Нервно психическое развитие ребенка первого года жизни

Анатомо-физиологические особенности развития нервной системы детей

На момент рождения масса головного мозга малыша составляет одну десятую массы тела. К девяти месяцам масса головного мозга удваивается. К трем годам – утраивается. Масса мозга взрослого человека равна 1/40 массы тела.

Во внутриутробном периоде отделы головного мозга формируются из пяти мозговых пузырей. Но ко дню рождения ребенка на свет формирование мозга еще не заканчивается. Существуют определенные возрастные особенности анатомии органов центральной нервной системы:

  1. Извилины полушарий головного мозга и крупные борозды между этими извилинами имеют малую высоту, а также глубину. Число мелких борозд невелико. Но их количество увеличивается в первые месяцы жизни;
  2. Малые размеры лобной доли и большие затылочной доли по сравнению с этими же отделами мозга взрослого;
  3. Слабое развитие мозжечка. Его полушария малого размера, кора тонкая, борозды поверхностные;
  4. Относительно большой объем боковых желудочков мозга.

В самом начале жизненного пути серое вещество мозга малыша еще плохо отграничено от белого. Полная дифференцировка коры заканчивается к школьному возрасту. Только к восьми годам жизни кора головного мозга маленького человечка по макро- и микроскопическому строению становится похожей на кору взрослого.

Филогенетически ранние структуры на момент рождения сформированы лучше. Ядра гипоталамуса, продолговатый и спинной мозг в анатомо-функциональном состоянии являются более зрелыми, чем кора головного мозга, пирамидные пути и полосатое тело.

У детей до года сохраняются некоторые рефлексы, которые в процессе взросления утрачивают свою значимость и редуцируются. Например, ладонно-ротовой рефлекс в первые месяца жизни обеспечивает потребность в питании.

А рефлекс автоматической ходьбы, который проявляется еще во внутриутробном периоде развития, подготавливает малыша к будущему прямохождению. В дальнейшем формируются условные рефлексы, которые и будут помогать ребенку адаптироваться в новой обстановке и давать оценку изменяющимся окружающим условиям.

В период раннего детства образуются устойчивые условные связи формирующейся личности с социумом. Дети крайне быстро учатся.

До начала второго месяца жизни у малыша вырабатывается несколько элементарных условных рефлексов. А к концу третьего месяца появляется возможность сформировать уже сложные, дифференцированные рефлексы. Это указывает на стремительное развитие анализаторной функции коры головного мозга.

Новорожденный еще не может дифференцировать сигналы, поступающие с разных органов чувств. В этот период ребенок воспринимает мир генерализовано. И только после двухмесячного возраста начинает выделять определенные моменты окружающей его обстановки (мать, игрушки, питание).

С ростом и развитием маленького человечка отмирает много миллионов нервных клеток – нейронов. Вместе с тем происходит формирование межнейронных связей. С этим процессом развивается память.

Кровоснабжение мозга у детей лучше, благодаря этому орган обеспечивается обильным поступлением кислорода и глюкозы. А вот у детей первого года жизни венозный отток через диплоические вены (как у взрослых) затруднен.

Эти вены окончательно формируются только к закрытию родничков. К тому же гематоэнцефалический барьер полностью формируется к трем годам. Поэтому головной мозг детей в этом возрасте особо подвержен интоксикационным факторам (нейротоксикозу).

С двухлетнего возраста мозг ребенка уже достаточно созрел для формирования второй сигнальной системы – речи. Основной вклад в становление лингвистических навыков вносит общение малыша со взрослыми: родителями, родственниками, воспитателями.

Примеры тестов рубежного контроля

1.
Какое из значений индекса отягощенности
генеалогического анамнеза следует
считать неблагоприятным?

а.
0.6

б.
0.4

*
в. 0.7


г.
менее 0.7

д.
более 0.5

2.
Какая группа нервно-психического
развития может встречаться у детей 2Б
группы здоровья?

*
а. 1,2,3.

б.
2,4.


в.
2,3,4.

г.
3,4.

д.
4.

3.
Какая группа нервно-психического
развития может встречаться у детей 3
группы здоровья?

а.
1,2,3.

*
б. 2,3,4.


в.
1,3.

г.
1,4.

д.
1,2.

4.
С какого возраста определяется группа
нервно-психического развития детей?

а.
с 28 дней.

*
б. с 1 месяца.


в.
с 10 дней.

г.
с 2-х месяцев.

д.
с 1,5 месяцев.

5.
Назовите ведущие линии развития ребенка
в 2 месяца?

*
а. ЗА, СА, Э, ДО, РА.

б.
ЗА, СА, Э.


в.
ЗА, СА, ДО, РА.

г.
ЗА, СА, Э, ДО, Н.

д.
ЗА, СА, Н, ДО, ПР.

нервно психическое развитие ребенка первого года жизни

6.
Назовите ведущие линии развития ребенка
в 5 месяцев?

а.
Э, ДО, ДР, РА, Н.

б.
ЗА, СА, Э, ДО, Н.

*
в. ЗА, СА, Э, ДО, ДР, РА, Н.

г.
ЗА, СА, Э, ДО, ДР, РА, ПР, Н.


д.
ЗА, СА, Э, ДО, ДР, РА, ПР.

Предлагаем ознакомиться:  Молоко для грудничков: можно ли давать видео

7.
К какой группе здоровья следует отнести
ребенка имеющего следующие оценки
критериев здоровья: Анамнез: отягощен
биологический.

Физическое
развитие: ниже среднее.

НПР:
3 группа, задержка 2 степени.

Резистентность:
низкая.

Функ.состояние:
плохое.


Нейродермит
с явлениями интоксикации.

а.
1 группа.

б.
2 группа.

в.
3 группа.

*
г. 4 группа.

д.
5 группа.

8.
К какой группе здоровья следует отнести
ребенка имеющего следующие оценки
критериев здоровья: Анамнез: отягощен
биологический.

НПР:
4 группа.


Цирроз
печени с выраженными явлениями портальной
гипертензии.

а. 1
группа.

б. 2
группа.

в. 3
группа.

г. 4
группа.

*
д. 5 группа.

Ступени формирования личности ребенка

Формирование личности – сложный и многостадийный процесс, при котором закономерно образуются сложные связи человека как личности с объективным миром. Как мы уже говорили, согласно теории Локка tabula rasa, наша психика (от психос – душа) является «чистой доской».

Чтобы ребенок правильно развивался, ему требуется четкий распорядок дня – режим. Малышу специально и произвольно прививаются хорошие и плохие навыки. Родители должны создать комфортные условия для того, чтобы смогли сформироваться речь, целенаправленная двигательная активность, правильное физическое и психическое развитие.

Имеется несколько подходов к описанию этапов становления личности. Не все они понятны и однозначны. К примеру, согласно теории психического развития детей Фрейда, ребенок в своем развитии проходит несколько стадий:

  1. оральную;
  2. анальную;
  3. фаллическую;
  4. латентную;
  5. генитальную.

Но как одни из самых подходящих, можно выделить этапы «рождения личности» по Леонтьеву:

  1. Первое «рождение» личности в дошкольном возрасте. В это время ребенок впервые соотносит личные мотивы и потребности с социальными правилами. И подчиняется этим социальным требованиям;
  2. В подростковом периоде происходит второе «рождение» личности. Оно непосредственно связано с качеством воспитания. То, что было вложено в ребенка за предыдущие годы развития, рождается в форме его почти сформированной личности. Маленький человечек осознает свои мотивы, может предпочитать их или подчинять. Появляется саморуководство и самосознание. Из-за этого ребенок начинает нести уголовную ответственность и отвечать за некоторые проступки согласно закону. 

С точки зрения этой теории психического развития, личность ребенка переживает два кризисных момента: первый в дошкольном возрасте и второй в подростковом. Однако концепция этой теории не описывает психическое развитие в младенческом возрасте.

Теории психического развития описывают идеальные последовательные стадии, через которые должен пройти ребенок в свое время. Аспекты, которые необходимы для успешного формирования здоровой личности:

  • Доверие. Это первое из личностных качеств, чему следует обучать ребенка. Малыш должен научиться отграничивать те ситуации, в которых можно безоговорочно доверять, и те, где следует быть повнимательнее к словам и поступкам окружающих. 
  • Безопасность. В грудном возрасте нельзя подвергать детей экстремальным ситуациям. Единственное, что требуется для них в этом периоде жизни, – находиться в спокойной и безопасной обстановке с любящими родителями.
  • Инициативность. Нужно хвалить ребенка за хорошие поступки, побуждая его всегда поступать правильно. Часто родители забывают это делать (хотя наказание они всегда практикуют).

Тема 8. Организация лечебно-профилактической помощи новорожденным в условиях поликлиники.

Гармоничность нервно-психического развития детей прямо пропорциональна вниманию взрослых. Любите своего ребенка, разговаривайте и играйте с ним как можно чаще, развивая его по максимуму! Ваши внимание, любовь, ласка и участие в первый год жизни – это основа нервно-психического здоровья вашего ребенка в целом!

Организация
работы кабинета здорового ребенка
детской поликлиники. Антенатальная
профилактика, патронаж, определение
здоровья и групп направленного риска.

Самостоятельная
работа. Работа студентов на участке
(активные и первичные вызовы на дом,
работа на приеме участкового врача и
специалистов узкого профиля — по
индивидуальному графику). Выполнение
патронажа к новорожденным детям,
беременным женщинам.

Провести
самостоятельноIпатронаж
к новорожденному ребёнку. Оформить
запись в ф. 112. Выписать рецепты на
молочную кухню, в магазин на различные
виды пита­ния. Уметь оформить необходимую
документацию на ребёнка при направлении
на консуль­тацию к узким специалистам,
в стационар и консультативный центр, в
кабинеты: функ­циональной диагностики,
физиотерапевтический, УЗИ, рентгенологический,
ЭКГ, био­химическую лабораторию.

Антенатальная
охрана плода и диспансеризация
новорожденных детей являются одним из
основных разделов профилактической
работы участкового педиатра. Своевременное
выделение групп риска у новорожденных
детей позволяет проводить целенаправленное
диспансерное наблюдение за ними, что
способствует профилактике формирования
отклонений в развитии и состоянии
здоровья ребёнка.

знать:

  • Тактику
    диспансерного наблюдения за новорожденными
    детьми различных групп здоровья;

  • Патронаж
    беременной, новорожденного;

  • Группы
    риска новорожденных;

  • Оценку
    НПР и ФР;

  • Комплексную
    оценку состояния здоровья новорожденных.

  • Физиологические
    особенности новорожденных детей.

  • Вскармливание
    новорожденных детей, пищевой режим.

  • Основные
    правила ухода за новорожденными.

  • Пограничные
    состояния периода новорожденности:
    диагностика, клиника, лечение.

Предлагаем ознакомиться:  Таблица изменения роста и веса ребенка от 3 до 7 лет

понимать:

  • Ведение
    детей из социально неблагополучных и
    экологически неблагополучных условий,
    детей из группы мигрирующего населения.
    Приказ N 60 от 14.03.95 г.

  • Антенатальную
    охрану плода: дородовые патронажи.
    Сроки, цели, задачи, оформление.

  • Диспансеризацию
    здоровых новорожденных детей в условиях
    поликлиники.

  • Врачебные
    и сестринские патронажи: цель, задачи,
    сроки, оформление.

  • Диспансеризацию
    детей из группы риска. Дифференцированное
    наблюдение и оздоровление в условиях
    поликлиники.

  • Тактику
    ведения на участке новорожденных с
    пограничными состояниями.

уметь:

  • дать
    рекомендации для родителей новорожденного
    (вскармливание, режим дня, сроки
    наблюдения педи­атра и узких
    специалистов);

  • выписать
    рецепты на молочную кухню, бесплатное
    питание, на медикаменты;

  • оформлять
    возрастные эпикризы с назначением
    рекомендаций;

  • интерпретировать
    лабораторные показатели (общий анализ
    крови, мочи, копрограмма, анализ кала
    на дизбактериоз, биохимический анализ
    крови) и функциональные исследования
    (АД, РS, ЧДД, ЭКГ, ФКГ, рентгенограммы).

  • Провести
    осмотр новорожденного ребёнка по
    органам и системам.

  • Дать
    индивидуальные рекомендации по режиму
    дня, вскармливанию, уходу за новорожденными
    детьми.

  • Провести
    дородовый патронаж, выделив женщин
    групп риска.

  • Провести
    патронаж к новорожденному, оценить
    состояние здоровья и группу здоровья,
    назначить лечебно-профилактические
    мероприятия.

  • Дать
    рекомендации по диспансерному наблюдению
    за здоровыми новорожденными и из групп
    риска.

Вопросы
для самоподготовки:

  • Наблюдение
    за беременными женщинами в детской
    поликлинике. Сроки и задачи дородового
    патронажа.

  • Диспансеризация
    новорожденных детей в поликлинике.
    Врачебные и сестринские патронажи.
    Сроки и задачи.

  • Группы
    риска новорожденных. Дифференцированное
    наблюдение за ними на педиатрическом
    участке.

  • Особенности
    ухода за новорожденными.

  • Вскармливание
    новорожденных, пищевой режим.

  • Лечение
    и профилактика гипогалактии.

  • Пограничные
    состояния, встречающиеся у новорожденных
    после выписки из роддома (конъюгационная
    желтуха, половой криз, максимальная
    убыль первоначальной массы тела,
    токсическая эритема).

Критерии оценки нервно-психического развития

Индивидуальность каждого малыша неоспорима. Но темпы развития у всех детей разные. Определенные навыки ребенок может приобретать раньше нормы, а другие – позже. Как бы там ни было, рост и созревание личности должны быть адекватны возрасту, полу, психологическим особенностям маленького человека.При этом играет важную роль и гармоничное развитие нервно-психической сферы.

Отставание в развитии заставляет родителей задуматься о возможных причинах. Какие-то навыки могут опережать возрастные нормы, а другие – не дотягиваться до стандартов. Но если малыш отстает по нескольким параметрам, родителям следует задуматься, все ли они делают правильно в воспитании наследника.

Грудной возраст

В возрасте до одного года малыш переживает множество изменений. Во время рождения его изгоняют из «рая», заставляют самостоятельно дышать и питаться. В дальнейшем он за пару недель учится улыбаться, за месяц – держать головку, за полгода – сидеть, за десять месяцев – стоять. И завершающим этапом грудного возраста является приобретение навыка ходьбы.

Раннее детство

Раннее детство – это возраст от одного до трех лет. В этот период ребенок усилено познает окружающий мир, знакомится с людьми вокруг него. Теперь он осознает свое «Я» не как что-то объединенное с личностью матери, а в качестве отдельного персонажа. То есть себя. В период до трех лет малыш должен перестать говорить о себе в третьем лице.

Дошкольный возраст

От трех до шести лет происходит окончательная миелинизация волокон, мозг ребенка почти зрелый, сформированы жизненно важные навыки. Психическое развитие ребенка к шести годам достигает такой степени, что при отсутствии взрослых, этот маленький человек может полностью обеспечить свою жизнедеятельность.

В этом возрасте для родителей важно развивать когнитивные способности их малыша. Не вариант, когда родители садят свое дитя перед телевизором, вместо того чтобы почитать с ним книгу. То, сколько сможет познать ребенок в этом возрасте еще до похода в школу, во многом определит его дальнейшую жизнь.

Для его мозга в это время нет никакой разницы, запоминает ли он слова из ненормативной лексики или учит песенку про елочку. Приоритеты для этой растущей личности еще до конца не расставлены. От родителей лишь требуется не влиять через призму своего понимания на то, каким человеком будет их ребенок, а направлять плывущий корабль детства через море навыков и океан любви.

С научной точки зрения игры имеют огромное значение для психического развития ребенка. В этом возрасте психическое развитие дошкольника уже почти готово к началу систематизированного образовательного процесса в учебных учреждениях. Детям предлагаются игры, которые:

  1. развивают мелкую моторику пальцев;
  2. увеличивают ассоциативный ряд;
  3. помогают решать логические задачи невысокой сложности;
  4. развивают внимание.

Таблица нервно-психического развитие детей в разные возрастные периоды

В самом начале организм приспосабливается к внешнему миру и окружающей среде, и имеют место врожденные реакции. До конца 1-го года жизни они подвергаются просто немыслимой эволюции, превращаясь в приобретенные.

Предлагаем ознакомиться:  Ребенок 2 года боится маму

Как говорят, почувствуйте разницу! Давайте возьмем в качестве примера 1-й и 12-й месяцы жизни среднестатистического ребенка и рассмотрим сценарий «нервно-психического» и «психо-эмоционального» развития событий.

Все, что находится посредине, целиком и полностью зависит от Вас, дорогие родители. Полноценное развитие маленького в первые 30-31 день даны за основу, а дальше вы сами выбираете курс на здоровые поведенческие и неврологические признаки…

1-й месяц – Познание мира.

  • Новорожденный видит, слышит, ощущает боль, чувствует тепло/холод, воспринимает разные запахи и вкусы.
  • Все, что он делает, связано с безусловными рефлексами, в частности, зеванием, потягиванием, сосанием, глотанием, миганием, чиханием, кашлем, мочеиспусканием и дефекацией.
  • Здоровый ребенок повернет голову в сторону сам (чтобы свободно дышать), если положить его на животик.
  • Он так крепко обхватывает ваши пальцы в своих ладошках, что можно приподнять всего малыша.
  • В обычном состоянии его ручки сжаты в кулачки до конца 1-го месяца, а ножки согнуты благодаря сгибательному гипертонусу.
  • Ребенок не умеет самостоятельно держать головку, но пытается удерживать ее в течение нескольких секунд.
  • На 10-14-й день жизни малыш фиксирует кратковременный взгляд на ярких предметах.
  • При правильном нервно-психическом развитии новорожденного, в конце первого месяца ваше чадо отблагодарит вас первой улыбкой!

12-й месяц – Первый юбилей!

  • Ребенок радует вас первыми шагами или уже самостоятельно ходит, встает, садится и пьет из чашки.
  • Ваш малыш знает названия различных предметов и указывает на многие части тела.
  • Он даже может выполнять некоторые поручения.
  • В конце первого года его словарный запас состоит минимум из 10 слов.
  • Проявление самостоятельности и выражение негативных эмоций, любимые игры и определенные интересы, дифференциация «можно» и «нельзя», разные взаимоотношения с членами семьи.
  • На данном этапе ваш годовалый ребенок – это уже человек со своим индивидуальным характером!

Социальный анамнез

Полнота
семьи __________________ Возраст матери
______________ Возраст отца ______________

Образование
матери ____________________________ Место работы
____________________________

Профессия__________________________________
Профессиональные вредности ________________


Образование
отца ______________________________Место работы
____________________________

Профессия
_________________________________ Профессиональные
вредности _________________

Психологический
климат в семье
__________________________________________________________

Вредные
привычки матери ______________________________отца
_____________________________

Асоциальные
формы поведения________________ Жилищно-бытовые
условия __________________

Материальная
обеспеченность __________________
Социально-гигиенические условия
воспитания
ребенка_______________________________________________________________________________

Заключение
по социальному анамнезу (подчеркнуть)


-социальный
анамнез не отягощен

-отягощенность
социального анамнеза низкая, умеренная,
высокая

Подходы в психотерапии детских неврозов

Закономерности психического развития детей сейчас таковы, что помимо определенных стадий, они обязаны быть ознакомлены с возможными отклонениями в нервно-психическом развитии. В психотерапевтической помощи могут нуждаться дети с синдромом жестокого обращения, врожденными нарушениями и аномалиями развития, психическими травмами, логоневрозами, посттравматическими стрессовыми расстройствами.

Этапы психотерапевтической помощи:

  1. контакт;
  2. контракт;
  3. собственно психотерапия;
  4. завершение и окончание.

Методы психотерапии, которые могут применяться у детей дошкольного возраста:

  1. арт-терапия;
  2. внушение (суггестия);
  3. игровая терапия;
  4. музыкотерапия;
  5. психотерапия творческим самовыражением;
  6. дебрифинг.

Подробно следует остановиться на тех методах психотерапии, которыми могут заниматься родители дома. 

Метод особо важен для детей, находящихся в состоянии острого стресса. При этом происходит выплеск эмоций посредством рисунков. К тому же, такой метод психотерапии развивает самопознание и самоактуализацию.

Генеалогический анамнез Заключение по генеалогическому анамнезу


генеалогический анамнез не отягощен



генеалогический анамнез отягощен по
моногенным и хромосомным заболеваниям


отягощенность генеалогического анамнеза:
низкая (10 = 0 – 0,2), умеренная (10=0,3-0,5),
выраженная (10=0,6-0,8), высокая(10=0,9 и выше)

Направленность
риска: предрасположенность к
______________________________________________

Биологический анамнез

Беременность
по счету _______ Роды ________ Количество детей
в семье _______________________

Исходы
предыдущих беременностей
_______________________________________________________

Срок
между данной и предыдущей беременностью
(аборты, выкидыши)_________________________

Хронические
состояния или заболевания
___________________________________________________

Острые
заболевания, обострения хронических,
операции (с указанием срока беременности)
_______________________________________________________________________________________


Использование
медикаментов во время беременности
________________________________________

Течение
данной беременности (осложнения)
________________________________________________

Питание
во время беременности
___________________________________________________________

Соблюдение
режима дня _____________________ физическая
активность _______________________

Антенатальная
профилактика рахита
_______________________________________________________

Состояние
грудной железы (форма соска)
__________________________________________________

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Про детей
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector