Развитие ребенка в 1 год и 2 месяца

Основные навыки

Дети в этом возрасте уже многое умеют:

  • ходить без чьей-либо помощи;
  • узнавать родных людей и различать их голоса;
  • производить несложные действия с предметами (например, катать машинку или ездить на детском автомобиле, отталкиваясь ножками, а также открывать дверки, нажимать на кнопки);
  • произносить звуки, которые «говорят» животные (коровка— «му-у-у», собачка —«ав» и т. д.)
  • понимать обращенные к ним просьбы и просить о чем-то, иногда изображая действиями (например, чтобы взяли на ручки) или используя знакомые слова («дай»);
  • произносить коротенькие словечки или просто слоги (на, дай, ням-ням, мама, баба и др.)

В это время значительно расширяется пассивный словарный запас малыша. Он уже понимает почти все слова, обращенные к нему. Может что-то показать, принести, дать или взять.

И все же каждый новый день для деток в этом возрасте полон открытий. Каждую минуту они узнают что-то новое, чему-то учатся. Их любопытству нет предела.

В 1 год и 2 месяца многие детки имеют в словарном запасе около 10 слов, которые они хорошо распознают на слух и активно стремятся повторить. Помимо этих слов, ежедневно ребенок старается повторить все, что говорит мама или папа, ведь именно родители представляют для него серьезный авторитет.

Повтор «живой» речи является необходимым упражнением, способствующим развитию речевых навыков. В 1 год и 2 месяца малыши пока не способны выговаривать слова четко из-за недостаточной готовности речевого аппарата, но, тем не менее, они готовы активно повторять все, что услышат.

Помимо этого, в 1 год и 2 месяца дети знают названия своих игрушек и имена ближайших родственников. Поэтому развитие навыков устной речи не заставит себя долго ждать при постоянных беседах с малышом. Слова для этого нужно повторять четко и иногда по несколько раз.

Развитие малыша после года

В возрасте чуть больше года ребенка можно поставить в один ряд с настоящими учеными. Он усиленно изучает все, что его окружает, пытается все попробовать и внимательно рассмотреть, пощупать и отведать на вкус.

Стоит учесть, что дети после года становятся невероятно сообразительными, поэтому сделать себе подставку из игрушки, чтобы достать флакон маминых духов с полки, для них не составит труда. В 1 год и 2 месяца большинство детей уже могут самостоятельно преодолевать небольшие высоты – залазить на кровать или невысокий диван.

Причем все эти маневры могут совершаться с игрушкой в руках. С каждым месяцем ребенок становится все более самоуверенным. Меняется его режим, питание и потребности. Многие малыши в этом возрасте уже переходят с грудного вскармливания на кашеобразное питание.

В этом возрасте ребенку пока еще сложно сконцентрировать внимание на каком-либо одном занятии. Многие родители относятся к этому настороженно, считая это признаком невнимательности. На самом же деле, у детей и взрослых имеются колоссальные различия в жизненном ритме.

Большинство родителей отмечают у детей в этом возрасте повышенный уровень самостоятельности. Ребенок все чаще отказывается от помощи мамы при исследовании окружающего мира, пытаясь самостоятельно разобраться с предметами. Не стоит это возбранять и скептически относиться к неумелым действиям крохи.

После года идет всестороннее развитие малыша. Поэтому и меню годовалого ребенка должно измениться. Специалисты убеждены, что в рационе детей этого возраста помимо жидких и полужидких блюд должна присутствовать пища, больше похожая на «взрослую».

Это могут быть котлетки на пару, рагу из овощей и пр. Если с введением твердой пищи затянуть, то желудочно-кишечный тракт ребенка станет вялым и расслабленным, что неминуемо ведет к снижению притока крови к пищеварительным органам и задержке развития ферментного аппарата.

Новым составляющим меню малыша должны стать следующие продукты:

  • простокваша;
  • сметана жирностью не более 15%;
  • мармелад и зефир;
  • яичный белок;
  • салаты со сметаной, растительным маслом или йогуртом.

В число продуктов, которые должны по-прежнему оставаться в меню ребенка, входят специальные детские каши, творожки, соки и сухие молочные напитки. Ввиду того, что список допустимых к употреблению продуктов после года заметно расширяется, мамы могут проявить фантазию и создать для своего малыша особое меню, которое будет радовать его не только с гастрономической точки зрения, но и визуально.

Свой характер малыш в возрасте 1 год и 2 месяца может проявлять и во время кормления. В этот период у ребенка могут проявляться предпочтения в еде. Многие родители всеми силами пытаются накормить своих чад творогом, который малыш не воспринимает.

Но ведь практически каждый продукт можно заменить. Вместо богатого кальцием кисломолочного продукта, можно предложить ребенку «заменитель» — кефир или филе курицы. Уважая выбор ребенка в этот период, вы сможете избежать проблем с отказом от еды в последующем.

Всем известно, что соблюдение режима с детства может стать надежной основой здоровья в будущем. Поэтому родители должны постараться приучить ребенка жить «по часам». Тем более детский организм как никто другой нуждается в строгом распорядке дня. Режим годовалого ребенка должен выглядеть примерно так:

  1. Сон.
  2. Завтрак.
  3. Бодрствование.
  4. Второй завтрак.
  5. Поход на улицу.
  6. Обед.
  7. Сон.
  8. Полдник.
  9. Игры или прогулка.
  10. Гимнастика.
  11. Ужин.
  12. Гигиенические процедуры.
  13. Сон.

Малыш после года постепенно переходит на двухразовый сон – ночной и дневной. Общее количество часов сна должно составлять примерно 14 часов за сутки, из которых на дневной отдых отводится 2-3 часа. Если же ваш малыш по-прежнему быстро утомляется и ему необходим двухразовый дневной сон, то не стоит насильно переучивать его.

Все должно проходить постепенно, и после того, как психика вашего крохи окрепнет, он сам откажется от дополнительного отдыха, уделяя больше времени изучению окружающего мира и общению с вами. Некоторые дети могут уставать на столько, что ложатся спать там же, где и играли.

Как было сказано выше, возраст 1 год и 2 месяца является переходным. Малыш становится самостоятельным, самоуверенным и очень любопытным. Чтобы данный период прошел на позитивной волне, родители должны запастись терпением и постараться организовать оптимальный для малыша режим дня.

Предлагаем ознакомиться:  Таблица определения пола ребенка по годам

Посмотрим, что же умеет ребенок в 1 год и 2 месяца. Малыш резво ползает, преодолевает ступеньки лестницы ползком, пытается слезать со стула. Если его поддерживать, то он уверенно шагает вверх и вниз по лестнице.

По прямой линии ребёнок ходит без поддержки со стороны взрослого. Чадо рьяно исследует каждое помещение. Например, если вы зайдёте с ним к кому-то в гости, то у юного исследователя появится желание изучить все комнаты, он будет увлеченно ползать по ним.

На детском стуле ребёнок теперь сидит весьма уверенно, также он умеет пятиться, взбирается на различную мебель, такую как маленькие столики, кресла и диваны. Также малыш наверняка любит игры с мячом, пытается пинать и катать его, хоть и промахивается иногда.

В доме обязательно должно быть несколько мячей, чтобы он мог развлекаться не только во время прогулок на улице, но и после них. Умения использовать бытовые предметы появляются примерно в данном возрасте, стоит обучить малыша пользоваться зубной щёткой, ложечками, блюдечками.

Теперь ребёнок открывает и закрывает все дверцы шкафчиков в доме, до которых может дотянуться. Он любит доставать оттуда различные полезные предметы, а затем активно пробует их на вкус. Отсюда и выводы, что ничего опасного в таких секциях лежать не должно.

Рацион ребенка в год и два месяца довольно разнообразный. Многие дети утром, вечером, иногда ночью получают грудное молоко. Согласно последним рекомендациям отлучать от груди детей нужно ближе к концу второго года.

Развитие ребенка в 1 год и 2 месяца

В меню ребенка присутствуют практически все «взрослые» продукты. Он уже пьет коровье молоко, хотя давать его следует в разбавленном виде. Некоторые педиатры рекомендуют кормление адаптированными смесями для детей 1-3 лет.

Важное место в меню занимают каши, их не обязательно готовить в жидком виде, можно давать уже просто хорошо разваренные крупы. Овощи предлагают в супах или в гарнирах к мясным блюдам. Основные протеиновые продукты для ребенка – мяско, яйцо, творожок, рыбка.

Нельзя забывать о фруктах, ребенку понемножку можно давать цитрусовые. Хотя главный упор нужно сделать на яблочки, груши, ягодки. С осторожностью дают клубнику, она может вызвать аллергию. Не стоит включать в меню слишком много винограда, так как он стимулирует процессы брожения в животе.

Калорийность рациона должна составлять 1300 кКал, объем пищи – 1000-1200 мл. На каждый килограмм должно приходиться 4 г белков, 4 г жиров и 16 г углеводов, 70% протеинов должны быть животного происхождения.

  • Утренний прием пищи. Макароны мелкие, творожок, чай
  • Обед. Супчик из кабачка и цветной капусты, пюре из картошки, паровая котлетка из курочки, сок фруктовый
  • Полдник. Яблочко, йогурт, сухое печенье
  • Вечерний прием пищи. Кашка молочная, хлебушек с маслом.

Спит малыш второго года жизни два раза в день. Первый сон должен быть длиннее второго. Некоторые дети в этом возрасте могут ложиться спать только раз. Если ребенок после двухразового сна плохо засыпает вечером, слишком долго играет, попробуйте класть его в кроватку только раз в день.

Важны для крохи прогулки, в теплое время года с ним нужно гулять два раза, не менее, чем по 2-3 часа. Зимой прогулки сокращают до часа. Очень полезно выводить малыша на улицу перед сном, хотя бы на пол часика.

В возрасте 14 месяцев малыши вовсю демонстрируют первые стремления к результату в некоторых сферах своей деятельности. То есть если еще в год ребеночку в большинстве случаев достаточно было подержать в руках кубики и посмотреть, как из них строит башенку мама, то теперь крохе непременно нужно самому поставить один кубик на другой или выставить кубики в определенной последовательности рядом. Это уже не просто игра, а игра на результат, стремление к успеху.

Конечно, не всегда результат достигается с первой попытки, и малыш быстро охладевает к «сложному» занятию, переключаясь на что-то иное. Однако по прошествии некоторого времени (часов или дней), кроха вновь возвращается к тому, что не получалось, и пробует построить башню, сложить пирамидку и т.д.

Развитие ребенка в 1 год и 2 месяца

В этом процессе ребенку необходима поддержка родителей. Что-то не выходит? Ни в коем случае не высмеивайте малыша и не преуменьшайте значения его действий. Фразы «Ну что ты так долго возишься», «Это же так просто», «Давай я сделаю», «Чего ты кричишь, подумаешь, не получилось» — это не то, что должен услышать кроха от взрослых.

Особенности развития когнитивной сферы

В 1 год и 2 месяца ребенок может поразить родителей стремительным ростом своих способностей. Малыш может совершать следующие действия:

  • есть без помощи мамы жидкую и густую пищу;
  • приседать и пятиться;
  • много и уверенно ходить;
  • перешагивать препятствия;
  • различать предметы по размерам;
  • подражать увиденному;
  • ориентироваться в формах предметов (кубик, шарик и т. д.);
  • понимать большее количество слов и произносить их;
  • использовать сложные слова при разговоре;
  • выражать свое мнение, отказываться от чего-либо или настаивать на своем;
  • переносить игрушки и помогать их убирать на место.

Когнитивная сфера включает в себя следующие психические процессы:

  • мышление;
  • восприятие;
  • понимание;
  • память;
  • внимание.

В год и 2 месяца у детей преобладает наглядно-действенная форма мышления. Она заключается в том, что ребенок выполняет практические действия с реальными предметами и объектами, изменяя окружающую действительность.

Предлагаем ознакомиться:  Рисовый отвар от поноса для детей

Согласно мнению большинства экспертов, в возрасте 1 года и 2 месяцев у ребенка уже полным ходом идет формирование психики. Его сознание начинает активно реагировать на попадание в элементарные бытовые ситуации, т. е.

в 1 год и 2 месяца малыш уже понимает, когда на него ругаются, когда мама его о чем-то просит или когда окружающие люди начинают весело над чем-то смеяться. Его настроение потихоньку начинает подстраиваться под окружающую среду.

Сложно говорить о серьезных мыслительных процессах, когда ребенку всего 1 год и 2 месяца, но даже в этом возрасте с каждым днем у него появляются новые мысли и развиваются способности к умозаключениям. Логика пока развита не очень хорошо, но ребенок находится на пути к достижению этой цели.

Конечно, говорить о логическом мышлении еще рано, но малыш уже может строить небольшие логические цепочки, например, для того, чтобы определить назначение того, или иного предмета. Для этого ребенок смотрит, что же делает с ним мама, а затем старается повторить все по той же схеме.

Таким образом, в следующий раз, беря в руки игрушку, малыш попытается вспомнить, что же нужно с ней сделать, и именно это и будет указывать на активное развитие его мышления.

На данном этапе очень важно играть с ребенком в игры, развивающие мышление. Например, в процессе игры можно просить малыша выбирать съедобные и несъедобные предметы или картинки, а также группировать их по цвету или размеру.

Как уже говорилось ранее, каждому возрасту соответствует развитие определенных умений и навыков, позволяющих определить, правильно ли развивается малыш на том или ином этапе. В 1 год и 2 месяца малыши хорошо ползают и ходят на ногах практически без посторонней помощи.

Несмотря на это, в 1 год и 2 месяца малыши активно открывают все ящики, изучают игрушки и просто новые предметы, а также старательно пытаются взять в руки карандаш и что-нибудь нарисовать. Пока дети не понимают, для чего все это нужно. Они изучают мир при помощи кинетики, т. е. щупают и трогают все, что попадается под руку.

Сензитивные периоды

Возраст 1 год и 2 месяца одновременно входит в несколько сензитивных периодов развития ребенка:

  • восприятия порядка (от рождения до 3 лет);
  • развития речи (от 1 года до 3 лет);
  • сенсорного развития (от рождения до 5,5 лет);
  • развития движений, действий и крупной моторики (от 1 года до 4 лет)

Сензитивный период — значит наиболее благоприятный, когда малыш в большей степени чувствителен к получению тех или иных навыков и умений. Если сензитивный период пропущен или, наоборот, еще не наступил, а ребенка пытаются учить, то результаты будут достигаться с большим трудом.

Чтобы узнать, развитию каких навыков следует уделить особое внимание в 1 год и 2 месяца, рассмотрим более подробно каждый из сензитивных периодов.

Восприятие порядка

Порядок для ребенка означает не совсем то, что для взрослого человека. Вещи, лежащие на отведенных для них местах, определенное расписание, по которому проходит каждый день, одежда, аккуратно сложенная на стульчике по вечерам, — все это для ребенка означает стабильность мира.

Деткам в этом периоде проще всего привить первые навыки самообслуживания и аккуратность. Малыши сами стремятся помогать маме во всем, и нельзя им в этом отказывать, даже если это порой идет вразрез с вашими планами.

Позвольте крохе помочь вам вытереть пыль, разгрузить стиральную машинку или «подмести пол», привлекайте его в игровой форме к уборке игрушек. И, конечно, не забывайте хвалить. Если вы будете терпеливы и последовательны, то в будущем вам не придется ругаться на неряху подростка, раскидывающего свои вещи по всем углам.

Развитие речи

В возрасте от 1 года до 3 лет очень интенсивно развивается устная речь. Пассивный, а затем и активный словарный запас ребенка растет с каждым днем.

Сенсорное развитие

В этом периоде у ребенка развивается умение слышать, видеть, различать запахи и вкусы. Это все происходит естественно, как бы само собой, в повседневной жизни, но родители могут способствовать более интенсивному развитию сенсорных способностей.

Для этого нужно обеспечить малышу как можно больше разнообразных зрительных, вкусовых и тактильных ощущений. Самый простой и эффективный способ — игры.  Очень хороша, например, игра в «Волшебный мешочек».

В непрозрачный пакет кладем самые разные предметы:

  1. кусочки ткани (шифон, бархат, брезент);
  2. бумаги (салфетка, тетрадный листочек, картон, наждачная бумага);
  3. небольшие игрушки, изготовленные из металла, дерева, пластика и т. д.

Затем предлагаем малышу на ощупь достать что-то из мешочка, называем материал и фигурку. Вместе рассматриваем «добычу», трогаем, гладим и производим другие возможные действия, обязательно сопровождая объяснениями.

Массажные коврики, по которым так приятно ходить босиком, и маленькие мячики с шероховатой поверхностью будут сейчас тоже очень кстати.

Привлекайте малыша к слушанию разнообразных звуков: например, постучите ложечкой по стеклянному стакану, а потом по металлической кастрюльке и деревянному столу, сравните эти звуки. Пошуршите бумажкой, поскрипите дверью, похлопайте в ладоши, послушайте шум дождя или ветра, красивую музыку — все это сейчас очень интересно и важно для развития вашего ребенка.

Развитие движений, действий и крупной моторики

Все родители знают, насколько подвижны малыши, недавно научившиеся ходить. Они стремятся освоить все вокруг, поэтому постоянно куда-то забираются, лезут, карабкаются. В этот период совершенствуется координация движений, детки учатся управлять своим телом, осваивают новые движения.

Очень важно сейчас предоставить ребенку возможность свободного перемещения по квартире, максимально обезопасив его. Пусть он забирается на диван и слезает с него, пусть прыгает, спускается и поднимается по лестнице.

Предлагаем ознакомиться:  Ребенок ходит на мысочках 1 5 года

Обеспечьте маленькому непоседе разнообразие движений. Для этого у него должны быть:

  • мячи разного диаметра – маленькие мячики можно катать, пинать ножкой или кидать, а на больших можно прыгать или кататься самому;
  • кегли – эта игра хорошо тренирует координацию движений, глазомер и крупную моторику;
  • всевозможные каталки, кукольная коляска – благодаря им ребенку интереснее ходить, он становится более уверенным в своих движениях;
  • ступеньки или наклонная поверхность для ползания;
  • большой мягкий валик — по нему ребенок может ходить с поддержкой взрослого, тренируя координацию движений, или, лежа на валике животом, кататься вперед и назад;
  • большая машина-каталка для тренировки ножек и обучению ориентирования в пространстве.

Самостоятельность

Дети после года уже стремятся к самостоятельности. Они во многом пытаются подражать взрослым. Используйте это стремление правильно: учите малыша держать ложку и пить из кружки, расчесываться, надевать шапочку, использовать по назначению зубную щетку и другие предметы, которыми пользуются взрослые.

Доверяйте крохе складывать в коробку его игрушки, выгружать купленные продукты из пакета. Это поможет ему чувствовать себя большим и сильным.

Нахождение общих признаков и обобщение

На втором году жизни ребенка активно развивается интеллектуальная сфера (память, мышление, внимание). Малыш учится сравнивать предметы, находить в них общие и отличительные признаки, узнает о размере, форме и цвете, проявляет интерес к своему телу.

Помочь ребенку в этом нелегком процессе вы можете, играя с ним в домино с картинками, собирая крупные детские пазлы, находя парные мемо-карточки, собирая пирамидки и игрушки-вкладыши (стаканчики разного диаметра, матрешки).

Примеры развивающих игр с использованием привычных игрушек

Не всегда у родителей есть возможность купить дорогие развивающие игрушки. Но это не беда: даже самые простые и привычные игрушки прекрасно способствуют развитию ребенка, если использовать их с фантазией.

Главное сейчас для малыша — научиться соотносить то, что видят глазки, с тем, что делают ручки. Поэтому сначала учимся просто ставить один кубик на другой; если получается, то пробуем поставить еще один.

Сложить пирамидку легко для взрослого, но не для крохи, которому чуть больше года от роду. Учим малыша сначала складывать колечки от самого большого к самому маленькому, потом наоборот. При этом проговариваем цвета и называем размер «большое, среднее, маленькое».

Из колечек пирамидки можно выкладывать на столе или на полу различные фигурки, например цветочек или мишку.

Игра с сортером сама по себе является развивающим занятием. Объясняем и показываем малышу, как вставлять фигурки в отверстия. Он должен понять, что фигурка входит только в отверстие, подходящее по форме. Обязательно озвучиваем названия фигурок. Если у малыша все получается, радуемся и хвалим его.

Вашему ребенку 1 год и 2 месяца – он еще такой маленький, но уже такой большой. С каждым днем он становится все сообразительнее и любопытнее, все активнее и сильнее. Задача родителей в этот период — поддерживать, учить и всесторонне развивать малыша. Надеемся, что наши рекомендации помогут вам в этом нелегком, но увлекательном и благодарном деле.

Самое время обратить внимание на физическое развитие малютки. Мнение специалистов относительно этой стадии развития сводится к схеме:

  1. Карапуз должен стоять на ножках и самостоятельно шагать. Отлично, если он вовсю ходит по квартире, осваивая квадратные метры, при этом не падает на сторону, контролирует положение своего тела и равновесие.
  2. Возможно, придется провести ряд развивающих занятий, которые позволят улучшить моторику детских пальчиков. Ребенок способен делать ручонками плавные точные движения. Дайте ему карандаши или цветной фломастер и попросите нарисовать вертикальную линию – она должна получиться ровной и четкой, без отрывов. Потратьте время и постройте вместе с крохой высокую башню из кубиков или конструктора.
  3. Под вашим наблюдением малыш должен уметь разрезать цветную бумагу, газеты. Не важно, сколько он тратит времени на это и как ведет ножницы, главное, чтобы у него получалось пользоваться инструментом.
  4. В 2 года 1 месяц ребенок умеет прыгать на месте, быстро подниматься из положения сидя, спускаться по лестничному пролету, при этом ножки ступают по каждой ступеньке.
  5. Положите перед карапузом мяч, он должен уметь ударять по нему ножкой, сохраняя равновесие.
  6. Интересно, что именно в 2 года 1 месяц родители уже могут определить: их кроха относится к числу правшей или левшей.
  7. Понаблюдайте, как он играет – в идеале присутствует последовательность манипуляций, то есть куклу сначала раздевает, а потом купает, а не наоборот.
  8. Наконец, родителям предоставляется возможность посмотреть на себя со стороны, ведь главным наблюдателем, который повторяет действия взрослых, становится ребенок. Все слова, фразы, эмоции, настроения и поведение малыш впитывает, как губка. Поэтому будьте осторожны в высказываниях, ничего не делайте сгоряча, создайте дома благоприятную и умиротворяющую обстановку.
  9. Если вам необходимо сходить в магазин, взяв с собой малютку, обязательно поясните, куда и зачем вы идете, вовлеките его в процесс, пусть он станет для карапуза осознанным. При желании позвольте крохе самостоятельно уложить в тележку легкие предметы – булочку, макароны, хвалите его за проявленное внимание и участие.
  10. Следующих 2 навыка ребенок в возрасте 2 лет 1 месяца не должен уметь делать, но желательно его обучить. Пора начинать самостоятельно кушать и чистить зубки. Как это происходит? Вы садитесь напротив малыша и показываете, как правильно держать ложку или в каком направлении вести зубную щетку. Создайте стимул, скажите, что все взрослые детки так делают, а ваш малыш вовсе самый лучший и умелый. Вот увидите, ребенок постарается сделать все, чтобы остаться особенным.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Про детей
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector