Диагностика детей первого года жизни

2.1. Показатели развития младенца и параметры диагностики.

— только очень
тяжелые нарушения проявляют себя в
раннем периоде;

— более легкие
психические отклонения не всегда
сочетаются с яркими соматическими
симптомами;

— причиной нарушений
психического развития могут быть
постнатальные вредности.

Поэтому необходимо
стремиться составить клиническое
представление о психическом развитии
ребенка на каждом из возрастных уровней
[9].

В период
новорожденности можно изучать следующие
поведенческие реакции: способность
обращать глаза в сторону звука и
отворачиваться от неприятного запаха;
способность воспринимать расстояние,
отодвигать голову назад при приближении
предмета;

способность в первые дни жизни
образовывать условные рефлексы;
способность на 2-й неделе смотреть на
лицо матери дольше, чем на посторонние
лица, и реагировать более продолжительно
на человеческий голос, чем на чистый
звуковой тон.

Необходимый минимум
при клиническом обследовании младенца
включает в себя: 1) оценку зрелости; 2)
наблюдение за плачем; 3) изучение: лица
(лицевой парез, лицо, характерное для
определенных болезней), глаз (катаракты,
нистагм), движений (качество, количество,
симметрия), позитуры (излишнее напряжение
из-за спастичности);

4) пальпацию родничков
и черепных швов; 5) оценку: мышечного
тонуса, рефлексов Моро, хватательного
и коленного; 6) измерение окружности
головы; 7) осмотр спины для выявления
кожных синусов; 8) грубое определение
слуха; 9) исследование на фенилкетонурию
[9].

1. Упражнение
рефлексов
(новорожденность). Дети «упражняют» все
навыки, которыми обладают в данный
период развития. Это безусловные
рефлексы: сосание, хватание, плач. Кроме
этого новорожденные умеют смотреть и
слушать.


2. Первичные
круговые реакции
(1-4 месяца). Ребенок начинает приспосабливаться
к своему окружению, используя аккомодацию
(приспособление старых схем к новой
информации).

3. Вторичные
круговые реакции
(4-8 месяцев). Дети произвольно повторяют
те формы поведения, которые доставляют
им удовольствие; развивается способность
восприятия постоянства объекта. С этим
качеством связано появление в 7-8 месяцев
первых страхов (страх «чужого»), а также
восприятие постоянства объектов
составляет основу привязанности к
значимым для ребенка людям.

4. Координация
вторичных схем (8-12 месяцев).
Происходит дальнейшее развитие всех
упомянутых способностей ребенка.
Появляются первые признаки умения
предвосхищать события (например, плач
при виде йода) [5].

Основное
новообразование новорожденности (от 0
до 2 мес.) – возникновение индивидуальной
психической жизни ребенка.

Комплекс оживления
является основным новообразованием
возраста и служит границей критического
периода новорожденности. Комплекс
оживления включает в себя ряд реакций:
общее моторное возбуждение при приближении
взрослого;

Сроки появления
комплекса оживления
рассматриваются как один из основных
критериев
нормативности психического развития
ребенка [5;
7].

Младенческий
возраст (2 месяца – 1 год) характеризуется
полной зависимостью от взрослого.
Основными новообразованиями возраста
являются: 1) формирование структуры
предметного действия; 2) формирование
структуры речевого действия.

Ведущим типом
деятельности в первом полугодии период
является непосредственно-эмоциональное,
или ситуативно-личностное общение со
взрослым, внутри и в результате которого
развиваются все психические процессы
ребенка [7].

Таблица
5

Ориентировочная
таблица развития способностей восприятия
у младенцев [18].

Возраст

Способности

    1. месяц

  1. месяц

  1. месяца

  1. месяца

  1. месяца

5-6 месяцев

6 месяцев

6,5 месяцев

8-10 месяцев

10-12 месяцев

Звуко-зрательно-двигательные
связи, обнаруживаемые в повороте
головы и глаз на звуки.

Следит за
движениями предметов и людей.

Отличает запах
матери от запаха других людей.

Распознает многие
звуки речи.

Обладает
двухцветным зрением.

Начинает
реагировать на объект в целом, а не на
отдельные его фрагменты.

Обладает
бинокулярным и периферическим зрением.

Отличает живое
лицо матери от фотографии.

Слышит и имитирует
высокие и низкие звуки.

Связывает голос
матери с ее лицом и звуки с их источниками.

Отличает голоса
матери и отца от голосов незнакомых
людей.

Различает предметы
в вертикальном и наклонном положениях.

Различает
плоскостные и объемные изображения.

Различает, помимо
вертикального, и другие положения
предметов (отличает предметы,
поставленные вверх ногами, от наклонных)

Отличает лицо
матери от лиц незнакомых людей.

Способен
воспринимать постоянство размера
объектов.

Активизируется
зрительная и двигательная системы
ребенка, облегчая начинающему ползать
малышу восприятие глубины.

Способен
воспринимать постоянство формы
объектов.

Опознает
предметы, прикасаясь к ним, но не
рассматривая. Умеет различать на ощупь
знакомые и незнакомые предметы.

В качестве параметров
ситуативно-личностного общения ребенка
следует рассматривать инициативность
ребенка при общении, чувствительность
ребенка к воздействиям взрослого и
средства общения.

Инициативность
в общении
характеризует стремление ребенка
привлечь к себе внимание взрослого,
продлить общение (в первом полугодии)
и продемонстрировать свои умения.
Побудить к помощи, совместной деятельности,
выражению отношения к себе и др. (во
втором полугодии).

Предлагаем ознакомиться:  Кашель начинаю у ребенка 3 года

— внимание и интерес
к ним ребенка (замирание, сосредоточенность);

— положительное
отношение (улыбка, двигательное оживление,
вокализации);

— перестройка
состава комплекса оживления в зависимости
от поведения взрослого (более интенсивное
двигательное оживление при дистантном
общении, сосредоточенность на взрослом
в момент воздействий и др.).

Показателями
чувствительности во втором полугодии
являются ответные действия на обращения
взрослого (попытка подражать, реакция
на похвалу и порицание и др.), чередование
инициативных и ответных действий,
согласованность собственных действий
с действиями взрослого.

Средства общения
в первом полугодии – это количество и
выраженность компонентов комплекса
оживления, используемых ребенком в
целях общения. Состав комплекса оживления
в силу различных причин может быть:
неполным;

полным со слабой выраженностью
отдельных компонентов; может вовсе
отсутствовать. Во втором полугодии –
предречевые средства (лепет, первые
слова), а также положительные и
отрицательные эмоции и различные
действия с предметами.

Во втором полугодии
жизни формируется и становится ведущей
предметно-манипулятивная деятельность
[5; 7].

Предметно-манипулятивная
деятельность ребенка представлена в
виде разнообразных действий с предметами:

  1. Неспецифические
    действия.

    Это ориентировочно-исследовательские
    действия, которые ребенок производит
    со всеми предметами (захватывает,
    рассматривает, царапает, перекладывает
    из руки в руку, тянет в рот и др.). В
    процессе выполнения таких действий
    ребенок удовлетворяет потребность в
    познании и активном функционировании.
    Постепенно опыт действий с предметами
    фиксируется в памяти, постепенно
    нарастает произвольность действий.

  2. Специфические
    действия.

    Это определенные произвольные действия
    с конкретными предметами.

  3. Культурно-фиксированные
    действия.

    Это действия, выполняемые ребенком по
    образцу, полученному в общении со
    взрослым.

Диагностика врожденных пороков сердца у новорожденных и детей ...

Виды действий с
предметами, а также познавательная
активность (разнообразие действий с
предметами, эмоциональная вовлеченность
ребенка в деятельность) являются
параметрами уровня развития
предметно-манипулятивной деятельности.

— внимание и интерес
к предметам (степень сосредоточенности
ребенка на предмете, выраженность
внимания, интереса, удивления, наличие
отвлечений в процессе восприятия
предметов);

— познавательные
действия, отражающие стремление ребенка
к обследованию предметов (характеристики
зрительных, оральных и мануальных
действий, совершаемых ребенком при
визуальном восприятии и тактильном
обследовании предметов) [5].

Перечисленные
параметры определяются по показателям
поведения ребенка в разных диагностических
ситуациях, которые должны предусматривать
возможность выбора ребенком вида
деятельности и общения со взрослым,
проявления инициативности в общении,
чувствительности к различным
коммуникативным воздействиям взрослого,
продемонстрировать владение средствами
общения.

18-20 Дней

1. Зрительные ориентировочные реакции:удерживает в поле зрения движущийся
предмет (ступенчатое слежение): фиксирует
взглядом игрушку (следит) в течение 10
с. Движения глаз скачкообразные. Может
следить за игрушкой в одну сторону.


2. Слуховые ориентировочные реакции:вздрагивает и моргает при резком звуке;
при звуке вздрагивает и моргает или
реагирует одним способом на звук с обеих
сторон.

1. Зрительные ориентировочные реакции:удерживает в поле зрения неподвижный
предмет (лицо взрослого); движения
заторможены, фиксирует взглядом предмет
или лицо взрослого в течение 5—10 с.

2. Слуховые ориентировочные реакции:
через 5—10 с успокаивается; движения
заторможены. Слуховое сосредоточение
в течение 10—15 с.

Задание 2. Спрячь шарики!

Цели исследования:
Выявление практической ориентировки
на величину, наличие соотносящих
действий.

Оборудование:
2 коробочки четырехугольной формы
одинакового цвета с крышками такого же
цвета и формы, но разные по величине, 2
шарика (для второй подгруппы – по 3
коробочки и шарика).

Процедура:
Перед ребенком 2 коробочки и крышки к
ним на некотором расстоянии. Педагог
кладет большой шарик в большую коробку,
а маленький – в маленькую и просит
ребенка спрятать шарики, то есть накрыть
коробки крышками. При этом не объясняется,
какую крышку надо брать.

Обучение.
Если ребенок подбирает крышки неверно,
взрослый показывает и объясняет: «Большой
крышкой накрываем большую коробку, а
маленькой – маленькую». Таким образом,
в процессе диагностики педагог показывает
способ действия и фиксирует в слове
свойство предметов (величину), на которое
должен ориентироваться ребенок. После
обучения предлагается выполнить задание
самостоятельно.

Предлагаем ознакомиться:  Можно ли микролакс детям 2 года

Оценка действий.
Принятие задания, способы выполнения,
обучаемость, наличие соотносящих
действий, отношение к результату.

Задание 3. Разбор и складывание двусоставной матрешки (трехсоставной)

Цели исследования:
Выявление уровня развития ориентировки
ребенка на величину предметов, выявление
наличия соотносящих действий.

Оборудование:
2 двусоставные (для второй подгруппы –
трехсоставные) матрешки.

Процедура:
Педагог дает ребенку матрешку и просит
раскрыть ее. Если он не начинает
действовать, то раскрывает матрешку
взрослый, затем предлагает ребенку
собрать ее. Если ребенок не справляется
самостоятельно – проводится обучение.

Обучение.
Педагог берет еще одну матрешку и
раскрывает ее; обращая внимание ребенка
на маленькую матрешку, просит сделать
то же со своей матрешкой: «Раскрой
матрешку». Затем ребенка просят спрятать
маленькую матрешку в большую, используя
указательный жест и инструкцию: «Делай,
как я». Затем предлагается выполнить
задание самостоятельно.

Оценка действий.
Принятие задания, способы выполнения,
отношение к результату.

Цели исследования:
выявление уровня развития практической
ориентировки на величину, наличие и
характер соотносящих действий, определение
ведущей руки, согласованности действий
рук.

Оборудование:
пирамидки из трех (для второй подгруппы0
четырех) колец одинакового цвета, разных
по величине.

Процедура:
Педагог предлагает ребенку разобрать
пирамидку. Если он не может, взрослый
делает это сам и предлагает ребенку
собрать ее.

Обучение.
Если ребенок и после этого не начинает
действовать, педагог начинает подавать
ему кольца по одному, каждый раз указывая
жестом, что кольца нужно надевать на
стержень, затем предлагает выполнить
задание самостоятельно.

Оценка действий.
Принятие задания, складывает ли пирамидку
самостоятельно, с учетом или без учета
величины колец, обучаемость, ведущая
рука, согласованность действий рук,
результат и отношение к нему.

2 Месяца

1. Зрительные ориентировочные реакции:плавное прослеживание движущегося
предмета; сосредоточивает взгляд на
игрушке, плавно следит за ней (до 30 см),
не выпускает ее из поля зрения, поворачивает
голову вправо и влево. Разрешается
следить за игрушкой в одну сторону, не
менее 2 раз.


2. Слуховые ориентировочные реакции:прислушивается во время и послезвучания
погремушки (10—15 с), движения заторможены.

3. Эмоции и социальное поведение:первая улыбка в ответ на разговор
взрослого; неярко улыбается в ответ за
3—4 обращения к нему.

4. Движения общие:лежа на животе,
пытается поднимать и удерживать голову
(в течение 5 с); сразу поднимает голову
после поглаживания спины, удерживает
ее в течение 5 с и опускает.

5. Подготовительные этапы развития
активной речи: издает отдельные звуки
в ответ на разговор с ним; после нескольких
обращений взрослого ребенок отвечает
отдельными звуками. Допустима отсроченная
реакция (от нескольких секунд до 1 мин).

а) длительное зрительное сосредоточение:
смотрит на привлекший внимание неподвижный
предмет или лицо взрослого; смотрит на
игрушку в течение 20—25 с, не двигается;


б) длительно следит за движущейся
игрушкой или взрослым: следит непрерывно
(10—15 с) за небольшой игрушкой (до 50 см),
поворачивая голову вправо и влево.

а) ищущие повороты головы при длительном
звуке: слушает в течение 5 с и после этого
или сразу поворачивает голову вправо
и влево; возможен преимущественный
поворот голову в одну сторону;

б) поворачивает голову в сторону голоса
взрослого: сосредоточенно слушает в
течение 5—10 с и поворачивает голову в
сторону голоса взрослого, ищет глазами,
пытается «увидеть».

3. Эмоции и социальное поведение.

а) быстро отвечает улыбкой на разговор
с ним: широко и длительно улыбается
после трех обращений к нему;

б) длительное зрительное сосредоточение
на другом ребенке: случайно увидев
лежащего рядом ребенка, услышав его
голос, поворачивает голову и сосредотачивает
на нем взгляд в течение 15—30 с. Движения
заторможены.

4. Движения общие:лежа на животе,
поднимает и некоторое время удерживает
голову; поднимает невысоко и удерживает
голову не менее 5 с.

5. Подготовительные этапы развития
активной речи:повторно произносит
отдельные звуки.

Предлагаем ознакомиться:  До какого возраста кормить ребенка грудным молоком

Задание 6. Цветные кубики

Цели исследования:
выявление сформированности зрительного
восприятия цвета.

Оборудование:
по 2 кубика двух основных цветов –
красного, желтого (для второй подгруппы
– четырех цветов).

Процедура:
2 кубика разного цвета ставят перед
ребенком и просят показать такой же,
какой находится в руках у педагога.
Затем педагог говорит: «Покажи, где
красный, а теперь, где желтый (зеленый,
синий)».

Обучение.
Если ребенок не сличает цвета, то педагог
применяет сначала два цвета. Если ребенок
сличает цвета, но не выделяет по названию,
педагог учит его выделять по названию
два цвета, повторив при этом каждое
название 2-3 раза.

Оценка действий.
Принятие задания, уровень восприятия
цвета, сличает ли цвета, выделяет ли по
слову, называет ли основные цвета,
результат и отношение к нему.

Задание 7. Разрезные картинки

Печора К.Л., Пантюхина Г.В. Диагностика нервно-психического ...

Цели исследования:
выявление уровня развития целостного
восприятия предметной картинки.

Оборудование:
2 предметные картинки, одна из которых
разрезана на 2 части (для второй подгруппы
– 3 части).

Процедура:
Педагог показывает ребенку 2 части
картинки и просит: «Сделай целую
картинку!»

Обучение.
Если ребенок не выполняет задание,
взрослый показывает целую картинку и
просит из частей собрать такую же. Если
и после этого ребенок не справляется с
заданием, педагог сам накладывает часть
разрезной картинки на целую и просит
добавить другую часть. После обучения
ребенок должен выполнить задание
самостоятельно.

Оценка действий.
Принятие задания, способы выполнения,
обучаемость, результат и отношение к
нему.

Задание 8. Конструирование из палочек

Цели исследования:
выявление уровня развития целостного
восприятия, анализа образца, умения
действовать по подражанию, по образцу.

Оборудование:
6 плоских палочек одного цвета.

Участвовать в вебинаре "Международный вебинар "Диагностика ...

Процедура:
Перед ребенком строят из палочек фигуру
(«молоточек», «домик») и просят его
сделать такую же. Для младших детей
фигура предлагается из 2 палочек, для
второй подгруппы – из 3.

Обучение.
Если задание не выполняется по образцу,
его предлагают сделать по подражанию.
Если ребенок не справляется с заданием,
ему предлагают построить треугольник
вначале по образцу, затем по показу, а
если он не выполняет по показу, то по
подражанию.

Оценка действий.
Принятие задания, действия по подражанию,
по показу, по образцу, результат и
отношение к нему.

Задание 10. Порисуй!

Цели исследования:
Выявление уровня развития предметного
рисунка, ведущей руки и наличия
согласованности действий рук.

Процедура:
Ребенку даются листок бумаги и карандаш,
просят нарисовать «дорожку» или «домик»
(обучение не проводится).

Оценка действий.
Принятие задания, отношение к задаче и
результату деятельности, соответствие
рисунка инструкции. Анализ рисунков:
каракули, преднамеренное черкание,
соответствие рисунка инструкции.

Количественная оценка результатов

Оценка действий
производится по 4-балльной системе. За
невыполненное задание ребенок получает
1 балл. Другие оценки соответствуют
способам выполнения задания.

От 10 до 12 баллов
– дети не понимают цель задания, поэтому
не стремятся к его выполнению. Они не
готовы к сотрудничеству со взрослым,
не выделяют цель задания, действуют
неадекватно. Не готовы к обучению и в
основном не стремятся к положительному
результату. Относятся к категории
глубоко умственно отсталых.

От 13 до 23 баллов
– дети понимают цель задания, но с трудом
вступают в контакт с новым для них
взрослым. Требуется использование
различных эмоциональных и игровых
приемов для того, чтобы дети приняли
задание.

Отмечается стремление достигнуть
искомого результата. Как правило, не
учитывают свойства и качества предметов,
характерны хаотические действия, отказ
от дальнейшего выполнения задания. По
подражанию многие справляются с
заданиями, но самостоятельно выполнить
их после обучения не могут, так как не
осознают принцип действия.

От 24 до 33 баллов
– сразу же принимают задание, понимают
его условия и стремятся выполнить. Часто
самостоятельно не могут найти адекватный
способ выполнения и обращаются за
помощью к взрослому. После показа способа
выполнения могут самостоятельно
справиться с заданием, заинтересованы
в результате своих действий.

От 34 до 40 баллов
– норма развития.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Про детей
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector