Нервно психическое развитие детей 2 3 лет: показатели развития интеллекта ребенка

Диагностика нервно — психического развития

В школьном возрасте диагностирование проводят учителя. Маленький ребенок развивается в окружении родителей, поэтому именно они должны заниматься диагностированием развития. Здесь важно беспристрастно анализировать результаты теста и выделять успехи или опоздания.

Все системы диагностики сводятся к обычному общению. В ходе разговора взрослые задают наводящие вопросы, чтобы получить ответ. В некоторых случаях ответ может быть неординарным, его необходимо обдумать, прежде чем вынести решение.

В процессе общения важно, чтобы ребенок чувствовал себя естественно и непринужденно. От этого зависит точность и правильность его ответов. Искренняя реакция на вопросы дает самые точные результаты диагностирования.

Показатели нервно-психического развития детей в 1-2 года

В ходе нервно-психического развития детей в 1,2 и 3 годов неспешно углубляются его знания, развиваются умственные свойства, формируется отношение малыша к окружающему миру, происходит становление личности.

Отдельные психические функции созревают последовательно и поэтапно: на начальной стадии — от рождения до 1 года — происходит развитие основных двигательных функций; на втором этапе — от 1 года до 3-х лет — развитие более сложных двигательных возможностей и созревание чувственной сферы.

На этом этапе нервно-психического развития детей 1-2 лет двигательные реакции в ходе своего усложнения и разделения становятся базой для формирования у ребенка психомоторных актов, каковые все больше покупают осознанный темперамент.

Ребенку исполняется 1 год, и из беззащитного новорожденного он преобразовывается в разумную личность. Кроха вступает в необычный возраст.

Изменяются его вкусы, движения, настроения, поведение, отношение к себе и окружающим.

Ребенок еще неуверенно стоит на ногах, но ему раскрывается громадный и таковой сложный мир взрослых. Неизбежны падения, ушибы, но одновременно с этим необычные открытия и эйфории.

Психическое развитие ребенка в 1 год разрешает ему открывать для себя мир сходу всеми органами эмоций. У него развиваются элементарные эстетические эмоции, и познавательные чувства: чувство удивления, характерное для годовалого ребенка, сменяется любознательностью, что обусловливает появление интереса к разным предметам и бессчётных вопросов.

Период любопытства и постижения мира крайне важен для жизни ребенка, для его последующего развития и становления как личности.

Как раз в возрасте от 1 года до 3-х лет начинают оформляться темперамент малыша, его взаимоотношения с родными людьми — матерью, отцом, бабушкой, дедушкой, братьями и Астрами. В это время ребенок начинает проявлять более высокие формы переживания — любовь, ужас, бешенство.

Главными показателями нервно психического развития детей 1 года являются чрезмерная импульсивность, чувствительность, склонность к подражанию, причем подражание взрослым в этом возрасте неспешно получает не только механический, но и сознательный темперамент.

Психическое развитие и двигательные навыки малыша кроме этого будут в состоянии развития. В этом возрастном периоде дети знают значительно больше (приблизительно в 5 раз) слов, чем употребляют сами. Исходя из этого с ними направляться больше говорить, общаться на протяжении прогулок и игр.

Возрастной период от года до 3-х лет характеризуется большим развитием не только физических, но и интеллектуальных и психических возможностей ребенка. Дети в этом возрасте весьма чувствительны к разным как положительным, так и отрицательным влияниям внешней среды.

Начало этого возрастного этапа характеризуется переходом ребенка из горизонтального положения в вертикальное (он начинает самостоятельно сидеть, ходить), что формирует предпосылки для качественного сдвига в его развитии.

Одна из изюминок психического развития ребенка 2 лет – познание мира через овладение речью. Появление речи значительно влияет на формирование других психических функций — познавательной деятельности, эмоциональной сферы и т. д.

Психическое развитие ребенка 1-3 лет характеризуется развитием воли: кроха пытается взять желаемое, появляется настойчивость. Пока волевые качества находятся на стадии становления, для малышей весьма велик авторитет взрослых.

Восприятие мира в этом возрастном периоде происходит по большей части посредством зрительного анализатора, наряду с этим преобладает свойство к механическому запоминанию всего нового.

На 2-м году жизни кроха делается полноправным членом семьи.

Он начинает дифференцированно доходить к различным ее членам в зависимости от их отношения к нему, от их реакции на одни и те же поступки. Кроха начинает различать так именуемую публичную роль каждого члена семьи, знакомится с ролью отца и матери, бабушки и дедушки не по тому, как они относятся друг к другу, а в первую очередь по тому, как они относятся к нему.

Предлагаем ознакомиться:  Ребенок в 2 года теряет вес

Карта нервно — психического развития

Для систематизации нервно психического развития, все данные диагностики следует заносить в карту. Все что ребенок умеет, фиксируют при помощи знака « », недоступные навыки отмечают при помощи знака «-». Темные ячейки обозначают, что в этом возрасте навык еще не доступен.

Умения ребенка Возраст
10м. 1г.3м. 1г.6м. 1г.9м. 2г. 2г.6м. 3г.
Физические способности
Возможности бега:
— бегает неуверенно
— хорошо бегает
— переключается на бег или ходьбу по просьбе
— может менять темп бега, направление на ходу
Возможности ходьбы:
— сам ходит
— поднимается по нескольким ступенькам
— поднимается по детской лесенке шагом с чередованием ног, спускается приставляя ногу
— ходит по узкой поверхности, не оступаясь
— умеет держать равновесие
Работа с мячом:
— может покатить или бросить мячик
— заталкивает мяч в обозначенный промежуток (ворота)
— бросает мяч двумя руками вверх или вниз
— бросает мяч, стараясь попасть в цель не выше его роста
— пытается поймать мяч двумя руками
— ловко бросает мяч
Речевая функция
Понимает слова:
— понимает общие простые слова
— понимает слова, описывающие окружающую обстановку
— показывает части липа при вопросе родителей
— понимает небольшие расскази. Отвечает на вопросы: «Кто?», «Что?», «Где?»
— понимает рассказ взрослого в котором нет событий, которые ребенок пережил
Собственная речь:
— издает простые звуки
— строит простой слог (ма-ма, ба-ба)
— сопровождает игры словами
— строит предложения из трех слов
— строит предложения из четырех слов и больше
— спрашивает «Куда?», «Где?», «Как?»
— строит сложные предложения
— знает около 1500 разных слов
Самостоятельность
— сам употребляет густую пищу
— сам употребляет полужидкую пищу ложкой
— просится в туалет
— старается исправить неопрятность в одежде
— может снимать некоторые вещи
— использует носовой платок
— одевается, но пуговицы не застегивает
— помогает делает простые бытовые вещи
— полностью одевается сам
— умеет расчесывать волосы
Социальная направленность
— Показывает яркие эмоции родителям
— Перенимает чувства других детей (если все смеются, тоже начинает)
— Показывает разные эмоции при медленной и быстрой музыке
— изучает картинки
— под музыку повторяет знакомые движения
— подражает эмоциям взрослых
— в играх появляется эмоциональная речь
— сочувствует, если рядом плачет ребенок
— выделяет свое эмоциональное состояние
— хочет быть хорошим, гордиться родителями
— переживает, когда родители уходят
— появляются первые признаки независимости
Взаимодействие с окружающими предметами
— одевает кольца на стержень
— черкает карандашом на бумаге
— играя с кубиками, строит башенки
— может одевать крупные бусы на веревку
— строит из кубиков простые сооружения
— рисует горизонтальные и вертикальные линии
— успешно собирает матрешку
— строит из кубиков высокие башни
— разминает в ладошках пластилин
— делает простые аппликации

Уровень психического развития здорового ребенка в 2-3 года

В ходе психического развития дети 2-3 лет вместе с познанием мира развивает и осознание самого себя. К концу 2-го года жизни это осознание так продвигается вперед, что в семье часто появляются конфликты, принимающие со стороны ребенка форму протестов и приступов упрямства. Он начинает играться то роль «хорошего», то «шалунишки», то «капризного малыша».

Становление функции ходьбы, возможность независимого передвижения резко увеличивают количество получаемой ребенком информации и впечатлений об окружающем мире, расширяют возможности общения с людьми.

Психическое развитие детей 3-го года жизни таково, что в ребенке все больше обнаруживается качеств, характерных ему как личности. К 3-м годам кроха делается в собственном представлении полноценным партнером всех членов семьи и требует, дабы к нему соответственно относились.

Предлагаем ознакомиться:  Соли в моче у ребенка грудничка причины кристаллов и уратов

Одна из изюминок психического развития детей 2-3 лет – изменение отношения малыша к окружающему миру. Ребенок формирует свое собственное представление о предопределении мужчины и дамы в этом сложном для него мире.

В возрасте от 2-го года до 3-х лет ребенка интересует то, что он сам для себя открывает. Сделанные самостоятельно открытия ответственны для малыша значительно больше, чем то, что ему преподносят родители.

Дети весело откликаются на предложения взрослых попеть, потанцевать, высказывая этим свое желание заняться любимым делом. Они с наслаждением слушают музыку, уже высказывая свое личностное к ней отношение.

Уровень психического развития ребенка 2-3 лет разрешает детям подстраиваться под настроение взрослых — они смогут кивать в поддержку каких-то слов либо высказывать свое недовольство мимикой. Очень многое в развитии малыша на 2-м году жизни будет зависеть от его умения подражать замеченным движениям и услышанным словам окружающих его взрослых людей.

Как мы знаем, что девочки раньше начинают ходить, опережают своих сверстников-мальчиков в развитии речи и некоторых других навыках. Как утверждают эксперты, дело совсем не в отличии интеллекта, просто у мальчиков и девочек различная мотивация поступков — так их создала природа.

Еще сравнительно не так давно совсем маленький, беззащитный, кричащий кроха превратился во в полной мере разумного мелкого человека, именующего своих своих родителей мамой и папой, делающего просьбы взрослых, поющего а также танцующего.

Режим дня ребенка 1, 2 и 3 лет

Режим дня у ребенка в 1 год и в 3 года не может быть однообразным. В этом возрасте для детей от 1 года до 1,5 лет, от 1.5 до 2-х лет и от 2-х до 3-х лет устанавливаются различные распорядки дня.

До 1,5 лет детям необходимо дремать 2 раза в сутки. Период бодрствования образовывает в среднем 4-4,5 часа. Завтрак проводится не позднее, чем через 1 час по окончании пробуждения, а ужин — за 1 час до сна.

Верно организовать режим дня ребенка в 1-3 года нужно для обычного роста и развития ребенка, и для выработки нужных привычек. Кроха обучается быть собранным и организованным. Нужно стараться, дабы ребенок кушал и дремал в установленное время, поскольку его нервная система еще неустойчива к внешним раздражителям.

Он быстро устает и испытывает недостаток в нередком и полноценном отдыхе — сне. Недосыпание отрицательно отражается на здоровье. Перед сном нужно проветривать комнату. Кровать должна быть эргономичной и не через чур мягкой.

Режим дня ребенка 1,2 и 3 лет включает в себя не только кормление и отдых. Принципиально важно, дабы ребенок большое количество времени проводил на воздухе. Летом прогулки должны быть максимально продолжительными.

Питание детей 1

Оценка нервно — психического развития

Результаты развития ребенка подлежат оценке со стороны взрослых. При этом различают четыре этапа, которые формируют психику человека.

  • Первый этап – в течение первого года жизни ребенок получает основные навыки движения. Период характеризуется овладением мелкой и крупной моторики
  • Второй этап – в возрасте от одного года до трех лет, ребенок учится осознанно реагировать на внешний мир, взаимодействуя с окружающей обстановкой. Период характеризуется сенсорным развитием
  • Третий этап – самый длинный этап (от 3 до 12 лет). Происходит развитие индивидуального мышления. Все чаще действия выполняются после предварительного обдумывания
  • Четвертый этап – от 12 до 14 лет. В это время происходит полноценное становление психики ребенка. Выделяется собственное мышление. Период характеризуется полноценным формированием индивидуальной личности
  • До 15 лет у ребенка отмечают два кризисных возраста, которые требуют особого внимания и подхода со стороны родителей. Первый кризис может возникнуть в 2 – 3,5 года, второй в период от 12 до 15 лет
  • Первый кризис связывается с быстрым формированием психики и физических данных, что приводит к нагрузке на все жизнеобеспечивающие органы. Второй возраст связывают с изменением внутренних желез, половым созреванием
Предлагаем ознакомиться:  Анемия у ребенка 5 лет симптомы и лечение

Нервно — психическое развитие подростков

Подростки еще не являются взрослыми людьми, но и детьми их уже не назовешь. Этот период часто называют подростковым и переломным, когда у человека формируется его половая зрелость, меняется построение внутренних желез.

С психической стороны подростки все чаще ведут себя как взрослые люди. Но иногда проявляют свой детский характер. Появляются первые признаки независимости от родителей, которая может выражаться в разных формах, иногда неприятных для родителей.

  • В этот период подростки достаточно ранимы, они еще осмысливают жизненные законы, поэтому чаще всего появляется такое понятие, как «подростковый максимализм». Мышление, при котором явно завышаются нормы морали или идеалы. Происходит формирование личности, становление психики
  • В этом возрасте возникает первое половое влечение, подростки больше обращают внимание на свою внешность. Особенно быстро происходит физическое развитие. Дети с небольшим ростом в этом время могут значительно прибавить и вытянуться
  • Последнее время отмечается процесс акселерации – быстрого роста и полового созревания детей. При этом психическое развитие остается на прежнем уровне. Поэтому за подростками нужно внимательно следить и адекватно реагировать на их поведение, помогая окрепнуть и прочно сформировать личность

Нервно-психическое развитие ребенка: второй год жизни

  • 13-15 месяцев – уверенно ходит в течение продолжительного времени, может приседать, наклоняться, пятиться. Самостоятельно ест густую пищу ложкой. Может сам собрать пирамидку, играет с куклой и пытается «кормить» ее. Продолжается речевое развитие ребенка (знает более 10 простых слов и произносит их).
  • 16-18 месяцев – переступает через небольшое препятствие, быстро запоминает увиденные движения и повторяет их. Знает, где лежат его игрушки, одежда. В состоянии есть не только густую, но и жидкую пищу ложкой. В речи детей можно услышать первые полноценные правильные слова.
  • 19-21 месяц – быстро ходит, начинает бегать. В состоянии частично снять одежду (трусики, шорты, шапочку), зачастую уже может собрать пирамиду с учетом величины колец.  Начинается приучение к горшку. Продолжается  нервно-психическое развитие ребенка, быстро развивается словарный запас – малыш уже произносит около двадцати слов, причем среди них все больше правильных.
  • 22-24 месяца – уверенно бегает и прыгает, может частично одеться с помощью родных. С удовольствием играет на детской площадке. В речи появляются прилагательные и местоимения. В два года ребенок уже знает и использует в речи 40-50 слов.
  • 25-28 месяц – дальнейшее развитие ребенка позволяет ему уверенно преодолевать небольшие препятствия при ходьбе, улучшается координация при выполнении точных движений. Играет малыш не только один, но и с другими детьми. В состоянии самостоятельно вымыть и вытереть руки. Появляется фразовая речь.
  • 29-30 месяц (в 2,5 года) – малыш уверенно ходит не только по ровной поверхности, но и по лестнице вверх и вниз. Выполняет танцевальные движения под музыку, может самостоятельно одеться, не застегивая пуговицы. Активно участвует в совместных играх с другими детьми. В речи появляются не только простые, но и сложные предложения.
  • 31-33 месяцы – обучается езде на трехколесном велосипеде. Рисует карандашом, лепит из пластилина простые фигурки. Продолжается нервно-психическое развитие ребенка, совершенствуются его моторные навыки, что позволяет довольно уверенно одеваться и раздеваться, застегнуть пуговицы и даже завязать шнурки. Малыш самостоятельно ест, знакомится с другими детьми и играет с ними. Выговаривает правильно почти все звуки (за исключением «р», «л», шипящих). Ребенок может задавать вопросы «где?», «куда?».
  • 34-36 месяцев – в 3 года малыш приобретает множество необходимых навыков, уверенно ходит, бегает, прыгает, преодолевает препятствия, самостоятельно ест ложкой, приучен к туалету. Ребенок знает, как его зовут, кто он – мальчик или девочка, как его фамилия. К трем годам жизни словарный запас детей обычно увеличивается до 200-250 слов (хотя встречаются случаи “молчания” до 3 лет, а затем наступает бурный речевой прогресс).

О нервно-психическом развитии ребенка в возрасте 4-6 лет – в следующей статье.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Про детей
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector