Этапы психомоторного развития детей 1 года жизни

Психомоторное развитие ребенка – это очень обширное понятие, которое включает в себя такие направления:
• Развитие движений тела и мышц, которые помогут научиться ходить;
• Развитие ловкости рук (мелкой моторики);

• Развитие активной речи и ее понимание;
• Осознание взаимосвязи между явлениями и предметами;
• Умение контактировать с людьми;
• Развитие самостоятельности в своих действиях.
Ни одно из перечисленных направлений не должно развиваться поодиночке.

Задача родителей и педагогов состоит в комплексном психомоторном развитии малыша, чтобы его психомоторные навыки и умения формировались правильно и в соответствии с возрастом.
Родители обязательно должны понимать, что замедление развития хотя бы по одному из направлений грозит отставанием по всем остальным.

Календарь психомоторного развития ребенка (в возрасте до 1 года)

В первый год жизни психомоторные функции ребенка развиваются наиболее интенсивно. Ежемесячно сравнивая сенсорные и интеллектуальные показатели своего малыша с нормами, которые приведены в календаре развития ребенка, можно своевременно заметить несоответствие психомоторного развития ребенка «эталонным» нормам календаря.

возраст, мес. Календарь развития ребенка: моторика Календарь развития ребенка: статика Календарь развития ребенка: сенсорные реакции Календарь развития ребенка: речь Календарь развития ребенка: эмоции и социальное поведение
1 Выражены безусловные рефлексы: (сосательный, хватательный), ползание. Начинает держать голову по нескольку минут в горизонтальном положении, лежит на животе в конце месяца. Появляется кратковременное рассматривание внешней среды и слуховое сосредоточение. Появление «гуления» одиночными звуками в конце месяца, произносит гласные звуки между «а» и «е». Реагирует неудовольствием на сильные звуковые и световые раздражители. Увидев лицо, на миг останавливает взгляд на нем.
2 Вращает головой в разные стороны Начинает держать голову по несколько минут в вертикальном положении. Длительная зрительная реакция на движущийся предмет. Сосредоточение на звук. Частое короткое «гуление». Реагирует улыбкой на разговор. Фиксирует взгляд на лице, которое движется.
3 Начинает исчезать большинство безусловных рефлексов. Тянется за игрушкой. Хорошо держит голову. В ответ на звуковые раздражители и яркие предметы появляется сосредоточение, активная реакция. Частое, длительное «гуление». Первые звуки, составляющие цепочки. Отвечает комплексом оживления в ответ на эмоциональное общение.
4 Появляются направленные движения рук: все лучше берет игрушку. Переворачивается со спины на бок. В вертикальном положении появляются первые проявления опоры ногами. В положении на животе — уверенная опора на предплечья. Кроме четкой фиксации внимания на звук или предмет, характерным является комплекс оживления при встрече с родными людьми. Впервые начинает узнавать маму. Рассматривает игрушку в своей руке. Частое длительное, нараспев, «гуление» разными звуками. Появляются губно-губные согласные «м», «б», крики радости. Громко смеется в ответ на эмоциональное словесное обращение.
5 Начинает поворачиваться со спины на живот. Тянется рукой к игрушке и прикасается к ней. Стоит при поддержке за подмышки, опирается на кончики пальцев. Кроме все более четкой реакции на звуки, характерно обращение внимания на яркий предмет. Первые проявления распознавания своих и чужих людей, радость при появлении другого ребенка. Ритмичные цепочки звуков. Радуется другому ребенку, берет у него из рук игрушку, реагирует на строгие и ласковые интонации. Громко смеется, когда к ребенку обращаются.
6 Активно переворачивается со спины на живот, начинает переворачиваться с живота на спину. Хватает целенаправленно предложенную игрушку, перекладывает ее из одной руки в другую. В положении на животе опирается на вытянутые руки или полностью открытые ладони. Все более адекватная реакция при появлении матери, отца и чужого человека. Следит за игрушкой, которая упала вниз. Лепетание: последовательное присоединение разнообразных выразительных слогов с изменением силы звука и высоты тона. Эмоции дифференцированы, тянет ручки, чтобы взяли на руки. По-разному ведет себя со знакомыми и незнакомыми.
7 Лежа на спине играет ногами (координация «рука-нога»). Перекладывает игрушки с одного места на другое, из руки в руку. Сидит с прямой спиной. При поддержке за туловище, на твердой основе пружинит (танцует). Пытается достать предмет, если это можно сделать, изменив положение тела. Продолжает лепетать. Включается в игру, повторяя взрослых, начинает требовать внимания к себе самого близкого человека (чаще всего матери).
8 Хватает каждой рукой по кубику и держит их непродолжительное время. Ползает на животе, переставляя вперед руки. Самостоятельно ложится, садится, поднимается. При соответствующем развитии навыков, обучается показывать ручками «до свидания», «ладушки». Кивание головы показывает согласие «да», отрицание «нет». Хорошо лепечет, ясно произносит звуки «ба», «ма», «да». Адекватные эмоциональные реакции в ответ на общение. Наблюдает за действиями других детей, смеется, лепечет.
9 Может самостоятельно играть с различными игрушками. Умышленно сбрасывает предметы. Раскачивается на руках и коленях. Сидит свободно. При поддержке за руки стоит. Адекватно отвечает действиями на простые вопросы и просьбы «дай мне куклу», «посиди здесь». Знает свое имя. Реагирует на музыкальные звуки танцевальными движениями. Четкое удвоение слогов. Легко вступает в контакт на эмоциональном, игровом, словесном уровнях. Повторяет действия других детей.
10 Количество целенаправленных движений увеличивается: составляет пирамидку, кладет игрушки на место, закрывает ящики и др. Появляется «пинцетный» захват: берет маленький предмет вытянутым указательным и большим пальцами. Можно вести, поддерживая за одну руку. Ползает на поверхностях разной высоты, многие дети самостоятельно стоят, придерживаясь за любой предмет. Все более выражены и обогащены указанные ранее проявления. Повторяет движения взрослых: «разговаривает по телефону», «помешивает кашу». Специально бросает игрушку. Корректное в звуковом плане повторение известных слогов. Появляются первые слова, которые ребенок понимает, в словарном запасе несколько слов. Вступает в диалог. Эмоциональное состояние отчетливо проявляется разнообразными мимическими движениями, голосовыми реакциями. Реагирует на все новое удивлением. Играет с другими детьми одной игрушкой.
11 «Щипцовый» захват: схватывает маленький предмет подушечками изогнутого указательного и большого пальцев. Ползает на руках и коленях с перекрестной координацией. Стоит без опоры. При поддержке за обе руки, делает шаги вперед. Выполняет простые требования и просьбы. Ориентируется в понятиях «можно», «нельзя», понимает запреты: «сиди тихо», «не бери». У ребенка появляются первые друзья, с которыми он играет. Односложные слова вытесняются двухсложными. Употребляет слова упрощенного варианта «ляля», «нозя», «цаца». Машет рукой на прощание. Радуется приходу детей. Выборочное отношение к разным детям.
12 Может играть с игрушками по часу и больше. Ходит вдоль стены при поддержке за одну руку или самостоятельно. Выполняет все более сложные требования и просьбы, понимая их. Количество проявлений реакции на внешнюю среду увеличивается. Языковой запас: 8-12 слов. Протягивает другому ребенку игрушку, сопровождая это смехом и лепетом. Ищет игрушки, которые спрятаны. По просьбе обнимает родителей, стремится к одобрению, подтверждению своего успеха близким человеком.
Предлагаем ознакомиться:  Стоит ли малышу спать с мамой?, правильно ли ребенку спать с мамой

Поглаживание рук

Совершенствуя в процессе игры движения рук, малыш обнаруживает взаимосвязь между крышкой и банкой, маленькими и большими формами, карандашом и листом бумаги. Более того, он может указать пальцем на предмет, который не может достать.

Одновременно ребенок учится говорить и понимать речь. В возрасте 14 месяцев он говорит слова «мама» и «папа». При этом ваш малыш сознательно называет конкретных людей.
В неполные два года ребенок умеет брать чашку со стола, пить из нее и ставить на место.

В процессе обучения бытовым навыкам имитирует процесс мытья рук под краном или в тазике.
По мере взросления ребенок становится более независимым, учится есть и одеваться самостоятельно. Он все чаще остается у бабушки и дедушки, расставаясь ненадолго с родителями.

С окружающими дети начинают контактировать начиная со второго месяца жизни. К одному году малыши уже умеют проявлять чувство нежности, обнимая и лаская игрушки и близких людей.
Дети более старшего возраста овладевают бытовыми навыками, повторяя то, что делает мама.

Очень большое удовольствие доставляет детям исследование кухонных шкафчиков, мытье пола или подметание веником.
Важно! Родители обязательно должны помнить о том, что различную бытовую химию необходимо спрятать подальше от маленьких исследователей.

Двухлетние малыши охотно ходят со взрослыми в ванную и туалет, но вовсе не потому, что не может с ними расстаться. Ему просто интересно, что мы там делаем. Это своеобразная подготовка к умению самостоятельно удовлетворять свои физиологические потребности.

К трем годам ребенок уже способен контролировать процесс мочеиспускания и дефекации. Но в это время еще допустимы редкие промахи. К этому возрасту ребенок уже научился самостоятельно одеваться, прислушиваясь к рекомендациям взрослых.

Руки уже достаточно ловкие, чтобы пользоваться кистью для рисования, рисовать мелом или лепить из пластилина.
В три года малыш начинает посещать детский сад. Там совместно с другими детьми он приобретает новые навыки общения и продолжает развивать психические и двигательные функции.

В 1 год:• Выговаривает одиночные звуки или слоги, которые имеют определенное значение: «ко-ко», «ам-ам»;
• Оборачивается, когда слышит произнесенное кем-то свое имя;
• Может радостно отреагировать на похвалу или остановить действие, слыша выразительное «нет».
В 1.

5 года:• Выговаривает три слова со смыслом. Произношение может быть не совсем правильное, но эти слова ребенок должен использовать ежедневно для обозначения конкретных людей, вещей, животных или явлений;

• Очень восприимчив к пению. Пробует исполнять с мамой простые детские песенки;
• Без проблем выполняет такие просьбы, как «дай мне» или «иди сюда»;
• На вопрос о предмете, с которым играл, малыш начинает искать его;

• При упоминании о еде ребенок начинает искать бутылку или чашку;
• Правильно показывает три названные взрослым части тела: губы, нос, глаза на кукле или на себе;
• Понимает слово «открывать» и по просьбе охотно открывает баночку или бутылку;

Предлагаем ознакомиться:  Глисты в кале у ребенка до года

• Умеет выполнить просьбу, состоящую из двух действий: например, «подними мишку и положи его на кроватку»;
• По просьбе взрослых называет предметы, например «мика» — мишка, «ко-ко» — курочка и т.д;

• Умеет выражать желание, если ему что-нибудь нужно. Например, «да» — дай, «ам-ам» — кушать;
• Выразительно говорит «нет», если чего-то не хочет или не любит.
В 2 года:• Выговаривает первое, состоящее из двух выражений предложение.

Этапы психомоторного развития детей 1 года жизни

Например, «мама, ам»;
• По-своему называет минимум восемь картинок из книги;
• Понимает значение слов «холодный», «большой», выбирая при этом бутылку с холодной жидкостью или большую игрушечную машинку.
В 2.

5 года:• В своей речи обогащает произносимые предложения на одно слово;
• Понимает слово «тяжелый», выбирая соответствующий предмет из двух различных по весу;
• Знает, что можно двигаться по-разному: человек идет или бежит, рыба плавает, птица или самолет летает, машина едет.

Неполные три года:• Осознает понятия «на чем-то», «под чем-то», «за чем-то», «возле чего-то»;
• Кроме слова «тяжелый» понимает и противоположное понятие — «легкий». По просьбе выбирает более легкий предмет.

В 3 года:• Произносит предложения, состоящие из четырех слов;
• Понимает разницу между единицей и множеством, используя в своей речи слово «два» по отношению к нескольким предметам;
• В ребенке просыпается чувство собственности, он знает, что эта вещь «моя», а другая — «твоя»;

• Начинает использовать множественное число в тех выражениях, которые уже знает.
Полноценное развитие малыша невозможно без маминой и папиной заботы и внимания. В любом возрасте необходимо уделять время для своего ребенка, заниматься его развитием в первую очередь в домашних условиях.

Мамина любовь способна творить чудеса и создавать гармоничные и теплые условия для развития полноценной личности.
Теперь вы сможете контролировать ход развития вашего малыша. Если по каким-то пунктам ребенок еще не выполняет положенные действия, то вы обратите внимание на это и без труда приведете все в норму!

Ребенка
следует положить на спину, массажист
должен встать к его ногам.

этапы психомоторного развития детей 1 года жизни

Левую руку ребенка приподнять правой
рукой, затем левой рукой произвести
поглаживания внутренней и наружной
поверхностей руки, двигаясь от кисти к
плечу (рис. 251).

Таким же образом выполнить поглаживание
правой руки ребенка.

Поглаживать внутреннюю и наружную
поверхности можно одновременно, используя
прием обхватывающего поглаживания, при
котором внутренняя поверхность руки
массируется большим пальцем, а наружная
—остальными пальцами.

Календарь психомоторного развития ребенка: как он составлен?

Календарь психомоторного развития ребенка| составляют эксперты ВОЗ на основе сравнения индивидуальных календарей развития большой выборки здоровых детей. Кроме того, при составлении календаря психомоторного развития ребенка (особенно в части календаря развития речевых навыков детей), принимаются во внимание национальные особенности.

В приведенном нами календаре развития ребенка указаны показатели речевого развития для носителей русского языка. У носителей иных языков этапы развития речи будут отличаться.

Для родителей и педиатров очень важна возможность сравнить показатели психомоторного развития ребенка с некой усредненной нормой, которая и описана в календаре.

Ниже приведены основные критерии психомоторного развития, которыми должен обладать ваш ребенок в определенном возрасте. Основываясь на них, вы сможете с легкостью оценить, насколько правильно развивается ваш малыш.

Не стоит отчаиваться и паниковать, если что-то не соответствует нормам. Заподозрив отклонения, вы сможете своевременно обратиться к психологу, логопеду, педагогу или врачу и откорректировать возникшие нарушения.

Календарь психомоторного развития ребенка: индивидуальные отличия

Следует учесть, что не все дети имеют одинаковые темпы развития по всем критериям календаря психомоторного развития. Поэтому не стоит беспокоиться, если часть психомоторных реакций малыша немного опережает те, которые описаны в календаре развития ребенка для соответствующего возраста, а часть несколько отстает от них.

Оценивая психомоторные функции по календарю развития ребенка, также необходимо учитывать, что результаты оценки зависят от ряда факторов, таких как настроение ребенка, степень комфорта, окружение и т.д.

Этапы психомоторного развития детей 1 года жизни

В 1 год:• Подтягивается, держась за мебель, к примеру, за перегородку кроватки из положения сидя или на четвереньках и становится прямо, опираясь за что-нибудь;
• Пробует делать шаги на месте;
• При большей уверенности в себе делает пару шагов в сторону, держась за мебель обеими руками.

В 16 месяцев:• Делает несколько шагов подряд, не держась и не теряя равновесия.
В 18 месяцев:• Наклоняется и поднимает игрушку с пола, не опираясь и не садясь;
• Влезает на диван и слезает с него, сначала опуская ноги на пол;

• Учится делать шаги назад;
• Влезает на стул и слезает с него;
• Поднимается по ступенькам, приставляя одну ногу к другой, держась за поручни обеими руками. Пробует таким же образом спускаться по лестнице.

В 2 года:• Спускается с лестницы приставным шагом, держась за поручень одной рукой;
• Делает пару шагов на пальцах не держась;
• Совершенствует умение стоять на одной ноге, держась за поручень;
• Прыгает вперед два раза на двух ногах не падая;

Предлагаем ознакомиться:  Что делает ребенок в пол года

• Стоит на одной ноге несколько секунд не падая;
• Поднимается по лестнице, как взрослый — переменным шагом, держась при этом одной рукой.
В 3 года:• Спускается с лестницы по-взрослому, держась за поручни одной рукой.

Этапы психомоторного развития детей 1 года жизни

В 1 год:• Ребенок хватает маленький предмет согнутым указательным и большим пальцами;
• Передвигает по столу игрушечную машину вперед и назад;
• Неумело перелистывает книжку, которую держит мама.
В 13-17 месяцев:• Бросает в банку кружочки или другие мелкие предметы;

• Прикрывает банку крышкой;
• Вкладывает маленькую формочку в большую;
• Рисует на бумаге точки и черточки;
• Поворачивает закручивающуюся крышку бутылки в одну и в другую сторону;
• Нанизывает колечки на ось пирамиды;

• Небрежно рисует зигзаг из трех черточек, не отрывая руки от листа бумаги.
В 18 месяцев:• Берет третий кубик, держа в каждой руке по кубику;
• Вкладывает самую маленькую формочку в среднюю или пробует построить из них башню;

• Находит маленький предмет, спрятанный под одной из банок.
В 2 года:• Держит в каждой руке по два кубика;
• Рисует не только черточки, но и целую спираль;
• Вкладывает один цилиндр в другой, в зависимости от размеров;

• Переворачивает бутылочку вверх дном, чтобы извлечь из нее содержимое.
В 2.5 года:• Крутит ручку игрушечной шарманки;
• Умело рисует спирали;
• Вкладывает квадрат, треугольник, круг в соответствующие по форме отверстия (рамки-вкладыши);

• Укладывает из пяти кубиков ряд — поезд;
• Умеет сложить кружочки, одинаковые по величине: маленькие с маленькими, а также средние и большие;
• Различает цвета: красный, желтый, зеленый и синий.

В 3 года:• Строит башню из восьми кубиков;
• Пользуется ножницами. Разрезая бумагу, выполняет два движения подряд;
• Может разорвать лист бумаги, как взрослый, разводя руки в противоположные стороны;

• Рисует вертикальные линии вверх и вниз, имитируя письмо взрослых. Чертит выразительную горизонтальную линию;
• Катает валик из пластилина;
• Строит мост из трех кубиков, устанавливая третий кубик так, чтобы можно было протащить под мостом карандаш;
• Умеет складывать квадрат из четырех кубиков.

Календарь психомоторного развития ребенка: отставание в развитии

Отставание в развитии определенных навыков на 1 месяц или меньше (по сравнению с приведенными в «эталонном» календаре развития ребенка) не является симптомом заболевания. Однако родители должны уделить особое внимание развитию необходимых умений у ребенка, используя для этого дополнительные стимулы. К примеру: игры для развития ребенка до трех лет или игры с песком

Лишь при отсутствии положительной динамики развития психомоторных функций ребенка в течение месяца и более, показано обследование ребенка у врача-невролога.

В 1 год:• Пьет, не обливаясь, из стакана, который держит взрослый;
• Помогает при одевании, вытягивая руки и ноги для ползунков и распашонок.
В 1.5 года:• Без проблем снимает развязанные ботинки;
• Держит чашку во время питья самостоятельно;

• Во время еды еще не совсем ловко направляет в рот полную ложку;
• Пробует накалывать кусочки еды на вилку.
В 2 года:• Сам съедает содержимое тарелки, иногда при этом пачкаясь;
• Помешивает ложкой в чашке;

• Без напоминания вытирает руки полотенцем после мытья;
• Умеет снять с себя расстегнутую куртку, учится надевать мелкие вещи;
• Сначала снимает майку без рукавов, а затем старается ее надеть;
• Самостоятельно обувает ботинки;

• Знает весь процесс мытья и вытирания рук, хотя пока делает это не совсем ловко и тщательно;
• Интересуется содержимым унитаза.
В 3 года:• В течение дня ребенок уже не мочится в штаны;
• Умеет расстегивать пуговицы и надевать штаны;
• Иногда сам одевается, когда ему помогают советом.

В 1 год:• Играет с куклой или мишкой, прижимает их к себе, ласкает;
• По просьбе мамы отбивает брошенный мяч в сторону.
В 1.5 года:• Учится убирать игрушки;
• Все чаще подходит к родителям с книжечкой и просьбой назвать показанные им картинки.

В 2 года:• Сам играет с куклой, мишкой или другой игрушкой, как будто со своими детьми;
• Пробует утешить, если кто-то загрустил;
• Замечает, что он является личностью в группе других людей;
• Когда говорит о себе, то упоминает свое имя;

• В ответ на вопрос называет свое имя, говоря о себе «я»;
• Осознавая себя в обществе, выражает собственное желание, говоря: «Я хочу» или «Я не хочу».
В 3 года:• Подчиняется правилам коллективной игры, соблюдает свою очередь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Про детей
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector