоятельные разученные действия с игрушками, например, катает, водит, кормит свои игрушки. Ребенок уже умеет ходить самостоятельно (без опоры), понимает названия предметов, действий, знает взрослых по именам, выполняет поручения, такие как «принеси», «найди», «отдай тете».

Нет ощущения времени

Еще один стандартный совет, который в большинстве случаев работает хотя бы какое-то время, — это правило трех звонков, предупреждение. Но и предупреждение в этом возрасте воспринимается малышом не так, как, например, старшим дошкольником.

Вот вы говорите: «Через десять минут мы пойдем гулять». Но ребенок не знает, что такое десять минут. В раннем возрасте дети не понимают и не чувствуют длительности временных промежутков. Что такое пять минут, ребенок тоже не знает.

Ощущение времени у него еще не включилось и включится очень не скоро. Ребенок от года до двух живет как бы в бесконечности. У него время очень насыщенное и гораздо более растянутое, он не чувствует промежутков.

Мы с вами, в основном, чувствуем, когда прошло пятнадцать минут, когда прошли полчаса. У ребенка чувство временных интервалов включается от шести с половиной до семи лет, на границе школьного возраста.

Поэтому если вы говорите: «Я тебе двадцать минут назад сказала, чтобы ты убирал игрушки!» — то это совершенно непонятно ребенку. Ребенок не знает, что такое двадцать минут, что для вас это значит и почему вы так нервничаете, что двадцать минут уже прошли.

Чтобы сделать время осязаемым, есть песочные часы (только укрепленные неподвижно). Есть заведенные будильники. Что такое «десять минут», он не поймет, что такое «мы играем до тех пор, пока не прозвенит звоночек», полуторагодовалый не поймет.

Предлагаем ознакомиться:  Эуфиллин при кашле детям и взрослым – инструкция к таблеткам

Но опять же, до двух лет причинно-следственные связи у детей не выстраиваются. Они это услышали. Они даже могут это повторить, если хорошо говорят, но потом, когда вы пылесос выключите… Если ребенок вам двадцать раз проговорил эту фразу, и вы подумали, что вы договорились, — это вы подумали.

На самом деле это ничего не значит. Все это из разряда вещей, которые являются как бы работой на будущее, инвестициями. Когда-то это заработает. Когда-то у ребенка дозреют какие-то связи, и он начнет выстраивать логические последовательности.

А сейчас мы делаем так. Первый звонок: «Через десять минут мы пойдем гулять». Второй звонок: «Скоро пойдем гулять», вот уже сейчас. И третий звонок: «Мы собираемся». Не меньше! Ребенок не знает промежутков, но на 10-12-й раз он поймет, что означает, когда вы так говорите. Подумает: «Ага, скоро она начнет меня дергать». Будет предупрежден.

Безусловные рефлексы и их эволюция

Уже при рождении доношенный малыш имеет ряд врожденных, или безусловных, рефлексов, таких как сосание, глотание, мигание, кашель, чиханье, акты мочеиспускания, дефекации и некоторые другие. Именно эти рефлексы осуществляют приспособление организма ребенка к окружающей среде, а уже до конца первого года жизни малыша они подвергаются существенной эволюции.

Врожденные реакции, выраженные в безусловных рефлексах, обеспечивают существование малыша только в первые дни жизни. Затем основными рефлексами в жизнедеятельности ребенка становятся приобретенные рефлексы, которые обеспечивают необходимый уровень взаимодействия организма с внешней средой.

У ребенка образуется ряд простых, элементарных условных рефлексов уже в конце первого и в начале второго месяца жизни. К концу третьего месяца у малыша вырабатываются уже более сложные, дифференцированные рефлексы, которые указывают на развитие анализаторной функции коры головного мозга.

Приобретение условных рефлексов, или, как можно сказать по другому, развитие высшей нервной деятельности, на первом году жизни малыша идет быстрыми темпами. Малыш значительно легче, чем взрослый человек, образует условные связи с окружающей средой, к тому же у ребенка они более устойчивы.

Большую роль в развитии и поведении малыша играет речь, формирование которой обусловлено становлением функции сенсорной системы и функциональным созреванием головного мозга. Развитие речи является продуктом и результатом общения малыша с окружающими его взрослым.

Консерватизм, любовь к стабильности

Итак, вы помните о сложностях переключений-переходов для своего ребенка. И в будни все «ямки» уже известны, вы знаете, где малыш упрямится и застревает. Вы даже научились приспосабливаться к ребенку и идете на уступки.

Но вот в выходные дни — вы пытаетесь нагрузить их разными делами, впечатлениями, поездками — ребенку нужно много раз переключиться, больше, чем в обычный день, он выбит из режима. Если количество переходов в полтора-два раза превышает их привычное дневное количество у ребенка, к вечеру резко повышается вероятность истерики. Большое количество переходов — это серьезная перестимуляция, серьезная перегрузка впечатлениями.

Это работает даже не до двух лет, а до четырех, до четырех с половиной лет. С возрастом ребенок способен вынести большее количество переходов от одного к другому. Что считать переходами? Это режимные моменты плюс смена рук: сидели утром с мамой, потом пришла няня, няню сменила бабушка, бабушку сменил папа.

Предлагаем ознакомиться:  Надо ли делать манту ребенку каждый год

К вечеру ребенок невменяемый. Переходом является смена обстановки. Побыли дома с утра, потом поехали в торговый центр, потом — к бабушке, от бабушки — в бассейн, еще куда-нибудь заехали по дороге в гости. Одни переходы — и непременная истерика к концу выходного дня.

Вообще, маленькие дети — большие консерваторы. Они любят традиции, они любят, чтобы все было узнаваемо, и чтобы день был похож один на другой. Они любят режим. Для них режим является таким внешним скелетом, за который дети держатся.

Это будет работать довольно долго, до трех — трех с половиной лет. Если вы хотите вырастить ребенка со стабильной психикой, нужно стараться придерживаться режима. Обычно взрослым это тяжело, потому что для многих взрослых, особенно взрослых неритмичных, жизнь по режиму — это по сути своей как постоянный «День сурка». Просыпаетесь — и каждый день у вас одно и то же.

Но ребенку необходима эта стабильность. Если нет стабильности, он чувствует себя выбитым из колеи. Это связано с тем, что огромное количество информации о мире ребенку неизвестно. Он живет, и вокруг него 80-85% неизвестного.

А режим и домашний мир — это то, что он знает, где он чувствует себя уверенно. Вопреки представлениям родителей, стремление к новизне у детей этого возраста есть только в исследовании физического мира. А вот стремление к новым впечатлениям появляется позже, после трех с половиной лет.

Любовь к стабильности — это бич коротких поездок. Если вы любите выехать на несколько дней или на неделю-другую, то высока вероятность, что первые пять-семь дней ребенок будет привыкать к изменившейся ситуации.

Потом наступит короткий период, когда он уже привык, а вы еще отдыхаете, а потом — возвращение, после которого неделю или больше он будет привыкать к прежним домашним условиям. Есть редкие-редкие исключения детей, которые переключаются быстро, и детей, которые просто выросли в путешествиях, и для них это «пройденный» вариант.

Быстрое формирование и угасание новых навыков

Еще одна особенность. У ребенка очень медленно формируются какие-то навыки, не совсем свойственные возрасту, с опережением идущие, и очень быстро теряются. Формирование новых навыков идет очень медленно, а потеря их идет очень быстро при отсутствии каждодневной тренировки.

Закрепление идет долго, а потеря идет быстро. Это связано с физиологией, потому что нервный след образуется медленно и очень быстро затухает, пропадает при отсутствии подкрепления, при отсутствии повторения этого действия.

Поэтому если вы хотите добиться навыков, не совсем соответствующих возрасту, типа приучения к горшку, или знания форм и цветов, или знания букв, — вы это можете сделать колоссальными усилиями при ежедневном повторении. Как только вы перестали повторять, ребенок навык потерял.

Если навык соответствует возрасту, он возникает быстро и уже не уходит. Это такая очень верная проверка того, своевременно вы даете что-то или нет. Когда ребенок дозрел, когда есть чисто физическая основа, он моментально схватил, и это осталось.

Настроение

И еще одна особенность, она добавочная, но очень важная. Если у ребенка все в порядке, у него нет физических недомоганий, основное время бодрствования он будет находиться в радостно-приподнятом настроении.

Это вроде бы не такая очевидная вещь, но она очень показательная. В принципе, детки этого возраста при всех сложностях — это очень солнечные существа, радостные, радующиеся. У них положительные эмоции преобладают.

О физических особенностях малышей второго года жизни мы поговорим в следующий раз.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Про детей
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector