Речевая гимнастика для детей 3 4 лет

Артикуляционная гимнастика для детей 4-5 лет в детском саду

Артикуляционная гимнастика — это комплекс упражнений, одни из которых помогают улучшить подвижность органов артикуляции, другие — увеличить объём и силу движений, третьи вырабатывают точность позы губ, языка, необходимую для произнесения того или иного звука.

«Окошко»широко открыть рот — «жарко»закрыть рот — «холодно»«Чистим, зубки»улыбнуться, открыть роткончиком языка с внутренней стороны «почистить» поочередно нижние и верхние зубы«Месим тесто»улыбнутьсяпошлепать языком между губами — «пя-пя-пя-пя-пя.

«покусать кончик языка зубками (чередовать эти два движения)«Чашечка»улыбнутьсяшироко открыть ротвысунуть широкий язык и придать ему форму «чашечки» (т.е. слегка приподнять кончик языка)«Дудочка»с напряжением вытянуть вперед губы (зубы сомкнуты)«Заборчик»улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы«Маляр»губы в улыбкеприоткрыть роткончиком языка погладить («покрасить») нёбо«Грибочек»улыбнутьсяпоцокать языком, будто едешь на лошадкеприкососать широкий язык к нёбу«Киска»губы в улыбке, рот открыткончик языка упирается в нижние зубывыгнуть язык горкой упираясь кончиком языка в нижние зубы«Поймаем мышку»губы в улыбкеприоткрыть ротпроизнести «а-а» и прикусить широкий кончи языка (поймали мышку за хвостик)«Лошадка»вытянуть губыприоткрыть ротпроцокать «узким» языком (как цокают копытами лошадки)«Пароход гудит»губы в улыбкеоткрыть ротс напряжением произнести долгое «ы-ы-ы.

««Слоник пьёт»вытянув вперёд губы трубочкой, образовать «хобот слоника»«набирать водичку», слегка при этом причмокивая«Индюки болтают»языком быстро двигать по верхней губе — «ба-ба-ба-ба. ««Орешки»рот закрыткончик языка с напряжением поочередно упирается в щекина щеках образуются твердые шарики — «орешки»«Качели»улыбнутьсяоткрыть роткончик языка за верхние зубыкончик языка за нижние зубы«Часики»улыбнуться, открыть роткончик языка (как часовую стрелку) переводить из одного уголка рта в другой«Блинчик»улыбнутьсяприоткрыть ротположить широкий язык на нижнюю губу«Вкусное варенье»улыбнутьсяоткрыть ротшироким языком в форме «чашечки» облизать верхнюю губу«Шарик»надуть щёкисдуть щёки«Гармошка»улыбнутьсясделать «грибочек» (т.е.

присосать шарокий язык к нёбу)не отрывая языка, открывать и закрывать рот (зубы не смыкать)«Барабанщик»улыбнутьсяоткрыть роткончик языка за верхними зубами — «дэ-дэ-дэ. ««Парашютик»на кончик носа положить ваткушироким языком в форме «чашечки», прижатым к верхней губе, сдуть ватку с носа вверх«Загнать мяч в ворота»«вытолкнуть» широкий язык между губами (словно загоняешь мяч в ворота)дуть с зажатым между губами языком (щеки не надувать)Необходимо проводить артикуляционную гимнастику в игровой форме.

Такие упражнения можно начинать с 3 лет – главное, чтобы малышу было интересно. Вместе с артикуляционной гимнастикой необходимо развивать фонематический слух. Ребенок должен слышать и не путать близкие по звучанию звуки.

Предлагаем ознакомиться:  Средство от насморка для детей 2 года

Логопедические занятия для детей дома

Основные черты хорошей книги для ребенка 2-3 лет:

  • Высокое качество иллюстраций.

Качественные изображения привлекают ребенка, не перемещают его внимание за границы картинки. В качественных изданиях рисунки обычно яркие, четкие, «просторные» (на светлом фоне, для лучшего зрительного восприятия ребенка), реалистичные, изображения тел героев – пропорциональные.

В 2-3 года дети еще не могут слушать длинные сказки, поэтому короткие ритмичные произведения (стихи, песенки, частушки, считалки, загадки) и короткие рассказы и сказки являются оптимальным выбором для малышей.

Речевая гимнастика для детей 3 4 лет

1. Русские народные сказки («Репка», «Теремок», «Колобок», «Курочка Ряба»). Способствуют развитию логического мышления. Например, в сказке «Репка» малыш запоминает героев в той очередности, в которой герои тянули репку, – отличное упражнение для развития памяти и логики.

2. Стихи. Популярные авторы:

  • А. Барто (сборник «Игрушки»);
  • К. Чуковский («Сказки»);
  • С. Маршак («Стихи и сказки»);
  • живые, задорные и юмористические сборники стихов И. Токмаковой «Где спит рыбка», «Ходит солнышко по кругу»;
  • необычные, с нестандартными рифмами, стихи Г. Сапгира «Леса-чудеса»;
  • С. Михалков («Самые любимые сказки и стихи малышам») известен своей способностью в легкой юмористической форме рассказывать детям про их проказы и непослушание.

3. Сказки российских авторов – В. Сутеев, «Сказки и картинки» (с собственными иллюстрациями автора).

4. Сказки зарубежных писателей. Яркий представитель – Д. Дональдсон. Самые знаменитые произведения – сказка «Груффало» (о маленьком мышонке, который смог перехитрить страшное чудище Груффало), «Дочурка Груффало» (в книге хорошо отслеживается полезная мысль – не стоит уходить далеко без спроса родителей, это может быть опасно).

5. Развивающие книги – помогают детям учиться рисовать, клеить, лепить.

Логопедические занятия для детей дома — это постоянное общение с ребенком в игровой форме. Заинтересовав ребенка, вы сможете заниматься с ним, играя в такие игры для развития речи, как

  • пальчиковые игры (игры на развитие мелкой моторики)
  • артикуляционная гимнастика
  • игры на развитие слуха, игры на звукоподрожание и логоритмика (стихи с движениями)
  • стихи для развития речи и пополнение словарного запаса
Предлагаем ознакомиться:  Из-за чего ребенок плачет в саду. Что делать? Совет психолога

Самым трудным является заинтересовать ребенка. И это очень серьезная задачка. Ведь усадить маленького непоседу не так и просто. А вообще-то не обязательно и усаживать, можно заниматься с ребенком когда он играет в своем шалашике или прыгает по дивану.

Несколько советов перед началом занятий с детьми дома:

  • занятия должны быть первоначально короткими (2-3 минуты). Далее их постепенно увеличиваем. Максимум 15-20 минут разово.
  • занятия должны нравиться ребенку. Не заставляйте и не настаивайте, так можно полностью отбить у ребенка к чему-либо охоту.
  • лучше чаще заниматься, но понемногу. Часто выполняя одно и то же упражнение, у ребенка формируется навык.
  • используйте во время занятий смех. Не ругайте за неправильное произношение или если у ребенка что-то не получается сделать. Лучше вместе с ребенком узнайте, почему это у него такой язычок непослушный и как это исправить. Лучше быть союзником и другом ребенку, чем строгим учителем. Как правильно хвалить ребенка узнать здесь.

Хотелось бы остановиться подробнее на каждом из видов игр, в которые нужно играть с ребенком.

Пальчиковые игры — это один из видов развития мелкой моторики. Между рукой человека и речевым центром мозга установлена тесная взаимосвязь.

https://www.youtube.com/watch?v=XwZiVuT02DQ

Заниматься нужно каждый день по 5 минут, тогда такие упражнения будут эффективны.

  • Артикуляционная гимнастика

Артикуляционная гимнастика — это гимнастика для языка и губ. Язык — главная мышца органов речи. Язык необходимо тренировать и развивать для того, чтобы он мог правильно выполнять определенные конкретные движения, которые называют звукопроизношение. Губы и язык должны быть гибкими и сильными.

Для выполнения артикуляционной гимнастики нужно зеркало. Ребенок должен видеть как работает его язык, где он расположен. Для того, чтобы довести упражнения до автоматизма нужно постоянно упражняться. Важно выполнять упражнения правильно, внимательно следить за положением языка.

Упражняться нужно каждый день по 5-7 минут. Желательно 2 раза в день. Результат —  правильная и четкая речь.

Для правильного звукопроизношения также необходимо выполнять задания, которые направлены на развитие голоса, дыхания и речевого слуха.

  • Игры на звукоподрожание, развитие слуха и логоритмика

Речевой или фонематический слух — это способность правильно слышать, распознавать и различать звуки.

Речевая гимнастика для детей 3 4 лет

Игры на развитие слуха

Предлагаем ознакомиться:  Как научить ребенка ходить на горшок – правила и ошибки

1. «Ушки — слушки»

Цель: закреплять умение дифференцировать звуки, развивать слуховое внимание.

Логопед показывает деревянные, металлические ложки, хрустальные рюмки. Дети называют эти предметы. Педагог предлагает послушать, как звучат эти предметы. Установив ширму, воспроизводит звучание этих предметов по очереди. Дети узнают звуки и называют предметы их издающие.

2. «Кто сказал «Мяу?»»

Цель: совершенствовать умение различать на слух голоса домашних животных.

Материал: магнитофон, аудиозапись со звуками голосов домашних животных.

Логопед включает аудиозапись со звуками голосов домашних животных. Дети должны услышать и назвать, кому из домашних животных принадлежит голос.

Игра «Кто как голос подаёт» проводится аналогично. Включается аудиозапись со звуками лесных птиц.

3. «Кто стоит у светофора?»

Цель: развивать слуховое внимание, узнавать и называть виды транспорта.

https://www.youtube.com/watch?v=NuxhWAuvVMM

Материал: магнитофон и аудиозапись с шумами улицы.

Логопед включает аудиозапись со звуками улицы. Дети слушают звуки и называют транспорт, остановившийся у светофора (легковую машину, грузовик, трактор, мотоцикл, телегу, трамвай).

4. «Где звенит?»

Цель: развивать слуховое внимание, умение ориентироваться в пространстве с закрытыми глазами.

Дети стоят с закрытыми глазами. Логопед с колокольчиком бесшумно передвигается по группе и звенит. Дети, не открывая глаз, указывают рукой в направлении источника звука.

5. Пальчиковая игра «Гроза»

Цель: согласовывать движение с текстом, с учётом изменения динамики и темпа звучания.

Логопед читает слова игры, а дети выполняют движения соответственно тексту.

Закапали капли (стучат по столу двумя указательными пальцами).Идёт дождь (тихо стучат четырьмя пальцами обеих рук).Он льёт, как из ведра (громко стучат четырьмя пальцами).Пошёл град (стучат косточками пальцев, выбивая дробь).

Гремит гром (барабанить кулаками по столу).Сверкает молния (рисуем пальцами молнию в воздухе, издаём звук ш).Все быстро убегают домой (хлопок в ладоши, руки прячут за спину).Утром ярко светит солнце (описать обеими руками большой круг).

https://www.youtube.com/watch?v=wcmMVnWLGcQ

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Про детей
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector