Кризис первого года жизни ребенка

Психология детского кризиса 1-го года: рекомендации родителям

Кризис – это достаточно короткий, бурный период, который сопровождается качественными изменениями в психике человека.

Драматические события кризиса происходят именно в зоне общения ребенка с миром. В этот период малыш как бы перерос старую систему отношений и претендует на их изменение. Подобные кризисы случаются и у взрослых людей.

Простой пример подобного кризиса—замужество. Внутри человека, вступившего в брак, происходит трансформация, его внутренний статус изменен, и он претендует на другое отношение окружающих. Если он не получает такого отношения, если окружающие отказываются признавать внутренние изменения, произошедшие с человеком, то ситуация накаляется.

Молодая женщина, недавно вступившая в брак, претендует теперь на иные отношения со своей матерью. То, что новоиспеченная жена спокойно воспринимала, будучи в качестве незамужней женщины, дочки, теперь ей претит, она такого отношения к себе больше не хочет.

Невинное с точки зрения матери замечание относительно манеры ведения хозяйства, которое раньше бы дочь и не заметила, теперь воспринимается в штыки. Для двух женщин эта ситуация также кризис, который требует изменения взаимоотношений.

Однако, в сравнении с ребенком, здесь существует большая разница: взрослый может, во-первых, уйти из ситуации (например, переехав жить отдельно), а во-вторых, у него есть множество способов реагирования на нее.

Ребенок же, в отличие от взрослого, лишен и той и другой возможности: уйти он не может, да и способов реакции у него совсем мало. Поэтому ситуация часто превращается в борьбу, и на взрослом лежит ответственность за мирное прекращение этой борьбы.

Характеристика поведение ребенка в период кризиса первого года жизни совсем иная — это всегда запрос на другое отношение. Кризисы проходят мягче, если окружение чуткое и правильно реагирует на такие запросы, перестраивает систему отношений с человеком, с ребенком.

Многие понимают кризис как некоторый трудный период. Нужно осознавать, что трудности в поведении малыша — это лишь внешний результат кризисного периода, его проявление, вершина айсберга. В психологии же, говоря о кризисе одного года, всегда уточняют, что основные и зачастую болезненные для ребенка процессы происходят внутри его психики.

Некоторые родители не замечают сути кризиса первого года жизни, считают, что его не было, другие же видят все кризисы очень отчетливо. Вторых родителей может по этому поводу посещать чувство вины и некомпетентности, что далеко не всегда оправданно.

С одной стороны, действительно, острота протекания кризиса 1-го года у ребенка всегда связана с чуткостью окружения. Чем более чувствительны родители к меняющимся потребностям малыша, тем более точно и своевременно им удается реагировать на изменения.

С другой стороны, сила протекания кризиса тесно связана с природным темпераментом ребенка. Некоторые дети вкладывают больше психической энергии в любые свои проявления. И соответственно, возрастные кризисы у таких детей проходят более бурно.

Ребенок меняется постоянно, каждый день приносит что-то новое. И процесс количественного накопления изменений в результате приводит к качественному скачку — тому, что в возрастной психологии и называется кризисом 1-го года. В этот период появляются принципиальные изменения в психике ребенка.

Психологи дают несколько рекомендаций родителям, как пережить кризис 1 года без стресса для себя и ребенка.

Организуйте среду.

В период кризиса первого года важно обеспечить безопасность ребенка. Предметы тянут к себе малыша, подобно магниту, он изучает мир вещей. Не стоит запрещать ему трогать то, что опасно, есть смысл просто убрать это из зоны доступности.

Так вы избавите себя и ребенка от слишком частых замечаний и лишних недовольств. Помня о психологии кризиса 1-го года у ребенка, устраните словесные запреты и сделайте использование опасных или ценных предметов просто невозможным.

Такие вещи, как низко стоящие вазы с цветами, компьютеры, стеклянные предметы, розетки, телефоны, должны быть попросту недоступны ребенку. Малыш способен понимать, что что-то действительно нельзя трогать, но таких запретов должно быть мало, иначе они будут постоянно нарушаться.

В период младенчества, когда наступает кризис 1 года, ребенку важно разнообразие. Среда, в которой существует малыш, должна быть также организована с точки зрения разнообразия. Мозг ребенка постоянно развивается в столкновении с различными явлениями жизни, предметами.

В районе года дети обожают играть с бытовыми предметами: кастрюлями, ложками и т.д. Кроме того, детям для обогащения опыта обязательно нужно давать играть предметами с необычными свойствами: сухие листья, кефир, крупы, воск, мука, скомканные бумажки, варенье.

Обязательно обеспечьте ребенку в период кризиса первого года жизни возможность играть с предметами, которые оставляют следы (то есть, попросту говоря, пачкают). Для него это особый и необходимый опыт.

Краска, глина и прочие подобные материалы должны быть в арсенале игрушек ребенка. Печально выглядит картина, когда малышу не дают краски, пластилин по той причине, что он ими пачкается и пачкает все вокруг.

Такие ограничения существенно затормаживают эмоциональное и умственное развитие ребенка. С пачкающими предметами можно играть либо в специально отведенном оборудованном месте (например, в ванной комнате).

Возрастная психология кризиса 1 года у ребенка такова, что ему нужно время, чтобы играть самостоятельно, не стоит постоянно развивать или развлекать его, учить играть «правильно». Та деятельность, которой ребенок занят спонтанно, и есть для него самая правильная.

Позвольте ребенку играть в свою игру, не вмешиваясь и не пытаясь учить его. Например, не стоит учить его играть в дочки-матери, готовить игрушечную еду или правильно строить пазл. Предоставьте ему свободу выбора деятельности и богатую среду обитания.

В период младенчества, когда наступает кризис 1 года, обеспечьте ребенку доступ к так называемым опасным предметам (мелким, острым и т.д.). Сделать это можно в присутствии взрослого, тогда малыш будет в безопасности, а его опыт изучения вещей существенно расширится.

Обеспечьте свободу действий.

Под этим подразумевается создание такой атмосферы, в которой ребенок может спокойно исследовать мир. Обеспечьте его одеждой, в которой он может свободно играть, не боясь сесть, испачкаться, промокнуть.

Учитывая особенности кризис 1 года жизни ребенка, нужно понимать, что своей исследовательской деятельностью малыш занят ежеминутно. Пока он бодрствует, для него не существует какого-то специального времени для игры.

Многие же родители ошибочно полагают, что одежду, которую можно пачкать, надевают только на прогулку или дома. А в другое время, например в поликлинике, в гостях, в ресторане, ребенок должен следить за своей одеждой, и свободно вести себя ему при этом воспрещается.

Нарядное платье, надетое в ресторан, в таком случае становится препятствием для игры на горке или на полу. Родители начинают делать замечания ребенку, чтобы он встал с колен, не прислонялся к грязному, не лез в грязь и т.д.

Время малыша не делится на подходящее и не подходящее для свободной деятельности, игры и подобные ограничения могут вызвать излишнее напряжение в отношениях с ребенком. Кроме того, постоянное подавление активности в младенческом возрасте, когда наступает кризис 1 года, будет сказываться на развитии малыша и может иметь самые неприятные долгосрочные последствия.

В период кризиса одного года ребенка нельзя ругать за испорченную одежду. Это примерно то же самое, что ожидать от художника, который творит в потоке вдохновения, что он будет заботиться о чистоте своей одежды и рук.

Скорее, вас должно насторожить, если ребенок сильно боится испачкаться во время игры, чрезмерно привязан к чистоте. Для нормально развивающихся детей — это не характерно и может быть признаком высокой тревожности.

Кризис первого года жизни ребенка

Переключайте внимание.

Внимание ребенка организовано таким образом, что оно постоянно переключается на новые стимулы, раздражители. Он, как правило, не способен долго концентрироваться на одном действии. Его легко отвлечь. Это скорее благо для родителей.

Эту вот переключаемость ребенка в период кризис первого года жизни нужно использовать в своих интересах. Если малыш делает что-то нежелательное или упрямится, постарайтесь тактично переключить его внимание.

Переключение внимания, в отличие от запрета, дает малышу, во-первых, возможность выражать себя в действии, а во-вторых, вы транслируете ему послание о том, что мир изобилен и полон не запретов, а возможностей.

Каждую потребность ребенка в период детского кризиса 1 года важно удовлетворить, нужно только найти ту форму, в которой вы ему это позволите. Например, если ребенок стремится вылить воду из стакана, стоит подумать о том, что ему интересен этот процесс движения необычного материала (воды), и отвести его в ванную, сказав, что в этом месте можно выливать воду в раковину.

Сопровождайте свои слова жестом.

Жест — основа взаимодействия с ребенком младшего возраста. Если ваш ребенок лезет на шторы, то неверно было бы из другого конца комнаты отдавать ему команды соблюдать порядок. Зная о проявлениях кризиса одного года, подойдите к малышу и мягко прервите нежелательное действие.

Если вы требуете чего-то, то ваше требование должно быть выполнено. В противном случае ваши слова превращаются в пустой звук. Не стоит сотрясать воздух, ожидая, что ребенок должен понимать ваши слова и слушаться.

Распорядок дня детей раннего возраста: как наладить режим грудничка

Кризис одного года у детей легко определить по его характерным симптомам.

  • Прежде всего, ребенок становится беспокойным, упрямым, настырным, непослушным, требующим повышенного внимания.
  • Может ухудшаться его сон, общее состояние в течение дня.
  • Малыш может слишком много плакать («расстраивается по любому поводу»).
  • Ребенок отказывается делать то, что уже хорошо делал (например, держать ложку во время еды, ходить, садиться на горшок).
  • Резко увеличиваются новые формы поведения, появляются попытки самостоятельных действий и решительный отказ от выполнения необходимых процедур.Кризис одного года
  • Появляется повышенная чувствительность к замечаниям — в ответ следует обида, недовольство, агрессия.
  • Наблюдается противоречивое поведение: малыш может попросить о помощи и тут же отказаться от нее.
  • Ребенок превращается в «мамин хвостик», боясь отпустить маму даже на пару минут.

Кроме того, ваше чадо уже хочет командовать вами, а не наоборот. Малыш осознает себя как личность, отдельную от мамы, и начинает проявлять характер, видя, что взрослым разрешено больше, чем ему.  Ребенок самостоятельно хочет выбирать время для игр и прогулок, игрушки, а может даже одежду, и что очень важно –  он хочет общаться.

Однако, речевое развитие годовалого ребенка не позволяет ему выразить все, что хочется, а на непонимание со стороны родителей малыш может злиться, быть непослушным. Самостоятельность малыша в этот период проявляется по-разному.

Он может обижаться, когда ему подсказывают, что делать с игрушкой или книжкой, пытается повторять за родителями их повседневные действия. И в этот момент вам необходимо обернуть процесс в свою пользу.

Два важных изменения, которые происходят в возрасте около 1 года, — это появление речи и способность передвигаться вертикально, то есть ходить. Речь и прямохождение. Эти две «новости» в жизни ребенка и являются причиной возникновения кризиса 1-го года, определяют его сущность.

кризис первого года жизни ребенка

Ребенок приблизительно к 1 году передвигается более свободно и начинает активно осваивать пространство вокруг себя. Предмет его жгучего интереса — окружающий мир. Долгое время он был лишен возможности изучать предметы, добраться до них, манипулировать ими.

Это было лишь привилегией взрослых. И теперь неожиданно для себя он получает гигантские для его мира возможности. Взрослому трудно воссоздать это ощущение, поэтому мы не понимаем, какой восторг для ребенка — возможность добраться туда, куда раньше нельзя было и мечтать попасть.

Ребенок «опьянен» новыми возможностями. В младенчестве все связи с миром у малыша проходят через взрослого, а в период кризиса первого года жизни ребенка его психология жаждет убрать посредничество взрослого, хочет добраться до предметов сам.

Внешне его поведение «неудобно»: ребенок начинает везде лезть, все тянуть, ломать и пробовать. Он может не только, как раньше, наблюдать и играть с тем, что ему дали, но и открывать шкафы, манипулировать выключателем, передвигать вещи.

Эта метаморфоза меняет его представление об окружающей среде, о самом себе, показывает совершенно новые возможности, которые ребенок стремится использовать. Благодаря этим открытиям малыши становятся чрезвычайно активными.

Фокус их интересов — мир предметов. Причем предметы для детей еще не имеют того же значения, функциональной наполненности, что и для взрослых. Малыша интересуют их свойства, возможности. Функциональное предназначение предметов его мало беспокоит.

Ребенок познает мир в действии, в движении. У него пока нет возможности знакомиться с ним иначе (например, путем наблюдения). Он способен понять то, что предметы могут падать и разбиваться только путем сбрасывания их, но не путем зрительного анализа предметов и их свойств.

Предлагаем ознакомиться:  Пневмония ребенок 3 года без кашля

Ребенок не способен рассуждать так: предметы имеют вес и падают вниз, если подвинуть на край стола — они потеряют устойчивость и упадут (поскольку предмет стеклянный, он, скорее всего, разобьется). Малыш просто двигает что-то к краю, повинуясь любопытству.

Кризис первого года жизни ребенка

Способность к обобщению у детей практически отсутствует, поэтому один упавший предмет не дает информацию о других предметах с аналогичными свойствами. Это действие малыш будет пробовать много раз. Нельзя ожидать от ребенка хода рассуждений подобно тому, который есть у взрослого.

Этот период кризиса одного года в возрастной психологии называют иногда «деструктивной фазой», «этапом разрушения». Ребенок может ломать предметы. Им движет исключительно познавательный интерес, не стоит приписывать ему нехороших намерений.

Простой пример проявления кризиса: дети от 1 года до 2 дет часто рвут книги и вообще склонны пробовать на прочность все, что попадает им под руку. Это вызывает раздражение родителей, которые уже один (а чаще больше, чем один) раз объяснили, что этого делать «нельзя», потому что «книжки не рвут».

Нужно правильно понимать импульс, который движет ребенком. Он вовсе не хулиганский: это игра с вещами. Ребенок сминает и рвет бумагу потому, что для него это удивительная вещь — как из одной формы под его руками получается совсем другая, и так до бесконечности.

А потом то, что было целым, оказывается, можно разъединить — разорвать. Это удивительный для ребенка опыт. Основная характеристика кризиса 1-го года – жажда к познанию. Именно бесчисленное количество подобных опытов ведет к развитию мозга ребенка, ведь, по сути, в моменты таких вот действий он — исследователь, первооткрыватель.

К тому же для ребенка это очень важный опыт собственного влияния на что-то — ему подвластна материя! И правила для этих действий у него совершенно свои. При этом резкая реакция родителей только пугает и возмущает его, отбивая к тому же желание действовать, повинуясь своему любопытству.

Сердиться на ребенка, в период кризиса 1-го года жизни, который никак не поймет, что рвать книжки не нужно, — значит просто не понимать того, как видит мир ребенок, не учитывать особенности его возраста.

Конечно, книги рвать нельзя, но их просто не должно быть в зоне досягаемости ребенка, пока он играет один. А если уж попалась ребенку дорогая вашему сердцу книжка, которую он планирует разорвать, постарайтесь забрать ее и дать взамен то, что можно смело порвать (например, старый журнал).

Нужно правильно понимать, что ребенком в его хаотичной (на взгляд взрослого) деятельности движет уникальное по своей полезности чувство — интерес. Психология развития кризиса 1-го года такова, что ребенок всегда что-то делает, чем-то занят.

Ограничивать малыша — значит, гасить этот самый интерес, а это имеет долгосрочные последствия. Ребенок учится пассивности, становится тревожным или неуправляемым, привыкает не слушаться родителей. Дело в том, что сила этой природной тяги к исследованию очень велика, и желание изучать мир, постоянно двигаться очень мощное. Против него фактически бессильны запреты, поэтому ребенок их все время нарушает.

Другой важный факт, касающийся особенностей проявления кризиса 1 года, что движения ребенка в силу уровня его развития еще очень неточны, и управление своим телом (даже элементарная ходьба) — дело для него нелегкое.

Малыш должен еще обжиться в своем теле, на учиться точно двигаться. И именно эта задача толкает его на постоянное движение, тренировку своих сил. Движение для ребенка — это процесс развития всех наиважнейших его систем.

Можно привести простой пример: ребенок карабкается на неустойчивую конструкцию (например, на лошадку-качалку). Дайте ему возможность самому сделать это, при необходимости просто подстраховав. Не стоит ни бросаться подсаживать, ни запрещать действие как опасное, если вы находитесь рядом.

Просто чуть помогите ему, например, придержав саму лошадку. Не вставайте преградой между миром и активностью ребенка и не стремитесь все сделать для него, чтобы помочь. В данном случае лучший опыт для него — самостоятельное действие.

Речь человека формируется постепенно под воздействием его общения с людьми. У ребенка, как правило, наблюдается длительный период, когда его еще нельзя причислить к «говорящим» существам, но и невозможно уже сказать, что он не говорит.

Некоторые исследователи считают, что основной характеристикой кризиса первого года являются первые осознанные акты протеста у детей, связанные именно с трудностями, которые происходят в коммуникации в данный период.

Речь детей около 1 года отличается от речи взрослых. Она как бы уже существует, но ее звучание и внутреннее содержание сильно отличаются от того, что у взрослых зовется речью. Этот период называют «автономной речью» (автономная потому, что она создана по независимым собственным правилам). У этой детской речи существуют фонетические и смысловые отличия:

  • фонетические отличия. Редко ребенок начинает говорить сразу правильные слова. Зачастую у него существуют либо придуманные слова, либо какие-то видоизмененные части взрослой речи, которые он использует. Знаменитые «бо-бо» и «бибика» — типичные представители детской речи. При этом бывает много «авторских» слов, «неологизмов» — слов, которые изобрел конкретный ребенок;
  • смысловые различия. Значения слов, которые употребляет ребенок, часто не совпадают с нашими.
  1. Малыш перестает слушаться родителей. Он может стать с ними очень требовательным и агрессивным. А еще он начинает избегать посторонних.
  2. Ребенок переполнен чувством уверенности, что все может делать сам, даже если ему не хватает умений.
  3. У ребенка очень часто меняется настроение. Малышу ничего не нравится, ему очень трудно угодить.
  4. Ярко проявляется противоречивость в поступках. Он обнимает, а затем сразу же кусает, щипает, бьет. Очень просит что-нибудь, а получая — выкидывает!
  5. На замечания в его адрес ребенок реагирует болезненно. Он становится очень ранимым и обидчивым.
  6. Довольно часто капризничает без причины. И не знает, чего хочет.
  7. Опять, как и в раннем младенчестве, боится упустить из виду маму. И ходит, зацепившись за нее.

Примерный режим дня грудного ребенка 5-7 месяцев

Несложно понять те трудности, которые возникают у взрослых при общении с помощью такого вот необычного языка. При этом ребенок все еще остается очень беспомощным в бытовом плане, его потребности многообразны и сложны.

А способы регулировать действия окружающих, еще столь несовершенны. В психологии отмечают, что кризис первого года жизни порождает большое напряжение у ребенка, которое часто заканчивается взрывом негативных чувств.

Кризис одного года как раз и приходится на этап расцвета автономной речи со всеми ее особенностями. Ребенок пытается регулировать свои отношения с окружающими с помощью нового инструмента и встречает на этом пути вполне ощутимые препятствия.

Представьте себе, что в вашем распоряжении столь удивительная речь, где слов очень мало, где одно слово обозначает разные предметы, где вообще слова не имеют постоянного значения. Не так-то просто вам будет объясняться с окружающими.

Причинами отлучения ребенка от грудного вскармливания обобщенно можно назвать два фактора:

  • Состояние матери. Это может быть психическое или физическое утомление, или болезненное состояние.
  • Культурные предписания. В разных странах и в разное время предписывалось грудное кормление ребенка по определенным правилам. Эти предписания всегда связывались не только с физиологией ребенка, но и с представлениями о его психологическом развитии.

Например, существует описание двух соседних индейских племен. В одном из них было принято кормить ребенка грудью до 3—5 лет, считалось, что таким образом развивается щедрость у подрастающего поколения.

То есть, если мать кормила ребенка без ограничений до тех пор, пока он сам этого хочет, ему давалось представление о щедрости и ожидалось, что он впитывает эту щедрость буквально с молоком матери. В соседнем же племени детей начинали отлучать от груди с 6 месяцев.

Кризис первого года жизни ребенка

Таким образом, индейцы стимулировали раннее развитие самостоятельности. У этих индейцев считалось, что отлучение — важный этап, шаг к самостоятельности и независимости, и чем раньше он произойдет, тем более самостоятельным будет ребенок.

С современной точки зрения эти взгляды не кажутся оправданными, однако отсюда становится понятным, что в различных культурах характеру и длительности кормления грудью приписывается самое разнообразное влияние наличность ребенка.

У Льва Толстого есть упоминание о том, что русские крестьянки кормили детей в течение трех постов (то есть либо чуть больше, либо немного меньше года).

В животном мире отлучение от грудного вскармливания также часто происходит по инициативе матери, самки, которая в силу своего состояния или необходимости отлучек отказывает детенышам и таким образом вынуждает их осваивать новые способы получения пищи и восстановления состояния покоя.

Каждая женщина принимает решение об отказе от кормления грудью индивидуально.

Ниже рассмотрены готовность и состояние матери и ребенка к такому шагу, а также этапы плавного способа, как отучить младенца от груди.

В процессе грудного вскармливания, на всем его протяжении женщине нужно быть внимательной к своему состоянию, ощущениям, которые она переживает в процессе кормления. Сигналы физического или эмоционального дискомфорта нужно стараться своевременно улавливать, для того чтобы можно было корректировать организацию общения матери с ребенком.

Если женщина игнорирует свои ощущения, то это может привести к тому, что в какой-то момент она поймет, что устала слишком сильно и ей нужно срочно прерывать кормление. То есть женщина внезапно понимает, что кормить она больше не в состоянии, и перед ней встает вопрос, как отучить ребенка от груди.

В таком случае единственный вариант — резкое отучение ребенка от грудного вскармливания, что всегда травматично для малыша и часто для матери. В случае же своевременной реакции на сигналы дискомфорта во время кормления женщина имеет возможность реорганизовать процесс кормления каким-то образом.

Это может быть сокращение количества прикладываний ребенка к груди и сохранение грудного вскармливания, либо плавное отлучение. Такая плавность смягчит влияние стресса, позволит ребенку адаптироваться постепенно без лишней нагрузки.

Одним из важнейших факторов, которые влияют на процесс отучения от кормления грудью, является состояние матери, ее готовность вводить новые правила, понимание самого процесса, ее мотивация и психологический настрой.

Давление окружения. Женщина хочет отлучить от груди ребенка, так как часто слышит от близких людей, что он уже очень большой и стыдно, вредно, опасно продолжать его кормить. К этому добавляется давление более широкого социального круга (врачи, соседи, педагоги, знакомые), которые разделяют мнение о том, что ребенка долго кормить вредно.

В результате женщина может оказаться в своеобразном двойном кольце: ее ближайшее окружение, родственники, составляют первое кольцо, а более широкая общественность — второе кольцо. Под таким давлением женщина часто принимает решение об отказе от грудного вскармливания ребенка.

Кризис первого года жизни ребенка

Каким образом такой мотив может повлиять на успех в процессе отлучения? Если женщина принципиально согласна с идеей о своевременности отлучения, то проблем, как правило, не возникает. Проблемы начинаются в том случае, когда она сама внутренне противится отлучению и делает это только под давлением окружающих.

Тогда она говорит «да», внутренне говоря «нет». При таких обстоятельствах могут возникнуть проблемы с отлучением, так как женщина просто не хочет прерывать кормление. В таком случае сопротивление ребенка для нее просто повод оставить усилия в этом направлении, чего изначально она и хотела.

Влияние стереотипа. Это второй мотив, который может лежать в основе желания матери приступить к отлучению. Слабое место такого мотива — недостаточная обдуманность, осмысленность принятия решения. Внутренняя позиция матери хорошо описывается словами: «Да, вроде пора уже…» При этом почему пора, зачем это нужно, женщина, как правило, недодумывает.

Такое положение может так же сказаться на успехе отлучения от груди, так как женщина не имеет в этом случае устойчивой и осмысленной позиции. Вроде надо отлучать, а может, и не надо… Подобная причина отказа от грудного вскармливания ребенка часто приводит к непоследовательности в действиях, неуверенности и неопределенности поведения матери.

Сильная зависимость ребенка. Мать может считать, что ребенок слишком робкий и зависимый вследствие того, что он долгое время находится на грудном вскармливании, и, если его от груди отлучить, тогда он станет самостоятельнее.

Как правило, качества ребенка определяются множеством факторов: это и его природный темперамент, и события в жизни, и вся система взаимоотношений со взрослыми. Убрав один элемент из жизни малыша (даже такой важный, как грудное вскармливание), ситуацию изменить невозможно.

Кризис первого года жизни ребенка

А при тревожном состоянии ребенка можно получить даже еще более зависимое поведение, чем до отлучения. Так что такой способ поощрения самостоятельности, как отлучение от груди, вряд ли можно считать правильным.

Страх неадекватного поведения ребенка в общественных местах. Некоторые женщины боятся, что уже подросший ребенок поставит их в неудобное положение, публично требуя грудь или говоря об этом.

Надо понимать, что поведение ребенка и грудное вскармливание—это две самостоятельные, относительно независимые вещи. Вы можете кормить ребенка сколь угодно долго, одновременно поставив определенные рамки и границы дозволенного.

Предлагаем ознакомиться:  Как собрать мочу у младенца для анализа?

Дети ведут себя неподходящим образом не из-за самого факта грудного вскармливания за пределами года, а совсем по другим причинам. Ребенок всегда ведет себя так, как ему позволяют себя вести. И если ребенок в общественном месте пытается раздевать мать, чтобы получить грудь, то виновато в этом не грудное вскармливание, а неумение этой матери поставить границы дозволенного поведения ребенку.

  • 1-я ступень — ребенок прикладывается к груди по требованию, то есть в тот момент, когда у него появилась необходимость в пище или успокоении.
  • 2-я ступень — ребенок прикладывается к груди во время укладывания на дневной и ночной сон, а также в ночное время.
  • 3-я ступень — ребенок прикладывается к груди только ночью, все остальное время он находит другие способы удовлетворения своих потребностей. В некоторых случаях бывает так, что ребенок приучается вначале обходиться без ночных кормлений. Тогда на последней ступени у него остаются только прикладывания перед сном.
  • 7.00-7.30. Подъем, умывание.
  • 7-30-8.00. Завтрак.
  • 8.00-9.30. Игры.
  • 9-30-12.00. Сон.
  • 12.00-12.30. Обед.
  • 12.30-15.00. Игры, прогулка, занятия.
  • 15.00-15.30. Полдник.
  • 15.30-17.00. Сон.
  • 17.00-18.30. Игры.
  • 18.30-19.00. Купание.
  • 19.00-19.30. Ужин.
  • 19.30-20.00. Игры.
  • 20.00-7.00. Ночной сон.

Кризис у ребенка одного года: возрастная психология формирования речи в период раннего детства

Поощряйте стремление ребенка быть самостоятельным. Ненавязчиво показывайте ему, как правильно мыть ручки, набирать в ложку суп, складывать свои вещи. Привлекайте его к «важным» делам: попросите вытереть пыль, разложить по местам машинки или кукол, помочь вам пропылесосить. Тогда малыш будет чувствовать себя полноценным членом семьи, важным, полезным и взрослым.

Не надо кричать и ставить ультиматумы. Не стоит угрожать. Разговаривайте так, чтобы ребенок видел, что вы его слышите и стараетесь ему помочь, а не запретить что-то. Если вы хотите, чтобы малыш надел футболку, то не следует его наряжать через силу или грозить.

Постарайтесь говорить так, чтобы у ребеночка всегда был выбор, например: — Ты наденешь красную футболку или синюю? Если вы скажете: «Сейчас будем ложиться спать», ваш малыш наверняка взбунтует. А если вы сначала спросите у него, какую пижаму он наденет, с какой игрушкой будет спать или какую сказку ему прочитать, то у ребенка сложиться иллюзия, что он полностью контролирует процесс и ему останется лишь выбрать куклу, пижаму или сказку.

Если вы пытаетесь помыть ребенка, а он бьется в истерике, вырываясь из ванной, попробуйте, прежде чем его раздеть и запустить в воду, спросить, кого он хочет искупать — своего любимого утенка или куклу-голыша?

Кризис первого года жизни ребенка

Когда становится совсем трудно, напоминайте себе, что так будет не всегда. Просто сейчас ваш малыш очень быстро взрослеет. Ребенку, переживающему кризис, очень нужны любящие и спокойные родители. Если вы не найдете способ, как восстанавливать свои силы, вы просто не сможете справиться со всеми истериками и капризами карапуза.

Временами, если хочется наказать ребенка, уйдите в другую комнату (оставив ребенка под присмотром или в безопасности), досчитайте до 10, успокойтесь и вернитесь с новыми силами, как бы трудно не было — кризис обязательно пройдет и все наладится!

Организуйте среду.

В период первого года жизни ребенок ведет так называемое деловое, познавательное, общение, то есть общение, приводящее к освоению предметов. Эмоциональное общение, телесный и визуальный контакт продолжают играть большую роль во взаимодействии с ребенком, но должны все больше вводиться и новые формы контактов.

Существует гипотеза, что задержка речи может быть связана с отсутствием или недостаточным количеством делового общения. При эмоциональных контактах речь имеет сравнительно меньшее значение, чем при познавательных.

Постепенно центром детского внимания становится мир предметов, и ваше общение с малышом должно соответствовать этим изменениям. Учитывая эти причины кризиса одного года, вводите больше общения вокруг предметов, делайте что-то вместе, привлекайте ребенка к своим делам, участвуйте в его делах, комментируйте свои и его действия.

Эмоциональное общение с ребенком в этом возрасте должно дополняться деловым, то есть действиями, организованными вокруг каких-то занятий. При этом вовсе не обязательно сидеть и играть с ребенком все время.

Ваше взаимодействие может строиться как вокруг его игры, так и вокруг вашей деятельности. Например, готовя что-то, можно поставить ребенка рядом и дать ему какой-либо предмет кухонной утвари или продукт.

Можно делать с ребенком самые разные вещи — протирать пол, танцевать, месить тесто, рисовать и т.д. То есть ребенок, находясь рядом, в некоторой степени вовлечен в вашу жизнь. Вы, безусловно, отдаете ему при этом часть внимания, однако не совсем верно развлекать его игрой целыми днями.

Кризис первого года жизни ребенка

Однако следует знать, что, если ваши проблемы носят слишком выраженный характер (вы не знаете способа справиться с ними), нарушают нормальную жизнь семьи, радикально влияют на эмоциональное состояние родителей, в таких случаях необходима консультация специалиста.

Чем раньше происходят такие обращения, чем раньше родители поймут психологию кризиса одного года у ребенка, тем менее осложненной оказывается ситуация — она еще не успела обрасти дополнительными, вторичными, проблемами.

Например, если у ребенка участились истерики и вам почти не удается справиться с ними, то, затягивая поход к психологу, вы можете усугубить ситуацию. Во-первых, укореняется именно такая привычка реагирования у ребенка;

она становится устойчивой. И как с любым устойчивым явлением, как с растением, которое пустило глубокие корни, с ней труднее справиться. Во-вторых, взрослые просто устают в такой ситуации, эмоционально истощаются, у них нарастает чувство беспомощности и гнева.

А из такого состояния гораздо сложнее делать правильные вещи, следовать советам. Взрослый сам уже нуждается в помощи, и помочь своему ребенку он не в состоянии. Таким образом, как и в любом другом случае, чем скорее придет помощь, тем меньше энергии будет потрачено на решение проблемы.

Статья прочитана 2 296 раз(a).

Так объясняется поведение, которое раздражает многих взрослых. Обычно про такие явления говорят: ребенок везде лезет, не понимает запретов, все тянет в рот. Естественно, что и контролю со стороны взрослых такое поведение практически не поддается.

Что бы они ни делали, переломить законы природы невозможно, и ребенок с высокой полезависимостью продолжает вести себя именно таким образом.

Благодаря этой возрастной особенности детей 1-3 лет можно с успехом использовать метод переключения внимания ребенка в случае нежелательного поведения. Этот метод можно считать основным маневром прерывания нежелательного поведения в течение, по крайней мере, двух первых лет жизни ребенка.

Кризис первого года жизни ребенка

Используйте способность малыша мгновенно переключать свое внимание, когда хотите прекратить нежелательные действия ребенка. Не противодействуйте ему, просто учитывая эту характеристику особенностей детей раннего возраста, переключите его внимание.

Легко заметить, что все предметы маленькие дети исследуют ртом. Рот для ребенка является первым анализатором, то есть воспринимающей системой. С помощью нее малыш получает информацию о предметах, и другого способа у него пока нет.

Позже кроха сможет получать информацию, ощупывая предметы с помощью рук, а затем — и путем простого наблюдения. Но до этого времени еще пройдет не один год, а в возрасте до двух-трех лет такое поведение, как засовывание в рот предметов, нормально и его не следует прерывать (исключая те случаи, когда это опасно для здоровья — например, предметы слишком грязные или слишком мелкие).

Родители часто задают вопрос, до какого же времени ребенок будет тянуть все в рот. Точного ответа на такой вопрос нет. У всех детей это происходит в свое время: обычно в пределах от одного года до трех лет.

Если у ребенка старше трех лет наблюдаются особенности развития, присущие ребенку в 1 год (например, засовывание в рот предметов), то это может быть тревожащим признаком. В таком случае малыша лучше показать специалисту. До этого возраста волноваться не стоит.

В возрасте двух-трех лет ребенок уже может переключать внимание в ответ, например, на обращение к нему, а затем вновь продолжать свое дело.

Только к 4—5 годам малыш сможет воспринимать информацию по двум каналам (например, зрительному и звуковому) одновременно. До этого бесполезно ожидать, что увлеченный своей игрой малыш воспримет ваши инструкции и бросится их выполнять.

Учитывая эту характеристику особенностей развития детей раннего возраста, прежде чем сказать ребенку что-то важное, добейтесь концентрации внимания на вас и ваших словах. Для этого используйте простые методы: присядьте на один уровень с малышом, загляните ему в глаза, дождитесь, чтоб он действительно обратил на вас внимание.

Некоторые родители, сталкиваясь с обманами малышей, начинают чрезмерно переживать, усматривая в этом врожденные пороки или непреодолимую наследственность. На самом же деле, обман ребенка до трех лет — это еще и не совсем обман.

Например, малыш может говорить вам, что он доел кашу, хотя легко проверить, что она стоит нетронутая на столе. Действительно, ребенок мог фантазировать о том, что каша съедена, ил и его желание, чтобы каши на тарелке уже не было, так сильно, что он принял его за реальность.

Для ребенка фантазия так же реальна, как и сама реальность, принципиальной границы он между этими явлениями не проводит. Но можно представить себе возмущение взрослого, которому ребенок вот так вот «врет в глаза».

Мышление детей конкретно, наглядно и ситуативно. Малыш может понять только то, что видит; ему недоступны абстрактные понятия: дружба, ложь, честность. Поэтому, учитывая характеристику возрастных особенностей детей раннего возраста, бесполезно использовать абстрактные понятия, пытаясь убедить в чем-то ребенка.

Кризис первого года жизни ребенка

Учитывая психологические особенности детей раннего возраста, необходима длительная и намеренная работа, чтобы научить ребенка качественно справляться со своими эмоциями, не подавляя их. А для такого нежного возраста, о котором идет речь в этой статье, важно понять и запомнить: ребенок — не властелин над своими эмоциями. Взрослые не вправе требовать от него, чтобы он перестал злиться, успокоился и так далее.

Еще советы

Ещё один совет, как отучить ребенка сосания пальцев – надеть малышу на руки пушистые рукавички. Делать это можно только в том случае, если у младенца не наблюдается аллергической реакции на шерсть. Когда он попробует на вкус ворс, у него сразу отпадет желание сосать пальцы.

Некоторые родители, решая проблему, как отучить ребенка брать пальцы в рот, поступают иначе: делают манжеты из картона, представляющие собой трубки длиной около 15 см. Их надевают на локотки, в результате чего они перестают сгибаться. Буквально через несколько дней малыш перестает тянуть пальцы в рот.

В более старшем возрасте малыш может не сосать пальчик, а просто держать его во рту. Подобная привычка возникает в случае, если ребенку уделяют недостаточно внимания. Дети таким способом зачастую выражают протест, если им приходится в течение долгого времени находиться в одиночестве.

Лучший совет, как отучить ребенка от пальца в этом случае – поговорить с ним перед сном, подержать за ручку. В это время между родителями и малышом возникает наиболее тесное и доверительное общение. Если повторять это изо дня в день, то малыш в скором времени станет значительно спокойнее, его возбудимость сильно понизится.

Многие любопытные дети продолжают держать палец во рту просто от скуки, когда им больше нечем заняться. Решить проблему, как отучить ребенка от сосания пальца в этом случае намного проще – достаточно развлечь ребенка, предложить альтернативу пальчику.

Можно поместить в детской комнате мостик-качалку. При изменении его положения будет происходить дополнительная тренировка координации движений и вестибулярного аппарата. Ребенок начнет переключать свое внимание с вредных привычек на действия, связанные с ритмичными движениями.

Если в семье появился еще один маленький ребенок, то у первенца развивается чувство ревности из-за того, что ему приходится делить внимание мамы с кем-то еще. Смириться с таким положением вещей не так просто, поэтому он будет стремиться выразить свое недовольство любыми способами, например, пососать палец и тем самым вновь превратиться в беспомощного малыша.

Родители должны отнестись к такой реакции с пониманием, так как ребенок действительно очень нуждается во внимании. В психологии существует большое количество способов убедить старшего ребенка в том, что он так же важен, как и малыш, и в том, что любовь родителей к нему нисколько не ослабела.

Когда малыша укладывают спать, ему нужно рассказать небольшую интересную и добрую сказку, чтобы в ней обязательно был счастливый конец. Когда книжка будет закрыта, малышу говорят обо всех его хороших делах.

Предлагаем ознакомиться:  Атопический дерматит при грудном вскармливании у мамы чем лечить

Как видите, отучить грудного ребенка сосать пальцы как можно быстрее и безболезненнее – совсем не сложно.

Статья прочитана 1 847 раз(a).

Основная задача взрослых — всю эту неуемную энергию обратить в нужное русло, а лучше всего в игру.

Например, на кухне открывается просто огромное поле для деятельности и игры любимого чада. Вместо исследования горячей плиты и холодильника, кроха может разбирать и складывать корзину с луком, чесноком и другими овощами.

Кризис первого года жизни ребенка

Кастрюли, сковородки, крышки от банок, ложки и небьющиеся тарелки — это просто сокровища для малыша и с ними он может делать все, что захочет. А можно также позволять ему кормить чем-нибудь свои игрушки.

Вместе со своим крохой можно загружать и выгружать стиральную машину. Ему это очень понравится. А если разрешить ему нажать на нужную кнопочку, радости не будет предела.

В этот период проявления самостоятельности необходимо научить своего карапуза некоторым навыкам. Например, мыть руки, держать правильно ручку и ложку и другим.

В этот очень сложный, но в то же время интересный жизненный этап нужно не забывать о том, что такое безусловная любовь. Никаких нервов, криков и ругательств!

Прежде чем начать свою истерику, нужно глубоко вдохнуть и подумать, поймет ли ребенок, которому, возможно, чуть больше года, все правильно. Негатив в сторону! Кризис — он пройдет! А все происходящее должно вызывать улыбку и гордость за малыша хотя бы за то, что он так быстро и хорошо развивается.

Нужно быть другом своему малышу, он должен знать, что в любую минуту может положиться на своих родителей. И это ощущение того, что его любят просто так, всегда понимают и поддерживают, очень поможет ему на протяжении всей его жизни.

Готовность ребенка к отлучению от материнской груди

Усталость, психическое и физическое утомление матери. Осложнения возникают в том случае, если этот мотив сопряжен с сильным чувством вины женщины по поводу того, что она ставит свои интересы во главу угла.

Такой вариант может осложнять процесс отлучения, толкать мать на постоянные уступки ребенку, например, если он плачет. Это происходит из-за того, что в глубине души женщина не чувствует себя вправе поличным причинам прерывать грудное вскармливание

В таком случае стоит подумать о том, какую пользу может принести малышу психически истощенная и раздраженная мать, пусть даже и кормящая грудью.

Мать может стать «зависима» от грудного вскармливания, как от надежного средства утешения младенца в любой ситуации. Проще дать грудь в ситуации, когда ребенок плачет, чем изобретать что-то еще. Со временем такой маме может казаться, что другого средства утешения для нее не существует или это средство во много раз слабее, чем грудь.

То есть мать при невозможности давать грудь чувствует большую тревогу: как справляться с плачем и недовольством ребенка без этого? Происходит сужение диапазона возможного взаимодействия мать-ребенок.

Чтобы не попасть в такую ситуацию, необходимо постоянно обогащать способы контактов с ребенком новыми формами (в соответствии с возрастом), пробовать новые отвлечения, утешения. Именно эти способы, которые нужно постоянно мягко вводить и разнообразить.

Часто тесный телесный контакт с ребенком, который происходит во время кормлений, становится для женщины настолько эмоционально наполненным и, соответственно, значимым, что ей трудно отказаться от этого процесса.

Эмоциональный подъем и приятные чувства в норме сопровождают процесс грудного вскармливания, однако важно, чтобы это не стало единственным источником, который питает эмоциональные потребности женщины.

Часто такого рода искажения встречаются в случаях, когда существует большая дистанция между женщиной и ее мужем либо когда мать растит ребенка одна. Тогда малыш невольно бессознательно втягивается в ситуацию, где он удовлетворяет потребности матери в близости, любви и эмоциях.

Такая ситуация вредна не только для супругов, но и, прежде всего, для ребенка. Чтобы этого не произошло, необходимо укреплять ту часть жизни женщины, которая может удовлетворить ее эмоциональные потребности (прежде всего, отношения с супругом и близкими людьми).

Существует сила привычки. В зависимости от личностных особенностей матери ей может быть слишком тяжело менять жизненные уклады. Сила привычки действует на всех людей, но есть отдельные люди, которым менять стереотипы поведения особенно тяжело.

Если у матери существуют личностные проблемы, тогда она вполне вероятно будет испытывать трудности во время ключевых этапов отделения ребенка (отлучение от груди, детский сад, школа, отъезд из дома, свадьба и проч.).

В описанных случаях женщина не только не задумывается о том, как отучить ребенка от грудного вскармливания, она часто не осознает все эти проблемы как свои, и проблемы принимают форму детской навязчивости.

Мать, испытывая тревогу отделения ребенка, как бы передает сигнал ему: «Не отделяйся, это опасно». И в этих случаях, как будто по вине ребенка, а по сути, из-за эмоциональных проблем взрослого, могут быть трудности с окончанием периода кормления грудью.

А отлучение от груди ребенка — это также определенная потеря уникального контакта с ним. Эти чувства имеют также и физиологическое объяснение, они связаны с гормональным фоном.

Но также существует и множество случаев, когда, заканчивая кормить, мать чувствует радость и облегчение.

Чтобы отучить ребенка от груди как можно безболезненнее, женщина должна сама себе задать несколько важных вопросов:

  • Зачем я хочу отлучить ребенка от груди?
  • Что я получу в результате этого шага?
  • Почему я хочу начать отлучение от груди именно сейчас?
  • Что произойдет, если я не смогу отлучить ребенка сейчас?

Такие вопросы помогают лучше осознать детали своей мотивации, определиться с собственной позицией, которая играет решающую роль в процессе отлучения ребенка.

Грудное вскармливание для младенца включает три принципиальных аспекта:

  • Физиологический. Грудное молоко изначально предназначено для питания грудного ребенка и впоследствии служит ему источником незаменимых веществ.
  • Эмоциональный. Грудное вскармливание служит также для удовлетворения эмоциональных нужд ребенка, поддерживает у него чувство комфорта, безопасности.
  • Организационный. Грудное вскармливание вплетено в жизнь ребенка, служит для него вспомогательным ритуалом при укладывании спать, сопровождает другие режимные моменты.

Чтобы отучить ребенка от грудного вскармливания как можно безболезненнее, малыш должен иметь замену во всех трех областях, и именно практическую замену. То есть у него должен быть опыт использования замены во всех трех областях.

Он должен уметь удовлетворять свой голод и жажду иным способом, уметь успокаиваться другим способом, иметь опыт укладывания спать без груди. При наличии у ребенка такого опыта отлучение проходит гораздо легче.

Как показывает практика, правильно отлучить ребенка от груди не просто,— это не событие, а процесс, дорога, в конце которой ваш малыш сможет благополучно обходиться без грудного вскармливания. Этот путь начинается с самого рождения, ребенок отделяется очень постепенно, все меньше нуждаясь в прикладывании.

Если никаких действий не предпринимать, то можно наблюдать процесс самоотлучения, то есть такое течение событий, когда ребенок сам постепенно сокращает количество прикладываний и в итоге забывает про грудь.

Если вы готовитесь отлучать малыша или уже начали это делать, следуйте общей стратегии, описанной ниже.

  • Всячески поощряйте общение малыша с другими людьми, с отцом, родственниками, друзьями.
  • Расширяйте репертуар взаимодействия с ребенком, например, если раньше вы предлагали грудь в случаях, когда ребенок заскучал, устал, не в духе, то теперь стоит искать другие способы действия в этих обстоятельствах. Не используйте грудь как палочку-выручалочку, подходящую на любой случай. Зачастую женщины сами формируют чрезмерную зависимость ребенка от груди тем, что видят в этом единственный способ общения с ним.

Довольно большое количество долго кормящих женщин воспринимают грудное вскармливание как незаменимое и несравнимое по своему значению средство осчастливить малыша. Так оно и есть до определенного возраста.

Но то, что нормально и необходимо в три месяца, не является таковым в три года. Женщина должна не просто изъять из своих отношений с ребенком грудное вскармливание, но и заменить это явление на подходящие по возрасту средства общения с ребенком.

Старайтесь вести активный образ жизни, посещайте разные места, не ограничивайте себя и ребенка только привычной домашней обстановкой. Чем меньше у ребенка контактов, впечатлений, эмоций, связанных с внешними впечатлениями, другими людьми, тем больше он будет склонен зацикливаться на общении с матерью.

Легко отучить ребенка от грудного вскармливания, как показывает практика, помогут так называемые точки кормления. Когда кормите ребенка, находитесь в определенном месте в квартире. Этим простым способом вы ограничите кормление в дневное время.

Когда ребенок просит грудь, скажите ему, что он должен подождать, пока вы закончите дела и сможете проследовать на специальное место, предположим, диван. Если вы кормили ребенка на улице, в гостях, ресторанах и т.д.

, то первым шагом в ограничении может стать исключение кормлений вне дома. На просьбу ребенка можно ответить, что кормить его грудью вы теперь будете только дома. Следующим шагом может стать отделение специального места в квартире.

Ребенок сможет принять это ограничение, и количество просьб о прикладывании естественно и мягко сократится. Но это сработает только в случае, если мама станет последовательной и ее слова будут соответствовать ее действиям;

  • Так как отлучать малыша от груди нужно правильно, никогда не совмещайте кормление с развлечениями (чтением, мультфильмами и т.д.). Со временем ребенок должен именно заменить старые средства развлечения (прикладывания) на новые — чтение книжек или иные занятия.
  • Найдите какое-то приятное ребенку движение, например, поглаживание по спинке, по голове, которое вы будете делать, когда кормите. Это движение становится частью ритуала, оно тесно связано с кормлением и вызывает у ребенка приятные ассоциации. Впоследствии, когда вы будете укладывать ребенка без груди, вы сможете использовать это движение, помогая ему успокоиться. Не должно быть разнообразия в этих движениях, найдите что-то одно, что приятно малышу, и придерживайтесь этого ритуала.

На 1-м этапе мама начинает отказывать малышу во время бодрствования, отвлекая его. Первые отказы должны происходить в спокойной обстановке, когда малыш сытый, бодрый и здоровый. Подойдет, например, время после завтрака. Покормите малыша и скажите ему, что в следующий раз будете его кормить только после обеда.

Что можно использовать, чтобы облегчить процесс отучения ребенка от груди:

  • подготовьтесь заранее, чтобы знать, что вы предложите малышу взамен, если он попросит грудь. В зависимости от ситуации это может быть еда или питье (желательно именно такое, какое нравится малышу) — если малыш проголодался, либо какие-то игры — если он просто заскучал. Важно не растеряться и уверенно предложить что-то взамен малышу;
  • подготовьтесь психологически. Чтобы отучать ребенка от груди правильно, как показывает практика, уверенный и дружелюбный настрой матери решающим образом скажется на успехе всего предприятия;
  • будьте готовы к сопротивлению, готовьтесь поддержать ребенка, если он будет расстроен, но не извиняйтесь перед ним. Сопротивление вполне естественно, так как раньше малыш не получал в этом отказа. Естественно также и расстройство малыша в этой ситуации. Не устраняйтесь из общения с ребенком, просто предложите ему свой вариант общения взамен старого;
  • не провоцируйте малыша, старайтесь не раздеваться при ребенке в этот период, не носите слишком открытую одежду, не сидите подолгу без дела. Такие обстоятельства включают у него ассоциативные цепочки, и малыш автоматически просит грудь;
  • прежде чем начать, потренируйтесь, представляя себе, как вы будете реагировать. Если в вашем ментальном плане на уровне воображения разыгрываются негативные сценарии, сознательно заменяйте их позитивными, старайтесь представлять себе, как вы с успехом выходите из затруднительного положения, и можете придерживаться своих решений, оставаясь при этом спокойной с ребенком;
  • для еще более плавного входа в этот этап начинайте с того, что просто попросите ребенка подождать немного, а потом дайте ему грудь, если он не забыл об этом, через несколько минут.
  • 6.00-6.30. Кормление.
  • 6.30-8.00. Бодрствование.
  • 8.00-10.00. Сон.
  • 10.00-10.30. Кормление.
  • 10.30-12.00. Бодрствование.
  • 12.00-14.00. Сон.
  • 14.00-14.30. Кормление.
  • 14.30-16.00. Бодрствование.
  • 16.00-18.00. Сон.
  • 18.00-18.30. Кормление.
  • 18.30-20.00. Бодрствование.
  • 20.00-21.30. Сон.
  • 21.30-22.00. Купание.
  • 22.00-22.30. Кормление.
  • 22.30-6.00. Ночной сон.
  • 3.00. Ночное кормление (при необходимости).
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Про детей
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector