Диагноз рцон у ребенка в два года

Церебральная недостаточность: современные аспекты диагностики и терапии

Резидуальная церебральная органическая недостаточность (РЦОН) – патология, которая представляет собой результат отклонений в нервной системе ребенка, которые развивались либо еще в утробе матери, либо после рождения.

Сущность и этиология РЦН

Резидуальную цереброорганическую недостаточность (РЦН) рассматривают в качестве остаточных проявлений, возникающих из-за поражения центральной нервной системы. Это может произойти в перинатальный (околородовой), родовой или младенческий период.

Абсолютно точного обоснования причин такой патологии, как церебральная недостаточность, официальная медицина предоставить не может.

Тем не менее, установлены факторы риска, который увеличивают риск развития РЦН. К ним относятся:

  • поздняя беременность (возраст женщины – 40 лет и более);
  • инфицирование будущей матери тем или иным вирусом (особенно, если это произошло в первом триместре, когда развивающийся плод наиболее уязвим);
  • проживание беременной в неблагоприятных экологических условиях;
  • пребывание беременной женщины в состоянии постоянного стресса или депрессии;
  • тяжелый физический труд в период беременности;
  • попытки прерывания беременности;
  • преждевременные роды;
  • злоупотребление будущей матерью алкоголем, прием наркотических веществ, курение;
  • отслоение плаценты, что провоцирует нарушение мозгового кровообращения и кислородное голодание плода;
  • травмирование ребенка при родах;
  • травмы головы, полученные ребенком после рождения;
  • введение в организм матери препарата для эффекта анестезии в ходе оперативных вмешательств, в том числе – при проведении кесарева сечения;
  • иммунологическая несовместимость матери и ребенка, которого она вынашивает.

Синдром церебральной недостаточности также может проявляться как наследственная патология.

Диагностировать подобное отклонение может детский невролог. Если не начать лечение ребенка в раннем возрасте, патология будет прогрессировать, а выраженность симптомов – становиться более яркой. Бороться с РЦН непросто.

Проявления церебральной недостаточности у детей

Клиническая картина РЦН и ее выраженность зависят от локализации пораженного участка мозга.

Резидуальная церебральная недостаточность у детей выражается в следующих симптомах:

  • эмоциональная неустойчивость, ребенок чересчур раздражителен, капризен, его настроение меняется молниеносно, родители нередко упускают из вида этот симптом, списывая его на особенности возраста.
  • быстрая утомляемость, возникающая даже при незначительных нагрузках, в том числе – интеллектуальных.
  • ребенок скрипит во сне зубами, часто просыпается.
  • пассивность, сонливость, жалобы на головные боли и слабость;
  • чувствительность ребенка к изменениям погодных условий, то есть метеозависимость, у малышей наблюдаются скачки артериального давления, учащение пульса и даже обмороки;
  • нестандартные мимические проявления: дрожание век и губ, частое моргание, подергивание плечами;
  • нервный тик;
  • непереносимость шумов, громких и резких звуков, слишком яркого света;
  • непереносимость поездок в любом виде транспорта, ребенок ощущает тошноту вплоть до рвоты, дурноту;
  • конечности ребенка с диагнозом РЦОН часто бывают холодными, вне зависимости от того, насколько тепло в помещении или на улице, кожные покровы при этом могут приобретать мраморный оттенок.

Отдельно нужно отметить моторные нарушения, как яркий симптом церебральной недостаточности. Они могут выражаться либо в заторможенности, либо, наоборот, в импульсивности, гиперактивности.

Первое упомянутое состояние проявляется в пассивности, медлительности, быстрой утомляемости, второе – в неусидчивости, возбуждаемости, потребности в активном времяпровождении. Гиперактивных детей сложно привлечь к спокойной деятельности: даже уложить их спать – тяжелый труд.

Заподозрить РЦН у ребенка школьного возраста можно, если он не может срисовывать отдельные элементы по предоставленному образцу, пропускает буквы или целые слоги при чтении.

Кроме того, есть также внешние признаки церебральной недостаточности у ребенка. Это:

  • излишне выдвинутая вперед верхняя челюсть;
  • деформации черепа;
  • широко расставленные глаза.

Дети с РЦН часто впадают в депрессии, при этом ведут себя агрессивно, а также устраивают истерики. У них плохой аппетит. Иногда могут наблюдаться такие явления, как усиленное потоотделение, судороги, озноб.

Последствия неконтролируемого развития патологии

Если синдром церебральной недостаточности не подвергается комплексному лечению, впоследствии это может выразиться в таких осложнениях:

  • замедленное развитие речевого аппарата;
  • сложности в выработке навыков чтения и письма, счета;
  • артикуляционные отклонения;
  • легко развивающаяся зависимость от токсических веществ и алкоголя.

Из-за замедленного процесса овладения навыками речи ребенок будет испытывать сложности коммуникативного характера, а из-за отклонений в поведении ему будет непросто влиться в коллектив. Как результат, будут возникать ситуации-«провокаторы», склоняющие ребенка к депрессивным состояниям, замкнутости.

Воспитание детей является неотъемлемой функцией, обеспечивающей развитие и прогресс человеческого общества. За всю историю было много людей и теорий.

Диагностика отклонения и современное лечение

Диагностические обследования ребенка с подозрением на церебральную недостаточность должны быть нацелены на определение природы и этиологии отклонения.

В данном случае применяются такие клинические методы исследования:

  1. Электроэнцефалография мозга. Это – чувствительный метод исследования работы головного мозга на основе изучения электрических импульсов, которые исходят из отдельных его областей. Процедура характеризуется практически полным отсутствием противопоказаний к проведению.
  2. Эхоэнцефалография. Головной мозг исследуется с помощью звуковых волн, которые отражаются от поверхностей мозговых оболочек, костей черепа, мягких покровов головы. Благодаря этой процедуре получают возможность выявить патологические изменения или процессы в структуре мозга.
  3. Реоэнцефалография сосудов головного мозга. Процедура позволяет оценить состояние кровообращения и качество кровотока по магистральным сосудам.

Разумеется, помимо перечисленных методов диагностики, ребенок нуждается в осмотре опытного невролога.

Как только диагноз будет определен, специалист назначит адекватное лечение. В его комплекс входят такие мероприятия:

  1. Лекарственная терапия. В данном случае показан прием аминокислот (в частности, глицина, лецитина, фолиевой и глутаминовой кислот), гепатопротекторов, спазмолитиков, а также непрямых антигипоксантов – веществ, способствующих насыщению организма кислородом и уменьшению потребности в нем. Кроме того, при РЦН принимают ноотропные препараты, которые оказывают нейротрофическое и нейропротекторное воздействие непосредственно на центральную нервную систему. Благодаря этому нормализуются процессы тканевого метаболизма.
  2. Витаминотерапия. Особый упор делают на витамины В6 и В11.
  3. Транскраниальная микрополяризация. Эта процедура оказывает лечебное воздействие на нервные клетки головного мозга. Происходит это благодаря использованию постоянного тока минимальной силы. Польза процедуры заключается в том, что происходит стимуляция развития нервной ткани и создание новых связей между клетками. При проведении транскраниальной микрополяризации ребенку надевают на голову специальную шапочку с проводами. Процедура не доставляет никаких неприятных ощущений;
  4. Лечебный массаж, техника выполнения которого подходит для коррекции расстройств центральной нервной системы. Он способствует улучшению кровообращения, укрепляет мышцы, помогает восстанавливать нервную ткань и в целом повышает жизненный тонус ребенка.
  5. Мягкие техники мануальной терапии. Они улучшают прохождение нервных импульсов, стимулируют циркуляцию крови, стабилизируют эмоциональное состояние пациента и помогают устранить последствия стрессов. Необходимую программу терапии определяет специалист.
  6. Также в лечебных целях ребенку могут порекомендовать занятия плаванием.

Участие родителей в лечении ребенка

Ребенок с РЦН должен постоянно ощущать поддержку со стороны родителей, иначе процесс коррекции будет неполноценным.

Родители в обязательном порядке должны организовать четкий режим дня ребенка и контролировать его соблюдение. Неукоснительное следование правилам приведет нервную, эндокринную и иммунную системы в состояние стабильности. Переход к такому режиму должен быть постепенным, не резким.

Предлагаем ознакомиться:  Сколько нужно спать ребенку 3-5 лет Полезные советы для родителей

Церебральная недостаточность, хотя и возникает из-за нарушений нервной системы, не является приговором для ребенка. Он будет вполне способен обучаться, общаться, делать карьеру и создавать семью в дальнейшем.

Этот раздел создан чтобы позаботиться, о тех, кому необходим квалифицированный специалист, не нарушая привычный ритм собственной жизни.

Резидуальная церебральная органическая недостаточность или сокращенно РЦН

Диагноз который ставится после визита к детскому неврологу. Данная патология может развиться в утробе матери.

РЦН у детей может развиться из-за отслоения плаценты, в следствии недоношенности, травмы черепа, из-за инфекции, сильного ушиба или сотрясения головного мозга, из-за иммунологической несовместимости матери и ребенка .

У немолодых рожениц вероятность рождения ребенка с данным диагнозом велик, на это еще может повлиять поведение матери во время беременности, и от ее нервного состояния в период вынашивания ребенка. Нежелательная беременность, попытка аборта, стрессовые ситуации могут привести к резидуально церебральной недостаточности .

Если не заниматься лечением ребенка, то можно запустить болезнь, и ее симптомы будут только усугубляться с возрастом, вплоть до формирования головного мозга у юношей — 25 лет, у девушек — 21 год.

Чтобы полностью изучить картину, необходимо понаблюдать за поведением ребенка, оценить степень его активности, агрессивности. Диагноз РЦН ставится 8,6% детей. Здесь не идет различие по половому признаку.

Болезнь развивается в процессе формирования мозга, во время становления психики ребенка, развития поведенческих качеств. Симптоматика может разниться в зависимости от периода начала становления резидуальной церебральной недостаточности, в зависимости от локализации и масштабов повреждения головного мозга.

Во многих странах практикуют профилактические меры для предупреждения заболевания нервной системы, которые помогают снизить преступность среди подростков.

Еще к симптомам РЦН можно отнести: головокружение, плохой аппетит, эмоциональная неуравновешенность, галлюцинации, приступы ступора, растерянность. Нередко дети с подобным диагнозом впадают в депрессию.

Конечно же побороть данную болезнь не так то просто, потребуется комплексная работа с ребенком. Многое зависит от родителей, стоит запастись терпением, потому что предстоит не мало трудностей в процессе лечения нервных расстройств.

Это потом выливается в такие диагнозы. Также перенесенные ранее заболевания и инфекции могут оставить после себя такой след (например, последствия менингита). Лечение резидуальной церебральной органической недостаточности в нашей стране проводится в любом возрасте.

Нужно вовремя выявлять нарушения развития головного мозга, и тогда останется надежда на полное выздоровление. Современная комплексная терапия поможет поправить психическое здоровье ребенка.

1. Медикаментозная терапия.

• Занятия с логопедом-дефектологом 6 раз в неделю.

• Занятия с нейропсихологом 2 раза в неделю (очень рекомендую для деток у которых СДВГ).

• Арт-терапия и логоритмика 2 раза в неделю.

• Семейная психотерапия, так как пришлось поменять полностью свое мировоззрения и отношение к семье, ребенку и вообще.

• Школа лего конструирования

• Бассейн 2 раза в неделю.

3. ТКМП, амплипульс, массаж.

4. Биоаккустическая корреция голового мозга (БАК).

Последний пункт хочу особенно отметить, для нас это было просто панацея. Именно после этой процедуры пошел огромный скачек в речи. За год мы прошли 3 курса и результат на лицо. Я просто безмерно благодарно той маме, которая мне подсказала год назад про эту процедуру. Но стоит отметить, что это не только результат БАКа, это все вместе выше сказанное.

Главное девочки никогда не сдаваться и безгранично верить в возможности своего ребенка!

Еще хотелось бы поделиться с Вами, что на базе СОКПБ филиала «Детство» ( ул. Индустрии 100а, приемный покой, зал психотерапии) каждый четверг, начиная с 28.07.16 в течении 3-х месяцев, с 15..00 будут проходить занятия для родителей «особенных» деток абсолютно БЕСПЛАТНО.

Резидуальная церебральная органическая недостаточность (РЦОН или РЦН). Что это за диагноз и чем он может быть опасен для ребенка?

Резидуальная церебральная органическая недостаточность (РЦОН или РЦН) — наиболее часто встречающийся диагноз после консультации детского невролога. Данный термин используется для обозначения патологии, имевшей место антенатально, перинатально и в первые 2 года жизни:

  • антенатально и перинатально — как последствия частичной отслойки плаценты, выраженной недоношенности, асфиксии в родах и внутричерепной травмы;
  • постнатально — это сепсис, церебральные осложнения инфекций, тяжелые ушибы и сотрясения головного мозга.

РЦОН известна родителям как ППЦНС. Для определения органически обусловленной нервности, возникающей позже, употребляется конкретный термин вроде «остаточные явления менингита».

В отличие от невропатии, на которую оказывает существенное влияние стресс матери во время беременности, при резидуальной органической патологии достоверно значимой оказывается слабое здоровье матери и плохие условия труда беременной женщины.

Сидячая работа, при которой беременная женщина не получает достаточного кислорода для формирования плода, пережимаются артерии, питающие плод. На работе плод испытывает дискомфорт от громких звуков ( например, телефонные звонки или шум станков), от неупорядоченного режима дня ( когда не соблюдаются технические перерывы либо беременная женщина вынуждена работать на износ из-за нестабильной финансовой ситуации в стране ( при низкооплачиваемой работе или работе при «серой» зарплате).

При отсутствии лечения эти явления длятся на протяжении всего времени созревания головного мозга: до 25 лет у юношей, до 21 года у девушек.

В общий диагноз РЦОН входят:

  • Астенический синдром. При данном заболевании ребенок быстро утомляется, после школы приходит вялый. Иногда астенический синдром выражается не сонливостью, а головной болью, которая проходит без приема препаратов после отдыха или сна.
  • Различные тики или лишние движения. Ребенок моргает или передергивает плечами, шмыгает носом, дергает уголком рта. Движения напоминают мимические, но совершаются они не в то время, когда уместны.
  • Вегетативные проявления. Диагноз ставится при наличии метеозависимости и укачивания в транспорте, у ребенка также могут быть влажные или холодные, иногда «мраморные» руки и ноги.
  • Повышение внутричерепного давления. Если диагноз поставлен на основании только клинических симптомов, необходимо провести дополнительные исследования: сделать эхоэнцефалограмму (М-Эхо), электроэнцефалограмму (ЭЭГ) и посмотреть глазное дно. На основании полученных результатов невролог назначит курс препаратов. Чаще всего это будет комплексная программа из вазоактивных препаратов (регулируют тонус сосудов и микроциркуляцию крови в головном мозге), витаминов группы В и ноотропов (улучшают процессы мышления), изредка требуется назначение мочегонных средств.

Значение резидуальной церебральной патологии при неврозах состоит в дополнении их клинической картины церебрастеническим синдромом и более выраженным спектром поведенческих нарушений, главным образом повышенной возбудимостью и гиперактивностью.

В целом, резидуальная патология встречается у 8,5 % детей с неврозами, без заметных различий по нолу. Резидуальная патология и невропатия не связаны между собой и, скорее, представляют взаимоисключающие понятия.

Детям с заболеваниями нервной системы необходима помощь не только врача, но и родителей, педагогов.

А есть те у кого этот диагноз сняли? Когда? Как лечили?

1.проходит после комплекса лечения,

2.проходит и возвращается,

это не смертельно.

Наиболее часто встречающийся диагноз после консультации детского невролога – резидуальная церебральная органическая недостаточность (сокращенно РЦОН или РЦН),

Предлагаем ознакомиться:  Как лечить грудного ребенка от простуды народными средствами?

РЦОН – остаточные явления от поражения нервной системы в младенческом возрасте, которая известна родителям как ППЦНС. При отсутствии лечения эти явления длятся на протяжении всего времени созревания головного мозга: до 25 лет у юношей, до 21 года у девушек.

Повышение внутричерепного давления. Если диагноз поставлен на основании только клинических симптомов, советуем провести дополнительные исследования: сделать эхоэнцефалограмму (М-Эхо), электроэнцефалограмму (ЭЭГ) и посмотреть глазное дно.

На основании полученных результатов невролог назначит курс препаратов. Чаще всего это будет комплексная программа из вазоактивных препаратов (регулируют тонус сосудов и микроциркуляцию крови в головном мозге), витаминов группы В и ноотропов (улучшают процессы мышления), изредка требуется назначение мочегонных средств.

: сделать эхоэнцефалограмму (М-Эхо), электроэнцефалограмму (ЭЭГ)

Подскажите кто, где делал.

. Диагноз ставится при наличии метеозависимости и укачивания в транспорте, у ребенка также могут быть влажные или холодные, иногда «мраморные» руки и ноги.

мне сказали, что многим ставят, у кого было ПЦНС после года трансформируется в РЦОН, незрелость нервной системы в общем

И это было. Что делать.

У кого этот диагноз сняли?

мы наблюдаемся и все

Мы тоже наблюдаемся и лечимся, но как-то с тем, что у нас ЗРР я в курсе, что делать, а тут поначиталась %) ,спасибо успокоилась немного.

Все разделы

Причины заболевания

Исследователи резидуальной церебральной органической недостаточности утверждают, что симптомы заболевания возникают в утробном и перинатальном периоде из-за поражения нервной системы.

В «группе риска», по мнению врачей, находятся беременные женщины после сорока лет. Хотя встречаются случаи рождения малышей данной патологии среди рожениц помоложе.

Выделяют несколько причин, провоцирующих развитие данного заболевания:

  • отслоение плаценты, вследствие чего формируется нарушения мозгового кровообращения и кислородное голодание;
  • вирусное инфицирование будущей мамочки, особенно в первом триместре беременности;
  • психоэмоциональные нарушения в течение беременности (тревожные, стрессовые и депрессивные состояния);
  • неудачное прерывание беременности;
  • злоупотребление вредными привычками (алкоголь, курение, употребление веществ наркотического содержания);
  • проживание в экологически загрязненных районах, вдыхание радиоактивных веществ;
  • использование витаминизированных лекарственных средств, БАДов;
  • малоподвижность и пассивный способ жизни;
  • кислородное голодание будущей мамочки во время вынашивания плода;
  • преждевременные роды;
  • физиологическая несовместимость матери и плода (конфликт резус-фактора);
  • анестезия во время проведения оперативного вмешательства или при кесаревом сечении;
  • травмирование при естественных родах;
  • травмирование малыша после родов в быту;
  • инфекции перинатального периода.

Симптомы

Для определения диагноза потребуется тщательное наблюдение, так как симптоматика заболевания похожа на неврозы.

Резидуальные нарушения связывают с комплексом симптомов:

  • повышенным внутричерепным давлением. Этот симптом считается общим для патологий головного мозга, поэтому потребуется использование инструментальных методов (эхоэнцефалограммы, исследование глазного дна ребенка);
  • астеническим синдромом, при котором наблюдается общая слабость малыша, утомляемость и сонливость;
  • нервное подергивание век, губ и плеч;
  • нарушения пищеварения;
  • «мраморный» вид кожных покровов, повышенный уровень потоотделения конечностей;
  • реакции организма на изменения погоды. Ребенок начинает капризничать или, наоборот, становиться вялым. Пульс при этом учащается, наблюдается скачкообразность артериального давления;
  • патологии в работе вестибулярного аппарата. Малыша тошнит на аттракционах в парке, езде в транспорте;
  • постоянные тревожные состояния, чрезмерный плач, частая смена настроения;
  • отрицательные реакции на свет и громкий звук;
  • биополярность моторных нарушений. Такие дети могут быть вялыми, медлительными, медленно включаются в любую деятельность, слабо концентрируют внимание. Они неактивны в школе, быстро устают и требуют отдыха. В иных случаях наоборот наблюдается гиперактивность и импульсивность. Такие дети в школе неусидчивые, возбуждены и суетливы.

О появлении резидуальной церебральной органической недостаточности свидетельствуют внешние нарушения в строении черепа, челюсти и зубов, ушей, широко расставленных глаз.

После рождения ребенка нужно следить за развитием ребенка и фиксировать следующие этапы развития:

  • период самостоятельного удерживания головы;
  • переворачивание;
  • первые улыбки и этап «гуления».

В течение первого года жизни ребенку с таким заболеванием показан массаж, комплекс гимнастических упражнений, закаливание. Если болезнь диагностируют на ранних сроках и применяют своевременное лечение, то вполне возможно, скорректировать развитие ребенка и добиться положительной динамики выздоровления.

Вследствие позднего определения такой патологии возможны последствия в нарушении:

  • речевого и артикуляционного развития;
  • темпа речи от замедленного до быстрого;
  • низкая успеваемость в школе, дисграфия или дисклексия (письмо и чтение);
  • сложности в установлении социальных контактов.

Пренебрежительное отношение к лечению приведет к прогрессированию заболевания в течение формирования мозговой деятельности. Для мужчин такое развитие фиксируется на уровне двадцатипятилетнего возраста, для женщины — до двадцати лет.

Далее у взрослых на фоне резидуальной церебральной органической недостаточности развиваются различного рода зависимости (алкоголь или злоупотребление наркотиками).

Лечение

Официальная медицина рекомендует в случае этого заболевания использовать комплексный подход с использованием лекарственных средств, физиотерапии, гимнастических упражнений и занятия специалистом коррекционной педагогики (дефектолог, логопед, психолог).

В целом, заболевание излечимо, но женщинам, решившим рожать, после сорока нужно учитывать опасные факторы формирования плода и постоянно находиться под врачебным присмотром. В случае рождения ребенка с родовой травмой, родителям важно внимательно относится к любым отклонениям в развитии малыша при любых отклонениях обращаться за врачебной помощью.

Симптомы

Резидуальная церебральная органическая недостаточность (РЦОН или РЦН). Что это за диагноз и чем он может быть опасен для ребенка?

Резидуальная церебральная органическая недостаточность или сокращенно РЦН — диагноз который ставится после визита к детскому неврологу. Данная патология может развиться в утробе матери.

РЦН у детей может развиться из-за отслоения плаценты, в следствии недоношенности, травмы черепа, из-за инфекции, сильного ушиба или сотрясения головного мозга, из-за иммунологической несовместимости матери и ребенка.

быстрая утомляемость ребенка, ему хочется отдыхать после школьных занятий, может возникать головная боль, которая утихает после отдыха;

нервные тики, проявляющиеся в виде моргания, подергивания уголка губ, плеч, шмыгание носом;

зависимость от погодных условий, укачивание в транспорте, мокрые и холодные конечности;

высокое внутричерепное давление.

Практически у всех сирот выявляется РЦН. Диагноз может поставить только врач-невролог. Такая статистика вполне объяснима. Большинство родителей сирот — это люди, ведущие аморальный, противозаконный образ жизни. Отказ от ребенка и передача его на воспитание государству нарушает неокрепшую детскую психику.

Дебильность — одна из разновидностей олигофрении, в результате которой человек с трудом анализирует и конкретизирует полученные данные. Двигательная активность.

Синдром нарциссизма. Основные вопросы

Существует древнегреческий миф о юном и очень красивом парне, который влюбился в себя самого, когда разглядел собственное отражение в.

Синдром Ганзера представляет собой серьезное психическое расстройство, которое сопровождается помрачением сознания. Человек, страдающий эти заболеванием, начинает говорить и действовать.

Дромоманией называется психическое расстройство, при котором человек постоянно испытывает желание убежать из дома. Больные дромоманией убегают, что называется, «куда.

Предлагаем ознакомиться:  Нормальная температура ребенка 3 лет. Нормальная температура у годовалого ребенка: ответы на частые вопросы

Повышенное внутричерепное давление – как правило, для утверждения данного диагноза мало анализа клинических симптомов и требуется дополнительная диагностика – эхоэнцефалограмма, электроэнцефалограмма, а также исследование глазного дна ребенка

Астенический синдром характеризуется быстрой утомляемостью, вялостью, сонливостью, общей слабостью, а также головными болями

Нервные тики или странные повторяющиеся движения – частое моргание, дерганье плечами или губами, шмыганье носом, постоянные оправления

Холодные влажные конечности – руки и ноги, иногда «мраморная» кожа на них

Метеозависимость – сильная реакция детского организма на погоду, выражающаяся в обморочных состояниях, учащением пульса, понижением или повышением артериального давления

Проблемы с вестибулярным аппаратом – укачивание в транспорте, на качелях и аттракционах, чувство тошноты и дурноты, доходящее до рвоты

Неустойчивый эмоциональный фон – раздражительность, частая смена настроения, капризность и плаксивость

Непереносимость громких звуков, яркого света

Моторные нарушения, как правило, выражаются двумя противоположными состояниями – либо заторможенностью и вялостью (такие дети медлительны, долго «раскачиваются», тяжело включаются в работу, с трудом переключают внимание с одного объекта на другой), либо гиперактивностью и импульсивностью (гиперактивность – невозможность сосредоточить и удерживать внимание, мгновенное переключение внимания на другие объекты, общая невнимательность и рассеянность)

Во втором – наоборот, неусидчивы, суетливы, активны, возбуждены, деятельны

Их сложно побудить к чтению или к спокойным занятиям, уложить спать

У большого количества детей, которые получают диагноз Резидуальная церебральная органическая недостаточность, есть и внешние отклонения от нормы

деформация черепа (дисплазия), зубов или ушей

широко расставленные глаза (гипертелоризм)

сильно выдвинутая вперед верхняя челюсть (прогнатизм) и проч.

Человек, который выделяется среди его членов эксцентричным, странным поведением, особым способом мышления, обычно не остается без внимания общества. В.

Церебрастенический синдром (ЦАС, церебрастения) представляет собой сложный симптомокомплекс, включающий разнообразные психоэмоциональные отклонения, нарушения в поведении, сниженные умственную трудоспособность и способность к обучению. Пациенты с церебрастеническим синдромом обычно наблюдаются у невролога.

Среди больных с диагнозом ЦАС преобладают дети. Это не случайно, ведь детский мозг очень подвержен неблагоприятным воздействиям не только в первые годы жизни, но и на этапе формирования нервной системы во время внутриутробного развития.

В основе церебральной астении лежит органическое поражение головного мозга, а проявления его могут быть настолько разнообразны, что не всегда точный диагноз ставится вовремя. Взрослые списывают его проявления на усталость, возраст, перенесенные в прошлом травмы или инфекции, не придавая должного внимания прогрессированию патологии.

Особой настороженности заслуживает это состояние в педиатрии. Дети, страдающие легкими формами церебрастенического синдрома, испытывают трудности с обучением, непослушны, капризны, но родители могут не придавать большого значения этим симптомам в надежде, что ребенок все «перерастет».

При церебрастении больные нуждаются не только в соответствующем лечении, но и особом образе жизни, отношении близких и друзей, понимании со стороны педагогов. В этой связи своевременная диагностика ЦАС и информирование родственников об особенностях патологии приобретают большой смысл.

Причиной церебрастенического синдрома выступают состояния, которые приводят к структурным (органическим) изменениям в мозговой ткани. Среди них наибольшее значение имеют:

  • Внутриутробная гипоксия плода на фоне патологического течения беременности и родов, внутриутробного инфицирования;
  • Родовые травмы с асфиксией новорожденного;
  • Недоношенность;
  • Прием беременной некоторых лекарств;
  • Нейроинфекции (менингит, энцефалит);
  • Черепно-мозговые травмы;
  • Хирургические операции, особенно, у детей;
  • Атеросклероз.

Основным фактором риска развития ЦАС считают патологию беременности и родов, когда очень хрупкая и чувствительная нервная ткань мозга подвергается действию гипоксии. Недостаток кислорода вызывает не только нарушение созревания структур мозга, но и повреждения отдельных его элементов. Не случайно церебральная астения чаще всего диагностируется у малышей и детей школьного возраста.

Черепно-мозговые травмы, особенно ушибы мозга, не проходят бесследно. Их последствия в виде церебральной астении могут проявиться даже спустя несколько лет. Для детей травмы несомненно более опасны, чем для взрослых людей, но высокие компенсаторные возможности нервной ткани позволяют не только предупредить, но и эффективно лечить все проявления астении.

Особый фактор риска – хирургическая операция, во время которой мозг испытывает гипоксию и нарушение трофики. Усугубляют ситуацию гипотония, послеоперационные кровотечения, нарушения электролитного обмена.

Типичным проявлением ЦАС считают так называемую «раздражительную слабость», когда снижение функциональной активности мозга сочетается с раздражительностью и другими психоэмоциональными сдвигами.

На начальных этапах признаки ЦАС сводятся к повышенной утомляемости, некоторой апатии, сонливости, желанию чаще отдыхать, поэтому легко могут быть приняты взрослым больным за переутомление или результат частых стрессов.

По мере прогрессирования мозговой дисфункции среди симптомов появляются:

  • Снижение памяти, способности концентрировать внимание;
  • Сниженная способность к обучению;
  • Сильная утомляемость даже при незначительной умственной или физической активности;
  • Расстройства сна – бессонница или, наоборот, сонливость;
  • Головные боли, тошнота;
  • Метеочувствительность, плохая переносимость жары;
  • Рассеянность, неусидчивость у детей;
  • Эмоциональная нестабильность.

Стоит отметить, что изначально интеллект у такого ребенка может быть достаточным, но в силу неспособности сконцентрироваться на обучении, невозможности запомнить даже небольшой объем информации маленькие пациенты нередко отстают в развитии от сверстников.

Дети с ЦАС отвлекаются, неусидчивы, могут заниматься одним делом около 15-20 минут, после чего чувствуют сильную усталость. Быстрая утомляемость может быть причиной того, что ребенку невозможно будет длительно находиться в коллективе сверстников, «выседеть» весь урок.

Наряду с быстрой интеллектуальной истощаемостью, при церебральной астении всегда присутствует психический компонент. Больные склонны к немотивированной агрессии, вспышкам гнева, раздражительны, при этом страдают сниженной критикой к происходящему и себе.

Возможно наличие вегегативной симптоматики в виде нарушения деятельности пищеварительной системы, потливости, колебаний артериального давления. Поездка в транспорте или необходимость нахождения в душном или жарком помещении становятся настоящей пыткой, а на любое изменение погоды ребенок реагирует обострением симптоматики и ухудшением самочувствия.

При церебральной астении дети очень чувствительны к окружающим условиям. Так, они остро реагируют на яркий свет, громкие звуки, различный шум, поэтому родители должны быть осведомлены о таких проявлениях патологии, чтобы создать максимально комфортные условия для ребенка.

При черепно-мозговых травмах или инфекционной природе церебральной астении, признаки патологии появляются не сразу, а постепенно, после перенесенного причинного заболевания. Это требует постоянного динамического наблюдения за растущим ребенком.

Церебрастенический синдром у взрослых чаще всего появляется после перенесенных травм или воспалительных процессов головного мозга. Возможны его признаки после инсультов — кровоизлияний и инфарктов мозга, на фоне выраженного атеросклероза, приводящего к сильной гипоксии. В последнем случае обычно преобладает диагноз дисциркуляторной дистонии.

Проявления ЦАС у взрослых сводятся к когнитивным нарушениям. Больной не в состоянии заниматься привычными видами деятельности, требующими концентрации внимания, плохо запоминает и воспроизводит простейшую информацию.

Даже чтение книг может вызвать трудности и быструю утомляемость. Церебральной астении сопутствует постоянное чувство усталости, желание отдохнуть, поспать. Уже к обеду пациент очень утомлен и не в состоянии работать.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Про детей
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector