Как вести себя с ребенком 3 лет

Общие характеристики трехгодовалого ребенка

К трем годам головной мозг ребенка уже достаточно развит, чтобы совершать несколько движений одновременно и координировать работу тела. Это самое большое достижение трехлетнего ребенка. Он начинает овладевать навыками различной деятельности, и то, чему он научится сейчас, останется с ним на всю жизнь.

Организм и психика в этот период активно развиваются: формируются речь, навыки игры, общения с другими людьми. Важнейший психический процесс этого периода — формирование собственного «Я». Основная причина кризиса состоит в том, что происходит качественный скачок в развитии, становление самостоятельной личности.

Обычно этот этап жизни длится от нескольких месяцев до двух лет. Признаком приближающегося кризиса является узнавание себя в зеркале: если раньше карапуз говорил о себе в третьем лице, называя по имени — например, «Это Саша», то теперь говорит: «Это Я!» Основные симптомы того, что кризис уже начался:

  • негативизм;
  • упрямство и строптивость;
  • своеволие;
  • деспотичное поведение;
  • обесценивание взрослых;
  • истерики.

Главная фраза в это время — «Я сам».

В сравнении с первыми годами жизни, данный период не предполагает таких кардинальных изменений. И все же развитие в физическом плане не стоит на месте. Рост и вес мальчиков и девочек имеет незначительные отличия.

Если ваш ребенок немного недотягивает до озвученных цифр или же, наоборот, их превышает, беспокоиться не стоит. При сильных же отклонениях и резких скачках вам нужно будет проконсультироваться у специалиста.

Здоровье и нормальное развитие малышу обеспечит правильный распорядок дня и здоровый сон. Ночью для отдыха ребенку требуется не менее 11 часов, а вот днем – час-полтора. Ложиться спать вечером малышу следует не позднее 21-00.

Если вы планируете отдавать ребенка в сад, тогда приучайте его к принятому там порядку. Даже в выходные старайтесь вставать рано и не затягивать со временем отхода ко сну. Дети с правильным режимом дня порадуют вас здоровым телом и хорошим настроением.

Помимо этого, должно наблюдаться улучшение мелкой моторики. Ваш ребенок должен делать все быстрее и проворнее. Кроме того, ему следует овладеть новыми навыками и умениями. Что же умеет малыш делать ручками в три года?

Порой родители замечают, что на одни и те же вещи разные дети могут реагировать совершенно по-разному: одни спокойно выслушивают замечания, другие начинают шалить и баловаться, а третьи закатывают настоящий ураган непослушания.

Оказывается, нельзя ко всем без исключения детям применять один и тот же подход, так как каждый ребенок обладает своим типом темперамента. Учитывая этот факт, можно найти подход к любому, даже самому проблемному малышу.

Неверное воспитание ребенка 3-4 лет без учета типа его темперамента может привести не только к возникновению проблем и непослушанию, но и полной деградации его личности в будущем. Стандартный дедовский метод в воспитании детей совершенно не подходит, накричать на малыша или даже может быть его отшлепать не станет решением проблемы.

В 3-4 года у ребенка уже проявляются отличительные черты его темперамента, начинает формироваться основная концепция его поведения. Психологи рекомендуют родителям различать такие понятия, как «характер» и «темперамент».

Существует четыре типа темперамента: меланхолик, флегматик, сангвиник и холерик.

Идеально чистых типов практически не бывает, поэтому в большинстве случаев происходит смешение типов в соотношении примерно 70 на 30 процентов. То, какой тип будет доминировать, зависит от того, как родители будут общаться с ребенком.

Дети с разным темпераментом на одну и ту же ситуацию реагируют по-разному. Особенно ярко это проявляется в тех ситуациях, когда ребенку в чем-то отказывают.

Сангвиники – самые не проблемные дети в воспитании: у них всегда хорошее настроение и серьезных проблем с ними не возникает. Для ребенка сангвиника характерны следующие черты:

  • у него не бывает перепадов настроения, даже если он чем-то расстроен, он не станет падать на пол и бить ногами;
  • это подвижный ребенок, у него всегда есть желание куда-то бежать и с чем-то взаимодействовать;
  • имеет хорошую нервную систему и высокую самооценку;
  • он быстро засыпает и легко просыпается, эти критерии отражают работу его нервной системы.

Но и у этих идеальных детей есть свои недостатки. Одна из главных особенностей детей-сангвиников заключается в том, что они довольно хитрые. Если такой ребенок чего-то не хочет делать, заставить его практически невозможно.

Вторая ошибка родителей детей-сангвиников заключается в чрезмерной похвале. Не смотря на то, что это спокойные уравновешенные дети с хорошей самооценкой, хвалить их в избытке может привести к развитию у детей «звездной болезни».

Тип темперамента меланхолик относится к одному из наиболее требующих к себе внимания. Такие детки очень восприимчивы, их легко расстроить или обидеть. Накричать на такого ребенка равносильно физической расправе.Особенностями этого типа темперамента являются:

  • чувствительность;
  • сложность адаптации к новым условиям;
  • быстрая утомляемость.

Ключевыми ошибками при воспитании меланхолика являются наказание за неуспеваемость и пристыживаение перед окружающими. Обучение меланхолика в больших коллективах уже считается стрессовой ситуацией, поэтому его главной задачей я дошкольным и младшем школьном заведении является адаптация к новым условиям, а не достижение больших успехов в освоении учебного материала.

Флегматики уравновешены и спокойны. Их основными чертами является:

  • безэмоциональность;
  • медлительность;
  • способность спать около 10-12 часов.

как должен себя вести ребенок 3 лет

Ошибки воспитания флегматика заключаются в словесном разъяснении требований к малышу и пассивном времяпровождении вместе с ним. Лучше демонстрировать ему все на собственном примере. Если же активно не заниматься развитием ребенка-флегамика, они так и останутся очень инертными.

Холерики – это двигатели прогресса, им все время нужно куда-то бежать и что-то делать, но они часто бросают все на начальном этапе. Основными чертами являются:

  • эмоциональность;
  • активность, подвижность и шумность;
  • обладают тревожным сном.

Ребенка-холерика важно воспитывать правильно, иначе он может вырасти слишком эмоциональным, агрессивным и склонным к асоциальному поведению. Типичные ошибки родителей в воспитании таких детей заключаются в проявлении агрессии по отношению к ребенку и чрезмерная забота и опека.

С таким ребенком следует вести себя уравновешено, особенно если он шалит и кричит. Подавить его невозможно, лучше реагировать на его капризы противоположным тоном. Потакать требованиям ребенка также нельзя, лучше устанавливать свои жизненные принципы, долгосрочные договоренности и запреты (в разумной количестве).

Малышу такого возраста гораздо проще перевозбудиться, чем успокоиться, и это не индивидуальная характеристика, а общая особенность возраста. На погашение возбуждения направлены многие средства народной педагогики: потешки, небылицы, колыбельные.

Мы, современные родители, часто не очень умеем успокаивать. Мы настроены на развитие, на создание обучающей среды. Нас не учили успокаивать. Нам вообще часто кажется, что если ребенок плачет, значит, происходит что-то не то.

В родителях могут бороться две мысли. Первая: «Дети не должны плакать, нужно срочно сделать все, что он хочет» — это из репертуара вседозволенности. И вторая: «Как он смеет орать, ведь я же ему сказала…» — это из арсенала воспитательниц детского сада, с которыми мы общались в детстве.

Я совсем не сторонник того, чтобы дети много плакали. И тем не менее до 4-4,5 лет, пока не созреет контроль коры головного мозга за эмоциями и состояниями возбуждения, у темпераментного малыша слез и крика может быть много. Не потому, что вы — плохие родители, а потому, что возраст у ребенка такой.

Ну и, конечно, плач и расстройства стоит пытаться предугадывать заранее, по возможности не допускать и грамотно реагировать. Но в целом такое поведение нормально и ожидаемо.

Капризный мальчик

Малыш в данном возрасте достаточно умело ходит, бегает и прыгает, отлично сможет стоять на одной ноге, также спускается и поднимается самостоятельно с лестницы, поэтому физическое развитие детей в 3 года очень развито.

Такими же ловкими становятся и ручки: мастерски орудует ложкой и кружкой, расстегивает и застегивает пуговицы, держит ручку или карандаш и многое другое. Нервная система еще не сформирована, но мозг растет и, следовательно, вместе с ним увеличивается мозговая деятельность.

Вместе с этим и развиваются полушария, правое способствует развитию физической активности, чувствам, воображению, памяти и мышления. А левое отвечает за речь, чтение и письмо, а также повышении логики.

Развитие речи в 3 года

Если до 3-х лет у вашего малыша были сложности с речью, то в этот период вы можете ожидать того, что «плотину прорвало». На детских площадках часто встречают рассказы мамочек о том, как ребенок до этого времени молчал, а потом начал разговаривать полными предложениями и выговаривать правильно все звуки.

А в случае, если взрослые сильно настаивают на том, что малыш «должен» разговаривать, он может проявлять нежелание развивать речь и даже агрессию. Поэтому не следует «давить» на него, опережая его возможности. Все должно произойти в «правильное» время, то есть тогда, когда ребенок к этому будет готов.

Предлагаем ознакомиться:  У ребенка в год выпирает живот

В случае, когда развитие вашего малыша соответствует общим нормам или же опережает его, вы можете переходить к завоеванию следующих «высот» — новых навыков и умений. К ним можно отнести следующие:

  • способность назвать свое имя и фамилию;
  • умение произносить от 250 до 500 слов;
  • способность озвучивать ответ на простейший вопрос;
  • составление предложений из 5-6 слов, построение полных предложений;
  • умение четко выговаривать звуки;
  • пересказывать короткие сказки и небольшие стихи.

Кроме речи, также активно развиваются мыслительные процессы. Ведь главной отличительной чертой детей в три года является начало периода «Почему?». На родителей постоянно сыплется гора вопросов о самых разнообразных вещах.

Девочка кричит

Вы можете заранее обезопасить себя, подготовив небольшую «шпаргалку» по основным сложным вопросам. Помните, что ответ должен быть простой, понятный ребенку 3-х лет, но при этом правдивый.

Также вашему ребенку следует знать и уметь следующие вещи:

  • правильно произносить названия цветов;
  • игры его должны быть наполнены богатой фантазией и творчеством;
  • выполнение трех несложных команд не должно вызывать у него трудностей;
  • умение запоминать небольшие сказки и песни при их воспроизведении;
  • внимательно слушать песни и сказки перед отходом ко сну;
  • знать простые числа и владеть умением счета до пяти;
  • справляться с сортировкой по цвету и форме;
  • угадывать загадки, которые должны подбираться под его возраст;
  • может узнать людей, с которыми хорошо знаком, на фотографиях.

Одна из главных вех развития ребенка этого возраста — освоение речи. Как только маленький человек научается формулировать свои желания и мысли, он переходит на новую ступень. В целом, между 2 и 3,5 годами, когда в норме должна появляться фразовая речь, крика и расстройств становится меньше.

И все же полным объемом родного языка ребенок овладеет позже, только к 4 годам. Пока далеко не каждое свое желание или состояние малыш может сформулировать. И это может порождать самые разные недовольства и расстройства.

Все это может вызывать большие расстройства, крик и даже такие яркие формы поведения, как истерика и бросание на пол.

Стоит отметить, что речевое развитие тоже стремительно возрастает. Обязательно разговаривайте со своим ребенком, объясняйте ему различные вещи, делитесь эмоциями и впечатлениями от окружающего вас мира.

В 3 года у малышей отмечаются речевые дефекты: не произносящие шипящие, проглатывание различных звуков, неправильная постановка предложений. Логопеды не считают это каким-либо отклонением от средней формы.

Игры с имитацией звуков отлично развивают память, моторику, и конечно, речевое развитие малыша. В такие игры можно играть абсолютно везде, например: увидев на улице собаку, спрашивайте, как говорит собака, а ребенок будет отвечать.

Что должен уметь трехгодовалый малыш

В этом возрасте ваше чадо интенсивно растет, меняются пропорции тела, он становится намного активнее, умнее и ловчее. Желание развиваться возрастает с огромной силой. То, что раньше он не мог сделать сам, теперь получается с каждым разом лучше и лучше.

Ребенок умеет самостоятельно ездить на трехколесном велосипеде, расстегивать молнию и пуговицы, держать столовые приборы, а также рисовать и различать цвета. Старайтесь играть как можно чаще в логические игры.

Развивайте моторику, например учите ребенка опускать бусины в банку с узким горлышком. Учите малыша лепить геометрические фигуры: круги, овалы, квадраты. Поднимаясь по лестницам, сопровождайте шаги счетом.

Смотря книги, ребенок данного возраста описывает картинки, изображенные в книге. Девочки, например, начинают играть в дочки-матери.

Практически сами дети одеваются, также чистят зубы, умываются, расчесывают волосы, высмаркиваются, едят и пьют.

Особо важным процессом является то, что ребенок научился предупреждать родителей о своих дальнейших действиях, к примеру, он говорит, что собирается рисовать или играть. Дети в три года, умеют говорить предложениями, поют песенки или говорят слова в рифму. Также они знают, к примеру, что у дерева листья, на небе солнце, на земле трава и т.д.

Нормальные истерики: как с ними справляться?

В среднем раз в неделю от малыша такого возраста можно ожидать расстройства до слез. Нормой можно считать истерики, случающиеся до 2-3 раз в неделю — многое зависит от темперамента и интенсивности развития ребенка.

Но если истерики и слезы повторяются до 2-3 раз в день, то малыш либо проходит критический период развития, либо переживает длительный стресс. Если же ни то ни другое не верно, то стоит обратиться к специалисту: неврологу, или психологу, или гомеопату.

Без раздражения и истерик обходятся в возрасте 2-3 лет только будущие флегматики. То есть родителям стоит настраиваться на столкновения с эпизодами истерик и учиться правильно на них реагировать, верно себя вести.

Одно из главных родительских умений, которое приобретается в это время — сдерживание эмоционального сопротивления, раздражения и гнева ребенка. Что это такое?

Вот довольно типичный пример: ребенок не хочет, чтобы ему выключали мультики. Или не желает уходить из песочницы и по этому поводу орет. Ситуация, с которой мало кто из родителей не сталкивался. Как может выглядеть эмоциональное сдерживание?

Во-первых, важно не подключаться к эмоции ребенка — не начинать говорить на повышенных тонах, кричать и сердиться.

Во-вторых, стоит спокойным голосом на доступном языке объяснить ребенку, что с ним происходит: «Ваня, ты очень расстроен, ты сердишься, ты не хочешь… уходить с прогулки. Многим деткам, которым 2 года, очень не хочется идти домой, когда пора обедать. Но…» А дальше вы перечисляете собственные аргументы, по которым домой идти обязательно надо.

Эта мера моментального результата не дает, наоборот, крик и плач в первые минуты после такого объяснения могут только усилиться.

Но зато долговременный, накопительный эффект очень хорош: со временем, когда пройдет 2-6 недель от начала использования этого метода интерпретации поведения, вы заметите, что ребенок начинает прочитывать не только собственное поведение, но иногда и ваше: «Мама устала, мама хочет полежать».

Зачем это нужно? Несмотря на то, что наш малыш уже говорящее существо, мотивы и причины собственного поведения ему чаще всего непонятны. Даже когда слово «я» уже активно используется, малышу очень трудно понять и назвать причину собственной радости или расстройства.

Интерпретация поведения ребенка — универсальный способ реагирования на истерики и другие сбои в его поведении.

Что такое «кризис трехлетки»?

Поведение большинства детей в 3-летнем возрасте поразительно изменяется, вызывая у родителей непонимание и панику. Мама начинает переживать, что упустила что-то в воспитании, но на самом деле это абсолютно нормальные перемены для деток этого возраста.

Ребенок в магазине

Как реагировать на истерики ребенка и стоит ли выполнять его требования, смотрите в передаче Е. Комаровского.

Если у вас растут дети с маленькой разницей в возрасте, посмотрите следующее видео Ларисы Свиридовой (мамы Лары). Узнаете, как реагировать на агрессию старшего ребенка по отношению к младшему.

Рано- и поздноговорящие дети

Очень многое зависит в этом возрасте от того, насколько велик активный словарный запас ребенка. Так, 2,5-летний человек может произносить сложные философские речи, а может едва уметь сказать фразу из двух слов.

И это определяет поведение. То есть психологический возраст хорошо и плохо разговаривающих детей будет разным при совпадении возраста календарного. И если ребенок еще не говорит активно, то особенности его поведения будут относиться скорее к возрасту 1-2 года, и это не задержка развития, а вариант нормы.

В результате взрослость ребенка и требования родителей к нему между 2 и 3 годами зависит от того, насколько хорошо ребенок говорит. И нередко к тем детям, которые начали говорить рано, родительские требования завышены, и эти требования порой становятся непосильной психологической нагрузкой для маленького человека.

Рост и вес

Большинство родителей не довольны весом своего ребенка. Стоит ли беспокоиться из-за отклонения от нормы, смотрите в телепередаче Е. Комаровского.

Уход и режим

Нервная система ребенка еще сохраняет черты ригидности, склонности к инерции. Это выражено не так ярко, как между годом и двумя, особенно когда малыш начинает свободно говорить, но вполне ощутимо. Маленькие дети — большие консерваторы, не любят новшеств в еде, одежде, расположении игрушек и последовательности событий в течение дня.

А во время выходных и отпусков, когда привычный режим сбивается, дети могут вести себя существенно хуже. Это происходит потому, что малыш сильно зависит от степени утомления и количества впечатлений. Это — еще одна особенность возраста 2-3,5 лет.

Мама и папа не могут договориться

И сделать тут ничего нельзя. Влиять на поведение ребенка такого возраста можно, только когда он спокоен, не слишком устал, сыт и не выбит из привычного ритма — в так называемом «зеленом» диапазоне. Но если хотя бы одно из описанных выше условий нарушено, любая попытка воздействовать на ребенка приведет к сложному поведению или истерике.

И еще раз о самом важном: что происходит с ребенком в 3 года и почему важно правильно себя вести в этот непростой период, смотрите в видео детского психолога Юлии Миловановой на Открытом телеканале.

Особенности физического развития

Изменяется поведение и реакция малыша в социально-эмоциональном плане. Большую роль в этом играет кризис 3-х лет, который помогает ребенку себя осознать и выделить среди прочих людей. Стремление все делать самостоятельно порой принимает формы непонятного для взрослых упрямства.

Предлагаем ознакомиться:  Как отметить первый день рождения малыша?

Однако не стоит детям перечить и тем более на них ругаться, кричать. Ведь это важный этап в развитии маленькой личности. Если правильно себя вести, то в дальнейшем вы получите взрослеющего ребенка со здоровой психикой и самооценкой. Что же ощущает ребенок в 3 года и чем еще характерно его поведение?

Прежде всего, стоит обратить внимание на желание получать похвалу за свои действия. Малыш хочет знать, что его любят и ценят. Притом, что в его поведении проявляется инициативность и независимость, все же одобрение со стороны взрослых для него очень важно.

Вы заметите, как он начал гордиться собой, хвалиться собственными достижениями. Также важная роль в развитии отводится любопытству: он хочет все знать! Эмоциональная память опирается на более ранний опыт, но малыш может помнить и то, что происходило в этом году.

В таком возрасте уже можно приучать ребенка сдерживать свои эмоции в общественном месте, вести себя спокойно на улице, не бегать и не прыгать в недозволенных местах, со спокойствием выслушивать просьбы, озвученные взрослыми.

Непослушание, в основном, связано с ограничениями в передвижении, нежеланием взрослых исполнить его просьбу или запретами на что-либо. В этом случае его настойчивость может быть очень сильной.

Переживания за наказание или обиду могут длиться очень долго. В этом возрасте у детей можно развивать чувство стыда, поскольку отрицательная реакция взрослых у них очень болезненно воспринимается. Однако помните, что дети могут испытывать и огорчение по поводу своей ошибки, поэтому не стоит уж слишком усердствовать в осуждении.

Также вы можете заметить, что ребенку доступны такие реакции, как ревность, обида, огорчение, заступничество, умение сердиться, лукавство, озорство. При этом чувства могут проявляться больше невербальными способами: взгляд, мимика, жест, поза.

Маленький почемучка

В этом возрасте дети очень чувствительны к страху. Именно в данный период у них может появиться боязнь чего-либо (например, монстра под кроватью). Поэтому постарайтесь не упустить этот момент и вовремя ребенка успокоить, обеспечить ему чувство безопасности.

Три года — самый подходящий возраст для отправки детей в детский сад. У многих есть бабушки и дедушки, братья и сестра, которые могут посидеть с детьми. Но, если оставлять ребенка не с кем, а маме нужно выходить на работу, единственное решение – вести ребенка в садик.

Замечательно, если ваше чадо не боится новых людей, тогда проблем с привыканием к детскому саду не будет. Но, если же ваш ребенок не привык к посторонним людям, это очень повлияет на его психологическое развитие.

Когда ребенок расстается с мамой, он испытывает огромнейший стресс для себя. Поэтому стоит очень серьезно к этому подойти. Первое время лучше походить с малышом в группу детского садика, так он быстрее привыкнет к постороннему коллективу и к тому, что мамы не будет рядом некоторый промежуток времени.

Ребенок в 3 года не слушается? Требует свое? Такое поведение обусловливается тем, что малыш хочет показаться самостоятельной личностью. У детей этого возраст мир расширяется, появляется много нового и интересного, чем они могут заниматься, но контролировать свои эмоции и чувства они пока не могут, поэтому данный кризис нужно правильно и четко пережить, расставляя границы так, чтобы ребенок не чувствовал себя зажатым в угол.

Во многих семьях дети стараются вести себя, так же как и их родители, поэтому будьте сдержаннее и внимательнее к своей манере поведения. Ребенок очень хорошо чувствует свою мать, как никого другого. Если женщина в депрессии, малыш попытается вывести ее из этого состояния, даже неосознанно плохим поведением.

Обиженный ребенок

Малыш в данном возрасте не может до конца научиться управлять и осознавать свои эмоции, поэтому, когда он кричит, ни в коем случае нельзя отвечать ему тем же. Но обязательно нужно объяснять на словах, что агрессировать и драться ни в коем случае нельзя.

По словам детских психологов, нужно учить ребенка давать сдачу вербально, то есть словесно. Но все же большинство примеров воспитания показывает далеко обратное, многие родители учат своих детей давать сдачу, именно физическим способом. Особенно мальчиков.

В период психологического кризиса, истерики ребенка считаются обычным явлением. Но не стоит во всем потакать, так как это вызовет у ребенка привычку закатывать истерики по поводу и без него. Если все-таки ваш ребенок капризничает постоянно, нужно переосмыслить систему воспитания малыша.

Обязательно озвучьте дедушкам и бабушкам свой метод как воспитывать ребенка, иначе, возникнет двоякое воспитание. Также обратитесь к детскому психологу и возможно невропатологу, по рекомендации педиатра.

Очень важно в кризис, чтобы ежедневный режим не нарушался и не сдвигался по времени: хорошее питание, свежий воздух и дневной сон очень важны в этот период времени. Старайтесь читать ребенку сказки, включать спокойную музыку и мультфильмы.

Познавательное

Родители могут начинать в игровой форме знакомить ребенка с математическими понятиями. Проведите следующее занятие по методике «Цветоник», которое показывает М. Л. Лазарев (эксперт по музыкальному развитию) в следующем видео.

В трехлетнем возрасте крохе будет интересно познакомиться и с днями недели. Занятия проводите в игровой форме и с хорошим настроением.

Музыкальное

Эксперт по музыкальному развитию Лазарев М. Л. показывает, как можно провести театральное представление «Праздник музыки» по методике «Цветоник». Ребенок познакомится с музыкальными инструментами и музыкальными интервалами.

Творческое

Малыш зависит от эмоционального состояния взрослого

Ребенок зависит от состояния мамы, на него действует так называемый «закон заражения эмоциями». То есть малыш подключается к главной, наиболее сильной эмоции, которая преобладает у того взрослого, который в данный момент с ним находится.

И если у родителей ссора или конфликт, ребенок начинает вести себя беспокойно или неадекватно — не потому, что ему так хочется, а просто потому, что не может иначе. Психологические защиты в этом возрасте еще не работают.

Негативизм и упрямство — признаки взросления

Начинает проявляться собственное мнение ребенка и сопротивление тому, что говорят и хотят от него родители. Такое поведение — признаки кризиса 3 лет, и лучше всего в этих случаях переключать внимание ребенка, переводить ситуацию в игровую (об этом — в следующей статье).

Ребенка надо учить считаться с мнением мамы и слушаться, но делать это лучше в нейтральное время, а не в моменты негативизма.

Советы

  1. Ребенок в этом возрасте стремится все делать самостоятельно, хотя умений у него для этого практически нет. Родителям важно в этом случае позволять малышу делать все самому, даже если четко понимают, что сделать это ему будет тяжело. Личный опыт – самый лучший учитель. Необходимо запастись терпением, наблюдая за его действиями, на выполнение этого задания нужно выделить ему больше времени, чем на это  тратит взрослый. Не забудьте похвалить малыша, когда у него это получится, какой он все-таки молодец, что вы гордитесь, что он уже вырос.
  2. Бывают моменты, когда ребенок начинает упрямиться, настаивая на своей просьбе. Делает это он не потому, что ему так сильно этого захотелось, а потому, что он принял такое решение. Лучшее решение в этом случае – предложить альтернативу взамен, не настаивая, выждать несколько минут, пусть маленький упрямец сам примет решение.
  3. Порой малыш поступает наперекор не только родительскому желанию, но и собственному стремлению, потому что это не его личное решение, а его об этом просят родители. Поэтому лучше вместо приказа: «Пошли гулять!», можно просто спросить малыша о его личном желании: «Маленький, мы сегодня идем гулять?». Тут можно применить маленькую хитрость, задав малышу вопрос, любой ответ на который будет вас полностью устраивать. Например: «Мы пойдем гулять сегодня на аллею или в парк?»
  4. Бунт на корабле – это своего рода протестная реакция на родительское давление, бурная детская энергия все равно выходит наружу в виде сильных истерик и вспышек гнева. Конечно же, это своего рода разрядка, но вместе с ней малыш получает сильный стресс, понижающий иммунные свойства детского организма. Поэтому, когда малыш зашелся в истерике, лучше ее спокойно переждать, а потом объяснить, как нужно вести себя правильно в этой ситуации, не старайтесь сделать это, когда малыш бьется в истерике, это бесполезно, таковы особенности хрупкой психики человека.
Предлагаем ознакомиться:  Как общаться с новорожденным малышом

Мальчик с девочкой готовят

Постоянные истерики и капризы указывают на наступивший у ребенка кризис

При нормальном развитии к пяти годам малыш уже не плохо разговаривает и способен рассказать о своих потребностях. Ребенку очень хочется казаться большим, быть похожим на взрослых. Можно часто наблюдать, как он подглядывает или подслушивает их разговоры, ему также интересно находиться в кругу сверстников.

Головной мозг уже достаточно развит, и малыш способен управлять своими эмоциями. Он понимает, что мальчики и девочки различаются между собой. Ребенку свойственно в этом возрасте проявлять фантазию и иметь собственное мнение об окружающем мире. Для данного периода характерно наиболее яркое проявление черт характера.

Детям интересно все, что происходит вокруг, они могут даже рассказывать вымышленные истории. В возрасте 5 лет для ребенка важно общение с другими детьми, однако он не всегда этого добивается, из-за чего может оказаться в одиночестве. Иногда у него просто нет возможности с кем-то поговорить об этом.

Все это может послужить причиной возникновения кризиса, при котором ребенок становится чересчур капризным и истеричным. Чтобы малыш не замкнулся в себе и легко пережил кризис, он должен находиться в комфортных для него условиях и всегда ощущать поддержку взрослых.

Нельзя точно предугадать, когда именно наступит трудный период. Он может длиться от нескольких недель до нескольких месяцев, все зависит от индивидуальных особенностей каждого ребенка. Однако не нужно опускать руки, дайте малышу время, окажите ему поддержку, окружите заботой и любовью. В трудные моменты чадо особенно нуждается в вашем внимании и ласке.

Кризис пяти лет имеет отличительные особенности, по которым его можно отличить от прочих кризисов в жизни ребенка:

  • если малыш вдруг стал менее разговорчивым, замкнутым, перестал разделять с вами радость за свои успехи и достижения, хотя раньше это делал;
  • если ребенок ведет себя неуверенно, выглядит напуганным, боится всего нового и неизвестного;
  • малыш раздражается и злится по пустякам, грубо разговаривает с взрослыми или со своими сверстниками (например, может разозлиться, если вы не дали ему любимую игрушку);
  • ребенок стал закатывать истерики по пустякам, долго плакать и капризничать (например, его может раздражать тот факт, что его заставляют спать в дневное время);
  • слишком часто ребенок копирует манеры взрослых и кривляется (изображает маму в процессе приготовления еды или уборки, или как папа что-то ремонтирует);
  • малыш отстаивает свою самостоятельность, хочет быть наравне со взрослыми, требует больше свободы (изъявляет желание, чтобы родители не гуляли с ним на улице).

Дети рисуют

В этот период ребенок везде и всюду пытается быть самостоятельным

В этот непростой период для малыша, доктор Комаровский призывает родителей действовать мягко, но в то же время настойчиво. Самая главная ошибка взрослых – угрожать и наказывать малыша, когда он капризничает. Это не выход из сложившейся ситуации. Комаровский рекомендует придерживаться следующих советов:

  • выясните причину такого поведения, возможно ребенку просто не хватает вашего внимания;
  • создайте комфортную и спокойную обстановку;
  • попытайтесь выяснить проблему, с которой столкнулся ребенок, и предложите решить ее вместе;
  • никогда не показывайте свой гнев и раздражение;
  • не ругайте и не кричите на малыша во время капризов и истерик, подождите, пока он успокоится, и спокойно поговорите с ним.

Во время кризиса важно сохранить теплые отношения с вашим малышом и не утратить его доверие. Если между вами будет царить взаимопонимание, вам обоим будет намного легче преодолеть этот трудный в жизни период.

Родители часто не знают, что им делать в такой ситуации. Просто нужно соблюдать некоторые правила, и вы добьетесь положительного результата. Во-первых, нужно выяснить причину появления кризиса:

  • ребенок хочет казаться взрослым, но у него это не выходит;
  • в возрасте пяти лет дети пытаются научиться контролю своих эмоций;
  • малыши начинают понимать разницу между противоположным полом;
  • дети фантазируют, и у них складывается иное мнение о жизни.

Родители должны придерживаться следующих правил:

  1. Уделяйте больше внимания ребенку: общайтесь, с интересом расспрашивайте о его делах, не забывайте рассказывать и о себе.
  2. Обязательно разъясните малышу, чтобы ему стало понятно, зачем вы что-то совершаете (к примеру, надо ложиться днем спать, так как это полезно для здоровья).
  3. Если ребенок проявляет агрессию и дерется, проведите с ним беседу о том, что так недопустимо поступать.

Прислушивайтесь к ребенку, к его мнению, принимайте помощь малыша, тогда ваше чадо будет чувствовать себя нужным

Для малыша важно знать, что у вас серьезные намерения, и вы разговаривайте с ним на равных. Проводите с ним много времени, участвуйте в совместных играх, представьте себя тоже маленьким ребенком. Постарайтесь дать ему чуть больше свободы, не выказывая при этом свое волнение за него.

Если ребенок не нуждается в вашей помощи, лучше не лезьте в его дела. Не запрещайте выполнять ему сложные поступки, пусть он сам поймет, что был не прав и зря не прислушался к совету взрослых. Оказывайте малышу поддержку и не забывайте похвалить его.

По мнению психологов, самое главное во время кризиса у детей пятилетнего возраста – окружить ребенка любовью и заботой. Показывайте хороший пример для своего малыша.

Мама кричит

Если малыш к 6-ти годам еще не пошел в школу, надо его морально подготовить к ней. Ваша задача – рассказать ему, как правильно надо вести себя в школе, какой распорядок дня его ждет. Если у вас есть возможность, можете познакомить ребенка с его будущим преподавателем. Покажите ему, какой дорогой лучше всего будет добираться до школьного учреждения.

Если же ребенок уже посещает школу, не забывайте похвалить его за хорошие отметки и новые достижения. Пусть он видит, что вы горды за него и не сомневаетесь в его способностях. С интересом расспрашивайте его, как прошел очередной день в школе, что нового он узнал на занятиях?

Обсудите с ребенком возможность посещения кружка, который ему интересен или какой-либо спортивной секции. В это время малыш стремится к новым знаниям, учебному процессу он уделяет особое внимание. Ему важно знать, что он занимается важными делами и ощущать, что окружающие в нем нуждаются.

Дети, которые проявляют активность, добиваются успехов в спорте или наделены прочими талантами, заслуживают уважение в глазах сверстников. Для ребенка во время кризиса очень важно общаться и поддерживать дружбу со сверстниками.

В сложный период для малыша родителям категорически запрещается совершать следующие действия:

  1. Не срывайте на ребенке свою злость и не проявляйте грубого отношения. С ним необходимо в спокойной обстановке провести беседу по поводу того, почему он не правильно поступил.
  2. Если ребенок ведет себя грубо, нужно объяснить ему, что такое поведение неприемлемо. Можно даже принципиально с ним не разговаривать, чтобы он почувствовал, насколько он обижает вас таким поведением.
  3. Если малыш повторяет за кем-то ругательное слово, не стоит его ругать. Попробуйте ему истолковать, насколько нехорошо употреблять это слово, или просто не обратите на это внимание, и ребенок больше не вспомнит про него.
  4. Действовать надо незамедлительно. Если вы видите, что малыш нуждается в вашей помощи, мгновенно окажите ее, а ваши дела никуда не денутся.

Контакты со сверстниками

Между 2-3 годами у ребенка начинает проявляться устойчивый интерес к ровесникам, их играм, поведению. Ребенок выделяет кого-то из детей, называет их своими друзьями. На мой взгляд, в этом возрасте очень полезно посещать занятия, на которых дети присутствуют вместе с родителями.

Дети чаще всего в это время играют не вместе, а около друг друга, с большим интересом посматривая в сторону ровесников. Это первая стадия совместной игры, и действия других деток стоит ребенку комментировать, объяснять. Это поможет ему в дальнейшем разбираться в поведении и отношениях других детей.

Когда ребенок плачет или кричит, не думайте, что его можно моментально «выключить». Эмоциональные процессы в этом возрасте инертны.

Пользуйтесь любыми возможностями переключения внимания — это золотой ключик в воспитании ребенка этого возраста.

Не сравнивайте своего малыша с другими: темперамент и характер ребенка- это лотерейный билет, и на него мало возможностей влиять.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Про детей
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector