Дети 1 го года жизни

Социальное развитие ребенка в раннем онтогенезе

Воспитательные и
обучающие воздействия взрослых определяют
развитие организма и личности ребенка,
его познавательную деятельность и
эмоционально-потребностную сферу.
Присутствие матери имеет огромное
значение для ребенка с момента рождения.

Важно все — ощущение тела матери, ее
тепла, звук ее голоса, биение сердца,
запах; на основе этого формируется
чувство ранней привязанности. Развитие
ребенка в младенческом возрасте, начиная
с периода новорожденное™, во многом
определяется созреванием сенсорных
систем, обеспечивающих контакты ребенка
и его взаимодействие с внешним миром.

Недостаточность сенсорных контактов,
интенсивно формирующихся в младенческом
возрасте, приводит не только к недоразвитию
сенсорных процессов, но и к нарушению
нервно-психического статуса ребенка.

Хорошо известен «синдром госпитализма»,
наблюдаемый у младенцев, лишенных
общения с родителями, и прежде всего с
матерью. В психологических исследованиях
показано, что взаимодействие ребенка
с матерью на 1-м году жизни осуществляется
в двух формах.

В первом полугодии это
ситуативно-личностное общение, а со
второго полугодия в течение всего
раннего возраста — ситуативно-деловое.
При ситуативно-личностном общении
взаимоотношения взрослого с ребенком
определяются его индивидуальной
эмоциональностью.

Тесное эмоциональное
взаимодействие матери и ребенка
обеспечивает формирование положительных
эмоций. Уже в первом полугодии большое
значение имеет появление так называемого
комплекса оживления, который проявляется
в виде быстрых движений, учащения
дыхания, гуления, улыбки.

дети 1 го года жизни

В контексте
материнско-детских отношений большую
роль играет эмоциональная сфера. Комплекс
оживления возникает раньше и сильнее
выражен в ответ на живые лица (прежде
всего, лицо матери), чем на предметы.

Его
наличие стимулирует развитие ребенка.
Отдельные детали лицевого изображения
сначала заменяют собой образ, но довольно
скоро, на 4—5-м месяце, начинают выделяться
его наиболее типичные черты, дифференцируется
выражение.

Формируется инвариантность
восприятия лица: ребенок воспринимает
недовольное, радостное, с измененной
прической лицо матери именно как ее
лицо. Такая стабилизация восприятия
создает ощущение защиты и комфорта.

Преобладание
позитивной или негативной реактивности
младенцев первых месяцев жизни имеет
важное прогностическое значение для
дальнейшего развития. Свойственная
некоторым младенцам негативная
реактивность (раздражительность,
выраженная хаотическая двигательная
активность, сопротивляемость успокоению,
сильный крик, задержка гуления) приводит
к преобладанию отрицательной эмоциональной
реактивности в 9 мес и соответственно
к трудностям первичного сосредоточения,
что отрицательно сказывается на развитии,
поведении и психике ребенка.

В то же
время степень выраженности комплекса
оживления положительно коррелирует со
способностью к вниманию и сосредоточению
в 2—3 года. В этом же возрасте возникают
трудности социализации при задержке
появления положительных эмоций.

Дети 1 го года жизни

Отсутствие взаимодействия ребенка со
взрослым, невостребованность комплекса
оживления (дети-сироты в домах ребенка)
приводит к его угасанию, что может
исказить нормальное развитие (синдром
госпитализма).

Взрослый знакомит
ребенка с предметами окружающего мира,
и это является основой ситуативно-делового
общения. На основе комплексной сенсорной
интеграции — зрительно-слухового и
тактильного ознакомления с предметом
— в сознании ребенка формируется его
целостный образ (исходный компонент
познавательной деятельности, в том
числе и развития речи).

Существенным в
интеллектуальном развитии ребенка
является взаимодействие сенсорной
функции и моторики ребенка.

Особую роль играет
развитие тонких движений рук, стимулирующих
не только предметно-действенную функцию,
но и развитие речи. В младенческом и
раннем детском возрасте реализуются
две важнейшие речевые функции:
номинативная, на основе которой
формируются вербальные символы предметов,
и коммуникативная.

В 3—4 мес, общаясь
со взрослыми, ребенок учится улыбаться,
поворачивать голову на звук человеческого
голоса. В 6 мес ребенок, подражая взрослому,
начинает издавать звуки, напоминающие
речь окружающих, содержащие элементы
данной языковой среды — гуление переходит
в жест.

Наименование

продуктов

и блюд

Возраст в месяцах.

Примечание

5

6

7

8

9

10-12

Фруктовые

соки, мл.

40-50

50-60

60

70

80

90-100

с 5 мес.

Фруктовые

пюре мл

40-50

50-60

60

70

80

90-100

с 5,5 мес.

Творог. г

10-30

40

40

40

50

с 6 мес.

Желток, шт.

1/4

1/4

1/2

1/2

1/2

с 6 мес.

Овощное

пюре, г

10-100

150

150

170

180

200

с 5-5,5 мес.

Молочная

каша, г.

50-100

150

150

180

200

с 6-6,5 мес.

Мясное пюре, г

5-30

50

50-60

60-70

с 7-7,5 мес.

Кефир и другие кисломолочные продукты,
мл.

100

200

200-400

с 8 мес.

Хлеб

(пшеничный)

5-10

с 11 мес.

Растительное масло, мл.

1-3

3

3

5

5

6

с 5 мес.

Сливочное масло, г.

1-4

4

4

5

6

с 6 мес.

Введение качественно новых продуктов
в питание грудного ребёнка.


● пищевые добавки

● прикормы

Пищевые добавки

1. фруктово-ягодный сок

2. фруктово-ягодное пюре

3. желток куриного яйца

4. творог

Дети 1 го года жизни

● Добавки вводятся постепенно;

●даются после кормления грудью или
между кормлениями, за исключением
желтка, который дается в начале кормления.

В качестве первого прикорма используют овощное пюре или молочную
кашу. Предпочтительнее овощное пюре,
так как оно более богато витаминами,
минеральными веществами, пектинами,
клетчаткой. Пюре следует готовить из
какого-либо одного вида овощей, обладающих
нежной клетчаткой (кабачок, цветная
капуста, морковь, картофель, тыква,),
позднее можно поочередно вводить и
другие овощи (зеленый горошек, томаты
и др.

), а затем готовить пюре из 2—3 и
более видов овощей. При приготовлении
овощного пюре картофель не должен
составлять более половины блюда, так
как он содержит много крахмала, беден
кальцием. Желательно и после введения
полной дозы овощного пюре в это же
кормление продолжать давать ребенку
грудь (в конце кормления), чтобы лактация
у матери не угасала.

Молочная каша — второй вид прикорма
грудного ребенка. Ее дают ребенку
через 3—4 недели после введения первого
прикорма (овощного пюре). Предпочтение
отдают безглютеновым крупам — рисовой,
гречневой, кукурузной, поскольку считают,
что глютенсодержащие злаки могут
индуцировать у детей первых месяцев
жизни развитие глютеновой энтеропатии.

Кашу дают ребенку начиная с 1—2 чайных
ложек, постепенно доводя ее количество
до 120-150 г в день во 2-е или в 4-е кормление,
чтобы между приемами густой пищи было
одно кормление грудным молоком.

Вначале
готовят 5% кашу на овощном отваре пополам
с молоком, через 2 недели (после того,
как количество каши достигло 150 мл) ее
заменяют на 7%, а затем через несколько
дней — на 10% кашу, которую варят на ½
цельного молока.

Дети 1 го года жизни

После каши малышу дают
грудь или любой сок, фруктовое пюре. С
кашами ребенок получает растительный
белок, крахмал, клетчатку, витамины
группы В, широкий набор минеральных
веществ и приучаются к завтраку и ужину.

Мясной прикорм (третий) в рацион
ребенка рекомендуют вводить с7 месяцев.
Его дают в небольших количествах (10—20
гр, не более 30 гр.) мясного фарша. Затем
позднее заменяют фрикадельками (10 мес.)
и паровыми котлетами (к концу первого
года жизни).

Мясо является важным
источником животного белка и железа.
Детям первого года жизни рекомендуют
нежирные сорта мяса. Мясо, как и все
новые продукты, начинают давать ребенку
с небольших количеств (1/2—1 чайная
ложка).

Постепенно его количество доводят
до к году — до 70 г. Кроме мясных блюд,
приготовленных в домашних условиях,
можно использовать специальные детские
консервы из различных видов мяса. С 8—9
месяцев ребенку 1—2 раза в неделю вместо
мяса можно давать рыбу, печень.

Не следует грудным детям в период
введения прикорма добавлять в пищу
соль. Количество сахара, добавляемого
в пищу, рекомендуют ограничить до уровня,
обеспечивающего примерно 10% общей
калорийности рациона, что для 12-месячного
ребенка равноценно примерно пяти чайным
ложкам сахара без верха (25 г) в день.

Предлагаем ознакомиться:  Упражнения и игры для развития речи детей 2-3 лет

Грудным детям нравится вкус сладкой
пищи, и важно, чтобы дети не привыкали
к тому, что всегда и вся пища будет
сладкой. Важно, чтобы рацион питания
обладал разнообразными вкусовыми
качествами и блюдами.

С 8 месяцев как самостоятельное блюдо
прикорма можно дать кисломолочный
напиток (кефир детский, бифи-кефир
и другие предназначенные специально
для питания детей первого года жизни
кисломолочные продукты).

Вопросы и задания

1. Охарактеризуйте
физиологические и поведенческие
особенности периода новорожденности.

2. Какие существенные
новообразования в двигательной сфере
характерны для первого полугодия?


3. Охарактеризуйте
психофизиологические особенности
младенца первого полугодия. Какова роль
сенсорных систем в формировании
психических процессов и поведения
младенца?

4. Какие изменения
в регуляции внутренней среды и метаболизма
происходят в течение 1-го года жизни
ребенка?

5. Формирование
каких мозговых механизмов определяет
развитие познавательной деятельности
ребенка?

Глава 20. Дошкольный возраст

(ОТ 3 ДО 6-7 ЛЕТ)

Возраст 3 лет
является переломным моментом в развитии
ребенка и характеризуется важными
качественными изменениями многих
функций организма. Не случайно этот
календарный возраст является социально
признанной границей между ясельным
возрастом и возрастом поступления
ребенка в детский сад.

Между тем как
физиологическое, так и психофизиологическое
развитие ребенка не обеспечивает ему
еще того уровня самостоятельности,
который необходим для адаптивного
пребывания в детском учреждении.

В
дошкольном возрасте происходят
значительные преобразования в деятельности
всех физиологических систем детского
организма, и к 6—7 годам ребенок приобретает
тот уровень морфологического и
функционального развития, который
обычно называют «школьной зрелостью».

• Прикорм следует давать до кормления
грудью, когда ребенок голоден, лучше с
ложечки, а не через соску.

• Предлагайте малышу новые блюда в
первой половине дня.

• Будьте терпеливы — пробуйте дать
новую еду несколько раз.

• Начинайте вводить по одному виду
прикорма с интервалом в 3-5 дней и
внимательно следите за переносимостью
вводимых продуктов.

• Каждый новый прикорм надо вводить
постепенно, начиная с небольших количеств
(сок — с нескольких капель, пюре и кашу
— с 1/2 чайной ложки), постепенно увеличивая
порцию.


• Начинать прикорм следует с
однокомпонентных фруктовых соков
(яблоко, груша).

• Через две недели можно попробовать
однокомпонентные овощные пюре. Еще
через неделю — однокомпонентные
фруктовые пюре. И уже после этого — каши.

Дети 1 го года жизни

• Введение любого нового вида пищи
следует начинать с одного продукта,
постепенно переходя к смеси двух, а
затем и нескольких продуктов данной
группы. Это правило соблюдается при
введении соков, пюре и каш для выявления
возможных аллергенных эффектов того
или иного продукта.

• Каши следует выбирать безглютеновые
(гречневые, рисовые и др.)

• Лучше начинать с низкоаллергенных
— без молока, без сахара, без глютена.
Это значительно снизит риск пищевой
аллергии.

• Основу прикорма детей первого года
жизни должны составлять продукты
промышленного производства, которые
обеспечивают безопасность входящих в
них компонентов (ингредиенты проверены
на отсутствие вредных примесей).


1. Прикорм следует давать перед
кормлением грудью

2. Каждый вид прикорма надо вводить
постепенно, начиная с небольшого
количества (10-15 г) и увеличивая его до
нужного объема в течение 7-10 дней,
полностью замещая одно грудное кормление.

3. Нельзя одновременно вводить два или
несколько новых блюд. Переходить к
новому виду пищи можно только тогда,
когда ребенок привыкнет к предыдущему.

4. По консистенции блюда прикорма
должны быть гомогенными и не вызывать
затруднения при глотании.

5. Прикорм следует давать только с
ложечки.

6. Число кормлений с введением прикорма
сокращается до 5 раз (ребенок переводится
на режим № 7. Температура блюда должна
равняться температуре получаемого
материнского молока — 37° С.

Характеристика ростовых процессов, метаболизма и вегетативных функций на разных стадиях полового созревания

Скорость
роста.
Интенсивность ростовых процессов после
3 лет снижается. Пропорции тела продолжают
изменяться, ребенок вытягивается, его
туловище постепенно становится
относительно более узким. В возрасте
4—5 лет начинают проявляться половые
различия в строении тела, хотя еще слабо
выраженные.

В период от 5 до 7 лет
наблюдается увеличение скорости роста
тела в длину (так называемый «полуростовой»
скачок),
причем конечности в это время растут
быстрее, чем туловище. На этом основан
так называемый «филиппинский тест»:
ребенку дают задание провести руку над
головой и коснуться противоположного
уха (рис. 74).

Если полуростовой скачок
еще не прошел, ребенок не может дотянуться
до уха. Завершение полуростового скачка
проявляется в том, что ребенок свободно
дотягивается до верхнего края ушной
раковины или даже до ее середины на
уровне козелка.

Рис. 74.
Филиппинский тест

Смена
зубов.
Изменения в пропорциях и темпах роста
затрагивают и кости черепа. Черепная
коробка достигает к этому возрасту уже
4/5 своего окончательного размера и затем
растет крайне медленно. Сильно начинают
изменяться кости, составляющие каркас
лица.

Увеличиваются челюсти, молочные
зубы перестают соответствовать по своим
размерам новым пропорциям, поэтому
становится неизбежной их замена на
постоянные. Начало смены зубов, очередность
и темп — важнейшие показатели
биологического созревания организма
(зубной возраст).

Скелетно-мышечная
система.
Возраст 3—4 года особенно важен для
формирования правильной осанки. В этом
возрасте продолжается окостенение
многих элементов скелета, что может
служить для оценки так называемого
«костного возраста» (на основании
рентгенографического исследования).

По-прежнему важно следить за правильной
осанкой и обеспечивать профилактику
плоскостопия. Упражнения и массаж с
использованием жестких и игольчатых
покрытий и спортивных снарядов
способствует активации рефлексогенной
зоны стоп, которая оказывает мощнейшее
влияние на развитие скелетных мышц,
проходящих в этом возрасте один из
важнейших этапов своего развития.

Именно в этот
период формируются три типа мышечных
волокон, различающихся организацией
метаболизма и сократительными свойствами.
Значительно увеличиваются сила и
быстрота движений ребенка, в беге
появляется фаза полета (дети на мгновение
отрываются от земли и летят на расстояние
50—70 см), совершенствуются координационные
способности, увеличивается ловкость и
гибкость.

К моменту завершения
полуростового скачка созревают нервные
центры, управляющие мышечной координацией,
и ребенок уже с легкостью ловит мяч
средних размеров или пытается кидать
маленький (теннисный) мячик в цель.

В
это же время происходит дальнейшее
развитие мышц рук. К возрасту 5—6 лет
формируются весьма тонкие координационные
способности, позволяющие переходить к
письму. Примерно с 5-летнего возраста в
играх начинает преобладать созидательный
мотив, ребенок пытается что-то
самостоятельно строить: домик из песка
или из кубиков и т. п.

Это проявление
созревания психических функций, но их
реализация становится возможной лишь
благодаря тому, что определенной,
необходимой стадии созревания достигают
скелетные мышцы и нервные центры,
управляющие их активностью и координацией.

Конституция.
В результате полуростового скачка
изменяется форма грудной клетки,
проявляется ее типологическая
конфигурация, которая тесно связана с
развитием и функциональными возможностями
легочной ткани.

Так, в этом возрасте
появляются, а в последующие годы более
интенсивно развиваются признаки
увеличения продольных размеров грудной
клетки. Реберные дуги нижних ребер в
этих случаях сходятся в грудине под
более острым эпигастральным углом.

Такое строение содействует развитию
органов грудной полости — легких и
сердца, формируется так называемый
торакальный тип телосложения,
способствующий улучшению снабжения
организма кислородом и развитию аэробной
энергетики, связанной с окислительными
процессами в мышцах.

Предлагаем ознакомиться:  Всд у ребенка 7 лет лечение

У других детей
формируется широкая грудная клетка с
более тупым эпигастральным углом. Это
характерно для мышечного и особенно
дигестивного типов телосложения. Могут
быть и промежуточные варианты.

Следует
иметь в виду, что проявления типологических
особенностей на данном этапе развития
еще не являются окончательными. Чаще
всего окончательный тип телосложения
складывается только в период полового
созревания.

Работоспособность
и устойчивость к нагрузкам.
Для организма ребенка характерны
генерализованные физиологические
реакции, т. е. в ответ на внешние воздействия
организм реагирует активацией различных
физиологических систем.

Такой способ
реагирования весьма неэкономичен,
связан с быстрым исчерпанием резервов
и поэтому не может обеспечивать нормальное
функционирование в течение длительного
времени. Иными словами, в организме нет
функциональных возможностей для
длительного поддерживания устойчивых
(стационарных) состояний, возникающих
при разного рода деятельности. Это
проявляется в быстром утомлении при
физических и умственных нагрузках.

Нетренированный
ребенок в 6—7 лет способен выдерживать
не более 5—7 мин сравнительно небольшую
физическую нагрузку, мощность которой
не превышает 1,5 Вт на 1 кг массы тела —
это может быть работа на велоэргометре
или бег со скоростью 1,5 м/с.

Для взрослого
здорового человека такая нагрузка
нетяжела и может выдерживаться без
перерыва в течение часа и более. Еще
менее устойчивы дети этого возраста к
статическим физическим нагрузкам. Это,
в частности, накладывает большие
ограничения на форму учебных занятий:
необходимость неподвижно сидеть за
партой, долго сохранять одно и то же
положение тела предъявляет к организму
ребенка неадекватные требования.

Скорость
роста.
После завершения полуростового скачка
и до начала пубертатного скачка отмечаются
самые низкие темпы роста длины и массы
тела. Увеличение длины и массы тела
происходит таким образом, что ребенок
«вытягивается», продолжает снижаться
относительное содержание подкожного
жира.

Отчетливо начинают проявляться
индивидуально-типологические
конституциональные особенности
телосложения. По пропорциям тела ребенок
уже очень похож на взрослого, хотя по
сравнению с полностью сформированными
юношами и девушками его ноги еще
относительно короче, у мальчиков более
узкие плечи, а у девочек — бедра.

Зубы.
Продолжается смена молочных зубов на
постоянные. Первыми — в возрасте 6—7
лет — выпадают и меняются резцы, а также
прорезывается 1-й большой моляр. Далее
сменяются клыки (9—11 лет), затем малые
коренные (10—11 лет), и к началу полового
созревания не прорезавшимися обычно
остаются только 2-й малый коренной и 2-й
большой моляр.

Скелетно-мышечная
система.
Абсолютные размеры черепа практически
уже не отличаются от размеров черепа
взрослых, причем черепные кости полностью
сращены, и дальнейшее развитие мозга
может идти только путем качественных
преобразований и усложнения его
структуры.

Позвоночник продолжает
расти, завершается формирование его
изгибов, поэтому в этом возрасте столь
важно обращать внимание на осанку: в
случае ее нарушения исправить положение
дел в дальнейшем будет значительно
сложнее.

В этом плане очень важно
удержание гигиенически правильной позы
во время уроков, при чтении, просмотре
телевизионных передач и т.п. Объем
статической нагрузки, вызванной
социальными условиями современной
жизни, в этот период резко возрастает,
и это требует принятия специальных мер
со стороны родителей, учителей и врачей
для профилактики сколиозов и других
нарушений опорно-двигательного аппарата.

Развивающееся плоскостопие в этот
период еще можно преодолеть с помощью
специальных упражнений и массажа.
Биологически этот возраст как бы
предназначен для повышенной игровой
двигательной активности, поэтому
негативное влияние социально обусловленной
гипокинезии в младшем школьном возрасте
особенно значимо.

Скелетные мышцы
ребенка вновь существенно меняются,
обеспечивая очень высокую подвижность
и неутомляемость (при условии смены
режимов мышечной деятельности). У детей
в возрасте 8—10 лет наиболее интенсивна
игровая активность, сочетающаяся с
повышенной двигательной активностью.

Во всех органах и системах происходят
морфофункциональные преобразования,
создающие благоприятные условия для
осуществления больших объемов мышечной
работы за счет функционирования аэробного
источника энергии.

Работоспособность.
Динамика работоспособности в младшем
школьном возрасте отражает возрастающую
надежность функционирования организма
ребенка. При циклической работе ногами,
в зоне большой мощности (при пульсе
160—170 уд/мин) объем выполняемой работы
у детей в период от 7 до 10 лет возрастает
в 4 раза и составляет в 10—Излетаем
возрасте примерно 40 кДж.

Однако это еще
далеко не соответствует возможностям
взрослых. К 17—18-летнему возрасту
работоспособность в этой зоне мощности
возрастает до 400 кДж. За время обучения
в школе при надлежащем физическом
воспитании надежность физиологических
функций, определяющих работоспособность,
увеличивается в 40 раз.

Дети
в возрасте 7—10 лет уже в состоянии
длительно, устойчиво (стационарно)
поддерживать функциональную активность.
У 6-летних детей такая способность
возникает только в результате
соответствующих тренировок, т.е.

постоянного упражнения тех или иных
физиологических систем в разумных для
данного возраста пределах. Естественный
механизм, помогающий развитию этих
возможностей, — спонтанная игровая
деятельность.

В ней создаются определенные
условия для формирования мотивов
целенаправленного поведения. Младший
школьный возраст сенситивен для
формирования способности к длительной
целенаправленной деятельности — как
умственной, так и физической.

Так, на
возраст 8—9 лет приходится максимум
игровой двигательной активности детей.
На перемене они стремятся компенсировать
вынужденную неподвижность на уроке,
что обусловлено их физиологическими
потребностями.

Оптимальное удовлетворение
двигательных потребностей как на уроках
физической культуры, так и во внеурочное
время содействует развитию основных
двигательных качеств. Это доказывается,
в частности, результатами исследования
возрастной динамики общей выносливости
и педагогическими экспериментами, в
которых выносливость детей 7—9 лет
удавалось повысить в 2 раза за счет
специальной организации занятий на
уроках физической культуры. При этом
сами дети предпочитают игры, развивающие
ловкость и скоростно-силовые качества.

Смешанное и искусственное вскармливание.

Смешанным вскармливаниемсчитают такое, при котором ребенок
кроме грудного молока получаетд о к
о р м(молочные и безмолочные
искусственные смеси). При этом сохраняют
хотя бы одно грудное кормление в день
(более 100—150 мл материнского молока).

Если женское молоко составляет более
2/3—3/4 суточного рациона, то эффективность
смешанного вскармливания приближается
к естественному. Наоборот, когда в
рационе женское молоко составляет менее
1/3, то эффективность смешанного
вскармливания приближается к
искусственному.

Искусственное вскармливание— питание смесями (заменителями
женского молока), даже при наличии
однократного прикладывания к груди или
суммарного объема материнского молока
до 50—100 мл и независимо от наличия или
отсутствия прикормов.

Вскармливание донорским молоком по
эффективности приближается к смешанному
вскармливанию, так как при пастеризации
женского молока неизбежно утрачивается
часть витаминов, иммуноглобулинов и
других важных нутриентов.

Молочные смеси, применяемые при кормлении
детей первого года жизни (физиологические),
подразделяют на простые смеси
(коровье молоко и его разведения
или молоко других животных) иадаптированные
смеси, качественный состав которых
максимально приближен к женскому молоку.
И те и другие смеси могут быть либо
сладкими, либо подвергнутыми кисломолочному
брожению.

Основным показанием для перевода
на смешанное вскармливание является
истиннаягипогалактияПри голодании ребенок беспокоится и
плачет сразу после кормления, не
выдерживает интервалы между кормлениями,
сосет кулачки, урежаются мочеиспускания,
уменьшается объем и кратность стула
(псевдозапоры) или, наоборот, стул
учащается («голодная» диспепсия), кривая
массы тела уплощается или «падает»,
отмечается отсутствие молока в грудной
железе у матери после кормления при
тщательном сцеживании.

• Режим питания при смешанном
вскармливании остается свободным.

• Необходимо контролировать количества
молока у матери (с помощью контрольного
взвешивания) и недостающий объем
компенсировать смесями.

• При смешанном вскармливании докорм
следует давать после прикладывания
ребенка к обеим грудям, даже при
минимальном количестве молока у матери.

Предлагаем ознакомиться:  Как убрать испуг у грудного ребенка

• Докорм лучше давать чайными ложками,
исключая соски, имитирующие материнскую
грудь. В случае большого объема докорма
возможно использование тугой соски с
одним маленьким отверстием.

• Даже при небольшом количестве грудного
молока у матери, его следует сохранять
как можно дольше.

• При смешанном вскармливании необходимо
оставлять не менее 3 грудных кормлений,
т.к. при более редком прикладывании к
груди лактация быстро угасает.

• Докармливать ребенка следует после
каждого кормления грудью, начиная с
небольших порций, и в последующем
ежедневно увеличивать количество
докорма до необходимого объема. Через
4-5 дней после привыкания ребенка к новой
пище отдельные кормления можно целиком
заменить молочными смесями.

• При искусственном вскармливании
детей первых месяцев жизни рекомендуется
6-7 разовое кормление — через 3 или 3,5 часа
с 6,5- или 6-часовым ночным перерывом;
после введения первого прикорма ребенок
может быть переведен на 5-разовое
кормление.

• Искусственное вскармливание детей
первых 4-6 месяцев должно проводиться
максимально адаптированными молочными
смесями!

• В первые 2 недели жизни, обычно
кисломолочные смеси не назначают. В
последующем их назначают в количестве
не более 1/2от
суточного. объема.

• При смешанном и искусственном
вскармливании необходимо контролировать
количество и калорийность пищи.

• Обязательно производить расчет
питания в зависимости от калорийности
смеси, массы тела и возраста ребенка.

• При использовании сухих молочных
смесей для искусственного вскармливания
очень важно точно соблюдать правила их
приготовления (восстановления).
Температура смеси, используемой в
качестве докорма, должна быть приближена
к температуре грудного молока — 37° С (35
— 40°). Смесь желательно готовить перед
употреблением.

• После введения блюд прикорма
потребность ребенка в энергии и пищевых
веществах обеспечивается не только
заменителями женского молока, но и
продуктами прикорма, что необходимо
учитывать при организации питания
малышей.

• Введение продуктов и блюд прикорма
детям, находящимся на смешанном и
искусственном вскармливании, мало
отличается от схемы введения прикорма
при естественном вскармливании. При
необходимости, отдельные виды прикорма
могут быть введены в более ранние сроки,
так как дети на искусственном вскармливании
более адаптированы к «чужеродному»
питанию.

Правила поддержания лактации.

1. Соблюдать режим дня: сон – 10 ч в сутки,
прогулки – не менее 2ч. в сутки.

2. Увеличить объем жидкости в питании
до 1,5 – 2 л в сутки (чай с молоком, жидкие
кисломолочные продукты, соки, отвары
сухофруктов без сахара, отвары трав –
см. ниже).

3. Чаще прикладывать ребёнка к груди,
не отказываться от ночных кормлений.

4. Проводить душ- массаж по Р. И. Зейтцу:
после кормления ребёнка и сцеживание
молока грудную железу (которой кормили
ребёнка) обливая горячей водой (45 С) из
душа, одновременно проводя массаж
круговыми движениями от соска к периферии
и сверху вниз, при этом сцеживая молоко.


5. За 30 мин до кормления выпивать чай с
молоком.

6. Принимать поливитамины для кормящих
матерей.

  1. Экстракты чистеца и боярышника по 20
    капель 3 раза в день.

  2. Отвар крапивы (20 г сухих листьев на 1 л
    кипятка) настоять; приём: 1 столовая
    ложка 3 раза в день.

  3. Сбор по Д. Йорданову: плоды аниса, укропа,
    трава душицы по (25г) растолочь и
    перемешать: 1 чайную ложку сбора на 1
    ст. кипятка, настоять и принимать по по
    1 столовой ложке 3 раза в день.

  4. Чай «ХиПП» из лекарственных трав для
    кормящих матерей – 3 чашки напитка в
    день.

  5. Никотиновая кислота по 0,05 г 3 раза в
    день за 30 минут до кормления ребёнка
    (за 3-4 дня увеличить дозу до 0,1 г. 3 раза
    в день).

  6. Апилак по 0,01 г. под язык 2-3 раза в день.

  7. Глютаминовая кислота по 0,5 г. 3 раза в
    день (через 20 минут после еды)

  8. Витамин Е по 0,1-0,15 г. 2 раза в день.

  9. Аскорбиновая кислота по 1 г. в день.

  10. Млекоин (гомеопатическое средство), 5
    крупинок за 10 минут до еды, 1 раз в день.

  11. Лактогон (БАД) по 1-2 таблетки 3-4 раза в
    день.

  12. УФО молочных желез.

Глава 22. Подростковый и юношеский возраст

Нейрогуморальные
механизмы полового созревания.
Чем определяется столь значительное
влияние полового созревания на организм
подростка? Запускающим звеном этого
процесса является гипоталамус. Как уже
отмечалось, гипоталамус, образующий с
гипофизом единую гипоталамо-гипофизарную
систему, является не только важнейшей
структурой регуляторной системы мозга,
с которой связаны высшие нервные функции
и психические процессы, но и центром
нейроэндокринной регуляции физиологических
систем, обеспечивающих гомеостаз.

Чем определяется
чрезмерная активность гипоталамуса на
начальных стадиях полового созревания?
Ответ на этот вопрос заключается в
специфической связи гипоталамуса с
другими железами внутренней секреции.

В зрелом организме гормоны, выделяемые
периферическими эндокринными железами,
оказывают тормозящее влияние на высшее
звено эндокринной системы. Это так
называемая отрицательная обратная
связь, которая играет важную роль в
эндокринной функции.

Она определяет
возможность саморегуляции деятельности
желез внутренней секреции: усиление
функции железы под влиянием факторов
внешней и внутренней среды и увеличение
концентрации ее гормонов приводят к
торможению гипоталамо-гипофизарной
системы.

В результате этого уменьшается
выделение тропных гормонов гипофиза,
стимулирующих активность периферической
железы, и нормализуется гормональный
баланс. На начальных этапах полового
созревания незрелость периферических
половых желез и отсутствие их тормозящего
влияния является основным фактором,
определяющим чрезмерную активность
гипоталамуса.

По мере созревания этих
желез и формирования механизмов
саморегуляции в эндокринной системе
происходит нормализация активности
гипоталамуса и соответственно исчезает
его отрицательное воздействие на
организм подростка.

II стадия полового созревания

Ростовые процессы.
Начало пубертатного периода можно
заметить по изменению темпов роста и
пропорций тела. Если в предпубертатном
периоде темпы роста были сравнительно
низки, а удлинение тела происходило в
основном за счет туловища, то с началом
этого периода ускоряется рост конечностей
в длину.

В первую очередь увеличивается
длина рук, затем ног. В результате на
смену детскому телосложению с
пропорциональным развитием туловища
и конечностей приходит подростковый,
голенастый тип, для которого характерна
некоторая длиннорукость и длинноногость.

Отставание в темпах роста туловища,
наблюдающееся в начале подросткового
периода, имеет глубокие физиологические
последствия и сказывается на динамике
развития всех внутренних органов. Так,
в этот период замедляется рост сердца,
и соответственно его функциональные
возможности могут временно отставать
от потребностей растущего тела.

Таблица 16

• Адаптированные


• Частично адаптированные (Малютка,
Малыш, Солнышко, Детолакт)

• Неадаптированные (Молоко, кефир,
биолакт)

• Сухие (порошок-инстантные,
быстрорастворимые)

• Жидкие (готовые к употреблению,
встречаются редко)

Индивидуальный выбор смеси

• Возраст ребенка — в первые
2-3 недели жизни предпочтительнее
назначать пресные смеси, поскольку
кисломолочные смеси в этом возрасте
могут вызывать (или усиливать) срыгивания,
метаболические нарушения и раздражать
слизистую кишечника.

Глава 23. Социальные факторы развития на разных этапах онтогенеза

Основным условием
благоприятного развития ребенка является
четкое соответствие уровня развития
физиологических систем и факторов
внешней среды. К числу последних относятся
социальные факторы.

— импортируемые продукты: «Лофеналак»,
«Апонти», «Фенилдон», «Нофелан»,
«Фенил-Фри»;


— продукты отечественного производства:
«Афенилак», «Тетрафен»

Классификация адаптированных смесей.

Полностью адаптированные (максимально)

Частично адаптированные

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Про детей
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector