Физическое развитие ребенка первого года жизни

Нормы физического развития ребенка до года, в 3-летнем возрасте и к пяти годам

Позади самый трудный месяц в жизни ребенка — период новорожденности. Для вас этот этап был не только напряженным и сложным, но одновременно радостным и богатым на открытия. Молодая женщина преодолела робость перед малюткой и неуверенность в своих действиях, приобрела, необходимые навыки и бесценный опыт по уходу за ребенком и с достоинством несет гордое звание Матери.

А впереди еще немало забот и хлопот, множество испытаний, сомнений, вопросов. И вполне естественно желание узнать: как развивается ребенок по месяцам после рождения, все ли происходит правильно?

На первом году жизни в организме младенца происходят ускоренные процессы обмена веществ, обеспечивающие высокие темпы его физического и нервно-психического развития. Всего за 12 месяцев ребенок превращается из беспомощного существа, почти беспробудно спящего в своей кроватке, в активного разумного человека, стремящегося к самостоятельному познанию мира и свободе передвижения.

Этот огромный скачок в нервно-психическом развитии ребенка первого года жизни весьма заметен посторонним людям: «Как быстро растут чужие дети!». А родители в повседневных делах и заботах не всегда замечают успехи своего отпрыска, но зато болезненно реагируют, если соседский ровесник в физическом развитии опережает их собственного ребенка.

Появляются сомнения и страхи: правильно ли происходит развитие ребенка в первый год жизни, не отстает ли малыш от положенного ему по возрасту прогресса? Кроме того, появляется стремление «догнать и перегнать».

Физическое развитие ребенка первого года жизни

Дорогие мамы и папы! Соревнования в этом «виде спорта» неуместны. Каждый малыш уникален, развитие ребенка в первый год жизни происходит по собственному плану, по индивидуальным законам, предначертанным для него природой.

А ваша задача состоит в том, чтобы обеспечить ребенку на первом году жизни условия для развития психики, рациональное питание, здоровое пространство, правильный уход, массаж, гимнастику, достаточное пребывание на свежем воздухе.

В медицине существуют примерные нормы, облегчающие врачам динамическое наблюдение за эмоциональным и физическим развитием детей в первый год жизни, но стремиться к выполнению, а тем более к перевыполнению этих показателей неразумно и неуважительно по отношению к ребенку.

Не пытайтесь непременно научить ребенка садиться в 8 месяцев или ходить в 1 год только потому, что «так положено». Он должен выполнить эти действия самостоятельно. Кстати, раннее сидение приводит к искривлению позвоночника, а раннее вставание отнюдь не способствует стройности ног. Ведь косточки у ребенка еще довольно гибкие, а мышцы не в состоянии удерживать вес туловища.

В семь месяцев психомоторное развитие детей первого года жизни позволяет им легко управляться с игрушками: малыш размахивает, стучит ими, перекладывает с места на место, бросает. Встает на четвереньки, на колени, хорошо и быстро ползает.

Ползание не только помогает ребенку перемещаться в пространстве, но и формирует нижнее поле зрения. Кроме того, во время ползания совершенствуется взаимодействие между руками и ногами. Психологи доказали, что у мало ползавших или совсем не ползавших детей в более старшем возрасте снижена способность к анализу и синтезу, менее развита речь, а письмо небрежно.

Что еще умеет ваш семимесячный малыш? Знает названия многих предметов и на вопрос «где?» находит взглядом искомый предмет. Перекладывает игрушки из одной руки в другую. Постукивает игрушками друг о друга.

Как далее развивается ребенок по месяцам и что он умеет? В восемь месяцев малыш сам садится, сидит уверенно и долго, ложится из сидячего положения. Держась руками за опору, сам встает, стоит, переступает ногами, приседает.

На вопрос «где?» показывает нужные предметы. Узнает себя в зеркале, радуется своему отражению. Главная особенность развития речи детей первого года жизни в этот период – способность четко и громко повторять отдельные слоги. Ребенок сам держит в руке сухарик, сушку и ест их.

Эти этапы нервно-психического развития ребенка течение первого года жизни являются лишь ориентировочной схемой. Всегда помните о том, что каждый ребенок — уникальное явление природы и развивается по индивидуальному плану.

Если вы являетесь сторонницей тугого пеленания и до полугода держали младенца завернутым в одеяло, не удивляйтесь, что развитие ребенка первого года жизни по месяцам будет более заторможенным: он поздно начнет садиться, ползать и ходить, а также брать игрушки в руки.

Единственный ребенок в большой семье, которого передают из рук в руки, как переходящий приз, лишен возможности двигаться самостоятельно по манежу или квартире, поэтому не освоит ползания и поздно начнет ходить, кроме того, он вырастает зависимым от взрослых и несамостоятельным.

Некоторые родители, зная, как должен развиваться ребенок по месяцам, в стремлении опередить ровесников своего малыша начинают преждевременно сажать его в подушки или ставить на ножки. Такие рекорды наносят непоправимый вред неокрепшей костно-мышечной системе, вызывая формирование сколиоза, плоскостопия и других заболеваний.

Вот и подошел к концу первый год жизни вашего малыша — самый ответственный период в жизни человека. В это время новорожденные дети не только развиваются – происходит закладывание основ физического и психического здоровья, формируется будущая личность.

физическое развитие ребенка 1 года жизни

Малыш начиная с 1 года постоянно находится в движении, поэтому на скелет падает довольно большая физическая нагрузка. За детьми надо внимательно следить, чтобы они правильно сидели, спали не на слишком мягкой постели, носили обувь по размеру.

У ребенка в этом возрасте формируется процесс правильного теплообмена. Чтобы не нарушить его, ни в коем случае не следует допускать перегревания или переохлаждения малыша.

Поверхность кожи, приходящаяся на 1 кг веса тела, больше, чем у взрослых, поэтому дети могут легко перегреваться или переохлаждаться во время прогулок.

В процессе физического развития у ребенка 1 года совершенствуются органы дыхания и сердечно-сосудистая система, увеличивается их работоспособность. Дыхание становится более глубоким, число дыханий к трем годам составляет 28-30 дыхательных движений в минуту, пульс — до 110 ударов в минуту.

Особенностью физического развития ребенка в 1 год является замедленный рост волос и быстрая их смена. Толщина их постоянно увеличивается.

В этом возрастном периоде прорезываются первые коренные зубы. До 2-х лет количество зубов определяют так: возраст ребенка в месяцах минус 4. Таким образом, у ребенка в 18 месяцев должно быть 14 зубов.

Но это, разумеется, усредненные данные. Чаще всего к двум годам у малыша прорезываются уже все 20 молочных зубов. Их должно быть в каждом ряду по 10:4 резца, 2 клыка, 4 коренных; в отличие от взрослых, малые коренные зубы отсутствуют. Развитие органов пищеварения у детей 1-3-х лет еще не завершено.

На 2-м году жизни иммунитет, полученный ребенком при вскармливании грудным молоком, утрачивается, и вследствие этого малыши становятся более восприимчивыми к инфекции.

На втором году жизни в детском организме происходят значительные изменения. Начинается наиболее интенсивное развитие зрения, моторики движений и осязания.

Каждый месяц приносит прибавку в росте до 1 см, в весе -до 200 г. Ребенок интенсивно растет, у него развивается опорно-двигательный аппарат. Появляются новые двигательные навыки, совершенствуется координация движений рук. В результате ребенок много двигается и играет с предметами (кубики, пирамидки).

От 1 года до 1,5 лет ребенок дольше бодрствует (до 4-х часов). Он может обходиться без опоры, вставать и проходить небольшое расстояние, которое со временем увеличивается. Совершенствуется ходьба ребенка.

Он учится ходить по неровной поверхности (поросшим травой небольшим возвышенностям), пытается обходиться без помощи взрослых. Неизбежны и падения. Но упорству ребенка можно позавидовать. Ребенок уже в состоянии сам влезть на небольшой стул или диванчик, закрыть дверь. Он играет с пирамидками, пытается рисовать. Малыш понимает простые указания и выполняет их.

Физическое развитие детей в 1-3 года уже позволяет им подниматься по лестнице – сначала с поддержкой, а потом и без неё. В год малыш пытается сам есть ложкой, одеться и раздеться без помощи родителей.

Основной навык, который осваивает ребенок на втором году жизни, — ходьба. Его первые шаги еще неуверенные. Он часто падает и для скорости переходит на ползанье, чтобы быстрее достичь цели. Одна из особенностей физического развития ребенка 1-3 лет – хождение, переваливаясь с ноги на ногу.

В процессе того как развивается ребенок в 1 год, постепенно ему удается ходить прямо. Правда, он все еще широко расставляет ноги и руки для равновесия. Но зато для того, чтобы встать, он уже не хватается за опору.

Малыш становится на четвереньки, затем приседает на корточки и из этого положения встает прямо. Со временем он делает это все более уверенно. Весь второй год дети тренируются в ходьбе, и она доставляет малышам огромное удовольствие.

Соотношение роста и массы

Физическое развитие ребенка первого года жизни

Для гармоничного роста малыша есть свои правила и законы:

  1. Рост — отражение благополучия организма в целом. Замедление скелетного роста сопровождается задержкой нарастания объема и созревания мышц, сердца и других внутренних органов.
  2. Скорость роста замедляется с возрастом. Наивысшие темпы прибавки длины тела характерны для внутриутробного развития. Чуть медленнее — первые месяцы жизни.
  3. Увеличение длины тела происходит скачками. Для ребенка характерна не только «сезонная» динамика, но и чередование периодов «вытяжения» (вырастания) и «округления» (набора массы тела).
  4. Более интенсивно растут части тела, наиболее удаленные от головы. Именно этот факт позволяет в итоге приблизить пропорции малыша к взрослым соотношениям.

Как правильно провести измерения

Лучше это делать с помощником, который будет придерживать малютку так, чтобы лопатки, крестец и пятки касались ровной поверхности, на которой лежит ребенок. В первые месяцы жизни, возможно, понадобится легкое надавливание на колени ребенка для полного распрямления ножек. Замеры производятся ростомером либо сантиметровой лентой.

Как оценить полученный результат:

  • можно использовать прибавки роста по месяцам:

1–3 месяцы — по 3 см ежемесячно;

4–6 месяцев — по 2,5 см ежемесячно;

7–9 месяцев — 1,5–2 см ежемесячно;

Физическое развитие ребенка первого года жизни

10–12 месяцев — 1 см в месяц.

Несложно подсчитать, что за первый год жизни малютка вырастает в среднем на 25 см;

  • врачи используют центильные таблицы, где каждый оцениваемый показатель сравнивается со средним в популяции. Для их создания используются замеры, полученные у большого количества детей того же возраста и пола.

Поясню на примере: для создания центильной шкалы длины тела можно выстроить в шеренгу по росту 100 обычных мальчиков возраста 1 года. Рост первых 3 ребят будет оценен как самый низкий, рост последней троицы — самый высокий.

То есть, используя центильные таблицы, вы сравниваете рост своего ребенка со среднестатистическими показателями, характерными для вашего пола и возраста. Соответственно, если показатель попадает в средний интервал (25–50–75%), рост вашего малыша совпадает с большинством здоровых детей того же пола и возраста. Зоны внимания, где желательно обращение к педиатру, — это 0–3–10%, 90–97–100%.

Особенностями этого показателя являются:

  1. Чувствительность и лабильность. Масса тела маленького может меняться под влиянием различных условий даже в течение дня. Зависимость этого показателя от изменений в питании, окружающих условий, самочувствия ребенка позволяет использовать его для оценки текущего состояния организма.
  2. Для новорожденного крохи характерна физиологическая потеря массы тела — и это тоже нужно принимать во внимание. В первые дни после рождения малютка выделяет кал, накопившийся внутриутробно, — меконий. Небольшие потери массы также идут за счет испарения жидкости кожей и подсыхания пуповинного остатка. Общая потеря массы младенцем может составить до 6–8%. Вес при рождении восстанавливается только к 10-му дню.

Желательно пользоваться электронными весами, способными зафиксировать вес ребенка, двигающего ручками и ножками. Обязательно нужно учесть вес пеленки, которую вы подкладываете под малыша. И, пожалуйста, проводите взвешивание с частотой не более чем 1 раз в неделю!

Малыш набирает вес неравномерно, периодами. И когда масса тела заметно меняется, следует на забывать перейти на новый размер подгузника. Подобрать нужный размер подгузника для вашего крохи вам поможет размерная сетка подгузников Huggies® Elite Soft — линейка для малышей с самого рождения — мягкие и комфортные с новым супермягким слоем SoftAbsorb, впитывающим жидкий стул и влагу за секунды.

Самым маленьким — Elite Soft для новорожденных — нежные, как мамины прикосновения. Деткам постарше, с 5 кг — Elite Soft для малышей от 3-х месяцев. А для мальчиков и девочек от 7 кг, отлично подойдут трусики-подгузники Huggies®, комфортные и эластичные, дающие вашему непоседе настоящую свободу движения и чувство защищенности.

Как оценить полученный результат взвешивания:

  • можно воспользоваться готовыми прибавками массы. За первый месяц младенец, в среднем, набирает 600 грамм;

Физическое развитие ребенка первого года жизни

2 месяц — 800 грамм;

3 месяц — 800 грамм;

4 месяц — 750 грамм;

5 месяц — 700 грамм;

6 месяц — 650 грамм;

7 месяц — 600 грамм;

8 месяц — 550 грамм;

9 месяц — 500 грамм;

10 месяц — 450 грамм;

11 месяц — 400 грамм;

12 месяц — 350 грамм.

Таким образом, можно заметить, что удвоение массы тела происходит в возрасте около 4,5 месяцев, утроение — к году;

  • второй способ — центильные таблицы. Способ оценки — тот же, что и для роста. Совпадение массы тела вашего ребенка с показателем, находящимся в коридоре 25–50–75% подтверждает то, что с ребенком все в порядке. Если масса тела вашего малыша сравнима с показателями из крайних коридоров (0–3–10% или 90–97–100%) — есть повод обсудить это с педиатром.

Физическое развитие ребенка первого года жизни

Этот показатель используется для оценки индивидуальных особенностей развития ребенка. Еще одна центильная таблица показывает отношение массы к росту вне зависимости от возраста ребенка. Именно эта таблица — прекрасная возможность «реабилитировать» всех «дюймовочек» и «великанов».

Поясню: у каждого ребенка свой темп развития: медленный, средний, быстрый. В педиатрии эта обобщенная оценка темпа роста малыша называется «соматотип»: микро, мезо- и макро в зависимости от показателей.

Соответственно, показатели роста и массы ребенка с медленным темпом развития («микросоматотип») будут находиться в коридоре 0–3–10%. Масса и рост ребенка с «макросоматотипом» будет сравнима с 90–97–100% коридором.

Зато при сопоставлении результатов измерения таких детей с центильной таблицей соотношения роста и массы определяется вполне гармоничное развитие ребенка: именно его масса соответствует его росту (коридор 25–50–75%).

Как только малыш встал на ноги, закончилась ваша спокойная жизнь! Он стремится быстрее познать окружающий мир и поэтому одновременно может находиться в нескольких местах. «Живой, как ртуть, ни на минуту оставить нельзя!

» – одновременно радуетесь и огорчаетесь вы. Повышенная двигательная активность в сочетании с неустойчивостью, неуклюжестью – это распространенная причина травм у детей, которая неизбежно ведет к их получению.

Именно поэтому возрастает ответственность взрослых за здоровье и благополучие малыша. Повышенный же травматизм у подростков объясняется их непоседливостью, неосторожностью и склонностью к рискованным предприятиям.

Ни один ребенок не вырос без падений и ушибов. Самая лучшая помощь – это нежность и ласка матери, облегчающие боль и осушающие слезы малыша. Но нередко этого «лекарства» недостаточно и от мамы требуется умение оказать первую помощь. Профилактика травм у детей – это обучение элементарным правилам безопасного поведения.

У детей до 3-летнего возраста почти треть всех несчастных случаев составляют ожоги. Дошкольники получают травмы, связанные в основном с падением на пол, на землю, с высоты, ушибы и ранения о различные предметы.

Наиболее тяжелые травмы ребенок получает в результате падения с большой высоты (из окна, с балкона) и в автодорожных катастрофах. В школьном возрасте возрастает самостоятельность и безнадзорность детей, а вместе с тем и частота уличной травмы, особенно связанной с дорожно-транспортными происшествиями и опасными прогулками по чердакам, крышам и строительным площадкам.

Попадание инородных тел и жидкостей

2 месяц — 800 грамм;

3 месяц — 800 грамм;

4 месяц — 750 грамм;

5 месяц — 700 грамм;

6 месяц — 650 грамм;

7 месяц — 600 грамм;

8 месяц — 550 грамм;

9 месяц — 500 грамм;

Инородное тело уха. Каких только предметов не засовывают дети в собственные уши и в уши друзей-приятелей! Семечки, горошинки, гаечки, бусинки, камешки – это самые распространенные инородные тела, извлеченные врачами из наружных слуховых проходов.

Вам кажется, что оно рядом, и никакого труда не составляет извлечь его. Но, не имея необходимого инструмента, вы просто протолкнете его вглубь, рискуя поранить барабанную перепонку. Инородное тело в ухе не требует экстренных мер, а тем более вызова скорой помощи, чтобы врачебная бригада со всеми почестями отвезла вас к отоларингологу.

Иногда в уши заползают и представители фауны: жучки, клопы, тараканы. Живое существо доставляет ребенку неприятные ощущения своим ползанием и шевелением. Попытайтесь выманить его на свет, поднеся к уху настольную лампу или фонарь.

Иногда этот прием помогает, и насекомое выползает самостоятельно. Вот тут-то вы его и схватите. Если таракан насмехается над вашими усилиями и выползать не желает, устройте ему казнь с помощью подсолнечного масла или любых ушных капель.

Статья прочитана 495 раз(a).

Предлагаем ознакомиться:  Детское развитие - первые дни ребенка после рождения

Поссорившиеся в песочнице дети выясняют отношения быстро и просто: швыряются песком, а потом дружно ревут и бегут каждый к своей маме с жалобами на обидчика и на резь в глазах.

Не спешите успокаивать и утирать слезы: они способствуют быстрому и тщательному вымыванию грязи из глаз.

Если эта естественная реакция организма не помогла, приступайте к следующему этапу: оттяните нижнее веко вниз и осмотрите весь глаз. Ребенок должен при этом смотреть вниз. Уголком чистого носового платка или ватной палочкой подцепите обнаруженную соринку и движением от наружного угла к внутреннему удалите ее из глаза.

Дети школьного возраста способны промыть глаз, опустив его в блюдце с водой и усиленно моргая. После любой из процедур при инородном теле в глазу у ребенка желательно в этот день 2–3 раза закапать в пострадавший глаз альбуцид для предупреждения конъюнктивита.

Доверьте свой пострадавший глаз опытным рукам окулиста, который сделает все, чтобы ребенок вновь смотрел на мир ясными глазами.

При попадании в глаза едких жидкостей возможен химический ожог глаз. Первая помощь заключается в промывании глаз проточной водой из-под крана или с помощью резиновой груши, шприца без иглы, ватного тампона. Направление струи – от виска к носу.

Если в глаз попало химическое вещество в сухом виде (порошок), до промывания постарайтесь как можно лучше очистить глаз от него, чтобы при взаимодействии с водой концентрация раствора оказалась минимальной.

Берегите глаза, и при любой неприятности обращайтесь за помощью к специалисту.


Статья прочитана 482 раз(a).

Окружность груди

Этот показатель определяет не только пропорциональность развития, но и благополучие со стороны развития центральной нервной системы.

Измерение проводится сантиметровой лентой, которая проходит по надбровным дугам и затылку. Желательно, чтобы измерения проводил всегда один и тот же человек.

  • прибавки в окружности головы составляют в возрасте от 1 до 6 месяцев — 1,5 см ежемесячно, с 6 до 12 месяцев — 0,5 см в месяц;
  • вариант второй — центильные таблицы.

Показатель является вспомогательным, используется для оценки пропорциональности развития.

Измерение проводится сантиметровой лентой, которая проходит сзади по нижним углам лопаток, спереди — по нижним краям околососковых кружков.

  • прибавки в окружности груди составляют в возрасте от 1 до 6 месяцев — 2 см ежемесячно, с 6 до 12 месяцев — 0,5 см в месяц;
  • вариант второй — центильные таблицы.

Физическое развитие ребенка первого года жизни

У каждого человека свое представление о том, как должен выглядеть маленький ребенок. И оно не всегда совпадает с понятием «здоровый малыш». Румяный пупс в «перетяжках» — классический образ младенца, греющий душу не одному поколению бабушек, — на самом деле может свидетельствовать об избытке массы тела и, как следствие, наборе специфических заболеваний в будущем.

Получая результаты измерений вашего ребенка, вспомните о его индивидуальных особенностях. Малыш, родившийся с весом 2900 и ростом 48 см, в годовалом возрасте будет, скорее всего, отличаться от крепыша с массой при рождении 4200 и ростом 56 см. И это нормально. Бесконечное разнообразие людей на нашей планете — это, действительно, здорово!

При падении с высоты, с велосипеда, в дорожно-транспортном происшествии ребенок может получить травму органов грудной клетки и брюшной полости. Еще одна нередкая причина подобных травм – драки подростков.

О жестокости и агрессивности подростков мы уже говорили, как и о тяжелых последствиях подобных инцидентов. Нередко в агрессивной толпе имеются и собственные «кинооператоры», фиксирующие действие на камеру мобильника с последующим выкладыванием этих шокирующих кадров в Интернет.

Грудная клетка имеет прочный каркас, состоящий из грудных позвонков и ребер, прикрепляющихся к грудине (за исключением 11-й и 12-й пар, заканчивающихся свободно). Поверх костного каркаса расположены мышечные слои и кожа, защищающие важное внутреннее содержимое грудной клетки, находящееся под ударом: легкие, сердце и средостение.

Существуют различные виды травмы грудной клетки, которые требуют обязательного осмотра травматологом. Ушибы грудной клетки встречаются наиболее часто: во время бега ребенок налетел на дверной косяк, ударился боком об угол стола или парты, падая с велосипеда, задел грудью руль и т. д.

Появляется боль в месте ушиба, иногда припухлость и кровоизлияние. Боль усиливается при глубоком вдохе, кашле и прощупывании ушибленного места. Несколько дней ребенок будет щадить пострадавшую половину грудной клетки, морщиться при неловких движениях, но постепенно боль стихнет, а через 7–10 дней от травмы и следа не останется.

Никакого специального лечения эти травмы органов грудной клетки не требуют.

Перелом ключицы у детей является одним из самых частых повреждений, составляя 13 % переломов конечностей и уступая по частоте лишь переломам костей предплечья. Механизм повреждения может быть различным, но чаще всего перелом происходит при падении на плечо или вытянутую руку.

Физическое развитие ребенка первого года жизни

На возраст от 2 до 4 лет приходится 30 % переломов ключицы.

Деформация и смещение при неполных переломах ключицы отсутствуют или выражены минимально. Функция руки сохранена, ограничено только отведение ее выше уровня надплечья. Боли носят невыраженный характер, поэтому такие переломы часто не определяются и диагноз ставится через 10–15 дней, когда обнаруживают костную мозоль в виде значительного утолщения на ключице.

При полных переломах происходит смещение отломков, поэтому распознавание перелома не составляет труда.

Первая помощь при такой травме грудной клетки заключается в сопоставлении отломков и фиксации их в правильном положении. Маленьким детям накладывают повязку Дезо, прибинтовывая руку к туловищу на 7–10 дней.

У старших детей необходима более прочная фиксация с отведением плеча назад и приподниманием наружного отломка ключицы. Срастание отломков ключицы у детей старшего возраста наступает в течение 2–3 недель.

Переломы грудины и ребер в детском возрасте встречаются редко, благодаря эластичности и хорошей амортизации реберного каркаса при травме, и возникают под воздействием сильных ударов или падения на твердые предметы.

Возникает резкая боль, усиливающаяся при движении, глубоком вдохе, пальпации пострадавшего места. Дыхание становится поверхностным и учащенным. Больной занимает вынужденное положение, максимально облегчающее его состояние, и старается не двигаться. В таком положении вы и доставите его к травматологу.

Как развивается ребенок по месяцам после рождения далее, какие новые навыки он обретает во втором полугодии?

Физическое развитие ребенка первого года жизни

Нужно создать условия для физического развитие детей 1-3 года жизни, обеспечить безопасность окружающего пространства и по мере возможности ни на минуту не терять из виду малыша.

Для того чтобы помочь малышу освоить ходьбу, нужно учить его ходить по ограниченной поверхности (узкой дорожке), почаще гулять по пересеченной местности, так как это труднее, чем передвигаться по комнате.

Другой навык, который осваивает малыш, — это самообслуживание. Ребенок уже достаточно владеет своим телом и пытается сам одеваться и раздеваться, есть, и имитировать движения взрослых. Конечно, сначала это усложняет жизнь родителям.

В процессе того как развивать ребенка в 1 год, нужно позволить малышу самому всовывать руки в рукава, надевать ботинки или снимать их. Пусть пытается самостоятельно причесываться. Можно сопровождать процесс одевания словами для обозначения действий, называть предметы одежды.

Пускай ребенок возьмет ложку и пытается, есть сам. Для него это пока игра. Вам нужно запастись терпением, вытирать кашу, лужицы супа и собирать еду по всему столу, полу. Конечно, легче накормить ребенка из ложечки.

Но сначала малышу нужно позволить вволю освоить процесс кормления самого себя, а затем его докормить. Со временем он будет владеть ложкой лучше и не придется больше уговаривать его съесть еще немного, ребенок сам съест столько, сколько нужно.

Необходимо убрать табуретки под стол, следить, чтобы рядом с газовой плитой их тоже не было. Можно соорудить ребенку горку из подушек и валиков.

Идеально подходит для освоения лазания горка. Здесь два удовольствия в одном — залезть и скатиться с горки вниз.

Не менее любимым занятием для малыша является «верховая езда». Для этого подходят и стульчик, и велосипед. Эти предметы должны быть устойчивы. Учитывая особенности физического развития детей 1-3 года жизни, нужно обеспечить безопасность малышей.

Большинство детей первых двух лет жизни разворачивают ступни ног внутрь. Это связано особенностями физического развития детей 2-х лет – дело в том, что до 3-х лет у малышей нет прогиба на ступне, и таким образом они компенсируют его отсутствие.

Если ребенок спотыкается при ходьбе и беге, не стоит волноваться. Если физическое развитие ребенка в 2 года происходит нормально, то со временем все нормализуется. К врачу-ортопеду необходимо обратиться, если ребенок спотыкается очень часто.

Беспокойство также может вызвать кажущееся плоскостопие малыша. Оно носит временный характер и к 2-3-м годам должно пройти. Чтобы убедиться, правильно ли происходит физическое развитие стоп детей 2-го года жизни, можно провести мысленно линию вдоль ахиллова сухожилия на задней стороне ножек малыша.

Физическое развитие ребенка первого года жизни

Если эта воображаемая линия прямая, нет причин для беспокойства. Если же она имеет наклон внутрь, малышу потребуется коррекция с помощью специальных вставок в обувь. Посоветовавшись с ортопедом, можно подобрать подходящие вставки.

Как нужно развивать ребенка в 2 года, чтобы все органы формировались гармонично? Развитию пальчиков способствует рисование. Ребенок должен освоить лист бумаги и карандаш. Он будет чертить линии, зажав карандаш в кулачок, может даже порвать лист бумаги.

Для начала можно показать ему, как нарисовать, например, прямую линию, а затем провести такую же вместе, взяв его руку в свою. В 2 года ребенок сможет воспроизвести окружность. К концу второго года ребенок осваивает самостоятельный подъем по лестнице, правда, пока приставными шагами.

Развивается ребенок в 2 года очень активно, поэтому начинается череда экспериментов. Нужно быть начеку, чтобы обеспечить малышу безопасность. Пусть прыгает в подушки. Ребенок осваивает и прыжки на одном месте. Особенно ему это нравится делать под музыку.

Движения трехлетних детей отличаются целенаправленностью. Например, ребенок усаживает куклу на стульчик и кормит, катает на машинке игрушки.

Ходьба отличается уверенностью и ритмичностью движений. Физическое развитие детей в 2-3 года позволяет малышам достаточно хорошо владеть своим телом, чтобы остановиться по просьбе взрослого, резко ускорить движение, правда, движения рук и ног еще не согласованы.

Нужно учить ребенка бросать и ловить мяч, забрасывать его в сетку. Если физическое развитие детей 2-3 лет происходит нормально, то в этом возрасте малыши уже могут совершать одновременно движения и руками, и ногами (например, топать и хлопать в ладони), в то время как раньше он мог делать что-то одно и попеременно.

Одна из особенностей физического развития детей 2-3 лет – бурного желание самостоятельности. Нужно поддерживать у ребенка потребность все делать самому и правильно направлять его стремление помочь взрослым. Тогда малыш с удовольствием будет выполнять поручения, убирать за собой одежду и игрушки.

В 3 года ребенок может посещать детский сад. Попадая в коллектив, он усваивает новые правила общения, понимает, что существует взаимопомощь, учится быть щедрым. Если до 2-х лет дети обычно играют рядом, но не взаимодействуют друг с другом, то в 3 года появляются коллективные игры.

В этих играх уже имеется определенный сюжет и у каждого своя роль (ты — дочка, а я — мама). Взрослые не должны без необходимости вмешиваться в игры. Они могут лишь помочь вовлечь в процесс других детей своей подсказкой или перевести назревающий конфликт в мирное русло.

3 года — наиболее благоприятное время для приучения ребенка к труду. Теперь, когда вы знакомы с характеристикой физического развития детей 3 лет, можно прививать им более сложные навыки и умения: например, показать, как поливать цветы, вскопать небольшую грядку, зимой подмести дорожку.

Статья прочитана 10 722 раз(a).

Как делать зарядку с новорожденным, чтобы занятия приносили радость и ребенку и его родителям? Гимнастику следует проводить в подготовленном помещении: температура воздуха в комнате должна быть 20-22 °С, в теплое время года упражнения выполняются при открытом окне.

На пеленальный столик (высота 70 см, размер поверхности 120×120 см) кладут свернутое вчетверо байковое одеяло, накрывают его клеенкой и чистой пеленкой. Перед тем как делать гимнастику с новорожденным, следует подготовить руки: подстричь ногти, вымыть руки с мылом, снять кольца и часы.

Упражнения проводятся за 30 мин до кормления малыша или через 50 мин после него. Продолжительность первых занятий — 6—8 мин, время постепенно увеличивают до 10-15 мин к 5-6 месяцам. При этом учитывается реакция ребенка на упражнения: все в порядке, если малыш спокоен, гулит, тело и конечности у него теплые, розового цвета.

Упражнения для новорожденных с первых дней жизни нужно сопровождать ласковым обращением к ребенку, после завершения комплекса — завернуть малыша в теплую пеленку и уложить отдохнуть на 20-30 мин. Физические упражнения начинают проводить с 1,5 месяцев, при хорошей реакции малыша в течение года вводятся 5 комплексов (для здорового ребенка).

Противопоказания к гимнастике для новорожденных детей на первом году жизни:

  • повышение температуры выше 37,3-37,5 °С;
  • рахит в период разгара заболевания, когда повышается чувствительность кожи;
  • недостаточный вес ребенка (гипотрофия);
  • гнойничковые и другие острые воспалительные заболевания кожи;
  • врожденные пороки сердца в стадии декомпенсации (с выраженной синюшной окраской кожи);
  • грыжи с наклонностью к ущемлению.

Упражнение 1. Предназначено для развития лабиринтного установочного рефлекса с головы на шею. Исходное положение при выполнении этого упражнения для новорожденных с первых дней — лежа на животе. Одной рукой проводить массаж в точках около позвоночника на уровне II -VII и I-VI грудных позвонков, другой рукой помогая малышу приподнимать голову.

Вариант гимнастики для новорожденных с первых дней и до второй-третьей недели жизни: под грудь подложить плоский валик и привлекать внимание ребенка в момент приподнимания головы яркой игрушкой и ласковыми словами (для удержания мышечного напряжения шеи).

Упражнение 2.Предназначено для ребенка 1,5-3 месяцев. Исходное положение — лежа на спине. Сделать массаж стоп (каждый прием выполняется по 4-6 раз):

  • поглаживание. Поддерживая ногу ребенка одной рукой, большим и указательным пальцами другой руки выполнить поглаживание тыльной поверхности стопы от пальцев до голеностопного сустава, затем боковых поверхностей стопы, всей подошвы в направлении от пальцев к пятке;
  • растирание. Поддерживая стопу ребенка обеими руками, большими пальцами выполнить спиралеобразное растирание стопы снизу вверх, боковых поверхностей. Затем, поддерживая ногу малыша одной рукой, тыльной стороной пальцев другой руки сделать спиралеобразное растирание подошвы от пальцев к пятке и обратно;
  • повторить поглаживание;
  • указательным пальцем надавить на подошву ребенка у основания 2-3-го пальцев — в ответ ребенок сгибает пальцы.

Провести пальцем по середине стопы сверху до середины пятки, при этом слегка нажимая; в ответ ребенок разгибает пальцы. Провести штриховые движения по наружному краю стопы от пятки к пальцам — в ответ происходят разгибание большого пальца, расхождение 2-5-го пальцев веером и отведение стопы (рефлекс Бабинского). Повторить 2-4 раза.

Показатели развития психики и речи ребенка в период первого года жизни с 8 до 12 месяцев

В девять месяцев с удовольствием «пляшет» под ритмичную музыку, ползет вслед за взрослым или ребенком, догоняя их. Развитие детей первого года жизни в этот период позволяет им подражать действиям других людей.

С предметами совершает осмысленные действия в зависимости от их формы и свойств: открывает крышку, достает из коробки игрушку, катает грузовик по полу, бросает мячик. Передвигается по кроватке и по комнате, держась руками за спинку и другие предметы.

Знает свое имя, откликается на него, знает названия многих предметов и находит их по просьбе взрослого. Повторяет за взрослыми отдельные слоги. Хорошо пьет из чашки, сам поддерживает ее. Спокойно относится к высаживанию на горшок.

В десять месяцев любит играть со старшими детьми и с взрослыми, выполняет инструкции: дай мячик, возьми машинку, открой ящик и т. д. Развитие моторики у детей первого года жизни настолько высоко, что позволяет им самостоятельно выполнять разные действия с игрушками и предметами: малыш их вынимает, вкладывает, катает, нажимает, бросает.

Любит играть в «ладушки», в пальчиковые игры, в прятки. По просьбе «дай!» находит и дает знакомые предметы. Ходит с поддержкой за обе руки или держась руками за опору. Активно делает попытки найти общий язык с окружающими, лопочет по-своему, пробует разные интонации, вслед за взрослым повторяет новые слоги.

Знает, как мычит корова и лает собачка, по просьбе произносит слоги «му», «ав-ав». Так формируется речевой аппарат, и созревают речевые центры. Помогайте малышу овладеть речью, постоянно разговаривайте с ним.

В одиннадцать месяцев наблюдается избирательный интерес к детям, любит играть с ними. Сооружает строительные комбинации из кубиков, собирает пирамидку. Стоит без поддержки, делает первые самостоятельные шаги.

Предлагаем ознакомиться:  Ферменты для пищеварения для детей до года

Из кучи игрушек по просьбе находит и подает нужную, различает цвета. Произносит первые слова: ма-ма, ба-ба, па-па, дай. Любит «читать» книжки, с удовольствием рассматривает картинки и по просьбе мамы находит на них нужный персонаж.

Старается самостоятельно перелистывать страницы, но с еще большим удовольствием рвет их. Не ругайте малыша за это, а лучше дайте на растерзание какой-нибудь глянцевый журнал: пусть развивает мелкую моторику кистей рук, это очень полезно для умственного развития.

В двенадцать месяцев знает названия многих предметов, указывает части тела. Выполняет многие инструкции, произносит простые слова. Самостоятельно ходит. Знает всех членов семьи и близких людей по именам.

В возрасте одного года ребенок ходит самостоятельно. Некоторые малыши ходят уже с 10-11 месяцев (чаще мальчики), а другие пойдут после года — в 13-14 месяцев. Не страдайте понапрасну, если ваш годовичок не хочет ходить без поддержки.

По всей видимости, он хорошо ползает, и такой способ передвижения его вполне устраивает. Ползание имеет чрезвычайно высокое значение в развитии ребенка: укрепляются мышцы спины и конечностей, развивается координация тела в пространстве, вырабатывается синхронность в движениях шеи, туловища, конечностей, осваиваются сложные повороты тела.

Совершенствуется тактильная чувствительность ладоней при соприкосновении с твердым полом, шершавым ковром, гладким кафелем, мягким одеялом. Если у ребенка отсутствует патология опорно-двигательного аппарата, он скоро непременно сделает первые самостоятельные шаги, и ваше самолюбие не будет испытывать ущерба при виде давно бегающих ровесников вашего малыша.

Помогайте малышу развивать мелкую моторику пальчиков и кистей рук. Психологи доказали, что движения в мелких суставах кистей рук способствуют развитию мыслительной деятельности и речи, так как многочисленные рецепторы, расположенные на пальчиках, посылают импульсы в центральную нервную систему и побуждают к развитию речевой аппарат.

Уже в первые месяцы жизни рекомендуется вкладывать в ручки младенца предметы, отличающиеся друг от друга по форме, размерам, плотности и качеству поверхности. Так совершенствуется тактильная чувствительность и формируется понятие о свойствах предмета: большой — маленький, мягкий — твердый, круглый — угловатый, шершавый — гладкий и т. д.

Теперь вы знаете, как развивается ребенок до года по месяцам, пришла пора подвести итог и сделать правильные выводы.

  • рост – это важнейший показатель правильного развития. Отставание является тревожным симптомом, который не должен быть оставлен без внимания. Самые высокие темпы роста наблюдаются у новорожденных, чем старше ребенок становится, тем медленнее он прибавляет в росте. Важно понимать, что эта прибавка не является равномерным процессом, поэтому в разные периоды жизни происходят скачки. Возрастные нормы физического развития ребенка, приведенные в специальных нормативных таблицах, позволяют оценивать данный показатель;
  • вес – еще один важный показатель, он может изменяться под воздействием массы факторов, однако усредненные значения, которые признаны границами нормы, все же существуют;
  • двигательные функции – важный показатель, позволяющий оценивать уровень психомоторного развития. Сразу после рождения по двигательной активности оценивается наличие естественных физиологических рефлексов.

Каждый родитель должен понимать, что нормы физического развития ребенка до года, приведенные в таблицах являются усредненными (среднестатистическими), поэтому не каждое отклонение от них должно стать поводом для паники.

В течение первых двух месяцев своей жизни ребенок растет очень активно и прибавляет в росте около 6 см. Когда ему исполняется годик, рост будет отличаться от аналогичного показателя при рождении на 20-25 см и составит 71-85 см.

Еще через год он вырастет на 12-14 см, и к двум годам рост составит 85-100 см, к четырем годам – увеличится до 93-108 см, а к пяти — до 110-112 см.

Отставание более чем на 10-15 см от усредненного значения – повод для беспокойства и обращения к врачу.

При рождении вес колеблется в пределах от 2600 до 4500 гр. За первые три месяца происходит самая интенсивная прибавка, затем ее темпы немного снижаются. К году здоровый малыш весит в среднем 10-12 кг.

Нормы физического развития 3 летнего ребенка предполагают, что его вес должен составлять 13-14 кг, а к четырем увеличиться до 16-17 кг. Ну а в пять лет вес, как правило, достигает 19-20 кг.

К трем месяцам большинство детей начинает переворачиваться со спины на животик, но некоторые учатся это делать только к пяти месяцам и это не есть отклонение.

В полгода обычно предпринимаются первые попытки сесть и поползти, а к семи месяцам они, как правило, увенчиваются успехом. В девять месяцев ребенок уже ползает, переворачивается с живота на спину и обратно, сидит, стоит у бортика кроватки и даже делает первые шаги. Самостоятельно ходить без поддержки большинство детей уже умеют в 11-12 месяцев.

Если у вашего малыша наблюдаются какие-либо отклонения от табличных значений, не стоит сразу думать, что он болен или неправильно развивается. У природы нет никаких эталонов, и каждый уникальный организм, достоин индивидуального формирования.

Статья прочитана 3 184 раз(a).

Причиной «летних» отравлений у детей могут стать и ядовитые растения, привлекающие малышей красивыми ягодками или цветами. Наиболее подвержены отравлениям дети до 3 лет, познающие мир «через рот». В подростковом возрасте отравление ядовитыми растениями носят сознательный характер – для получения «кайфа». С этой целью употребляются белена, болиголов, грибы-галлюциногены.

Белена, красавка, дурман – растения из семейства пасленовых, содержат атропин, который и обуславливает клиническую картину отравления: через 20 минут после употребления плодов красавки, похожих на дикую вишню, возникает беспокойство, ребенок мечется, кричит, отбивается от кого-то руками и ногами, что свидетельствует о зрительных и слуховых галлюцинациях, нарушается координация движений.

Белая акация (робиния) – отравление вызывает кора растения: появляются боли в животе, рвота, понос, в тяжелых случаях появляется кровь в стуле и моче.

Вех ядовитый (цикута, болиголов) – наиболее ядовиты корневища растений, особенно ранней весной и поздней осенью. Яд быстро всасывается из желудка, поэтому начальные симптомы проявляются уже через 20–30 минут: боли в животе, тошнота, рвота, слюнотечение, расширение зрачков, сердцебиение, судороги, потеря сознания.

Аконит (борец, голубой лютик) – отравление проявляется тошнотой, рвотой, жаждой. Появляется онемение языка, губ, щек, что ведет к нарушению речи. Кончики пальцев рук и ног теряют чувствительность, появляется чувство ползания мурашек, нарушается зрение. Позднее развиваются судороги, потеря сознания.

Ландыш, горицвет, желтушник, морозник – яды с преимущественным влиянием на сердечно-сосудистую систему. Отравление развивается быстро: тошнота, рвота, редкое сердцебиение, падение артериального давления, бледность и синюшность кожных покровов, судороги, потеря сознания.

Первые признаки и действия

Как развиваются новорожденные в возрасте одного месяца, что они умеют? Если пронести яркую игрушку у младенца перед глазами, он проследит за ней. На голос мамы, разговор в комнате или звучание игрушки прислушается, сосредоточится.

На мамино обращение ответит первой улыбкой. И хотя психологи утверждают, что это не улыбка, а непроизвольная гримаска, сокращение мимических мышц, приятнее считать, что он узнал вас и в ответ улыбнулся.

Обязательно учитывайте такую особенность физического развития ребенка первого года жизни на втором месяце, как его чрезвычайную слабость и невозможность удержать голову более пяти секунд. На разговор с ним в этот период малыш отвечает отдельными звуками. Крик младенца приобретает эмоциональный оттенок.

В возрасте двух месяцев малыш уже способен длительно сосредоточить внимание на привлекательной игрушке, на лице взрослого человека, следит глазами за движущимся предметом, мамиными передвижениями. Прекращает сосание при показывании ему яркого предмета.

Поворачивает голову на звук, на голоса людей в комнате. В этот период продолжается эмоциональное развитие ребенка первого года жизни: на обращение к нему малыш отвечает улыбкой и отдельными звуками, с удовольствием общается. В положении на животе поднимает голову и довольно длительно удерживает ее.

Физическое развитие детей первого года жизни в три месяца позволяет им удерживать голову в вертикальном положении, следя при этом за движущейся игрушкой, младенец смотрит на лицо говорящего с ним человека.

Отвечает оживлением на обращение к нему любого человека, ищет глазами источник звука и поворачивает голову на звук. В положении на животе опирается на предплечья, высоко подняв голову и длительно удерживая ее.

Беспорядочное искание материнской груди сменяется открыванием рта при приближении груди или при виде бутылочки, ложечки (условный рефлекс). Движения рук становятся свободными и целесообразными: тянет предметы в рот, пробует дотянуться до игрушек.

Для развития мелкой моторики на первом году жизни очень важно давать ребенку ощупывать разные предметы. Иногда малыш узнает мать, смеется в хорошем настроении, криком выражает недовольство, когда его оставляют одного.

В четыре месяца малыш узнает мать и близких людей, отвечает оживлением на их появление, улыбается, в гулении появляются певучие звуки, громко смеется в ответ на обращение, реагирует на незнакомое лицо.

Активно поворачивает голову в стороны, стараясь найти глазами источник звука. Захватывает игрушки, висящие над грудью, рассматривает, ощупывает их. На руках у взрослого в вертикальном положении хорошо держит голову.

Основной показатель развития ребенка первого года жизни в этот период – исчезновение повышенного тонуса мышц нижних конечностей, движения ног становятся свободными, более дифференцированными. При поддержке под мышки крепко упирается в твердую опору согнутыми в тазобедренных суставах ножками.

В возрасте пяти месяцев младенец различает своих и чужих. Психологическое развитие ребенка первого года жизни в этот период продолжается: малыш радуется общению, узнает голос матери и близких людей, понимает ласковые или строгие интонации.

Малыш берет протянутую игрушку из чужих рук, удерживает ее. Долго лежит на животе, подняв корпус и опираясь ладонями выпрямленных рук о поверхность. Переворачивается со спины на живот. Поддерживаемый под мышки, уверенно стоит на прямых ногах.

В шесть месяцев знает свое имя, уверенно берет игрушки из любого положения и подолгу ими занимается, перекладывает из одной руки в другую, тянет в рот. Переворачивается с живота на спину. Сидит без поддержки, но самостоятельно не садится.

В положении на животе перемещает руки вперед, подтягивается за ними, немного подползая. Помогите ему овладеть способом передвижения, выпустите на простор. В кроватке или в манеже развернуться негде, поэтому почаще выкладывайте малыша на разостланное на полу одеяло.

В положении на животе согните его ножки в коленных суставах, а перед ним положите яркую игрушку, он устремится к ней. Продолжается развитие речи детей первого года жизни в гулении появляются отдельные слоги: «ма», «ба». Хорошо ест с ложки, немного пьет из чашки.

Маленький ребенок в семье – это радость, счастье и постоянные сюрпризы, далеко не всегда приятные. Болезнь или травма могут настичь малыша в любое время, застраховаться от них невозможно, но встретить их во всеоружии просто необходимо.

В каждом доме должна быть аптечка для грудного ребенка с самым необходимым набором лекарственных препаратов и перевязочных средств, позволяющих оказать первую помощь малышу в первые же часы заболевания или при несчастном случае.

Начнем со списка аптечки для оказания помощи новорожденному малышу.

В первые дни жизни в список аптечки для ребенка нужно включить 3 %-й раствор перекиси водорода и 1 %-й раствор бриллиантовой зелени для обработки пупочной ранки, кристаллы марганцево-кислого калия для приготовления крепкого раствора для обработки пупка и слабо-розового раствора для купания малыша.

Сухая марганцовка должна храниться в недоступном месте, потому что употребление ее малышами внутрь приводит к тяжелым ожогам ротовой полости, глотки и пищевода, а иногда к удушью за счет развития отека гортани.

Возьмите за правило с первых дней убирать подальше от ребенка любые лекарственные препараты. Вы не успеете оглянуться, как он начнет передвигаться по квартире и забираться в самые недоступные, по вашему мнению, уголки.

Добавляя марганцовку в ванну для купания малыша, используйте не сухой порошок, а концентрированный раствор, который убережет от попадания в воду кристалликов, способных вызвать ожог нежной кожи.

В аптечке должны быть пипетки. Одна потребуется для обработки пупка. Если же возникнет необходимость закапывать капли в глаза, то пипетка должна быть с закругленным концом.

Мазь «Деситин», содержащая окись цинка, пригодится при появлении первых признаков опрелостей.

В домашней аптечке необходимо иметь жаропонижающие, обезболивающие и антигистаминные (противоаллергические) фармакологические препараты.

При повышении температуры выше 38,5°С ребенку можно дать парацетамол в возрастной дозе. Еще раз позвольте напомнить, что панадол, калпол, тайленол, эффералган содержат в своей основе один и тот же препарат – парацетамол, и частое беспорядочное применение этих лекарственных сиропов может привести к передозировке, а то и отравлению.

Анальгин в составе аптечки для детей обладает весьма выраженным обезболивающим и жаропонижающим действием. Он хорошо всасывается из желудочно-кишечного тракта и оказывает быстрый эффект. В сочетании с антигистаминными препаратами его эффективность возрастает.

Однако в последнее время все большее количество врачей отказываются от назначения анальгина детям, указывая на его негативное влияние на кроветворение. Поэтому применять его следует с осторожностью и лишь в некоторых случаях, когда парацетамол и нурофен не справляются с высокой температурой.

Аптечка первой помощи для детей в олбязаительно порядке должна включать в себя антигистаминные препараты:

  • Тавегил – до 1 года – 1/4 часть таблетки, до 6 лет 1/2 часть таблетки, до 12 лет и старше 1 таблетку.
  • Супрастин – дозы как у тавегила.
  • Пипольфен – разовая доза ребенку до 2 лет – 2,5 мг, до 4 лет – 5 мг, до 6 лет – 7–10 мг. За сутки можно принять 2–3 раза.
  • Пипольфен оказывает успокаивающее, снотворное действие, что способствует снятию судорожной готовности.
  • Фенистил в каплях – применяется у детей с 1-месячного возраста, можно капнуть на язычок, можно добавить в молоко или молочную смесь.
  • Зиртек в каплях можно давать детям старше 6 месяцев 5–10 капель на прием в зависимости от возраста.

Но-шпа – снимает спазм с гладкой мускулатуры, расширяет сосуды, широко применяется при болях различного происхождения. В сочетании с жаропонижающими препаратами борется с высокой температурой, особенно при выраженном спазме периферических сосудов. В таких случаях мамы говорят: «Сам горячий, а кисти и стопы ледяные».

Всегда необходимо иметь под рукой адсорбенты (энтеросорбенты), выводящие из организма микробы, аллергены и токсические вещества. Прием этих препаратов в первые часы заболевания помогает справиться с патологическим процессом (пищевая и лекарственная аллергия, кишечная инфекция, пищевое отравление).

Наиболее известные адсорбенты для аптечки для детей дома : активированный уголь, смекта, полифепан, полисорб, энтеросгель.

При повторной рвоте и частом жидком стуле немедленно начинайте выпаивать ребенка глюкозо-солевыми растворами, предотвращающими развитие обезвоживания. В аптечке обязательно должен быть один из следующих препаратов: регидрон, глюкосолан, цитроглюкосолан, оралит.

Обязательно имейте в аптечке ушные капли (отипакс, отофа, анауран, софрадекс). Маленькие дети часто страдают от боли в ушах, развивающейся на фоне простуды. По упоминаемому нами уже закону подлости эта проблема наиболее часто возникает в ночное время, когда аптеки закрыты, а до ближайшей дежурной быстро не доберешься.

Подумайте об отравлении малыша

Какой выбрать термометр? Дело ваше. Это может быть наш старый добрый знакомый – ртутный градусник или относительно новый электронный термометр, который подаст звуковой сигнал по окончании измерительного процесса.

Лучшее место для постановки термометра – подмышечная область или паховая складка, где его надо подержать 5–7 минут. Процедура эта совершенно безболезненная и не вызывает беспокойства у ребенка. Перед введением градусника подмышечную или паховую область следует насухо протереть и несколько секунд проветрить.

Наличие влаги или теплое укутывание могут дать неправильные показания. В месте постановки термометра не должно быть воспалительного процесса (покраснение кожи, наличие опрелостей, припухлости), так как он вызывает местное повышение температуры.

Некоторые мамы любят измерять температуру в ротовой полости или прямой кишке. Эти методы тоже имеют право на существование. Только следует помнить, что ректальная температура окажется выше на целый градус, а измеренная в ротовой полости почти совпадает с кожными показателями.

Будьте осторожны при измерении ректальной температуры ртутным градусником. При неосторожном движении беспокойный ребенок может сломать стеклянный наконечник. Да и вообще без особой надобности не стоит лезть в прямую кишку.

Проблема острых сильных отравлений у ребенка в последнее время не дает покоя медикам. В связи с широким распространением в окружающей среде различных химических и фармакологических препаратов все больше детей поступает в токсикологические отделения с диагнозом острого экзогенного отравления.

Другая, еще более серьезная, причина отравления детей – легкомысленное отношение матери к здоровью собственного ребенка, ее невнимательность и расчет на русский “авось”.

Годовалый малыш проснулся рано и вылез из кроватки. Мама одела его и пустила на «свободный выпас», а сама легла досыпать.

Скажете: такого не может быть? К сожалению, может, как и все остальные случаи из личной врачебной практики.

Малыш, оставшись без присмотра, с удовольствием хозяйничал на кухне, рассыпал крупу, разлил масло, а потом забрался на стул и достал с полочки бабушкин клофелин. Через час, когда проснулась мама, спал уже малыш, зажав в кулачке флакончик с таблетками.

В гости к маме пришла подружка, с которой давно не виделись. Накопилось столько новостей, требующих немедленного обсуждения за чашкой кофе и сигаретой. Но ведь пассивное курение вредно для ребенка. Поэтому его оставили в комнате, а сами удалились на кухню.

Предлагаем ознакомиться:  Свечи для детей при прорезывании зубов

Двухлетняя девочка играла на полу с игрушками и вдруг там же на полу уснула. Мама перенесла ее в кроватку и занялась домашними делами, довольная, что ребенок не мешает. Через какое-то время мать обратила внимание, что сон девочки беспокоен, она плачет, не просыпаясь, производит беспорядочные движения конечностями, словно отбиваясь от кого-то.

Врач скорой помощи заподозрил лекарственное отравление детей, и на полу среди игрушек был обнаружен пузырек с амитриптилином (применяется при депрессиях). Беспокойное поведение ребенка объяснялось возникновением галлюцинаций.

Мама налила в чайник «антинакипин» и оставила на ночь, чтобы растворился весь осадок. Когда рано утром малыш потребовал законную бутылочку, полусонная мама развела молочную смесь водой из злополучного чайника и дала ребенку.

Подобных примеров можно привести тысячи.

Порой факт приема ребенком лекарственных или химических веществ остается неизвестным матери или другим взрослым членам семьи, что существенно затрудняет диагностику, приводит к несвоевременному оказанию помощи и ухудшает прогноз.

Настораживающим моментом, заставляющим мать подумать об отравлении, является изменение поведения ребенка: обычно активный и веселый, он вдруг становится вялым, сонливым, засыпает в неурочное время. Сон такой глубокий и крепкий, что его невозможно разбудить.

Или, наоборот, во сне ребенок совершает активные движения, ползает по кровати, отбивается от кого-то руками и ногами, плачет, кричит, не просыпаясь. Такое поведение свидетельствует о галлюцинациях. Могут возникнуть судороги, потеря сознания.

Подумайте об отравлении, если:

  1. у вашего малыша насморк, и вы, не жалея лекарства, закапываете ему в нос нафтизин, галазолин, санорин, а ребенок становится вялым, отказывается от еды и просится спать;
  2. ребенок вдруг становится дурашливым, смешливым без причины, его «штормит», т. е. шатает в стороны при ходьбе, он натыкается на предметы, спотыкается на ровном месте;
  3. среди полного здоровья внезапно ухудшается состояние ребенка, нарушается сознание, появляются судороги, а признаки острого воспалительного заболевания отсутствуют.

Вызывайте скорую помощь и расскажите о своих наблюдениях и подозрениях врачу. Чем раньше вы это сделаете, тем лучше для ребенка.

Во всем мире количество острых отравлений неуклонно растет, эту ситуацию называют «ползучей катастрофой». Неужели ничего нельзя сделать, чтобы уберечь детей от воздействия токсических веществ? Можно и даже нужно!

К огромному сожалению врачей скорой помощи, первыми встречающимися с пострадавшим ребенком, в подавляющем большинстве случаев действия родителей приводят к усилению болей в месте поражения и наносят вред в плане дальнейшего течения болезни.

Спросите у своих знакомых, как оказать помощь при ожоге? И 8 человек из 10 ответят: «Надо намазать облепиховым маслом». На втором месте после любимой облепихи стоит мазь «Спасатель», оставшиеся места распределены поровну между растительным маслом, сырым картофелем, крахмалом, детской мочой, яичным белком и т. д.

Не мечитесь по квартире в поисках заветной бутылочки с маслом или тюбика с мазью.

Если обожжена рука или нога, подставьте ее под струю холодной воды. При термических ожогах у детей туловище закройте пеленкой, намоченной холодной водой, и меняйте ее по мере согревания на более холодную.

И не прокалывайте пузыри, появившиеся на поврежденной коже, чтобы не добавлять страданий ребенку и не внести инфекцию. Холодная вода уменьшает боль и не позволяет ожогу распространяться в глубь и в ширину.

Если охлаждение ожоговой поверхности начинается сразу после несчастного случая, то температура тканей на глубине 1 см приходит к исходной уже через 20 секунд, тогда как без охлаждения – только через 15 минут (!).

Если у вас в аптечке есть противоожоговая повязка «Апполо», то вашему малышу несказанно повезло. Наложение этой салфетки на ожоговую поверхность мгновенно охлаждает ее, снимает боль и защищает от инфицирования.

Охлаждение является единственным действенным методом оказания первой помощи при ожогах.

Дальнейшее лечение проведет бригада скорой помощи и при необходимости госпитализирует пострадавшего.

Клизмы и газоотводные трубки

Теперь о любимых новоиспеченными мамочками предметах – резиновой груше для постановки очистительной клизмы и газоотводной трубке. В готовой аптечке для новорожденного находится груша объемом 20–25 мл, абсолютно не пригодная для очистительной клизмы.

«Зачем же она тогда здесь лежит?» – постоянно спрашивают мамы. Она пригодится для введения лекарства в прямую кишку. Для очистительной клизмы возьмите грушу объемом 75–100 мл, чтобы необходимое количество воды можно было ввести одномоментно, а не за 4–5 вынужденных введений, травмирующих нежную слизистую оболочку, при использовании маленькой груши.

О бесполезности газоотводной трубки мы уже говорили, но повторим еще раз в связи с широким ее применением на практике.

«На какую глубину вы вводите трубку?» – спрашивает врач.

«На один сантиметр», – отвечает мама.

А где скапливается основная масса газов? Там, где идет интенсивное пищеварение, то есть в тонком кишечнике. Какой длины должна быть газоотводная трубка, чтобы дотянуться до тонкого или хотя бы до толстого кишечника?

И какой смысл вводить трубку на 1 см в прямую кишку? Газы, уже спустившиеся в прямую кишку, выйдут самостоятельно. Частое введение инородных предметов (клизма, трубка, термометр) лишь травмируют прямую кишку, не принося пользы.

О косметических средствах для ухода за новорожденным говорить не будем: кремы, масла, лосьоны, шампуни различных фирм широко представлены в аптеках и магазинах – выбирайте на свой вкус.

Еще один веский аргумент против частого применения клизмы и газоотводной трубки базируется на наличии в анальном отверстии и прямой кишке нервных окончаний, раздражение которых приводит к получению сексуального удовольствия.

При многодневных запорах каловые массы теряют жидкость, становятся плотными и твердыми и не поддаются вымыванию простой водой. Чтобы размягчить содержимое кишечника, можно сделать масляную клизму. Для этой цели используют любое растительное масло: подсолнечное, оливковое, льняное или вазелиновое.

Необходимо подогреть его до температуры тела и ввести в прямую кишку в объеме от 50 до 100 мл в зависимости от возраста ребенка. Не ждите сиюминутного результата. Эффект наступит через 6–8 часов. Лучше всего поставить масляную клизму на ночь, а утром кишечник предъявит вам свое содержимое.

Еще один вид очистительной клизмы – гипертоническая. Для ее проведения берется 10 %-й раствор поваренной соли (1 столовая ложка соли на стакан воды) или 25 %-й раствор сернокислой магнезии. В прямую кишку вводится от 30 до 100 мл раствора. Обычно опорожнение кишечника наступает сразу же или в течение часа.

Упорные запоры с первых дней жизни требуют консультации детского хирурга для исключения врожденных заболеваний кишечника (долихосигма, мегаректум, болезнь Гиршпрунга).

Для обработки ран и ссадин

В ваших закромах должно найтись место и для перевязочных средств: вата, ватные палочки, парочка стерильных бинтов и салфеток, гемостатическая (кровоостанавливающая) губка, бактерицидный лейкопластырь.

Для обработки ран и ссадин необходимо иметь 3 %-й раствор перекиси водорода, йод, зеленку.

Для перевязки ран старайтесь применять антисептические атравматические повязки «Колетекс», «Инадин». Их главное достоинство – не прилипают к ране, то есть не доставляют дополнительных страданий ребенку при перевязке.

Хорошо зарекомендовали себя для обработки ран и ссадин у детей, особенно при разбитых коленках и локтях, жидкие пластыри в виде спрея. Достаточно опрыскать поврежденное место этим средством, как сразу образуется прозрачная защитная пленка, не требующая наложения повязки. Только надо помнить, что жидкий пластырь нельзя применять на загноившиеся раны.

Таблетки фурацилина выручат при необходимости промыть рану или прополоскать горло антисептическим раствором. Одна таблетка растворяется в 100 мл кипяченой воды или 2 таблетки на стакан воды. Перед тем как приготовить раствор, растолките таблетки в порошок, тогда они растворятся быстрее.

В холодильнике держите антибактериальную мазь левомеколь, которая пригодится при любом воспалительном процессе на коже: инфицированная рана, фурункул, «загноился пальчик», «натер ножку» и т. д.

Все эти средства можно без опасения применять до врачебного осмотра.

Домашняя аптечка должна храниться в недоступном для ребенка месте и периодически подвергаться ревизии с целью изъятия из нее просроченных лекарств и таблеток без опознавательных знаков.

Статья прочитана 1 427 раз(a).

Для обработки раны применяется 3 %-й раствор перекиси водорода, а загрязненную кожу вокруг раны можно вымыть водой с мылом. Обмывание надо проводить осторожно, чтобы грязная вода не попала в рану. Лучше эту процедуру проводить смоченными в мыльной воде салфетками, соблюдая направление движений от раны к периферии.

После этого кожу вокруг раны обработать йодом или зеленкой. Заливать рану при лечении травм у детей зеленкой, йодом, спиртом не следует, чтобы не повредить мягких тканей. К тому же сильная боль от такой обработки доставит ребенку дополнительные страдания.

После обработки наложите стерильную повязку и обратитесь в травматологический пункт, где врач решит, стоит ли накладывать швы и нуждается ли ребенок во введении противостолбнячной сыворотки.

При ссадинах снимается верхний слой кожи, кровотечение возникает несильное, и с такой травмой мама может справиться самостоятельно. При правильном уходе на месте ссадины быстро образуется защитная корочка, которая не требует дальнейшего лечения.

Обрабатывать ссадину следует так же, как и рану.

Если ссадина сухая, смажьте ее зеленкой и оставьте без повязки. На воздухе она быстрее подсохнет и заживет.

При обширных ссадинах, когда с поверхности сочится прозрачная жидкость, наложите стерильную повязку, смоченную антисептическим раствором (фурацилин, хлорофиллипт, хлоргексидин) или с антибактериальной мазью (эритромициновая, тетрациклиновая, левомеколь, синтомициновая эмульсия).

Повязку накладывайте аккуратно и достаточно плотно: у подвижного непоседы она может сползти с раны, не успеете и глазом моргнуть. Но не переусердствуйте: слишком тугое бинтование вызовет нарушение кровообращения, а то и отек ниже расположенных мягких тканей.

Если повязка наложена хорошо, не съезжает, остается сухой и не издает неприятного запаха, что свидетельствует о благополучии раны, можно не трогать ее 2–3 дня.

Снимая повязку, будьте осторожны. Присохшую салфетку не отдирайте, а тщательно смочите любым антисептическим раствором или кипяченой водой и, только когда она отмокнет, отделите от раны.

При локализации ссадины на суставе ее заживление затягивается, так как образующаяся корочка мешает движениям, и ребенок сдирает ее. Чтобы размягчить корочку, сделать ее эластичной, накладывайте на ночь повязки с масляным содержимым: облепиховое масло или масло шиповника, аэрозольные препараты олазоль, левовинизоль, ируксол и т. д.

Кашель – симптом заболеваний

Аллергические заболевания стали для современного человека настоящим бичом. Легче перечислить те вещества, которые не вызывают симптомы аллергической реакции у детей, нежели назвать поименно все аллергены, существующие в окружающем нас мире.

Многие люди страдают в весенне-летнее время от повышенной чувствительности к пыльце цветущих растений. Это заболевание называется поллиноз. Логично было бы предположить, что к поллинозу склонны сельские жители, вынужденные вдыхать пыльцу на протяжении периода цветения всех растений.

Однако, как показывает практика, именно горожане больше всего подвержены этому явлению. Вероятно, загазованная атмосфера промышленных городов способствует аллергической настроенности организма. Родители вывозят городское чадо на дачу, в деревню с надеждой укрепить здоровье, но на природе его поджидает новая напасть.

Здоровый ребенок идет гулять на зеленый лужок или проходит мимо пшеничного поля, как вдруг начинает чихать и кашлять, из глаз ручьем льются слезы, а из носа обильно течет. Развиваются такие виды аллергических реакций у детей, как отек гортани или спазм бронхиального дерева, что приводит к затрудненному дыханию.

Даже несведущему человеку понятно, что развилась аллергическая реакция, причиной которой является растительная пыльца. У другого ребенка подобные симптомы появляются после того, как в комнату принесли букет полевых цветов.

Известен так называемый сиреневый конъюнктивит, который развивается у некоторых людей при цветении сирени. Иногда аллергия возникает после употребления меда, в состав которого входит все та же пыльца.

Весной цветут тополь, дуб, береза, орешник, клен, ольха, платан. В весенне-летний период наступает время цветения для луговых и злаковых растений: мятлик, пырей, овсяница, ежа, рожь, пшеница, кукуруза. А в конце лета свой «злой» характер проявляют амброзия, полынь и лебеда.

Самый ядовитый гриб – бледная поганка. В ней содержатся токсические вещества – фаллоин, фаллоидин, аманитин. В 100 граммах свежих грибов или в 5 граммах сухих содержится 10 мг фаллоидина, 13,5 мг аманитина.

Смертельная доза аманитина – 0,1 мг на 1 кг веса тела. Вдумайтесь в эти цифры и вы поймете, что одной, даже небольшой бледной поганки, случайно затесавшейся в корзину со съедобными грибами, достаточно, чтобы отравить всю семью незадачливого грибника.

Токсины не разрушаются при термической обработке и при высушивании, они быстро всасываются из желудочно-кишечного тракта и накапливаются в печени. Крайне тяжело отравления протекают у детей и в 16 % случаев заканчиваются летально.

У детей причиной отравления довольно часто выступают известные всем мухоморы. Привлеченные яркой раскраской грибов, знакомых по иллюстрациям в детских книжках, малыши срывают их и едят, ожидая от нарядного грибочка приятных вкусовых ощущений.

Но так как форма в данном случае не соответствует содержанию, действующим началом которого является токсическое вещество – мускарин. Заболевание развивается довольно быстро: уже через 30–60 минут после употребления мухоморов появляются боли в животе, тошнота, рвота, водянистый стул, резкая слабость.

Характерен вид ребенка: зрачки максимально сужены, выражена потливость, обильное слезо- и слюнотечение, выделение пенистой мокроты из бронхов, что приводит к затруднению дыхания. Быстро развивается нарушение сознания, бред, галлюцинации, судороги.

Любому педиатру знакома ситуация, когда кто-то из знакомых или родственников звонит и, нервно дыша в телефонную трубку, спрашивает: «Что делать? Ребенок кашляет третью неделю, ничего не помогает. Уже все измучились».

Ответ может быть только один: «Кашель по телефону не лечат». Обычно купируем приступы с помощью тех препаратов, которые есть в домашней аптечке. Но это неправильно. А как правильно – читайте в этой статье.

Кашель – наиболее частый симптом заболеваний органов дыхания, но встречается и при ряде других болезней (коклюш, корь, аденоиды, муковисцидоз, хронический тонзиллит, фарингит и др.) и имеет отличительные признаки.

Он может быть сухим и влажным, «лающим» при ложном крупе и болезненным при крупозной пневмонии и плеврите, навязчивым при аденоидах и мучительным при коклюше и муковисцидозе. Важно также установить, когда кашель выражен наиболее сильно: во время сна или бодрствования, в каком положении: горизонтальном или вертикальном.

Приступ кашля может возникнуть в загазованной атмосфере, в прокуренном помещении, при сильном запахе краски, формалина. У курящих подростков кашель становится обычным явлением, возникающим за счет раздражения рецепторов глотки и гортани табачным дымом.

Кашель – это рефлекторная защитная реакция организма, направленная на очищение дыхательных путей от раздражителей, попавших извне или образовавшихся внутри организма. Каждый человек не раз испытал на себе возникновение кашля при задымлении, при попадании капли слюны или крошки «не в то горло», при вдыхании резких запахов.

При этом происходит возбуждение кашлевого центра в головном мозге, и он отдает приказ диафрагме, мышцам брюшного пресса, грудной клетке и гортани сократиться и вытолкнуть внешний раздражитель из дыхательных путей.

При заболеваниях кашлевой центр реагирует на «внутренние» раздражители, которые являются причинами кашля у ребенка: микроорганизмы, их токсины, воспалительные процессы в дыхательных путях и образование в них слизи – и также стремится избавиться от них с помощью кашля.

У детей наиболее частой причиной кашля являются заболевания дыхательных путей и ЛОР-органов.

Острые респираторные инфекции широко распространены среди детского населения и составляют почти 90 % инфекционной заболеваемости детского возраста. Это объясняется следующими факторами: иммунная система ребенка еще не полностью сформирована, вирусные инфекции обладают высокой заразностью, возбудителем ОРИ являются многочисленные вирусы и бактерии, после перенесенного заболевания остается нестойкий иммунитет, в детских учреждениях ребенок контактирует с большим количеством ровесников.

Основные возбудители респираторных инфекций «любят» атаковать эпителий верхних дыхательных путей, вызывая воспалительные изменения в слизистой оболочке, повышенное образование слизи, что проявляется насморком и кашлем.

На слизистой оболочке дыхательных путей расположены реснички, которые в норме призваны очищать поступающий воздух от пылинок, вирусов и микробов, но вязкая слизь способствует прилипанию возбудителей к внутренней поверхности и их активному размножению.

Движения ресничек ухудшаются, перистальтика мелких бронхов снижается, и организм не в состоянии освободиться от возбудителей и образовавшейся слизи. На этом фоне появляется кашель, роль которого состоит в очищении дыхательных путей от инородных веществ, в том числе от микроорганизмов и слизи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Про детей
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector