Эмоциональное развитие ребенка первого года жизни

Календарь эмоционального развития

Чтобы было проще ориентироваться — распишем, в каком возрасте до 1 года будут появляться те или иные изменения в эмоциональном развитии.

Само собой, не стоит воспринимать это как строгое правило — у каждого ребенка свои индивидуальные особенности (не страшно, если ваш в 5 месяцев не начал говорить).

1 месяц — закладывается основа, ребенок учится выражать первые эмоции: это плач и улыбка. Малыш прислушивается к голосу родителей, успокаивается, когда его берут на руки.

2 месяц — ребенок чувствует себя единым целым с матерью (самосознание еще не произошло). Наблюдает за движениями рук, всматривается в лица людей — не забывайте демонстрировать ему весь спектр эмоций мимически.

3 месяц — появляется чуточку больше усидчивости, малыш начинает понемногу познавать мир вокруг и собственное тело. В три месяца нужно давать ему больше разнообразия: новые места, новые люди — всё это пойдет на пользу.

4 месяц — эмоции ребенка усложняются, становятся заметно богаче. Малыш получает первые социальные навыки. В этом возрасте он может концентрироваться на каком-то занятии около получаса — хотя, конечно, усидчивость у всех разная.

5 месяц — ваш ребенок научился отличать, когда вы грустите, а когда веселы, он распознает простые эмоции безошибочно. Охотно идет на контакт с людьми — «общается», тянет ручки. Важный этап — ребенок учится отличать своих от чужих и выражает соответствующие эмоции: страх или недоверие в отношении незнакомых людей.

6 месяц — возрастает желание ребенка к познавательной деятельности: он изучает мир и самого себя. Может ломать предметы — ведь так интересно, что у них внутри — но пока что не умеет переживать из-за сломанной игрушки. У ребенка часто меняется настроение, это нормальное явление, бояться нечего.

7 месяц — развивается мелкая моторика, ребенок с восторгом всё хватает, тянет в рот, швыряет на пол, стучит предметами друг об друга. Важно дать ему максимум тактильных ощущений: он всё должен попробовать на ощупь.

Многие дети делают свои первые шаги — и возможностей для познания и эмоционального развития становится в разы больше. В этом возрасте ребенок понимает по интонации, что значит слово «нет» и «нельзя».

8 месяц — происходит стремительный рост диапазона эмоций. Теперь это могут быть не только слезы и смех, но и нетерпение, смущение, недоумение, восторг, злость. Это время танцев — включите ритмичную музыку и наблюдайте, какую бурю чувств она вызовет у вашего чада.

9 месяц — ребенок активно проявляет недовольство, когда надо ним проводят «действия насильственного характера», например, пытаются стричь или одевать. Ребенок учится манипулировать с помощью эмоций — он уже давно понял, что к чему в этом мире.

10 месяц — воспроизводит мимику. Если читаете ребенку сказку — не забывайте делать это эмоционально.

11 месяц — очень любит, когда его хвалят. Учится сообщать о своих желаниях не только плачем, например, показывает пальцем или взглядом. В этом возрасте эмоций на всё новое еще больше — людей, игрушки, книжки. Не забывайте поощрять его интерес.

Предлагаем ознакомиться:  Почему ребенок заикается в 3 года

Эмоциональное развитие ребенка первого года жизни

12 месяц — окончательно усиливается тяга к самостоятельности во всем, в том числе в эмоциональном познании мира. В связи с новыми действиями возникает масса новых ощущений — ребенок должен всё попробовать сделать сам.

Чем характеризуется физическое развитие детей первого года жизни?

К исследуемым показателям физического развития детей первого года жизни относят: рост (длина тела), вес, окружности груди и головы. Отслеживает изменение этих параметров участковый педиатр. Сравнение полученных результатов с данными центильных таблиц позволяет врачу оценить, нормально ли развивается малыш или есть отклонения.

  • При оценке физического развития новорожденного ребенка первостепенное значение имеет масса тела, в дальнейшем — рост.
  • Важно оценивать не только то, укладываются ли параметры веса и длины тела в возрастную норму, но и то, каково их соотношение между собой. Это называется гармоничностью развития.
  • Отклонение показателей роста и веса ребенка относительно общепринятых стандартов далеко не всегда свидетельствует о какой-либо патологии. Развитие каждого ребенка уникально.
  • При наличии явных отклонений в физическом развитии ребенка важно соотносить полученные результаты с параметрами нервно-психического развития ребенка. Это необходимо для выяснения причин данной проблемы и выбора способов ее устранения.

К основным показателям нервно-психического развития ребенка первого года жизни относятся: ориентировочные реакции со стороны органов зрения и слуха, развитие эмоций, общие движения и движения руками, развитие речи, развитие умений и навыков.

Развитие ребенка первого года жизни по месяцам отражает эти основные параметры. Для удобства оценки нервно-психического развития ребенка разработаны удобные таблицы, в которых отражены срок появления тех или иных навыков и то, как они совершенствуются.

Причины нарушения психомоторного развития детей первого года жизни многообразны. Главным образом, оказывает влияние то, как протекла беременность и роды, здоровым ли родился малыш. Не менее важно то, в какой среде растет малыш и то, достаточно ли времени уделяют родители его развитию.

Исходя из причин возможных отклонений от нормы в развитии детей первого года жизни, предлагаются определенные мероприятия по развитию и воспитанию, а при необходимости, и по лечению и реабилитации ребенка.

Речь играет основополагающую роль в развитии человеческого существа, открывая перед человеком безграничные возможности. Некоторые родители ошибочно считают, что речевое развитие ребенка первого года жизни начинается с появления первых слов, то есть ближе к году.

Предлагаем ознакомиться:  Ребенок полтора года спит

На самом деле, развитие речи начинается с рождения. Возможность слышать разговоры родителей, нахождение в своей языковой среде, «купание» в языке необходимы для нормального развития речи. Так, некоторые глухие дети не разговаривают только из-за того, что они не слышат звуков, хотя у них нет дефектов, мешающих говорить.

Этапы развития речи детей первого года жизни практически одинаковы, хотя их временные рамки могут отличаться. Первыми проявлениями речи являются плач и крик. Следом за ними появляется «гуление» (в 1,5-2 месяца).

Следующая стадия развития речи — появление лепета (в 5-6 месяцев). Это основополагающий этап на пути овладения языком. Лепет младенцев уже имеет отличия в зависимости от языка и этнической принадлежности.

В 7-8 месяцев ребенок начинает произносить отдельные слоги, он много слушает и старается подражать разным звукам. В этом возрасте он же очень много понимает, как отдельные слова, так и целые фразы. Хотя пройдет еще несколько месяцев, прежде чем он начнет произносить первые слова. Так, к году словарный запас ребенка составляет около 10 простых слов.

Если у родителей есть хоть малейшее беспокойство относительно речевого развития ребенка, стоит обсудить этот вопрос с педиатром. Задержки речевого развития могут быть как его индивидуальной особенностью, так и признаком некоторых патологических состояний.

Не менее важно эмоциональное развитие в первый год жизни ребенка. Эмоции называют языком всех возрастов. Часто человек прежде, чем что-либо сказать или сделать, сначала выражает свое состояние и настроение через эмоции. Дети не исключение. Они еще не умеют говорить, но по их эмоциям можно многое угадать.

Даже в первые часы и дни после родов можно отметить, испытывает ребенок удовольствие или раздражение, радость или может даже обиду. Родители не должны игнорировать или не придавать значения чувствам младенца.

Развитие ребенка в течение первого года жизни идет непрерывно и очень интенсивно. Эмоции и чувства у детей развиваются постепенно от простых к сложным. Завершение формирования эмоций происходит примерно к 10 годам, но есть те эмоции, которые закладываются именно на первом году жизни.

К ним относится ощущение счастья. Дети, которых любили еще во время беременности, очень ждали их появления на свет, начинают свое отношение к миру с радостных ноток. Тот ребенок, которого родители часто носят на руках, обнимают и даже берут к себе в постель, ощущают себя в полной безопасности в окружающем мире, смелее берутся за новое. Они более любопытны и заинтересованы происходящим вокруг.

Психологическое развитие ребенка первого года жизни включает в себя и эмоциональное развитие. Родителям следует знать ориентировочные сроки развития ребенка в первый год жизни, чтобы вовремя заметить, нет ли отклонений у малыша.

Предлагаем ознакомиться:  Как давать пертуссин ребенку 2 года Здоровый ребенок

Что касается эмоционального развития, то стоит обращать внимание на появление первой улыбки, смеха, комплекса оживления. Имеют значение интонация плача, различные гримасы, мимика и жесты малыша. Правильно ли эмоционально развивается младенец, оценивают не только родители, но и врачи (педиатр, невролог).

Увидев впервые своего малыша, можно немного удивиться, ведь пока еще его личико не так очаровательно. У крохи может быть довольно крупная голова относительно тела, иногда даже немного деформированная (из-за прохождения по родовым путям), веки быть припухшими, ну а кожа – сморщенной и красноватой, а иногда и просто малиновой.

Довольно часто у новорожденных наблюдаются различные высыпания на лице. Наиболее часто, так называемые, милии. Это белые точечки (в основном скапливаются на носу) – результат закупорки сальных протоков.

Не стоит о них беспокоиться и ничего с ними делать (и уж тем более выдавливать), они со временем пройдут сами. Более длительное время потребуется, чтобы заросли два мягких места на головке малыша – роднички.

Как обеспечить ребенку полноценное эмоциональное развитие?

Пожалуй, главное правило — не мешать и не ограждать от внешнего мира. Наоборот, стараться всячески разнообразить спектр хороших эмоций.

Многие из нас видели молодые семьи, которые летают на отдых с младенцами. И многие их мысленно осуждали, перелет — большой стресс для взрослого, что говорить о детях. На самом же деле в подобной практике есть и много пользы — ребенок видит, слышит, обоняет и чувствует массу нового.

Еще один столп эмоционального развития — это эмоции в семье, то, как общаются мама с папой. Не получится создать здоровый эмоциональный фон у ребенка, если в семье его нет — поэтому следите за своими словами и эмоциями и старайтесь быть добрее друг к другу, ведь малыш впитывает эту информацию.

К слову, возраст до года — лучшее время, чтобы начать прививать у ребенка любовь к книгам. Как это сделать? Опять же, через эмоции. Ярки картинки, эмоциональное чтение «по ролям», интерактивные книги-приложения — это то, что способно увлечь малыша по-настоящему. Мы посвящали этому отдельную статью, почитайте обязательно.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Про детей
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector