Приложение 6 Набор диагностических методик для детей 3—4 лет || Диагностика развития ребенка 3 4 лет

Приложение 7 Набор диагностических методик для детей 4—7 лет

1. Рисунок человека.

2. Рисунок сказочного
животного.

3. Дорисовывание
(тест Торренса).

4. Что может быть
одновременно.

5. Запоминание 10
картинок.


6. Запоминание 12
слов (или простейшая пиктограмма).

7.
Исключение 4-го (картинки).

8. Последовательные
картинки.

9. Самое непохожее
(тест Венгера).

10. Перцептивное
моделирование.

11.
Кораблик для детей (4—5 лет —рыбка, тест
Венгера).


12. Дорожки (полянки)
(тест Венгера).

13.
Матрица
Равена (для детей 4—5 лет — серии А,
А—В,
для детей 5—7 лет — серии А—В,
В).

14.
Розенцвейг (12 картинок).

15.
CAT.

16. Лесенка.

Тест
«Коробочка форм».
Направлен на исследование уровня
развития действий восприятия и степень
их интериоризации, а также на проверку
наличия и степени обобщенности сенсорных
эталонов. Используется для диагностики
детей с 2,5 до 3,5—4 лет.

Стимулъный
материал
этого теста представляет собой деревянную
или пластмассовую коробку (в настоящее
время появились не только коробки, но
и мячики), в крышке которой прорезаны
отверстия по форме основных геометрических
фигур — круг, квадрат, треугольник,
прямоугольник и т.д.

Инструкция.
«Посмотри на коробочку, давай поиграем,
как будто это почтовый ящик, в который
тебе нужно опустить письма (показываются
гео­метрические фигуры). Только
запомни, что для каждого письма существует
специальное отверстие, в которое его
можно опустить.

Проведение
теста. Фигурки
кладутся перед ребенком рядом с
коробоч­кой. В процессе работы взрослый
может обратить внимание ребенка на
информативные точки в том случае, если
сам ребенок не старается иссле­довать
фигуру, но пытается силой впихнуть ее
в другое отверстие.

В таком случае детям
показывается, что у данной фигурки,
например, есть три ост­рых угла, а
отверстие круглое, поэтому она туда не
войдет и надо найти такое отверстие, в
котором также есть три угла.

Затем
совместно с ребен­ком такое отверстие
отыскивается и демонстрируется, как
легко входит в него фигурка. Помощь
возможна при работе с первыми 1—3
фигурками, затем либо ребенок начинает
действовать самостоятельно, обучаясь
пра­вильной ориентировке, либо
тестирование прекращается.

Анализ
результатов.
При интерпретации полученных данных
прежде всего обращают внимание на
характер деятельности детей — наличие
ори­ентировки, степень ее
интериоризованности. Для детей 2,5—3 лет
в норме еще не характерно выделение
ориентировочной фазы деятельности, они
стараются засунуть фигурку в любое
отверстие, не разглядывая их и не соотнося
их друг с другом.

Поэтому помощь взрослого
в данном случае представляет из себя
обучение, которое формирует у детей и
ориентиров­ку, и действия восприятия
одновременно. Большое значение здесь
имеет обучаемость детей, так как более
способные быстрее схватывают новый
материал и уже после показа способа
действия с одной-двумя фигурами начинают
действовать самостоятельно.

В норме
ориентировка, как самостоятельный этап
деятельности, появляется в 3—3,5 года
(хотя у импульсивных детей может появиться
значительно позднее, к 4—4,5 годам).
Поэтому в 3— 4 года дети уже должны
осматривать фигурки прежде, чем начать
их засо­вывать в коробку.

Однако эта
ориентировка может быть еще внешней,
т.е. ребенок помогает себе пальчиками,
ощупывает фигурки, поворачиваетихв разные
стороны, пытаясь засунуть в коробку. В
этом случае также допус­тима помощь
взрослого, который помогает детям
перейти к зрительной ориентировке,
которая в норме должна появиться к концу
третьего года жизни.

В это время попытка
ощупать фигурку и, тем более, силой
втиснуть ее в неподходящее отверстие
считается уже грубой ошибкой,
свидетельст­вующей о нарушениях в
интеллектуальном развитии. В этом случае
особен­но важно проверить обучаемость
ребенка, так как хорошая обучаемость
помогает быстро скорректировать это
отставание, пока оно не отразилось на
развитии мышления ребенка.

Тест
«Пиктограмма»
— направлен на исследование опосредованной
памяти (дает информацию и о развитии
мышления). Используется для диа­гностики
детей с 4,5—5 лет.

веселый
праздник обман

вкусный
ужин расставание

строгая
воспитательница развитие

тяжелая
работа слепой мальчик

теплый ветер страх

болезнь веселая
компания

Инструкция:
«Я тебе сейчас прочитаю слова, которые
тебе надо хорошо запомнить и повторить
мне в конце занятия. Слов много, поэтому
запо­мнить их трудно, чтобы тебе было
легче справиться с заданием, ты можешь
на этом листе нарисовать что-нибудь,
что тебе напомнит данное слово.

Норисовать
можно только какие-то картинки, а не
буквы. Так как слов доволь­но много,
а лист только один, постарайся расположить
рисунки таким об­разом, чтобы все они
уместились на этом листочке.

Проведение
теста. Детям
медленно читаются приведенные выше
слова и словосочетания (которые идут
как одно слово). При этом взрослый
внима­тельно смотрит за тем, чтобы
ребенок рисовал не буквы, а только
опреде­ленные изображения.

Если
ребенок начинает рисовать большие
фигурки, занимающие основную часть
листа, то ему можно напомнить о том, что
лист один и на нем надо будет уместить
все картинки. Это напоминание делается
один раз, примерно после 2—3-го слова.

В том случае, если
у взрослого появляются подозрения, что
ребенок рисует без всякой цели и смысла,
первую пришедшую в голову картинку,
никак не связанную со словом, т.е. что
он не понял или не расслышал ин­струкцию,
необходимо спросить о том, что за рисунок
делает ребенок и какое отношение он
имеет к слову, названному взрослым.
Можно уточнить, помнит ли еще ребенок
то слово, на которое делает рисунок.

Время, отпускаемое
на каждый рисунок к слову, ограничено
и не превы­шает 1—2 минут. Если дети
начинают увлекаться, вырисовывать
детали и добавлять что-то к первоначальному
рисунку, то взрослый должен напо­мнить,
что его не интересует качество картинки,
важна только ее связь с произнесенным
словом. Если ребенок продолжает рисовать,
этот процесс прерывается и ему
предъявляется следующее слово.

После
окончания работы взрослый должен
пронумеровать рисунки, чтобы было видно,
какой рисунок к какому слову относится.
(В том случае, если дети умеют считать,
это можно попросить сделать самого
ребенка.

) Через 20—30 минут после проведения
теста детям предъявляется лист бума­ги
с их рисунками, глядя на которые их
просят припомнить те слова, кото­рые
диктовал взрослый. При воспроизведении
фиксируется количество правильно
воспроизведенных слов, а также количество
ошибок, которые были допущены ребенком.

Предлагаем ознакомиться:  Стоит ли отдавать ребенка в ясли?

Анализ
результатов.
Прежде всего фиксируется количество
правильно воспроизведенных слов, которое
говорит намоб объеме
опосредованной памяти, который должен
быть больше, чем объем непосредственной
памя­ти, и в норме для детей этого
возраста составляет 10—12 слов (т.е.
практи­чески стопроцентное
воспроизведение).

Уровень
развития образного мышления исследуется
при помощи ана­лиза рисунков. При этом
у детей с низким уровнем мышления рисунки
мало связаны с темой либо их связь
поверхностная, в то время как у детей с
высоким уровнем образного мышления
рисунки отражают суть данного предмета.

Например, для вкусного ужина может быть
нарисован торт, стол с каким-то блюдом,
тарелка с едой и т.п. Точно так же для
болезни может быть изображен и больной
человек (например,с перевязанной
ногой илилежащий на
кровати), и сама кровать, и больница.

Следует обратить
внимание на характер рисунков к словам
разной сложности, специально подобранные
в пиктограмме. Так, нарисовать знак,
отражающий «вкусный ужин» или «строгую
воспитательницу», детям на­много
проще, чем «болезнь» или «обман».

Наиболее
сложными считаются слова «теплый ветер»
и «развитие». Для детей 5 лет нормой
являются аде­кватные рисунки для
простых слов и отказ или буквальное,
конкретное отражение сложных слов. В
то же время для детей 6 лет и старше
нормой является адекватное изображение
всех слов данной пиктограммы.

Необходимо отметить
те случаи, когда ребенок рисует практически
однотипные, мало связанные с содержанием
слова рисунки, но в то же время правильно
воспроизводит слова. Это говорит о том,
что низкий уро­вень мышления
компенсируется в данном случае хорошей
механической памятью.

Большой интерес
представляет сравнение данных о
воспроизведенном материале при
непосредственном и опосредованном
запоминании, так как в случае хорошего
развития образного мышления оно может
компенсиро­вать недостаток памяти.

Тема: Общие сведения о воспитании ребенка в семье, его склонности и интересы

Вопросы к ребенку

1. С кем ты живешь?

2. Есть ли у тебя
брат, сестра? Они старше или младше тебя?
Есть у тебя дедушка, бабушка? Где они
живут?

3.
Какие игрушки есть у тебя дома, гдеони лежат?

4.
С кем ты ходишь гулять, с кем играешь?
Кто тебе покупает книги,игрушки,
гостинцы?

5. Как
ты себя ведешь дома — хорошо или плохо?
Когда ты плохо себя ведешь, что ты
делаешь?

6.
Что тебе не разрешает дома делать папа?
Если ты плохо делаешь, что скажет папа,
за что и как он тебя наказывает? А мама?
А другие (бабушка, дедушка)?

7. Кого ты дома
больше всех слушаешься, а с кем чаще
капризничаешь?


8. Кому больше всех
жалуешься, если тебя обидят?

9. Кому больше всех
рассказываешь о своих делах?

10.
Помогаешь ли дома маме, папе, младшему
брату, сестре и т.д.?Чем помогаешь
(убираешь свою постель, убираешь за
собой игрушки)?

11. Есть ли у вас
дома цветы? Кто их поливает?

12. Есть ли у вас
дома какие-нибудь животные? Кто за ними
ухаживает?

13.
Ходишь ли ты в кино, цирк, зоопарк, театр?Как часто и
с кем?

14.
Есть ли у вас дома телевизор, компьютер?
Какие ты смотришь теле­передачи? В
какие компьютерные игры ты играешь?


15. Какие у тебя
дома есть любимые игрушки и книжки?

16. Чем ты любишь
заниматься дома: рисовать, петь, танцевать,
стро­ить из кубиков, лепить, рассказывать
сказки (истории), придумывать инте­ресные
игры?

17. Есть ли у тебя
друзья во дворе? Как давно ты с ними
дружишь? Поче­му ты с ними дружишь?
Что вы вместе делаете, чем занимаетесь?

Вопросы к родителям

1. Фамилия, имя
ребенка, дата рождения.

2.
Состав семьи. Профессии родителей.
Образование отца и матери. Материальное
положение и бытовые условия семьи.

3. Какой ребенок
по счету в семье?

4. С какого времени
ребенок посещает дошкольное учреждение?

5.
Как долго находится в данной группедетского
сада?


6. Какие болезни
перенес ребенок?

7. Какие травмы
перенес ребенок?

8.
Какие игры, игрушки, материалы для
занятий есть уребенка? Где
и как они хранятся (есть ли специальный
уголок, комната)?

9. С кем чаще остается
ребенок дома? Кто с ним гуляет, играет?
Кто приносит ребенку игрушки, книги?

10.
Единодушны ли все взрослые членысемьи в
подходе к ребенку, в том, что ему разрешают,
запрещают?

11.
Какие меры воздействияна ребенка
применяются в семье (поощре­ния,
внушения, выговоры и др.)?

12. Кого в семье
ребенок больше всего слушается?


13. С кем чаще
капризничает?

14.
Кому чаще жалуется на обидчиков?

15.
С кем чаще делится своими впечатлениями?

16. Какие навыки
самообслуживания имеются у ребенка
(самостоятель­ность в уборке игрушек,
постели и др.)?

17.
Помогает ли ребенок по дому (участвует
в домашней уборке, в накрывании на стол,
ухаживании за животными, поливает
растения, помога­ет в уходе за малышами)?

18.
Назовите любимые игры и игрушки ребенка,
любимыесказки и
книжки, занятия.

19. Какие из
перечисленных занятий выполняются
ребенком успешнее всего: рисование,
лепка, пение, танцы, сооружение построек
из кубиков, придумывание игр, рассказывание
сказок (историй), игра на компьютере?

20. Назовите лучших
друзей вашего ребенка (по двору, детскому
саду).


21. Какие качества
и способности вашего ребенка Вы особенно
цените?

22. От каких дурных
привычек Вы хотели бы отучить своего
ребенка?

Приложение 18 Конспекты психокоррекционных занятий Конспект 1

Цифровой
код________________________

Тема: Узнай лицо

Направленность:
эмоциональное развитие.

Коррекционная
задача:
активизация произвольной экспрессии,
механиз­мов восприятия и идентификации
эмоциональных состояний.

Средства:
экспрессивные.

Форма:
групповая (четыре человека).

1. Фотографии лиц
людей в разных эмоциональных состояниях.
Основ­ной набор — четыре эмоциональные
модальности (радость, страх, печаль,
гнев). При усложнениях количество
фотографий (эмоциональные модаль­ности)
расширяется. Предоставляется один набор
на группу участников.

2. Пиктограммы
(схематические изображения эмоций).
Основной на­бор — четыре карточки с
заданными эмоциями. При усложнениях
вводятся провокационные пиктограммы.
Количество наборов определяется числом
участников.

Дети рассаживаются
за столом так, чтобы видеть лица друг
друга. Пси­холог раскладывает на столе
фотографии изображением вниз. Каждый
ре­бенок выбирает себе одну фотографию,
стараясь не показывать друг другу, и
рассматривает ее некоторое время.

Затем, следуя
инструкции, дети по одному «загадывают»
мимикой за­данную фотографией эмоцию.
Вместо «отгадки» остальные выбирают
одну из разложенных перед ними пиктограмм
и показывают нужную карточку. Ребенок,
«загадавший лицо», называет правильный
ответ и показывает фо­тографию.

Предлагаем ознакомиться:  Атопический дерматит у ребенка 1 год

Психолог помогает
детям при затруднениях в воспроизведении
и опре­делении (познании) эмоций.

Возможна модификация
данного занятия с использованием
пантоми­мических средств («загадка
образа»).

Блок 3. Имитационные игры и выразительные этюды

Игра
с камушками
(для детей 5—6 лет)

https://www.youtube.com/watch?v=azHFTVTcTKI

Дети гуляют по
берегу моря. Они то останавливаются,
нагибаясь за приглянувшимся камушком,
то входят в воду и брызгаются, зачерпывая
воду руками. Затем садятся на песок и
начинают играть с камушками. Дети то
подбрасывают их вверх и ловят, то кидают
вдаль.

Этюд сопровождается
музыкой Т. Ломова «На берегу».

Дружная
семья (для
детей 6—7 лет)

Дети
сидят на стульях по кругу. Каждый занят
каким-нибудь делом: один лепит из
пластилина шарики, другой вколачивает
в дощечку маленькие гвоздики, кто-то
рисует, кто-то шьет или вяжет и т.п.
Приятно смотреть на семью, в которой
все так дружно работают.

Дети
должны производить руками манипуляции
так, словно в руках у них не воображаемые
предметы, а вполне реальные.


Этюд сопровождается
музыкой Р. Паулса «Золотой клубочек».

Возьми
и передай
(для детей 6—7 лет)

Дети сидят на
стульях, расставленных по кругу, и
передают друг другу какой-нибудь
воображаемый предмет. Со стороны, глядя
на руки детей, долж­но создаться
впечатление, что они действуют с реальными
предметами.

Приложение 20 Рекомендации для родителей*

*Подборка
материалов сделана на основе разработок
Д. Чейпи [98].

Число

Поправил(а),
одернул (а)

Похвалил
(а), наградил
(a)

Вместе
развлекались. Получил(а) удовольствие
от общества ребенка

Отказался(лась)
выполнять просьбу: «Нет, я не могу
этого сделать»

Каждый
день, вечером, вспомните, сколько
раз Вы сказали ребенку.

Посмотри, что ты
натворил. Он сведет меня с ума!


Не
говори так быстро. Я никак не
могу заставить его…

Неправильно.

Хорошо.

Когда же ты
научишься?!

Сколько раз я тебе
говорила!

Нет. Я не могу.

Ну
и как ?

2. Слушаете ли Вы,
что ребенок говорит?

3. Смотрите ли Вы
на малыша, когда он говорит?


4. Стараетесь ли
Вы создать у ребенка ощущение значимости
того, что он говорит?

5. Поправляете ли
Вы речь ребенка?

6. Позволяете ли
Вы ребенку совершать ошибки?

7.
Хвалите лиВы малыша,обнимаете
ли его?

8. Смеетесь ли Вы
вместе с малышом?


9. Отводите ли Вы
каждый день время для чтения ребенку и
для бесед с ним?

10. Играете ли Вы с
малышом в какие-нибудь игры?

11. Поощряете ли Вы
ребенка в его интересах и увлечениях?

12. Есть ли у ребенка
хотя бы одна-две собственные книги?

13. Есть ли у ребенка
дома хотя бы одно место (например, полка),
кото­рое отведено только ему?

14. Стараетесь ли
Вы подать ребенку пример, читая газеты,
журналы, книги?

15. Обсуждаете ли
Вы что-нибудь интересное из прочитанного
Вами с семьей и с ребенком?

а) у зубного врача;


б) в магазине?

17. Смотрите ли Вы
телевизор вместе с ребенком?

18. Задаете ли Вы
малышу вопросы о смысле увиденного по
телевизору?

19. Ограничиваете
ли Вы возможность ребенка смотреть
телевизор?

20.
Есть ли у ребенка возможность проявлять
«мощьсвоих
мышц» в играх, мять, тискать и шлепать
глину и т.п., чтобы излить свои чувства
в рамках общепринятого поведения?


21. Стараетесь ли
Вы ходить с малышом на прогулки по
округе?

22.
Собираетесь ли Вы сводить ребенка в
Макдональдс, в зоопарк, в музей?

За
каждый ответ: «почти всегда» начислите
себе 4 балла, «иногда» — 2 балла, «никогда»
— 0 баллов. Полученные баллы сложите.

Ключ:
88баллов
— здорово! 44балла —
неплохо. Меньше 22 баллов -стоит задуматься.

Можете ли Вы
что-нибудь изменить, чтобы повысить
свой рейтинг?

Учимся читать дома

1.
Регулярно читать малышу вслух считалки,
детские стишки с часто повторяющимися
фразами, книжки с картинками, различные
рассказы и т.п.

2. Читать рассказы,
интересные ребенку: про животных,
игрушки, ди­нозавров, цирк и др.

3. Использовать
каждую возможность общения: разговаривать
с малы­шом, отвечать на его вопросы о
книгах и обо всем остальном.

4.
Разрешите ребенку свободно пользоваться
карандашами, ножница­ми, бумагой и
т.д.

5.
Сделать для ребенка карточки с повседневно
употребляемыми слова­ми.


6. Записывать
истории, которые малыш будет диктовать.

7.
Устраивать детям нечто вроде экскурсий
по кварталу и в другиеместаи обязательно
обсуждать эти прогулки как до, так и
после.

8. Обстановка дома
должна быть спокойной — родителям нужно
быть терпеливыми.

9. Дома под рукой
у ребенка всегда должно быть достаточно
материала для чтения.

10. Сами родители
должны подавать ребенку пример, читая
книги, газе­ты, журналы.

11. Родителям время
от времени следует брать малыша с собой
в библи­отеку, чтобы ребенок, во-первых,
мог полистать книги на полках и в
чи­тальном зале и, во-вторых, выбрать
несколько книг и взять их домой.

Чтение можно
сравнить с главной дорогой в стране
знаний. Все после­дующее обучение —
математике, биологии, общественным
наукам — будет основано на умении
ребенка понимать написанное, пользоваться
языком, на его способности вычленять
смысл письменного текста.

Диагностика развития двигательной сферы

Данная
схема является сокращенным вариантом
методики Э. Фрухт, опубликованной в
работе: Дети — сироты. Консультирование
и диагности­ка. М., 1998. Она не направлена
на постановку диагноза, а лишь позволяет
распознать общую картину развития и
обратить внимание на некоторые тревожные
симптомы.

Общая моторика.

1 год — самостоятельная
ходьба;

1,5—2
года — поднимается и опускается по
лестнице, держась за пору­чень;
перешагивает через препятствие на полу;
встает на лавку 20 см от пола;

2,5 года — подпрыгивает,
одновременно отделяя от земли обе ноги,
с поддержкой; перешагивает через
несколько препятствий; нагибается за
предметом;

3 года — поднимается
вверх по лестнице в 10 ступеней высотой
12—15 см, поочередно ставит ноги на каждую
ступеньку; подпрыгивает на двух ногах
без поддержки, стоит на одной ноге в
течение 10 с с открытыми глазами.

Предлагаем ознакомиться:  Подскажите, ребенку 2,3 года, проезд на поезде бесплатно? если она будет спать со мной…, проезд в поезде ребёнку 2 лет

Одновременность
движений: по бокам от коробки располагаются
круп­ные пуговицы или монеты достоинством
в 20 руб. по три с каждой сторо­ны. По
сигналу ребенок двумя руками одновременно
должен брать монету с каждой стороны и
класть в коробку. Скорость не учитывается.
Тест счита­ется невыполненным при
разновременном движении рук.


Отчетливость
движений: ребенку 3 лет предлагается
сильно ударить перкуссионным молотком
по столу. Отмечается наличие (или
отсутствие) синкенезий.

Тонкие
движения пальцев рук

Оценивается
степень дифференцированности движений
и возмож­ность действий с мелкими
предметами.

2 года — повторяют
штрихи, рисуют круги;

2,5—3 года — рисуют
прямые линии, круги по показу; могут
нарисовать человека — «головонога».


губ
(вытянуть губытрубочкой,
растянуть в улыбку);

щек (надуть и
втянуть щеки);

языка
(положитьязык на
нижнюю губу, облизать верхнюю губу,
сделатьиз
языка «горку»).

Наличие девиации
языка, асимметрия оскала свидетельствуют
о невро­логической симптоматике.
Отмечаются сила (сильные, слабые), объем
(до­водятся ли движения до конца),
переключаемость (быстрая, медленная)
оральных движений.

2 Месяца

1.
Зрительные
ориентировочные реакции:
плавное прослеживание движу­щегося
предмета; сосредоточивает взгляд на
игрушке, плавно следит за ней (до 30 см),
не выпускает ее из поля зрения, поворачивает
голову вправо и влево. Разрешается
следить за игрушкой в одну сторону, не
менее 2 раз.

2.
Слуховые
ориентировочные реакции:
прислушиваетсяво время и
послезвучания
погремушки (10—15 с), движения заторможены.


3.
Эмоции и
социальное поведение:
первая улыбка в ответ на разговор
взрослого; неярко улыбается в ответ за
3—4 обращения к нему.

4.
Движения
общие:
лежа на животе, пытается поднимать иудерживать
голову (в течение 5 с);
сразу поднимает голову после поглаживания
спины, удерживает ее в течение 5 с и
опускает.

5.
Подготовительные
этапы развития активной речи:издает
отдельные звуки в ответ на разговор с
ним; после нескольких обращений взрослого

ребенок
отвечает отдельными звуками. Допустима
отсроченная реакция (от нескольких
секунд до 1 мин).

а)
длительное зрительное сосредоточение:
смотрит на привлекший внимание неподвижный
предмет или лицо взрослого; смотрит на
игрушку в течение 20—25 с, не двигается;

б)
длительно следит за движущейся игрушкой
или взрослым: следит не­прерывно
(10—15 с) за небольшой игрушкой (до 50 см),
поворачивая голову вправо и влево.

а) ищущие повороты
головы при длительном звуке: слушает в
течение 5 с и после этого или сразу
поворачивает голову вправо и влево;
возможен преимущественный поворот
голову в одну сторону;


б) поворачивает
голову в сторону голоса взрослого:
сосредоточенно слушает в течение 5—10
с и поворачивает голову в сторону голоса
взросло­го, ищет глазами, пытается
«увидеть».

3.
Эмоции и социальное поведение.

а)
быстро отвечает улыбкой на разговор с
ним: широко и длительно улыбается после
трех обращений к нему;

б) длительное
зрительное сосредоточение на другом
ребенке: случайно увидев лежащего рядом
ребенка, услышав его голос, поворачивает
голову и сосредотачивает на нем взгляд
в течение 15—30 с. Движения заторможены.

4.
Движения
общие: лежа
на животе, поднимает и некоторое время
удер­живает голову; поднимает невысоко
и удерживает голову не менее 5 с.


5.
Подготовительные
этапы развития активной речи:
повторно произно­сит отдельные звуки.

Исследование внимания

Выполнить по памяти
серию инструкций: встать, открыть дверь,
сесть за столик, открыть коробку, взять
карандаш.

1,5 года — выполняют
3 действия;

2 года — выполняют
3—4 действия;

3 года — выполняют
5 действий.

Игра «Что
изменилось — чего не стало»

Ребенку предъявляют
четыре картинки, которые он называет.
Затем ребенка просят отвернуться, а
экспериментатор убирает одну из картинок
и заменяет другой либо меняет их местами.
Просит ребенка найти измене­ния.

Невыполнение
задания свидетельствует о трудностях
на этапе воспро­изведения.

Методика
«Зрительный диктант»

Стимульный
материал:
три таблицыиз 16 клеток,
гденарисованы
знако­мые картинки (не по порядку).

для
детей 2—2,5 лет — найтидве
повторяющиеся картинки;

для детей 3—4 лет
— найти две повторяющиеся картинки;

для детей 5 лет —
отыскивание картинок в таблице.

Инструкция:
«Вот здесь, на табличке, картинки.
Посмотри и закрой все одинаковые
(например, домики). Как можно быстрее.
Но не ошибайся».

скорость выполнения
одной таблицы — 1,5 минуты.

1) повышенная
отвлекаемость (нарушение концентрации
внимания);

2) генерализация
внимания (зависимость внимания от
внешних воздей­ствий);


3)
«застреваемость» внимания (нарушение
переключаемости), слабая способность
переходить с одного объекта на другой;

4)
ограниченный объем внимания
(неспособность
воспринять в дан­ный момент нужный
объем информации).

При изучении
эмоционально-волевой сферы и поведения
учитываются: контактность, длительность
сосредоточения внимания, эмоциональный
фон настроения, реакция на поощрение и
порицание, наличие или отсут­ствие
двигательной расторможенности.

а)
легкий,быстрый
контакт;

б) поверхностный;

в) контакт
устанавливает с трудом;

г)
уходитот
контакта;


д) протестная
реакция.

а) взгляд фиксирует
(не фиксирует);

б) устойчивое
(неустойчивое);

в) с хорошей
переключаемостью с одного предмета на
другой;

г) «застревание»;


д) с явлениями
генерализации.

а) нормальный;

б) несколько повышен
(снижен);

в) эйфорический;

г) депрессивный;

д)
контрастирующий.

а)адекватная;

б) индифферентная;

в) с повышением
(понижением) результативности работы;


г) корректировка
деятельности;

д) отсутствие
реакции;

е) отказ от
деятельности при порицании;

ж) агрессивная
реакция на порицание;

з) дезорганизация
деятельности.

Результаты
исследования заносятся в карту цифровыми
обозначениями в соответствии с
диагностическим уровнем и возрастом
испытуемого. Перед началом психологического
исследования собираются полные
анам­нестические сведения, социальная
характеристика семьи.

При составле­нии
заключения трактовка состояния
отклоняющегося развития на основе
качественного анализа результатов
систематизируется только по нозологи­ческому
принципу. Соответственно даются
рекомендации о направлении ребенка в
тот или иной тип детского воспитательного
учреждения.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Про детей
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector