Характеристика детей первого года жизни

Вопросы и задания

1. Охарактеризуйте
физиологические и поведенческие
особенности периода новорожденности.

2. Какие существенные
новообразования в двигательной сфере
характерны для первого полугодия?

3. Охарактеризуйте
психофизиологические особенности
младенца первого полугодия. Какова роль
сенсорных систем в формировании
психических процессов и поведения
младенца?

4. Какие изменения
в регуляции внутренней среды и метаболизма
происходят в течение 1-го года жизни
ребенка?

5. Формирование
каких мозговых механизмов определяет
развитие познавательной деятельности
ребенка?

Глава 20. Дошкольный возраст

характеристика детей первого года жизни

(ОТ 3 ДО 6-7 ЛЕТ)

Возраст 3 лет
является переломным моментом в развитии
ребенка и характеризуется важными
качественными изменениями многих
функций организма. Не случайно этот
календарный возраст является социально
признанной границей между ясельным
возрастом и возрастом поступления
ребенка в детский сад.

Между тем как
физиологическое, так и психофизиологическое
развитие ребенка не обеспечивает ему
еще того уровня самостоятельности,
который необходим для адаптивного
пребывания в детском учреждении.

В
дошкольном возрасте происходят
значительные преобразования в деятельности
всех физиологических систем детского
организма, и к 6—7 годам ребенок приобретает
тот уровень морфологического и
функционального развития, который
обычно называют «школьной зрелостью».

Рост и физическое развитие

Скорость
роста.
Интенсивность ростовых процессов после
3 лет снижается. Пропорции тела продолжают
изменяться, ребенок вытягивается, его
туловище постепенно становится
относительно более узким. В возрасте
4—5 лет начинают проявляться половые
различия в строении тела, хотя еще слабо
выраженные.

В период от 5 до 7 лет
наблюдается увеличение скорости роста
тела в длину (так называемый «полуростовой»
скачок),
причем конечности в это время растут
быстрее, чем туловище. На этом основан
так называемый «филиппинский тест»:
ребенку дают задание провести руку над
головой и коснуться противоположного
уха (рис. 74).

Если полуростовой скачок
еще не прошел, ребенок не может дотянуться
до уха. Завершение полуростового скачка
проявляется в том, что ребенок свободно
дотягивается до верхнего края ушной
раковины или даже до ее середины на
уровне козелка.

Рис. 74.
Филиппинский тест

Смена
зубов.
Изменения в пропорциях и темпах роста
затрагивают и кости черепа. Черепная
коробка достигает к этому возрасту уже
4/5 своего окончательного размера и затем
растет крайне медленно. Сильно начинают
изменяться кости, составляющие каркас
лица.

Увеличиваются челюсти, молочные
зубы перестают соответствовать по своим
размерам новым пропорциям, поэтому
становится неизбежной их замена на
постоянные. Начало смены зубов, очередность
и темп — важнейшие показатели
биологического созревания организма
(зубной возраст).

Скелетно-мышечная
система.
Возраст 3—4 года особенно важен для
формирования правильной осанки. В этом
возрасте продолжается окостенение
многих элементов скелета, что может
служить для оценки так называемого
«костного возраста» (на основании
рентгенографического исследования).

Характеристика детей первого года жизни

По-прежнему важно следить за правильной
осанкой и обеспечивать профилактику
плоскостопия. Упражнения и массаж с
использованием жестких и игольчатых
покрытий и спортивных снарядов
способствует активации рефлексогенной
зоны стоп, которая оказывает мощнейшее
влияние на развитие скелетных мышц,
проходящих в этом возрасте один из
важнейших этапов своего развития.

Именно в этот
период формируются три типа мышечных
волокон, различающихся организацией
метаболизма и сократительными свойствами.
Значительно увеличиваются сила и
быстрота движений ребенка, в беге
появляется фаза полета (дети на мгновение
отрываются от земли и летят на расстояние
50—70 см), совершенствуются координационные
способности, увеличивается ловкость и
гибкость.

К моменту завершения
полуростового скачка созревают нервные
центры, управляющие мышечной координацией,
и ребенок уже с легкостью ловит мяч
средних размеров или пытается кидать
маленький (теннисный) мячик в цель.

В
это же время происходит дальнейшее
развитие мышц рук. К возрасту 5—6 лет
формируются весьма тонкие координационные
способности, позволяющие переходить к
письму. Примерно с 5-летнего возраста в
играх начинает преобладать созидательный
мотив, ребенок пытается что-то
самостоятельно строить: домик из песка
или из кубиков и т. п.

Это проявление
созревания психических функций, но их
реализация становится возможной лишь
благодаря тому, что определенной,
необходимой стадии созревания достигают
скелетные мышцы и нервные центры,
управляющие их активностью и координацией.

Конституция.
В результате полуростового скачка
изменяется форма грудной клетки,
проявляется ее типологическая
конфигурация, которая тесно связана с
развитием и функциональными возможностями
легочной ткани.

Предлагаем ознакомиться:  Как уложить новорожденного ребенка спать ночью

Так, в этом возрасте
появляются, а в последующие годы более
интенсивно развиваются признаки
увеличения продольных размеров грудной
клетки. Реберные дуги нижних ребер в
этих случаях сходятся в грудине под
более острым эпигастральным углом.

Такое строение содействует развитию
органов грудной полости — легких и
сердца, формируется так называемый
торакальный тип телосложения,
способствующий улучшению снабжения
организма кислородом и развитию аэробной
энергетики, связанной с окислительными
процессами в мышцах.

У других детей
формируется широкая грудная клетка с
более тупым эпигастральным углом. Это
характерно для мышечного и особенно
дигестивного типов телосложения. Могут
быть и промежуточные варианты.

Характеристика детей первого года жизни

Следует
иметь в виду, что проявления типологических
особенностей на данном этапе развития
еще не являются окончательными. Чаще
всего окончательный тип телосложения
складывается только в период полового
созревания.

Работоспособность
и устойчивость к нагрузкам.
Для организма ребенка характерны
генерализованные физиологические
реакции, т. е. в ответ на внешние воздействия
организм реагирует активацией различных
физиологических систем.

Такой способ
реагирования весьма неэкономичен,
связан с быстрым исчерпанием резервов
и поэтому не может обеспечивать нормальное
функционирование в течение длительного
времени. Иными словами, в организме нет
функциональных возможностей для
длительного поддерживания устойчивых
(стационарных) состояний, возникающих
при разного рода деятельности. Это
проявляется в быстром утомлении при
физических и умственных нагрузках.

Нетренированный
ребенок в 6—7 лет способен выдерживать
не более 5—7 мин сравнительно небольшую
физическую нагрузку, мощность которой
не превышает 1,5 Вт на 1 кг массы тела —
это может быть работа на велоэргометре
или бег со скоростью 1,5 м/с.

Для взрослого
здорового человека такая нагрузка
нетяжела и может выдерживаться без
перерыва в течение часа и более. Еще
менее устойчивы дети этого возраста к
статическим физическим нагрузкам. Это,
в частности, накладывает большие
ограничения на форму учебных занятий:
необходимость неподвижно сидеть за
партой, долго сохранять одно и то же
положение тела предъявляет к организму
ребенка неадекватные требования.

Скорость
роста.
После завершения полуростового скачка
и до начала пубертатного скачка отмечаются
самые низкие темпы роста длины и массы
тела. Увеличение длины и массы тела
происходит таким образом, что ребенок
«вытягивается», продолжает снижаться
относительное содержание подкожного
жира.

Отчетливо начинают проявляться
индивидуально-типологические
конституциональные особенности
телосложения. По пропорциям тела ребенок
уже очень похож на взрослого, хотя по
сравнению с полностью сформированными
юношами и девушками его ноги еще
относительно короче, у мальчиков более
узкие плечи, а у девочек — бедра.

Зубы.
Продолжается смена молочных зубов на
постоянные. Первыми — в возрасте 6—7
лет — выпадают и меняются резцы, а также
прорезывается 1-й большой моляр. Далее
сменяются клыки (9—11 лет), затем малые
коренные (10—11 лет), и к началу полового
созревания не прорезавшимися обычно
остаются только 2-й малый коренной и 2-й
большой моляр.

Скелетно-мышечная
система.
Абсолютные размеры черепа практически
уже не отличаются от размеров черепа
взрослых, причем черепные кости полностью
сращены, и дальнейшее развитие мозга
может идти только путем качественных
преобразований и усложнения его
структуры.

Позвоночник продолжает
расти, завершается формирование его
изгибов, поэтому в этом возрасте столь
важно обращать внимание на осанку: в
случае ее нарушения исправить положение
дел в дальнейшем будет значительно
сложнее.

В этом плане очень важно
удержание гигиенически правильной позы
во время уроков, при чтении, просмотре
телевизионных передач и т.п. Объем
статической нагрузки, вызванной
социальными условиями современной
жизни, в этот период резко возрастает,
и это требует принятия специальных мер
со стороны родителей, учителей и врачей
для профилактики сколиозов и других
нарушений опорно-двигательного аппарата.

Развивающееся плоскостопие в этот
период еще можно преодолеть с помощью
специальных упражнений и массажа.
Биологически этот возраст как бы
предназначен для повышенной игровой
двигательной активности, поэтому
негативное влияние социально обусловленной
гипокинезии в младшем школьном возрасте
особенно значимо.

Скелетные мышцы
ребенка вновь существенно меняются,
обеспечивая очень высокую подвижность
и неутомляемость (при условии смены
режимов мышечной деятельности). У детей
в возрасте 8—10 лет наиболее интенсивна
игровая активность, сочетающаяся с
повышенной двигательной активностью.

Предлагаем ознакомиться:  Развитие и воспитание детей первого года жизни информация к размышлению родителей

Во всех органах и системах происходят
морфофункциональные преобразования,
создающие благоприятные условия для
осуществления больших объемов мышечной
работы за счет функционирования аэробного
источника энергии.

Работоспособность.
Динамика работоспособности в младшем
школьном возрасте отражает возрастающую
надежность функционирования организма
ребенка. При циклической работе ногами,
в зоне большой мощности (при пульсе
160—170 уд/мин) объем выполняемой работы
у детей в период от 7 до 10 лет возрастает
в 4 раза и составляет в 10—Излетаем
возрасте примерно 40 кДж.

Однако это еще
далеко не соответствует возможностям
взрослых. К 17—18-летнему возрасту
работоспособность в этой зоне мощности
возрастает до 400 кДж. За время обучения
в школе при надлежащем физическом
воспитании надежность физиологических
функций, определяющих работоспособность,
увеличивается в 40 раз.

Дети
в возрасте 7—10 лет уже в состоянии
длительно, устойчиво (стационарно)
поддерживать функциональную активность.
У 6-летних детей такая способность
возникает только в результате
соответствующих тренировок, т.е.

постоянного упражнения тех или иных
физиологических систем в разумных для
данного возраста пределах. Естественный
механизм, помогающий развитию этих
возможностей, — спонтанная игровая
деятельность.

В ней создаются определенные
условия для формирования мотивов
целенаправленного поведения. Младший
школьный возраст сенситивен для
формирования способности к длительной
целенаправленной деятельности — как
умственной, так и физической.

Так, на
возраст 8—9 лет приходится максимум
игровой двигательной активности детей.
На перемене они стремятся компенсировать
вынужденную неподвижность на уроке,
что обусловлено их физиологическими
потребностями.

Оптимальное удовлетворение
двигательных потребностей как на уроках
физической культуры, так и во внеурочное
время содействует развитию основных
двигательных качеств. Это доказывается,
в частности, результатами исследования
возрастной динамики общей выносливости
и педагогическими экспериментами, в
которых выносливость детей 7—9 лет
удавалось повысить в 2 раза за счет
специальной организации занятий на
уроках физической культуры. При этом
сами дети предпочитают игры, развивающие
ловкость и скоростно-силовые качества.

Глава 22. Подростковый и юношеский возраст

Нейрогуморальные
механизмы полового созревания.
Чем определяется столь значительное
влияние полового созревания на организм
подростка? Запускающим звеном этого
процесса является гипоталамус. Как уже
отмечалось, гипоталамус, образующий с
гипофизом единую гипоталамо-гипофизарную
систему, является не только важнейшей
структурой регуляторной системы мозга,
с которой связаны высшие нервные функции
и психические процессы, но и центром
нейроэндокринной регуляции физиологических
систем, обеспечивающих гомеостаз.

Чем определяется
чрезмерная активность гипоталамуса на
начальных стадиях полового созревания?
Ответ на этот вопрос заключается в
специфической связи гипоталамуса с
другими железами внутренней секреции.

В зрелом организме гормоны, выделяемые
периферическими эндокринными железами,
оказывают тормозящее влияние на высшее
звено эндокринной системы. Это так
называемая отрицательная обратная
связь, которая играет важную роль в
эндокринной функции.

Она определяет
возможность саморегуляции деятельности
желез внутренней секреции: усиление
функции железы под влиянием факторов
внешней и внутренней среды и увеличение
концентрации ее гормонов приводят к
торможению гипоталамо-гипофизарной
системы.

В результате этого уменьшается
выделение тропных гормонов гипофиза,
стимулирующих активность периферической
железы, и нормализуется гормональный
баланс. На начальных этапах полового
созревания незрелость периферических
половых желез и отсутствие их тормозящего
влияния является основным фактором,
определяющим чрезмерную активность
гипоталамуса.

По мере созревания этих
желез и формирования механизмов
саморегуляции в эндокринной системе
происходит нормализация активности
гипоталамуса и соответственно исчезает
его отрицательное воздействие на
организм подростка.

Характеристика ростовых процессов, метаболизма и вегетативных функций на разных стадиях полового созревания

Ростовые процессы.
Начало пубертатного периода можно
заметить по изменению темпов роста и
пропорций тела. Если в предпубертатном
периоде темпы роста были сравнительно
низки, а удлинение тела происходило в
основном за счет туловища, то с началом
этого периода ускоряется рост конечностей
в длину.

В первую очередь увеличивается
длина рук, затем ног. В результате на
смену детскому телосложению с
пропорциональным развитием туловища
и конечностей приходит подростковый,
голенастый тип, для которого характерна
некоторая длиннорукость и длинноногость.

Отставание в темпах роста туловища,
наблюдающееся в начале подросткового
периода, имеет глубокие физиологические
последствия и сказывается на динамике
развития всех внутренних органов. Так,
в этот период замедляется рост сердца,
и соответственно его функциональные
возможности могут временно отставать
от потребностей растущего тела.

Таблица 16

Предлагаем ознакомиться:  Супрастин таблетки ребенку 2 года

Глава 23. Социальные факторы развития на разных этапах онтогенеза

Основным условием
благоприятного развития ребенка является
четкое соответствие уровня развития
физиологических систем и факторов
внешней среды. К числу последних относятся
социальные факторы.

Воспитательные и
обучающие воздействия взрослых определяют
развитие организма и личности ребенка,
его познавательную деятельность и
эмоционально-потребностную сферу.
Присутствие матери имеет огромное
значение для ребенка с момента рождения.

Важно все — ощущение тела матери, ее
тепла, звук ее голоса, биение сердца,
запах; на основе этого формируется
чувство ранней привязанности. Развитие
ребенка в младенческом возрасте, начиная
с периода новорожденное™, во многом
определяется созреванием сенсорных
систем, обеспечивающих контакты ребенка
и его взаимодействие с внешним миром.

Недостаточность сенсорных контактов,
интенсивно формирующихся в младенческом
возрасте, приводит не только к недоразвитию
сенсорных процессов, но и к нарушению
нервно-психического статуса ребенка.

Хорошо известен «синдром госпитализма»,
наблюдаемый у младенцев, лишенных
общения с родителями, и прежде всего с
матерью. В психологических исследованиях
показано, что взаимодействие ребенка
с матерью на 1-м году жизни осуществляется
в двух формах.

В первом полугодии это
ситуативно-личностное общение, а со
второго полугодия в течение всего
раннего возраста — ситуативно-деловое.
При ситуативно-личностном общении
взаимоотношения взрослого с ребенком
определяются его индивидуальной
эмоциональностью.

Тесное эмоциональное
взаимодействие матери и ребенка
обеспечивает формирование положительных
эмоций. Уже в первом полугодии большое
значение имеет появление так называемого
комплекса оживления, который проявляется
в виде быстрых движений, учащения
дыхания, гуления, улыбки.

В контексте
материнско-детских отношений большую
роль играет эмоциональная сфера. Комплекс
оживления возникает раньше и сильнее
выражен в ответ на живые лица (прежде
всего, лицо матери), чем на предметы.

Его
наличие стимулирует развитие ребенка.
Отдельные детали лицевого изображения
сначала заменяют собой образ, но довольно
скоро, на 4—5-м месяце, начинают выделяться
его наиболее типичные черты, дифференцируется
выражение.

Формируется инвариантность
восприятия лица: ребенок воспринимает
недовольное, радостное, с измененной
прической лицо матери именно как ее
лицо. Такая стабилизация восприятия
создает ощущение защиты и комфорта.

Преобладание
позитивной или негативной реактивности
младенцев первых месяцев жизни имеет
важное прогностическое значение для
дальнейшего развития. Свойственная
некоторым младенцам негативная
реактивность (раздражительность,
выраженная хаотическая двигательная
активность, сопротивляемость успокоению,
сильный крик, задержка гуления) приводит
к преобладанию отрицательной эмоциональной
реактивности в 9 мес и соответственно
к трудностям первичного сосредоточения,
что отрицательно сказывается на развитии,
поведении и психике ребенка.

В то же
время степень выраженности комплекса
оживления положительно коррелирует со
способностью к вниманию и сосредоточению
в 2—3 года. В этом же возрасте возникают
трудности социализации при задержке
появления положительных эмоций.

Характеристика детей первого года жизни

Отсутствие взаимодействия ребенка со
взрослым, невостребованность комплекса
оживления (дети-сироты в домах ребенка)
приводит к его угасанию, что может
исказить нормальное развитие (синдром
госпитализма).

Взрослый знакомит
ребенка с предметами окружающего мира,
и это является основой ситуативно-делового
общения. На основе комплексной сенсорной
интеграции — зрительно-слухового и
тактильного ознакомления с предметом
— в сознании ребенка формируется его
целостный образ (исходный компонент
познавательной деятельности, в том
числе и развития речи).

Существенным в
интеллектуальном развитии ребенка
является взаимодействие сенсорной
функции и моторики ребенка.

Особую роль играет
развитие тонких движений рук, стимулирующих
не только предметно-действенную функцию,
но и развитие речи. В младенческом и
раннем детском возрасте реализуются
две важнейшие речевые функции:
номинативная, на основе которой
формируются вербальные символы предметов,
и коммуникативная.

В 3—4 мес, общаясь
со взрослыми, ребенок учится улыбаться,
поворачивать голову на звук человеческого
голоса. В 6 мес ребенок, подражая взрослому,
начинает издавать звуки, напоминающие
речь окружающих, содержащие элементы
данной языковой среды — гуление переходит
в жест.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Про детей
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector