Примерный план наблюдения за новорожденными из групп риска в течение первого года жизни

Поисковый (искательный) рефлекс Куссмауля

Поглаживание
пальцем в области угла рта (не прикасаясь
к губам) вызывает опускание угла рта и
поворот головы в сторону раздражителя.
Надавливание на середину нижней губы
приводит к открыванию рта, опусканию
нижней челюсти и сгибанию головы.

Рефлекс
следует вызывать осторожно, не причиняя
боли новорожденному. При болевом
раздражении происходит поворот только
головы в противоположную сторону.
Поисковый рефлекс хорошо выражен перед
кормлением.

Важно обратить внимание на
симметричность рефлекса с двух сторон.
Асимметричность рефлекса наблюдается
при поражении лицевого нерва. При
исследовании поискового рефлекса
следует также отметить, какова
интенсивность поворота головы, имеются
ли хватательные движения губами.

Поисковый рефлекс наблюдается у всех
детей до 3-4-х месячного возраста, а затем
появляется реакция на зрительный
раздражитель, ребенок оживляется при
виде бутылочки с молоком, при приготовлении
матерью груди к кормлению.

Поисковый
рефлекс является основой для формирования
многих мимических (выразительных)
движений: качание головой, улыбки.
Наблюдая за кормлением ребенка, можно
отметить, что он, прежде чем захватить
сосок, совершает ряд качательных движений
головой, пока крепко не захватит сосок.

Рефлекс опоры и автоматической походки

У
новорожденного нет готовности к стоянию,
но он способен к опорной реакции. Если
держать ребенка вертикально на весу,
то он сгибает ноги во всех суставах.
Поставленный на опору ребенок выпрямляет
туловище и стоит на полусогнутых ногах
на полной стопе.

Примерный план наблюдения за новорожденными из групп риска в течение первого года жизни

Положительная опорная
реакция нижних конечностей является
подготовкой к шаговым движениям. Если
новорожденного слегка наклонить вперед,
то он делает шаговые движения
(автоматическая походка новорожденных).

Иногда при ходьбе новорожденные
перекрещивают ноги на уровне нижней
трети голени и стоп. Это вызвано более
сильным сокращением аддукторов, что
является физиологичным для этого
возраста и внешне напоминает походку
при детском церебральном параличе.

Реакция опоры и автоматическая походка
физиологичны до 1-1,5 месяцев, затем они
угнетаются и развивается физиологическая
астезия-абазия. Только к концу 1-го года
жизни появляется способность самостоятельно
стоять и ходить, которая рассматривается
как условный рефлекс и для своего
осуществления требует нормальной
функции коры больших полушарий.

У
новорожденных с внутричерепной травмой,
родившихся в асфиксии, в первые недели
жизни реакция опоры и автоматическая
походка часто угнетены или отсутствуют.
При наследственных нервно-мышечных
заболеваниях реакция опоры и автоматическая
походка отсутствуют из-за резкой мышечной
гипотонии. У детей с поражением ЦНС
автоматическая походка задерживается
надолго.

Рефлекс
ползания (Бауэра)

Новорожденного
укладывают на живот (голова на средней
линии). В таком положении он совершает
ползающие движения – спонтанное
ползание. Если к подошвам приставить
ладонь, то ребенок рефлекторно
отталкивается от нее ногами и ползание
усиливается.

Предлагаем ознакомиться:  День рождение и развитие ребенка в 5 лет

В положении на боку и на
спине эти движения не возникают.
Координация движения рук и ног не
наблюдается. Ползающие движения у
новорожденных становятся выраженными
на 3-4-й день жизни. Рефлекс физиологичен
до 4-х месяцев, затем он угасает.

Самостоятельное ползание является
предшественником будущих локомоторных
актов. Рефлекс угнетен или отсутствует
у детей, родившихся в асфиксии, а также
при внутричерепных кровоизлияниях,
травмах спинного мозга.

Хватательный рефлекс

Проявляется
у новорожденных при надавливании на
его ладони. Иногда новорожденный так
сильно обхватывает пальцы, что его можно
приподнять вверх (рефлекс Робинзона).
Этот рефлекс является филогенетически
древним.

Новорожденные обезьяны захватом
кистей удерживаются на волосяном покрове
матери. При парезах рук рефлекс ослаблен
или отсутствует. У заторможенных детей
реакция ослаблена, а у возбудимых,
наоборот, усилена.

Рефлекс физиологичен
до 3-4-х месяцев, в дальнейшем на базе
хватательного рефлекса постепенно
формируется познавательное захватывание
предметов. Наличие рефлекса после 4-5
месяцев свидетельствует о поражение
нервной системы.

Такой же хватательный
рефлекс можно вызвать и с нижних
конечностей. Надавливание большим
пальцем на подушечку стопы вызывает
подошвенное сгибание пальцев. Если же
пальцем нанести штриховое раздражение
на подошву стопы, то происходит тыльное
сгибание стопы и веерообразное расхождение
пальцев (физиологический рефлекс
Бабинского).

Рефлекс Моро

Вызывается
различными приемами: ударом по поверхности,
на которой лежит ребенок, на расстоянии
15 см от его головки, приподниманием
разогнутых ног и таза над постелью,
внезапным пассивным разгибание нижних
конечностей.

Новорожденный отводит
руки в стороны и открывает кулачки – 1
фаза рефлекса Моро. Через несколько
секунд руки возвращаются в исходное
положение – 2 фаза рефлекса Моро. Рефлекс
выражен сразу после рождения, его можно
наблюдать при манипуляциях акушера.

У
детей с внутричерепной травмой рефлекс
в первые дни жизни может отсутствовать.
При гемипарезах, а так же при акушерском
парезе руки наблюдается асимметрия
рефлекса Моро. При резко выраженной
гипертонии имеется неполный рефлекс
Моро: новорожденный только слегка
отводит руки.

В каждом случае следует
определить порог рефлекса Моро – низкий
или высокий. У грудных детей с поражением
ЦНС рефлекс Моро задерживается надолго,
имеет низкий порог, часто возникает
спонтанно при беспокойстве, различных
манипуляциях.

Предлагаем ознакомиться:  Лечение и профилактика поноса у годовалого ребенка

Миелэнцефальные и позотонические автоматизмы

Важнейшие
этапы развития ребенка – способность
поднимать голову, сидеть, стоять, ходить
– тесно связаны с совершенствованием
регуляции мышечного тонуса, адекватным
перераспределением его в зависимости
от положения тела в пространстве.

Программы наблюдения ребенка первого года жизни «ВАШ ПЕДИАТР ...

В этой
регуляции принимают активное участие
центры продолговатого мозга
(миелэнцефальные), а в дальнейшем –
центры среднего мозга (мезэнцефальные).
Несвоевременная редукция миелэнцефальных
позотонических рефлексов приводит к
формированию патологической топической
активности, которая препятствует
овладению важнейшими двигательными
функциями.

К
миелэнцефальным позотоническим
автоматизмам относятся асимметричный
шейный тонический рефлекс, симметричный
шейный тонический рефлекс, тонический
лабиринтный рефлекс. Центры их расположены
в области продолговатого мозга.

Надсегментарные позотонические автоматизмы

В
положении на спине отмечается максимальное
повышение тонуса в разгибательных
группах мышц, в положении на животе –
в сгибательных. Лабиринтный и тонический
шейные рефлексы в период новорожденности
наблюдаются постоянно, но выражены не
так ярко, как все другие рефлексы.

Миелэнцефальные позотонические рефлексы
физиологичны до 2-х месяцев. В случае
недоношенности эти рефлексы сохраняются
до 3-4-х месяцев. У детей с поражением
нервной системы, протекающими со
спастическими явлениями, тонические
лабиринтные и шейные рефлексы не угасают.

Зависимость мышечного тонуса от положения
головы в пространстве и от положения
головы по отношению к туловищу становится
резко выраженной. Это препятствует
последовательному моторному и психическому
развитию.

Методика определения уровня нервно-психического развития детей первого года жизни

К
ним относятся:

  1. Шейная
    выпрямляющая реакция – за поворотом
    головы в сторону, произведенным активно
    или пассивно, следует ротация туловища
    в ту же сторону. В результате этого
    рефлекса ребенок к 4-му месяцу может из
    положения на спине повернуться на бок.
    Если рефлекс ярко выражен, то поворот
    головы приводит к резкому повороту
    туловища в направлении ротации головы.
    Этот рефлекс уже выражен при рождении,
    когда туловище ребенка следует за
    поворачивающейся головой. Отсутствие
    или угнетение рефлекса может быть
    следствием затяжных родов и гипоксии
    плода.

  2. Туловищная
    выпрямляющая реакция (выпрямляющий
    рефлекс с туловища на голову). При
    соприкосновении стоп ребенка с опорой
    происходит выпрямление головы.
    Наблюдается отчетливо с конца первого
    месяца жизни.

  3. Выпрямляющий
    рефлекс туловища, действующий на
    туловище. Этот рефлекс становится
    выраженным к 6-8-му месяцу жизни и
    видоизменяет примитивную шейную
    выпрямляющую реакцию, вводя ротацию
    туловища между плечами и тазом. Во
    втором полугодии повороты уже
    осуществляются с торсией. Ребенок
    обычно поворачивает голову первой,
    затем плечевой пояс и, наконец, таз
    вокруг оси тела. Ротация в пределах оси
    тела дает возможность, ребенку повернутся
    со спины на живот, с живота на спину,
    сесть, встать на четвереньки и принять
    вертикальную позу.

Предлагаем ознакомиться:  Ребенок не слушается в 3 года и ведет себя плохо: что делать?

Выпрямляющие
рефлексы направлены на приспособление
головы и туловища к вертикальному
положению. Они развиваются с конца 1-го
месяца жизни, достигают согласованности
в возрасте 10-15 месяцев, затем видоизменяются,
совершенствуются.

Другая
группа рефлексов, наблюдаемых у детей
раннего возраста, не относится к истинным
выпрямляющим рефлексам, но на определенных
стадиях способствует развитию двигательных
реакций. К ним относятся защитная реакция
рук и рефлекс Ландау.

  1. Защитная
    реакция рук – разведение их в стороны,
    вытягивание вперед, отведение назад в
    ответ на внезапное перемещение туловища.
    Эта реакция создает предпосылки для
    удержания тела в вертикальном положении.

  2. Рефлекс
    Ландау является частью выпрямляющих
    рефлексов. Если ребенка держать свободно
    в воздухе лицом вниз, то вначале он
    поднимает голову, так что находится в
    вертикальной позиции, затем наступает
    тоническая экстензия спины и ног; иногда
    ребенок изгибается дугой. Рефлекс
    Ландау проявляется в возрасте 4-5 месяцев,
    а отдельные его элементы и раньше.

18-20 Дней

Программы наблюдения ребенка первого года жизни «ВАШ ПЕДИАТР ...

Зрительные
ориентировочные реакции.

Удерживает
в поле зрения движущийся предмет
(ступенчатое слежение). Материал –
погремушка с шаром (диаметр 5-10 см).
Методика выявления – игрушку держат
на расстоянии 40-50 см над грудью ребенка,
лежащего на спине, и медленно перемещают
2-3 раза вправо и влево (до 30 см). Поведение
ребенка – фиксирует взглядом игрушку
5-10 сек, движения глаз скачкообразные.


Слуховые
ориентировочные реакции.

Вздрагивает
и мигает при резком звуке. Методика
выявления – вне поля зрения ребенка,
лежащего на спине, на расстоянии до 40
см 2-3 раза хлопают в ладоши. Поведение
ребенка – при звуке вздрагивает и
мигает.

Удерживает
в поле зрения неподвижный предмет (лицо
взрослого). Методика выявления –
привлекают внимание лежащего на спине
ребенка, раскачивая игрушку или
разговаривая с ним. Вызвав сосредоточение,
взрослый остается неподвижным или
держит игрушку на высоте 40-50 см от глаз
ребенка. Поведение ребенка – движения
заторможены, фиксирует взглядом предмет
в течение 5-10 сек.

Успокаивается
при сильном звуке. Материал – погремушка.
Методика выявления – во время беспокойного
состояния ребенка, лежащего на спине,
ласково говорят с ним или гремят
погремушкой, находясь в не поля зрения
ребенка. Поведение ребенка – через
10-15 сек, успокаивается. Слуховое
сосредоточение – до 10-15 сек.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Про детей
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector