Кризис первого года жизни ребенка

Психология детского кризиса 1-го года: рекомендации родителям

Кризис – это достаточно короткий, бурный период, который сопровождается качественными изменениями в психике человека.

Драматические события кризиса происходят именно в зоне общения ребенка с миром. В этот период малыш как бы перерос старую систему отношений и претендует на их изменение. Подобные кризисы случаются и у взрослых людей.

Простой пример подобного кризиса—замужество. Внутри человека, вступившего в брак, происходит трансформация, его внутренний статус изменен, и он претендует на другое отношение окружающих. Если он не получает такого отношения, если окружающие отказываются признавать внутренние изменения, произошедшие с человеком, то ситуация накаляется.

Молодая женщина, недавно вступившая в брак, претендует теперь на иные отношения со своей матерью. То, что новоиспеченная жена спокойно воспринимала, будучи в качестве незамужней женщины, дочки, теперь ей претит, она такого отношения к себе больше не хочет.

Невинное с точки зрения матери замечание относительно манеры ведения хозяйства, которое раньше бы дочь и не заметила, теперь воспринимается в штыки. Для двух женщин эта ситуация также кризис, который требует изменения взаимоотношений.

Однако, в сравнении с ребенком, здесь существует большая разница: взрослый может, во-первых, уйти из ситуации (например, переехав жить отдельно), а во-вторых, у него есть множество способов реагирования на нее.

Кризис первого года жизни ребенка

Ребенок же, в отличие от взрослого, лишен и той и другой возможности: уйти он не может, да и способов реакции у него совсем мало. Поэтому ситуация часто превращается в борьбу, и на взрослом лежит ответственность за мирное прекращение этой борьбы.

Характеристика поведение ребенка в период кризиса первого года жизни совсем иная — это всегда запрос на другое отношение. Кризисы проходят мягче, если окружение чуткое и правильно реагирует на такие запросы, перестраивает систему отношений с человеком, с ребенком.

Многие понимают кризис как некоторый трудный период. Нужно осознавать, что трудности в поведении малыша — это лишь внешний результат кризисного периода, его проявление, вершина айсберга. В психологии же, говоря о кризисе одного года, всегда уточняют, что основные и зачастую болезненные для ребенка процессы происходят внутри его психики.

Некоторые родители не замечают сути кризиса первого года жизни, считают, что его не было, другие же видят все кризисы очень отчетливо. Вторых родителей может по этому поводу посещать чувство вины и некомпетентности, что далеко не всегда оправданно.

С одной стороны, действительно, острота протекания кризиса 1-го года у ребенка всегда связана с чуткостью окружения. Чем более чувствительны родители к меняющимся потребностям малыша, тем более точно и своевременно им удается реагировать на изменения.

С другой стороны, сила протекания кризиса тесно связана с природным темпераментом ребенка. Некоторые дети вкладывают больше психической энергии в любые свои проявления. И соответственно, возрастные кризисы у таких детей проходят более бурно.

Ребенок меняется постоянно, каждый день приносит что-то новое. И процесс количественного накопления изменений в результате приводит к качественному скачку — тому, что в возрастной психологии и называется кризисом 1-го года. В этот период появляются принципиальные изменения в психике ребенка.

Психологи дают несколько рекомендаций родителям, как пережить кризис 1 года без стресса для себя и ребенка.

малыш лежит на полу

Организуйте среду.

В период кризиса первого года важно обеспечить безопасность ребенка. Предметы тянут к себе малыша, подобно магниту, он изучает мир вещей. Не стоит запрещать ему трогать то, что опасно, есть смысл просто убрать это из зоны доступности.

Так вы избавите себя и ребенка от слишком частых замечаний и лишних недовольств. Помня о психологии кризиса 1-го года у ребенка, устраните словесные запреты и сделайте использование опасных или ценных предметов просто невозможным.

Такие вещи, как низко стоящие вазы с цветами, компьютеры, стеклянные предметы, розетки, телефоны, должны быть попросту недоступны ребенку. Малыш способен понимать, что что-то действительно нельзя трогать, но таких запретов должно быть мало, иначе они будут постоянно нарушаться.

В период младенчества, когда наступает кризис 1 года, ребенку важно разнообразие. Среда, в которой существует малыш, должна быть также организована с точки зрения разнообразия. Мозг ребенка постоянно развивается в столкновении с различными явлениями жизни, предметами.

В районе года дети обожают играть с бытовыми предметами: кастрюлями, ложками и т.д. Кроме того, детям для обогащения опыта обязательно нужно давать играть предметами с необычными свойствами: сухие листья, кефир, крупы, воск, мука, скомканные бумажки, варенье.

Обязательно обеспечьте ребенку в период кризиса первого года жизни возможность играть с предметами, которые оставляют следы (то есть, попросту говоря, пачкают). Для него это особый и необходимый опыт.

Краска, глина и прочие подобные материалы должны быть в арсенале игрушек ребенка. Печально выглядит картина, когда малышу не дают краски, пластилин по той причине, что он ими пачкается и пачкает все вокруг.

Такие ограничения существенно затормаживают эмоциональное и умственное развитие ребенка. С пачкающими предметами можно играть либо в специально отведенном оборудованном месте (например, в ванной комнате).

Возрастная психология кризиса 1 года у ребенка такова, что ему нужно время, чтобы играть самостоятельно, не стоит постоянно развивать или развлекать его, учить играть «правильно». Та деятельность, которой ребенок занят спонтанно, и есть для него самая правильная.

Позвольте ребенку играть в свою игру, не вмешиваясь и не пытаясь учить его. Например, не стоит учить его играть в дочки-матери, готовить игрушечную еду или правильно строить пазл. Предоставьте ему свободу выбора деятельности и богатую среду обитания.

В период младенчества, когда наступает кризис 1 года, обеспечьте ребенку доступ к так называемым опасным предметам (мелким, острым и т.д.). Сделать это можно в присутствии взрослого, тогда малыш будет в безопасности, а его опыт изучения вещей существенно расширится.

Обеспечьте свободу действий.

Под этим подразумевается создание такой атмосферы, в которой ребенок может спокойно исследовать мир. Обеспечьте его одеждой, в которой он может свободно играть, не боясь сесть, испачкаться, промокнуть.

кризис 1 года жизни ребенка

Учитывая особенности кризис 1 года жизни ребенка, нужно понимать, что своей исследовательской деятельностью малыш занят ежеминутно. Пока он бодрствует, для него не существует какого-то специального времени для игры.

Многие же родители ошибочно полагают, что одежду, которую можно пачкать, надевают только на прогулку или дома. А в другое время, например в поликлинике, в гостях, в ресторане, ребенок должен следить за своей одеждой, и свободно вести себя ему при этом воспрещается.

Нарядное платье, надетое в ресторан, в таком случае становится препятствием для игры на горке или на полу. Родители начинают делать замечания ребенку, чтобы он встал с колен, не прислонялся к грязному, не лез в грязь и т.д.

Время малыша не делится на подходящее и не подходящее для свободной деятельности, игры и подобные ограничения могут вызвать излишнее напряжение в отношениях с ребенком. Кроме того, постоянное подавление активности в младенческом возрасте, когда наступает кризис 1 года, будет сказываться на развитии малыша и может иметь самые неприятные долгосрочные последствия.

В период кризиса одного года ребенка нельзя ругать за испорченную одежду. Это примерно то же самое, что ожидать от художника, который творит в потоке вдохновения, что он будет заботиться о чистоте своей одежды и рук.

Скорее, вас должно насторожить, если ребенок сильно боится испачкаться во время игры, чрезмерно привязан к чистоте. Для нормально развивающихся детей — это не характерно и может быть признаком высокой тревожности.

Переключайте внимание.

Внимание ребенка организовано таким образом, что оно постоянно переключается на новые стимулы, раздражители. Он, как правило, не способен долго концентрироваться на одном действии. Его легко отвлечь. Это скорее благо для родителей.

игрушка для новорожденного

Эту вот переключаемость ребенка в период кризис первого года жизни нужно использовать в своих интересах. Если малыш делает что-то нежелательное или упрямится, постарайтесь тактично переключить его внимание.

Переключение внимания, в отличие от запрета, дает малышу, во-первых, возможность выражать себя в действии, а во-вторых, вы транслируете ему послание о том, что мир изобилен и полон не запретов, а возможностей.

Каждую потребность ребенка в период детского кризиса 1 года важно удовлетворить, нужно только найти ту форму, в которой вы ему это позволите. Например, если ребенок стремится вылить воду из стакана, стоит подумать о том, что ему интересен этот процесс движения необычного материала (воды), и отвести его в ванную, сказав, что в этом месте можно выливать воду в раковину.

Сопровождайте свои слова жестом.

Жест — основа взаимодействия с ребенком младшего возраста. Если ваш ребенок лезет на шторы, то неверно было бы из другого конца комнаты отдавать ему команды соблюдать порядок. Зная о проявлениях кризиса одного года, подойдите к малышу и мягко прервите нежелательное действие.

Если вы требуете чего-то, то ваше требование должно быть выполнено. В противном случае ваши слова превращаются в пустой звук. Не стоит сотрясать воздух, ожидая, что ребенок должен понимать ваши слова и слушаться.

Когда это случается?

Согласно календарю развития детей, в период примерно от 9-ти до 18-ти месяцев с этим явлением сталкиваются все дети. И в этом нет ничего удивительного. 

Кризис всегда сопутствует восхождению человека на новую ступеньку самостоятельности. Именно поэтому кризисными у детей становятся год, три, семь лет и переходный, который длится с 12-ти до 14-ти лет.

малыш пытается привлечь внимание мамы к себе

В возрасте около годика малыш переходит в вертикальное положение и начинает передвигаться уже не на коляске и не ползком, а точно так же, как и взрослые. Ему интересно попробовать на зубок и потрогать ручками всё-всё в этом новом для него мире.

И вот он уже скандалит по любому поводу — отстаивает свои гастрономические вкусы, отвергает новую одежду, на каждом шагу ставя маму с папой в тупик. Но это только начало!

Как правильно отлучить ребенка от кормления грудью: 1-й этап отучения от грудного вскармливания

Поощряйте стремление ребенка быть самостоятельным. Ненавязчиво показывайте ему, как правильно мыть ручки, набирать в ложку суп, складывать свои вещи. Привлекайте его к «важным» делам: попросите вытереть пыль, разложить по местам машинки или кукол, помочь вам пропылесосить. Тогда малыш будет чувствовать себя полноценным членом семьи, важным, полезным и взрослым.

Не надо кричать и ставить ультиматумы. Не стоит угрожать. Разговаривайте так, чтобы ребенок видел, что вы его слышите и стараетесь ему помочь, а не запретить что-то. Если вы хотите, чтобы малыш надел футболку, то не следует его наряжать через силу или грозить.

Постарайтесь говорить так, чтобы у ребеночка всегда был выбор, например: — Ты наденешь красную футболку или синюю? Если вы скажете: «Сейчас будем ложиться спать», ваш малыш наверняка взбунтует. А если вы сначала спросите у него, какую пижаму он наденет, с какой игрушкой будет спать или какую сказку ему прочитать, то у ребенка сложиться иллюзия, что он полностью контролирует процесс и ему останется лишь выбрать куклу, пижаму или сказку.

Если вы пытаетесь помыть ребенка, а он бьется в истерике, вырываясь из ванной, попробуйте, прежде чем его раздеть и запустить в воду, спросить, кого он хочет искупать — своего любимого утенка или куклу-голыша?

Когда становится совсем трудно, напоминайте себе, что так будет не всегда. Просто сейчас ваш малыш очень быстро взрослеет. Ребенку, переживающему кризис, очень нужны любящие и спокойные родители. Если вы не найдете способ, как восстанавливать свои силы, вы просто не сможете справиться со всеми истериками и капризами карапуза.

мама разговаривает с ребенком

Временами, если хочется наказать ребенка, уйдите в другую комнату (оставив ребенка под присмотром или в безопасности), досчитайте до 10, успокойтесь и вернитесь с новыми силами, как бы трудно не было — кризис обязательно пройдет и все наладится!

В течение первого года жизни в организме новорожденного малыша происходят интенсивные психосоматические изменения, которые влияют на поведение и реакции на те или иные события. Для ребенка в возрасте 1 года открываются новые перспективы.

Теперь он может изучать предметы на ощупь, брать их в ручки и рассматривать вблизи, а также сравнивать с другими окружающими предметами. Период до 12 месяцев характеризуется интенсивным развитием детского организма, как в физическом плане, так и в интеллектуальном.

Получение навыков сидения и ходьбы означает для малыша обретение самостоятельности, которую он пытается реализовать всеми возможными способами. Именно осознание самостоятельности является основной причиной кризиса первого года жизни ребенка.

Когда родители изъявляют желание поддержать своего малыша во всех его начинаниях, у ребёнка срабатывает реакция протеста, которая еще больше усугубляет непонимание между ребенком и его родителями. Большой ошибкой родителей является силовое решение проблемы, когда капризы и любой отказ малыша подавляют при помощи криков и шлепков.

Два важных изменения, которые происходят в возрасте около 1 года, — это появление речи и способность передвигаться вертикально, то есть ходить. Речь и прямохождение. Эти две «новости» в жизни ребенка и являются причиной возникновения кризиса 1-го года, определяют его сущность.

Ребенок приблизительно к 1 году передвигается более свободно и начинает активно осваивать пространство вокруг себя. Предмет его жгучего интереса — окружающий мир. Долгое время он был лишен возможности изучать предметы, добраться до них, манипулировать ими.

Предлагаем ознакомиться:  Фарингит симптомы и лечение у детей

мама пытается успокоить ребенка

Это было лишь привилегией взрослых. И теперь неожиданно для себя он получает гигантские для его мира возможности. Взрослому трудно воссоздать это ощущение, поэтому мы не понимаем, какой восторг для ребенка — возможность добраться туда, куда раньше нельзя было и мечтать попасть.

Ребенок «опьянен» новыми возможностями. В младенчестве все связи с миром у малыша проходят через взрослого, а в период кризиса первого года жизни ребенка его психология жаждет убрать посредничество взрослого, хочет добраться до предметов сам.

Внешне его поведение «неудобно»: ребенок начинает везде лезть, все тянуть, ломать и пробовать. Он может не только, как раньше, наблюдать и играть с тем, что ему дали, но и открывать шкафы, манипулировать выключателем, передвигать вещи.

Эта метаморфоза меняет его представление об окружающей среде, о самом себе, показывает совершенно новые возможности, которые ребенок стремится использовать. Благодаря этим открытиям малыши становятся чрезвычайно активными.

Фокус их интересов — мир предметов. Причем предметы для детей еще не имеют того же значения, функциональной наполненности, что и для взрослых. Малыша интересуют их свойства, возможности. Функциональное предназначение предметов его мало беспокоит.

Речь человека формируется постепенно под воздействием его общения с людьми. У ребенка, как правило, наблюдается длительный период, когда его еще нельзя причислить к «говорящим» существам, но и невозможно уже сказать, что он не говорит.

Некоторые исследователи считают, что основной характеристикой кризиса первого года являются первые осознанные акты протеста у детей, связанные именно с трудностями, которые происходят в коммуникации в данный период.

Речь детей около 1 года отличается от речи взрослых. Она как бы уже существует, но ее звучание и внутреннее содержание сильно отличаются от того, что у взрослых зовется речью. Этот период называют «автономной речью» (автономная потому, что она создана по независимым собственным правилам). У этой детской речи существуют фонетические и смысловые отличия:

  • фонетические отличия. Редко ребенок начинает говорить сразу правильные слова. Зачастую у него существуют либо придуманные слова, либо какие-то видоизмененные части взрослой речи, которые он использует. Знаменитые «бо-бо» и «бибика» — типичные представители детской речи. При этом бывает много «авторских» слов, «неологизмов» — слов, которые изобрел конкретный ребенок;
  • смысловые различия. Значения слов, которые употребляет ребенок, часто не совпадают с нашими.

Один из знаменитых примеров, иллюстрирующих признаки кризиса первого года жизни, приводит Чарльз Дарвин, описывая своего внука. Мальчик, увидев утку на пруду, стал называть ее «уа» (очевидно, подражая тому, как ее называли взрослые).

Кризис первого года жизни ребенка

Затем тем же словом он начал называть всякую жидкость (по аналогии с водой, в которой плавала утка). После, играя с монетами, на которых была изображена птица, мальчик и монеты стал называть «уа» (ассоциативно связывая их с уткой).

После этого и все круглые мелкие предметы, напоминающие монеты (пуговицы, медали), стали у него называться «уа». В итоге словом «уа» назывались утка, вода, мелкие предметы, а впоследствии и емкости для жидкостей.

Все эти предметы не обозначаются одним словом у взрослых людей, и нужно знать конкретного ребенка, чтобы иметь возможность понимать его собственные слова. Что в конкретный момент ребенок называет словом «уа»?

Это зависит от контекста, оттого, какой предмет находится в зоне видимости ребенка. Подобные картины могут наблюдать многие родители. Так, например, «кися» может обозначать кошку, меховые вещи, волосы и т.д. Описаны случаи, когда одно такое слово имело 11 значений.

Несложно понять те трудности, которые возникают у взрослых при общении с помощью такого вот необычного языка. При этом ребенок все еще остается очень беспомощным в бытовом плане, его потребности многообразны и сложны.

А способы регулировать действия окружающих, еще столь несовершенны. В психологии отмечают, что кризис первого года жизни порождает большое напряжение у ребенка, которое часто заканчивается взрывом негативных чувств.

  • 1-я ступень — ребенок прикладывается к груди по требованию, то есть в тот момент, когда у него появилась необходимость в пище или успокоении.
  • 2-я ступень — ребенок прикладывается к груди во время укладывания на дневной и ночной сон, а также в ночное время.
  • 3-я ступень — ребенок прикладывается к груди только ночью, все остальное время он находит другие способы удовлетворения своих потребностей. В некоторых случаях бывает так, что ребенок приучается вначале обходиться без ночных кормлений. Тогда на последней ступени у него остаются только прикладывания перед сном.

Особенности эмоционального развития ребенка в 1, 2 и 3 года

  • упрямство, непослушание, настырность, требование повышенного внимания к себе — одним словом, трудновоспитуемость;
  • отказ выполнять привычные и необходимые процедуры, попытки делать всё по-своему;
  • обиды, агрессия, нетерпимость к замечаниям;
  • повышенная капризность;
  • непоследовательность и противоречивость: кроха может что-нибудь попросить и тут же передумать.

Кризис первого года жизни ребенка

Ребенок познает мир в действии, в движении. У него пока нет возможности знакомиться с ним иначе (например, путем наблюдения). Он способен понять то, что предметы могут падать и разбиваться только путем сбрасывания их, но не путем зрительного анализа предметов и их свойств.

Ребенок не способен рассуждать так: предметы имеют вес и падают вниз, если подвинуть на край стола — они потеряют устойчивость и упадут (поскольку предмет стеклянный, он, скорее всего, разобьется). Малыш просто двигает что-то к краю, повинуясь любопытству.

Способность к обобщению у детей практически отсутствует, поэтому один упавший предмет не дает информацию о других предметах с аналогичными свойствами. Это действие малыш будет пробовать много раз. Нельзя ожидать от ребенка хода рассуждений подобно тому, который есть у взрослого.

Этот период кризиса одного года в возрастной психологии называют иногда «деструктивной фазой», «этапом разрушения». Ребенок может ломать предметы. Им движет исключительно познавательный интерес, не стоит приписывать ему нехороших намерений.

Простой пример проявления кризиса: дети от 1 года до 2 дет часто рвут книги и вообще склонны пробовать на прочность все, что попадает им под руку. Это вызывает раздражение родителей, которые уже один (а чаще больше, чем один) раз объяснили, что этого делать «нельзя», потому что «книжки не рвут».

Нужно правильно понимать импульс, который движет ребенком. Он вовсе не хулиганский: это игра с вещами. Ребенок сминает и рвет бумагу потому, что для него это удивительная вещь — как из одной формы под его руками получается совсем другая, и так до бесконечности.

А потом то, что было целым, оказывается, можно разъединить — разорвать. Это удивительный для ребенка опыт. Основная характеристика кризиса 1-го года – жажда к познанию. Именно бесчисленное количество подобных опытов ведет к развитию мозга ребенка, ведь, по сути, в моменты таких вот действий он — исследователь, первооткрыватель.

К тому же для ребенка это очень важный опыт собственного влияния на что-то — ему подвластна материя! И правила для этих действий у него совершенно свои. При этом резкая реакция родителей только пугает и возмущает его, отбивая к тому же желание действовать, повинуясь своему любопытству.

Сердиться на ребенка, в период кризиса 1-го года жизни, который никак не поймет, что рвать книжки не нужно, — значит просто не понимать того, как видит мир ребенок, не учитывать особенности его возраста.

Конечно, книги рвать нельзя, но их просто не должно быть в зоне досягаемости ребенка, пока он играет один. А если уж попалась ребенку дорогая вашему сердцу книжка, которую он планирует разорвать, постарайтесь забрать ее и дать взамен то, что можно смело порвать (например, старый журнал).

Нужно правильно понимать, что ребенком в его хаотичной (на взгляд взрослого) деятельности движет уникальное по своей полезности чувство — интерес. Психология развития кризиса 1-го года такова, что ребенок всегда что-то делает, чем-то занят.

Ограничивать малыша — значит, гасить этот самый интерес, а это имеет долгосрочные последствия. Ребенок учится пассивности, становится тревожным или неуправляемым, привыкает не слушаться родителей. Дело в том, что сила этой природной тяги к исследованию очень велика, и желание изучать мир, постоянно двигаться очень мощное. Против него фактически бессильны запреты, поэтому ребенок их все время нарушает.

Кризис первого года жизни ребенка

Другой важный факт, касающийся особенностей проявления кризиса 1 года, что движения ребенка в силу уровня его развития еще очень неточны, и управление своим телом (даже элементарная ходьба) — дело для него нелегкое.

Малыш должен еще обжиться в своем теле, на учиться точно двигаться. И именно эта задача толкает его на постоянное движение, тренировку своих сил. Движение для ребенка — это процесс развития всех наиважнейших его систем.

Можно привести простой пример: ребенок карабкается на неустойчивую конструкцию (например, на лошадку-качалку). Дайте ему возможность самому сделать это, при необходимости просто подстраховав. Не стоит ни бросаться подсаживать, ни запрещать действие как опасное, если вы находитесь рядом.

Просто чуть помогите ему, например, придержав саму лошадку. Не вставайте преградой между миром и активностью ребенка и не стремитесь все сделать для него, чтобы помочь. В данном случае лучший опыт для него — самостоятельное действие.

Возрастные особенности детей раннего возраста таковы, что ребенок импульсивно откликается на все стимулы в окружающей его среде. Для него каждый предмет обладает непреодолимой притягательностью, влечет его к себе потрогать, лизнуть, постучать им обо что-то.

Ребенок как бы чувствует побуждающий призыв от каждого предмета в его окружении, предметы манят ребенка потрогать их, исследовать. И сдержать этот свой импульс он не имеет ни желания, ни возможности.

Кризис первого года жизни ребенка

Так объясняется поведение, которое раздражает многих взрослых. Обычно про такие явления говорят: ребенок везде лезет, не понимает запретов, все тянет в рот. Естественно, что и контролю со стороны взрослых такое поведение практически не поддается.

Что бы они ни делали, переломить законы природы невозможно, и ребенок с высокой полезависимостью продолжает вести себя именно таким образом.

Благодаря этой возрастной особенности детей 1-3 лет можно с успехом использовать метод переключения внимания ребенка в случае нежелательного поведения. Этот метод можно считать основным маневром прерывания нежелательного поведения в течение, по крайней мере, двух первых лет жизни ребенка.

Используйте способность малыша мгновенно переключать свое внимание, когда хотите прекратить нежелательные действия ребенка. Не противодействуйте ему, просто учитывая эту характеристику особенностей детей раннего возраста, переключите его внимание.

Легко заметить, что все предметы маленькие дети исследуют ртом. Рот для ребенка является первым анализатором, то есть воспринимающей системой. С помощью нее малыш получает информацию о предметах, и другого способа у него пока нет.

Позже кроха сможет получать информацию, ощупывая предметы с помощью рук, а затем — и путем простого наблюдения. Но до этого времени еще пройдет не один год, а в возрасте до двух-трех лет такое поведение, как засовывание в рот предметов, нормально и его не следует прерывать (исключая те случаи, когда это опасно для здоровья — например, предметы слишком грязные или слишком мелкие).

Кризис первого года жизни ребенка

Родители часто задают вопрос, до какого же времени ребенок будет тянуть все в рот. Точного ответа на такой вопрос нет. У всех детей это происходит в свое время: обычно в пределах от одного года до трех лет.

Если у ребенка старше трех лет наблюдаются особенности развития, присущие ребенку в 1 год (например, засовывание в рот предметов), то это может быть тревожащим признаком. В таком случае малыша лучше показать специалисту. До этого возраста волноваться не стоит.

На втором году жизни ребенок может сконцентрировать свое внимание на чем-то своем. Однако особенности детей 1-3 лет таковы, что их внимание ограничено и может идти только по одному каналу, например, по слуховому или по зрительному, но не по двум одновременно.

В возрасте двух-трех лет ребенок уже может переключать внимание в ответ, например, на обращение к нему, а затем вновь продолжать свое дело.

Только к 4—5 годам малыш сможет воспринимать информацию по двум каналам (например, зрительному и звуковому) одновременно. До этого бесполезно ожидать, что увлеченный своей игрой малыш воспримет ваши инструкции и бросится их выполнять.

Учитывая эту характеристику особенностей развития детей раннего возраста, прежде чем сказать ребенку что-то важное, добейтесь концентрации внимания на вас и ваших словах. Для этого используйте простые методы: присядьте на один уровень с малышом, загляните ему в глаза, дождитесь, чтоб он действительно обратил на вас внимание.

Малыши не отличают сны и фантазии от реальности. Для них все явления, происходящие в их внутреннем мире, столь же реальны, как и события, имеющие место на самом деле. С этим связаны по крайней мере два недоразумения: обманы совсем маленьких детей и трудности в связи с воображаемыми опасностями иенами.

Предлагаем ознакомиться:  Как отучить ребенка жадничать?

Некоторые родители, сталкиваясь с обманами малышей, начинают чрезмерно переживать, усматривая в этом врожденные пороки или непреодолимую наследственность. На самом же деле, обман ребенка до трех лет — это еще и не совсем обман.

Например, малыш может говорить вам, что он доел кашу, хотя легко проверить, что она стоит нетронутая на столе. Действительно, ребенок мог фантазировать о том, что каша съедена, ил и его желание, чтобы каши на тарелке уже не было, так сильно, что он принял его за реальность.

Для ребенка фантазия так же реальна, как и сама реальность, принципиальной границы он между этими явлениями не проводит. Но можно представить себе возмущение взрослого, которому ребенок вот так вот «врет в глаза».

  1. Малыш перестает слушаться родителей. Он может стать с ними очень требовательным и агрессивным. А еще он начинает избегать посторонних.
  2. Ребенок переполнен чувством уверенности, что все может делать сам, даже если ему не хватает умений.
  3. У ребенка очень часто меняется настроение. Малышу ничего не нравится, ему очень трудно угодить.
  4. Ярко проявляется противоречивость в поступках. Он обнимает, а затем сразу же кусает, щипает, бьет. Очень просит что-нибудь, а получая — выкидывает!
  5. На замечания в его адрес ребенок реагирует болезненно. Он становится очень ранимым и обидчивым.
  6. Довольно часто капризничает без причины. И не знает, чего хочет.
  7. Опять, как и в раннем младенчестве, боится упустить из виду маму. И ходит, зацепившись за нее.

С чем связан кризис?

Как мы уже сказали, с началом прямохождения. Здесь и возникает непонимание родителями состояния ребёнка — ведь для взрослых это привычно, а для малыша — удивительное открытие.Не описать словами, в какой восторг это приводит ребёнка!

Присмотритесь на улице к деткам, делающим первые шаги, как они светятся от счастья! Выражения их лиц совершенно отличаются от лиц взрослых озабоченных людей, которые спешат по своим делам. 

Годовалые дети уже достаточно взрослые, чтобы понимать, что в их жизни в данный момент что-то меняется, причём меняется в лучшую сторону. Именно эта ситуация и способствует появлению первого кризиса. 

Но почему именно теперь? Ответ на этот вопрос предельно прост. С началом прямохождения малыш начинает чувствовать независимость от мамы. Ещё пару дней назад он боялся остаться один даже на минутку, а уже сегодня радостно убегает от мамы, не обращая внимания на её призывы.

Самостоятельная остановка носового кровотечения у детей

А между тем, у вашего взбунтовавшегося малыша назревает внутренний конфликт. Если раньше он мирно терпел всё, что с ним делали: ел, что давали, одевал, что надевали, то теперь всё поменялось.

Кризис первого года жизни ребенка

Самостоятельность эта начинает доставлять родителям всё больше неудобств, потому что теперь она проявляется в ежедневных конфликтах. Получается тупиковая ситуация, когда ребёнка уже нельзя заставить что-то сделать своим приказом, а договориться тоже пока не получается, ввиду отсутствия у него достаточных речевых навыков.

В этот период у родителей всё же имеется кое-какая таблетка от капризов — переключать внимание малыша. Сделать это легко, ведь кроха пока что руководствуется лишь сиюминутными желаниями. Эту особенность годовалого ребёнка очень активно используют взрослые для преодоления проблем, связанных с кризисом 1-го года.

Носовое кровотечение – непременный спутник любой травмы носа, частый симптом простудных заболеваний, артериальной гипертензии, перегревания, переутомления и других патологических состояний.

Нет на свете, пожалуй, ни одного человека, который хотя бы раз не видел носового кровотечения или не испытал бы его на себе.

Почему же с таким простым явлением мама не может справиться самостоятельно, а если и пытается, то в большинстве случаев делает это неправильно? Остановка носового кровотечения у детей с нарушением факторов свертываемости может происходить позже или не происходить совсем.

Кто сказал, что для лечения носового кровотечения у детей надо запрокинуть голову или уложить ребенка в постель? Ни в одной популярной медицинской книге вы не найдете такого совета. Так почему же в большинстве случаев родители поступают именно так?

В результате кровь из носа в полном соответствии с законами физики течет не наружу, а в глотку и по пищеводу попадает в желудок, который через некоторое время освободится от нее при помощи рвоты. Увидев в рвотных массах сгустки крови, родители теряют голову, подозревая самые невероятные и тяжелые заболевания.

Если рвоты не произошло, то кровь из желудка попадет в кишечник, и на следующий день вы обнаружите кровь в кале, и вновь почувствуете необоснованное беспокойство за здоровье ребенка.

При носовом кровотечении ребенок должен сидеть, слегка наклонившись вперед, тогда кровь не попадет в желудок и в дыхательные пути.

Кризис первого года жизни ребенка

При оказании неотложной помощи при носовом кровотечении у детей зажмите носовой ход, из которого вытекает кровь, пальцем на 5–7 минут, приложите холод на переносицу, и кровотечение остановится без дополнительных средств.

Если под рукой есть 3 %-й раствор перекиси водорода, смочите ею ватный фитилек, введите в носовой ход и зажмите его. Хороший эффект дает введение в носовой ход кусочка гемостатической (кровоостанавливающей) губки.

У некоторых детей носовое кровотечение из одной и той же ноздри повторяется довольно часто. Это связано с наличием на слизистой оболочке носа зоны поверхностно расположенной капиллярной сети, называемой зоной Киссельбаха.

При малейшей травматизации слизистой из этого участка начинается кровотечение. Обратитесь к отоларингологу, и на эту зону найдется управа в виде прижигающего средства. Частые и длительно не останавливающиеся носовые кровотечения заставят врача направить ребенка на анализ крови, чтобы исключить серьезные заболевания кроветворной системы.

Статья прочитана 683 раз(a).

Обнаружили укус клеща у ребенка: что делать

Кризис первого года жизни ребенка

Не стоит демонстрировать своё превосходство над ребёнком: «Мы — люди взрослые, и только мы знаем, что нужно делать и как. А тебе придётся слушаться, хочешь ты этого или нет!» 

Родителям некогда вести перманентную «войну» с маленьким бунтарём: они заняты, всегда куда-то спешат, устают, у них не хватает ни сил, ни желания придумывать что-то, чтобы постоянно переключать внимание малыша.

А между тем такая авторитарная, директивная манера воспитания очень опасна: ведь этот кризис первый, но не последний. Он появляется на определённых этапах развития личности вовсе не случайно и очень важен для будущей жизни уже взрослого человека.

У ребёнка в период кризисных явлений формируется линия самостоятельности и автономий. Если эту линию очень сильно «пережать», это может остаться с человеком на всю жизнь. Вы же не хотите, чтобы ваш сын и в сорок лет не мог оторваться от маминой юбки, и был несамостоятельным, апатичным человеком?

Вы должны не поддаваться эмоциям, а выработать чёткую стратегию своего поведения, которую можно выразить фразой: «быть рядом, но никогда не навязываться ребёнку». Эмоционально, своим душевным теплом и заботой, дайте малышу понять, что придёте ему на помощь по первому зову.

Если вдруг ваше чересчур самостоятельное чадо заблудится «в трёх соснах», вы должны быть тут как тут. Не допускайте ситуаций, когда кроха вас потеряет и будет кататься в истерике, не в силах справиться с нервным перенапряжением. Не вздумайте таким образом «наказывать» его за непослушание!

Но и изображать из себя курицу-наседку, не дающую ступить шагу, тоже не годится. Ни излишняя опека, ни отстранённость не помогут правильному формированию автономности личности. Вырастет ли из вашего ребёнка самодостаточный и уверенный в себе человек, способный принимать решения и вершить свою судьбу — во многом зависит от выбранной вами тактики поведения.

Для того чтобы исключить ошибки при ведении диалога с годовалым ребенком, медицинские специалисты в области детской психологии и педиатрии советуют родителям обратить внимание на свое поведение, которое нередко бывает недопустимым.

  • Лишать ребёнка возможности почувствовать себя самостоятельным. Такие дети в процессе взросления формируются как инфантильные личности, неспособные к принятию решений и достижению каких-либо жизненных целей;
  • Показывать собственное превосходство, психологическую и физическую силу. Важно помнить, что ребёнок не всегда будет меньше и слабее, а его угнетение в столь ответственный период повлечет за собой развитие психологической травмы и агрессии;
  • Вести разобщенную систему воспитания. Получив запрет от одного из родителей и разрешение от другого, у малыша может сформироваться неправильное мировосприятие, которое впоследствии приведет к расстройствам личности;
  • Бросать все дела и реагировать на первый крик и каприз ребенка. Если родители потакают капризам малыша, то в его голове формируется четкое понимание того, что он имеет психологические рычаги давления на маму и папу, что крайне нежелательно.

Для того чтобы воспитать ребёнка здоровой и социально-адаптированной личностью, родителям необходимо следить за собственным поведением. В возрасте 1 года и старше дети склонны копировать модель поведения своих родителей. В присутствии малыша не следует выяснять отношения и ругаться нецензурной бранью.

Кризис первого года жизни ребенка

Как известно, после долгой бури наступает штиль. Когда малыш совместно с родителями выходит из столь трудного периода, в его голове формируется самосознание и восприятие окружающего мира. Он продолжает развиваться физически и интеллектуально, осваивать новые навыки взаимоотношения с людьми и способы преодоления тех или иных трудностей.

Если молодые родители сумели достойно пережить этот отрезок времени, то их вознаграждением за труды становится психологическая стабильность и гармония во взаимоотношениях с подрастающий малышом. Аналогичного мнения придерживается известный специалист в области педиатрии доктор Комаровский, который рекомендует запастись терпением и не оказывать давление на подрастающего малыша.

Вернувшись с прогулки, тщательно осмотрите друг друга: не принесли ли на себе непрошенного гостя. Если обнаружили укус клеща у ребенка, первое, что делать – убирать присосавшееся насекомое. Для этого капните на него растительное масло, обвяжите туловище прочной нитью и, закручивая нить против часовой стрелки, аккуратно извлеките клеща, а ранку обработайте йодом.

Если клещ обнаружен сразу, как только вернулись из леса, удалить его легко, ведь он еще не успел основательно внедриться. Шансы на успех снижаются, если с момента присасывания прошло несколько часов или суток.

После укуса клеща необходимо в течение 30 дней (максимальный инкубационный период) наблюдать за пострадавшим. Заболевание может проявиться уже через неделю. Такие симптомы после укуса клеща у ребенка как повышение температуры до 39–40°С, озноб, головная боль, тошнота, рвота, требуют немедленного обращения к врачу.

Часто присоединяются такие признаки после укуса клеща у ребенка как боль в глазах, суставах, мышцах. Если больной уже забыл об имевшей место неприятной встрече с клещом, то заболеванию присваивается статус гриппа или ОРВИ, и лишь появление симптомов поражения центральной нервной системы заставит подумать о клещевом энцефалите.

У больного появляется повышенная чувствительность кожи к прикосновениям, а органов чувств – к яркому свету, громким звукам. Нарушается сознание, появляется бред, галлюцинации, потеря сознания, судороги.

«А почему нельзя применять облепиховое масло? Ведь везде написано, что оно употребляется в лечении ожогов», – спросите вы.

Облепиховое масло действительно применяется для лечения ожогов в качестве средства, способствующего заживлению раны, и в дальнейшем вы будете использовать его в чистом виде или в составе лекарственного препарата олазоль.

Готовность ребенка к отлучению от материнской груди

  • Состояние матери. Это может быть психическое или физическое утомление, или болезненное состояние.
  • Культурные предписания. В разных странах и в разное время предписывалось грудное кормление ребенка по определенным правилам. Эти предписания всегда связывались не только с физиологией ребенка, но и с представлениями о его психологическом развитии.

Например, существует описание двух соседних индейских племен. В одном из них было принято кормить ребенка грудью до 3—5 лет, считалось, что таким образом развивается щедрость у подрастающего поколения.

То есть, если мать кормила ребенка без ограничений до тех пор, пока он сам этого хочет, ему давалось представление о щедрости и ожидалось, что он впитывает эту щедрость буквально с молоком матери. В соседнем же племени детей начинали отлучать от груди с 6 месяцев.

Таким образом, индейцы стимулировали раннее развитие самостоятельности. У этих индейцев считалось, что отлучение — важный этап, шаг к самостоятельности и независимости, и чем раньше он произойдет, тем более самостоятельным будет ребенок.

С современной точки зрения эти взгляды не кажутся оправданными, однако отсюда становится понятным, что в различных культурах характеру и длительности кормления грудью приписывается самое разнообразное влияние наличность ребенка.

Кризис первого года жизни ребенка

У Льва Толстого есть упоминание о том, что русские крестьянки кормили детей в течение трех постов (то есть либо чуть больше, либо немного меньше года).

В животном мире отлучение от грудного вскармливания также часто происходит по инициативе матери, самки, которая в силу своего состояния или необходимости отлучек отказывает детенышам и таким образом вынуждает их осваивать новые способы получения пищи и восстановления состояния покоя.

Каждая женщина принимает решение об отказе от кормления грудью индивидуально.

Ниже рассмотрены готовность и состояние матери и ребенка к такому шагу, а также этапы плавного способа, как отучить младенца от груди.

В таком случае единственный вариант — резкое отучение ребенка от грудного вскармливания, что всегда травматично для малыша и часто для матери. В случае же своевременной реакции на сигналы дискомфорта во время кормления женщина имеет возможность реорганизовать процесс кормления каким-то образом.

Это может быть сокращение количества прикладываний ребенка к груди и сохранение грудного вскармливания, либо плавное отлучение. Такая плавность смягчит влияние стресса, позволит ребенку адаптироваться постепенно без лишней нагрузки.

Одним из важнейших факторов, которые влияют на процесс отучения от кормления грудью, является состояние матери, ее готовность вводить новые правила, понимание самого процесса, ее мотивация и психологический настрой.

Давление окружения. Женщина хочет отлучить от груди ребенка, так как часто слышит от близких людей, что он уже очень большой и стыдно, вредно, опасно продолжать его кормить. К этому добавляется давление более широкого социального круга (врачи, соседи, педагоги, знакомые), которые разделяют мнение о том, что ребенка долго кормить вредно.

Предлагаем ознакомиться:  Частый жидкий стул у ребенка 2 года

В результате женщина может оказаться в своеобразном двойном кольце: ее ближайшее окружение, родственники, составляют первое кольцо, а более широкая общественность — второе кольцо. Под таким давлением женщина часто принимает решение об отказе от грудного вскармливания ребенка.

Каким образом такой мотив может повлиять на успех в процессе отлучения? Если женщина принципиально согласна с идеей о своевременности отлучения, то проблем, как правило, не возникает. Проблемы начинаются в том случае, когда она сама внутренне противится отлучению и делает это только под давлением окружающих.

Тогда она говорит «да», внутренне говоря «нет». При таких обстоятельствах могут возникнуть проблемы с отлучением, так как женщина просто не хочет прерывать кормление. В таком случае сопротивление ребенка для нее просто повод оставить усилия в этом направлении, чего изначально она и хотела.

Влияние стереотипа. Это второй мотив, который может лежать в основе желания матери приступить к отлучению. Слабое место такого мотива — недостаточная обдуманность, осмысленность принятия решения. Внутренняя позиция матери хорошо описывается словами: «Да, вроде пора уже…» При этом почему пора, зачем это нужно, женщина, как правило, недодумывает.

Такое положение может так же сказаться на успехе отлучения от груди, так как женщина не имеет в этом случае устойчивой и осмысленной позиции. Вроде надо отлучать, а может, и не надо… Подобная причина отказа от грудного вскармливания ребенка часто приводит к непоследовательности в действиях, неуверенности и неопределенности поведения матери.

Сильная зависимость ребенка. Мать может считать, что ребенок слишком робкий и зависимый вследствие того, что он долгое время находится на грудном вскармливании, и, если его от груди отлучить, тогда он станет самостоятельнее.

Как правило, качества ребенка определяются множеством факторов: это и его природный темперамент, и события в жизни, и вся система взаимоотношений со взрослыми. Убрав один элемент из жизни малыша (даже такой важный, как грудное вскармливание), ситуацию изменить невозможно.

А при тревожном состоянии ребенка можно получить даже еще более зависимое поведение, чем до отлучения. Так что такой способ поощрения самостоятельности, как отлучение от груди, вряд ли можно считать правильным.

Страх неадекватного поведения ребенка в общественных местах. Некоторые женщины боятся, что уже подросший ребенок поставит их в неудобное положение, публично требуя грудь или говоря об этом.

Надо понимать, что поведение ребенка и грудное вскармливание—это две самостоятельные, относительно независимые вещи. Вы можете кормить ребенка сколь угодно долго, одновременно поставив определенные рамки и границы дозволенного.

Дети ведут себя неподходящим образом не из-за самого факта грудного вскармливания за пределами года, а совсем по другим причинам. Ребенок всегда ведет себя так, как ему позволяют себя вести. И если ребенок в общественном месте пытается раздевать мать, чтобы получить грудь, то виновато в этом не грудное вскармливание, а неумение этой матери поставить границы дозволенного поведения ребенку.

Пятым мотивом прекращения грудного вскармливания является страх, что если ребенок находится на грудном вскармливании, то мать не может оставить его надолго днем или поручить его укладывание на ночь кому-то из близких.

Этот мотив возникает из-за недостаточной осведомленности родителей о поведении и потребностях ребенка. Женщина может оставлять малыша на длительный период, и в это время он будет удовлетворять свои потребности в еде, питье и утешении теми средствами, которые ему будут предоставлены людьми, оставшимися с ним рядом.

Усталость, психическое и физическое утомление матери. Осложнения возникают в том случае, если этот мотив сопряжен с сильным чувством вины женщины по поводу того, что она ставит свои интересы во главу угла.

Такой вариант может осложнять процесс отлучения, толкать мать на постоянные уступки ребенку, например, если он плачет. Это происходит из-за того, что в глубине души женщина не чувствует себя вправе поличным причинам прерывать грудное вскармливание

В таком случае стоит подумать о том, какую пользу может принести малышу психически истощенная и раздраженная мать, пусть даже и кормящая грудью.

Мать может стать «зависима» от грудного вскармливания, как от надежного средства утешения младенца в любой ситуации. Проще дать грудь в ситуации, когда ребенок плачет, чем изобретать что-то еще. Со временем такой маме может казаться, что другого средства утешения для нее не существует или это средство во много раз слабее, чем грудь.

То есть мать при невозможности давать грудь чувствует большую тревогу: как справляться с плачем и недовольством ребенка без этого? Происходит сужение диапазона возможного взаимодействия мать-ребенок.

Чтобы не попасть в такую ситуацию, необходимо постоянно обогащать способы контактов с ребенком новыми формами (в соответствии с возрастом), пробовать новые отвлечения, утешения. Именно эти способы, которые нужно постоянно мягко вводить и разнообразить.

Часто тесный телесный контакт с ребенком, который происходит во время кормлений, становится для женщины настолько эмоционально наполненным и, соответственно, значимым, что ей трудно отказаться от этого процесса.

Эмоциональный подъем и приятные чувства в норме сопровождают процесс грудного вскармливания, однако важно, чтобы это не стало единственным источником, который питает эмоциональные потребности женщины.

Часто такого рода искажения встречаются в случаях, когда существует большая дистанция между женщиной и ее мужем либо когда мать растит ребенка одна. Тогда малыш невольно бессознательно втягивается в ситуацию, где он удовлетворяет потребности матери в близости, любви и эмоциях.

Такая ситуация вредна не только для супругов, но и, прежде всего, для ребенка. Чтобы этого не произошло, необходимо укреплять ту часть жизни женщины, которая может удовлетворить ее эмоциональные потребности (прежде всего, отношения с супругом и близкими людьми).

Существует сила привычки. В зависимости от личностных особенностей матери ей может быть слишком тяжело менять жизненные уклады. Сила привычки действует на всех людей, но есть отдельные люди, которым менять стереотипы поведения особенно тяжело.

  • 6.00-6.30. Кормление.
  • 6.30-8.00. Бодрствование.
  • 8.00-10.00. Сон.
  • 10.00-10.30. Кормление.
  • 10.30-12.00. Бодрствование.
  • 12.00-14.00. Сон.
  • 14.00-14.30. Кормление.
  • 14.30-16.00. Бодрствование.
  • 16.00-18.00. Сон.
  • 18.00-18.30. Кормление.
  • 18.30-20.00. Бодрствование.
  • 20.00-21.30. Сон.
  • 21.30-22.00. Купание.
  • 22.00-22.30. Кормление.
  • 22.30-6.00. Ночной сон.
  • 3.00. Ночное кормление (при необходимости).

Что вы можете ещё предложить малышу?

Конечно, творческий подход, своё чувство юмора и умение играть и веселиться. С такими волшебными качествами можно враз разрешить любую проблему, превратив её в игру. Малыш не хочет надевать рубашечку?

Иметь право выбора — это очень важно, и ваш маленький обязательно оценит это доверие. 

Не хочет надевать подгузник или фартучек? Наденьте что-то похожее на плюшевого зайчика, пусть он покажет малышу пример. Очень могут помочь и развивающие игры. Пирамидки, матрёшки, конструкторы — всё это даст выход кипучей энергии и поможет переключить внимание крохи.

Только действуя вместе с ребёнком, но не вместо него, можно очень быстро преодолеть кризис первого года жизни, заодно заложив надёжную основу для гармоничного развития и прекрасных, доверительных отношений с ребёнком в будущем.

Какой выбрать термометр? Дело ваше. Это может быть наш старый добрый знакомый – ртутный градусник или относительно новый электронный термометр, который подаст звуковой сигнал по окончании измерительного процесса.

Лучшее место для постановки термометра – подмышечная область или паховая складка, где его надо подержать 5–7 минут. Процедура эта совершенно безболезненная и не вызывает беспокойства у ребенка. Перед введением градусника подмышечную или паховую область следует насухо протереть и несколько секунд проветрить.

Наличие влаги или теплое укутывание могут дать неправильные показания. В месте постановки термометра не должно быть воспалительного процесса (покраснение кожи, наличие опрелостей, припухлости), так как он вызывает местное повышение температуры.

Некоторые мамы любят измерять температуру в ротовой полости или прямой кишке. Эти методы тоже имеют право на существование. Только следует помнить, что ректальная температура окажется выше на целый градус, а измеренная в ротовой полости почти совпадает с кожными показателями.

Будьте осторожны при измерении ректальной температуры ртутным градусником. При неосторожном движении беспокойный ребенок может сломать стеклянный наконечник. Да и вообще без особой надобности не стоит лезть в прямую кишку.

Другая, еще более серьезная, причина отравления детей – легкомысленное отношение матери к здоровью собственного ребенка, ее невнимательность и расчет на русский “авось”.

Годовалый малыш проснулся рано и вылез из кроватки. Мама одела его и пустила на «свободный выпас», а сама легла досыпать.

Скажете: такого не может быть? К сожалению, может, как и все остальные случаи из личной врачебной практики.

Малыш, оставшись без присмотра, с удовольствием хозяйничал на кухне, рассыпал крупу, разлил масло, а потом забрался на стул и достал с полочки бабушкин клофелин. Через час, когда проснулась мама, спал уже малыш, зажав в кулачке флакончик с таблетками.

В гости к маме пришла подружка, с которой давно не виделись. Накопилось столько новостей, требующих немедленного обсуждения за чашкой кофе и сигаретой. Но ведь пассивное курение вредно для ребенка. Поэтому его оставили в комнате, а сами удалились на кухню.

Двухлетняя девочка играла на полу с игрушками и вдруг там же на полу уснула. Мама перенесла ее в кроватку и занялась домашними делами, довольная, что ребенок не мешает. Через какое-то время мать обратила внимание, что сон девочки беспокоен, она плачет, не просыпаясь, производит беспорядочные движения конечностями, словно отбиваясь от кого-то.

Врач скорой помощи заподозрил лекарственное отравление детей, и на полу среди игрушек был обнаружен пузырек с амитриптилином (применяется при депрессиях). Беспокойное поведение ребенка объяснялось возникновением галлюцинаций.

Мама налила в чайник «антинакипин» и оставила на ночь, чтобы растворился весь осадок. Когда рано утром малыш потребовал законную бутылочку, полусонная мама развела молочную смесь водой из злополучного чайника и дала ребенку.

Подобных примеров можно привести тысячи.

Настораживающим моментом, заставляющим мать подумать об отравлении, является изменение поведения ребенка: обычно активный и веселый, он вдруг становится вялым, сонливым, засыпает в неурочное время. Сон такой глубокий и крепкий, что его невозможно разбудить.

Или, наоборот, во сне ребенок совершает активные движения, ползает по кровати, отбивается от кого-то руками и ногами, плачет, кричит, не просыпаясь. Такое поведение свидетельствует о галлюцинациях. Могут возникнуть судороги, потеря сознания.

Подумайте об отравлении, если:

  1. у вашего малыша насморк, и вы, не жалея лекарства, закапываете ему в нос нафтизин, галазолин, санорин, а ребенок становится вялым, отказывается от еды и просится спать;
  2. ребенок вдруг становится дурашливым, смешливым без причины, его «штормит», т. е. шатает в стороны при ходьбе, он натыкается на предметы, спотыкается на ровном месте;
  3. среди полного здоровья внезапно ухудшается состояние ребенка, нарушается сознание, появляются судороги, а признаки острого воспалительного заболевания отсутствуют.

Вызывайте скорую помощь и расскажите о своих наблюдениях и подозрениях врачу. Чем раньше вы это сделаете, тем лучше для ребенка.

Во всем мире количество острых отравлений неуклонно растет, эту ситуацию называют «ползучей катастрофой». Неужели ничего нельзя сделать, чтобы уберечь детей от воздействия токсических веществ? Можно и даже нужно!

Если произошло несчастье, родители должны оказать страдающему малышу правильную помощь.

К огромному сожалению врачей скорой помощи, первыми встречающимися с пострадавшим ребенком, в подавляющем большинстве случаев действия родителей приводят к усилению болей в месте поражения и наносят вред в плане дальнейшего течения болезни.

Спросите у своих знакомых, как оказать помощь при ожоге? И 8 человек из 10 ответят: «Надо намазать облепиховым маслом». На втором месте после любимой облепихи стоит мазь «Спасатель», оставшиеся места распределены поровну между растительным маслом, сырым картофелем, крахмалом, детской мочой, яичным белком и т. д.

Не мечитесь по квартире в поисках заветной бутылочки с маслом или тюбика с мазью.

Если обожжена рука или нога, подставьте ее под струю холодной воды. При термических ожогах у детей туловище закройте пеленкой, намоченной холодной водой, и меняйте ее по мере согревания на более холодную.

И не прокалывайте пузыри, появившиеся на поврежденной коже, чтобы не добавлять страданий ребенку и не внести инфекцию. Холодная вода уменьшает боль и не позволяет ожогу распространяться в глубь и в ширину.

Если охлаждение ожоговой поверхности начинается сразу после несчастного случая, то температура тканей на глубине 1 см приходит к исходной уже через 20 секунд, тогда как без охлаждения – только через 15 минут (!).

Если у вас в аптечке есть противоожоговая повязка «Апполо», то вашему малышу несказанно повезло. Наложение этой салфетки на ожоговую поверхность мгновенно охлаждает ее, снимает боль и защищает от инфицирования.

Охлаждение является единственным действенным методом оказания первой помощи при ожогах.

Дальнейшее лечение проведет бригада скорой помощи и при необходимости госпитализирует пострадавшего.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Про детей
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector